Патриотическая тематика в региональных СМИ: основные аспекты, форматы материалов (на примере алтайских СМИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В РОССИЙСКИХ СМИ 6
1.1. Патриотизм как базовая ценность общества 6
1.2. Полярность освещения патриотической тематики в ведущих российских
СМИ 19
1.3. Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания 27
ГЛАВА 2. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ. .2
2.1. Тематика и формат публикаций на патриотическую тему в газете
«Алтайская правда» 34
2.2. Представление темы патриотизма на сайте ИД «Алтапресс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В РОССИЙСКИХ СМИ 6
1.1. Патриотизм как базовая ценность общества 6
1.2. Полярность освещения патриотической тематики в ведущих российских
СМИ 19
1.3. Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания 27
ГЛАВА 2. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ. .2
2.1. Тематика и формат публикаций на патриотическую тему в газете
«Алтайская правда» 34
2.2. Представление темы патриотизма на сайте ИД «Алтапресс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема патриотизма стала в России центром бурных дискуссий. Это связано с многомерностью понимания данного явления вследствие разрушения прежнего единомыслия в отношении его ценностных оснований. В условиях многонационального государства патриотизм нередко трансформируется в национализм или, напротив, отрицается. В то же время не вызывает сомнений, что патриотизм является важнейшей духовной ценностью и социальной установкой. В этой связи в обществе то и дело поднимается вопрос патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения, что становится сегодня весьма серьезной проблемой, так как в настоящее время на историческую авансцену вышел новый человек, так как каждая эпоха формирует свой тип личности. Современный человек по- новому смотрит на вечные истины, такие как любовь к родной земле, сохранение историко-культурного наследия, почтительное отношение к своему народу, семье и т.д.
При этом, как общепризнано, огромную роль в формировании мировоззрения современного общества играют средства массовой информации и, шире, вся медиасфера. I Именно в медиапространстве фиксируются, утверждаются и распространяются ценностные установки, взгляды и еще образцы поведения. [Поэтому весьма действительным, на наш взгляд, является выявление роли медиапространства региона и, конкретно, ведущих средств массовой информации Алтайского края в данном процессе.
Тема патриотизма, правильно поданная и раскрытая на страницах региональных СМИ, способствует социальной интеграции населения, развитию межэтнического взаимодействия, стабилизации общества в целом. Помимо прочего, предлагаемый анализ I позволит более лучше освоить процесс функционирования общества и прогнозировать тенденции его развития.
Степень разработанности проблемы. Тема патриотизма имеет различные аспекты, которые исследовались многими авторами. М.М. Акулич, К.А. Асеев, Д.Н. Вятлев, Т.Э. Курмаев, М.Ю. Мартынов, И.С. Огановская и др. представили различные подходы к понятию патриотизма как базовой ценности общества. И.И. Никитин, Д. Просянюк, Д.А. Шевцова и др. дали сравнительную характеристику патриотической тематики в СМИ в досоветский и постсоветский период. А.Н. Покида, С.А. Степанов, О. Судоргин, С.Н. Филипченко и др. проанализировали структуру и направленность патриотического воспитания в СМИ. С.Н. Филипченко были выделены и охарактеризованы уровни патриотического воспитания. А.Н. Вырщиков, Е.Н. Пахомова, В.В. Рябов и др. определили роль СМИ в патриотическом воспитании населения России. В то же время анализу представления темы патриотизма в СМИ уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания, что и обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования - патриотическая тематика в региональных СМИ.
Предмет исследования - основные аспекты представления темы патриотизма и форматы материалов в региональных СМИ.
Цель исследования - анализ специфики представления патриотической тематики в региональных СМИ (на примере алтайских СМИ).
Задачи исследования:
1. Представить разные подходы к пониманию патриотизма.
2. Охарактеризовать опыт освещения патриотической тематики в отечественных и региональных СМИ.
3. Определить место и роль СМИ в патриотическом воспитании.
4. Выявить основные форматы материалов на патриотические темы в алтайских СМИ.
5. Проанализировать специфику |публикаций патриотической тематики в региональных СМИ (на примере алтайских СМИ).
Гипотеза исследования: Тема патриотизма в региональных общественно-политических изданиях поднимается фрагментарно, нередко сводится к сенсационным материалам, освещающим проблемы межэтнических отношений. Привлечение внимания людей к проблемам патриотизма не является целью журналистов массовых изданий.
Методы исследования: сравнительный анализ, элементы системного и структурно-функционального подхода, которые позволили комплексно и всесторонне рассмотреть подходы к понятию «патриотизм»; контент-анализ публикаций.
