Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционная свобода мысли и слова: проблемы реализации и защиты

Работа №90565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Конституционные права на свободу мысли и слова: понятие и содержание 8
1.1. Сущность конституционной свободы мысли и слова 8
1.2. Становление конституционного права на свободу слова в России 14
1.3. Место конституционной свободы мысли и слова в системе
конституционных прав 27
Глава 2. Особенности реализации и защиты конституционного права на свободу мысли и слова в современной России 33
2.1. Механизмы и гарантии реализации конституционной свободы мысли и
слова 33
2.2. Защита конституционного права на свободу мысли и слова в решениях
Конституционного суда в Российской Федерации 43
Заключение 51
Список используемых источников и литературы 56

Актуальность бакалаврской работы обусловлена стремительными изменениями в общественной и государственной жизни России, и прежде всего переходом от авторитаризма к подлинной демократии, которая утверждает приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина, их сущность и социальное значение традиционно вызывают повышенный интерес ученых, правоведов, юристов. Одной из наиболее частых свобод, по поводу которой возникают споры и конфликты, является свобода мысли и слова. Свобода мысли и слова занимает особое место среди политических прав и свобод граждан, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным. В настоящее время проблемы реализации права на свободу мысли и слова, определения границ законодательного регулирования приобретают особое значение в связи с необходимостью построения юридически четкой и согласованной системы прав и свобод человека, их действенного гарантирования, что должно послужить претворению в жизнь принципов демократического правового государства и гражданского общества.
Конституция провозглашает Российскую Федерацию - правовым и демократическим государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения. Среди политических прав и свобод граждан свобода мысли и слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Сейчас свобода мысли и слова, долгое время находящаяся в забытьи, стремится вновь подняться до достойного уровня. О ней вновь говорят после длительного затишья.
И собственно Российская Федерация как «правовое государство», признает право человека на свободу мысли и слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и другими правовыми актами. Так как состояние, степень развитости и реализации данного права определяет открытость, гуманизацию и демократичность общества. Но насколько реальны эти гарантии? Этот вопрос предопределил основную цель данной работы: выявить соотношение теории и практики в области правового регулирования свободы мысли и слова, определить насколько полно реализуются нормы закона в этой области. Ведь одной из важных проблем реализации свободы мысли и слова является ее соотношение с политкорректностью и толерантностью, свободой высказывать мнения, для кого-либо неприятные, но важные.
За последние двадцать лет российское общество многократно обращалось к проблемам защиты права на свободу мысли и слова. В первую очередь это обусловлено тем, что, несмотря на требования времени в условиях реформирования российской государственности, очень трудно было отказаться от практики государственного контроля над всеми сферами общественной и государственной жизни. Прежние представления о свободе мысли и слова обнаружили свою несостоятельность, а новые политико¬правовые стандарты еще не приняли развитой формы. Закрепление на международном и национальном уровнях данного конституционного права оказалось недостаточным для эффективной его реализации, возникла необходимость в изменении общественного сознания, повседневной практической деятельности политических элит.
Сложилась уж очень двойственная ситуация: от свободы мысли и слова уже невозможно отказаться, но расширение границ этого права или необоснованное их сужение может привести либо к полному хаосу, либо к крупномасштабным конфликтам между властью и населением. В то же время право на свободу мысли и слова определенно теряет смысл вне его реализации и эффективной защиты.
Сказанное важно и в связи с усиливающимися процессами глобализации и интеграции стран мира. Общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе касающиеся прав и свобод человека, становятся неотъемлемой частью национальной правовой системы и во многом определяют направления дальнейшей модернизации государственно¬правовых институтов.
Юридическое значение свободы ученые видят в том, что «все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности».
Свобода, будучи одной из краеугольных философских, нравственных категорий, занимает особое место в юридической действительности в виде института прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых на международном и национальном уровне.
Свобода в праве - сложная, имеющая давнюю историю область научных и практических интересов. В дореволюционной юридической литературе подчеркивалось, что сама возможность существования правовых норм обусловлена свободой воли, при этом как таковой вопрос о свободе воли можно ставить применительно к сфере сознательных действий человека и только в тех случаях, когда представляется выбор из нескольких путей, по которым можно следовать. Современные исследователи обращают внимание на то, что понятие свободы не означает абсолютную независимость от государства, а предполагает формирование активной, инициативной и ответственной (в плане выбора способов осуществления своих интересов) личности. Действительно, вряд ли в цивилизованном обществе свободу можно рассматривать как ничем не ограниченное право человека поступать как ему вздумается.
Нередко, правоведы заявляют, что одним из главных признаков правового измерения свободы, является сознательный элемент. Его сущность заключается в сознательном выборе одного из нескольких возможных действий или в выборе между действием и бездействием. Сознательный элемент свободы предполагает, что ее носителем является физическое правосубъектное (для осуществления ряда прав и свобод - дееспособное) лицо, которое осознанно выбирает, как поступить. Сказанное показывает, насколько сложно определить оптимальный комплекс правовых средств, уравновешивающий и ограничивающий в необходимых случаях разнородные притязания участников общественных отношений и отражающий их нравственно-мировоззренческие ориентиры.
