Глава 1 История парикмахерского искусства 5
1.1 История развития парикмахерского искусства с древних времен до XX века 5
1.2 История развития парикмахерского искусства в России 12
Глава 2 Теоретические аспекты окрашивания волос. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю «Выполнение окрашивания
волос для учащихся СПО» 21
2.1 Понятие и способы окрашивания волос 21
2.2 Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
«Выполнение окрашивания волос для учащихся СПО» 29
Заключение 51
Список источников и литературы 53
Иллюстрации 59
Профессия парикмахера остается востребованной на протяжении многих лет. И эта ситуация вряд ли изменится, поскольку быть красивыми и ухоженными хотят и женщины, и мужчины. Поэтому тем, кто хочет стать парикмахером, стоит узнать больше и о специальности, и о том, как происходит обучение.
В XXI веке технологическая деятельность специалиста в области «Парикмахерское искусства» подразумевает организованную и упорядоченную деятельность, включающую определённые способы, последовательность приемов и операций, связанных с созданием креативного образа с помощью современных технологий парикмахерского искусства.
Немало важную роль в формировании программы подготовки квалифицированных специалистов в области парикмахерского искусства отводится отбору необходимого содержания в рамках профессионального модуля, внедрению современных педагогических технологий, реализации целей обучения, воспитания и развития, обучающихся СПО.
Объектом исследования стал процесс обучения учащихся СПО по профессиональному модулю «Выполнение окрашивания волос для учащихся СПО».
Предметом исследования выступает комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю «Выполнение окрашивания волос для учащихся СПО».
Целью работы является создание комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю «Выполнение окрашивания волос для учащихся СПО».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю становления парикмахерского искусства с древних времен до XX века;
- изучить историю возникновения парикмахерского искусства в России;
- ознакомится с понятием и способами окрашивания волос;
- на основе изученного материала создать комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю «Выполнение окрашивания волос для учащихся СПО».
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, системный подход).
Теоретическую основу при написании работы составили учебники, пособия по парикмахерскому искусству таких авторов как: М.С. Герасимова, О.В. Малиновская, В. Миллер, Т.А. Селютина, К. Стенн, И.С. Тундалева, С.А. Чупрунова и т.д. и личный опыт работы в области парикмахерского искусства.
Структура работы обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
Сегодня парикмахерская сфера - это миллиардная индустрия, требующая подготовки кадров, которые будут трудиться и представлять себя как на отечественном, так и на мировом уровне. Самореализация в профессии «парикмахер» связана с возможностью проявить себя, как творческой личности, создающей новые стандарты парикмахерского мастерства, которые высоко оценивает не только сам мастер, но и потребители этого вида услуг. Этот процесс будет успешным, если парикмахер обладает обширной базой знаний в этой области, системной детерминацией и способностью производить «продукт», необходимый для организации самодвижения и выстраивания директивы саморазвития.
На сегодняшний день для работодателей востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм выпускников СПО.
В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно - воспитательной работы.
Целью комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю «Выполнение окрашивания волос для учащихся СПО» является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него обучающегося, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса.
Модуль состоит из двух блоков.
1-ый блок - Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний (текущий контроль и промежуточная аттестация по МДК.03.01 Окрашивание волос). В 1-ом блоке учащимся необходимо усвоить теоретические информацию о способах окрашивания волос и применить, полученные знания на практических занятиях.
2-ой блок - комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности (экзамен по модулю).
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения профессионального модуля учащийся должен:
иметь практический опыт:
- организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
- выполнения окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос красителями разных групп;
- выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;
уметь:
- организовывать рабочее место;
- подбирать препараты для окрашивания волос;
- пользоваться парикмахерским инструментом;
- выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;
- производить коррекцию выполненной работы;
- выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;
знать:
- состав и свойства профессиональных препаратов;
- современные направления моды в парикмахерском искусстве;
- нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
- технологии окрашивания волос;
- критерии оценки качества выполненной работы.
1. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер. закон [от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ]. - Электрон. дан. - М. : КонсультантПлюс, 2021. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2020. - 48 с.
3. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020г. №1514 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения».
4. ГОСТ Р 51142-2019 Услуги бытовые. Услуги парикмахерских и салонов красоты. Общие технические условия.
5. ГОСТ Р 513391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования».
6. СП 2.13678-20 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образоания: Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199- Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система (дата обращения: 27.01.2021). - Режим доступа: по подписке.
Литература:
8. Барышникова А.В. Развитие творческой личности при
профессиональном обучении // В сборнике: Наука, образование и инновации. Сборник статей Международной научно-практической
конференции. - 2016. - С. 36-38.
9. Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Первые шаги в профессию / Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова: учебное пособие. - Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015 - 60 с.
10. Бумагина М.С. Использование активных методов в обучении будущих парикмахеров // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - С. 45- 48.
11. Булыгин И. Парикмахерские инструменты. - М, 2018. 175 с.
12. Вищенко О.В. Дидактические принципы практической подготовки будущих модельеров - парикмахеров // В сборнике: Current trends and prospective directions of innovative development of international scientific activities. Materials of the II European international research and practice media conference. - 2019. - С. 50¬56.
13. Вищенко О.В. Особенности формирования стилистических представлений у будущих модельеров-парикмахеров // Научные труды SWorld. - 2015. - Т. 6. - № 3 (40). - С. 91-95.
14. Гардман Ю. Ваши волосы. - М.: Т8 Издательские технологии, 2020 - 36 с.
15. Герасимова М.С. Структурно-содержательная модель формирования технологической компетенции студентов колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - С. 49 -52.
16. Заметки по русской истории XVIII века [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:https://avidreaders.ru/book/zametki-po-russkoy-istorii-xviii-
veka.html(дата обращения: 19.04.2021).
