Введение 3
Глава 1. Общая характеристика федеральных органов исполнительной власти
1.1. Понятие, основные признаки федеральных органов исполнительной
власти 7
1.2. Система федеральных органов исполнительной
власти 15
1.3. Структура федеральных органов исполнительной
власти 25
Глава 2. Содержание административно - правового статуса
федерального органа исполнительной власти
2.1. Административно-правовой статус федерального
министерства 35
2.2. Административно-правовой статус федеральной службы 46
2.3. Административно-правовой статус федерального
агентства 57
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Актуальность выпускной квалификационной обусловлена тем, что исполнительная власть - одна из основных составляющих в государственно - правовой системе и в основном именно она устанавливает направления политической связи государственной власти и общества в страны и образец взаимодействия государства на внешнеполитическом уровне. Наиболее важную роль исполнительная власть играет в изменяющихся обществах, в которых происходит смена политических режимов, директив и ценностей и формирование новых. К типу таких государств, несомненно, можно отнести Российскую Федерацию. В нашем государстве исполнительная власть на всех уровнях государственного управления оказывает существенное влияние на процессы в государственно - правовой и социально - экономической сфере жизнедеятельности общества: внешнеполитические связи,
общенациональная безопасность, борьба с преступностью, устранение террористических угроз, социальная защита населения, регулирование экономики и финансов. Преобладающее значение в установлении государственной политики оказывают органы исполнительной власти на федеральном уровне. Следовательно, достижение основных целей государственной власти находится в зависимости от результативной деятельности исполнительных органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации закрепляет положения о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и ее субъектами .
Исполнительная власть, как самостоятельная ветвь государственной власти, выполняет организационно - управленческую, исполнительно - распорядительную функции; осуществляется установленными государственными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законодательства с намерением обеспечения текущей работ государства и его управленческого аппарата. Функции и допустимость реализации исполнительной власти репрезентированы Правительству Российской Федерации, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и их должностным лицам.
Исполнительная власть заключается в работе специализированных субъектов, обладающих исполнительно - распорядительными полномочиями, и выражена в государственно - властном аппарате органов исполнительной власти.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - общественные отношения, возникающие в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Предмет - нормативные правовые акты, регулирующие административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти, научная литература и правоприменительная практика в упомянутой области.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать роль, структуру и основные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации, на основании полученного материалы сделать выводы и практические рекомендации по совершенствованию системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-правовые аспекты федеральных органов исполнительной власти;
2. Изучить систему федеральных органов исполнительной власти;
3. Изучить структуру федеральных органов исполнительной власти;
4. Определить административно - правовой статус федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства;
5. На основании изученного материала разработать рекомендации по оптимизации деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные научные методы познания сравнительно - правовой, диалектический, логический, метод аналитического толкования правовых норм.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы базируется на отечественных и зарубежных исследованиях, направленных на изучение развития исполнительной власти, вопросам ее формирования и функционирования, векторов и способов усовершенствования исполнительной системы и структуры органов государственной власти.
Общетеоретические аспекты образования и формирования органов исполнительной власти Российской Федерации рассмотрены в научных трудах советских и российских авторов, таких как: Алехин А. П., Бахрах Д. Н., Бельский К. С., Козбаненко В. А., Козлов Ю. М., Мигачев Ю. И.,
Пиголкин А. С, Романовский Г.Б., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.,
Тихомиров Ю. А., Чесноков А. С., и др.
Эмпирическая составляющая выпускной квалификационной работы основывается на Конституции Российской Федерации , федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» , Указе Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной
власти» , Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.
Исполнительная власть в Российской Федерации представляет совокупность государственно-властных полномочий, которые
осуществляются специально учреждаемыми органами, основной функцией которых является исполнение законов и нормативных правовых актов.
Одним из основополагающих принципов исполнительной власти в Российской Федерации является принцип федерализма. Согласно этому принципу определяется система исполнительной власти, состоящая из федеральных органов исполнительной власти.
Проанализировав современное российской законодательство и научную литературу в области федеральных органов исполнительной власти, можно сделать вывод о том, что вопрос о проблеме совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти является одним из наиболее актуальных в современной российской правовой действительности.
Акцент на развитие стабильной и действенной структуры федеральных органов исполнительной власти, в основном, находит объяснение большого количества нерешенных проблем исполнительной власти на федеральном уровне.
