Введение 4
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности организации 7
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации 7
1.2 Основообразующие факторы конкурентоспособности предприятия
общественного питания 21
1.3 Маркетинговые модели описания конкурентных рынков 24
2. Анализ конкурентоспособности предприятия общественного питания ... 29
2.1Организационно-экономическая характеристика кафе «Молодёжное» . 29
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия общественного питания на
примере кафе «Молодёжное» 36
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия общественного питания на примере кафе «Молодёжное» 43
3. Разработка мероприятий, направленных на повышение
конкурентоспособности кафе «Молодёжное» 48
3.1 Направления повышения конкурентоспособности кафе
«Молодёжное» 48
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Важным способом повышения эффективности всей в целом экономической системы, а также всех ее составных элементов (звеньев) является конкуренция. Конкуренция представляет собой цивилизованную форму борьбы определенных субъектов за свое выживание. Вместе с тем, благодаря конкуренции можно на непрерывной основе стимулировать трудовые коллективы в целом, и отдельных работников в частности. Рыночная экономика, благодаря экономической свободе, а также благодаря конкуренции, которая ей сопутствует, сменяет командно-административные отношения, где о конкуренции не может идти и речи.
Конкурентоспособность компании рассматривается, как способность этой компании выпускать продукцию, имеющую высокие качественные характеристики, а также конкурировать (вести борьбу) за рыночную долю с другими компаниями, которые выпускают аналогичные товары.
В настоящее время очень многие потребители ориентируются на показатели качества товаров и услуг. Исходя из этого, качество товаров или услуг становится мощным фактором их конкурентоспособности. Кроме того, согласно международным стандартам, качество означает способность продукта или услуги удовлетворять не только обусловленные потребности, но и ожидаемые. Последнее является важным фактором конкурентоспособности продукта. Улучшение качества продукции тесно связано с повышением производственной эффективности, продаж и повышением конкурентоспособности продукции и компании в целом. В настоящее время качество продукции является неотъемлемой частью вашей конкурентоспособности и конкурентоспособности компании. Чтобы компания вышла на новый уровень развития, она должна постоянно улучшать качество своей продукции. Конкуренция в сфере общественного питания стремительно развивается, поэтому компании в этой сфере должны быстро и систематически отслеживать изменения конкуренции на рынке. Только тогда заведение сможет правильно оценить свои возможности и конкурентные преимущества, а также определить эффективную стратегию поведения, направленную непосредственно на создание и поддержание собственного конкурентного преимущества.
Необходимо подчеркнуть, что понятие «конкурентоспособность» смогло достаточно органично войти в наш обыденный лексикон, не говоря уже о научном. В настоящее время многие ученые рассматривают проблему изучения конкурентоспособности товаров, технологий, отдельных предприятий, населенных пунктов, районов, государств, сотрудников, и даже отдельных нормативных актов и научно-методических документов.
Тем самым, большое значение имеет анализ подходов и методов определения и оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия. Изучение и анализ этих вопросов поможет определить и правильно расставить приоритеты в повышении конкурентоспособности предприятий общественного питания в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений. Этим объясняется актуальность темы исследования, выбранной в рамках данной работы.
Целью данной работы является оценка конкурентоспособности предприятия общественного питания на примере кафе «Молодёжное».
Выполнение цели работы предполагает решение ряда следующих задач:
1. Найти и изучить литературу по данной теме;
2. Изучить теоретические основы концепции конкуренции и конкурентоспособности;
3. Анализировать маркетинговые модели конкурентных рынков;
4. Разработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности компании.
Объектом исследования является кафе «Молодёжное».
Предметом исследования - конкурентоспособность предприятия общественного питания на примере кафе «Молодёжное».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе дана организационно -экономическая характеристика кафе «Молодёжное», сделан анализ конкурентоспособности кафе «Молодёжное».
В третьей главе предложен комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности кафе «Молодёжное».
В заключении представлены выводы о проделанной работе.
Основная цель работы кафе «Молодежное» в условиях рыночной экономики повышение эффективности ее деятельности и получение прибыли, гарантирующей стабильное функционирование компании. Оценка конкурентоспособности компании - это важное направление достижения данной цели. В первой главе этой работы были подробно раскрыты теоретические аспекты конкурентоспособности. Были рассмотрены основные факторы и главные показатели, которые оказывают максимальное влияние на конкурентные преимущества коммерческой компании. Во второй главе этой работы был осуществлен анализ организационно-экономической деятельности кафе «Молодежное».
На этапах проведения анализа кафе «Молодежное» дана полная характеристика этой организации общественного питания, определена организационная форма данной организации, а также ключевые направления ее деятельности. Проведенный анализ эффективности управления конкурентоспособностью показал, что организация общественного питания работает хорошо в этом направлении.
В процессе оценки конкурентоспособности кафе «Молодежное» использовалась и количественная, и качественная информация. Самые сильные позиции кафе «Молодежное» следующие: месторасположение этой организации, разнообразие меню, а также качество предоставляемых услуг. Достаточно слабыми позициями являются: ценовая политика, парковочная зона, а также интерьер. На них нужно обратить особое внимание. Как показала сравнительная оценка организаций общественного питания, кафе «Ясная поляна» имеет самые сильные позиции. Это основной конкурент кафе «Молодежное». Большая часть опрошенных, оценивая месторасположение кафе «Молодежное», указали на удобство его расположения.
В результате исследования с учетом основных направлений деятельности кафе «Молодежное», которые имеют стратегическое значение и реализуются в данной компании, были предложены конкретные меры по повышению уровня конкурентоспособности.
В ходе работы был решен ряд следующих задач:
1. Были рассмотрены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности - даны определения понятий, а также выявлены основы формирования конкурентоспособности.
