ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УДАЛЕНИЯ В ОТСТАВКУ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ УЧАСТИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДОСРОЧНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
2.1 Инициирование удаления в отставку главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации 19
2.2 Консультативная форма участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в процедуре удаления в отставку главы муниципального
образования 29
2.3 Согласие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на
удаление в отставку главы муниципального образования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно путём различных форм прямого волеизъявления, а также через структуру органов местного самоуправления, в которую входит и глава муниципального образования. Однако российское законодательство предоставляет возможность и органам государственной власти участвовать в формировании органов местного самоуправления, освобождать от должности, в том числе и главу муниципального образования. Так, согласно ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06 октября 2003 г.) удаление в отставку главы муниципального образования предусматривает участие руководителя субъекта Российской Федерации (далее - субъекта РФ) в соответствующей процедуре.
Институт удаления в отставку главы муниципалитета является предметом дискуссий во множестве публикаций, однако порядок участия руководителя субъекта РФ в данном институте требует более детального исследования. В связи с постепенным усилением влияния органов государственной власти на территориях муниципальных образований, остро встаёт проблема определения границ их вмешательства в деятельность местных органов. Наличие в процедуре удаления в отставку главы субъекта РФ объясняется тенденцией «вертикализации» власти, что не может не сказываться на гибкости функционирования основных институтов местного самоуправления. В частности, глава муниципального образования - высшее должностное лицо на территории муниципалитета - вынужден под риском досрочного сложения полномочий в большей мере отвечать требованиям региональных органов власти, нежели учитывать интересы местного населения и муниципальных структур.
Цель исследования: изучение проблем института удаления в отставку главы муниципального образования в российском законодательстве и правоприменительной деятельности и на этой основе внесение некоторых предложений по решению вопросов в области участия высшего должностного лица субъекта РФ в процедуре удаления в отставку главы муниципального образования.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение роли главы субъекта РФ в процессе привлечения к ответственности главы муниципального образования;
- анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования путём удаления в отставку;
- рассмотрение проблемных аспектов удаления в отставку главы муниципального образования посредством выделения основных форм участия высшего должностного лица субъекта РФ в данной процедуре;
- ознакомление с научной литературой, содержащей мнения авторов, специализирующихся на различных аспектах по проблематике исследования;
- изучение материалов судебной практики, позволяющих сформировать представление об эффективности существующего механизма досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования;
- внесение некоторых предложений по решению вопросов в области участия высшего должностного лица субъекта РФ в процедуре удаления в отставку главы муниципального образования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института удаления в отставку главы муниципального образования.
Предметом исследования являются юридические конструкции, закрепленные в нормативных правовых актах, регулирующих порядок удаления в отставку главы муниципального образования и устанавливающих способы взаимодействия главы субъекта РФ с представительным органом 4
муниципального образования в процедуре досрочного прекращения полномочий.
Исследованием вопросов, связанных с проблемами реализации процедуры удаления в отставку, в различное время занимались следующие известные учёные в области конституционного и муниципального права: В.В. Авилов, О.Е. Алексикова, П.А. Астафичев, С.А. Банщиков, Н.Ю. Давыдова, Е.М. Заболотских, Н.В. Малявкина, В.И. Маньковская, С.Н. Михеева, Е.С. Шугрина и многие другие.
Методологическую основу данной работы составили всеобщий диалектико-материалистический метод познания и основанные на нём как общий, так и специальный методы, в числе которых - сравнительно-правовой и структурно-правовой методы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выделение основных способов участия высшего должностного лица субъекта РФ в процедуре удаления в отставку позволит определить степень эффективности государственного контроля за деятельностью глав муниципальных образований. Как показывает правоприменительная деятельность, основная доля участия в процедуре досрочного прекращении полномочий муниципального главы приходится именно на регионального руководителя, поскольку он единолично осуществляет важные процессуальные действия: инициирование удаления в отставку, выражение мнения по поводу прекращения полномочий, согласие на удаление в отставку. Каждое из этих действий имеет собственное юридическое значение, которое подчёркивает особое место главы региона в порядке досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение; 2 главы, объединяющие 3 параграфа; заключение и библиографический список. В 1 главе рассматриваются теоретико-правовые аспекты института удаления в отставку главы муниципального образования. Во 2 главе исследуются проблемы участия высшего должностного лица субъекта РФ в процедуре удаления в отставку.
В заключении данной работы вносятся некоторые предложения по совершенствованию норм российского законодательства, регулирующих ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Изучение теоретических источников, действующих нормативных правовых актов, практики позволило сделать следующие выводы.
Исследование показало, что удаление в отставку как мера ответственности главы муниципального образования несовершенна с точки зрения процедурных норм. Наличие фигуры высшего должностного лица субъекта РФ усложняет процесс досрочного прекращения полномочий муниципального главы: депутаты представительного органа лишены
возможности оперативно принять решение о привлечении к ответственности, а глава муниципалитета находится в прямой зависимости от регионального руководителя, мнение которого о положении дел в том или ином муниципальном образовании не всегда может быть объективным.
