ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
Введение 2
1. Государственно-правовые основы реализации конфессиональной
политики в РФ 2
1.1. Правовое обеспечение формирования и регулирования
конфессиональной политики государства 2
1.2. Роль государственных структур РФ в регулировании
конфессиональных отношений 22
2. Проблемы и перспективы проведения конфессиональной политики в
современной России 30
2.1. Государственная политика в отношении традиционных религий России и ее значение в деле сохранения культурно-исторической
идентичности 30
2.2. Проблема религиозного экстремизма и государственная конфессиональная политика 50
Заключение 65
Библиографический список 70
1. Государственно-правовые основы реализации конфессиональной
политики в РФ 2
1.1. Правовое обеспечение формирования и регулирования
конфессиональной политики государства 2
1.2. Роль государственных структур РФ в регулировании
конфессиональных отношений 22
2. Проблемы и перспективы проведения конфессиональной политики в
современной России 30
2.1. Государственная политика в отношении традиционных религий России и ее значение в деле сохранения культурно-исторической
идентичности 30
2.2. Проблема религиозного экстремизма и государственная конфессиональная политика 50
Заключение 65
Библиографический список 70
Актуальность. Общество является сложной системой, отношения внутри которой делятся на экономические, политические, культурные, правовые и др. К разряду общественных отношений относятся и государственно-конфессиональные отношения, выступающие ныне в качестве органичной части всякого социума.
Вопрос взаимовлияния политики и религии берет начало со времен возникновения политической сферы как таковой. В разные эпохи их взаимодействия они достигали значительных обоюдовыгодных результатов. Обе отрасли общества во все времена стремились деятельно использовать друг друга, но с ростом демократических традиций значение религии в политической жизни сокращалось. В России в любые времена религия обладала и обладает особенным местом в общественной жизни. Этим нередко пытаются воспользоваться политики, задействуя религию в личных нуждах. Но манипуляции религией существенно вредит обеим данным сферам общества.
Сегодня религия имеет большое значение. Подтверждением данного факта служат итоги исследований, осуществленных отделом социальнополитических исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук. Результаты мониторинга свидетельствуют, что с 1995 г. отмечается повышение доверия граждан к религиозным организациям. Наивысший уровень доверия был отмечен на 2012 г. - 55 % респондентов выразили доверие. Получается, что в партнерстве «религия и государство» все же преимущество принадлежит нормам религии. Тем самым, по мере доверия, выражаемого разного рода социально-политическим структурам, церковь выступает в качестве одного из лидеров вместе с институтами высшей власти и вооруженными силами.
При этом общественный престиж церкви принимается во внимание и верующим, и неверующим населением, что говорит об обширном потенциале воздействия на общественный климат в стране.
Государственно-религиозные отношения, складывающиеся в современной России, отличаются двумя разновекторными тенденциями. С одной стороны, по-настоящему усиливаются ценности западной демократии, складываются основные институции гражданского общества, утверждаются либеральные концепции автономизации гражданина. Несомненно, что такие тенденции эволюции общественно-политической жизни россиян объективно провоцируются явлениями глобализации и вестернизации социального бытия. В то же время, в обществе идет зримое расширение деятельности религиозных структур, отмечается усиление религиозности сознания, все яснее становится замещение светских норм, (частичное, а то и полное) у некоторых категорий верующих клерикальными воззрениями и установками, образцами поведения.
Целью исследования является анализ состояния государственноконфессиональных отношений в России на этапе современности.
В соответствии с этой целью в работе обозначаются следующие задачи:
-анализируется правовое обеспечение формирования и регулирования конфессиональной политики государства;
• разбирается роль государственных структур РФ в регулировании конфессиональных отношений
• дается оценка государственной политики в отношении традиционных религий России и ее значения в деле сохранения культурно-исторической идентичности
• анализируется проблема религиозного экстремизма и государственная конфессиональная политика.
Объектом исследования выступает государственная политика в конфессиональной сфере в современной России.
