ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Назначение систем для управления центром дополнительного
образования 9
1.2 Анализ существующих решения 11
1.3 Недостатки и преимущества существующих решений 16
1.4 Требования к разрабатываемой системе 19
1.5 Распределение основных функций ролей пользователей системы 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 24
2.1 Подбор цветового решения и шрифтов в разрабатываемой системе 24
2.2 Основные элементы и ключевые особенности интерфейса 26
2.3 Интерфейс личного кабинета ученика и родителя 28
2.4 Интерфейс личного кабинета преподавателя 32
2.5 Интерфейс личного кабинета руководителя и администратора 36
2.6 Связь между ролями пользователей 42
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ В БИЗНЕС ПРОЦЕССЫ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
3.1 Описание разработанной системы 45
3.2 Практическое применение системы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
Сейчас очень активно развивается направление дополнительного образования, в частности репетиторские и учебные центры. Владельцам бизнеса крайне важно в режиме реального времени отслеживать основные показатели эффективности бизнеса, автоматизировать процесс управления оплатами и наладить взаимодействие между обучающимися и преподавателями. Благодаря оптимизации работы с помощью специальной системы учебные и репетиторские центры смогут эффективнее и оперативное доносить информацию до учеников и их родителей, отслеживать успеваемость обучающихся и решать конфликты, связанные с неуспеваемостью учеников, а процесс привлечения новых клиентов станет проще. Это позволит руководителям учебных центров тратить больше времени на масштабирование бизнеса. В связи с активным развитием информационных технологий разработка подобного рода информационных систем (CRM-систем) очень востребована, и подобные решения внедряются повсеместно. Данное решение будет проходить апробацию в центре подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а кроме этого будет востребовано в других учебных центрах.
Очень важно, чтобы разработанное решение было удобно в использовании. Поэтому в первую очередь были рассмотрены основные принципы проектирования интерфейса для данных задач. При анализе литературных источников особенное внимание было уделено книге Алана Купера «Основы проектирования взаимодействия». Проектирование взаимодействия — это ориентированный на человека подход проектирования интерактивных цифровых продуктов, сред, систем и сервисов. Кроме того, в этой книге много внимания уделено проектированию поведения — аспекту, которым традиционные дисциплины проектирования нередко пренебрегают [18].
Итан Маркотт в книге «Отзывчивый веб-дизайн» говорит нам о том, что для пользователя чрезвычайно важно удобство использования приложения, и наша задача как проектировщика интерфейсов сделать так, чтобы любой пользователь нашего приложения с любого своего устройства имел доступ к приложению и мог им комфортно пользоваться, иначе ему будет проще выбрать другой продукт, а не терпеть неудобство при использовании нашего. При проектировании сайтов или приложений, состоящих не только из «ленты новостей» стоит учитывать, какие блоки и в каком порядке показывать на версиях сайта предназначенных для мобильных устройств или устройств с небольшими экранами, ведь это напрямую влияет на то, останется клиент или будет искать другие приложения, отвечающие его требованиям [20].
При проектировании стоит концентрироваться на целых пользователей (для чего те используют данный продукт), на их ожиданиях от использования (что они получат при использовании данного продукта) и на их сценарии использования данного продукта, ведь пользователи и проектировщики могут по-разному смотреть на этот вопрос. Такой подход позволит создавать конкурентоспособные решения, с которыми будет приятно и комфортно работать.
Опросы показали, что целевая аудитория данного решения при ведении бизнеса проходила определённые этапы: ведения учёта на бумажных носителей, перенос данных в электронные таблицы и последующая автоматизация расчётов и, в итоге, осознание того факта, что для успешного ведения бизнеса и его развития необходимо отслеживать очень много параметров и делать это очень быстро, что не представляется возможным без системы, которая учитывает всё что происходит в бизнесе.
Таким образом, крайне важно поддерживаться следующих принципов:
1) Доступ к элементам интерфейса должен быть быстрым. Часто для достижения цели необходимо прицеливаться к нескольким объектам подряд. Чем больше объектов на пути к цели, тем медленнее доступ.
