Введение 3
Глава 1. Участие в выборах как основная функция политических партий в Российской Федерации 7
Глава 2. Формы участия политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: особенности правового регулирования 22
2.1. Выдвижение политическими партиями федеральных списков
кандидатов 22
2.2. Выдвижение политическими партиями кандидатов по одномандатным
избирательным округам 53
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Актуальность исследования. Важнейшая роль в процессе
демократизации российского общества принадлежит парламенту - Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате - Государственной Думе - как представительному и законодательному органу власти.
За более чем двадцатилетний опыт постсоветского становления российского парламентаризма удалось поставить первые вехи на пути укоренения парламентских структур.
Принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации впервые в российской истории создала основу для учреждения демократического, легитимного российского парламента - Федерального Собрания Российской Федерации. Именно с этого момента партии выступают одними из ведущих субъектов российского политического процесса. Это стало возможным в результате регулярно проводимых выборов депутатов Государственной Думы, участниками которых являются политические партии. Актуальность темы исследования обусловлена повышением роли политических партий в избирательном процессе современной России. Выступая в качестве важнейших субъектов избирательного процесса, партии обеспечивают формирование политически структурированного парламента, учитывающего в своей деятельности широкий спектр социальных интересов. В то же время институт свободных демократических выборов должен гарантировать сохранение и дальнейшее развитие многопартийности, постоянное обновление партийной системы.
Поэтому особый интерес для исследования представляет анализ современного состояния и динамики развития избирательного законодательства, регулирующего порядок участия политических партий в выборах и создающего основу партийного строительства в современных российских условиях. Существовавшая длительное время однопартийная система оказала значительное влияние на граждан и их отношение к политическим партиям и праву граждан на объединение. Провозглашение Российской Федерации демократическим государством предполагает активное участие граждан в управлении государством, формой которого являются выборы депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель исследования состоит в анализе теоретических и практических проблем конституционно-правового регулирования участия политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения названной цели в настоящей работе ставятся следующие задачи:
• изучение теоретических и нормативных подходов к становлению и развитию института политических партий в современном государстве, их роли в формировании органов публичной власти;
• анализ законодательства Российской Федерации,
регламентирующего участие политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
• выявление основных форм участия политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
• обобщение практики выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов;
• рассмотрение процедуры непосредственного выдвижения политическими партиями кандидатов по одномандатным избирательным округам;
• разработка предложений по совершенствованию избирательного законодательства и практики его применения при выдвижении политическими партиями кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с участием политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие порядок участия политических партий в избирательном процессе на современном этапе.
Теоретическую основу исследования составили научные работы С.А. Авакьяна, К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Ю.А. Веденеева, И.В. Выдрина, С.Е. Заславского, З.М. Зотовой, В.В. Лапаевой, А.А. Мишина, В.В. Невинского.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях».
Теоретическая и практическая значимость данного исследования обусловлена проведением комплексного анализа теоретических и прикладных проблем участия политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также сформулированными выводами и предложениями по совершенствованию законодательства. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении конституционного права и в нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регулирующего участие политических партий в выборах.
В исследовании был использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания общественно-политической и правовой действительности. В работе использованы следующие общенаучные методы: дедукции и индукции, анализа и синтеза, исторический и логический. Важное значение для исследования имеют частнонаучные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический. Использование данных методов при рассмотрении комплекса теоретических и практических проблем конституционно-правового регулирования организации и деятельности политических партий позволило всесторонне охарактеризовать практику участия политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в конкретно - исторических условиях Российского государства.
В соответствии с целями, задачами, объектом и предметом исследования данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Важнейшим достижением постсоветской России является признание общественно-политической и государственно-правовой роли политических партий в‘ государстве. Особое значение имеет осознание роли политических партий в‘ формировании и осуществлении деятельности органов публичной власти. В российских реалиях роль партий обусловлена формированием государственности на основе принципов демократии, правовой и федеративной государственности.
Анализ научных, нормативных правовых и эмпирических источников в‘ деятельности политических партий России позволил увидеть, что они, в‘ целом, ориентируясь на демократические международно-правовые стандарты, опыт партийного участия в‘ формировании и функционировании государственного механизма развитых стран, смогли вписаться в‘ политическую систему на основе принципов политического плюрализма и идеологического многообразия, в‘ том числе являясь важнейшим инструментом в‘ формировании нижней палаты российского парламента.
В работе подчеркивается, что политические партии, в‘ соответствии с российским законодательством XXI века, оказались единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в‘ депутаты Государственной Думы. Данная роль политических партий в‘ избирательном процессе обусловлена конкретными историческими условиями и уровнем общественно-политического развития государства, а также соответствует общепризнанной теории и практике участия партий в‘ формировании органов публичной власти.