Предметом работы выступают предпосылки формирования, характерные особенности, важнейшие направления, проблемы и перспективы государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Методологической основой работы выступают такие общенаучные методы познания, как системный, сравнительно-исторический, проблемнохронологический и ретроспективный методы. Исследование проводилось с использованием такого метода, как системный, который позволил анализировать и государство, и религию как сложные системы с обширным структурированным набором институтов, а также воссоздать единую систему, которой придерживалось государство в отношении религии на определенном этапе изучаемого периода. Сравнительно-исторический принцип помог проанализировать эволюцию развития отношений государства и различных конфессий в исследуемый период. Проблемнохронологический принцип принцип позволил обобщить основы формирования государственной конфессиональной политики на разных этапах изучаемого периода. Применение принципа научной объективности и достоверности состоит в учете разных подходов к изучаемой проблеме, точек зрения, а так же различных оснований на фактических материалах и конкретных высказываниях.
Концепция ученых считает, что государственно-конфессиональные отношения являются сочетанием исторически возникающих и претерпевающих изменения связей и отношений, - с одной стороны, - властных органов, с другой — конфессиональных институтов (религиозных организаций, духовно-административных обществ, конфессиональных объединений). Реальное воплощение в отношениях режима с религиозными организациями приобретает его конфессиональный курс. Конфессиональной политикой считается схема мероприятий государства, вбирающая в себя целеполагание, правовое обоснование, программу организационнопрактических мероприятий по гарантированию свободы совести и вероисповедания человека и гражданина (другим словами, - «каждого»), формирование требуемых условий для удовлетворения религиозных нужд, регламентирование активности религиозных организаций как субъектов публичного права, в части, являющейся общественной активностью, реализация партнерства с ними в устранении общественно и государственно важных проблем, поддержание межконфессионального и межэтнического мира и согласия. В исследовании также применялся принцип историзма, который выражается в рассмотрении отдельных взятых явлений и фактов, в их взаимосвязи, в исторической ситуации, с учетом внешнего, а так же внутреннего политического курса государства в рассматриваемый нами период современности.
Научная новизна . Анализ существующих исследований по проблемам общественного взаимодействия, духовной жизни показывает, что государственная конфессиональная политика еще не была темой специального исследования в социально-религиозном плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.
В рамках новых подходов к анализу исторического процесса возникает необходимость пересмотра ряда исторических и культурных ценностей, выработанных человечеством, которые были положены в основу деятельности различных конфессий. Требуется объективный и критический анализ деятельности государства в отношении различных конфессий по привлечению их к разным сферам общественной и государственной жизни, использованию их потенциала в воспитательной и профилактической работе.
Комплексное решение задач, поставленных в исследовании, вызвали необходимость использовать
Исследование опирается на обширную источниковедческую базу. В первую очередь, среди данных источников следует указать нормативно - правовые акты, касающиеся развития государственно- конфессиональных отношений в современной России.
Среди этих актов особое место занимают законы Российской Федерации, которые начиная с 90-х годов ХХ века устанавливают курс государства в области конфессиональной политики. В их ряду можно упомянуть как законы, принятые непосредственно после момента оформления России как самостоятельного государства в нынешнем ее виде, так и нормативно- правовые акты, принятые в последние годы и, следовательно, отражающие те реалии, зачастую претерпевшие существенные изменения по сравнению с теми, которые были актуальны четверть века назад1.
Особо следует отметить в ряду нормативных актов договоры и соглашения между религиозными организациями (прежде всего Русской православной церковью) и государственными органами, как федеральными, так и региональными, регулирующие различные виды взаимоотношений религиозных конфессий и государственной власти России в последние годы2.
Среди источников также следует выделить сборники документов и материалов, касающиеся состояния конфессиональной сферы в стране и тенденций ее развития в новейшее время3.
В ряду использованной литературы можно обозначить целый ряд авторов, работающих в последнее время над различными аспектами государственно-конфессиональных отношений.
В частности, обращает на себя внимание научные труды В.А. Еремина4. Они касаются прежде всего социокультурного интегрирования Русской православной церкви в современных условиях, а также усилению ее роли в общественной и культурной жизни страны в последние годы. Автор справедливо рассматривает особенности взаимоотношений церкви и государства с учетом исторической роли, которую РПЦ играла в формировании российского государства и культуры. В свете этой роли автор не разделяет опасений некоторых экспертов, что чрезмерное сближение власти и православной церкви в современной России чревато нарушением принципа светскости государства, закрепленного в Конституции России. Данные реалии, по мнению автора, скорее продолжают традиции взаимоотношения церкви и государства в российской традиции.