2) Необходимо экономить внимание пользователя. Внимание человека — ресурс, не нужно расходовать его зря. В интерфейсах внимание часто расходуется на переключение контекста. Кроме того, внимание можно расходовать на слишком заметный элемент интерфейса, когда заметным он быть не должен. Либо наоборот: можно делать акценты на важных вещах, таких как сообщения о оплатах.
3) Интерфейс должен быть информативным. Информативность — доля полезной информации в общем объеме сообщения, то есть соотношение сигнал/шум. Улучшать информативность можно двумя способами: добавить сигнал или уменьшить шум.
4) Пользователь не должен тратить слишком много времени на поиск того, или иного элемента. Все части сайта должны быть логично расположены.
5) Соблюдение привычек пользователей помогает всем предыдущим пунктам — привычные элементы быстрее, и найти, и понять. Чтобы этого добиться необходимо, использовать шаблоны взаимодействия для однотипных задач.
Алан Купер обращает внимание на то, что качественное проектирование требуется для того, чтобы пользователи работали более эффективно [18]. Чтобы более точно понять назначение продукта, его свойства и т.д. необходимо узнать ответы на следующие вопросы:
1. Кто мои пользователи?
2. Чего хотят достичь мои пользователи?
3. Что пользователи думают о своих целях?
4. Какой опыт будет для моих пользователей привлекательным и полезным?
5. Как должен себя вести мой продукт?
6. Как должен выглядеть мой продукт?
7. Как пользователи будут взаимодействовать с моим продуктом?
8. Как наиболее эффективно реализовать функции моего продукта?
9. Как начинающие пользователи будут знакомиться с моим продуктом?
10. Каким образом мой продукт сможет придать технологии привлекательный облик и сделать ее понятной и управляемой?
11. Как мой продукт может решить проблемы пользователей?
12. Как мой продукт поможет в достижении целей тем пользователям, которые редко работают с продуктом или имеют мало опыта?
13. Каким образом мой продукт сможет удовлетворить запросы опытных пользователей, которым нужна функциональная мощь и глубина проработки?
Еще одним фактором, который влияет на удобство использования системы - подбор цветов [5, 13, 17]. Данный вопрос изучается авторами на протяжении многих лет, например, в монографии Базыма Бориса Алексеевича освещаются различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека. Рассматривается история развития цветовой символики. Описывается психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Анализируются факторы и механизмы цветовых предпочтений. В учебном пособии Омельяненко Е. В. рассмотрены различные точки зрения на природу цвета и его изучение от Платона до наших дней. В нем описана физиология восприятия цвета, его психологические характеристиками, символика и воздействие на человека. Серьезное внимание уделено выявлению основных характеристик цвета, их взаимосвязи с главными принципами построения композиции, определению колорита.
Во время исследования также были изучены основы композиции, так как крайне важно при проектировании компьютерных систем не забывать об основах композиции [31]. В книге Кимберли Элама рассказано о том, как законы математики и геометрии применяются в искусстве, архитектуре и самых разных видах дизайна с древнейших времен и до наших дней. Работы практически всех выдающихся художников и дизайнеров основываются на естественных системах пропорций. Элам подробно останавливается на правиле золотого сечения, "божественных пропорциях", последовательности Фибоначчи и других принципах, открытых в разное время в науке и искусстве.
Законы симметрии, порядок и визуальный баланс лежат в основе современного дизайна, в том числе интерфейсов Web-приложений.
Кроме того, были рассмотрены особенности UX-дизайна [6]. В книге «UX-дизайн. Идея - эскиз - воплощение» рассматриваются основные инструменты для создания эскизов и ускорения воплощения дизайнерских идей. В ней описаны приемы работы, методики создания эскизов и необходимые инструменты.
Информационная система будет помогать организации работы учебного центра только в том случае, если ей будет легко пользоваться, не будет требоваться длительного обучения персонала и клиентов перед ее внедрением, будут все необходимые функции для работы [1].
