Введение 2
1. Государственно-правовые основы реализации конфессиональной
политики в РФ 2
1.1. Правовое обеспечение формирования и регулирования
конфессиональной политики государства 2
1.2. Роль государственных структур РФ в регулировании
конфессиональных отношений 22
2. Проблемы и перспективы проведения конфессиональной политики в
современной России 30
2.1. Государственная политика в отношении традиционных религий России и ее значение в деле сохранения культурно-исторической
идентичности 30
2.2. Проблема религиозного экстремизма и государственная конфессиональная политика 50
Заключение 65
Библиографический список 70
Актуальность. Общество является сложной системой, отношения внутри которой делятся на экономические, политические, культурные, правовые и др. К разряду общественных отношений относятся и государственно-конфессиональные отношения, выступающие ныне в качестве органичной части всякого социума.
Вопрос взаимовлияния политики и религии берет начало со времен возникновения политической сферы как таковой. В разные эпохи их взаимодействия они достигали значительных обоюдовыгодных результатов. Обе отрасли общества во все времена стремились деятельно использовать друг друга, но с ростом демократических традиций значение религии в политической жизни сокращалось. В России в любые времена религия обладала и обладает особенным местом в общественной жизни. Этим нередко пытаются воспользоваться политики, задействуя религию в личных нуждах. Но манипуляции религией существенно вредит обеим данным сферам общества.
Сегодня религия имеет большое значение. Подтверждением данного факта служат итоги исследований, осуществленных отделом социальнополитических исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук. Результаты мониторинга свидетельствуют, что с 1995 г. отмечается повышение доверия граждан к религиозным организациям. Наивысший уровень доверия был отмечен на 2012 г. - 55 % респондентов выразили доверие. Получается, что в партнерстве «религия и государство» все же преимущество принадлежит нормам религии. Тем самым, по мере доверия, выражаемого разного рода социально-политическим структурам, церковь выступает в качестве одного из лидеров вместе с институтами высшей власти и вооруженными силами.
При этом общественный престиж церкви принимается во внимание и верующим, и неверующим населением, что говорит об обширном потенциале воздействия на общественный климат в стране.
Государственно-религиозные отношения, складывающиеся в современной России, отличаются двумя разновекторными тенденциями. С одной стороны, по-настоящему усиливаются ценности западной демократии, складываются основные институции гражданского общества, утверждаются либеральные концепции автономизации гражданина. Несомненно, что такие тенденции эволюции общественно-политической жизни россиян объективно провоцируются явлениями глобализации и вестернизации социального бытия. В то же время, в обществе идет зримое расширение деятельности религиозных структур, отмечается усиление религиозности сознания, все яснее становится замещение светских норм, (частичное, а то и полное) у некоторых категорий верующих клерикальными воззрениями и установками, образцами поведения.
Целью исследования является анализ состояния государственноконфессиональных отношений в России на этапе современности.
В соответствии с этой целью в работе обозначаются следующие задачи:
-анализируется правовое обеспечение формирования и регулирования конфессиональной политики государства;
• разбирается роль государственных структур РФ в регулировании конфессиональных отношений
• дается оценка государственной политики в отношении традиционных религий России и ее значения в деле сохранения культурно-исторической идентичности
• анализируется проблема религиозного экстремизма и государственная конфессиональная политика.
Объектом исследования выступает государственная политика в конфессиональной сфере в современной России.
Предметом работы выступают предпосылки формирования, характерные особенности, важнейшие направления, проблемы и перспективы государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Методологической основой работы выступают такие общенаучные методы познания, как системный, сравнительно-исторический, проблемнохронологический и ретроспективный методы. Исследование проводилось с использованием такого метода, как системный, который позволил анализировать и государство, и религию как сложные системы с обширным структурированным набором институтов, а также воссоздать единую систему, которой придерживалось государство в отношении религии на определенном этапе изучаемого периода. Сравнительно-исторический принцип помог проанализировать эволюцию развития отношений государства и различных конфессий в исследуемый период. Проблемнохронологический принцип принцип позволил обобщить основы формирования государственной конфессиональной политики на разных этапах изучаемого периода. Применение принципа научной объективности и достоверности состоит в учете разных подходов к изучаемой проблеме, точек зрения, а так же различных оснований на фактических материалах и конкретных высказываниях.
