ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
БИЗНЕСА 6
1.1 Сущность и функции социальной ответственности бизнеса 6
1.2 Формы реализации социальной ответственности бизнеса 12
1.3 Особенности социальной ответственности бизнеса в РФ 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ СЕТИ «МАРИЯ -РА» И ЕЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 22
2.1 Краткая характеристика деятельности ТС «Мария -Ра» и персонала
организации 22
2.2 Социальная ответственность ТС «Мария -Ра» 34
2.3 Методика и анализ социологического исследования 43
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТОРГОВОЙ СЕТИ «МАРИЯ -РА» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Социальная ответственность бизнеса стала объективной реальностью нашего дня. Большинство компаний публикуют социальные отчеты и добровольно применяют стандарты международной нефинансовой отчетности.
Во всем мире активно и успешно реализуется социальная ответственность бизнеса. За время своего существования социальная ответственность бизнеса в западной практике пришла к устойчивому функционированию как социальный институт. Основное отличие СОБ от традиционной благотворительности - это то, что компании, инвестируя в медицину, науку, культуру, образование, развитие технологий и инноваций, заботясь о состоянии окружающей среды, поддерживая социально-незащищенные слои населения, получают определенные выгоды от этого процесса.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в практике российских компаний такое социальная ответственность бизнеса - явление, относительно новое. Влияние на распространение, в первую очередь, с глобализацией экономики. Интерес к СОБ возрастает, со стороны всех участников этого процесса - бизнеса, государства, общества. Компания, на базе которой проводилось исследование, является крупнейшей организацией в регионе. Поэтому ее деятельность в области социальной ответственности является ведущей.
Общие принципы исследования социальной ответственности бизнеса заложены в трудах классиков экономики - Говарда Боуэна, Мильтона Фридмана, К. Дэвиса, Р. Фримена, Т. Левитта, А. Кэррола,Р.Акермана, Р. Бауера и др.
В российской литературе также есть ряд публикаций, посвященных анализу социальной ответственности бизнес и отдельным конкретным ее проявлениям. Среди авторов следует выделить С.В. Туркина, Ю. Е. Благова, Л.И Полищука, А.Е. Чирикову, С.В. Шишкину, Ф.Т. Прокопова, А.А. Дынкина, И.Ю. Беляеву, А.А. Деревянченко, Н.М. Горина, Н.Ю. Лапину, С.Е. Литовченко, А.Ю. Зудина, С.П. Перегудова, М.А. Эскиндарова, И.С. Семененко, А.Н. Шохина, А.А. Яковлева.
Объект исследования - ООО «Управляющая»
Предмет исследования - корпоративная социальная ответственность ООО «Управляющая» и торговой сети Мария-Ра
Цель выпускной квалификационной работы - на основе теоретического анализа и практического исследования уровня реализации социальной ответственности компании разработать мероприятия по их
усовершенствованию.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• изучить теоретические основы социальной ответственности бизнеса;
• проанализировать деятельность компании Мария-Ра и ее социальную ответственно сть;
• разработать практические рекомендации по совершенствованию социальной ответственности торговой сети Мария-Ра.
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: системный анализ, метод сравнительного анализа, анализ научной литературы и документов, анкетирование, обобщение результатов социологического исследования.
Цель и задачи работы исследования определили структуру работы, которая включает введение, три раздела, заключение, библиографический список и приложение.
На основании всего вышесказанного, можем сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса - это достаточно спорное явление, вокруг которого, как теоретики разворачивают череду научных дискуссий, так и практикующие руководители крупных компаний не приходят к единому мнению относительно этого экономического явления.
Развитие экономики в нашей стране нестабильно, нередко случаются кризисы, в период которых основной задачей компании становится финансовая устойчивость, а не интересы стейкхолдеров, в том числе и работников. Но зачастую залог успеха организации - это люди. Важно в полной мере решать проблемы социальной защиты и защищенности работников не только на макро, но и на микроуровне. Организации обязаны заботиться о своих сотрудниках, обеспечивая обязательные социально -экономические гарантии и, желательно, предоставляя дополнительные.
Исторически в России принципы социальной ответственности бизнеса реализовывались крупными компаниями, добывающей промышленности, где маржинальная прибыль на уровень выше других отраслей экономики. Ими реализуется и самый высокий уровень (по А. Кэроллу) - этический уровень социальной ответственности. Положительной тенденцией является то, что сейчас все больше компаний в регионах стремятся реализовывать принципы социальной ответственности в своей деятельности.
