ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6
КАЗАХСТАНА - ОСНОВА ДУХОВНОСТИ ОБЩЕСТВА
1.1 Казахское фольклорно-мифологическое наследие и 6
народные музыкальные инструменты
1.2 Казахские музыкальные инструменты в контексте 12
национальной символической картины мира
ГЛАВА II. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ: 22
АКТУАЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
2.1 Содержание понятия этнокультурная традиция 22
2.2 Кочевая культура - основа возникновения казахских 36
народных музыкальных инструментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 63
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Актуальность исследования. Народные музыкальные инструменты в современной культуре, выступая носителями многовековой духовной и материальной культуры, одновременно являются уникальной составляющей сокровищницей мирового культурного наследия. Особая роль музыкального и орнаментального искусства в жизни казахского народа обусловлена его жизненным укладом, духовным потенциалом, эстетическим вкусом, сакральным значением декоративного оформления музыкальных инструментов, мировоззренческими особенностями. Все это находит отражение в предметах декоративно-прикладного искусства, в частности, музыкальных инструментах. Народные музыкальные инструменты, выполняющие функцию сохранения, воспроизводства и трансляции мировоззренческих ориентиров, являются элементом культурной самоидентификации казахского народа.
Анализ строения и декоративного оформления музыкальных инструментов в религиозно-мифологическом и космологическом контексте показывает, что для традиционной культуры характерно отсутствие жестких стандартов в оформлении инструментов, нанесении орнаментальных космогонических, зооморфных, растительных и геометрических узоров на деревянные, кожаные, костяные, металлические элементы музыкальных инструментов. Для создания инструментов использовались природные материалы (дерево, кожа, глина, металл и т.п.).
Магистерская диссертация является попыткой рассмотреть самобытность национальных музыкальных инструментов, она лишь ориентирует на развитие заявленной темы, актуальность которой в настоящее время возрастает.
В процессе исследования были изучены труды следующих российских и казахских исследователей: об эстетике и творчестве казахского фольклора Алибеков Ш.А. [1], Ахметова Г.Г. [3], Балабеков Е.О. [4]; о традиционной музыке Казахстана Аманов Б., Мухамбетова А. [3, 14], Сарыбаев Б. [20]. Автор Кунанбаева А. раскрывает жанровую систему казахского музыкального эпоса [12]. Об этнокультурных традициях в искусстве казахстана рассуждают исследователи Ергалиева Р. [8], Нехвядович Л.И., Мергалиев Д.М., Каримов Т.Б., Личман Е.Ю., Степанская А.Г., Мелехова К.А. [21].
Цель исследовательской работы: систематизация и анализ
существующего исследовательского материала о казахских музыкальных инструментах, определение места казахских музыкальных инструментов в современном искусстве, культуре и жизни общества.
Исходя из цели в диссертации решались следующие задачи:
1. исследовать значение казахского фольклорно-мифологического
наследия в развитии народных музыкальных инструментов;
2. рассмотреть казахские музыкальные инструменты в контексте
национальной символической картины мира;
3. показать особенности казахской народной музыки;
4. охарактеризовать виды народных музыкальных инструментов, определив уникальное и особенное.
Объектом исследования является казахская музыкальная культура.
Предмет исследования - музыкальные народные инструменты Республики Казахстан.
Источниками исследования послужили экспонаты из музейных экспозиции Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Потанина и Музея казахских народных музыкальных инструментов.
Методология и методика исследования. Автор опирался на концепции научных трудов таких авторов как: Д. Мергалиев; А. Кунанбаева; П. Шегебаев; Д.Ж. Жумабекова и др. авторов.
Использована комплексная методика. Универсальный характер объекта и предмета исследования обусловил применение комплекса методов, таких как: исходный системный метод; историко-сравнительный и историко¬типологический методы; системно-аналитический и другие, позволяющие комплексно и объективно исследовать обозначенную проблему.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, иллюстраций и приложений.
В заключении подведены итоги исследования. Автор приходит к выводу о том, что музыкальные инструменты являются ярким элементом материальной и духовной культуры народа, служат своеобразным знаком с глубоко символическим содержанием, где сосредоточена обширная информация о космологических представлениях, религиозных верованиях, этическом и эстетическом выборе их создателей.
Народные музыкальные инструменты выражают «дух народа», организуя внутреннюю духовную опору человека, утверждая его национальную самоидентификацию в условиях глобализации мира. В глобальном сообществе актуализируется проблема изучения и сохранения культурного национального наследия. Всё большее значение приобретает межкультурное общение на основе понимания этнической культуры, знание которой содействует развитию толерантности и взаимного уважения.
Этническая традиция как свойство художественно-образной системы современного искусства активно реализуется в полиэтнической художественной среде. В условиях глобализации она приобретает всё большее значение в процессе сохранения национального своеобразия культуры. Традиция - фундаментальная основа народного искусства. В творчестве народного мастера выделяется такая существенная черта, как вариативность, позволяющая приспосабливаться к социокультурному контексту. Вариативность сочетает традицию и творческую индивидуальность каждого мастера народного искусства.
В магистерской диссертации исследуется проблема сущности и развития этнической традиции, проявляющейся в изготовлении народных музыкальных инструментов. В современной науке всё более утверждается тезис о том, что традиции - это не только устойчивый «каркас нации», но и необходимое условие её обновления. Сохранение этнокультурного многообразия, диалог и взаимодействие уникальных национальных традиций являются основой цивилизационной стабильности человечества и его эволюционного культурного потенциала. Автор работы обосновывает мысль о том, что источником личностного творческого потенциала человека является его принадлежность к определённой этнической общности. Этническое становится своеобразным проявлением творческой индивидуальности, актуальной художественной тенденцией.
