Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная ответственность юридических лиц в РФ.

Работа №90752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

административное право

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Понятие и признаки административной ответственности юридических
лиц в Российской Федерации 7
1.2. Принципы административной ответственности юридического лица 20
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1. Понятие, признаки и виды административных правонарушений,
совершаемых юридическими лицами в Российской Федерации 30
2.2. Административные наказания, применяемые к юридическим лицам в
Российской Федерации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74


Институт административной ответственности юридических лиц - это сравнительно новый виток в развитии отечественного законодательства. Появился данный институт благодаря переходу от административно-командной экономики к рыночным отношениям и появлению кластера предпринимателей и юридических лиц. Отечественное законодательство не содержало достаточного нормативного регулирования для данной категории лиц. КоАП РСФСР 1984 года сильно устарел и требовал значительной переработки, а значит, назрел вопрос о законодательном регулировании административной ответственности данных хозяйствующих субъектов. В частности, речь шла о разработке понятийного аппарата и системы административных наказаний, применимых к юридическим лицам.
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений.
Это и называют тем самым витком развития отечественного законодательства не только в сфере административного права, но и гражданского, трудового, уголовного и др. Появилась также и самостоятельная отрасль предпринимательского права. Внимание, которое сегодня уделяется административной ответственности вполне обоснованно, по статистике большую часть всех правонарушений приходится именно на административную сферу. Ввиду роста количества юридических лиц в стране, безусловный интерес представляет выявление особенностей административной ответственности данных субъектов, а также проблем практического применения ответственности за те или иные правонарушения.
Изучение проблемы административной ответственности юридических лиц вызвано отсутствием единства мнений, начиная с определения понятия юридической ответственности и заканчивая порядком привлечения юридического лица к этой ответственности.
Широкий диапазон мнений и подходов к различным элементам ответственности этих субъектов вызывает активную дискуссию, а отсутствие единообразного понимания и применения приводит к появлению все более новых проблем, которые требуют осмысления и обусловливают необходимость проведения современных научно-теоретических исследований в этой области.
Необходима выработка новых подходов к определению административной ответственности юридического лица и ее законодательного закрепления, к определению вины юридического лица и исследованию проблем привлечения юридических лиц к административной ответственности. Законодательная несогласованность в определении вины юридического лица порождает проблемы в административно-юрисдикционной деятельности, а противоречивая практика арбитражных судов выступает наглядным примером необходимости урегулирования данного вопроса. Проблема в том, что сама конструкция юридического лица является правовой фикцией, соответственно, понимание вины в классическом варианте, в котором применяется оно для физических лиц, считается неверным.
На сегодняшний день остается дискуссионным вопрос привлечения государственных и муниципальных органов к административной ответственности в качестве юридических лиц. В науке не раз высказывалось мнение о том, что необходимо привлекать государственный орган или орган местного самоуправления к административной ответственности, который, в свою очередь привлекает виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности. Данное научное изыскание не находит положительной оценки с точки зрения правоприменительной практики.
Важнейшее значение правового урегулирования деятельности юридических лиц имело принятие действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором насчитываются более трехсот статей и более шестисот составов административных правонарушений, субъектами которых являются
юридические лица. Необходимо отметить, что количество составов неуклонно растет, в связи с динамикой развития общественных отношений.
Следует указать так же и сферы деятельности, в которых юридические лица совершают административные правонарушения: в промышленности, строительстве; в земельном, водном, лесном законодательстве; в предпринимательской сфере; в области охраны собственности; экологические правонарушения; в сфере таможенного, налогового, антимонопольного законодательства; незаконное осуществление банковской деятельности; валютные правонарушения.
Помимо этого как писал В.Д. Сорокин, "проблема ответственности юридических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов, различной формы собственности, возникла под влиянием потребностей самой жизни, нарождающихся экономических условий, вызванных возвращением в стране частной собственности" .2
Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексный анализ института административной ответственности юридических лиц в РФ. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
1. Охарактеризовать институт административной ответственности юридических лиц, исследовать подходы к определениям, признакам и принципам такой ответственности;
2. Исследовать основания и меры административной ответственности юридических лиц, выявить основные признаки, принципы и виды административного правонарушения, а также административные наказания, применяемые для юридических лиц;
3. Изучить процесс производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, его участников и основные стадии.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при установлении и реализации административной ответственности юридических лиц.
