ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 6
1.1 Регулирование деятельности Центрального банка Российской
Федерации 6
1.2 Проблемы правового статуса Центрального банка Российской
Федерации 32
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
2.1 Роль и функции Центрального банка Российской Федерации в
бюджетной системе 42
2.2 Роль и функции Центрального банка Российской Федерации в
национальной платежной системе 45
2.3 Роль и функции Центрального банка Российской Федерации в
сфере финансового рынка 58
2.4 Проблемы и перспективы совершенствования Центрального банка
Российской Федерации и банковской системы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что серьезные изменения во всех сферах общественной жизни России в начале 90-х годов прошлого века привели к нормативному закреплению принципиально новых основ построения банковской системы государства. В результате появилась двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый центральный банк, обладающий широкими полномочиями по осуществлению государственных функций в сфере управления банковской системой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области финансово-правового регулирования статуса Банка России, как главного банка банковской системы Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение и деятельность Банка России, включая нормативно-правовые акты Банка России, принятые им в соответствии с установленной компетенцией, судебные решения по исследуемым вопросам.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный и всесторонний анализ проблем правового статуса Центрального банка РФ, разработка современных подходов к пониманию финансово-правовых отношений с участием Банка России, определение основных направлений совершенствования правового регулирования статуса Центрального банка РФ.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- исследовать регулирование деятельности Центрального банка Российской Федерации;
- охарактеризовать роль и функции Центрального банка Российской Федерации в бюджетной системе;
- определить роль и функции Центрального банка Российской Федерации в бюджетной системе;
- выявить роль и функции Центрального банка Российской Федерации в национальной платежной системе;
- установить роль и функции Центрального банка Российской Федерации в сфере финансового рынка;
- определить проблемы и перспективы совершенствования Центрального банка Российской Федерации и банковской системы.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные (специальные) методы исследования. Среди них: системный метод анализа норм права, комплексность исследования, метод сравнения, системно-структурный анализ и другие.
Научной базой исследования послужили научные труды в области конституционного и гражданского права.
Законодательную основу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, судебная практика. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом данного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Теория и практика современного состояния, проблем и перспектив совершенствования правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, ставшие ценной базой для настоящего исследования, сформировались под воздействием научных работ таких авторов, как А. А. Байматов, И. Ю. Владимирова, Ю. С. Голикова, С. Л. Ермаков, Н. В. Жуков, В. В. Карпов, О. А. Краснопёрова, Е. В. Лунгу, А. В. Навой, Е. А. Прончатов, Е. Ф. Сысоева, А. Е. Федороваи др.
Теоретическая и практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения дополняют и развивают соответствующие положения налогового права в ходе дальнейших научных исследований в данной области.
Материалы данного исследования могут быть широко использованы в правотворческой деятельности, а так же на практике в сфере бюджетной, банковской, национальной платежной системах.
Целями и задачами исследования обусловлена структура выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Воплощение в жизнь экономических и социальных основ конституционного строя Российской Федерации во многом зависит от того, насколько полно реализуются полномочия Банка России как ведущего и определяющего звена финансовой системы страны. В этом качестве Банк России выступает в роли посредника между государством и обществом, и именно через него осуществляется взаимодействие государства и участников денежно-кредитных отношений.
В целом, необходимость создания условий и развития новых способов воздействия на экономику страны обусловлена кардинальной сменой экономического строя. Отказ от административной системы управления экономикой привел к поиску новых экономических рычагов воздействия. Одним из основных стала денежно-кредитная политика, осуществляемая с помощью специальных инструментов и методов, которые закреплены законодательно.
Исходя из вышеизложенного, мы можем выделить следующие проблемы в определении правового положения Центрального банка:
- проблема в определении роли и места Центрального банка Российской Федерации в механизме государства и структуре органов государственной власти;
- проблема деятельности Центрального банка Российской Федерации, как юридического лица;
- проблема осуществления нормотворческих полномочий Центрального Банка Российской Федерации.
Затрагивая проблему места Центрального банка РФ в механизме государства и структуре органов гос. власти предлагается по крайней мере три способа разрешения сложившейся ситуации.
Первым способом является включение Центрального банка РФ в систему федеральных государственных органов исполнительной власти. В связи с чем допустимо внесение изменений в Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.2004 г. с отнесением Центрального банка либо к федеральным министерствам, либо к федеральным службам или федеральным агентствам.
Вторым возможным способом определения правового статуса Центрального банка РФ является изменение редакции ч. 1 ст. 11 Конституции РФ путем дополнения формулировки «и иные органы государственной власти в соответствии с настоящей Конституцией и федеральными законами».
Третьим возможным способом определения правового статуса Центрального банка является использование полномочий Конституционного Суда РФ по толкованию Конституции РФ. Так, рассмотрение Конституционным Судом РФ норм ст. 75 Конституции РФ на предмет их толкования способно скорректировать публично-правовой статус Банка России.
Говоря о проблеме деятельности Центрального банка, как юридического лица, высказывались различные мнения. Например, придать статус учреждения, которое владеет федеральным имуществом на праве оперативного управления. При этом принцип подотчетности ЦБ РФ будет сохранен.
Или же в качестве такого правового института предлагают категорию юридического лица публичного права. Такой вывод следует из того, что Банк России является органом государственной власти, наделенным специальной компетенцией, и вся его деятельность, в том числе деятельность в качестве юридического лица, носит публичный характер. Таким образом, на мой взгляд, целесообразно внести в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» поправки, касающиеся законодательного закрепления за ЦБ РФ статуса юридического лица публичного права.
Рассматривая проблему нормотворчества Центрального банка РФ, мы видим, что ведущую роль на практике занимают рекомендательные акты (письма), которые далее из рекомендательных актов превращаются в обязательные, но фактически за последствия реализации таких актов отвечают кредитные организации, и происходит это по причине того, что норма установлена письмом, а не нормативным актом.
С учетом этого, можно предложить варианты для решения выявленных проблем нормотворчества Банка России.
Во-первых, следует исключить регулирование банковских отношений ненормативными актами и принять меры по приведению нормативных актов в соответствие с законодательством РФ.
Во-вторых, необходимо создать кодифицированный источник Банка России (Банковский Кодекс), который был бы основным нормативным актом не только в плане количественного регулирования банковских и связанных с ними иных правоотношений, но он должен, прежде всего, адекватно отражать качественную сторону соответствующих общественных отношений (то есть закреплять реально существующий уровень соответствующих общественных отношений, представления общества о банках, о банковской деятельности).
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Собрание законодательства РФ - 1994 - № 32 - ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3823.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от
06.06.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - ст. 2790.
6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от
27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. - 1996. - № 27.
7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от
29.07.2018) «О некоммерческих организациях» 29.07.2018(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - ст. 145.
8. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от
28.11.2018) «О национальной платежной системе» ред. от 28.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 27. - ст. 3872.
9. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от
23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - ст. 2063.
10. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от
29.05.2019) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 21. - ст. 1919.
...