Объект исследования: информационные системы поддержки
образовательного процесса.
Предмет исследования: особенности проектирования информационной системы для организации работы центров дополнительного образования с учетом требований к разработке пользовательских интерфейсов и задач развития образовательных учреждений.
Цель исследования: разработка информационной системы для
организации работы центра дополнительного образования.
Задачи исследования:
1) Выяснить назначение систем для управления центром дополнительного образования
2) Проанализировать существующие решения
3) Выделить основные преимущества и недостатки существующих решений
4) Разработать требования к разрабатываемой системе
5) Обосновать подбор цветового решения и шрифтов
6) Разработать основные элементы интерфейса
7) Создать макет интерфейса личного кабинета ученика (родителя), преподавателя, администратора (руководителя)
8) Продумать связь между различными ролями пользователей
9) Разработать и описать систему для управления центром дополнительного образования
10) Описать практическое применение системы, провести опрос пользователей и описать положительный эффект от внедрения системы.
В диссертационной работе будут использованы следующие методы: анализ существующих систем и требований учебных центров, моделирование и проектирование информационных систем и пользовательских интерфейсов. После окончания разработки данной системы будет проводиться анкетирование пользователей и исправление, выявленных недостатков.
Данное исследование носит высокую практическую значимость, так как будет использоваться в действующем центре дополнительного образования. Кроме того, использование CRM-системы позволит повысить эффективность обучения, что обладает высокой социальной значимостью. В процессе разработки будет проводиться исследование в области UX/UI дизайна, что является научной значимостью исследования.
Как уже было отмечено в ведении к данному диссертационному исследованию, сфера дополнительного образования активно развивается и не может игнорировать современные тенденции, как в методах обучения, так и в удовлетворении нужд клиентов. Внедрение подобного рода систем позволит владельцам бизнеса повышать качество предоставляемых услуг и предлагать все новые и новые услуги своим клиентам, а так же масштабировать свой бизнес в сторону увеличения числа клиентов. В подобных организациях порядка 30% составляют старые клиенты, которые уже пользовались услугами и вернулись снова. Это достигается как за счёт качества оказываемых услуг, так и за счёт внедрения новых методов взаимодействия с клиентом.
Однако, при разработке подобных систем очень важно учитывать специфику организации. Для сферы подготовки к экзаменам крайне важен результат от занятий, который можно будет отслеживать в процессе подготовки, так как от качества подготовки к экзаменам будет зависеть дальнейшая судьба абитуриентов. Поэтому многие клиенты делают упор на то, что им было бы удобно отслеживать прогресс и контролировать, как именно проходят занятия и насколько вообще ученик качественно получает знания.
Далеко не во всех решениях, которые сейчас существуют на рынке эта специфика учтена. В то время как данные специфичные моменты являются для многих клиентов решающими при выборе места, где будет их ребёнок получать знания, что делает многие существующие решения абсолютно не подходящими в данной сфере. Данные решения более широкой направленности, могут использоваться в различных учебных центрах, однако именно из-за этого они недостаточно удобны.
Разработанное решение создается для существующего центра подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, поэтому учитывает все нюансы, которые свойственны именно данной сфере и многолетний опыт взаимодействия с клиентами и работниками данной организации.
Необходимость в некоторых функциях возникает уже во время использования приложения, поэтому данное приложение активно дорабатывается и изменяется с учетом всех новых требований.
По завершению данной работы дальнейшее развитие приложения будет продолжено, будет добавляться новый функционал и дорабатываться уже имеющийся.
Как показывает опрос пользователей системы ее внедрение имело положительный эффект как на качество подготовки к экзаменам, так и на развитие бизнеса в целом. Клиенты согласились с тем, что простота получения данных и возможности для отслеживания прогресса обучения и оплат имеет исключительно положительный итог.