Таким образом, главное в свободе - это возможность действовать в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. При этом юридическое восприятие свободы нередко фактически сводится к институту диспозитивности (выбор одного из нескольких вариантов поведения в той или иной ситуации). Такое понимание свободы как возможности выбора человеком совершения тех или иных поступков, ограниченное определенными нормативными рамками, по большому счету и получило наиболее широкое признание в праве.
В настоящее время существует немало проблем, требующих разрешения. Это и недостаточная правовая регламентация права на свободу мысли и слова, и отсутствие действенных механизмов реализации и защиты данного права в современной России. В целях избежания злоупотреблений правом на свободу мысли и слова, назрела необходимость определения четких границ реализации и защиты данного права.
Целью данной работы является, исследование особенностей реализации и механизмов судебной защиты конституционной свободы мысли и слова в современной России.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: исследовать сущность конституционной свободы мысли и слова, определить основные понятия и содержание;
рассмотреть становление конституционного права на свободу мысли и слова в России;
определить место и роль права на свободу слова в системе конституционных прав и свобод личности;
раскрыть механизмы реализации и способы защиты конституционного права на свободу мысли и слова в современной России.
Объектом - являются общественные отношения, возникающие в Российской Федерации в процессе реализации конституционного права на свободу мысли и слова.
Предметом - выступают теоретические и юридические конструкции, система нормативно-правовых актов и правоприменительной практики в сфере реализации и защиты конституционного права на свободу мысли и слова.
Теоретической базой для бакалаврской работы в основном послужили труды широкого круга отечественных ученых в области юриспруденции и правоведения, а так же нормативно-правовые акты и юридические документы.
В ходе работы над ВКР автором использовались труды таких отечественных ученых как: Нудненко Л.А., Баглай М.В., Митрошенков О.А., Рейфман П.С., Блюм А.В., Жирков Г.В., . Плясунов В.В., . Коваленко А.И., Поляков А.В., Гусев А.В., Эктумаев А.Б., Кочев В.А., Антипов М.А., Лукашова Е.А., Пальцева Е.С.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка используемой литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенная работа позволяет сформулировать выводы и предложения, которые сводятся к следующему.
Свобода мысли и слова - это один из важнейших элементов конституционного фундамента любого государства. Степень её реализации свидетельствует о уровне развития правового сознания в обществе и определяет истинную демократичность государства. Свобода мысли и слова является принципом построения взаимоотношений человека с государством. Без эффективной реализации данного права невозможна действенная защита всех других прав человека. Свобода мысли и слова в современной России является неотъемлемой частью демократии и гражданского общества. Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь современного общества. Ведь возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера это и есть истинный признак демократического общества, общества свободных людей, где государство прислушивается к мнению своего народа, и существует во благо этого народа.
Становление данного правового института в России, растянулось на несколько веков, и прошло пять длительных этапов. Каждый из которых привёл к тому, что свобода мысли и слова закрепилась в основном законе Российского государства. Хоть этому и предшествовал длительный путь. Важно отметить, что очень долгое время свобода мысли и слова развивалась в рамках цензурного законодательства. Эти цензурные рамки носили ярко выраженный идеологический характер. И только в конце прошлого века, на стыке исторического периода, на стыке коренных изменений, были сделаны первые шаги в сторону расширения границ свободы мысли и слова, ее закрепления, а так же появление первых юридических гарантий.
На данный момент в Российской Федерации свобода слова признается и гарантируется государством. Она защищается им наравне с другими
правами и свободами, что предопределяет её ограничение, но в той лишь мере, которая будет достаточна для обеспечения гарантии остальных прав. Однако, несовершенство законодательства и недостаточный уровень правового сознания граждан препятствует его полной реализации. В этой связи необходимо принять меры по дополнению и уточнению действующего законодательства, определить приоритеты. Я думаю, что нужно активно развивать законодательство в сфере информационных процессов, информатизации, защиты свободы мысли и слова, информации. Нужно формировать и осуществлять единую научно - техническую и промышленную политику в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий. Нужно обеспечивать полную реализацию прав граждан в сфере свободы мысли и слова, а так же обеспечивать безопасность в сфере информатизации. Так же хотелось бы отметить, что Российская Федерация, двигаясь по демократическому пути развития, должна принять более новые и усовершенствовать уже существующие нормы в сфере свободы мысли и слова, а так же перенять, либо взять во внимание опыт судебной практики западных судов. Так как страны Запада продвинулись намного
дальше Российской Федерации в обеспечении свободы мысли и слова, поскольку ставят интересы каждого отдельного человека превыше
общественных. И только когда произойдут эти изменения, можно будет говорить о полноценном демократическом обществе в Российской Федерации.
И в данный момент для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны - как дореволюционной, так и послереволюционной - права человека не занимали значительного места.