Концепция ученых считает, что государственно-конфессиональные отношения являются сочетанием исторически возникающих и претерпевающих изменения связей и отношений, - с одной стороны, - властных органов, с другой — конфессиональных институтов (религиозных организаций, духовно-административных обществ, конфессиональных объединений). Реальное воплощение в отношениях режима с религиозными организациями приобретает его конфессиональный курс. Конфессиональной политикой считается схема мероприятий государства, вбирающая в себя целеполагание, правовое обоснование, программу организационнопрактических мероприятий по гарантированию свободы совести и вероисповедания человека и гражданина (другим словами, - «каждого»), формирование требуемых условий для удовлетворения религиозных нужд, регламентирование активности религиозных организаций как субъектов публичного права, в части, являющейся общественной активностью, реализация партнерства с ними в устранении общественно и государственно важных проблем, поддержание межконфессионального и межэтнического мира и согласия. В исследовании также применялся принцип историзма, который выражается в рассмотрении отдельных взятых явлений и фактов, в их взаимосвязи, в исторической ситуации, с учетом внешнего, а так же внутреннего политического курса государства в рассматриваемый нами период современности.
Научная новизна . Анализ существующих исследований по проблемам общественного взаимодействия, духовной жизни показывает, что государственная конфессиональная политика еще не была темой специального исследования в социально-религиозном плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.
В рамках новых подходов к анализу исторического процесса возникает необходимость пересмотра ряда исторических и культурных ценностей, выработанных человечеством, которые были положены в основу деятельности различных конфессий. Требуется объективный и критический анализ деятельности государства в отношении различных конфессий по привлечению их к разным сферам общественной и государственной жизни, использованию их потенциала в воспитательной и профилактической работе.
Комплексное решение задач, поставленных в исследовании, вызвали необходимость использовать
Исследование опирается на обширную источниковедческую базу. В первую очередь, среди данных источников следует указать нормативно - правовые акты, касающиеся развития государственно- конфессиональных отношений в современной России.
Среди этих актов особое место занимают законы Российской Федерации, которые начиная с 90-х годов ХХ века устанавливают курс государства в области конфессиональной политики. В их ряду можно упомянуть как законы, принятые непосредственно после момента оформления России как самостоятельного государства в нынешнем ее виде, так и нормативно- правовые акты, принятые в последние годы и, следовательно, отражающие те реалии, зачастую претерпевшие существенные изменения по сравнению с теми, которые были актуальны четверть века назад1.
Особо следует отметить в ряду нормативных актов договоры и соглашения между религиозными организациями (прежде всего Русской православной церковью) и государственными органами, как федеральными, так и региональными, регулирующие различные виды взаимоотношений религиозных конфессий и государственной власти России в последние годы2.
Среди источников также следует выделить сборники документов и материалов, касающиеся состояния конфессиональной сферы в стране и тенденций ее развития в новейшее время3.
В ряду использованной литературы можно обозначить целый ряд авторов, работающих в последнее время над различными аспектами государственно-конфессиональных отношений.
В частности, обращает на себя внимание научные труды В.А. Еремина4. Они касаются прежде всего социокультурного интегрирования Русской православной церкви в современных условиях, а также усилению ее роли в общественной и культурной жизни страны в последние годы. Автор справедливо рассматривает особенности взаимоотношений церкви и государства с учетом исторической роли, которую РПЦ играла в формировании российского государства и культуры. В свете этой роли автор не разделяет опасений некоторых экспертов, что чрезмерное сближение власти и православной церкви в современной России чревато нарушением принципа светскости государства, закрепленного в Конституции России. Данные реалии, по мнению автора, скорее продолжают традиции взаимоотношения церкви и государства в российской традиции.
Такой деликатной и в то же время чрезвычайно актуальной стороны рассматриваемого вопроса, как проблемы отношений религии и образования в условиях современной России касаются работы О.В. Пигоревой5. В них рассматриваются вопросы преподавания в учебных заведениях России таких новых дисциплин, как «Основы религии», а также проблемы, связанные с разработкой, принятием и последствиями внедрения таких курсов в условиях современной российской школы.
