Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь агрессивности и мотивации достижения у старших подростков (Психология развития и возрастная психология, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №90642

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: общеобразовательная школа № 190 города Новосибирска.
Выборка исследования: 40 испытуемыми, подростками в возрасте 15-16 лет; из них 20 мальчиков, 20 девочек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Современное психологическое понимание агрессивности 5
1.2 Мотивация достижения: понятие, особенности, способы диагностики 11
1.3Психологическая характеристика старшего подросткового возраста 17
ГЛАВА2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 23
2.1Организация и ход эмпирической работы 23
2.2 Результаты эмпирического исследования 26
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40


Актуальность темы. Вопрос изучения агрессивности в настоящее время актуален в связи с ростом насилия и агрессии в 20-21 веке в условиях ослабления традиционных социальных и культурных механизмов сдерживания проявления агрессии, на фоне кризисных явлений в экономике, политике, культуре, приоритета прагматических ценностей, трансформации коммуникативных механизмов, высокого ритма жизни, большого количества стрессовых ситуаций.
С другой стороны, стороны, современное общество предъявляет высокие требования к личности, ее самостоятельности, эффективности и успешности, конкурентоспособности, а значимость мотивации достижения для продуктивности различного рода деятельности обуславливает актуальность исследования мотивации достижения.
В противоречивых непростых условиях современного социума, особенно трудно приходится подросткам, чья личность и самосознание только формируется, вырабатываются стратегии поведения для успешного достижения целей, еще не изведаны собственные возможности.
Все это определяет интерес к тому, как взаимосвязаны между собой агрессивность и мотивация к достижениям в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: мотивация достижения в старшем подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в старшем подростковом возрасте.
В соответствии с целью и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
1) исследовать современное психологическое понимание агрессивности;
2) проанализировать мотивация достижения: понятие, виды и способы диагностики;
3) изучить психологическую характеристику старшего подросткового возраста;
4) организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в старшем подростковом возрасте, проанализировать его результаты.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существует взаимосвязь между рядом компонентов агрессивности и мотивацией достижения.
Методики исследования:
1) Методика диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки (адаптация А.А. Хвана, Ю.А. Зайцева, Ю.А. Кузнецовой).
2)Методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов).
Выборка исследования представлена 40 испытуемыми, подростками в возрасте 15-16 лет; из них 20 мальчиков, 20 девочек.
База исследования: общеобразовательная школа № 190 города Новосибирска.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме, психодиагностическое исследование, статистические методы обработки информации, содержательный анализ данных.
Статистические методы: корреляционный анализ по Ч. Спирмену, критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и эмпирической, заключением, списком используемых источников, приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной курсовой работе в соответствии с целью проведено исследование взаимосвязи агрессивности и мотивации к достижению и старших подростков.
В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по вопросам агрессивности, мотивации достижения, психологических особенностей развития людей в старшем подростковом возрасте.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил предположить наличие взаимосвязи компонентов агрессивности и мотивации достижения у подростков.
В эмпирической части работы изложены результаты исследования взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения на выборке подростков 15-16 лет.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
• По большинству компонентов агрессивности в выборке исследования зафиксирован повышенный и высокий среднегрупповой уровень агрессии. Индекс враждебности несколько более выражен, чем индекс агрессивности.
• Имеет место неравномерность выраженности разных компонентов агрессивности у старших подростков; наибольшее количество подростков с высоким и очень высоким уровнем агрессивности по шкалам «подозрительность», «чувство вины», «обида».
• У мальчиков чаще проявляется повышенный и очень высокий уровень физической агрессии; у девочек – очень высокий уровень косвенной агрессии и подозрительности.
• У 95% обследуемых подростков доминирование стремления избегания неудач; и только у 5% – мотивация достижения успеха.
• На всей выборке выявлена прямая взаимосвязь мотивации достижения с вербальной агрессией и обратная – с чувством вины.
• В группах мальчиков и девочек выявлены противоположные тенденции взаимосвязанности стремления к достижению с подозрительностью: у мальчиков взаимосвязь прямая, у девочек – обратная.
• У девочек взаимосвязанность агрессивности и мотивации к достижению более разносторонняя, чем у мальчиков: с мотивацией к достижению, кроме подозрительности, у девочек прямо связан негативизм, и именно за счет девочек складывается общая взаимосвязанность мотивации с вербальной агрессивностью и чувством вины.
Таким образом, выполнены цель и задачи исследования.
Перспективы дальнейшего развития темы могут быть связаны с исследованием взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в других возрастных группах; с применением большего числа разных методик, выявляющих компоненты агрессивности и мотивации.



1. Бабаев Т.М., Каргина Н. В. Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодежи // Акмеология. 2015. № 2(54). С. 135–143.
2. Банщикова Т.Н. Диагностика агрессивности педагога. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 136 с.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 521.
4. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 1. – С. 56-62.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. – 352 с.
6. Веневская И.А. О социальной ситуации развития современных подростков // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению, 2017. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://psyjournals.ru/cjp2017/issue/Venevskaya_full.shtml
7. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения. Автореф. … канд. психол. наук. – Омск, 2010. – 26 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка.– М.: Академический проект, 2017. – 240 с.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2006. – С. 336 с.
10. Дубровина И.В. Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Издательство: «Академия», 2003. – 368 с.
11. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология,2010. № 2 – С. 37-47.
12. Змановская Е.В., Рыбников Ю. В. Девиантное поведение личности и группы. – СПб: Питер, 2012. – 352 с.
13. Иванов С. Психологическая помощь в преодолении последствий агрессивного поведения // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология» 2017. Том 6. № 4. С. 168–186. doi: 10.17759/psyclin.2017060411
14. Иванова В.П., Юсупова А.Ж. Мотивация достижения как мотивация компетентности // Вестник КРСУ, 2014. Том 14. № 10 – С. 35-38.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2015. – 512 с.
16. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник // [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.klex.ru/bxz.
17. Кручинин В.А., Булатова Е.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2018. – 583 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детсво, отрочество. – М.: Академия, 2010. – 437 с.
20. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007. – 736 с.
21. Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. № 88. - С. 23-32.
22. Подростковая агрессия: механизм формирования, причины, пути коррекции / сост. В.Ф. Крапивина, О.В. Степанова, А.М. Акимова. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2021. – 284 с.
23. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Организационная психология. – СПБ: Питер, 2010. – 521 с.
24. Психология подростка. Полное руководство / под редакцией А.А. Реана. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 504 с.
25. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006 – 255с.
26. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал, 2019. № 1(33). – С. 23-33.
27. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука, 2014. № 3. – С. 44-46.
28. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Диагностика особенностей мотивационной сферы М.: PalmariumAcademicPublishing, 2014. - 144 c.
29. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии, 2008. № 4. - С. 147–153.
30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
31. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
32. Чудова Н.В., Ениколопов С.Н. Агрессивность как базовый компонент пространства восприятия личностных особенностей // Теоретическая и экспериментальная психология, 2012. Т. 5. № 3. – С. 24–32.
33. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008. № 2 (33). – С. 33-35.
34. Шаповаленко В.И. Возрастная психология. - М. :Гардарики, 2005. – 349 с.
35. Шестакова Е.Г., Дофман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. № 7. – С. 51-67.
36. Ястребов В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков. – Автореф. дисс. … канд. педагогич. наук. – Волгоград, 2004. – 28 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