Введение 3
Глава 1. Проблема исследования взаимосвязи внутрисемейных отношений и полноценного развития ребенка 6
1.1 Определение понятия «неполная семья», ее типы и источники
формирования, причины отклонений в развитии коммуникативных умений детей младшего школьного 6
1.2 Специфика детско-родительских отношений в неполных семьях .... 14
1.3. Особенности социализации младшего школьника из неполной
семьи 20
1.4. Коммуникативные особенности младшего школьника из неполной
семьи 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений детей младшего школьного возраста в неполных семьях 30
2.1 Организация исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.2.1 Описание выборки 36
2.2.2 Результаты корреляционного анализа и их интерпретация 46
2.3. Психолого-методические рекомендации 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 61
Актуальность. Главным агентом социализации младшего школьника является семья. Влияние семьи на развитие ребенка очень велико. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в семье, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
В нашей стране в настоящее время происходят сложные изменения во всех сферах жизни. Эти изменения касаются всех социальных институтов, но особенно отражаются на семье, что приводит к ее неустойчивости, росту разводов, нестабильности детско-родительских отношений, снижению роли ряда функций - социализирующей, репродуктивной, первичного социального контроля, духовного общения. Устойчивая тенденция роста разводов, рождение детей вне брака, высокие показатели смертности и другие факты свидетельствуют о том, что неполная семья становится одной из типичных моделей современной семьи российского общества.
Несмотря на достаточность изучения проблемы детско-родительских отношений до сих пор существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей из неполной семьи на полноценное развития, социальную приспособленность и коммуникативное развитие детей, особенно младших школьников. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных детско-родительских отношений, авторов: И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е.Т. Соколова, Д. Боулби, М.Д.Эйнсуорт, и др. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова и В.С. Собкини др.
Психологи рассматривают воспитание детей в неполных семьях как большую проблему. Ведь одному из родителей достаточно сложно вырастить гармонично развитую личность с правильными жизненными ориентирами. Сегодня, как никогда, необходимо учитывать особенности неполных семей и анализировать их основные проблемы.
Цель: взаимосвязь внутрисемейных отношений и развитие младших школьников в неполной семье.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет: специфика детско-родительских отношений младших
школьников в неполной семьи.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «неполная семья», и рассмотреть ее типы и источники формирования.
2. Изучить специфику детско-родительских отношений и младшего школьника из неполной семьи
3. Определить психологические причины отклонений в развитии коммуникативных умений детей младшего школьного возраста
4. Провести эмпирическое исследование особенностей детско- родительских отношений детей младшего школьного возраста в неполных семьях
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации.
Гипотеза: существует взаимосвязь между особенностями детско- родительских отношений и коммуникативными способностями ребенка.
Теоретико-методологические основания исследования: Варга А.Я. «Структура и типы родительских отношений», Кошкина И.В. «Особенности воспитания в неполной семьи», Наумова Д.В. «Особенности детско- родительских взаимоотношений в неполных семьях», Прокопьева М.М. «Изучение психологических особенностей коммуникации детей младшего школьного возраста из неполных семей» и др.
Методы исследования: В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
• теоретические: теоретический анализ научной и методической литературы, сравнительный анализ, обобщение;
• эмпирические: тесты, опросники, методы математического и статистического анализа эмпирических данных.
Методики:
1. Диагностика родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.
2. Методика «Рисунок семьи» в интерпретации В.К. Лосовой.
3. Методика «Рене Жиля»
Структура: работа включает, введение, 2 главы, заключение, список литературы из неё 62 источника отечественной литературы и 3 иностранных источника, приложения, 6 рисунков, 7 приложений.
Первая глава включает в себя 4 параграфа, в которых рассматривается понятия «неполная семья», ее типы и источники формирования, причины отклонений в развитии коммуникативных умений, специфика детско- родительских отношений в неполных семьях, особенности социализации младшего школьника из неполной семьи, коммуникативные особенности младшего школьника из неполной семьи.
Вторая глава включает в себя 3 параграфа, в которых рассматривается эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений детей младшего школьного возраста в неполных семьях.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №136» города Барнаула.
Неполная семья является довольно распространённым явлением в современном обществе. Многие люди склонны недооценивать потенциал таких социальных явлений в вопросе адекватного воспитания и формирования полноценной личности. Это определение можно понять, изучив его виды и причины появления, а также особенности взаимоотношений между членами семьи.
Практика показывает, что формированию неполных семей в значительной мере способствует наблюдаемый в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравлений, производственных травм, военных действий и т.д.).
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и отношением родителя.