Такой деликатной и в то же время чрезвычайно актуальной стороны рассматриваемого вопроса, как проблемы отношений религии и образования в условиях современной России касаются работы О.В. Пигоревой5. В них рассматриваются вопросы преподавания в учебных заведениях России таких новых дисциплин, как «Основы религии», а также проблемы, связанные с разработкой, принятием и последствиями внедрения таких курсов в условиях современной российской школы.
Работы К. Лапицкого6, В. Лексина7 и др. анализируют такие аспекты, как светское государство и место в нем церкви, правовые основы современных взаимоотношений церкви и государства в России. Схожим вопросам посвящены монографии В. Осавелюка, И. Мирошниковой, И. Куницына и др.8
Роли религиозного фактора в современном обучении будущих работников государственных органов посвящена работа В.А.Кудина.9
Одним из актуальнейших аспектов анализируемой проблемы служит участие региональных организаций в профилактике религиозного экстремизма, который стал подлинным бичом современного общества. При этом данная проблема не может считаться сугубо российской, приобретя в современных условиях характер глобальной. Проблемам взаимодействии религии и государства в противостоянии угрозе религиозной нетерпимости и радикализма посвящены работы С.-Х. Нунуева, Р. Абдугагеева, П. Мазуренко и др.10
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы магистерской диссертации могут быть рассмотрены и использованы как база для дальнейшего исследования изучаемой проблемы, а также в качестве основы для разработки курсов по религиоведению, государственно-конфессиональной политике и др.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладе на обучающем семинаре "Проблема религиозного экстремизма в государственной конфессиональной политике", проходившем в городе Симферополь (Республика Крым) 12.03.2019 года в Местной Религиозной Организации Евангельских Христиан «Крымская христианская церковь».
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так же библиографического списка.
Вопрос взаимовлияния политики и религии берет начало со времен возникновения политической сферы как таковой. В разные эпохи их взаимодействия они достигали значительных обоюдовыгодных результатов. Обе отрасли общества во все времена стремились деятельно использовать друг друга, но с ростом демократических традиций значение религии в политической жизни сокращалось. В России в любые времена религия обладала и обладает особенным местом в общественной жизни. Этим нередко пытаются воспользоваться политики, задействуя религию в личных нуждах. Но манипуляции религией существенно вредит обеим данным сферам общества.
Сегодня религия имеет большое значение. Подтверждением данного факта служат итоги исследований, осуществленных отделом социальнополитических исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук. Результаты мониторинга свидетельствуют, что с 1995 г. отмечается повышение доверия граждан к религиозным организациям. Наивысший уровень доверия был отмечен на 2012 г. - 55 % респондентов выразили доверие. Получается, что в партнерстве «религия и государство» все же преимущество принадлежит нормам религии. Тем самым, по мере доверия, выражаемого разного рода социально-политическим структурам, церковь выступает в качестве одного из лидеров вместе с институтами высшей власти и вооруженными силами.
При этом общественный престиж церкви принимается во внимание и верующим, и неверующим населением, что говорит об обширном потенциале воздействия на общественный климат в стране.
Государственно-религиозные отношения, складывающиеся в современной России, отличаются двумя разновекторными тенденциями. С одной стороны, по-настоящему усиливаются ценности западной демократии, складываются основные институции гражданского общества, утверждаются либеральные концепции автономизации гражданина. Несомненно, что такие тенденции эволюции общественно-политической жизни россиян объективно провоцируются явлениями глобализации и вестернизации социального бытия. В то же время, в обществе идет зримое расширение деятельности религиозных структур, отмечается усиление религиозности сознания, все яснее становится замещение светских норм, (частичное, а то и полное) у некоторых категорий верующих клерикальными воззрениями и установками, образцами поведения.
Целью исследования является анализ состояния государственноконфессиональных отношений в России на этапе современности.
В соответствии с этой целью в работе обозначаются следующие задачи:
-анализируется правовое обеспечение формирования и регулирования конфессиональной политики государства;
• разбирается роль государственных структур РФ в регулировании конфессиональных отношений
• дается оценка государственной политики в отношении традиционных религий России и ее значения в деле сохранения культурно-исторической идентичности
• анализируется проблема религиозного экстремизма и государственная конфессиональная политика.
Объектом исследования выступает государственная политика в конфессиональной сфере в современной России.