При разработке большее внимание было уделено UX-дизайну, так как решение в первую очередь должно быть удобно пользователям. Приложение, в котором будут все функции, но при этом неудобное, сложное в использовании, не логично сделанное не будет популярно среди пользователей, и, соответственно не будет применяться. Также особенное внимание было уделено доступности на различных устройствах, ведь клиенты как правило пользуются не только компьютером, но и мобильными устройствами. В настоящее время большинство людей используют для получения информации не стационарные компьютеры, а мобильные устройства, такие как смартфоны и планшетные компьютеры. Основной задачей было сделать так, чтобы клиенту не приходилось искать на каком устройстве ему лучше воспользоваться данным приложением, а так же не привязывать его к определенным устройствам, например чтобы клиент мог в любой момент в независимости от того где он находится воспользоваться данным приложением. Так как целевая аудитория для данного приложения весьма обширна (владельцы бизнеса, родители, ученики, преподаватели) необходимо было сделать его доступным для всех и в любое время. Конечно, для разного типа ролей функционал различен, но при этом вся система выполнена в едином стиле, соответствующем фирменному стилю организации и удобна в использовании на абсолютно любом устройстве.
1. ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012. Эргономика взаимодействия человексистема. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем.: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1290-ст : введен впервые.
2. Агапонов, C.B., Джалиашвили, З.О., Кречман, Д.Л., Никифоров, М.С., Ченосова, Е.С., Юрков, A.B. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Агапонов, C.B., Джалиашвили, З.О., Кречман, Д.Л., Никифоров, М.С., Ченосова, Е.С., Юрков, A.B. Под ред. З.О. Джалиашвили. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с. Текст - электронный.
3. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. / Алексеева М. М. - Москва: Финансы и статистка, 2009. - 248 с. Текст - электронный.
4. Андреев, A.B., Андреева, С.В, Доценко, И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle / A.B. Андреев, C.B. Андреева, И.Б. Доценко. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с. Текст - электронный.
5. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика / Базыма Б.А. — Москва: Речь, 2005. — 147 с. Текст - электронный.
6. Бакстон Б , Гринберг С., Карпендэйл Ш., Маркардт Н. UX-дизайн. Идея - эскиз - воплощение. / Бакстон Б , Гринберг С., Карпендэйл Ш., Маркардт Н. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 272 с. Текст - электронный.
7. Басаргин А. А. Методы и средства проектирования информационных систем / Басаргин А. А. - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. - 235 с. Текст - электронный.
8. Боумен, У. Графическое представление информации / У. Боумен. Москва: Мир, 1971. - 225 с. Текст - электронный.
9. Бузюков Л. Б. WEB-технологии / Л. Б. Бузюков. - Санкт-Петербург: СПбГУТ, 2011. - 149 с. Текст - электронный.
10. Буханкина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. / Буханкина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. - Москва: Академия, 2004. - 416 с. Текст - электронный.
11. Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И., Моисеева М.В., Полат Е.С. Интернет- обучение: технологии педагогического дизайна / Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И., Моисеева М.В., Полат Е.С. Под ред. Кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - Москва: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с. Текст - электронный.
12. Гарретт Дж. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия. / Гаретт Дж. - Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2012. - 192 с. Текст - электронный.
13. Головастиков Г. Ю., Лютов В. П., Четверкин П.А. Цветоведение и основы колорометрии: учебное пособие и практикум. / Головастиков Г. Ю., Лютов В. П., Четверкин П. А. - Москва: Юрайт, 2018. — 222 с. Текст - электронный.
14. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген. — Санкт- Петербург: Питер, 2013. — 272 с. Текст - электронный.
15. Зайцева, О.Н. Особенности формирования информационно - коммуникационной компетентности в процессе внеаудиторной работы студентов / О.Н. Зайцева / Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2011. - № 4 (42). Текст - электронный.
16. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. / Захарова И. Г. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с. Текст - электронный.
17. Ильина О.В. , К.Ю. Бондарева Цветоведение и колористика / Ильина О.В. , К.Ю. — учебное пособие. — Москва: ГОУ ВПО СПбГТУРП, 2014. — 203 с. Текст - электронный.
...