ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ГОРОДЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Основные понятия и принципы организации дорожного движения в РФ 6
1.2 Понятие и типы технических средств организации дорожного движения 8
1.3 Информационные системы и технологии, используемые в управлении дорожным движением 18
1.4 Геоинформационные системы и технологии 25
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ 34
2.1 Организационная структура системы управления дорожным движением в
г. Барнауле 34
2.2 Информационное обеспечение системы управления дорожным движением.
Входные и выходные документы 51
2.3 Концептуальные требования к функциональности ИС 55
2.4 Построение интегрированной модели «объекта исследования» 57
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В Г. БАРНАУЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСОДД 69
3.1 Разработка базы данных ИС 69
3.2 Эскизы интерфейса пользователя 80
3.3 Обоснование экономической эффективности 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
Стремительный процесс автомобилизации ежегодно охватывает все большее количество стран, с каждым днем увеличивается автопарк, количество людей, которые вовлечены в сферу дорожного движения. Прирост автопарка, а также количество перевозок ведет к возрастанию трафика автомобильного движения на улицах, что приводит к появлению транспортных проблем.
Не в каждом населенном пункте можно расширить, а тем более достроить полосы для движения, так как историческая застройка не рассчитывалась на большое количество транспортных средств. На сегодняшний день это является причиной увеличения пробок в городе, что говорит о снижении скорости потока машин, в связи с этим понижается и мобильность граждан. Но и еще это крайне сильно влияет и на транспортное средство в целом, это и неоправданный на деле расход топлива, а также расход на компоненты в связи с износом [22, 23, 32].
Существует проблема, которая возникает из-за скопления машин в пробках, это проблема заключается в воздействии транспортного шума и излишнего выброса выхлопного газа на население города, особенно подвержены жилые дома, расположенные недалеко от дороги [31].
Для правильной организации дорожного движения и разгрузки транспортной сети, необходимо использовать технические средства организации дорожного движения. В связи с большим количеством их установок на улицах населенного пункта, возникает задача, сбора, мониторинга и анализа их состояния на сегодняшний день. Вследствие чего становиться актуальна задача по проектированию системы, где на карте будут отображаться все технические средства в городе.
Объектом выпускной квалификационной работы является система управления дорожным движением в г. Барнауле на основе использования технических средств организации дорожного движения (далее ТСОДД).
Предметом - процесс эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Целью - проектирование системы «Управления дорожным движением в городе с использование ТСОДД» с использованием картографических элементов для работы с информацией.
Для достижения данной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Проанализировать систему организации дорожного движения в РФ.
2. Провести анализ существующих АСУДД (автоматизированных систем управления дорожным движением).
3. Проанализировать организационную структуру системы управления дорожным движением в Барнауле.
4. Спроектировать информационную систему (ИС) управления дорожным движением на основе ТСОДД с использованием картографических элементов для работы с информацией.
5. Выполнить технико-экономическое обоснование проектных работ на создание ИС.
Выпуская квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных информационных источников и литературы из 61 наименования и приложения. Работа содержит 49 рисунков и 24 таблиц.
В первом разделе рассмотрена система организации дорожного движения в РФ, используемые технические средства в управлении дорожным движением, а также информационные системы и технологии, применяемые в управлении техническими средствами.
Во втором разделе представлена организационная структура системы управления дорожным движением, разработан требования к проектируемой информационной системе, проведен информационный анализ организаций, которые имеют непосредственное отношение к средствам организации дорожного движения.
В третьем разделе приведено описание основных работ по проектированию информационной система управления дорожным движением с использованием ТСОДД.
В заключении подведены основные выводы выпускной квалификационной работы и предложены варианты модернизации и развития информационной системы.
С целью создания безопасных условий и обеспечения скорости, необходимо чтобы участников дорожного движения как пешеходов и водителей, заставляли, запрещали, и кроме того советовали им те или иные действия, все без исключения относиться к управлению движением. Таким образом, с целью их реализации следует использовать совокупность технических средств и действиями инспекторов дорожно-патрульной службы имеющих надлежащими
полномочиями.