Новизна исследования: проведен анализ материалов на патриотическую тему в ведущих региональных изданиях.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит, во- первых, в том, что был проанализирован вклад средств массовой информации, прежде всего, Алтайского края, в дело патриотического воспитания, во-вторых, в возможности применения полученных результатов в практической работе журналистов
Эмпирическая база: публикации электронной версии изданий «Алтайская правда» и «Altapress.ru». Временные рамки исследования: материалы за период с 1 октября 2019 года по 31 марта. 2020 года.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
При этом, как общепризнано, огромную роль в формировании мировоззрения современного общества играют средства массовой информации и, шире, вся медиасфера. I Именно в медиапространстве фиксируются, утверждаются и распространяются ценностные установки, взгляды и еще образцы поведения. [Поэтому весьма действительным, на наш взгляд, является выявление роли медиапространства региона и, конкретно, ведущих средств массовой информации Алтайского края в данном процессе.
Тема патриотизма, правильно поданная и раскрытая на страницах региональных СМИ, способствует социальной интеграции населения, развитию межэтнического взаимодействия, стабилизации общества в целом. Помимо прочего, предлагаемый анализ I позволит более лучше освоить процесс функционирования общества и прогнозировать тенденции его развития.
Степень разработанности проблемы. Тема патриотизма имеет различные аспекты, которые исследовались многими авторами. М.М. Акулич, К.А. Асеев, Д.Н. Вятлев, Т.Э. Курмаев, М.Ю. Мартынов, И.С. Огановская и др. представили различные подходы к понятию патриотизма как базовой ценности общества. И.И. Никитин, Д. Просянюк, Д.А. Шевцова и др. дали сравнительную характеристику патриотической тематики в СМИ в досоветский и постсоветский период. А.Н. Покида, С.А. Степанов, О. Судоргин, С.Н. Филипченко и др. проанализировали структуру и направленность патриотического воспитания в СМИ. С.Н. Филипченко были выделены и охарактеризованы уровни патриотического воспитания. А.Н. Вырщиков, Е.Н. Пахомова, В.В. Рябов и др. определили роль СМИ в патриотическом воспитании населения России. В то же время анализу представления темы патриотизма в СМИ уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания, что и обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования - патриотическая тематика в региональных СМИ.
Предмет исследования - основные аспекты представления темы патриотизма и форматы материалов в региональных СМИ.
Цель исследования - анализ специфики представления патриотической тематики в региональных СМИ (на примере алтайских СМИ).
Задачи исследования:
1. Представить разные подходы к пониманию патриотизма.
2. Охарактеризовать опыт освещения патриотической тематики в отечественных и региональных СМИ.
3. Определить место и роль СМИ в патриотическом воспитании.
4. Выявить основные форматы материалов на патриотические темы в алтайских СМИ.
5. Проанализировать специфику |публикаций патриотической тематики в региональных СМИ (на примере алтайских СМИ).
Гипотеза исследования: Тема патриотизма в региональных общественно-политических изданиях поднимается фрагментарно, нередко сводится к сенсационным материалам, освещающим проблемы межэтнических отношений. Привлечение внимания людей к проблемам патриотизма не является целью журналистов массовых изданий.
Методы исследования: сравнительный анализ, элементы системного и структурно-функционального подхода, которые позволили комплексно и всесторонне рассмотреть подходы к понятию «патриотизм»; контент-анализ публикаций.
Новизна исследования: проведен анализ материалов на патриотическую тему в ведущих региональных изданиях.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит, во- первых, в том, что был проанализирован вклад средств массовой информации, прежде всего, Алтайского края, в дело патриотического воспитания, во-вторых, в возможности применения полученных результатов в практической работе журналистов
Эмпирическая база: публикации электронной версии изданий «Алтайская правда» и «Altapress.ru». Временные рамки исследования: материалы за период с 1 октября 2019 года по 31 марта. 2020 года.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Как уже было сказано, важным условием укрепления любой, в том числе, российской государственности является формирование патриотических установок. В сегодняшней ситуации многие авторы говорят о необходимости выработать исторически новый тип патриотизма, в котором традиционные культурные смыслы должны сочетаться с новыми аспектами, отражающими видоизмененную микросистему.
В этом процессе СМИ играет важную роль, поэтому актуальной задачей является выявление основных тенденций в освещении темы патриотизма в ведущих изданиях, не только федеральных но и в региональных. Для решения этой задачи мы взяли два популярных издания: «Алтайскую правду» и сайт ИД «Алтапресс», и провели контент-анализ публикаций за период времени с 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года.