Проблема просматривается в системе федеральных органов исполнительной власти. Она заключается в том, что не действует функциональная упорядоченность федеральных органов исполнительной власти в систему данных органов. Так как зачастую мы видим, что какой - либо федеральный исполнительной власти осуществляет не характерные для себя функции, что нарушает созданную систему. Зачастую это происходит из-за часто меняющейся структуры данных федеральных органов. При смене структуры и соединении, образовании, разделении какого-либо федерального органа исполнительной власти часть его функций передается вновь созданному или другому органу с которым у упраздненного хоть маленько совпадали сферы деятельности, а также передача может осуществляется и тому органу, которому было подведомствен упраздненный федеральный орган исполнительной власти.
Данная проблема будет существовать до тех пор, пока не будет принят федеральный закон о системе федеральных органов власти, который четко закрепит существующую систему федеральных органов исполнительной власти. Но говорить в настоящее время о издании Федерального закона очень сложно так как на данный момент еще продолжается административная реформа и лишь по завершению данной реформы мы можем говорить о действительно сформировавшемся федеральном аппарате исполнительной власти, который требует закрепления структуры и системы федеральных органов исполнительной власти в Федеральном законе.
Говоря о совершенствовании административно - правового статуса федеральных органов исполнительной власти, стоит обратить внимание на правовые способы организации данных органов, которые содействовали бы формированию целостности и единообразию исполнительной власти в Российской Федерации. Примером может послужить данный комплекс мер:
1. Так как с 2004 г. на территории Российской Федерации проходит административная реформа исполнительной власти, цель которой заключается увеличении продуктивности ее деятельности и в введении модернизированных методов государственного управления. Для скорейшего достижения поставленной цели представляется возможным
усовершенствовать классификацию органов системы федеральной исполнительной власти по признаку функциональности. В результате число видов органов исполнительной власти сократиться и каждому будет обозначен конкретный правовой статус. Также возможно оптимизировать число ведомств, входящих в структуру федеральной исполнительной власти, поскольку большое число структурных подразделений существенно снижает продуктивность взаимодействия внутри данного института власти, а также препятствует эффективному выполнению принимаемых решений.
2. По завершению административной реформы следует издать Федеральный закон, который в полной мере бы закрепил действующую структуру и систему федеральных органов исполнительной власти, что в последующем не привело бы к смешению функций данных органов;
3. Относительно системы исполнительной власти представляется целесообразным формирования подробного перечня государственно управленческих полномочий, которые вправе осуществлять федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
4. Изучение административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти позволило сделать вывод о необходимости добавления в функции федеральных агентств возможности издания административных регламентов по предоставлению государственных услуг. Так как издание данных регламентов именно федеральными агентствами не приведет к смешению функций, так как акт будет способствующим для реализации данными органами функций по оказанию государственных услуг. А также позволит данному федеральному органу исполнительной власти более точно урегулировать данную сферу, которая входит в компетенцию данного органа.
5. Рядом авторов, изучающих институт федеральных органов исполнительной власти, подмечено, что в современном российском обществе система федеральных органов исполнительной власти в своей внутренней структуре основывается на различных видах органов, выполняющих нормотворческие, контрольные и надзорные функции, в том числе оказание государственных услуг населению. Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным сформировать федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти, функции которого заключались бы в оптимизации деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Указанные предложения автор выпускной квалификационной работы выносит непосредственно для всеобщей дискуссии, а не как законодательную инициативу, которую следует принять.
В заключении хотелось акцентировать внимание на то, что результативно функционирующая система исполнительная власть - это признак динамично развивающегося государства.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, ) // Собрание законодательства РФ. - 2014.- № 31. - Ст.4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 № 2 - ФКЗ (ред. от 28.12.2006) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.20016) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Кодекс об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002.- №1 (ч.1). - Ст. 1.
4. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 26.02.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.02.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 21. - Ст. 2981.
5. Вопросы Федерального архивного агентства: Указ Президента РФ от 22.06.2016 № 293 (ред. от 18.12.18) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.12.18) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 26. - Ст. 4034.
6. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 14.09.18) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2754.
7. Вопросы системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 23.11.16) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2016) // Собрание
законодательства РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.
8. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 08.09.17) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4109.
9. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (ред. от 13.05.19) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4111.
10. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 26.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3538.
...