Инициирование главой субъекта РФ процедуры удаления в отставку несёт потенциальную опасность для стабильной работы органов местного самоуправления. С теоретической точки зрения авторитет и статус занимаемой должности главой региона, отсутствие надлежащих судебных процедур и неоднозначные формулировки оснований привлечения к ответственности могут серьёзным образом повлиять на итоги рассмотрения вопроса об отставке местного главы. В случае принятия решения не в пользу главы муниципалитета необходимо организовывать новые муниципальные выборы или проводить отбор конкурсной комиссией кандидатов на замещение вакантной должности, что потребует дополнительных материальных затрат. По нашему мнению, введение судебной стадии установления нарушений главы муниципального образования для досрочного прекращения его полномочий, поиск способов взаимодействия местного населения и главы региона при решении вопроса о необходимости инициирования процедуры удаления в отставку несомненно будут способствовать совершенствованию института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Консультативная форма участия высшего должностного лица субъекта РФ в процедуре удаления в отставку препятствует самостоятельному решению представительным органом вопроса об ответственности главы муниципального образования. Стадия обращения депутатов к региональному руководителю за его рекомендацией, не носящей обязательного характера, лишь затягивает сроки осуществления процедуры по удалению в отставку и ставит представительный орган муниципального образования в определённую зависимость от главы субъекта РФ, потому что отсутствие его мнения затрудняет дальнейший переход инициативы о досрочном прекращении полномочий муниципального главы в стадию её рассмотрения на заседании депутатского корпуса. Представляется целесообразным упростить порядок удаления главы муниципального образования в отставку по инициативе представительного органа путём исключения руководителя субъекта РФ из данной процедуры.
Что касается согласительной формы участия регионального руководителя в процедуре удаления в отставку, то, учитывая практику применения ч. 5 ст. 74.1 ФЗ от 06 октября 2003 г., недостаточный уровень гарантий судебной защиты и противоречащие нормы законодательства об ответственности, считаем необходимым отменить правило об обязательном получении представительным органом согласия главы субъекта РФ на досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования. Это можно сделать путём переноса в ст. 74 ФЗ от 06 октября 2003 г. оснований для привлечения главы муниципального образования к ответственности, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 74.1 и п. 3 ч. 1 ст. 75 ФЗ от 06 октября 2003 г..Вследствие данных изменений появится п. 3 ч. 1 ст. 74 ФЗ от 06 октября 2003 г. следующего содержания: «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае неисполнения в течение трех и более месяцев обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, 53
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации и (или)
нарушения Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».
Предложенные законодательные поправки не только придадут институту удаления в отставку более организованный характер, но и обеспечат главам муниципальных образований гарантию стабильности осуществления своих властных полномочий.
В дальнейшей работе по данной теме можно уделить внимание вопросу досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах. Проанализировать порядок удаления в отставку и отрешения от должности главы муниципалитета, с точки зрения возможности привлечения населения муниципального образования к участию в указанных процедурах. Сравнить юридический механизм привлечения к ответственности главы муниципального образования посредством отзыва избирателями с текущей процедурой досрочного прекращения полномочий, закреплённой в ст. 74 и ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, необходимо исследовать особенности удаления в отставку глав муниципальных образований, одновременно работающих в качестве главы местной администрации. Несмотря на то, что указанные должности совмещает один человек, требуется строгое разграничение обязанностей главы местной администрации и главы муниципального образования. Однако на практике происходит ошибочное смешение полномочий, что влечёт удаление муниципального главы в отставку по основаниям, характерным для 54
деятельности работников местной администрации. Прежде всего, это касается случаев ненадлежащего осуществления переданных государственных полномочий и нецелевого расходования межбюджетных трансфертов. Обособленное нормативное регулирование оснований удаления в отставку главы муниципалитета и досрочного прекращения полномочий главы местной администрации позволит выработать системный подход к применению норм права.
Полученную информацию по результатам исследования можно будет использовать при выдвижении законодательных инициатив о совершенствовании института ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федеральный закон от 07.05.2009 № 90-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 19. - Ст. 2280.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от
27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
7. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : закон Новгородской области от 24.12.2013 № 431 -ОЗ (в ред. от
30.10.2018) // Новгородские ведомости. - 2013. - № 30, 27 декабря.
руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Алтайского края или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований : указ Губернатора Алтайского края от 25 декабря 2013 г. № 72 (в ред. от 05.03.2018 № 32) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2013. - № 212. - Ч. I.
9. Об удалении Главы Юрюзанского городского поселения Замятина Сергея Анатольевича в отставку : решение Совета депутатов Юрюзанского городского поселения от 15.05.2018 № 172 // Авангард. - 2018. - № 20, 19 мая.
10. Об удалении главы городского поселения - главы администрации
Краснокамского городского поселения Чечеткина Ю.В. в отставку [Электронный ресурс]: решение Думы Краснокамского городского поселения от 04.08.2015 № 67 // Краснокамский городской округ. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://krasnokamsk.ru/Organy-vlasti/Gorodskaja-
Duma/reshenija_dumy/2015/8/. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 06.12.2018).
...