ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ , СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 8
1.1 Понятие инновации и инновационных процессов 8
1.2 Виды и фазы инновационного процесса 11
1.3 Роль инновационных процессов в современных организациях 18
2. АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В ПАО «СБЕРБАНК» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО
«СБЕРБАНК»21
2.2 Анализ организации управления инновациями в ПАО «СБЕРБАНК»28
2.3 Анализ финансового состояния 30
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
3.1 Совершенствование инновационной деятельности как основа
достижения стратегического конкурентного преимущества организации 47
3.2 Экономический эффект от внедренных мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Рано или поздно, любая организация сталкивается с необходимостью внедрения инноваций, заменять морально устаревшие технологии новыми, разрабатывать новые продукты. Даже если компания не занимает лидирующие позиции на рынке инноваций, то для того, чтобы компания продолжала функционировать, ей в любом случае нужно внедрять новые технологии, которые бы отвечали запросам рынка. Для того, чтобы оставаться на прежнем уровне, организации уже требуется осваивать новые технологии привлечения клиентов, новые технологии закупки материалов, найма персонала и т.д. Для того, чтобы организация росла - необходимо эти технологии изобретать, или умело использовать.
Сам инновационный процесс ничто иное, как изменения, которые происходят за счет взаимосвязанных фаз - фаз инновационного процесса. Они образуют из небольших компонентов единое целое, то, что можно реализовать и использовать - инновации. Чтобы этот инновационный процесс произошел, значительное влияние имеет диффузия - то, что было ранее использовано или открыто, но благодаря новым технологиям, новым областям науки и общего человеческого развития стало возможно использовать эту инновацию в новых условиях и сферах жизнедеятельности человека.
Инновационными процессами занимаются инновационные менеджеры - люди, которые обладают необходимыми знаниями и умениями, в частности научно - техническими, экономическими, инженерными и т.д. Такие менеджеры отвечают за продвижение инновационного процесса, за прогноз возможных отклонений, а также за минимизацию ущерба от подобных обстоятельств.
Необходимость в таких менеджерах обусловлена тем, что инновационные процессы сейчас, в корне отличаются от инновационных процессов в прошлом. Они стали сложны, требуют детального анализа развития и их закономерностей, требуют гораздо более широкого горизонта интеллектуальных познаний чем прежде.
Инновационные менеджеры - это наемные сотрудники, которые трудятся в условиях рыночной экономики. В рыночной экономике частные предприятия конкурируют между собой за внимание клиента посредством обновления предлагаемых услуг и товаров, их совершенствования. Закономерным результатом чего, является то, что какие-то инновации и нововведения принимаются рынком, какие-то отсеиваются. Так работает естественный отбор в рыночной экономике, в котором и участвуют инновационные менеджеры.
Производители товаров и потребители, образуют один большой рынок, который регулируется государством, и которое в свою очередь, также является производителем и потребителем. Поэтому весомой составляющей государственной социально-экономической политики является инновационная политика, она определяет цели и механизмы приоритезации инновационных проектов и программ.
В следствие снижения покупательской способности - организации в первую очередь сокращают или отказываются от наукоемких проектов, причиной тому, может являться низкий платежеспособный спрос государственного или негосударственного сектора экономики на продукты и услуги научнотехнического производства. Это не значит, что какая-то экономическая единица не может приобрести научно-технический товар, это значит, что данная продукция не отвечает ожиданиям рынка, или неоправданно дорога, или просто этому товару нет применения. Это может быть связанно недоработанностью технологии, ее несвоевременность и так далее.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что инновационный процесс - это такая структура, которая бы обеспечила высокоэффективное использование интеллектуального и научноготехнологического потенциала компании/государства в минимально возможные сроки. Путями достижения такого результата могут быть информационные технологии, которые используются как малыми, так и крупными организациями различных форм собственности.
С помощью такого мощного инструмента как инновационных процесс, можно преодолеть спад в экономике, закрепить свое положение на рынке, а также расширить сферы своего присутствия на нем.
С точки зрения государства, инновационный процесс обеспечивает увеличение внутреннего валового продукта путем предложения рынку новых видов товаров и услуг, созданных благодаря новым технологиям. Инновационные технологии могут удовлетворять не только потребности одной страны, но и всего мира, принося пользу всему обществу в целом.
Чтобы инновационная деятельность развивалась - необходимы определенные условия для ее становления. Базовыми мерами создания рыночных условий могут являться биржи инновации для реализации инновационных проектов, создание публичных и доступных торгов ценными бумагами фирм, занимающихся инновационной деятельностью. Также необходимо, чтобы участники этого рынка были информационно обеспечены, иначе предыдущие шаги будут бесполезны, ввиду невозможности проведения таких торгов.
