Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Работа №90622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
492
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и детско-родительских
отношений в психологии 9
1.1 Понятие эмоциональной сферы в психологии 9
1.2 Этапы эмоциональной сферы дошкольников и факторы,
влияющие на ее развитие 17
1.2.1 Возрастные особенности развития эмоций и чувств 18
1.2.2 Различные виды деятельности в развитии эмоциональной
сферы 25
1.2.3Общение, как фактор в развитии эмоциональной сферы 26
1.3 Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с разными типами эмоционального взаимодействия с
матерью 38
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2 Анализ результатов исследования 42
2.3 Профилактическое мероприятие «Эмоциональное взаимодействие в
диаде «мама-ребенок» как фактор особенностей эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста» 57
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 1 73
Приложение 2 74
Приложение 3 85
Приложение 4 86

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период - дошкольный возраст, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет очень важное значение для всей будущей жизни ребенка.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Рост агрессивных тенденций в детской среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе, порождает противоречие с окружающими их людьми, способствует развитию «низкого уровня культуры» [3].
Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности [23].
Эмоции и чувства относятся к личностным образованиям и являются составляющими социально-психологической характеристики человека. В процессе развития эмоции и чувства играют важную роль в формировании и воспитании личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка начинается очень рано, следовательно, нет возрастных ограничений и предпочтений в работе с эмоциональной сферой. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов, во многом определяются социальными условиями существования.
Нормальное эмоциональное развитие ребенка заключается в переходе от бессознательного непроизвольного аффективного реагирования на внешние раздражители в раннем возрасте, к сознательному пониманию социальных эмоций и чувств других людей, произвольному выражению ребенком многообразия доступных ему переживаний , к концу дошкольного возраста.
Проблеме определения соответствия характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Т. Циген, Я. Рейковский). Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. Изучение закономерностей эмоционального развития позволяет решать многие теоретические и прикладные задачи педагогической психологии и психологии детства.
Как показано в работах Т. А. Данилиной, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте, как и в раннем, дети все еще эмоционально зависимы от взрослых. Было отмечено, что эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того радуется ли взрослый успехам ребенка, сопереживает ли ему при неудачах и прочее. Ласковое отношение к ребенку и проявления к нему внимания способствуют нормальному развитию личности ребенка. Общительность и доброжелательность взрослого влияет на развитие положительных социальных качеств у ребенка. В таком случае ребенок доверяет взрослому и не боится контактировать с окружающими людьми. Если же взрослый невнимателен к ребенку, то это снижает социальную активность последнего. Это может выражаться в плаксивости, неуверенности в себе, агрессии по отношению к сверстникам, ребенок может замыкаться в себе [17].
Таким образом, отмечая немалую значимость и роль данной проблемы в развитии ребенка, возникла необходимость в проведении исследования для выявления факторов детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие ребенка.
Цель исследования: особенности взаимосвязи отношений с матерью с эмоциональной сферой дошкольников.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений.
Гипотеза: Благоприятное эмоциональное взаимодействие с матерью может являться основой для формирования положительных компонентов эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, тогда как наличие неблагоприятного эмоционального взаимодействия с матерью может способствовать развитию негативных характеристик эмоциональной сферы.
Задачи:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2. Изучить и проанализировать детско-родительские отношения, как предмет психологического исследования.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детско- родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений.
2. Эмпирические методы исследования: Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой [90]; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой [26]; Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой [80].
3. Математико-статистические (Сравнение средних величин двух независимых выборок методом Т-критерия Стьюдента; регрессионный анализ, метод факторного анализа).
Методологическими основаниями исследования выступают:
• подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А. С. Спиваковская и др.)
• подходы к формированию личности в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).
• подходы к пониманию эмоций (С. Л Рубинштейн, Л. Фестингер).
• Исследования эмоциональных взаимодействий детей и родителей Е.И. Захаровой.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 47 воспитанников МБДОУ общеразвивающего вида г. Барнаула, их родители и воспитатели.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 90 источников, 4 приложений, 7 рисунков.
Результат работы был доложен на выступлении на научно­ - исследовательском семинаре «Актуальные вызовы в практической психологии», проведенного в НАО «Университет имени Шакарима города Семей» по программе академической мобильности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследования особенностей эмоциональной сферы являются перспективным направлением в психологии, так как его результаты могут оказать существенную практическую пользу в психологическом консультировании, психотерапии и педагогике. Первостепенное значение для обнаружения причин, приводящих к формированию негативных и позитивных компонентов эмоциональной сферы, имеет исследование фактора эмоционального взаимодействия ребенка с матерью, как начального этапа, обеспечивающего формирование базового представления субъекта о себе, своих эмоциях и чувствах.
