Просветительская деятельность галереи «Универсум» в контексте развития современных художественных практик
|
Введение 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ - СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ 7
1.1Ключевые понятия. Функции и типы 7
1.2 Художественные галереи в России. XVIII - перв. пол. XIX в 20
1.3 Художественные галереи в России. II пол. XIX в. - нач. XX в 27
ГЛАВА II. ВЫСТАВОЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОНДЫ ГАЛЕРЕИ «УНИВЕРСУМ» 31
2.1 История галерейного дела в Алтайском крае 31
2.2Выставочно-просветительская деятельность галереи «Универсум» 43
2.3Обзор избранных произведений из фондов галереи «Универсум» 55
Заключение 60
Список источников и литературы 63
Терминологический словарь 71
Список принятых сокращений 75
Иллюстрации
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ - СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ 7
1.1Ключевые понятия. Функции и типы 7
1.2 Художественные галереи в России. XVIII - перв. пол. XIX в 20
1.3 Художественные галереи в России. II пол. XIX в. - нач. XX в 27
ГЛАВА II. ВЫСТАВОЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОНДЫ ГАЛЕРЕИ «УНИВЕРСУМ» 31
2.1 История галерейного дела в Алтайском крае 31
2.2Выставочно-просветительская деятельность галереи «Универсум» 43
2.3Обзор избранных произведений из фондов галереи «Универсум» 55
Заключение 60
Список источников и литературы 63
Терминологический словарь 71
Список принятых сокращений 75
Иллюстрации
Галереи являются важным звеном в культурной и просветительской жизни своего региона, так как они имеют все инструменты, чтобы формировать эстетические вкусы своих гостей, а так же отражать различные культурные тенденции и являются для региона основной арт-площадкой, а в последние годы становятся все более активными островками просветительской деятельности. После сложного периода 90-х годов, на рубеже ХХ-ХХ1 столетий региональные галереи начинают отвоёвывать свои позиции: галереи Сибири становятся центрами и организаторами художественной жизни нашего региона, выступают посредниками между авторами произведений и зрителями. Благодаря их удачной способности сочетать просветительские и образовательные составляющие галерейного дела, они оказывают огромное влияние на развитие всей художественной и культурной жизни региона.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена возникшим интересом научного и художественного сообщества к просветительской деятельности галерей, темпами и особенностями их развития. Неотрывного развития галерейного дела и его синтез с арт-средой и художественным просвещением в целом.
Изучая просветительскую деятельность художественной галереи «Универсум», в первую очередь необходимо разобраться с ключевыми понятиями, для чего будет, необходимо обратится к трудам Т.М. Степанской «Очерки истории искусства Алтая». Северюхин Д.Я. в своём труде он подробно разбирает то, как зарождались первые галереи, коллекционные движения, меценатство. Особым пунктом хочется отметить раздел посвящённый объединениям художников. Доктор философских наук, профессор Суворов Н.Н. «Галерейное дело : Введение в арт-бизнес» делится богатым личным опытом и освещает практические аспекты галерейного дела. Автор рассказывает, на конкретных примерах, о специфики работы художественных галерей.
Большое значение в вопросе изучения специфики развития регионального искусства послужили работы «Динамика развития художественной жизни Алтая», «Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства России», «Русская художественная традиция в ис-ве Сибири ( конец 20 - начало 21 в.)» доктора искусствоведения, профессора Т.М.Степанской. В этих трудах автор раскрывает основные моменты деятельности художественного рынка региона, указывает его дальнейшие вектора развития, а так же рассматривает вопросы влияния и роли картинных галерей в формировании культуры региона в целом. Т.М.Степанская отводит галереям ключевую роль в формировании нравственных, духовных, культурно-эстетических ценностей в человеке. Галереи становятся площадкой для продвижения в массы идей гуманизма. В.В. и Э.В. Степанские в своих публикациях рассказывают практику проведения выставок на Алтае. В статьях они раскрывают ключевые моменты экспозиции картин на выставочных площадках.