Компания Мария-Ра является крупнейшей по экономическим показателям, по количеству уплаченных налогов, по масштабам реализации социальных программ не только в нашем регионе, но в регионах, своего присутствия.
Специфика деятельности обуславливает ряд постоянных внутренних проблем - текучесть кадров, работа с поставщиками, огромная конкуренция и т.д., которая требует регулярного внимания, вложения денежных средств на разработку оптимальных решений. И, несмотря на это , руководство компании, понимая важность социально -ответственного поведения, следует принципам КСО. Ведь грамотная социальная политика компании позволяет добиться лояльности клиентов, надежности сотрудников, благоприятной репутации и имиджа в обществе, доверия партнеров и потребителей, развитие собственного бренда и т.д.
В первой главе были проанализированы основные подходы к определению понятия социальная ответственность бизнеса. Выделены главные формы реализации социальной ответственности, которые послужили теоретической основой для составления практической части исследования объекта. Также изучен отечественный опыт реализации программ социальной ответств енности российским бизнесом. Выявлены особенности социальной ответственности в нашей стране, которые обуславливают ее нестандартный путь развития.
Вторая глава посвящена анализу основных финансово -экономических показателей, данных, характеризующих управление персоналом в ООО «Управляющая» и торговой сети Мария -Ра в целом. Все показатели отражены в сравнительной характеристике. Также среди сотрудников компании было проведено социологическое исследование, направленное на выявления уровня удовлетворенности трудом, отношению к программам социальной ответственности, которые работодатель реализует по отношению к ним. По результатам исследования был выявлен ряд проблем, которые существуют в организации. На основании анализа внутренней документации, информации из открытых источников и проведенного опроса были определены специфические особенности деятельности компании.
В третьей главе были предложены мероприятия, которые, способны повлиять на ряд важных социальных и экономических показателей. В конечном итоге внедрение предложений позволит повысить уровень реализации социальной ответственности как работодателя и как бизнеса в целом. Так как, главный и самый первый пункт в программах социальной ответственности бизнеса - это внутрикорпоративная ответственность, большая часть предложенных мероприятиях, направлены на улучшение именно этой формы социальной ответственности. Был сделан расчет показателей экономической эффективности, который показал возможное увеличение таких показателей как производительность труда и прибыль от продаж на 10%.
1. Международный стандарт 180 26000 Руководство по социальной
ответственности, 2010. - 140 с. - Режим доступа:
http://www.ksovok.com/doc/iso_fdis_ 26000_rus.pdf
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 -ФЗ
(ред. от 30.04.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция) // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
5. Аверин А.В. Социальная политика и социальная ответственность предприятия / А. В. Аверин - М: Приор., 2008. - 309 с.
6. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов./ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов -М.: ЮНИТИ,1999 - 306-307 с.
7. Батаева Б. Этика бизнеса: сказка или реальность? /Б.Батаева Вестник Ассоциации Менеджеров - 2016 - №3 (85) - стр. 32-35;
8. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю. Е. Благов - Российский журнал менеджмента. 2011. № 3. - с.17-34
9. Боуэн Г. Социальная ответственность бизнеса / Г. Боуэн-
Harper&Row: N. У., 1953.
10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности./ Н.В. Витрук - М., 2008 - 210 с.
11. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за
рубежом [Электронный ресурс].Учебное пособие / И.С. Глебова -Казань: Казанский государственный университет, 2013. - 57-86 с. Режим доступа:
https://kpfu. ru/docs/F 1341669308/2_biz. pdf
12. Горфинкель, В. Я. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс]/ В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 570 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4010-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
13. Гришина Т.В. Социальная ответственность бизнеса: международные стандарты и российская специфика на современно этапе / Т.В. Гришина- Труд и социальные отношения. 2010. №8. - 45-51 с.
14. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад./Н.В. Зубаревич - Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005 г. - 95-109 с.
15. Краснопольская И. И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики / И.И. Краснопольская: - Центр разв. филантропии «Сопричастность», 2012. С. 36-42.
16. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответствнность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров - Юрайт - 2006 г. - 196 с.
