Взаимосвязь агрессивности и мотивации достижения у старших подростков (Психология развития и возрастная психология, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: общеобразовательная школа № 190 города Новосибирска.
Выборка исследования: 40 испытуемыми, подростками в возрасте 15-16 лет; из них 20 мальчиков, 20 девочек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Современное психологическое понимание агрессивности 5
1.2 Мотивация достижения: понятие, особенности, способы диагностики 11
1.3Психологическая характеристика старшего подросткового возраста 17
ГЛАВА2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 23
2.1Организация и ход эмпирической работы 23
2.2 Результаты эмпирического исследования 26
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
База исследования: общеобразовательная школа № 190 города Новосибирска.
Выборка исследования: 40 испытуемыми, подростками в возрасте 15-16 лет; из них 20 мальчиков, 20 девочек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Современное психологическое понимание агрессивности 5
1.2 Мотивация достижения: понятие, особенности, способы диагностики 11
1.3Психологическая характеристика старшего подросткового возраста 17
ГЛАВА2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 23
2.1Организация и ход эмпирической работы 23
2.2 Результаты эмпирического исследования 26
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность темы. Вопрос изучения агрессивности в настоящее время актуален в связи с ростом насилия и агрессии в 20-21 веке в условиях ослабления традиционных социальных и культурных механизмов сдерживания проявления агрессии, на фоне кризисных явлений в экономике, политике, культуре, приоритета прагматических ценностей, трансформации коммуникативных механизмов, высокого ритма жизни, большого количества стрессовых ситуаций.
С другой стороны, стороны, современное общество предъявляет высокие требования к личности, ее самостоятельности, эффективности и успешности, конкурентоспособности, а значимость мотивации достижения для продуктивности различного рода деятельности обуславливает актуальность исследования мотивации достижения.
В противоречивых непростых условиях современного социума, особенно трудно приходится подросткам, чья личность и самосознание только формируется, вырабатываются стратегии поведения для успешного достижения целей, еще не изведаны собственные возможности.
Все это определяет интерес к тому, как взаимосвязаны между собой агрессивность и мотивация к достижениям в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: мотивация достижения в старшем подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в старшем подростковом возрасте.
В соответствии с целью и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
1) исследовать современное психологическое понимание агрессивности;
2) проанализировать мотивация достижения: понятие, виды и способы диагностики;
3) изучить психологическую характеристику старшего подросткового возраста;
4) организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в старшем подростковом возрасте, проанализировать его результаты.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существует взаимосвязь между рядом компонентов агрессивности и мотивацией достижения.
Методики исследования:
1) Методика диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки (адаптация А.А. Хвана, Ю.А. Зайцева, Ю.А. Кузнецовой).
2)Методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов).
Выборка исследования представлена 40 испытуемыми, подростками в возрасте 15-16 лет; из них 20 мальчиков, 20 девочек.
База исследования: общеобразовательная школа № 190 города Новосибирска.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме, психодиагностическое исследование, статистические методы обработки информации, содержательный анализ данных.
Статистические методы: корреляционный анализ по Ч. Спирмену, критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и эмпирической, заключением, списком используемых источников, приложениями.
С другой стороны, стороны, современное общество предъявляет высокие требования к личности, ее самостоятельности, эффективности и успешности, конкурентоспособности, а значимость мотивации достижения для продуктивности различного рода деятельности обуславливает актуальность исследования мотивации достижения.
В противоречивых непростых условиях современного социума, особенно трудно приходится подросткам, чья личность и самосознание только формируется, вырабатываются стратегии поведения для успешного достижения целей, еще не изведаны собственные возможности.
Все это определяет интерес к тому, как взаимосвязаны между собой агрессивность и мотивация к достижениям в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: мотивация достижения в старшем подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в старшем подростковом возрасте.
В соответствии с целью и предметом исследования ставились и решались следующие задачи:
1) исследовать современное психологическое понимание агрессивности;
2) проанализировать мотивация достижения: понятие, виды и способы диагностики;
3) изучить психологическую характеристику старшего подросткового возраста;
4) организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в старшем подростковом возрасте, проанализировать его результаты.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существует взаимосвязь между рядом компонентов агрессивности и мотивацией достижения.
Методики исследования:
1) Методика диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки (адаптация А.А. Хвана, Ю.А. Зайцева, Ю.А. Кузнецовой).
2)Методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш.Магомед-Эминов).