Общение со взрослыми и сверстниками - это очень важный параметр развития эмоциональной сферы ребенка. И семья главное место, где с раннего детства ребенок активно приобретает жизненные впечатления, навыки поведения, у него формируются социальные основы личности.
Характер эмоционального взаимодействия ребенка с матерью задает особую социальную ситуацию развития личности, являясь стабильным в течение всей жизни, в целом формирует отношение человека к себе, своим эмоциям и ощущениям.
На основании обзора литературы по изучаемой теме нами было раскрыто содержание понятия эмоциональной сферы, которое включает в себя эмоции, чувства, переживания, отношение к различным факторам, влияющим на ее особенности.
Анализ литературы по вопросу эмоционального взаимодействия с матерью позволил дать определение данного понятия и описать его содержание. Эмоциональное взаимодействие с матерью - это необходимое условие доверия к миру, основа стабильности личности, психической устойчивости, социального развития ребенка. Е. И Захарова разделяет данное понятие на три структурных блока: родительская чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие проявления эмоционального взаимодействия.
В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые позволили сделать следующие выводы:
• Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста обусловлены типом его взаимодействия с матерью. В зависимости от компонентов, составляющих эмоциональную сферу дошкольника, можно ранжировать типы эмоционального взаимодействия:
1) Благоприятное эмоциональное взаимодействие
2) Неблагоприятное эмоциональное взаимодействие
• Наличие благоприятного эмоционального взаимодействия матери и ребенка - основа для развития положительных компонентов эмоциональной сферы дошкольника, таких, как оптимизм, открытость, стремление к домашнему уюту.
• В свою очередь, неблагоприятные характеристики эмоционального взаимодействия с матерью могут выступать в качестве механизмов формирования негативных параметров эмоциональной сферы, а именно агрессии, тревожности, скрытности, стремления к одиночеству, полному отсутствию сопереживания к окружающим.
• Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будут выражены положительными качествами в том случае, если у него благоприятное эмоциональное взаимодействие с матерью.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что, благоприятное эмоциональное взаимодействие с матерью может являться основой для формирования положительных компонентов эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, тогда как наличие неблагоприятного эмоционального взаимодействия с матерью может способствовать развитию негативных характеристик эмоциональной сферы.
Данные полученные в результате исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов.
В ходе данного исследования были рассмотрены особенности эмоциональной сферы дошкольников, в перспективе могут быть изучены особенности эмоциональной сферы детей старшего возраста. Так же приемлемым будет исследование эмоциональной сферы детей в зависимости от гендерной принадлежности.


1 Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.:Речь, 2005.Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи / Отв. ред. А.И. Антонов. М.: ИС РАН.
2 Антонюк, И. В. Наказание ребенка в современной семье / И. В. Антонюк, С. С. Даренских // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : Сборник научных статей международной конференции, Барнаул, 20-24 октября 2015 года / Алтайский государственный университет. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. С. 1722-1725.
3 Арсентьева Е. С., Кузьмина А. С. Роль детско-родительских
отношений в формировании агрессивного поведения детей дошкольного возраста// Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2016, № 4. С. 159-167. НЕЕ: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/1657. (дата обращения: 15.05.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
4 Арсентьева Е. С. Коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного
университета, 2016. № 3. С. 3-8. URL:
http://journal.asu.ru/vfp/article/view/1552. (дата обращения: 16.05.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
5 Арсентьева, Е. С. Роль родительского воспитания в формировании агрессивного поведения детей дошкольного возраста как ранняя профилактика экстремизма / Е. С. Арсентьева, А. С. Кузьмина // Актуальные проблемы формирования в российском обществе научного и учебного знания по противодействию терроризму и экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 21-23 декабря 2017 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. С. 320-326.
6 Арымбаева К.М. Семья и проблемы социализации ребенка // Актуальные проблемы современной науки. 2005, № 55.
7 Беленко О., Турганбаева Б., Волкова Т. Формирование базовых элементов социальной компетентности детей предшкольной подготовки // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018. № 4. С. 25-39. URL:
http://journal.asu.ru/vfp/article/view/4824. (дата обращения: 25.05.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
8 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с
9 Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Пособие для студентов и педагогов / Г.М.Бреслав. М., 1990. 140 с.
10 Бурменская, Г. В. Типологический подход в возрастной психологии развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 17-31.
11 Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. 21 с.
12 Вилюнас, Витис. Психология эмоций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / авт.-сост.: Витис Вилюнас. Москва [и др.]: Питер, 2007. 496 с.
13 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и
подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанов и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
14 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 2006. 367 с.
15 Гребенщикова, Т. В. Педагогические условия эмоционально­экспрессивного развития детей дошкольного возраста [текст] /Т.В. Гребенщикова// Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 163 - 270.