Наиболее уязвимой и проблемной в развитие и воспитание детей является неполная семья. При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя (в основном женщины), это, прежде всего создание необходимых материально-бытовых условий жизни.
В данной работе проводилось исследование особенностей детско- родительских отношений в неполных семьях детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы. В исследовании принимали участие 20 «неполных» семей и 20 «полных» семей. По результатам проведенного исследования было выявлено:
- детско-родительские отношения матерей к детей младшего школьного возраста построены на положительное отношение к ребенку. Мать воспринимает ребенка таким, какой он есть, признает его индивидуальность, уважает, учитывает его интересы, поддерживает начинания своего ребенка, уделяют детям достаточно времени и не жалеют об этом, но часть матерей считает, что самостоятельно в жизни их ребенок ничего не добьется, потому что у него для этого нет ни интеллектуальных, ни творческих способностей, а с другой стороны их ребенок подвержен чужому влиянию;
• мать не всегда признает самостоятельность и индивидуальность ребенка, но, тем не менее, проявляет интерес к делам и к самому ребенку. Необходимо отметить, что 35% матерей не проявляет должного интереса к тому, что интересует младшего школьника, недооценивают его способности, не поощряет инициативу и самостоятельность, во взаимоотношениях с ребенком нет доверия. И только незначительная часть матерей в отношениях с ребенком проявляет искренний интерес, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных, воспринимает его как личность;
• во взаимоотношениях с ребенком в отдельных случаях мать устанавливает психологическую дистанцию, но, тем не менее, в поведении родителя (матери) прослеживается забота, пускай и сдержанная, мать по- своему старается ограждать ребенка от неприятностей, по мере необходимости удовлетворяет потребности ребенка;
• половина матерей в воспитании младшего школьника применяют авторитарный стиль воспитания, требуя от ребенка безоговорочного подчинения, применяя строгие дисциплинарные рамки, навязывая ребенку свою волю, подавляя настоящие чувства ребенка. Свои убеждения мать ставит выше эмоциональных потребностей ребенка. Но есть матери, которые ребенку предоставляют полную свободу действий и по своей сути относятся к ребенку равнодушно;
• значительная часть матерей воспринимают ребенка как самостоятельную личность, способной принимать решения самостоятельно, интересы, увлечения воспринимает достаточно серьезно, учитывая его мнения, но есть матери, которые приписывают своему ребенку личностную и социальную несостоятельность.
Необходимо отметить, что образ детско-родительских отношений со стороны матери у ребенка носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактики его поведения взаимоотношений с окружающими.
Проведенное исследование межличностного отношения детей младшего школьного возраста и матерей имеет не достаточный психологический контакт, у них нет эмоциональной поддержке. Ребенку в семье трудно найти себе место, его в семье, более значимые отношения для ребенка в семейном пространстве занимает бабушка. Но, тем не менее, в процессе исследования были выявлены хотя и у незначительной части детей доверительные отношения с матерью, наличие психологического контакта в семейном пространстве. В целом межличностные отношения матери с ребенком позитивные, мать воспринимает ребенка как личность, учитывает его эмоции, настроения, потребности.
При исследовании приспособленности младшего школьника в социуме, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения показало, что у половины детей младшего школьного возраста наблюдается тенденция к проявлению неадекватного поведения, к ближайшему своему окружению относятся отгорожено, нет полного взаимодействия с матерью, бабушкой, сестрой, братом и т.д. Взрослых не считают авторитетом, малообщительны, замкнуты, плохо вступают в контакт с окружающими, не любознательны, по своей натуре не являются лидерами, социально не адаптированы, конфликтны, обидчивы. И половина младших школьников имеют адекватное поведение, неплохо выстраивают взаимодействие с матерью, в конфликты не вступает, вполне социально адаптированы, достаточно общительны.
1. Арсентьева, Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях
[Электронный ресурс] / Е.С. Арсентьева // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. - 2017. - №2. - С. 1-8. - Режим доступа:
http: //j ournal .asu.ru/index.php/.
2. Архангельская, Е.Е. Коммуникативные особенности младших школьников цифрового поколения / Е.Е. Архангельская // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 11. - Режим дрступа: URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87948
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — Москва : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286, [1] с. : 1 л. портр.
• Библиогр.: с. 268-271. — Список науч. тр. Б.Г. Ананьева: с. 272-284. — Предм. указ.: с. 279-284.
4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 91- 100.
5. Барская, П. В. Современные проблемы и тенденции развития российской системы образования // Nauka-rastudent.ru. - 2016. - №11 / С. П.
6. Барская, Д. Д. Синицына [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//nauka-rastudent.ru//35//3764/ (дата обращения 18.04.2019)
7. Батюта, М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие.
