Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ АБАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ КАЗАХСТАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Работа №90773

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Своеобразие художественного образа в изобразительном
искусстве 6
1.2 Особенности формирования художественного образа
в портрете средствами живописи 11
2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ АБАЯ В ЖИВОПИСИ МАСТЕРОВ
КАЗАХСТАНА
2.1 Воплощение образа Абая в изобразительном искусстве Казахстана
второй половины XX вв 18
2.2 Образ великого Абая в живописи казахстанских современных художников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

В нашей стране идет активная подготовка к 175-летию великого сына казахского народа, воплотившего свои идеи и мысли в стихах, поэмах и философском эссе «Книга слов», представляю-щем собой оригинальный по исполнению сплав его самых сокровенных чувств, мыслей и божественных прозрений.
В своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке» Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев пишет: « Прежде всего, мы должны продвигать Абая как культурную столицу нашего народа. Давайте не будем забывать, что цивилизованные страны ценят казахскую идентичность, культуру, литературу и духовность в степени и популярности детей мирового уровня. Поэтому необходимо представить Абая как бренд нового Казахстана мировому сообществу. Это священная обязанность сегодняшнего поколения». [1]
Ярким свидетельством того, что память об Абае и поныне жива в сердцах соотечественников, а его наследие становится все актуальнее, являются картины художников, которые представлены в лучших музеях нашей страны и за рубежом.
Образ великого Абая, поэта и просветителя, как личность интересовал и интересует в исторически разные периоды времени многих художников изобразительного искусства. Следует отметить, что это задача особой сложности. Нужна достаточная информированность для создания цельного и неповторимого образа Абая. В этой области практически нет научно-исследовательских трудов. Нерешенным на сегодняшний день остается теоретическое осмысление художественного образа Абая от первого натурного нарисованного портрета Абая в 1887 г. до произведений настоящего времени во всех жанрах, их исследования для создания цельного образа Абая в изобразительном искусстве. Мы предприняли попытку восполнить этот пробел.
В эпоху царизма, социализма, постсоциализма, в период независимости было создано немало произведений в изобразительном искусстве об Абае.
На протяжении всей творческой деятельности, некоторые художники, чье изобразительное творчество известно в Казахстане и за его пределами, много лет трудились и трудятся над образом Абая в разные периоды жизни мыслителя. Среди них наиболее ярко выступают на передний план по значимости первый профессиональный казахский живописец - Народный художник КазССР Абылхан Кастеев и первый казахский художник-скульптор - Народный художник КазССР, профессор Хакимжан Есмуханович Наурызбаев.
Образ Абая, мыслителя, поэта-просветителя, мудрого человека и гаран-та справедливости удается проследить путем визуального исследования и сравнения в произведениях ряда художников, созданных в разной технике, например в карандаше, в акварели, масляными красками на холсте, в скульптуре.
На наш взгляд, создание цельного образа Абая пока удалось в истории литературы и изобразительного искусства только двум художникам: в литературе - Мухтару Ауэзову в романе «Путь Абая», в живописи -Народному художнику КазССР Абылхану Кастееву.
Объект исследования - художественный образ Абая Кунанбаева в изобразительном искусстве Казахстана.
Предмет исследования - индивидуальные особенности художественного образа Абая Кунанбаева в изобразительном искусстве.
Цель работы: охарактеризовать воплощение образа Абая в изобразительном искусстве Казахстана.
Для решения поставленной цели сформулированы конкретные задачи:
- проанализировать своеобразие художественного образа в изобразительном искусстве;
- выделить особенности формирования художественного образа в портрете средствами живописи;
- показать воплощение образа Абая в изобразительном искусстве Казахстана XX вв.;
- рассмотреть образ великого Абая в живописи казахстанских современных Художников.
В ходе работы использовались методы исследования: научное наблюдение, сравнительно-исторический, типологический. Абай вел свой народ к знаниям, наставлял сородичей на путь образованных людей. В его художественном мире путь представлен не просто как путь человека земли, но и путь человека, призывающего помнить простые нравственные истины, реализовать свое предназначение. Образ Абая неразрывно связан с судьбой народа.