Немаловажную роль в формировании, организации, и проведении выставки занимает куратор выставочной площадки.
Для изучения основной проблемы дипломного исследования использовался труд И.В.Черняевой «Художественные галереи Западной Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 вв.». В этой монографии автор очень подробно разбирает основные теоритические аспекты галерейного движения, обращаясь к трудам известных отечественных искусствоведов. И.В.Черняева выявляет специфику и характерные черты региональных галерей, а так же особенности регионального художественного рынка. В данной работе подробно разбирается деятельность основных галерей Сибирского региона, их типология и функции.
Доктор экономических наук Б.А. Денисов освещает в своих статьях экономическую составляющую художественного рынка. Он подробно останавливается на критериях ценности произведений искусства, с материальной точки зрения. Рассказывает о становление аукционных домов, а так же даёт характеристику и общие черты арт-рынка. С.М.Грачёва разбирает внутренние процессы, протекающие в отечественном региональном арт-рынке. Так же подобные процессы в формировании и развитии регионального искусства рассматривает в своём исследовании Н.Н.Вильчик, где она указывает на основные аспекты формирования именно арт-рынка Алтайского региона. Е.Л. Мелихова даёт подробный разбор типологии галерей, как по организационной структуре, так и по предназначению.
Очень подробно освещают кураторскую деятельность в своих искусствоведческих публикациях кандидат искусствоведения Е.Е. Прилашкевич и Д.В.Дёмкина.
Рассматривая степень изученности проблемы, существует необходимость рассмотреть в качестве основной проблемы дипломной работы - просветительскую деятельность галереи «Универсум» города Барнаула, посредством анализа деятельности галереи «Универсум»
Предметом исследования является: просветительская деятельность галереи «Универсум» города Барнаула
Объектом исследования является: просветительская деятельность галереи «Универсум» в период с 2000 по 2019 год.
Цель исследования: определить роль просветительской деятельности галереи «Универсум» города Барнаула.
Поставленная цель определила следующие задачи:
• раскрыть основные ключевые понятия дипломного исследования, такие как «галерея», «выставка», «просветительская деятельность» и т.д.
• рассмотреть историю развития художественных галерей в России.
•проследить развитие галерейного движения на Алтае.
• проанализировать деятельность галерей «Универсум»
Прямыми источниками в данной работе служит деятельность галереи «Универсум»
Методология и методы исследования основаны на исследовании, изучении и использовании научных данных в области искусствознания, истории и социологии. Важное значение в методике исследования имели труды Степанской Т. М., Северюхина Д.Я. ,Суворова Н.Н., Шехтер Т.Е, Карповой А.В, Черняевой И.В. ,Абросимовой, Т. Б. ,Вильчик Н.Н.
По структуре дипломная работа состоит из введения, 2х глав и заключения. В конце работы представлены: список используемой литературы, терминологический словарь, список принятых сокращений, приложение.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена возникшим интересом научного и художественного сообщества к просветительской деятельности галерей, темпами и особенностями их развития. Неотрывного развития галерейного дела и его синтез с арт-средой и художественным просвещением в целом.
Изучая просветительскую деятельность художественной галереи «Универсум», в первую очередь необходимо разобраться с ключевыми понятиями, для чего будет, необходимо обратится к трудам Т.М. Степанской «Очерки истории искусства Алтая». Северюхин Д.Я. в своём труде он подробно разбирает то, как зарождались первые галереи, коллекционные движения, меценатство. Особым пунктом хочется отметить раздел посвящённый объединениям художников. Доктор философских наук, профессор Суворов Н.Н. «Галерейное дело : Введение в арт-бизнес» делится богатым личным опытом и освещает практические аспекты галерейного дела. Автор рассказывает, на конкретных примерах, о специфики работы художественных галерей.