Работы К. Лапицкого6, В. Лексина7 и др. анализируют такие аспекты, как светское государство и место в нем церкви, правовые основы современных взаимоотношений церкви и государства в России. Схожим вопросам посвящены монографии В. Осавелюка, И. Мирошниковой, И. Куницына и др.8
Роли религиозного фактора в современном обучении будущих работников государственных органов посвящена работа В.А.Кудина.9
Одним из актуальнейших аспектов анализируемой проблемы служит участие региональных организаций в профилактике религиозного экстремизма, который стал подлинным бичом современного общества. При этом данная проблема не может считаться сугубо российской, приобретя в современных условиях характер глобальной. Проблемам взаимодействии религии и государства в противостоянии угрозе религиозной нетерпимости и радикализма посвящены работы С.-Х. Нунуева, Р. Абдугагеева, П. Мазуренко и др.10
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы магистерской диссертации могут быть рассмотрены и использованы как база для дальнейшего исследования изучаемой проблемы, а также в качестве основы для разработки курсов по религиоведению, государственно-конфессиональной политике и др.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладе на обучающем семинаре "Проблема религиозного экстремизма в государственной конфессиональной политике", проходившем в городе Симферополь (Республика Крым) 12.03.2019 года в Местной Религиозной Организации Евангельских Христиан «Крымская христианская церковь».
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так же библиографического списка.
Государство ориентировано через религию укрепить значение светского законодательства, усиливая его позиции религиозными или сакральными доводами. Помимо этого, в нашей стране религиозное крайне тесно взаимосвязано с национальным, так сближаясь с церковью, государство желает укреплять общенациональную идентичность. Более того, религия служила и служит идеологической константой на международной политической арене. В России с падением коммунистической идеологии появился вакуум, пренебречь заполнением каковой было бы крайне опасно для государства. По отношению к религиозным организациям желание сблизиться с властью тоже понятно. Во-первых, это материальный интерес, поскольку власть помогает строительству и ремонту храмов, иных религиозных объектов и т. д. Во-вторых, поддержка миссионерской активности от властей возможна через медиа. Более того, сотрудничество властей и религии может дать определенные преференции церкви, что, кстати, и отмечается ныне применительно к православию. Речь может идти также о потенциальной либерализации законов или даже реформирования их в целях усиления роли церкви.
Таким образом, государственно-религиозное взаимодействие приносит некоторый позитивный эффект как для религиозных объединений, так и для власти. Но можно обозначить и отрицательные тенденции, вроде нарушения принципа светскости государства, выражающееся в неравном отношении к любым конфессиям.
В связи с этим требуется указать, что государственно-религиозное сотрудничество должно иметь рамки, нарушение которых имеет необратимые последствия, к которым отечественное общество еще не подготовлено. Чтобы этого не случилось, России требуется учесть опыт международной практики государственно-религиозных отношений. Вероятно даже сформирование общей концепции для регулирования государственнорелигиозных взаимоотношений в правовом пространстве, учитывая культурно-национальные черты. К тому же, уже завершается период обоюдовыгодного партнерства государства и конфессий.
Ныне уверенно можно заявлять, что в России складывается новый тип государственно-конфессиональных отношений, при этом не всегда принимающая во внимание мировой опыт.
Для поддержания религиозной безопасности требуется ограничение бесконтрольной деятельности религиозных групп, устранив возможность продвижения, а проще говоря - пропаганды, их учения. В свете того, что законотворцы дают равные возможности выстраивания своей работы как конфессиональной группе, так и религиозной организации, чрезвычайно трудно в одно и то же время обеспечить право на свободу совести и гарантировать общественную безопасность.