Научная новизна исследования. В работе сделан искусствоведческой анализ, опираясь на ранее известные труды по исследованию образа великого Абая в живописи казахстанских художников. А также выделены индивидуальные особенности художественного образа Абая Кунанбаева в изобразительном искусстве.
В работе необходимо отметить, что по теме анализируемой работы нет фундаментальных научно-исследовательских трудов и учебной литературы, что привнесло определенные трудности при подготовке. Нерешенным на сегодняшний день остается теоретическое осмысление художественного образа Абая от первого натурного нарисованного портрета Абая в 1887 г. до произведений настоящего времени во всех жанрах, их исследования для создания цельного образа Абая в изобразительном искусстве.
Опираясь на труды искусствоведов, мы пришли к выводу, что в последнее время казахские художники, создавая портрет Абая сумели сформировать свой, непохожий на другие, образ великого мыслителя.
В ходе исследования творчества художнков, характерным является то, что рисуя Абая художники используют формы и методы традиционного классического искусства, также современной живописи.
Научные публикации. Выводы и тезисы, изложенные в диссертации, нашли отражение в двух опубликованных статьях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С одной стороны, портрет есть явление чисто художествен-ное и в этом качестве может быть оценен: допустим разговор о колористических, композиционных и прочих удачах или неудачах автора. С другой стороны, только такая оценка будет неполной, так как специфическое содержание портрета требует при определении его достоинств мысленного соотнесения образа с оригиналом. И здесь перед нами встает проблема портретного сходства. Содержа-ние личности так или иначе выражено в облике, и искание «главной идеи», являющееся целью и смыслом любого портрета, обычно не позволяет пренебречь натурой. Изменившееся лицо означает изме-нения в характере - для большинства портретистов это утверждение имеет непреложный смысл. Затертая фраза «глаза - зеркало души» в процессе работы над портретом нередко становится аксиомой. Художник стремится воплотить на полотне свои предоставления о модели, не исказив ее внешнего облика.
Чем дальше уходит время, тем величественнее появляется фигура Абая, великого казахского поэта, мыслителя, просветителя. Более одного поколения казахстанских художников обратились к образу Абая и его работ, как одной из самых интересных тем в изобразительном искусстве. Он охватывает все виды - живопись, графику, скульптуру, театральное оформление, прикладное, монументальное и дизайнерское искусство.
Создание образа любого человека - непростая задача для художника. В чем сложность создания портретного изображения Абая? При жизни поэта было сделано всего несколько фотографий, и в 1887 году художник-самоучка Павел Лобановский создал единственный полномасштабный портрет, представляющий собой исторический документ, передающий истинный облик Абая Кунанбаева. Поэтому художники создают этот образ по собственному образу.
Огромный, поистине титанический труд проделал известный казахский художник А.Кастеев, изображая Абая на своих полотнах. За всю свою творческую жизнь А. Кастеев создал около тридцати работ, посвященных Абаю - поэту и классику казахской литературы. Это и рисунки тушью и акварели, и живописные полотна, и эскизы карандашом. И это не только портреты, но и такие работы как «Родина Абая - Чингистау», «Могила Абая», «Зимовка Абая», «Аул Абая» из коллекции ГМИ им. Кастеева, Центрального исторического музея, Дирекции выставок и аукционов в г. Алматы, а также из Историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая в г. Семипалатинске, Павлодарского областного музея изобразительных искусств, Государственного музея искусств народов Востока в Москве.
Мир и образ Абая освещен во всех жанрах изобразительного искусства и играет передовую роль в создании картин исторического плана. Первыми картинами более раннего периода являют-юя произведения русских художников. Павел Дмитриевич Лобановский, сосланный в 1884 году в Семипалатинск за политическую неблагонадежность, изобразил единственный прижизненный графический портрет Абая (1887 г.). Первый портрет Абая выполнен на холсте масляными красками художником М.И. Крутильниковым в картине "Абай пишет стихи" (1927). Уникальны сюжетные ра-боты художника А.Волощук "Молодой Абай слушает песню акына" (1940) и картина "Абай и жата-ки" (1954) художника О.Кужеленко, выполненные в традициях русского реализма. В работе А.Воло-щука изображен юный Абай и его бабушка Зере, которая с любовью прикоснулась к любимому внуку, созерцающий пение певца Байкокше. В юрту проступает лучистый свет, на лице Абая все-поглощающая жажда учения и сосредоточения народной мудрости. В картине «Абай и жатаки» -люди, увлеченные общей беседой; отражается близкое отношение и причастность Абая к социаль-ной жизни народа. Неповторимость, индивидуальность жизни поэта ярко показаны в портретах художников А.Ш.Мартовой, А.М.Черкасского, А.П. и А.Г.Аткниных, О.Л.Островского и
Других.