Предметом настоящего исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие институт административной ответственности юридических лиц в РФ, практика их реализации, а также мнения ученых по поводу совершенствования рассматриваемого института.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные в официальных изданиях статистические данные; факты, получившие отражение в научной литературе и периодической печати, а также конкретные примеры правоприменительной практики судов.
Нормативно-правовую базу исследования составили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
При написании работы в целях раскрытия проблемы и всестороннего изучения данного института были использованы теоретические положения, такие как труды ученых-административистов: Ю.А. Тихомирова, П.П. Серкова, Д.Н. Бахраха, В.А. Власова, Ю.Н. Старилова, Б.В. Россинского, С.Н. Братановского, Н.Г. Салищевой, В.Д. Сорокина, И.А. Галагана, Б.И. Пугинского, Д.А. Липинского, и других.
При подготовке работы были использованы формально-юридический, статистический, исторический и сравнительно-правовой методы научного познания.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемы совершенствования института административной
ответственности юридических лиц обусловлены во многом его ролью в борьбе с наиболее распространенными противоправными проявлениями - административными правонарушениями.
В заключение всего вышесказанного можно сказать, что:
Во-первых, при привлечении к административной ответственности юридических лиц следует учитывать, прежде всего, статус юридического лица, так как административная и гражданская правосубъектность не совпадают.
Административно-правовой статус юридического лица в общем смысле характеризуется совокупностью норм, предусмотренных кодексами, законами, подзаконными нормативными правовыми актами и учредительными документами, определяющими права и обязанности юридического лица в различных сферах экономической и социально-культурной деятельности, а также в сфере административно-управленческих отношений.
Для того чтобы организация рассматривалась в качестве юридического лица, она должна быть зарегистрирована в таком качестве или приобрести статус юридического лица по иному законному основанию.
Отсюда, в частности, следует невозможность привлечения к административной ответственности таких образований, как религиозные группы, международные организации, филиалы и представительства российских юридических лиц. Представляется, что единственной мерой административной ответственности подобных образований за не соответствующее административному закону поведение может являться исключительно административное запрещение их деятельности, ipso facto - их ликвидация.
Напротив, такие публично-правовые образования, как организации, не требующие государственной регистрации и прямо упомянутые в ГК РФ в качестве юридических лиц или даже в таком качестве не упомянутые, однако приобретшие подобный статус на основании иных (помимо ГК РФ) актов законодательства, не могут быть исключены из числа субъектов административной ответственности. Так, профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения хотя и не требуют регистрации в качестве юридических лиц, но как полноценные самостоятельные участники гражданского оборота подвержены административной ответственности.
Во-вторых, в отношении юридических лиц могут применяться лишь пять видов административных наказаний из девяти, предусмотренных КоАП РФ. В основном применяются наказания, связанные с имущественными лишениями (штраф, конфискация). Законами субъектов РФ могут устанавливаться только предупреждение и административный штраф. Это связано с особенностями самого привлекаемого к ответственности субъекта.
В-третьих, согласно общему правилу административная ответственность может возникнуть только тогда, когда Особенная часть КоАП РФ или законы субъектов РФ прямо описывают деяние как административно наказуемое на основании определенных характеристик его объективной стороны. Так как далеко не все нарушения (например, публичное распитие спиртных напитков) могут совершаться юридическим лицом, и напротив - некоторые (нарушение правил энергоснабжения и др.) могут быть совершены исключительно юридическим лицом, то множество административных правонарушений для юридических, физических и должностных лиц не совпадают, хотя и имеют общее пересечение.
Из 476 статей КоАП РФ, определяющих составы административных правонарушений, в 258 статьях (более половины всех статей Особенная части Кодекса) говорится об ответственности юридических лиц.
Спецификой привлечения к административной ответственности юридических лиц является также общая тенденция рассматривать последствия нарушения закона со стороны юридического лица как более тяжкое, чем со стороны физического или должностного лица. Это, в частности, проявляется в больших размерах штрафных санкций, которым подвергается юридическое лицо за одно и то же правонарушение.