Понятие «культурное наследие» значительно расширяет свои границы, охватывающие в настоящее время объекты нематериального наследия. Под нематериальным наследием понимаются обычаи, устные традиции, исполнительские искусства, навыки, связанные с традиционными ремеслами, инструменты и т.п. В функции музеев входит трансляция социокультурных традиций. Музейные экспозиции представляют народное декоративно- прикладное искусство, искусство народных промыслов. Музеи экспонируют также индивидуальное творчество народных мастеров, народные музыкальные инструменты. Механизмы культурной памяти реализуются не только в музее, но и в концертной деятельности, например, оркестров народных инструментов. Автор приходят к выводу о том, что музыкальные инструменты являются ярким элементом материальной и духовной культуры народа, служат своеобразным знаком с глубоко символическим содержанием, где сосредоточена обширная информация о космологических представлениях, религиозных верованиях, этическом и эстетическом выборе их создателей.
1. Алибеков Ш.А. Эстетика казахского фольклора. Алматы: Онер, 1992.
2. Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 544 с.
3. Ахметова Г.Г. Этическое и эстетическое в творчестве М.Ж. Копеева, С. Торайгыроова и Ж.Аймаутова. - Павлодар: Кереку, 2010. - 101 с.
4. Балабеков Е.О. Казахский музыкальный фольклор: особенности, основные функции, воспитательные возможности и проблемы совершенствования. - Шымкент: ТОО «МиК», 2000. - 178 с.
5. Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов // Музыка народов Азии и Африки. Вып.2. - М.: Советский композитор, 1972.
6. Виноградов В. Киргизская народная музыка. - Фрунзе, 1958
7. Елеманова С.А., Омарова Г.Н.,Раимбергенова С.Ш., Шегебаев П. Казахская музыкальная литература. Издание второе. - Астана, 2006.
8. Ергалиева Р. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Алматы: Гылым, 2002 (рус.яз. ).
9. Жубанов А. Соловьи столетий: Очерки о народных композиторах и певцах / Пер. с каз. Г.Бельгера. - Алматы: «Дайк-Пресс», 2002. - 45
10. История казахской музыки: в 2 т. (алмат. консерватория им. Курмангазы).
Т. Традиционная музыка казахского народа: песенная и инструментальная / Ответ, ред. Т.Джумалиева, А.Темирбекова. Алматы: Еылым, 2000 424 с.
11. КДмарКдсымов. - Павлодар: «Эко» ЕОФ, 2004. - 206 бет.
12. Кунанбаева А. Жанровая система казахского музыкального эпоса. Опыт обоснования // Музыка эпоса. - Йошкар-Ола, 1989.
13. Мациевский И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии. // Методы изучения фольклора. - Л.,1983.
Курмангазыатындагыхалык;аспаптарыоркестр1жайлыдерект1- суреттхтарихишежхре - Алматы, 2005. - 144 бет.
15. Мухамбетова А., Аманов Б. Казахская традиционная музыка и ХХ век. - Алматы, 2002.
16. Мухамбетова А., Аманов Б. Казахская традиционная музыка и ХХ век. - Алматы, 2002.
17. Народная музыка в Казахстане. Сборник статей, посвященный 50-летию
Великой Октябрьской социалистической революции
Составитель Дернова В.П., Алма-Ата, «Казахстан», 1967
18. Омарова Г. Кыл-кобыз в типологии музыкальных инструментов мира // Курмангазы и традиционная музыка на рубеже тысячелетий. Материалы международной конференции. - Алматы, 1998.
19. Раимбергенов А., Аманова С. Куй кайнары. - Алма-Ата, 1990.
20. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. - Алма-Ата: Жалын, 1978. - 176 с.
21. Традиции - душа народа: народные музыкальные инструменты: монография [науч. ред. и авт.пред.]. Соавт.: Нехвядович Л.И., Мергалиев Д.М., Каримов Т.Б., Личман Е.Ю., Степанская А.Г., Мелехова К.А. Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015. 138 с.: ил.
Источники:
22. Музыкальные инструменты из экспозиции Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Потанина.
23. .Музыкальные инструменты из экспозиции Музея казахских народных музыкальных инструментов.
Электронные ресурсы:
24. Сайт Музея казахских народных музыкальных инструментов. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.kazmusmuseum.kz
Список иллюстраций:
1. Фото Касымова К., создателя казахских народных инструментов (Казахстан, Павлодар). Фото из экспозиции Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
2. Домбра. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко¬краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
3. Кылкобыз. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко¬краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
4. Кобыз прима. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
5. Шертер. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко¬краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
6. Дабыл. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
7. Нар кобыз. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко¬краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
8. Даулпаз. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко¬краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
9. Шщкшдек. Фото из экспозиции Павлодарского областного историко¬краеведческого музея им. Потанина. 2019 г.
10. Фото Жубанова К.А. Источник: сайт Unesco. Режим доступа: http : //old.unesco.kz/heritagenet/kz/content/historv/portret/j ubanov.htm
11. Экспозиция Музея казахских народных музыкальных
инструментов. Электронный ресурс. - Режим
доступа: www.kazmusmuseum.kz
12. Экспозиция Музея казахских народных музыкальных
инструментов. Электронный ресурс. - Режим
доступа: www.kazmusmuseum.kz