Несмотря на определенные нарушения законодательного принципа светскости и разнообразные отходы от буквы Закона «О свободе совести.», Россия все же продолжает оставаться светским государством и не ограничивает себя какими-то религиозными рамками. Ее партнерство с религией все еще сводится только к некоторым сферам. Так, церковь все еще не назначает должностных лиц, не допускается к цензуре законов, к формированию и распределению бюджета, тем более - к определению внутренней и внешней политики страны. Она еще не берется за государственные функции, предусматривающие принуждение, а власть не осуществляет вмешательство в религиозные отношения, кроме тех случаев, которые предусматривают ее функционирование как юридического лица, вступающего в соответственные отношения с государством. Но и такие стороны взаимоотношений государства и религии, служащие сущностью принципа светскости государства, все чаще подвергаются разного рода угрозам.
Для нейтрализации поползновений к клерикализации общества и создания новой парадигмы государственно-конфессиональных связей требуется модернизация конституционно-правовых форм регламентирования этой отрасли. Прежде всего актуально принятие закона о взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями, где следует конкретно закрепить цели, задачи, принципы, формы и предмет партнерства власти и религии. Требуется и нормативно установить рамки и гарантии функционирования религиозных организаций, четко определить правовое поле, в границах которого оперирует религия, а власть взаимодействует с ней.
Иными словами, России требуется новый тип государственноконфессиональных связей, нацеленная на конкретное закрепление в федеральном и региональном праве конституционных норм, регулирующих отношения между властью и религиозными институтами. Подобная модель призвана обозначить правовые границы сближения власти и религии. Лишь это может стать гарантией предотвращения излишнего роста влияния религии на общественно-политические и экономические процессы, с одной стороны, и вовлечение власти в религиозные вопросы, с другой.
Говоря о важности отделения церкви от государства, в то же время впадать в другую крайность, а именно вытеснения религии из всех сфер общественной жизни, удаления религиозных конгрегаций от обсуждения социально значимых вопросов, лишения их права давать оценку действиям государства. Речь идет только о недвусмысленном разграничении сфер компетенции светской и религиозной властей, как этого требует закрепленный в конституции принцип светскости режима. Религиозная власть обязана держаться вне политики, но ей так или иначе придется иметь дело с политикой. Поэтому и важен поиск наилучшего пути (включая и политическое присутствие) поведения религии в светском государстве. Иными словами, церковь должна не подчинять себе власть светскую, не воскурять ей фимиам, не идти во всем с ней на соглашение и испрашивать разного рода привилегии. Ей отводится роль морального судьи и обличителя нравственных просчетов власти, стимулировать на совершение богоугодных дел, выявлять и лечить духовные язвы нации. Как раз этого ждут от церкви здравомыслящие члены общества - являться совестью России. В обратном случае общество может впасть в новое отчуждение, наступит кризис авторитета духовенства, всплеск светского, а возможно - и религиозного антиклерикализма.
Тем самым, важнейшими принципами усовершенствования правовой политики в области государственно-конфессиональных отношений необходимо признать: осознание и закрепление общественноконструктивной роли религии для сплочения общества и особого значения традиционных конфессий в данном процессе; несогласие с позитивной оценкой экуменизма и глобализации в области религии.
Для более результативного поддержания религиозной безопасности надлежит также озаботиться изучением возможностей подготовки доктринального свода, к примеру концепции религиозной безопасности, России, где следует отобразить историческое и культурное значение православия, ислама и иных традиционных конфессий в истории Российского государства, указать опасности для религиозной идентичности народов России, а также расписать в нормативном плане институт религиоведческой экспертизы.
1. Абдулганеев Р.Р. Детерминирующие факторы религиозного экстремизма и их предупреждение//Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 18. - С. 139-142.
2. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. № 1. - С. 3-22.
3. Авдеев Е. А. Российское законодательство в сфере государственноконфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики//Гуманитарные и юридические исследования.2015,№ 4. - С.146-151.
4. Азаров, В. Религиозный фактор и военная безопасность России // Ориентир. - 2003. - № 1. - С. 14-17
5. Астэр И.В., Кучукова Н.Ю., Серов Н.В. Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления// Современные исследования социальных проблем. 2012, №2 (10). - С.24.
6. Багдасарян В.Э. Генезис секулярного познания: ценностномировоззренческая парадигма секуляризма. М., 2007.- 151 с.