2. Были рассмотрены виды конкурентоспособности.
3. Проанализированы маркетинговые модели конкурентных рынков.
4. Был описан процесс организации предприятия кафе «Молодёжное»проведено описание функционирования и деятельности данной организации.
5. Были разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности компании на примере кафе «Молодёжное».
Оценка конкурентоспособности организации рассмотрена, приведены все данные, способствующие ее повышению и разработаны всевозможные мероприятия.
1. Аграновский, Е. Д. Организация производственного питания: учебник / Е. Д. Аграновский. - М. : Экономика, 2014. - 143 с
2. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий : учебник / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 400 с.;
3. Аносова, М. М. Организация производства на предприятиях общественного питания : учебник / М. М. Аносова, Л. С. Кучер. - М. : Экономика, 2011. - 215 с.;
4. Белоусов, В. Л. Оценка конкурентоспособности предприятия: учебное пособие / В. Л. Белоусов. - М. : «ЛФЭИ», 2012. - 122 с.;
5. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности предприятия: учеб Пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 215 с.;
6. Бурцева, Т. А. Управление маркетингом: учебное пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О. А. Цень. - М. : Эксмо, 2015 - 271 с.;
7. Васильев, С. С. Экономика общественного питания: учебное пособие / С.С. Васильев. - М. : Экономика, 2015. - 234 с.;
8. Васильева, Л. С. Финансовый анализ: учебник / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. - М. : КНОРУС, 2012. - 544 с.;
9. Волков, К. Д. Экономика и планирование предприятий общественного питания: учебник / К. Д. Волков, А. Л. Зайцева. - М. : Кулинария, 2010. - 163 с;
10. Винокуров, В. А. Конкурентоспособность. Конкуренция: учебное пособие / В. А. Винокуров. - М. : МГУ, 2012. - 180 с.;
11. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции. Режим доступа: http://gaap.ru/articles/Sootnoshenie konkurentosposobnosti ргефр луаДуа Скопкигеп£о£ро$оЬпо^4=едо=ргофик£дн/ ;
12. Гареев, Р. Р. Методы контроля качества обслуживания в предприятиях общественного питания / Р. Р. Гареев // Научный вестник МГИИТ. - 2015. - №5. - С.56-63.;
13. Голубков, Е. П. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие / Е. П. Голубков, М. М. Максимцев, Н. И. Малышев. - М. : Вузовский учебник, 2012. - 212 с.;
14. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Совершенная и несовершенная конкуренция. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. Питер, 2016
15. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - 250 с.;
16. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания: учеб. пособие / Т.В. Емельянова, В.П. Кравценко - Минск: Высшая школа, 2012. - 383 с.;
17. Золин, В. П., Технологическое оборудование предприятий общественного питания : учебник / В. П. Золин. - М. : Академия, 2014. - 248 с.;
18.Зюляева Е.А. Шавандина И.В. Качество услуг общественного питания // Вестник НГИЭИ - № 5, 2012
19. Конкуренция: теория и практика. Учебно- практическое
пособие// Юданов А. Ю. М.: ООО Гном-пресс , 2015.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга: учебное пособие / В. Котлер - СПб, 2015г. - 512 с.;
21. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в
предприятиях общественного питания: учебное пособие / Л. И. Кравченко. - М. : Кулинария, 2011. - 93 с.;
22. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учебное пособие / И.М. Лифиц - М. : Юрайт, 2014. - 464 с.;
23. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы - № 9, 2013.
24. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Фирмы и конкуренция. М.: Просвещение, 2016.
25. Максимов, И. А. Управление конкурентоспособностью предприятия/ И. А. Максимов // Экономический журнал. - 2013.
• № 3. - С. 23-25.;
26. Менеджмент в торговле: учебник / Г. А. Короленок, Г. Г. Гоцкий.
• Минск: БГЭУ, 2012
27. Мыльникова. Е. В. К вопросу оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания/ Е. В. Мыльникова, Г. Р. Корнова // Известия УрГЭУ 2011- 5 (37) - С. 170-176
28. Никуленкова, Т. Т. Проектирование предприятий общественного питания: учебное пособие [Текст] : учеб. пособие / Т.Т. Никуленкова, Г. М. Ястина. - М. : КолосС, 2014. - 246 с.;
29. Платонова Е.Д. Об общенаучных подходах к исследованию конкуренции и конкурентных отношений // Современная конкуренция - № 4, 2014.
30. Портер, М. Конкурентоспособность. Конкуренция [Текст] / М. Портер // Социальный конфликт. - 2013. - № 12. - С. 53-55.;
31. Радченко, Л. А. Организация производства на предприятиях общественного питания : учебник / Л. А. Радченко. - М. : Изд-во Феникс, 2011. - 89 с.;
32. Радченко, А. А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие / А. А. Радченко. - М. : Изд-во Феникс, 2013. - 124 с.
33. Сафронова, Н. А. Экономика предприятия: учебник / Н. А. Сафронова. - М. : Юристъ, 2013. - 608 с.;
34. Томпсон, А. Конкуренция в современном мире: учебно -
практическое пособие / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М.: Вентана- Граф, 2011. - 272 с.;
35. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / В. В. Усов - М. : ACADEMIA, 2009. - 416 с.;
36. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Наука, 2013. - 242 с.;
37. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. СПб.: Питер, 2012.
38. Хвастунов А.Н. Методика оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания 2012.
39. Фомин, В. Н. Экономика предприятия / В. Н. Фомин // Экономический журнал. - 2014. - № 2. - С. 32.
40. Щербакова Л.В. Тугушева В.Р. Современные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского - № 28, 2012
41. Экономическая теория: учебное пособие. М.: Юрайт, 2014