17. Козлова В.А. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности зарубежных странах и России / В. А. Козлова- Человек и труд. 2013. № 5. С. 32-43.
18. КэрролА. Концептуальные модели трансформации бизнеса / A.B. Кэррлол - Academy of Management Review, 1979. - #4 (4).
19. Ланнон Дж., Капитализм без эгоизма (пер. с англ.) / Дж. Ланнон, Л. Ланнон - OOO «Попурри», 2014.
20. Макеенко М. В. Подходы к пониманию термина «корпоративная социальная ответственность» /М.В. Макеенко, М. В Тихонова, А.А. Мате-Коле - Вопросы территориального развития - 2015
21. Паштова Л.Г. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности / Л.Г. Паштова, М.В. Комельков - Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - № 8 (338). - 895-911с.
22. Пичков О.Б. Корпоративная социальная ответственность американских нефтегазовых компаний / О.Б. Пичков - Международные процессы. 2013. Т. 11. № 32. - с. 113-121.
23. Перекрестов Д.Г, Корпоративная социальная ответственность: Вопросы теории и практики. / Д.Г. Перекрестов, И.П. Поварич, А.В. Шабашев - - М.: Академия Естествознания, 2011. - 437 с.
24. Пронин А.К. Экономическое благосостояние
общества:региональный аспект / А.К. Пронин - Общество и экономика, 2012. №4. С. 29-38.
25. Рафиков Р.Р. Социальная ответственность в бизнесе / Р.Р. Рафиков, Р.Р. Яруллин - Инновационная наука. - 2016. - №2-2. - 78-80 с.
26. Розенков, Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе /Д.А Розенков - Автореферат дисс. док. эконом. наук. М., 2011.. 66-79 с
27. Сафрончук М.В. Социальная ответственность корпораций и общественное благосостояние (экономико-теоретический анализ) / М.В. Сафрончук - Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 3. - с. 46-55.
28. Селезнев П.Л. Международный опыт и перспективы реализации государственно-частных партнерств в России / Селезнев П.Л. - Бизнес в законе. 2009. № 5. - с. 338.
29. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация //Л.В. Серегина - Журнал российского права. 2011. № 2.
30. Сочнева Е.Н. Социальная ответственность бизнеса: былое и думы / Е.Н. Сочнева, Д.Я. Шабурова - Постулат. - 2016. - № 12 (14). 48с.
31. Старикова Е.А. Значение концепции устойчивого развития в деятельности транснациональных корпораций / Е.А. Старикова - Экономика, предпринимательство и право. 2017. Т. 7. № 2. - с. 125-136.
32. Студеникин Н.В. Устойчивое развитие в проектах государственночастного партнерства: преодолевая конфликт интересов / Н.В. Студеникин - Сравнительная политика. 2015. Т. 6. № 1 (18). - с. 78-81.
33. Трофимова Н.Н. Ключевые проблемы современного корпоративного управления предприятиями реального сектора экономики /Н.Н. Трофимова - Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8.70-74 с.
34. Туркин С.В. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнессоциально ответственным / С.В. Туркин. - М.: Альпина Бизнес Букс,2007. - 381 с., с. 36
35. Ускова Т.В. Вектор экологизации современной экономики России: проблемы и направления их решения / Т.В. Ускова, Е.Д. Копытова - Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 1. 37-57 с.
36. Черенкова Е.З. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в России /Е.З. Черенкова - Научные записки молодых исследователей. 2018. № 1. . 47-50 с.
37. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике / Т.В. Чубарова -Работник, бизнес, государство, 2011 г. - 320 с.
38. Эскиндаров М.А Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография./ М.А. Эскиндаров, И.Ю Беляева., Ю.К Беляев., Л.А Плотицына., Н.С. Столяров, Ю.М. Цыгалов, Б.С. Батаева Е.Ю. Беляева, А.В. Большаков, Т.В. Бутова., В.С. Винников, К.А. Полунин, О.В. Панина, М.М. Пухова М.М., Сычева - Монография Под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. 504 с
39. Меморандум об основных принципах КСО [Электронный ресурс] Комитет Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности 1Ж1/ http://www.amr.ru/storage/committee/121106.pdf
40. Официальный сайт компании Мария -Ра [Электронный ресурс ] - режим доступа ИКЬ: https://www.maria-ra.ru/