Результаты нашего исследования можно представить в виде следующих выводов.
1. Журналисты двух изданий в разной степени заинтересованы в патриотической тематике, судя по общему числу публикаций. В «Алтайской правде» за 6 месяцев было найдено 37 публикаций, а на сайте Altapress.ruза этот же период было найдено всего 6 материалов.
2. Если рассматривать соотношение различных тематических блоков (аспектов темы патриотизма), то «Алтайская правда» отдаёт предпочтение тематическому блоку «Поддержание национально-культурных ценностей и традиций», а ИД «Алтапресс» заинтересован в «Самоотверженном труде на благо страны» и «Защите страны». В «Алтайской правде» второе место по численности занимают публикации на тему «Защита страны», в то время как в «ИД Алтапресс» были опубликованы лишь два материала на данную тему. Показательно, что ни в одном издании не было обнаружено дискуссионных материалов относительно различных проблем, связанных с новым пониманием темы патриотизма.
3. В «Алтайской правде» заметно преобладание статьи (30%), встречаются и информационные жанры (27%). На сайте Altapress.ruпреобладают тоже статья (33%), но много и публикаций в информационных жанрах (17%). В целом, на наш взгляд, недостаточно материалов, воздействующих на эмоциональную сторону аудитории.
4. В «Алтайской правде» преобладает традиционная, текстовая форма представления материала, практически не используются другие формы, кроме фото. У второго издания визуализация существенно более выражена, но, на наш взгляд, во многих материалах также можно было бы использовать большее разнообразие форм представления информации.
В целом можно резюмировать, что ситуация с освещением темы патриотизма, проблем патриотического воспитания в выбранных нами региональных изданиях не совсем удовлетворительна. С одной стороны, не хватает дискуссионности, критических материалов; с другой стороны, недостаточно ярких, эмоционально насыщенных публикаций, которые способствовали бы решению задачи патриотического воспитания
В этом процессе СМИ играет важную роль, поэтому актуальной задачей является выявление основных тенденций в освещении темы патриотизма в ведущих изданиях, не только федеральных но и в региональных. Для решения этой задачи мы взяли два популярных издания: «Алтайскую правду» и сайт ИД «Алтапресс», и провели контент-анализ публикаций за период времени с 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года.
Результаты нашего исследования можно представить в виде следующих выводов.
1. Журналисты двух изданий в разной степени заинтересованы в патриотической тематике, судя по общему числу публикаций. В «Алтайской правде» за 6 месяцев было найдено 37 публикаций, а на сайте Altapress.ruза этот же период было найдено всего 6 материалов.
2. Если рассматривать соотношение различных тематических блоков (аспектов темы патриотизма), то «Алтайская правда» отдаёт предпочтение тематическому блоку «Поддержание национально-культурных ценностей и традиций», а ИД «Алтапресс» заинтересован в «Самоотверженном труде на благо страны» и «Защите страны». В «Алтайской правде» второе место по численности занимают публикации на тему «Защита страны», в то время как в «ИД Алтапресс» были опубликованы лишь два материала на данную тему. Показательно, что ни в одном издании не было обнаружено дискуссионных материалов относительно различных проблем, связанных с новым пониманием темы патриотизма.
3. В «Алтайской правде» заметно преобладание статьи (30%), встречаются и информационные жанры (27%). На сайте Altapress.ruпреобладают тоже статья (33%), но много и публикаций в информационных жанрах (17%). В целом, на наш взгляд, недостаточно материалов, воздействующих на эмоциональную сторону аудитории.
4. В «Алтайской правде» преобладает традиционная, текстовая форма представления материала, практически не используются другие формы, кроме фото. У второго издания визуализация существенно более выражена, но, на наш взгляд, во многих материалах также можно было бы использовать большее разнообразие форм представления информации.
В целом можно резюмировать, что ситуация с освещением темы патриотизма, проблем патриотического воспитания в выбранных нами региональных изданиях не совсем удовлетворительна. С одной стороны, не хватает дискуссионности, критических материалов; с другой стороны, недостаточно ярких, эмоционально насыщенных публикаций, которые способствовали бы решению задачи патриотического воспитания
Подобные работы
- ТЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕЭФИРЕ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «СОСЕДИ» И «ВКУСНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «АФОНТОВО»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Визуализация фактического материала в региональных СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В
ПОЛИТИЧЕССКОМ ПРОЦЕССЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В
ПОЛИТИЧЕССКОМ ПРОЦЕССЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