7. Бакланов И. С., Бичахчян М. К., Бакланова О. А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. - С. 23-26.
8. Бирюков В.Ю. Системный анализ государственной политики России в отношении нетрадиционных религиозных организаций: история вопроса, современное состояние и тенденции развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 65. - С. 42-51.
9. Володина Н. Иудаизм и конфессиональная политика в Израиле // URL: https://pravo33.wordpress.eom/2008/10/1 (дата обращения 1.05.2019).
10. Даниленко С. Бог прощает всех. Тюремное служение в России: опыт баптистского пастора // НГ -религии. 07.11.2007.
11. Добаев И.П. Современный терроризм на Северном Кавказе: сущность, идеология, опыт противодействия // Приоритеты Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Ростов н/Д., 2011. - С. 550-556.
12. Добаев И.П. Терроризм и антитеррористическая деятельность на Юге России. М. ; Ростов н/Д., 2011.-168 с.
13. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви. Историкобиблиографический аспект. М., 1998. - 92 с.
14. Дробышева Е.Э. Традиция и контекст как элементы архитектоники культуры // Вопросы культурологии. 2011. № 10. - С.4-8.
15. Дурэм У.К. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М.: Ин-т религии и права, 1999. - 64 с.
16. Еремин А. В. Взаимодействие Русской православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформации цивилизационных основ интегративных процессов в контексте глобализации//Вестник Русской христианской гуманитарной академии.2014. Т.15,вып.2. - С.242-252.
17. Еремин А. В. Социокультурная деятельность Русской православной церкви и формирование цивилизационной идентичности российского общества// Вестник Вятского государственного университета.2014,№ 8.
• С. 44-49.
18. Ерёмин А. В. Трансформация социокультурного дискурса деятельности Русской православной церкви в контексте эволюции религиозной парадигмы на рубеже XX-XXI вв.// Ярославский педагогический вестник, 2013, №4. Т.1. - С.41-45.
19. Иваненко А. Исламские стили жизни // URL:
archive.muslim .com/rus/rusnews/2004/02/analit23022 004.html (дата
обращения: 14.04.2019).
20. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла для программы
«Национальный интерес» (телеканал «Россия»). 26 ноября 2011 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. // URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/950675.html (дата обращения 14.04.2019).
21. История религий в России / под общ. ред. Н. А. Трофимчука. М., 2001.591 с.
22. Как соблюсти закон в колонии? // НГ -религии. 07.11.2007.
23. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. М., 2004.
• 287 с.
24. Код да истины. Эксперты «РГ» обсуждают роль церкви в гражданском обществе и в светском государстве // Российская газета. 07.08.2007.
25. Кокорин А.А. Политика: теория, методология, методика. М., 2009. - 204 с.
26. Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры. - СПб., 2006. - 739 с.
27. Кудин В.А. Возможности использования духовного потенциала традиционных религий в воспитании будущих сотрудников правоохранительных органов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013. - С. 4-8.
28. Кузнецов В.А. Политико-правовой подход к моделям государственноконфессиональных отношений // Вестник Международного института экономики и права. Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). - С. 101-109.
29. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. - 462 с.
30. Лапицкий К. В. Взаимодействие церкви и государства: к вопросу о понятии «светское государство» // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 10. - С. 20-23.
31. Лексин В.Н. Россия как светское государство: религиозные объединения в секулярном обществе// Мир России. 2009. № 2. - С.141171.
32. Лобовикова О., Тяжлов И. Церковь пошла в суд из-за некачественного отпевания покойного // Коммерсант. 2008. № 58.
33. Мазуренко П.Н. Особенности профилактики религиозных
преступлений в современной России / П.Н. Мазуренко, М.Н. Лыков. Казань, 2007. — С. 99.
34. Маковский А. А. Региональная политика в сфере государственноконфессиональных отношений: правовой аспект //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение 2016. Т. 16. - С. 28-34
35. Мамедзаде А. А. Религиозная свобода: сущность, правовое содержание и соотношение со свободой совести // Право и образование, 2013, № 11. - с. 41-48
36. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственноцерковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007. - 180 с.
