ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В СЕТЕВОМ БИЗНЕСЕ
1.1 Понятие сетевой формы организации бизнеса и её особенности 6
1.2. Психологический анализ предпринимательской деятельности 10
1.3. Критерии оценки успешности предпринимателя в сетевом бизнесе.. .14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕНОСТЕЙ УСПЕШНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СЕТЕВОМ БИЗНЕСЕ
2.1 Программа и методы исследования. Описание методик исследования.19
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Сетевой маркетинг сегодня выступает мощной бизнес индустрией, позволяющей получить финансовую свободу, основываясь на опыте успешных людей.
Эксперты считают, что сетевой маркетинг выступает достаточно прибыльным, быстро развивающимся и перспективным экономическим бизнесом, который привлекают миллионы людей по всему миру. В основе сетевого бизнеса заложено два основных принципа - обязательное потребление продукции и создание сети довольных и лояльных клиентов.
Необходимо отметить, что согласно официальной статистике сетевой бизнес до сих пор удерживает лидерские позиции на рынке за счет качества и востребованности продукции, а также условий работы.По статистическим данным в 2020 году, в России работает 131 компания сетевого бизнеса, с реальной продукцией1.
Успех в сетевом бизнесе складывается из множества факторов, одним из которых выступает сам человек и его личностные качества. Не каждый человек способен продвигать товар на рынке. Для этого нужны определенные качества и усилия.
Актуальность темы работы обусловлена прежде всего популярностью сетевого бизнеса сегодня в России и необходимостью изучения личностных особенностей предпринимателя с целью выявления наиболее значимых качеств, обеспечивающих успешность в сетевом маркетинге.
Ключевым навыкам и личностным особенностям бизнесмена, работающего в сетевом бизнесе, посвящено не мало работ. Можно назвать таких авторов как Е.В. Белову, С.Ю. Дмитриеву, К.А. Ехлакову, А.В.Посохову, З.Г.Ханову и других.
Само понятие и особенности, в том числе психологические сетевого бизнеса рассмотрены в работах: Р.А. Амирханян, В. П. О.С. Громышовой, Зинкевич, М.С. Колчановой, Е.В. Курбатовой и многих других.
Актуальность темы работы обусловлена также тем, что недостаточно исследован критерий успешности предпринимательской деятельности, в том числе сетевого бизнеса.
Таким образом, объектом в работе выступают общественные отношения по осуществлению предпринимательской деятельности в сфере сетевого маркетинга.
Предметом выступают личностные особенности успешных предпринимателей в сфере сетевого бизнеса.
Целью работы выступает изучение личностных особенностей и успешности предпринимателей в сетевом бизнесе.
Актуальность и цель поставленная в работе позволяет сформулировать следующие задачи:
• изучить литературные источники по теме работы;
• выявить особенности сетевой формы организации бизнеса;
• провести психологический анализ предпринимательской деятельности и выявить её особенности;
• определить критерии успешности предпринимателя в сетевом бизнесе;
• провести эмпирическое исследование успешности
предпринимательской деятельности в сфере сетевого маркетинга;
• в сравнении с предпринимателями сферы услуг определить наиболее значимые личностные особенности, обеспечивающие успешность предпринимательской деятельности в сетевом бизнесе.
Теоретическую основу работы составила учебная литература по маркетингу и психологии предпринимательства, а также данные периодической печати по теме работы.
Методологической основой работы выступили труды известных психологов, описывающих методики оценки личностных качеств и особенностей.
В качестве источников использовались также материалы сайтов, предоставляющих статистическую информацию по теме работы.
Основными методами в работе выступили: анализ литературных источников, наблюдение, синтез, дедуктивный метод.
Эмпирическое исследование основаны на методиках: Дж. Роттера, Г. У. Солдатовой, опросника А.В.Карпова.
Для обработки данных были использованы следующие математикостатические методы: первичные описательные статистики, корреляционный анализ, критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы 8Р88 17.
Структура работы представлена: введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Работа представлена на 51 листе. Список литературы 46 источников.
Таким образом, в работе основным объектом выступил сетевой бизнес, сущность которого заключается в том, что продавец товара выступает одновременно и покупателем, путем личных контактов он не только продает товары или услуги, но и продвигает их, распространяет информацию о товаре и бизнесе.
Проведенный в работе анализ подходов к определению понятия и сущности сетевого бизнеса позволяет выделить его особенности:
• единая ресурсная база и информационный ресурс;
• самостоятельность экономических агентов, продавцов;
• необходимость устной коммуникации и высокая психологическая нагрузка;
• отсутствие линейной системы управления бизнесом.
Сетевой бизнес, выступая одной из форм предпринимательства, требует от своих представителей демонстрацию определенных личностных качеств. Личностные особенности успешных предпринимателей были рассмотрены в работе в сравнении с представителями наемного труда в сфере услуг.
Раскрытие психологических особенностей предпринимательской деятельностью позволяет сделать вывод о том, что не каждый человек может стать успешным предпринимателем и добиться в этой сфере успеха.
Поскольку сетевой бизнес связан с продвижением товаров и услуг и постоянной коммуникацией с потребителями, то критерием успеха будут выступают такие качества личности как инициативность, общительность, толерантность к неопределенности и локус контроль.
Проведенный анализ позволил оценить необходимые качества представителей сетевого бизнеса не только с позиции необходимого наличия, но и с позиции выраженности и значимости.
Таким образом, чтобы быть успешным представителю сетевого бизнеса необходимо обладать интровертированностью, толерантностью в отношении новых проблем, сложности их решения и новизны, рефлексивностью. Эти качества у представителя сетевого бизнеса развиты в большей степени, чем у представителей других сфер.