Отличительной особенностью инновационной деятельности от классической - традиционной является то, что такая деятельность безусловна рискованна, это связано с тем, что компании, занимающиеся инновационной деятельностью делают шаги, которые до них, возможно, никто не делал, однако, если проект успешен - то результаты такой деятельности гораздо превышают результаты других видов деятельности. Любой этап реализации инновационной деятельности содержит в себе скрытые проблемы, которые зачастую являются неожиданными, и приводят к перерасходу материальных и нематериальных ресурсов, что само собой, ведет к нарушению сроков, не достижению цели производства и в конечном итоге даже закрытию инновационного начинания. Сама возможность осуществления инновационной деятельности базируется на наличии научно-исследовательских и проектных работ.
Творческое решение технических и производственных вопросов - это необходимость процесса управления инновационной деятельностью, в которой нужно учитывать не только коммерческую выгоду и целесообразность с точки зрения экономики, но и внедрять прорывные технологии для производства новых товаров и услуг на ровне с их сбытом. Процесс управления инновационной деятельностью не заканчивается реализацией материального продукта, также важно его поддержание в течение всего срока полезного использования, его модернизация, создание нового продукта на основе нескольких предыдущих, поиск новых путей и рынков сбыта и т.д.
Управление инновационными процессами - это постоянное движение и совершенствование, эволюция, движимая научно-технической, научной, операционной деятельностями, результатами интеллектуальной деятельности сотрудников организации. Все это для того, чтобы удовлетворить потребности рынка лучшими предложениями в такой конкурентной среде.
Объектом исследования является управление инновационными процессами.
Предметом исследования является управление инновационными процессами в ПАО «СБЕРБАНК».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить основные понятия управления инновационной деятельностью и ее сущность.
2. Провести анализ инновационных процессов в ПАО «СБЕРБАНК».
3. Определить практическую значимость инновационных процессов ПАО «СБЕРБАНК».
4. Разработать мероприятия по совершенствованию инновационных процессов в ПАО «СБЕРБАНК».
Написание выпускной квалификационной работы основывается на изучении и анализе научной литературы и обобщении отечественного и мирового опыта управления инновационными процессами.
Научная значимость работы заключается в составлении практических мероприятий по совершенствованию инновационных процессов в организации. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения результатов исследования в ПАО «СБЕРБАНК».
Теоретическая база исследования основана на материалах российских и зарубежных авторов: В.Я. Горфинкель, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер, Й. Шумпетер и другие.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе даны понятия и определена сущность управления
инновационными процессами.
Во второй главе представлен анализ организации управления и анализ финансового состояния ПАО «СБЕРБАНК».
В третьей главе работы разработанны мероприятия по совершенствованию текущей инновационной деятельности ПАО «СБЕРБАНК», а также оценен экономический эффект от внедрения данных мероприятий. В заключении работы сделаны выводы и рекомендации по проведенному исследованию.
Для создания и успешного внедрения эффективной инновации необходимо понимать сущность терминов «инновация» и «инновационный процесс», поскольку жизнедеятельность современного человека напрямую зависит от четкого определения этих понятий, особенно при освоении новых областей науки, технологий и техники.
Инновационный процесс представляет собой преобразование научных знаний в
непосредственную инновацию, которая в дальнейшем используется для
57
увеличения конкурентоспособности не только отдельно взятых организаций, но и страны в целом. Поэтому в процессе создания инновация важен результат, который будет пригоден для его реализации в производстве. Ввиду того, что инновационный процесс - это социально значимый процесс, то происходит он исключительно в социальной среде, которая обеспечивает его спросом, ожидая его удовлетворения, что в последствии приводит к социальным изменениям. Потому так важно уметь планировать и управлять инновационными процессами, а также учитывать возможные последствия для социума.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы была обусловлена тем, что инновационный процесс - это такая структура, которая бы обеспечила высокоэффективное использование интеллектуального и научного- технологического потенциала компании/государства в минимально возможные сроки.
И благодаря такому мощному инструменту как инновационных процесс, можно не только преодолеть спад в экономике, но и закрепить свое положение на рынке, расширив сферы своего присутствия на нем.
Чтобы инновационная деятельность развивалась - необходимы определенные условия для ее становления. Базовыми мерами создания рыночных условий могут являться биржи инновации для реализации инновационных проектов, создание публичных и доступных торгов ценными бумагами фирм, занимающихся инновационной деятельностью. Также необходимо, чтобы участники этого рынка были информационно обеспечены, иначе предыдущие шаги будут бесполезны, ввиду невозможности проведения таких торгов.
Творческое решение технических и производственных вопросов - это необходимость процесса управления инновационной деятельностью, в которой нужно учитывать не только коммерческую выгоду и целесообразность с точки зрения экономики, но и внедрять прорывные технологии для производства новых товаров и услуг на ровне с их сбытом. Процесс управления инновационной деятельностью не заканчивается реализацией материального продукта, также важно его поддержание в течение всего срока полезного использования, его модернизация, создание нового продукта на основе нескольких предыдущих, поиск новых путей и рынков сбыта и т.д.