• М.: Деком. 2018. 240 с.
8. Бородаева, Г. Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Г. Бородаева // Беспризорник. - 2015. - № 5. - С. 60-62.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна;
Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
10. Берулава, Г. А. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве [Текст] / Г. А. Берулава, М. Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 11-20.
11. Биловус, В.К. Социально-психологическое неблагополучие ребенка в неполной семье / В.К. Биловус, Е.А. Моругина // Аллея науки - 2017. - № 15. - Т.4. - С.143-145.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва Педагогика, 1984. - 432 с. 4.
13. Гоголева, А. В. Аддитивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева - Москва : Московский Государственный Университет. - 2014. - 448с.
14. Гуровская В.В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников [Электронный ресурс] / В.В. Гуровская. // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 594-595. - Режим доступа: https://moluch.rU/archive/313/71280.
15. Данилюк, А. Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 3-13.
16. Дьяченко, М. И. Особенности адаптации к опасной обстановке [Текст] / М. И. Дьяченко.- Москва: Наука, 1991.- 175 с.
17. Ижванова, Е.М. Проблемы детско-родительских отношений: Монография / Е.М. Ижванова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 89 с.
18. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. [Текст] / Л. В. Карцева. -Москва : Дашков и К, 2018. - 224 с.
19. Калимуллина Р.А. Особенности социализации детей в неполных семьях
/ Р.А. Калимуллина //Сборник статей: Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. - Уфа: Агентство
международных исследований, 2017. - С. 155-157
20. Капустина, В.А. Социально-психологические детерминанты процесса социализации подростков из полных и неполных семей / В.А. Капустина // Психолог. - 2017. - №1. - С. 16-24.
21. Князева, Т.Н. Иванцова А.И. Специфика восприятия детско- родительских отношений детьми и родителями в полных и неполных семьях / Т.Н. Князева, А.И. Иванцова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №.59-3. - С. 396-399.
22. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS №005 // Бюллетене международных договоров. - 1998. - №7. - С. 162.
23. Конституция Российской Федерации. - Собрание
законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851.
24. Козлова, Т.В. Психологические особенности детей из неполных семей / Т.В. Козлова, Л.Е. Россихина, Е.В. Мазанкина // Сборник статей: Саморазвитие в педагогике и психологии. - Уфа: Агентство международных исследований,2018. - С. 271.
25. Колодина, А.В. Представления родителя о ребенке как фактор детско- родительских отношений [Электронный ресурс] / А.В. Колодина // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2016. - №2. - С. 69 -77. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
26. Кошкина, И.В. Особенности воспитания в неполной семьи / И.В. Кошкина, А.А. Саддарова // Научное знание современности. - 2017. - №3. - С. 175-179.
27. Кудрявцева, К.Э. Влияние неполной семьи на социализацию младшего школьника / К.Э. Кудрявцева // Научно-практические исследования. - 2017. -№2 (2). - С.127-131.
28. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. Москва: Смысл, 2007. 511 с.
29. Литвинова, А.В. Психология семейных отношений. Коллективная монография / А.В. Литвинова. - М.: Флинта, 2015. - 264 с.
30. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В. Т. Лисовский. - Санкт- Петербург : СПбГУ, 2017. - 519 с.
31. Лященко, Е.Г. Личностная обусловленность отношения матери к ребенку в неполной семье / Е.Г. Лященко // Психология и психотехника. -
2017. - №2. - С. 117-120.
32. Мардахаев, Л .В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев - Москва : Гардарики, - 2013. - 269 с.
33. Минуллина, А.Ф. Созависимость и дисфункциональное воспитание в неполных семьях / А.Ф. Минуллина, М.О. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. 58-4. - С. 335-338.
34. Назарова, М.В. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка [Электронный ресурс] / М.В. Назарова // Инновационная наука. -2015. - № 5-3. - С. 179-180. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru.
35. Наумова, Д.В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях [Электронный ресурс] / Д.В. Наумова, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 537-540. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/64/10337/.
36. Низова, Л.М. Конфликтологические аспекты неполной семьи / Л.М. Низова, И.В. Малинкина // Конфликтология. - 2016. - №1. - С. 209-220.
37. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 275 с.
38. Оленев, С. М. Современные реформы образования в России: контекст,
проблемы и перспективы // Вестник МГУКИ. - 2012. - №6 [Электронный ресурс]. - Режим gocTyna:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye- reformy-obrazovaniya-v-rossii-kontekst-problemy-i-perspektivy (дата
обращения: 17.03.2019 г.).