1. Амирханян Р. А. Развитие сетевого маркетинга в России / Р.А. Амирханян // Colloquium-journal. - 2019. - № 25 (49). - С. 54-56.
2. Бархатов В.И. Изменения критерия оценки успешности малого и среднего бизнеса в процессе эволюции российской экономики / В.И. Бархатов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 6 (388). - С. 114-121.
3. Белова Е.В. Толерантность к неопределенности в структуре личностных особенностей предпринимателей / Е.В. Белова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2016. - № 8. - С.36-39.
4. Большая энциклопедия психологических тестов /Составитель А. Карелин. - М.: ЭКСМО, 2009 - С. 79-84.
5. Большая книга по сетевому маркетингу от лидеров МЛМ / Под ред. Джо Рубино. - М.: Издательство «Фаир», 2007. - 496с.
6. Вандышева Е. Ю. Ценностные ориентации предпринимателя и критерии разумности риска в предпринимательской деятельности / Е.Ю. Вандышева // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 5(27). - С.65-69.
7. Дмитриева С.Ю. Роль личностных компонентов в процессе формирования и развития предпринимательских структур / С.Ю. Дмитриева // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2018. - № 1 (61). - С. 53-59.
8. Ехлакова К.А. Факторы, влияющие на предпринимательские намерения / К.А. Ехлакова // E-Scio. - 2019. - № 4 (23). - С.18-22.
9. Зинкевич В. П. Преимущества сетевой формы организации бизнеса / В. П. Зинкевич, Р.А Шаховский // E-Scio. - 2020. - № 5 (44). - С. 1621.
10. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для СПО / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
13. Колчанова М.С. Развитие сетевого маркетинга в современных условиях / М.С. Колчанова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.
• 2019.- Т.3. - С.815-817.
14. Кондрашихина О.А.Диагностика толерантности к
неопределенности: корреляция результатов психодиагностических
измерений / О.А.Кондрашихина // Перспективы науки и образования. - 2015.
• № 5 (17). - С. 83-87.
15. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психол. журн. - 2010. - Т. 31. - № 1. - С. 74-86.
16. Курбатова Е.В. Сетевой маркетинг на современных рынках: плюсы и минусы / Е.В. Курбатова, О.С. Громышова// Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2016. - № 11-1 (69). - С. 55 - 58.
17. Кэрролл Р.Т.Многоуровневый маркетинг//Энциклопедия
заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий.—М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.— 672с.
18. Левченко В. В., Зыкова Е. К. Социально-психологическая адаптация в организациях пермского сетевого бизнеса / В. В. Левченко, Е. К. Зыкова // Вестник университета. - 2017.- № 9. - С. 41-46.
19. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмурдского университета. - 2014. - №4.- С.43-52
20. Магомедова Х.Н. Психологическая специфика
предпринимательской деятельности / Х.Н. Магомедова // Вестник университета. - 2015. - № 7. - С. 294-297.
21. Майорова Е. А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России / Е. А. Майорова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т.8. - № 1 (26). - С. 216-218.
22. Маркетинг: учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко,О. С. Веремеенко, О. Г. Алёшина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018 - 380 с.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
24. Морозов Г. Б. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум / Г. Б. Морозов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 457 с.
25. Наумова К.А. Анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России / К.А. Наумова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 5 (401). - С. 139-148.
26. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
27. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. - М.: Дашков и К°,2018. - 110c.
28. Посохова А.В. Конкурентоспособность как субъектное свойство предпринимателей / А.В.Посохова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 3. - С.35-38.
29. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии.— Л., 1990. - С. 151-156.
30. Психодиагностика толерантности личности /Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - Сс.66-71.
31. Психология предпринимательства. - М.: Бахрах-М, 2016. - 952 с.
32. Психологические тесты. В 2 т.: Т. 1 [Текст] / Под ред. А. А. Карелина. - М.: Владос, 2005. - 312 с.
33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. /Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара., 2003.-672 с.
34. Психология предпринимательства. Хрестоматия. / Редактор- составитель. Райгородский Д.Я.- М., 2007. -786 с.
35. Психодиагностика персонала. Методики и тесты. Том 1. / Редактор-составитель. Райгородский Д.Я.- М., 2007—440с.
36. Рейтинг сетевых компаний за 2020 год[Электронный ресурс] // Официальный сайт Энциклопедии сетевого бизнеса. Дата обращения: 13.05.2021. Режим доступа: https://wikimlm.ru/top-100-2020.html.
37. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб., 2002.- 78 с.
38. Солнцева Г.Н. Предпринимательство: социальные функции, особенности деятельности и психологические детерминанты успешности / Г.Н. Солнцева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т.
16. - № 4. - С. 637-653.
39. Столяренко А.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов - 2 изд. - М., 2009. -511 с.
40. Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. -СПб., 2003 - 244 с.
41. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л., 2008. - 168 с.
42. Тлисов О. В., Воробьев С. А. Концепция сетевой формы организации бизнеса // Молодой ученый. - 2019. - №46. - С. 359-361.
43. Шекшня С.В. Лидерство в современном бизнесе. 4 изд. - М., 2004. - 467 с.
44. Ханова З.Г. Тенденции формирования готовности личности к предпринимательской деятельности / З.Г. Ханова, М.Б. Позина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. -Т.9. - № 3 (32). - С. 406-409.
45. Ханова З.Г.Определение успешности предпринимательской деятельности / З.Г.Ханова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 4. - С. 52 - 55.
46. Широкова, Г. В. Управление предпринимательской фирмой / Г.В. Широкова. - М.: Высшая школа менеджмента,2019. - 384 с.