16 Грэм С. А., Камерон К. Л., Сварщик А. Н.Расширение знакомых прилагательных дошкольниками // Журнал экспериментальной детской психологии, Нью-Йорк: июль 2005. Том 91, Из. 3; стр. 205
17 Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. Москва: Айрис-пресс, 2008. 160 с.
18 Данилова, О.Ю. Проблематика исследования эмоционального благополучия личности на современном этапе [текст] / Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических и технологических условиях: Материалы всеросс. науч. практ. конференции. Саратов: Издательство «КУБиК», 2010. С. 73 - 79.
19 Даренских, С. С. Представления о наказании у родителей дошкольников / С. С. Даренских // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: Сборник научных статей международной конференции: электронный ресурс, Барнаул, 13-16 ноября
2018 года / Ответственный редактор: Родионов Е. Д.. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. С. 1332-1336.
20 Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция
тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов психологов: научно-методические рекомендации. Челябинск: АТОКСО,
2010. 100 с.
21 Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Красноярск.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2008
22 Дружинин В.Н. Психология семьи . СПб.:Питер 2006.
23 Ежова Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности //Дошкольное воспитание, 2003 № 8 С. 15-18.
24 Ермолаева, Марина Валерьевна. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: учебное пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева; Российская акад. образования, Московский психолого­социальный ин-т. Москва : [б. и.] ; Воронеж : [б. и.], 2008. 335 с.
25 Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-73.
26 Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова// Журнал практического психолога. 1996 №6.
27 Изард, К. Психология эмоций СПб.: Питер, 2006.464 с.
28 Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. М., 2004. 283 с.
29 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
30 Каракулова Е.В. Теоретический анализ основных подходов в работе
по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников / Е.В. Каракулова// Специальное образование. 2010. №3. ЦКЕ:
http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-osnovnyh-podhodov-vrabote- po-formirovaniyu-emotsionalno-volevoy-sfery-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.03.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
62
31 Коломийченко, Л.В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко //Начальная школа плюс До и После. 2009. № 1. С. 75-78.
32 Кондрашова, Е. А. Особенности психологических орудий
опосредования страхов у детей дошкольного возраста / Е. А. Кондрашова, О.
A. Сагалакова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 47. С. 311-314.
33 Корнакова, Е. М. Теория привязанности Джона Боулби как основа формирования гармоничных детско-родительских отношений / Е. М. Корнакова // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. № 3. С. 35-42.
34 Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций [текст] /Н.В. Костерина. Ярославль: Академический проект, 1999. 238 с.
35 Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст]. - Киев: Рад. школа, 1971. 199 с.
36 Кошелева, А.Д.Эмоциональное развитие дошкольника / А.Д. Кошелева. М., 2003. 166 с.
37 Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985, 431 с.
38 Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [текст] /С.В Крюкова, Н.П. Слободяник. М.: Генезис. 2005 208 с.
39 Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева М., 2010. 208 с.
40 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология./ И.Ю. Кулагина,
B. Н. Колюцкий. М.: Феникс, 2006. 464с.
41 Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб., 2001. 544 с.
42 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
43 Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. 192 с.
44 Лаптева Ю.А Возрастная изменчивость параметров эмоционального
развития детей на разных этапах дошкольного детства / Ю.А. Лаптева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №1 (28). URL:
http: //cvberleninka.ru/article/n/vozrastnava-izmenchivo st- parametrovemotsionalnogo-razvitiya-detey-na-raznyh-etapah-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 16.04.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
45 Лаптева Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного
возраста / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник КемГУ. 2016. №3 (67). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-
rebenkadoshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.04.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
46 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975. 352 с.
47 Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961.№ 3. С. 117­124.
48 Лужбина Н. А., Перова Д. Ю. Параметры детско-родительских
отношений как предикторы развития эмоционального интеллекта подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3, № 1. С. 22-32. URL:
http://journal.asu.ru/vfp/article/view/9339. (дата обращения: 20.04.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
49 Лучинин А. История психологии, М.: Эксмо, 2008. 32 с.
50 Любимова, О.М. Психологические проблемы раннего онтогенеза личности: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. Ун-та, 2013. 82 с.
51 Маклаков А.Г Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с
52 Минияров В.М. Психология семейного воспитания, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК». 2000. 256 с.
53 Мухина, В. С. Детская психология: учеб. пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2009. 272 с.
54 Основания психологии [Текст] / Г. Спенсер. Физиологическая психология в 14 лекциях / Т. Циген. М. АСТ, 1998. 543 с.