Лучшим из всех портретов Абая являются работы художников О.Л.Островс-кого, А.П. и А.Г. Аткниных. В портретах присутствуют присущие поэту обаяние, острый проницательный ум, критический взгляд. Раскрыты черты поэта-критика и составляющие личность интеллект и интеллигентность, превосходно переданы портретное сходство и глубина психологии, достигнуто одновременно сложной и оригинальной техникой маркетри (инкрустация по дереву) и вы-шивке гладью нитками мулине.
Работы художников Р.Сахи, У.Ажиева, М.Алиаккпарова дополняют идейным содержанием список работ художников. Романтизм, эпичность и колористическая мудрость полотен художников М.Кенбаева, К.Шарденова, А.Галимбаевой, Г.Исмаиловой, М. Калимова, пришедших в изобразительное искусство Казахстана в 50-е годы, стали для молодых художников конца XX века стимулом к даль-нейшему познанию мира Абая.
Плеяда художников-графиков, переосмыслив творчество Абая, создала книжные иллюстрации к его произведениям. Необходимо отметить коллекцию работ станковой литографии и офорты Евгения Михайловича Сидоркина. Главные темы его работ - это психологии образов и черты героев исторического романа М.Ауэзова "Путь Абая", национальные игры и казахский эпос. В графических листах М. Кисамединова «Времена года» раскрыт поэтический и художественный мир Абая, собранный воедино в обобщенный образ матери - Земли.
В 1977 году художники К.Шаяхметов, Н. Нурмухамедов изображают следы истории в ущелье Каражартас, события во время правления отца Абая - Кунанбая Ускенбаева. Живописное полотно К.Шаяхметова "Казнь Кодара" глубоко трагично. В картине сцена судного дня, скорбящие, и люди, приговорившие осуждению безбожника - старика Кодара. Работу нельзя отнести к ряду 64
удовлетворительных жанровых картин исторического рода. Картина Нурмухамедова "Абай у могилы Кодара" - это философское осмысление времени, поэт переживает чувство глубокой печали.
Трагическая судьба двух влюбленных Енлик и Кебек по поэме Ш.Кудайбердиева запечатлена в произведениях художников
A. Рахманова, М.Алиакпарова, А.Аскарбекова. Автор живописной рабо-ты "Енлик - Кебек" А.Аскарбеков отразил распри между родами Тобыкты и Матай. Картина интересна правдивостью отдельно выраженных казахских образов и верно показанными типами, дейютвующих персонажей и героев картины. Картина художника
B. И.Третьякова "Абай в жандармском управлении" (1977) воспроизводит тяжелые годы обвинений Абая и судебных разбирательств. Образ поэта выражает непокорность колониальной политике.
В работе художников Н.Утепбаева, Т.Байгалиева, Т.Татиева, выросших на земле великих пред-ков, в природе, изображаемой ими, воплотился пантеизм народных сказаний, графическим пейзажам Н.Утепбаева придает особое обаяние каждое дерево, каждый куст и трава, которая хранит свою легенду. Т.Б Байгалиев достоверно запечатлел памятные места Абая и Ауэзова. Эпический пейзаж «Чингисские горы», создан по представлению художника А.Кенинга в 1991 году.
Новый подход в изображении художественного мира Абая присутствует в работах Т.Татиева «Мелодия степи», «Рождение орнамента» (2004). Образ 14-летней девушки Газизы по рассказу М.Ауэзова отображает художник Г.Макаров в картине "Судьба беззащитной" (2004).
Абай и Семипалатинск - эти понятия неразрывны в произведениях семипалатинских художни-ков М.М.Беляева, В. Протопопова, Егорова и других.
В произведениях изобразительного искусства, созданных художниками конца XX начала XXI вв., видны прекрасные знания жизни и творчества Абая, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, народного фольклора и музыки.