Предметом работы выступают предпосылки формирования, характерные особенности, важнейшие направления, проблемы и перспективы государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Методологической основой работы выступают такие общенаучные методы познания, как системный, сравнительно-исторический, проблемнохронологический и ретроспективный методы. Исследование проводилось с использованием такого метода, как системный, который позволил анализировать и государство, и религию как сложные системы с обширным структурированным набором институтов, а также воссоздать единую систему, которой придерживалось государство в отношении религии на определенном этапе изучаемого периода. Сравнительно-исторический принцип помог проанализировать эволюцию развития отношений государства и различных конфессий в исследуемый период. Проблемнохронологический принцип принцип позволил обобщить основы формирования государственной конфессиональной политики на разных этапах изучаемого периода. Применение принципа научной объективности и достоверности состоит в учете разных подходов к изучаемой проблеме, точек зрения, а так же различных оснований на фактических материалах и конкретных высказываниях.
Концепция ученых считает, что государственно-конфессиональные отношения являются сочетанием исторически возникающих и претерпевающих изменения связей и отношений, - с одной стороны, - властных органов, с другой — конфессиональных институтов (религиозных организаций, духовно-административных обществ, конфессиональных объединений). Реальное воплощение в отношениях режима с религиозными организациями приобретает его конфессиональный курс. Конфессиональной политикой считается схема мероприятий государства, вбирающая в себя целеполагание, правовое обоснование, программу организационнопрактических мероприятий по гарантированию свободы совести и вероисповедания человека и гражданина (другим словами, - «каждого»), формирование требуемых условий для удовлетворения религиозных нужд, регламентирование активности религиозных организаций как субъектов публичного права, в части, являющейся общественной активностью, реализация партнерства с ними в устранении общественно и государственно важных проблем, поддержание межконфессионального и межэтнического мира и согласия. В исследовании также применялся принцип историзма, который выражается в рассмотрении отдельных взятых явлений и фактов, в их взаимосвязи, в исторической ситуации, с учетом внешнего, а так же внутреннего политического курса государства в рассматриваемый нами период современности.
Научная новизна . Анализ существующих исследований по проблемам общественного взаимодействия, духовной жизни показывает, что государственная конфессиональная политика еще не была темой специального исследования в социально-религиозном плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.
В рамках новых подходов к анализу исторического процесса возникает необходимость пересмотра ряда исторических и культурных ценностей, выработанных человечеством, которые были положены в основу деятельности различных конфессий. Требуется объективный и критический анализ деятельности государства в отношении различных конфессий по привлечению их к разным сферам общественной и государственной жизни, использованию их потенциала в воспитательной и профилактической работе.
Комплексное решение задач, поставленных в исследовании, вызвали необходимость использовать
Исследование опирается на обширную источниковедческую базу. В первую очередь, среди данных источников следует указать нормативно - правовые акты, касающиеся развития государственно- конфессиональных отношений в современной России.
Среди этих актов особое место занимают законы Российской Федерации, которые начиная с 90-х годов ХХ века устанавливают курс государства в области конфессиональной политики. В их ряду можно упомянуть как законы, принятые непосредственно после момента оформления России как самостоятельного государства в нынешнем ее виде, так и нормативно- правовые акты, принятые в последние годы и, следовательно, отражающие те реалии, зачастую претерпевшие существенные изменения по сравнению с теми, которые были актуальны четверть века назад1.
Особо следует отметить в ряду нормативных актов договоры и соглашения между религиозными организациями (прежде всего Русской православной церковью) и государственными органами, как федеральными, так и региональными, регулирующие различные виды взаимоотношений религиозных конфессий и государственной власти России в последние годы2.
Среди источников также следует выделить сборники документов и материалов, касающиеся состояния конфессиональной сферы в стране и тенденций ее развития в новейшее время3.
В ряду использованной литературы можно обозначить целый ряд авторов, работающих в последнее время над различными аспектами государственно-конфессиональных отношений.
В частности, обращает на себя внимание научные труды В.А. Еремина4. Они касаются прежде всего социокультурного интегрирования Русской православной церкви в современных условиях, а также усилению ее роли в общественной и культурной жизни страны в последние годы. Автор справедливо рассматривает особенности взаимоотношений церкви и государства с учетом исторической роли, которую РПЦ играла в формировании российского государства и культуры. В свете этой роли автор не разделяет опасений некоторых экспертов, что чрезмерное сближение власти и православной церкви в современной России чревато нарушением принципа светскости государства, закрепленного в Конституции России. Данные реалии, по мнению автора, скорее продолжают традиции взаимоотношения церкви и государства в российской традиции.