Большое значение в вопросе изучения специфики развития регионального искусства послужили работы «Динамика развития художественной жизни Алтая», «Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства России», «Русская художественная традиция в ис-ве Сибири ( конец 20 - начало 21 в.)» доктора искусствоведения, профессора Т.М.Степанской. В этих трудах автор раскрывает основные моменты деятельности художественного рынка региона, указывает его дальнейшие вектора развития, а так же рассматривает вопросы влияния и роли картинных галерей в формировании культуры региона в целом. Т.М.Степанская отводит галереям ключевую роль в формировании нравственных, духовных, культурно-эстетических ценностей в человеке. Галереи становятся площадкой для продвижения в массы идей гуманизма. В.В. и Э.В. Степанские в своих публикациях рассказывают практику проведения выставок на Алтае. В статьях они раскрывают ключевые моменты экспозиции картин на выставочных площадках.
Немаловажную роль в формировании, организации, и проведении выставки занимает куратор выставочной площадки.
Для изучения основной проблемы дипломного исследования использовался труд И.В.Черняевой «Художественные галереи Западной Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 вв.». В этой монографии автор очень подробно разбирает основные теоритические аспекты галерейного движения, обращаясь к трудам известных отечественных искусствоведов. И.В.Черняева выявляет специфику и характерные черты региональных галерей, а так же особенности регионального художественного рынка. В данной работе подробно разбирается деятельность основных галерей Сибирского региона, их типология и функции.
Доктор экономических наук Б.А. Денисов освещает в своих статьях экономическую составляющую художественного рынка. Он подробно останавливается на критериях ценности произведений искусства, с материальной точки зрения. Рассказывает о становление аукционных домов, а так же даёт характеристику и общие черты арт-рынка. С.М.Грачёва разбирает внутренние процессы, протекающие в отечественном региональном арт-рынке. Так же подобные процессы в формировании и развитии регионального искусства рассматривает в своём исследовании Н.Н.Вильчик, где она указывает на основные аспекты формирования именно арт-рынка Алтайского региона. Е.Л. Мелихова даёт подробный разбор типологии галерей, как по организационной структуре, так и по предназначению.
Очень подробно освещают кураторскую деятельность в своих искусствоведческих публикациях кандидат искусствоведения Е.Е. Прилашкевич и Д.В.Дёмкина.
Рассматривая степень изученности проблемы, существует необходимость рассмотреть в качестве основной проблемы дипломной работы - просветительскую деятельность галереи «Универсум» города Барнаула, посредством анализа деятельности галереи «Универсум»
Предметом исследования является: просветительская деятельность галереи «Универсум» города Барнаула
Объектом исследования является: просветительская деятельность галереи «Универсум» в период с 2000 по 2019 год.
Цель исследования: определить роль просветительской деятельности галереи «Универсум» города Барнаула.
Поставленная цель определила следующие задачи:
• раскрыть основные ключевые понятия дипломного исследования, такие как «галерея», «выставка», «просветительская деятельность» и т.д.
• рассмотреть историю развития художественных галерей в России.
•проследить развитие галерейного движения на Алтае.
• проанализировать деятельность галерей «Универсум»
Прямыми источниками в данной работе служит деятельность галереи «Универсум»
Методология и методы исследования основаны на исследовании, изучении и использовании научных данных в области искусствознания, истории и социологии. Важное значение в методике исследования имели труды Степанской Т. М., Северюхина Д.Я. ,Суворова Н.Н., Шехтер Т.Е, Карповой А.В, Черняевой И.В. ,Абросимовой, Т. Б. ,Вильчик Н.Н.
По структуре дипломная работа состоит из введения, 2х глав и заключения. В конце работы представлены: список используемой литературы, терминологический словарь, список принятых сокращений, приложение.
Художественная галерея является существенным элементом в современной культурной жизни, именно благодаря ей происходит формирование общедоступной просветительской составляющей развития искусства.
Важнейшим звеном современного художественного рынка России являются галереи современного искусства.
Галереи современного искусства играют важнейшую роль в формировании духовно-нравственных идеалов общества. Сложно переоценить значение галерей в сфере эстетического воспитания детей и молодёжи, и всех людей в целом.