37. Митрополит Волоколамский Илларион. Призрак христианофобии бродит по Европе. Интервью председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона «Российской газете» (федеральный выпуск № 5449 (73). 7 апреля 2011 г. // URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1447541.html (дата обращения: 14.04.2019).
38. Мордовцева Т.В. Культурологические предпосылки определения правового статуса традиционной религии в России// Философия права. 2013,№2. -С. 36-40
39. Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ: Дис... канд. философ. наук. М., 2007. -19 с.
40. Нунуев С.-Х. М. Технологии политики Российской Федерации по противодействию религиозному экстремизму на Северном Кавказе// Теория и практика общественного развития. 2012,№12.-С.238-242.
41.Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // URL: http://www.rusoir.ru/president/ works/126/(дата обращения 25.04.2019).
42.Осавелюк А.М. Государство и Церковь. М., 2010. - 239 с.
43.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви// URL: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/(дата обращения
2.05.2019).
44. Павловский В.П. Религиоведение. М., 2010. - 239 с.
45. Панарин А. С. Православная цивилизация.М.,2014. -1248 с.
46. Патеев Р.Ф. Мусульманское образование на Северном Кавказе: основные проблемы и пути реформирования // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков экстремизма. Ростов н/Д., 2010. - С. 253-262.
47. Пигорева О.В. Изменение федеральных требований к преподаванию религии в школе и региональная практика в провинциях центра России: 2007-2013 гг.//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015,№1. -С.49-55.
48. Пигорева О.В. Изучение традиционной религиозной культуры в Российской провинции на рубеже ХХ-ХХ1 веков как ответ на вызовы глобализации// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.2016,№2.- С.53-61.
49. Пирбудагова Д. Ш. К вопросу о совершенствовании
антиэкстремистского законодательства в Российской Федерации и Республике Дагестан. Махачкала, 2014. - 74 c.
50. Поздняков В.М. О повышении межкультурной компетентности руководителей органов внутренних дел // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы 4-й научно-практической конференции. М., 2002. - 181 с.
51. Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. - 466 с.
52. Православная газета (Екатеринбург). 2008. № 4 (469).
53. Практика заявлений и действий иерархов, духовенства,
монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах.// URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400896.html (дата обращения 06.04.2019).
54. Протасов В.Н. Теория государства и права. М., 2014. - 495 с.
55. Профессор Михаил Шахов: «Нужно ли России именовать себя в Конституции "светским государством"?»// URL: http://www.sclj .ru/analytics/comment/ detail.php?ELEMENT_ID=6081 (дата обращения: 12.04.2019).
56. Пчелинцев А. В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционноправовые основы М., 2012. - 225 c.
57. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2006. - 387 с.
58. Розин В.М. Культурологические исследования Проблемы
культурологии. Античная культура// URL: http://disus.ru/knigi/363881-5- rozin-kulturologicheskie-issledovaniya-problemi-kulturologii-antichnaya- kultura-soderzhanie-chast-pervaya-stanovlenie-prob.php(дата обращения 2.05.2019).
59. Святейший Патриарх Кирилл отказался инкультурировать
христианство. 1 февраля 2010 г. // URL: http:// www.bogoslov.ru/text/573415/index.html. (дата обращения 03.04.2019).
60. Слобожникова В. С. Религиозность современной России в
этнополитическом измерении // Современная российская политическая регионалистика и этнополитика сквозь призму понятий / под ред. В. С. Слобожниковой. Саратов, 2013. - С. 149-229
61. Соловьев В. С. Право и нравственность. - Мн., 2001. - 147 с.
62. Стецкевич М. С. Свобода совести. СПб., 2006. - 299 с.
63. Суслонов П. Е. Государственная политика в сфере религиозных отношений. Екатеринбург, 2007. - 101 с.
64. Шакирьянов М.М. Пути повышения эффективности расследования преступлений экстремистской направленности в сети Интернет // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018,№4. - С. 545-554.
65. Шустева А. И. Государственно-конфессиональные отношения в контексте политико-правового обеспечения национальной безопасности // Юристъ - Правоведъ. 2008. № 4. - С. 129-130.