Мир Абая - это путь к верной и правдивой дороге, и до настоящего дня тема Абая не проторена, требует в изобразительном искусстве долгих творческих поисков.



Произведения искусства:
Кастеев А. Портрет молодого Абая. Бумага, акварель. 40x55.1949
Тельжанов К. Абай. Холст, масло
Айтбаев С. Портрет Абая. Холст, масло. 91x71.1980-е гг.
Каталоги, альбомы:
Из коллекции Государственного музея им. А.Кастеева. Абильхан Кастеев. Альбом.- Алматы, 2014
Государственный музей им. А.Кастеева. Альбом-репрезентация творчества казахстанских художников XX века.- Альбом.- Алматы, 2017
Литература:
1 Токаев К. Абай и Казахстан в XXI веке // Казахстанская правда.- 2020,- 20 января,-С. 1
2. Ельшевская Г. Концепция личности в русской и советской живописи Модель и образ.. - М.: Художник, 2002. -316 с.
3. Михайлов Александр Художественный образ как динамическая целостность. - М., 2006. -134 с.
4. Сильченко М. Горизонты художественного образа.- М., 2005. -
134 с.
5 Габричевский, А. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. - М., 2004.- 363 с.
6 Алпатов Михаил Композиция в живописи. - М., 2006.- 198 с.
7 Герчук Ю. Язык и смысл изобразительного искусства. Основы художественной грамоты. - М., 2008.- 247 с.
8 Волков Н. Цвет в живописи. - М., 1994.- 303 с.
9 Сарыкулова Г. Евгений Сидоркин. - М., Союз художников, 2001. - 88 с.
10 Золотарева Л. Образ Абая в графике и живописи казахстанских мастеров искусства: творческий проект казахских художников. - Караганда, 2019 . - 26 с.
11 Штрихи к истории Степи. Портреты. Под ред. К. Нарибаева.- Алматы, 1995 .- 126 с.
12 Цель жизни - познание //Индустриальная Караганда.-2014.-3 февраля.- С. 3
13 Материалы международной научно-практической конференции. - А.: Казахская национальная Академия искусств им. Т. Жургенева. - А., 2014. - с. 33-37.
14 Романтика искусства //Индустриальная Караганда.- 2017.- 24 июня.- С. 2
15 Золотарева Л. Р. История искусств Казахстана. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2009. - 344 с.
16 Золотарева Л.Р. Осмысление «темы Абая» в курсе «история искусств Казахстана» // В мире науки и искусства. Материалы научно-практической конференции. Алматы, 2012.- 169 с.
17 Алиякпаров, М.Т. Прикосновение: альбом. - Калининград, 2012.¬200 с.
18 Денисенко Д.Х. Великий Абай смотрит на нас с картин юных художников // Казак, мектебь- 2012.- № 3.- С. 41
19 Акбарова С . Образ великого мыслителя в искусстве .-Материалы научно-практической конференции. Алматы, 2012.-122 с .
20 Сарина Д. Характер, образ, содержание //Простор .- 2012 .- № 3 .¬С . 20-24
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1 Кастеев А. Портрет молодого Абая. Бумага, акварель . 40x55. 1949. ГМИ РК им. А. Кастеева .
2 Кастеев А. Портрет юного Абая. Холст, масло . 100x65. 1945. ГМИ РК им . А. Кастеева .
3 Кастеев А. Абай на джайлау. Холст, масло . 147x123. 1971. ГМИ РК им . А.Кастеева .
4 Кенинг А. Абай. Холст, масло . 1953. ГМИ РК им . А.Кастеева .
5 Тельжанов К. Абай. Холст, масло . ГМИ РК им . А.Кастеева .
6 Тогысбаев Т . Абай. Холст, масло . 1969. ГМИ РК им . А.Кастеева .
7 Айтбаев С . Портрет Абая. Холст, масло . 91x71. 1980-е гг. ГМИ РК им . А.Кастеева .
8 Нурмухаммедов Н. Портрет Абая. Холст, масло . 1971 ГМИ РК им . А.Кастеева .
9 Аманжалов М. Абай. Холст, масло . 170x179. 1994 ГМИ РК им . А.Кастеева .
10 Урманче Б . Абай за работой . Холст, масло . 1945. ГМИ РК им . А.Кастеева .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