Такой деликатной и в то же время чрезвычайно актуальной стороны рассматриваемого вопроса, как проблемы отношений религии и образования в условиях современной России касаются работы О.В. Пигоревой5. В них рассматриваются вопросы преподавания в учебных заведениях России таких новых дисциплин, как «Основы религии», а также проблемы, связанные с разработкой, принятием и последствиями внедрения таких курсов в условиях современной российской школы.
Работы К. Лапицкого6, В. Лексина7 и др. анализируют такие аспекты, как светское государство и место в нем церкви, правовые основы современных взаимоотношений церкви и государства в России. Схожим вопросам посвящены монографии В. Осавелюка, И. Мирошниковой, И. Куницына и др.8
Роли религиозного фактора в современном обучении будущих работников государственных органов посвящена работа В.А.Кудина.9
Одним из актуальнейших аспектов анализируемой проблемы служит участие региональных организаций в профилактике религиозного экстремизма, который стал подлинным бичом современного общества. При этом данная проблема не может считаться сугубо российской, приобретя в современных условиях характер глобальной. Проблемам взаимодействии религии и государства в противостоянии угрозе религиозной нетерпимости и радикализма посвящены работы С.-Х. Нунуева, Р. Абдугагеева, П. Мазуренко и др.10
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы магистерской диссертации могут быть рассмотрены и использованы как база для дальнейшего исследования изучаемой проблемы, а также в качестве основы для разработки курсов по религиоведению, государственно-конфессиональной политике и др.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладе на обучающем семинаре "Проблема религиозного экстремизма в государственной конфессиональной политике", проходившем в городе Симферополь (Республика Крым) 12.03.2019 года в Местной Религиозной Организации Евангельских Христиан «Крымская христианская церковь».
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так же библиографического списка.
Государство ориентировано через религию укрепить значение светского законодательства, усиливая его позиции религиозными или сакральными доводами. Помимо этого, в нашей стране религиозное крайне тесно взаимосвязано с национальным, так сближаясь с церковью, государство желает укреплять общенациональную идентичность. Более того, религия служила и служит идеологической константой на международной политической арене. В России с падением коммунистической идеологии появился вакуум, пренебречь заполнением каковой было бы крайне опасно для государства. По отношению к религиозным организациям желание сблизиться с властью тоже понятно. Во-первых, это материальный интерес, поскольку власть помогает строительству и ремонту храмов, иных религиозных объектов и т. д. Во-вторых, поддержка миссионерской активности от властей возможна через медиа. Более того, сотрудничество властей и религии может дать определенные преференции церкви, что, кстати, и отмечается ныне применительно к православию. Речь может идти также о потенциальной либерализации законов или даже реформирования их в целях усиления роли церкви.
Таким образом, государственно-религиозное взаимодействие приносит некоторый позитивный эффект как для религиозных объединений, так и для власти. Но можно обозначить и отрицательные тенденции, вроде нарушения принципа светскости государства, выражающееся в неравном отношении к любым конфессиям.
В связи с этим требуется указать, что государственно-религиозное сотрудничество должно иметь рамки, нарушение которых имеет необратимые последствия, к которым отечественное общество еще не подготовлено. Чтобы этого не случилось, России требуется учесть опыт международной практики государственно-религиозных отношений. Вероятно даже сформирование общей концепции для регулирования государственнорелигиозных взаимоотношений в правовом пространстве, учитывая культурно-национальные черты. К тому же, уже завершается период обоюдовыгодного партнерства государства и конфессий.
Ныне уверенно можно заявлять, что в России складывается новый тип государственно-конфессиональных отношений, при этом не всегда принимающая во внимание мировой опыт.
Для поддержания религиозной безопасности требуется ограничение бесконтрольной деятельности религиозных групп, устранив возможность продвижения, а проще говоря - пропаганды, их учения. В свете того, что законотворцы дают равные возможности выстраивания своей работы как конфессиональной группе, так и религиозной организации, чрезвычайно трудно в одно и то же время обеспечить право на свободу совести и гарантировать общественную безопасность.