39. Официальный сайт Главного управления Алтайского края по труду и
социальной защите [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ййр://’№№№.акзр.ги/’№огк/асйуйу/ту/ (дата обращения: 03.04.2018)
40. Панкова, Н. В. Предпосылки и направления реформирования системы
образования в Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2008. - №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ййрз://суЬег1е-п1пка.ги/аг11с1е/п/ргейрозу1к1-1-паргау1еп1уа-ге1Ьгт1гоуап1уа- 8181ешу-оЬга7ОУап1уа-у-го881узкоу-1ейега1зй (дата обращения: 21.03.2019 г.).
41. Печенюк, А. М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних / А.С. Печенюк. - Хабаровск. - 2015. - 375 с.
42. Перегуда, В.В. Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неполных семей: маг. дис. под рук. д. псих. н. Г.А. Виноградовой. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2018. - 83 с.
43. Прокопьева, М.М. Изучение психологических особенностей социализации детей младшего школьного возраста из неполных семей / М.М. Прокопьева, О.А. Семенова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - №4. - Т. 9. - С. 388-390.
44. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Головей Л. А. — М.: Юрайт. 2019. 414 с.
45. Путь к знаниям [Текст] // Наша жизнь. - 2016. - №2. - С. 27-28.
46. Распоряжение Правительства РФ «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 52, 25.12.2006, ч.3, ст. 5622.
47. Рассказова, И.Н. Типы отношения к младшим школьникам у родителей из полных и неполных семей / И.Н. Рассказова, О.А Сонина // Сборник статей: Актуальные вопросы в науке и практике. - Уфа: Дендра,
2018. - С.44-49
48. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности [Текст] / А.А. Реан // Социология. - 2015. - №20. - С. 74-79.
49. Румянцева, Е.Ю. Особенности детско-родительского отношения в неполных семьях / Е.Ю. Румянцева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2018. - № 6-3. - С.86-89
50. Рыбкина, А.А. Особенности коммуникативных умений младших школьников из неполных семей: автореферат. - М.: МГНПУ, 2018. - 8 с.
51. Рябикина, З.И. Неполная семья как пространство события матери и ребенка [Электронный ресурс] / З.И. Рябикина, П.М. Хозяинова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2019. - №3. - С. 62-68. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
52. Соловьева, Е.М. Особенности детско-родительских отношений в
полных и неполных семьях / Е.М. Соловьева, А.Д. Медведева // Сборник статей: Личность в современном мире. - Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2016. - С.162-166
53. Соловьева, Т.В. Проблематизация детско-родительских отношений в неполных семьях / Т.В. Соловьева, Е.Г. Панькова, Д.А. Бистяйкина // Сборник статей: Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 130-143
54. Стукалова, Е.А. Особенности воспитания ребенка в неполной семье / Е.А. Стукалова [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций. - 2016. - №7. - С. 108-109. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
55. Суворова О.В. Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника / О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова, И.В. Ивенских // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 3. - С. 179187.
56. Тулупова, О.В. Основные подходы к изучению детско-родительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе / О.В. Тулупова // Перспективы науки. - 2014. - № 1(52). - С. 157-159.
57. Фомичева, Л. В. К вопросу о социализации ребенка младшего школьного возраста[Текст] / Л. В. Фомичева // Психология. - 2014. - №2. - С. 57-64.
58. Хозяинова, П.М. Связь личностных особенностей матерей и характера взаимодействия матери с ребенком в неполной семье / П.М. Хозяинова // Человек. Сообщество. Управление. - 2018. - №1. - Т.19. - С. 102-116.
59. Шаповалова, И.А. Детско-родительские отношения как фактор социализации младших школьников / И.А. Шаповалова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 3. - С. 48- 52.
60. Шереги, Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования / Ф.Э. Шереги - Москва : Центр социального прогнозирования. - 2014. - 384с.
61. Шульга, А.В. Воспитательный потенциал неполной семьи / А.В. Шульга // Научные исследования. - 2016. - №6(7). - С. 50-51.
62. Ювенальная юстиция / И.В. Симакова - Москва : Лесная страна, 2015. - 125с.
63. Berelson B. Content Analysis in Communinication research. Glencoc, [1].:
TheFreePress [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://http://sites.google.cjv/site/ksdmetodicka/home/tutorskie- kursy/metod-content-analiza(дата обращения: 29.03.2019 г.).
64. Dwyer P. C., Bono J. E, Snyder M., Nov O., Berson Y. Sources of Volunteer. Motivation Transformational Leadership and Personal Motives Influence Volunteer Outcomes // Nonprofit Management & Leadership. - 2017.P. 35-67.
65. Gil-Lacruz A.I., Marcuello C. Voluntary work in Europe: comparative analysis among countries and welfare systems // Soc Indic Res. - 2018. p. 130187.