55 Подымова Л.С. Развитие эмоциональной сферы старших
дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л.С. Подымова, С.В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно­практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: http: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-
emotsionalnoy-sfery-starshihdoshkolnikov-v-protsesse-obscheniya-so-sverstnik .ami (дата обращения: 02.03.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
56 Прокушина, Н. А. Образ ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов / Н. А. Прокушина // Высшая школа: научные исследования : Материалы Межвузовского научного конгресса, Москва, 31 декабря 2019 года / отв. ред. Хисматуллин Д.Р.. Москва: Инфинити, 2019. С. 87-91
57 Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость [Текст] / под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 656 с.
58 Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса ; Общ. ред. О.В. Овчинниковой. - Москва: Прогресс, 1979. 392 с.
59 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [текст] /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
60 Спиваковская, А. С. Как быть родителем. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
61 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284 с.
62 Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. ...канд. психол. наук / Л.П. Стрелкова. М., 1987.
63 Субботский, Е.В. Ребенок объясняет мир / Е.В Субботский. - М.: Знание, 1985. 80 с.
64 Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2011, № 2.
65 Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [текст] / Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2001. 336 с.
66 Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб. : Ювента, 1999. 318 с.
67 Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии [текст] /Г.Г. Филиппова// Детский практический психолог. М.: Просвещение, 2001. 114 с.
68 Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Рама Паблишинг, 2010 г. 240 с.
69 Хомская Е.Д., Батова Н.Я. 'Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование' Москва: Издательство Московского университета, 1992. 180 с.
70 Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. М., 2006. 286 с.
71 Цыганкова И.Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной
саморегуляции у детей 6-7 лет // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 79 (16). URL: http:ZZcvberleninka.ru/articleZn/izuchenie-urovnya-
sformirovannostiemotsionalnoy-samoregulyatsii-u-detev-6-7-let (дата обращения: 23.03.2021). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
72 Чеботарева Е.Ю. Внутрисемейные факторы развития личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2006. №2, с.28.
73 Чеснокова, И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И.И. Чеснокова // Проблемы психологии личности. Советско- финский симпозиум. М.: Наука, 1982. С. 121-150.
74 Шаграева О.А. Детская психология [Текст]: теоретический и практический курс: учебное пособие для студентов вузов / О. А. Шаграева. Москва: Владос, 2001. 366 с.
75 Шакуров, Рафаил Хайруллович. Психология межличностных отношений в ССУЗ / Р.Х. Шакуров; Рос. акад. образования. Ин-т сред. спец. образования. Лаб. психол. проблем ССУЗ. Казань: Ин-т сред. спец. образования РАО, 1998. 60 с.
76 Шамардина, М. В. Стиль семейного воспитания и особенности эмоционального реагирования дошкольников в период кризиса семи лет / М. В. Шамардина // Семья и брак в условиях социальных изменений: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Барнаул, 18 февраля 2016 года. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2016. С. 96-102.
77 Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. Учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. 3-е изд., стер. Москва: Изд-во Московского психолого­социального ин-та ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2010. 926 с.
78 Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста[текст] /Г.А. Широкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 214 с.
79 Штефа, В. Н. Теоретическая модель развития эмоциональной сферы личности ребёнка старшего дошкольного возраста / В. Н. Штефа. Текст : электронный // Гуманитарный трактат. 2018. № 27. С. 7-9. 188П 2500-1159. иВБ: ййрз://е11Ьгагу.ги/йет.а8р?14=35078289 (дата обращения: 23.11.2020). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
80 Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие[текст] /А.М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
81 Эйдемиллер Э. Г., В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер 2002. 656 с.
82 Якобсон, П. Психология чувств детей дошкольного возраста / П. Якобсон. Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. 2018. № 10. С. 65-75. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1957. № 1. ISSN 0012-561X
83 Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1998. 304 с.
84 Arnold, M. B. Emotion and Personality.Vol. 1, Psychological Aspects Columbia University Press, New York, 1960. - 296 p.
85 Bowlby, J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development / J. Bowlby. N.-Y.: Basic Books, 1988. - P. 20-38.
86 Bowlby J. Attachment and loss. 2. Separation. / J. Bowlby. - Anxiety and anger. Basic Books, N.Y. - 1973. - 200 p.
87 Development and Psychopathology 24 (2012), 65-78 # Cambridge University Press 2012 doi:10.1017/S0954579411000666
88 Eric W. Lindsey, Frequency and Intensity of Emotional Expression and Competence of Preschool Peers, Journal of Genetic Psychology, 10.1080 / 0022
89 Landry S.H., Smith K.E., Swank P.R., Assel M.A., Vellett S. Is Early
Responsive Parenting Critical to Child Development, or Is Early Childhood Consistency Necessary? Developmental Psychology, 2001; 37 (3): 387-403
1325.2019.1579168, (1-17), (2019)
90 Образовательная социальная сеть/ Методика М.А.Панфиловой "Кактус" http: //www. psy-files. ru/2007/06/14/kaktus. htm1 (дата обращения: 15.06.2021)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