Глава I. Позиционирование и продвижение онлайн-курса ДПО с учетом современных тенденций развития рынка онлайн-образования 7
1.1 Проблемы и перспективы развития онлайн-образования 7
1.2. Онлайн-курс как коммерческий проект 16
Глава II. Разработка концепции позиционирования и визуального дизайна онлайн-курса ДПО «Дизайн интерьера» 28
2.1. Бенчмаркинг 28
2.2. Концепция дизайн-решения онлайн-курса ДПО «Дизайн интерьера» . 42
2.3. Проектирование и контентное наполнение целевой страницы для
продвижения курса ДПО «Дизайн интерьера» 46
Заключение 54
Список источников и литературы 58
Приложения 66
Сфера дополнительного профессионального образования стремительно развивается в настоящее время. Конкуренция среди авторов образовательных решений становится всё более острой. В связи с этим актуальным является разработка концепции онлайн-курса «Дизайн интерьера», поиск принципов его позиционирования и инструментов продвижения. Кроме того, являясь коммерческим продуктом, онлайн курс нуждается в целостном визуальном оформлении, благодаря которому будет обеспечена узнаваемость бренда, способствующего более эффективному продвижению курса, а также обеспечена культура подачи контента, влияющая на общее впечатление от курса и в целом на результативность освоения материала курса.
В ходе работы над магистерской диссертацией была изучена литература, посвященная специфике развития современного
дополнительного онлайн-образования, особенностям позиционирования и продвижения образовательных продуктов, а также поиску целостного визуального оформления элементов онлайн-курса.
Ю.В.Романова в монографии «Исследование и формирование комплекса маркетинговых коммуникаций для организации дополнительного профессионального образования» [28] подчеркивает социальную значимость системы ДПО, задача которой - развитие профессиональных навыков, повышение конкурентоспособности на рынке труда, а значит к снятию безработицы.
Перспективы развития дополнительного профессионального образования рассмотрены в статье С.А. Дочкина [12]. Автор выявляет проблемы онлайн-обучения, среди которых качество самих образовательных ресурсов, сложности в управлении процессом обучения, специфика контроля достигнутых результатов, затратность разработки самих образовательных ресурсов.
Рассмотрению платформ для организации онлайн-обучения посвящена статья Н.Т.Сухановой, А.С.Маслова [35]. В ней характеризуются основные тенденции развития онлайн-образования, выявляется специфика дополнительного профессионального образования и его преимуществ, а также сравниваются возможности нескольких LMS-платформ, используемых для разработки онлайн курсов. В итоге автор приходит к выводу, что наиболее оптимальным решением является платформа Moodle, отличающаяся простотой, большим набором инструментов, а также возможностью открытого использования образовательными учреждениями.
Проблемы и тенденции отечественного дополнительного профессионального образования в сравнении с западным опытом рассмотрены в статье О.В.Фетисовой и В.В.Шеховцова [37]. Онлайн курс как часть образовательной среды представлен в исследовании Н.А. Бинчук, где выявляются ключевые проблемы современного онлайн образования. Автор утверждает, что современный преподаватель «обязан использовать все возможности, которые ему предоставляют информационные технологии» [3].
Специфика организации учебного процесса с использованием онлайн курсов рассмотрена в статье О.И.Вагановой и соавторов [5], методика разработки онлайн-курса представлена в статье Т.В.Глуховой, Л.И.Ефремовой «Онлайн курс как эффективный инструмент современного образования» [9]. Здесь же выделены ключевые тренды в обучении, среди которых персонализация траектории обучения, развитие массовых онлайн- курсов, смешанное обучение, активное отражение процессов обучения в социальных сетях, мобильное обучение. Авторы перечисляют требования к организации онлайн-курса, оформлению контента, а также организации учебного процесса.
В статье И.О. Балашовой и А.О.Балашовой «Инструменты электронной коммерции в сфере образования» рассматриваются массовые открытые онлайн курсы и перспективы их развития на российском образовательном пространстве [1].
Вопросы маркетинга образовательных услуг рассмотрены в статье О.В. Мельковой «Проблемы маркетинга в отечественной системе образования» [21], А.С. Чугуновой «Некоммерческий маркетинг в образовании» [40]. Авторы обосновывают актуальность маркетинговых исследований, необходимых для выстраивания стратегии развития образования.