Выборка исследования представлена 40 испытуемыми, подростками в возрасте 15-16 лет; из них 20 мальчиков, 20 девочек.
База исследования: общеобразовательная школа № 190 города Новосибирска.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме, психодиагностическое исследование, статистические методы обработки информации, содержательный анализ данных.
Статистические методы: корреляционный анализ по Ч. Спирмену, критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и эмпирической, заключением, списком используемых источников, приложениями.
В данной курсовой работе в соответствии с целью проведено исследование взаимосвязи агрессивности и мотивации к достижению и старших подростков.
В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по вопросам агрессивности, мотивации достижения, психологических особенностей развития людей в старшем подростковом возрасте.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил предположить наличие взаимосвязи компонентов агрессивности и мотивации достижения у подростков.
В эмпирической части работы изложены результаты исследования взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения на выборке подростков 15-16 лет.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
• По большинству компонентов агрессивности в выборке исследования зафиксирован повышенный и высокий среднегрупповой уровень агрессии. Индекс враждебности несколько более выражен, чем индекс агрессивности.
• Имеет место неравномерность выраженности разных компонентов агрессивности у старших подростков; наибольшее количество подростков с высоким и очень высоким уровнем агрессивности по шкалам «подозрительность», «чувство вины», «обида».
• У мальчиков чаще проявляется повышенный и очень высокий уровень физической агрессии; у девочек – очень высокий уровень косвенной агрессии и подозрительности.
• У 95% обследуемых подростков доминирование стремления избегания неудач; и только у 5% – мотивация достижения успеха.
• На всей выборке выявлена прямая взаимосвязь мотивации достижения с вербальной агрессией и обратная – с чувством вины.
• В группах мальчиков и девочек выявлены противоположные тенденции взаимосвязанности стремления к достижению с подозрительностью: у мальчиков взаимосвязь прямая, у девочек – обратная.
• У девочек взаимосвязанность агрессивности и мотивации к достижению более разносторонняя, чем у мальчиков: с мотивацией к достижению, кроме подозрительности, у девочек прямо связан негативизм, и именно за счет девочек складывается общая взаимосвязанность мотивации с вербальной агрессивностью и чувством вины.
Таким образом, выполнены цель и задачи исследования.
Перспективы дальнейшего развития темы могут быть связаны с исследованием взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в других возрастных группах; с применением большего числа разных методик, выявляющих компоненты агрессивности и мотивации.
В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по вопросам агрессивности, мотивации достижения, психологических особенностей развития людей в старшем подростковом возрасте.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил предположить наличие взаимосвязи компонентов агрессивности и мотивации достижения у подростков.
В эмпирической части работы изложены результаты исследования взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения на выборке подростков 15-16 лет.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
• По большинству компонентов агрессивности в выборке исследования зафиксирован повышенный и высокий среднегрупповой уровень агрессии. Индекс враждебности несколько более выражен, чем индекс агрессивности.
• Имеет место неравномерность выраженности разных компонентов агрессивности у старших подростков; наибольшее количество подростков с высоким и очень высоким уровнем агрессивности по шкалам «подозрительность», «чувство вины», «обида».
• У мальчиков чаще проявляется повышенный и очень высокий уровень физической агрессии; у девочек – очень высокий уровень косвенной агрессии и подозрительности.
• У 95% обследуемых подростков доминирование стремления избегания неудач; и только у 5% – мотивация достижения успеха.
• На всей выборке выявлена прямая взаимосвязь мотивации достижения с вербальной агрессией и обратная – с чувством вины.
• В группах мальчиков и девочек выявлены противоположные тенденции взаимосвязанности стремления к достижению с подозрительностью: у мальчиков взаимосвязь прямая, у девочек – обратная.
• У девочек взаимосвязанность агрессивности и мотивации к достижению более разносторонняя, чем у мальчиков: с мотивацией к достижению, кроме подозрительности, у девочек прямо связан негативизм, и именно за счет девочек складывается общая взаимосвязанность мотивации с вербальной агрессивностью и чувством вины.
Таким образом, выполнены цель и задачи исследования.
Перспективы дальнейшего развития темы могут быть связаны с исследованием взаимосвязи агрессивности и мотивации достижения в других возрастных группах; с применением большего числа разных методик, выявляющих компоненты агрессивности и мотивации.
Подобные работы
- Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь агрессии и перфекционизма у одаренных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ, И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Особенности принятия решений и операциональный уровень саморегуляции у психически больных
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021