Управление инновационными процессами - это постоянное движение и совершенствование, эволюция, движимая научно-технической, научной, операционной деятельностями, результатами интеллектуальной деятельности сотрудников организации. Все это для того, чтобы удовлетворить потребности рынка лучшими предложениями в такой конкурентной среде.
Объектом исследования являлось управление инновационными процессами.
Предметом исследования являлось управление инновационными процессами в ПАО «СБЕРБАНК».
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности и была успешно достигнута.
Задачи, которые мы решили в ходе выпускной квалификационной работы:
1. Изучили основные понятия управления инновационной деятельностью и ее сущность.
2. Провели анализ инновационных процессов в ПАО «СБЕРБАНК».
3. Определили практическую значимость инновационных процессов ПАО «СБЕРБАНК».
4. Разработали мероприятия по совершенствованию инновационных процессов в ПАО «СБЕРБАНК».
Написание выпускной квалификационной работы основывалось на изучении и анализе научной литературы и обобщении отечественного и мирового опыта управления инновационными процессами.
Научная значимость работы заключается в составленных практических мероприятиях по совершенствованию инновационных процессов в организации. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения результатов исследования в ПАО «СБЕРБАНК».
Теоретической базой исследования стали материалы российских и зарубежных авторов: В.Я. Горфинкель, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер, Й.
Шумпетер и других.
В первой главе мы определили понятия и сущность управления инновационными процессами.
Во второй главе представили анализ организации управления и анализ финансового состояния ПАО «СБЕРБАНК».
В третьей главе работы были разработанны мероприятия по совершенствованию текущей инновационной деятельности ПАО «СБЕРБАНК», а также оценен экономический эффект от внедрения данных мероприятий.
При написании дипломной работы выявлено, что теория инноваций
представляет из себя общую систему независимых друг от друга отраслей, которые объясняют сущность, а также законы и условия, в которых эти
инновации формируются и влияют на общество. В трудах отечественных и зарубежных авторов, «инновация» представляет из себя не только процесс
создания и внедрения каких-то научных знаний, но также и результат такой
деятельности, что приводит к ложному представлению о значении термина «инновация».
Подводя итог исследования инновационной деятельности, а также внедрения инноваций в организации ПАО «Сбербанк» можно сделать вывод, что в организации ведется активная работа над совершенствованием инновационного процесса для достижения конкурентного преимущества организации. Главным механизмом достижения такого преимущество должна стать успешная реализация стратегии 2023.
Важной частью стратегии 2023 станет БЗС-повестка, в которой планируется разрабатывать «зеленые» продукты и принципы ответственного финансирования, что будет продолжением социальных и экологических инициатив банка для вклада в повышение уровня жизни населения, а также развитие малого и среднего бизнеса.
Уже в 2020 году разработаны маркетплейсы и инструменты, которые в 2021 году стали взаимовыгодны и для корпоративных, и для розничных клиентов.
Чтобы внедрить новую бизнес-модель, «Сбер» продолжит инвестирование в развитие технологий и своих сотрудников.
К 2023 году планируется достичь:
1. Рост выручки от нефинансовых сервисов более 100% каждый год.
2. Дисциплина в управлении расходами и стоимостью риска.
3. Топ-3 на рынке электронной коммерции.
4. 50% от чистой прибыль - уровень дивидендных выплат.
5. Рентабельность > 17%.
6. Достаточность базового капитала > 12,5%.
И есть все основания полагать, что ПАО «Сбербанк» добьется таких показателей. Такой вывод мы можем сделать исходя из анализа финансовой и бухгалтерской отчетностей организации.
Поскольку ПАО «Сбербанк» работает по принципу полного хозяйственного расчета, то он имеет самостоятельный баланс и абсолютную независимость от других структур отделения, а также от акционеров.
Доходы ПАО «Сбербанк» зависят от:
1. Центрального Банка РФ за кредитные ресурсы, предоставляемые банком.
2. Вознаграждения в виде комиссии за предоставленные банковские услуги.
3. Проценты, получаемые за пользование кредитными услугами банка.
4. Разницы по курсам облигаций государственноговыпуска.
5. Эффективного пользования ценными бумагами, а также валютными операциями.
Расходы ПАО «Сбербанк» зависят от:
1. Процентов, которые банк уплачивает клиентам за пользование средствами по вкладам и счетам.
2. Заработной платы, выплачиваемым сотрудникам банка.
3. Операционные, административные и хозяйственные расходы.
4. Инкассационные расходы.
5. Амортизационные отчисления.