Благодаря бурному развитию экономических отношений на рубеже XX¬XXI веков в среде художественного рынка, появился целый спектр таких профессий как «арт-дилер», «арт-менеджер» и «арт-эксперт».
Кураторство является собой ключевым связующим звеном в работе галерей. Именно кураторская деятельность оказывает наибольший эффект на развитие всех арт-процессов протекающих в художественной галерее.
Галерея не является чем-то одним, только выставочным пространством или же только местом купли-продажи произведений искусства. Галерея становится неким форумом, где взаимодействуют и пересекаются целый ряд культурных и экономических направлений, позволяя соединять, культурно¬эстетические начала с коммерческими, просветительскими, научными.
Развитие галерейного дела в России глубоко уходит своими корнями в старую традицию частного коллекционирования. Основоположником данной традиции по праву можно считать Петра I, так как именно он стал осмысленно собирать и коллекционировать многочисленные художественные произведения: живопись, графику и скульптуру. В отличие от своих предшественников, Пётр I воспринимал искусство как область государственных интересов, культурную значимость которого невозможно переоценить. Личный пример монарха оказался заразительным для всех его последующих преемников, а также богатого аристократического сословия. Именно поэтому в XVIII веке открытие частных картинных галерей происходило на фоне разрастающегося коллекционирования аристократами произведений искусства. Позже эту культурную эстафету подхватили богатейшие люди XIX века - известные купцы, чиновники и промышленники. Пик развития отечественного художественного рынка, а значит и галерейного дела, пришёлся на начало XX века. Однако уже к первой четверти XX века он прекратился, со сменой конституционного строя в стране, что произошло вследствие прихода к власти большевиков. Новая советская власть провозгласила отказ от капиталистических принципов, утвердив партийно-государственную монополию на выставочно¬просветительскую деятельность. Своё повторное рождение российский художественный рынок получил на рубеже XX-XXI веков, когда произошёл распад СССР. Именно в этот период начали заново формироваться ключевые экономические аспекты художественного рынка, утраченные в советское время. Сейчас мы можем наблюдать все эти события воочию, так как происходит активная интеграция России в мировые художественные процессы. Вновь в наше время галерейной пространство становится местом сосредоточения культурно-эстетических и экономических начал. Галерея заново обретает статус уникального явления в культуре, способного развивать и формировать художественные вкусы, широкого круга населения.
Галереи современного искусства по праву играют главную роль на просветительском поприще Алтайского края. Они принимают самое активное участие в формировании художественной среды региона.
В связи с постоянно меняющейся политической обстановкой на протяжении всей истории, галерейное движения на Алтая не имеет глубоких и продолжительных традиций.
Из-за сложной экономической обстановки происходит медленное формирования регионального художественного арт-сегмента, что сказывается на его заметном отставании от центральных регионов страны.
Наличие слабых культурных связей между регионами, в силу географической отдалённость от коммерческих центров, что в свою очередь усиливает камерность и определённую верность местным традициям.
Проследив историю развития галереи «Универсум» города Барнаула, и анализируя назначение, можно прийти к выводу, что галерея полностью выполняет функции своего назначения. Художественная галерея качественно и органично вписывается в структуру художественного рынка, успешно выполняет задачи, ставящиеся перед представителями структуры университетских галерей, а именно функции просветительского центра для всех возрастов, сохранения произведений искусства, размещение площадки на базе опорного университета позволяет проводить качественные научные исследования и публикации.
Список источников и литературы
Источники
Прямые:
Галерея «Универсум» г. Барнаул
Фонды галереи «Универсум»
Косвенные:
Труды проф. Степанской Т.М.
Труды канд. искусствоведения Черняевой И.В.
Законодательные и нормативные акты:
О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12января 1996 г. №7-ФЗ// СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.garant.ru/.
Важнейшим звеном современного художественного рынка России являются галереи современного искусства.