В учебном пособии В.В. Черных «Маркетинговые исследования рынка инновационного продукта» [39] рассмотрена система построения стратегии развития инновационного продукта, а также представлены кейсы крупных компаний, запускающих инновационные продукты на рынок товаров и услуг.
Специфика маркетинга образовательных услуг раскрыта в монографии О.А.Семеновой, Т.А.Макаровой [31]. Авторы рассматривают инструменты маркетинга и продажи в сфере образования, характеризуют направления маркетинга в предпринимательской деятельности образовательного учреждения, а также подробно рассматривают особенности дистанционного обучения.
Помимо литературы, в основу исследования положены результаты исследования российского рынка онлайн-образования Barometer Online Education [46], а также крупные исследования рынка онлайн-образования зв 2019 и 2020 годы, предоставляющие статистические данные и их интерпретацию [44, 45].
В магистерской диссертации выявлены и проанализированы бенчмарки, а именно курсы по дизайну интерьера платформы Skillbox [47, 48], Geegbrains, «Нетология-групп» [50], курсы школы Александра Меркулова [52], учебного центра Ильи Изотова [54], школы компьютерной графики и дизайна BRONZA SCHOOL [55] и других.
На основании изученной литературы и работы с источниками можно сделать вывод о том, что дополнительное образование является динамично развивающейся сферой, перспективы которой требуют серьезной аналитики и всестороннего изучения. Насколько своевременным является вхождение новых игроков рынок образовательных решений и каким должен быть сам образовательный продукт зависит от ряда факторов, которые необходимо рассмотреть в магистерской диссертации.
Объектом исследования является рынок дополнительного профессионального онлайн-образования.
Предметом исследования - позиционирование, продвижение и дизайн- концепция онлайн проекта дополнительного профессионального образования в области дизайна интерьера.
Цель работы: разработать концептуальное решение и визуальный дизайн проекта дополнительного профессионального образования «Дизайн интерьера», реализуемого на базе центра непрерывного художественного образования АлтГУ.
Задачи:
1. Проанализировать современные тенденции развития онлайн- образования.
2. Рассмотреть принципы позиционирования и инструменты продвижения образовательного курса.
3. Выявить и проанализировать бенчмарки - сайты, позиционирующие онлайн курсы по дизайну интерьера, обратив внимание на структуру, наполнение и дизайн целевых страниц, а также на убедительность представления образовательных продуктов.
4. Разработать концепцию онлайн курса «Дизайн интерьера», опираясь на выявление и сегментацию целевой аудитории, ее проблемы и потребности.
5. Продумать концепцию и разработать визуальный дизайн элементов онлайн-курса «Дизайн интерьера».
6. Разработать структуру и контентное наполнение целевой страницы, используемой для продвижения курса «Дизайн интерьера».
7. Сверстать целевую страницу на конструкторе Tilda.
В соответствие с целью и задачами выстроена структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения. В первой главе анализируются тенденции развития рынка онлайн-образования, выявляются проблемы и перспективы его развития. Образовательный проект рассматривается как коммерческий продукт, выявляются факторы, которые должны быть учтены при его разработке, а также механизмы позиционирования и продвижения на рынке онлайн-образования.
Во второй главе анализируются бенчмарки, рассматриваются принципы позиционирования и продвижения образовательных проектов по теме дизайна интерьера, а также структура самих учебных курсов. Практической частью магистерской диссертации является разработка концепции онлайн курса ДПО «Дизайн интерьера», его позиционирование и продвижение, разработка одностраничного сайта, а также визуальный дизайн элементов курса. Описание хода работы над проектом, обоснование найденного решения представлено во второй главе, визуализация проекта размещена в приложениях к ВКР.
Дополнительное профессиональное онлайн образование является динамично развивающейся и перспективной областью. Темпы роста этой индустрии очень стремительны. В настоящее время можно говорить о том, что в этой сфере уже выделились лидеры, но они еще не стали монополистами и сам рынок еще не переполнен. В связи с этим можно говорить о перспективности этой сферы образования и возможности успешного вхождения в этот сегмент рынка образовательных услуг.