6. Техническое обслуживание вычислительной техники, а также периферии к ним.
7. Капитальный и косметический ремонт отделений.
8. Прочие расходы.
Так, управляя инновациями в организации, «Сбербанк», являясь публичным акционерным обществом, акции организации торгуются на бирже ценных бумаг, и исходя из проведенного анализа мы отметили, что хоть базовая и разводненная прибыль по обоим показателям снизилась на 10,9% и 18,7% соответственно, чистые активы на обыкновенную акцию выросли на 12,5%, если показатели базовой и разводненной прибыли довольно волатильны на наблюдаемом отрезке, то чистые активы на обыкновенную акцию растут на протяжении 5 лет, что является одним из сигналов участникам торгов к рассмотрению акций организации к приобретению [39].
Предложенные в работе мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности включают в себя развития технологического процесса организации, путем осваивания новых сфер жизнедеятельности человека - от оплаты государственных услуг до доставки еды. ПАО «Сбербанк» уже заняла лидирующие позиции во многих сферах жизнедеятельности человека, однако, для того, чтобы достичь желаемого уровня конкурентного преимущества, банку требуется решить ряд проблем, стоящих на пути к реализации цели, одной из важнейших проблем является стремительный переход клиентов в онлайн, и нежеланием посещать офиса банка, однако, построенная за многие годы инфраструктура не позволяет обеспечить необходимый уровень удобства пользования сервисами банка, и многие услуги на данный момент не могут быть доступны из онлайн-приложения.
1. Абрамов С.И. Инвестирование. - М: ЦЭМ, 2017. - 357 с.
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.»- М.: Дело и сервис, 2016. - 298 с.
3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. -СПб.: Питер, 2016. - 352 с.
4. Башин М. Оборотные средства предприятия в условиях рынка. - М.: Финансы, 2018. - 178 с.
5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев.: Ника-Центр, 2013. - 265 с.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - Спб.: Питер, 2015. - 134 с.
7. Брэдик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2017. - 421 с.
8. Бухалков М. Внутрифирменное планирование. - М.: Дело и сервис, 2016. - 241 с.
9. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций - М.: Филинъ, 2014. - 195 с.
10. Дегтяренко В .Я. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М: Экспертное бюро -М, 2014. - 67 с.
11. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - Пенза, 2018. - 213 с.
12. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 114 с.
13. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2016. - 96 с.
14. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2014. - 177 с.
15. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. - М.: Инфа-М, 2015. - 234 с.
16. Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2018. - 165с.
17. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2016.
18. Инновационный менеджмент: Учебник./под ред. С.Д.Ильенковой. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 313 с.
19. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. А.В. Барышевой. - 3е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2018. - 384 с.
20. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Минск.: Новое издание, 2018. - 256 с.
21. Калапуц, П.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / П.А. Калапуц.
- М.: Изд-во МГОУ, 2016. - 175 с.
22. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2015. - 67 с.
23. Кузнецов, Б.Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 295 с.
24. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дело, 2016. - 267 с.
25. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика, 2017. - 71 с.
26. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров. - 3-е изд. - М.: ДРОФА, 2014. - 192 с.: (Серия «Высшее образование»
27. Раицкий К. Экономика предприятия. - М.: ДИС, 2018. - 414 с.
28. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 511 с.
29. Савзиханова, С.Э.Инновационные процессы - путь к успешному развитию предприятий / С.Э. Савзиханова // Креативная экономика. — 2016. № 5 (53). — с. 71-75
30. Сайфуллина, С.Ф.Управление инновационным процессом как основа инновационного развития предприятия // Креативная экономика. — 2017. № 10 (46). — с. 40-44
31. Сергеев И. В. Экономика предприятий: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2015. - 135 с.
32. Старобинский Э.К. Основы менеджмента на коммерческой фирме.-М.: Дело, 2014. - 244 с.
33. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. - СПб.: Геликон Плюс, 2018. - 167 с.
34. Уткин Э. А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2018. - 94 с.
35. Цалова, И.Н.Основные принципы управления инновационными процессами на предприятии / И.Н. Цалова // Региональная экономика и управление: научный журнал. — 2015. №3 (19). Номер статьи: 1901.
36. Фазлиахметов, Р.Г. Инновации как способ повышения конкурентособности / Р.Г. Фазлиахметов, Г.Я. Киперман // Креативная экономика. — 2014. № 3 (87).
— с. 58-74
37. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. - 313
с. 38. https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-
рнЬНсайо^/аппиа1геро11д - годовой отчет ПАО СБЕРБАНК
39.https://www.sberbank.com/common/img/up1oaded/fi1es/info/sber_investor_daystr ategy_2023_ru.pdf - стратегия 2023
40. https://www.sberbank.ru/ru/person - Сбербанк частным клиентам 2021 год.