17. Инструкция по применению Estel (Эстель) - пудра для обесцвечивания волос [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://seahair.ru/osvetlenie/estel-poroshok.html (дата обращения: 09.04.2021).
18. Инструкция по применению Осветляющая пудра-порошок Matrix
Light Master [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cosmetikomania.ru/overview/matrix/ osvetlyayushhaya-pudra-poroshok-light- master.html (дата обращения: 09. 04.2021).
19. Истоки парикмахерского искусства. Экскурс в историю
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.Liveinternet.ru/ users/ 50 31314/post404397928/(дата обращения: 06. 04.2021).
20. Константинов А.В. Парикмахерское дело/ А.А. Константинов. - М.: Высшая школа, 2017. - 380с.
21. Котова И.Б. Психология парикмахера: актуальность изучения //Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 47-52.
22. Кузнецова А. Парикмахерское искусство. Материаловедение: учебное пособие. -М.: Академия, 2017. - 208 с.
23. Кулешкова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования / О.Н. Кулешова. - 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2017. - 139с.
24. Кувватов А.С. Идеальный блонд. -М.: Литрес, Самиздат, 2019. - 50 с.
25. Никитина Н. Цветоведение. Колористика в композиции. - М.: Флинта, 2017. - 150с.
26. Методика профессионального обучения: учебное пособие для СПО / под ред. И.В. Блинова, Е.Ю. Есениной. - М.: Юрайт, 2018. - 220 с.
27. Миллер В. Библия парикмахера колориста. Главная книга по созданию идеального цвета волос. - М.: Бомбора, 2021 - 208 с.
28. Оствальд В.Ф. Искусство цвета. Цветоведение: теория цветового пространства. - М.: АСТ, 2020. - 368 с.
29. Плотникова И. Ю. Технология парикмахерских работ: учебник. - 11¬е изд., стер. - М.: Академия. 2017. - 192 с.
30. Рассказов Ф.Д., Герасимова М.С. Сущность и структура технологической компетенции студентов по специальности «Парикмахер» // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 141-144.
31. Селютина Т.А., Малиновская О.В. Освоение новых технологий парикмахерского искусства как обязательное условие подготовки будущих профессионалов // В сборнике: Наукаи образование: отечественный и зарубежный опыт. Международная научно-практическая конференция: сборник статей. - 2018. - С. 165-168.
32. Сенд Клер К. Тайная жизнь цвета. - М.: Экспо, 2017. - 410 с.
33. Смирнова И.В. Парикмахерское искусство / И.В. Смирнова. - М: Феникс, 2019. - 313 с.
34. Стенн К. Волосы. Всемирная история. - Эксмо: ОДРИ, 2017. - 309 с.
35. Страсть к цвету [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.profhairs.ru/addons/books/strast-k-tssvetu/ (дата обращения:
13.04.2021)/
36. Теория перманентного окрашивания волос [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://docplayer.ru/28101584 -Teoriya-permanentnogo-
okrashivaniya-volos-html (дата обращения: 06.04.2021).
37. Теория блондирования и мелирования волос [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://docplayer.ru/46130739 -Teoriya-blondirovaniya-
melirovaniya-html (дата обращения: 11.02.2021).
38. Тюменцева Е.Ю., Вирухина Е.С. Влияние окрашивания на волосы человека / под ред. Е.Ю. Тюменцевой // В сборнике: Экологические проблемы региона и пути их решения. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 135-142.
39. Тундалева И.С. Основы парикмахерского дела: учебное пособие. - М.: Феникс. - 222 с.
40. Тундалева И.С. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2021. - 205 с.
41. Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый. Как получить цвет, который действительно нужен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/doc219645039_374197230?hash=61408575bd25986064&dl=4fe547c 620f2a5ef66- (дата обращения: 01.04.2021).
42. Федоровский Л.Н. Курс колористики: учебное пособие. - М: Издательство В. Шевчук. - 140 с.
43. Черныш И.С. Опасные и безопасные технологии в индустрии красоты // под ред. Е.Ю. Тюменцевой// В сборнике: Безопасность городской среды. Материалы V Международной научно-практической конференции. -2018. - С. 52-55.
44. Чупрунова С.А. Профессиональный стандарт парикмахера, влияние на программу обучения в колледже / под ред. М.П. Нечаева // В сборнике: Актуализация педагогического опыта: ФГОС-урок. Материалы Международной учебно-методической конференции. - 2016. - С. 140-141.
45. Шаменкова Т. Ю. Технология выполнения окрашивания волос и химической (перманентной) завивки: учебник / Т. Ю. Шаменкова. - М.: Академия, 2018. - 208 с.
46. Шаменкова Т. Ю. Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг. В 2 ч. Ч. 1: учебник / Т. Ю. Шаменкова. - М.: Академия, 2018. - 208 с.
47. Шешко Н.Б. Профессия парикмахер: учебное пособие / Н.Б. Шешко,
Л.А. Ивлева [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.plam.ru/hobbirem/professij a_parikmaher_uchebnoe_posobie/index.php (дата обращения: 17.04.2021).
48. Юрченко П. Колористика. Формула успеха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/doc219645039346957430?hash= e2613 62598 a92 f1de4&dl=d82d0e596ddb7c7b5d- (дата обращения: 05.02.2021).
49. Я - парикмахер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beauty.net.ru/parikmaher/ - (дата обращения: 16.03.2021).
50. Янковская Е. Все о здоровье ваших волос. - М.: Вектор, 2011. - 128 с.
51. LorealProfessional. Коллекция окрашивания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lorealprofessional.ru/okrashivanie/ - (дата обращения: 12.01.2021).
Министерство образования и науки Алтайского кр