Галереи современного искусства играют важнейшую роль в формировании духовно-нравственных идеалов общества. Сложно переоценить значение галерей в сфере эстетического воспитания детей и молодёжи, и всех людей в целом.
Благодаря бурному развитию экономических отношений на рубеже XX¬XXI веков в среде художественного рынка, появился целый спектр таких профессий как «арт-дилер», «арт-менеджер» и «арт-эксперт».
Кураторство является собой ключевым связующим звеном в работе галерей. Именно кураторская деятельность оказывает наибольший эффект на развитие всех арт-процессов протекающих в художественной галерее.
Галерея не является чем-то одним, только выставочным пространством или же только местом купли-продажи произведений искусства. Галерея становится неким форумом, где взаимодействуют и пересекаются целый ряд культурных и экономических направлений, позволяя соединять, культурно¬эстетические начала с коммерческими, просветительскими, научными.
Развитие галерейного дела в России глубоко уходит своими корнями в старую традицию частного коллекционирования. Основоположником данной традиции по праву можно считать Петра I, так как именно он стал осмысленно собирать и коллекционировать многочисленные художественные произведения: живопись, графику и скульптуру. В отличие от своих предшественников, Пётр I воспринимал искусство как область государственных интересов, культурную значимость которого невозможно переоценить. Личный пример монарха оказался заразительным для всех его последующих преемников, а также богатого аристократического сословия. Именно поэтому в XVIII веке открытие частных картинных галерей происходило на фоне разрастающегося коллекционирования аристократами произведений искусства. Позже эту культурную эстафету подхватили богатейшие люди XIX века - известные купцы, чиновники и промышленники. Пик развития отечественного художественного рынка, а значит и галерейного дела, пришёлся на начало XX века. Однако уже к первой четверти XX века он прекратился, со сменой конституционного строя в стране, что произошло вследствие прихода к власти большевиков. Новая советская власть провозгласила отказ от капиталистических принципов, утвердив партийно-государственную монополию на выставочно¬просветительскую деятельность. Своё повторное рождение российский художественный рынок получил на рубеже XX-XXI веков, когда произошёл распад СССР. Именно в этот период начали заново формироваться ключевые экономические аспекты художественного рынка, утраченные в советское время. Сейчас мы можем наблюдать все эти события воочию, так как происходит активная интеграция России в мировые художественные процессы. Вновь в наше время галерейной пространство становится местом сосредоточения культурно-эстетических и экономических начал. Галерея заново обретает статус уникального явления в культуре, способного развивать и формировать художественные вкусы, широкого круга населения.
Галереи современного искусства по праву играют главную роль на просветительском поприще Алтайского края. Они принимают самое активное участие в формировании художественной среды региона.
В связи с постоянно меняющейся политической обстановкой на протяжении всей истории, галерейное движения на Алтая не имеет глубоких и продолжительных традиций.
Из-за сложной экономической обстановки происходит медленное формирования регионального художественного арт-сегмента, что сказывается на его заметном отставании от центральных регионов страны.
Наличие слабых культурных связей между регионами, в силу географической отдалённость от коммерческих центров, что в свою очередь усиливает камерность и определённую верность местным традициям.
Проследив историю развития галереи «Универсум» города Барнаула, и анализируя назначение, можно прийти к выводу, что галерея полностью выполняет функции своего назначения. Художественная галерея качественно и органично вписывается в структуру художественного рынка, успешно выполняет задачи, ставящиеся перед представителями структуры университетских галерей, а именно функции просветительского центра для всех возрастов, сохранения произведений искусства, размещение площадки на базе опорного университета позволяет проводить качественные научные исследования и публикации.
Список источников и литературы
Источники
Прямые:
Галерея «Универсум» г. Барнаул
Фонды галереи «Универсум»
Косвенные:
Труды проф. Степанской Т.М.
Труды канд. искусствоведения Черняевой И.В.
Законодательные и нормативные акты:
О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12января 1996 г. №7-ФЗ// СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.garant.ru/.