Концепция свободы мысли и слова, провозглашенная Конституцией Российской Федерации, не имеет аналогов в истории нашего государства. Наряду со многими демократическими ценностями, такими как народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство Конституции РФ и другими, присущими российской государственности с момента принятия действующей конституции, право на свободу мысли и слова должно быть наполнено конкретным содержанием. Надо учитывать также и то обстоятельство, что становление правового государства в России, стержнем которого является наиболее полное повсеместное обеспечение, реализация и защита прав и свобод человека, находится только на начальной стадии. Но даже в странах с устоявшимися демократическими традициями имеют место нарушения прав человека, в том числе права на свободу мысли и слова. В Российской Федерации на данном этапе подобные нарушения встречаются достаточно часто. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека сильно хромает, но, это удел не только нашей Конституции, но и любой другой. На мой взгляд, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан Российской Федерации. По-прежнему большинство граждан считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав и свобод, продолжаются нарушения конституционных норм.
Отсюда и возникают предложения о необходимости выработки единообразной судебной практики в России, соотносящейся с общепризнанными международными стандартами в области защиты прав человека в условиях глобализации, в частности, с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, в целях обеспечения эффективной защиты свободы мысли и слова. Ведь это предполагает адаптацию правовых культур, сближение правовых систем европейского региона. Так как Постановления Европейского Суда обладают большой силой убеждения, и в них дается разумное толкование правовых норм, а так же механизмы решения проблем в области прав человека. Систематизация правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и сравнительный анализ позиций Европейского Суда по правам человека в области защиты свободы выражения мнений представляет несомненный научный, а также практический и политический интерес.
На международном уровне принимается все больше и больше документов, которые посвящены свободе слова и свободе массовой информации. Большинство государств мира признают их практическую значимость. И подавляющее число правоведов считает, что Российская Федерация не должна оставаться в стороне. Ведь данные свободы являются составной частью прав человека, которые оказывают, существенное влияние на укрепления мира и международного взаимопонимания.
За последние десятилетия в общественно-политической жизни страны произошли существенные сдвиги, связанные с пониманием и осуществлением свободы мысли и слова, однако проведенный анализ национального и международного законодательства, регулирующего институт свободы мысли и слова, судебной и правоприменительной практики, позволяет сделать вывод о том, что формирование исследуемого института не завершено, многие нормы, составляющие институт, представляются конкурирующими, конфликтующими, таким образом, требуется существенная доработка законодательства.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным междисциплинарное исследование направлений совершенствования правового регулирования института свободы мысли и слова и определение его значения в контексте глобализации. Особую роль в процессе глобализации играет формирование эффективного правового механизма для реализации права каждого индивида на свободу слова.
Анализируя институт свободы мысли и слова в Российской Федерации, можно сказать, что он является важнейшим конструктивным элементом, который отражает правовой статус личности, вносит определенный вклад в развитие общей теории права, теории прав человека, а также способствует дальнейшей интенсивной и творческой разработке правовых проблем современного общества. Судебная практика используемая при разрешении споров связанных с правом на свободу мысли и слова, будет полезна для разрешения дальнейших проблем, которые возникают в связи с расширением этого института. И по моему мнению, установление пределов действия свободы мысли и слова должно быть в первую очередь, соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Ведь институт свободы мысли и слова как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере права человека и гражданина, в первую очередь, дает право человеку и гражданину, принимать или не принимать, свободно выбирать, менять, распространять и выражать любые мировоззренческие системы, не подвергаясь никакой дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества в целом.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (по сост. на 29.07.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 по делу N 14-П // Гарант [Электронный ресурс] : информационно- правовой портал / ЗАО «Гарант.ру». - Электр. дан. 2019 - Режим доступа: https://base.garant.ru/58202328/
4. Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.1995 по делу N 69-О // Гарант [Электронный ресурс] : информационно - правовой портал / ЗАО «Гарант.ру». - Электр. дан. 2019 - Режим доступа:
https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10005439/
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 4.11.1950 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №
2. - Ст. 163
Научная литература и учебные пособия:
1. Антипов, М.А. Деятельность Санкт - Петербургского Комитета духовной цензуры как издательской структуры в XIX - начале XX вв / М.А Антипов // Научный богословский портал, 2014. - №4. - 48 с.
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / М.В. Баглай. 13-е изд., изм. и доп - М. : Юридическое издательство Норма, 2017. - 202 - 205 с.
3. Блюм, А.В. От неолита до Главлита / А.В. Блюм. - СПб. : Издательство имени Н. И. Новикова, 2015. - 9 - 28 с.
4. Временные правила о печати 1865: проект Устава о книгопечатании // [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - 2019. - Режим доступа :
http s: //bigenc.ru/domestic_history/text/2333657
5. Гринченко, Н. А. Организация цензуры в России в I четверти XIX века / [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - 2015. - Режим доступа :http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/dorev/libraries/book/?id=2361#_ftn18
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