Несмотря на определенные нарушения законодательного принципа светскости и разнообразные отходы от буквы Закона «О свободе совести.», Россия все же продолжает оставаться светским государством и не ограничивает себя какими-то религиозными рамками. Ее партнерство с религией все еще сводится только к некоторым сферам. Так, церковь все еще не назначает должностных лиц, не допускается к цензуре законов, к формированию и распределению бюджета, тем более - к определению внутренней и внешней политики страны. Она еще не берется за государственные функции, предусматривающие принуждение, а власть не осуществляет вмешательство в религиозные отношения, кроме тех случаев, которые предусматривают ее функционирование как юридического лица, вступающего в соответственные отношения с государством. Но и такие стороны взаимоотношений государства и религии, служащие сущностью принципа светскости государства, все чаще подвергаются разного рода угрозам.
Для нейтрализации поползновений к клерикализации общества и создания новой парадигмы государственно-конфессиональных связей требуется модернизация конституционно-правовых форм регламентирования этой отрасли. Прежде всего актуально принятие закона о взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями, где следует конкретно закрепить цели, задачи, принципы, формы и предмет партнерства власти и религии. Требуется и нормативно установить рамки и гарантии функционирования религиозных организаций, четко определить правовое поле, в границах которого оперирует религия, а власть взаимодействует с ней.
Иными словами, России требуется новый тип государственноконфессиональных связей, нацеленная на конкретное закрепление в федеральном и региональном праве конституционных норм, регулирующих отношения между властью и религиозными институтами. Подобная модель призвана обозначить правовые границы сближения власти и религии. Лишь это может стать гарантией предотвращения излишнего роста влияния религии на общественно-политические и экономические процессы, с одной стороны, и вовлечение власти в религиозные вопросы, с другой.
Говоря о важности отделения церкви от государства, в то же время впадать в другую крайность, а именно вытеснения религии из всех сфер общественной жизни, удаления религиозных конгрегаций от обсуждения социально значимых вопросов, лишения их права давать оценку действиям государства. Речь идет только о недвусмысленном разграничении сфер компетенции светской и религиозной властей, как этого требует закрепленный в конституции принцип светскости режима. Религиозная власть обязана держаться вне политики, но ей так или иначе придется иметь дело с политикой. Поэтому и важен поиск наилучшего пути (включая и политическое присутствие) поведения религии в светском государстве. Иными словами, церковь должна не подчинять себе власть светскую, не воскурять ей фимиам, не идти во всем с ней на соглашение и испрашивать разного рода привилегии. Ей отводится роль морального судьи и обличителя нравственных просчетов власти, стимулировать на совершение богоугодных дел, выявлять и лечить духовные язвы нации. Как раз этого ждут от церкви здравомыслящие члены общества - являться совестью России. В обратном случае общество может впасть в новое отчуждение, наступит кризис авторитета духовенства, всплеск светского, а возможно - и религиозного антиклерикализма.
Тем самым, важнейшими принципами усовершенствования правовой политики в области государственно-конфессиональных отношений необходимо признать: осознание и закрепление общественноконструктивной роли религии для сплочения общества и особого значения традиционных конфессий в данном процессе; несогласие с позитивной оценкой экуменизма и глобализации в области религии.
Для более результативного поддержания религиозной безопасности надлежит также озаботиться изучением возможностей подготовки доктринального свода, к примеру концепции религиозной безопасности, России, где следует отобразить историческое и культурное значение православия, ислама и иных традиционных конфессий в истории Российского государства, указать опасности для религиозной идентичности народов России, а также расписать в нормативном плане институт религиоведческой экспертизы.
Таким образом, государственно-религиозное взаимодействие приносит некоторый позитивный эффект как для религиозных объединений, так и для власти. Но можно обозначить и отрицательные тенденции, вроде нарушения принципа светскости государства, выражающееся в неравном отношении к любым конфессиям.
В связи с этим требуется указать, что государственно-религиозное сотрудничество должно иметь рамки, нарушение которых имеет необратимые последствия, к которым отечественное общество еще не подготовлено. Чтобы этого не случилось, России требуется учесть опыт международной практики государственно-религиозных отношений. Вероятно даже сформирование общей концепции для регулирования государственнорелигиозных взаимоотношений в правовом пространстве, учитывая культурно-национальные черты. К тому же, уже завершается период обоюдовыгодного партнерства государства и конфессий.
Ныне уверенно можно заявлять, что в России складывается новый тип государственно-конфессиональных отношений, при этом не всегда принимающая во внимание мировой опыт.