В исследовании была проанализирована система формирования нижней палаты парламента Российской Федерации и установлена роль политических партий в‘выборах депутатов Государственной Думы.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва прошли на основе применения мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.
Эффективность применения мажоритарно-пропорциональной
избирательной системы на выборах в‘ органы народного представительства выражается во взаимной корректировке недостатков пропорциональной и мажоритарной избирательных систем соответственно. Так, по мнению А.Е. Любарева, мажоритарно-пропорциональная система даёт лучшее приближение к пропорциональности, чем пропорциональная система. Это объясняется тем фактом, что в‘ рамках пропорциональной избирательной системы пропорциональность может значительно искажаться за счёт перераспределения мандатов партий, не преодолевших заградительный барьер, но получивших достаточно большую поддержку избирателей на выборах.
В случае применения мажоритарно-пропорциональной избирательной системы, таким образом, политические партии получают возможность провести своих членов в‘ представительные органы власти не только через партийные списки, но и в‘ одномандатных избирательных округах.
Однако, по нашему мнению, модернизация избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания не должна ограничиваться возвращением мажоритарных начал, реформированию должна подвергнуться и пропорциональная составляющая избирательной системы, по которой определяется персональный состав Государственной Думы. Реформирование пропорциональной составляющей должно быть нацелено на решение проблемы укрепления взаимосвязи депутатов с избирателями.
Одним из способов повышения степени взаимосвязи избирателей и депутатов являются предварительные голосования граждан по вопросу о“ персональном составе федеральных списков кандидатов в‘ депутаты Государственной Думы. К сожалению, в‘ Российской Федерации предварительные голосования как одна из форм непосредственной демократии не получили широкого распространения. Полагаю, что опыт предварительных голосований «Единой России» будет целесообразно распространить на выборы депутатов Государственной Думы в‘целом. Необходимые для институализации предварительных голосований граждан изменения и дополнения должны быть внесены в‘ текст закона о“ выборах депутатов Государственной Думы. Представляется, что данные изменения должны предусмотреть юридически определённый механизм включения кандидатов для участия в‘ предварительных голосованиях безотносительно их политической принадлежности, механизм проведения публичных выступлений кандидатов перед избирателями, механизм определения результатов предварительных голосований, а также положение об обязательности включения победителей предварительных голосований в‘ состав федеральных списков кандидатов в‘ депутаты, выдвигаемых партиями для участия в‘ выборах.
Кроме того, новое соотношение пропорционального и мажоритарного элементов смешанной избирательной системы вызвала к жизни новые правовые отношения между кандидатами и избирательными объединениями, включив не применявшиеся ранее элементы порядка реализации пассивного избирательного права. В частности, на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва впервые был апробирован такой важный элемент смешанной избирательной системы, как освобождение от сбора подписей кандидатов-одномандатников, выдвинутых партией по мажоритарным округам, в‘ том случае, если пропорциональный список данной партии зарегистрирован на основании представленных в‘ поддержку его выдвижения подписей избирателей. Механизм представляется юридически и организационно обоснованным, поскольку позволяет исключить двойной сбор подписей, однако содержит риски для мажоритарных кандидатов, связанные с истечением срока сбора подписей и представления документов для регистрации кандидата. Возможна ситуация, когда партия получила отказа в‘ регистрации по подписям, а кандидат, выдвинутый этой партией, уже не успевает собрать подписи в‘ поддержку своего выдвижения.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что смешанная избирательная система представляет собой не просто сумму правовых возможностей, определяемых проведением выборов депутатов по пропорциональной и‘ мажоритарной избирательных системах, а в‘ концентрированном виде отражает взаимозависимость и взаимное влияние каждой из этих двух составляющих на порядок формирования законодательного (представительного) органа публичной власти в‘целом.
Наиболее ярко эта зависимость проявляется в‘ территориальной основе выборов, в‘ «привязке» не только одномандатных округов, но и соответствующих территориальных (региональных) групп кандидатов из пропорционального списка к конкретным территориям. Связь пропорционального списка кандидатов, выдвигаемых партией, с территориями мажоритарных округов усиливает влияние голосования избирателей на механизм распределения мандатов внутри списка.
1.1) Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2) Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.3) Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ (с изм. от 26.11.1996) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.4) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 21.06.1995 № 90-ФЗ (с изм. от 17.11.1998) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно¬правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.5) О политических партиях : Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно¬правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.6) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ (ред. от 10.07.2001, с изм. от 11.06.2002) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант
Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа:
(внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.7) О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» : Федеральный закон от 19.07.1998 № 112-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.8) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская
компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.9) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ (ред. от 25.07.2006) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно¬правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
1.10) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно¬правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
...