Будучи коммерческой сферой, дополнительное профессиональное образование требует не только качества самих образовательных услуг, но и использования маркетинговых инструментов для продвижения своих решений на рынок образовательных услуг. Разработка и позиционирование обучающих курсов должны начинаться с аналитики потребности в такого рода образовательном продукте, а также включать сегментацию целевой аудитории и работу с проблемами каждого сегмента, определение высшей цели и более конкретных задач образовательного проекта, а также поиск современных и эффективных средств достижения этих целей.
Позиционирование курса ДПО должно подчеркивать его уникальность, адресованность к своей целевой аудитории и решение ее проблем. Продвижение курса должно представлять собой целостную систему, включающую анализ целевой аудитории, различные виды рекламы, использование одностраничного сайта или иного средства, позволяющего убедить аудиторию в целесообразности приобретения образовательного продукта.
Концепция онлайн курса ДПО «Дизайн интерьера» базируется на анализе потребностей целевой аудитории, а также на анализе опыта других онлайн-школ, предоставляющих аналогичные образовательные решения. В целом, при опросе студентов АлтГУ направления «Профессиональное обучение», профиль «Дизайн», было выявлено, что более трети обучающихся интересуются областью дизайна интерьера, но при этом не пробовали себя в этой сфере, но хотели бы попробовать. Интерес к курсу в своем потенциале имеют и другие сегменты целевой аудитории - это люди, которые стремятся изменить свою профессиональную сферу, женщины в отпуске по уходу за ребенком, а также все те, кто увлекается хэндмейдом, создавая вещи для дома и те, кто делает ремонт. Для этой аудитории требуется небольшой курс, который позволит получить представление о дизайне интерьера как профессиональной сфере, обеспечит опыт работы над проектом, а также даст ориентиры для дальнейшего профессионального развития. Необходим такой курс, который бы не только знакомил с функционалом программы и позволял решать простые и типовые задачи, но и учил креативно подходить к проекту, развивал дизайнерское мышление, формировал эрудированность, способность ориентироваться в стилях и трендах дизайна. Важно, чтобы выпускник такого курса имел четкие представления о том, что необходимо делать дальше, чтобы развивать собственные профессиональные качества.
Такую задачу нельзя назвать простой. Но она вполне осуществима с учетом того, что в реализации указанного курса участвуют практикующие дизайнеры, имеющие опыт работы над проектами, опыт преподавания, а также опыт постоянного совершенствования собственных профессиональных навыков.
Для того, чтобы уникальность курса стала очевидной, ее необходимо донести до потенциальных слушателей. Для этого был разработан и наполнен одностраничный сайт, целевым действием которого является сбор контактов с заинтересованных посетителей.
Кроме того, понимая, что указанный курс выходит на рынок впервые и внедряется в конкурентную среду, он нуждается в инструментах продвижения с помощью таргетированной рекламы. Не менее важным условием успешного позиционирования образовательного ресурса является наличие целостного визуального дизайна различных элементов курса.
Визуальный дизайн образовательных проектов - актуальное направление в современном дизайне. Являясь частью бренда, он не столько украшает элементы обучающего материала, сколько обеспечивает контенту визуальную целостность, бренду - узнаваемость, а самому образовательному курсу коммерческий успех. Визуальный дизайн призван продавать курс, решать маркетинговые задачи ничуть не меньше, чем копирайтинг или же маркетинг. По своей сути визуальный дизайн является одним из маркетинговых инструментов.
В связи с этим визуальное решение инфопродукта должно быть продуманно, выстроено, целостно. Концепция дизайн-решения курса должна быть связана со спецификой курса и особенностями целевой аудитории.
Визуальное решение элементов оформления курса по дизайну интерьера включает баннеры для социальных сетей, обложку для видеороликов, страницы презентации для лекций, обложку для электронного курса и баннеры для его разделов. В основе дизайн-концепции такие категории как молодость, успешность, целеустремленность, темперамент, будущее, эмоциональность, интеллектуальная деятельность.
Использованная в проекте сложная объемная форма олицетворяет бесконечность, поиск пространственных решений, работу с трехмерными объемами, решение нестандартных задач, нацеленность на обучение в течение всей жизни.