Для поддержания религиозной безопасности требуется ограничение бесконтрольной деятельности религиозных групп, устранив возможность продвижения, а проще говоря - пропаганды, их учения. В свете того, что законотворцы дают равные возможности выстраивания своей работы как конфессиональной группе, так и религиозной организации, чрезвычайно трудно в одно и то же время обеспечить право на свободу совести и гарантировать общественную безопасность.
Несмотря на определенные нарушения законодательного принципа светскости и разнообразные отходы от буквы Закона «О свободе совести.», Россия все же продолжает оставаться светским государством и не ограничивает себя какими-то религиозными рамками. Ее партнерство с религией все еще сводится только к некоторым сферам. Так, церковь все еще не назначает должностных лиц, не допускается к цензуре законов, к формированию и распределению бюджета, тем более - к определению внутренней и внешней политики страны. Она еще не берется за государственные функции, предусматривающие принуждение, а власть не осуществляет вмешательство в религиозные отношения, кроме тех случаев, которые предусматривают ее функционирование как юридического лица, вступающего в соответственные отношения с государством. Но и такие стороны взаимоотношений государства и религии, служащие сущностью принципа светскости государства, все чаще подвергаются разного рода угрозам.
Для нейтрализации поползновений к клерикализации общества и создания новой парадигмы государственно-конфессиональных связей требуется модернизация конституционно-правовых форм регламентирования этой отрасли. Прежде всего актуально принятие закона о взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями, где следует конкретно закрепить цели, задачи, принципы, формы и предмет партнерства власти и религии. Требуется и нормативно установить рамки и гарантии функционирования религиозных организаций, четко определить правовое поле, в границах которого оперирует религия, а власть взаимодействует с ней.
Иными словами, России требуется новый тип государственноконфессиональных связей, нацеленная на конкретное закрепление в федеральном и региональном праве конституционных норм, регулирующих отношения между властью и религиозными институтами. Подобная модель призвана обозначить правовые границы сближения власти и религии. Лишь это может стать гарантией предотвращения излишнего роста влияния религии на общественно-политические и экономические процессы, с одной стороны, и вовлечение власти в религиозные вопросы, с другой.
Говоря о важности отделения церкви от государства, в то же время впадать в другую крайность, а именно вытеснения религии из всех сфер общественной жизни, удаления религиозных конгрегаций от обсуждения социально значимых вопросов, лишения их права давать оценку действиям государства. Речь идет только о недвусмысленном разграничении сфер компетенции светской и религиозной властей, как этого требует закрепленный в конституции принцип светскости режима. Религиозная власть обязана держаться вне политики, но ей так или иначе придется иметь дело с политикой. Поэтому и важен поиск наилучшего пути (включая и политическое присутствие) поведения религии в светском государстве. Иными словами, церковь должна не подчинять себе власть светскую, не воскурять ей фимиам, не идти во всем с ней на соглашение и испрашивать разного рода привилегии. Ей отводится роль морального судьи и обличителя нравственных просчетов власти, стимулировать на совершение богоугодных дел, выявлять и лечить духовные язвы нации. Как раз этого ждут от церкви здравомыслящие члены общества - являться совестью России. В обратном случае общество может впасть в новое отчуждение, наступит кризис авторитета духовенства, всплеск светского, а возможно - и религиозного антиклерикализма.
Тем самым, важнейшими принципами усовершенствования правовой политики в области государственно-конфессиональных отношений необходимо признать: осознание и закрепление общественноконструктивной роли религии для сплочения общества и особого значения традиционных конфессий в данном процессе; несогласие с позитивной оценкой экуменизма и глобализации в области религии.
Для более результативного поддержания религиозной безопасности надлежит также озаботиться изучением возможностей подготовки доктринального свода, к примеру концепции религиозной безопасности, России, где следует отобразить историческое и культурное значение православия, ислама и иных традиционных конфессий в истории Российского государства, указать опасности для религиозной идентичности народов России, а также расписать в нормативном плане институт религиоведческой экспертизы.
Подобные работы
- Формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Положение религиозных общин Алтайского края в контексте государственно-конфессиональной политики в СССР в 1960-е-1980-е. гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу (Политическая история, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И СПЕЦИФИКА
ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛОЖЕНИЕ БУДДИСТСКИХ ОБЩИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО–КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ ЛЮТЕРАНСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В. - 1905 Г.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