В-четвертых, в соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Отмечается, что данное правило обусловлено принципом справедливости: каждое лицо должно нести ответственность в зависимости от степени своей вины.
В-пятых, в силу того, что юридическое лицо в отличие от физического лица может быть подвергнуто реорганизации, выделяются особенности административной ответственности юридических лиц при их реорганизации.
В-шестых, фундаментальным различием при привлечении к ответственности юридического лица по сравнению с привлечением к ответственности физического лица является концепция вины субъекта и ее выражение - признаки вины юридического лица.
Традиционное понимание вины как психологического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям неприменимо для юридического лица, и на настоящий момент правовая наука еще не выработала однозначного подхода к определению вины коллективного субъекта. В настоящее время в правоприменительной практике просматривается три подхода к определению вины юридического лица:
1) определение вины юридического лица посредством субъектной стороны правонарушения, т.е. через анализ судом психологического отношения коллективного субъекта к содеянному и определение формы вины (умысла либо неосторожности);
2) определение вины юридического лица посредством вины его работника;
3) привлечение юридического лица к административной ответственности посредством объективного вменения (т.е. при отсутствии вины).
Первый подход предполагает оценку двух обстоятельств: предприняло ли юридическое лицо все зависящие от него меры по соблюдению закона и имело ли оно такую возможность. Данная позиция арбитражных судов при установлении вины юридического лица получила наиболее широкое распространение.
Второй подход, используемый в практике арбитражных судов, также представляется весьма дискуссионным. Зачастую действиям работника организации судом присваивается значение действий юридического лица в целом, в случае недоказанности обстоятельств выхода работника в своих действиях за рамки предоставленных ему полномочий.
Третий подход является наиболее уязвимым. Очевидно, что "юридическая ответственность без вины" (так называемое объективное вменение) не разделяется ни теорией права, ни законодательством. Попытка "двойственной" интерпретации вины юридического лица, понимаемой, с одной стороны, как отношение его должностных лиц к правонарушению ("субъективная вина"), а с другой - как отношение к содеянному компетентного юрисдикционного органа ("объективная вина"), в сущности, направлена на обоснование того же "объективного вменения". Данный подход основан на оценочной теории, трактующей вину как оценку судом (иным субъектом юрисдикции) всех объективных и субъективных обстоятельств правонарушения.
В-седьмых, под принципами административной ответственности понимаются фундаментальные идеи, закрепленные в нормах права. Можно выделить следующие из них: равенство перед законом и судом; презумпция невиновности; законность. Все они напрямую вытекают из положений Конституции РФ. Основное значение принципов административного права заключается в том, что они предопределяют организацию и исполнение законодательства об административной ответственности. Однако, на практике существуют определенные изъятия из названных принципов, а также проблемы при их реализации.
В-восьмых, на сегодняшний момент так и остался неразрешенным вопрос об административной ответственности органов государственной власти. Длившаяся дискуссия о юридических лицах публичного права, часто имевшая лишь терминологический характер или протекавшая в абстрактной форме, сейчас приобретает новое качество. С одной стороны, спор обострился. С другой стороны, намечаются колебания среди сторонников сугубо цивилистической трактовки юридического лица, поиски объединяющих подходов, больший акцент сторонников концепции юридического лица публичного права на цивилистических элементах в юридическом лице публичного права. На наш взгляд необходимо исключить органы государственной власти и местного самоуправления из круга лиц, которые подлежат административной ответственности.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О Правительстве Российской Федерации : федер. конституционный
закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (по сост. от 28.12.2016 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (по сост. на 28. 11. 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 1.- Ст.1; 2016. - № 11. - Ст. 1493.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (по сост. на 01.06.2019 г.) // Собрание законодательства РФ.- 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (по сост. на 29.05.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
6. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (по сост. на 17.03.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 41. - Ст.4849.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ (по сост. на 27.12.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
8. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (по сост. на 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
9. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон
от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (по сост. на 27.12.2018 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
10. Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон от 8
февраля 1998 г. № 14-ФЗ (по сост. на 23.04.2018 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст. 785.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