В основу колористического решения всего проекта положены шесть цветов, из которых самый активный - оранжевый, является основным и используется чаще других. К нему в пару взят мягкий бирюзовый, а также использованы нежный бежевый и три цвета синей цветовой гаммы. В оформлении элементов обучающего курса использованы локальные фоны, сложные градиенты, фоновые плашки, а также белый цвет фона, шрифта или отдельных элементов на цветном фоне.
В качестве основного средства подогрева аудитории использован одностраничный сайт, который разработан и наполнен оригинальным контентом. Для его оформления применены элементы общего визуального решения.
Таким образом в ходе выпускной квалификационный работы проанализированы тенденции развития онлайн-образования, сам онлайн-курс рассмотрен как коммерческий проект, требующий продуманного позиционирования и продвижения. Разработана концепция онлайн-курса «Дизайн интерьера» с учетом опыта аналогичных курсов и потребностей целевой аудитории, продумано позиционирование курса. Выстроена структура и обеспечено контентное наполнение одностраничного сайта, используемого для продвижения курса и сбора контактов с посетителей. Создано дизайн-решение элементов оформления курса, таких как обложка, баннеры, презентация. Найденное дизайн-решение использовано и в оформлении разработанного лэндинга.
Литература:
1. Балашова И.О., Балашова А.О. Инструменты электронной коммерции в сфере образования // Вестник гуманитарного университета, 2019. №1. С.21 -27. - URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/531468/# 1 (дата обращения: 22.04.2021)
2. Балдин Е.В. Международный маркетинг: учеб. пособие и практикум. М: Юрайт, 2016. 362 с.
3. Бинчк Н.А. Онлайн-курс как часть образовательной среды // Опыт и перспективы онлайн обучения в России: Сб.статей Всероссийской научной конференции с международным участием. Севастополь. 15-16 ноября 2018. С.5-9. https://sev.msu.ru/wp-
content/uploads/2019/01/Sbornik-onlajn-obuchenie.pdf#page=6 (дата обращения: 28.04.2021)
4. Бодруг Н.С. Информационно - коммуникационные технологии как педагогические средства обучения в ДПО на основе электронной образовательной среды вуза. Информационно - коммуникационные технологии в педагогическом образовании. Кузбасская государственная педагогическая академия (Новокузнецк). № 2(65), 2020 с. 6 - 10.
5. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн курсов // БГЖ. 2019. №1 (26). С.277-280. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-uchebnogo-protsessa-po- distsipline-s-ispolzovaniem-onlayn-kursov (дата обращения: 22.04.2021)
6. Ганаева Е.А. Маркетинг взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. №3 (215). С.6-12.
7. Ганаева Е.А. Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации: учеб.пособие. - М.: Флинта, 2015. -112 с.
8. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. - СПб: Питер, 2013. 272 с.
9. Глухова Т.В., Евремова Л.И. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования. // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. Т.10. №3. 2019. С.28-38.
URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/647/Tom-10-32
iyul sentyabr.pdf#page=28 (дата обращения: 18.04.2021)
10. Гуров, Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети / Н. Гуров. - М.: Вершина, 2008. - 132 с.
11. Жидков Д.А. Рынок интернет-образования (современные инструменты, статистика использования, преимущества и недостатки) // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы. Сб.статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции - Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, ООО «ЦеСАин», 2020. С.76-83.
12. Дочкин С.А. Особенности реализации открытых онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №3 (3). С.4-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-otkrytyh-onlayn- kursov-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 28.04.2021)
13. Кузьмина Е.Е. Маркетинг образовательных услуг: учеб.пособие для магистров. -М.: Юрайт, 2012. 330 с.
14. Куно Н. Сочетание цветов на практике / Н. Куно. - П.: Питер, 2020. - 398 с.
15. Круг Стив. Не заставляйте меня думать. Веб-юзабилити и здравый смысл. 3-е издание. 2017. - 238с.
16. Купер А. Основы проектирования взаимодействия. /Купер А., Рейман Р., Кронин Д., Носсел К. - СПб: Питер, 2019.
.....