Для отслеживания всех существующих технических средств организации дорожного движения, была спроектирована система по их управлению. Что позволяет своевременно реагировать на их обследование, и вести точную отчетность, так как существующая ситуация в г. Барнауле по введению отчетов, это всего лишь бумажная документация, с затрудненным поиском если будет в этом необходимость.
В ходе данной работы бы выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована система организации дорожного движения в РФ.
2. Проведен анализ существующих автоматизированных систем управления дорожным движением.
3. Проанализирована организационная структура системы управления дорожным движением в г. Барнауле.
4. Спроектирована информационная система (ИС) управления дорожным движением на основе ТСОДД с использованием картографических элементов для работы с информацией.
5. Выполнено технико-экономическое обоснование проектных работ на создание ИС.
При развитии геоинформационной системы по управлению ТСОДД, планируется добавить слой с ДТП, которая будет осуществлять следующие функции:
• дислокация ДТП на картасхеме;
• формирование очагов аварийности в городе (если в радиусе 100 метров произошло более 3х аварий, то система отмечает его как очаг);
• отображать ДТП и очаги аварийности.
Все данные по ДТП заполняются на основе карточки ДТП (участники ДТП, адрес ДТП, тип ДТП (столкновение, наезд на пешехода и т.д.), условия при котором было ДТП включая искусственное освещение и погодные условия в это время, покрытие дороги).
После создания слоя с ДТП можно рассмотреть слой с опасными участками (школы, больницы, детские сады, торговые центры, заправочные станции) или слой с искусственным освещением дороги (проводить анализ ДТП в темных участках города).
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2. Федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
3. ГОСТ 52290-2004 Знаки дорожные. Общие технические требования.
4. ГОСТ 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5. ГОСТ 51256-99 Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.
6. ГОСТ 52282-2004 Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний.
7. ГОСТ 50970-96 Столбики сигнальные дорожные.
8. ГОСТ 52605-2006 Искусственные неровности.
9. ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
10. ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
11. ГОСТ Р 52607 Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения (действующий на текущий момент).
12. ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
13. ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений.
14. ГОСТ Р 50646-94 Услуга населению. Термины и определения.
15. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология (ИТ). Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.
16. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Поправкой).
17. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
18. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
19. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 Информационные технологии (ИТ). Оценка процессов. Часть 1. Концепция и словарь
20. Книга правил дорожного движения РФ 2019 с иллюстрациями и штрафами.
21. Стерлягов Сергей Петрович. Информационно-графические технологии в управлении инженерными коммуникациями: диссертация кандидата технических наук: 05.13.16 - Барнаул, 2000 - 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-5/841-X
22. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1993, - 271 С.
23. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения Учеб. для вузов 5-е изд., переработано и дополнено. - М.: Транспорт, 2001,-247 С.
24. Клинковштейн Г.И., Сытник В.Н. и др. Методы оценки качества организации дорожного движения: Учеб. пособие. - М.: МАДИ, 2002. - С.77.
25. Воля П.А. Организация движения: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - 202 С.
26. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Коноплянко В.И. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении. Учебное пособие. - Ростов-на- Дону: Изд. РГСУ, 2001. - 108 с.
27. Силич В.А., Силич М.П. Системный анализ и исследование операций: Учебное пособие. - Томск: изд. ТПУ, 2000. - 97 с.
28. С.И. Головань, М.А. Спиридонов — Бизнес-планирование и инвестирование. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 302с.
29. Методические указания к курсовому проекту для студентов всех форм обучения специальности “Организация дорожного движения (автомобильный транспорт).
30. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. - М.: Высшая школа, 2007.
31. Пугачев И.Н. Организация и безопасность движения. - Хабаровсг: Изд- во Хабаровского гос. университета, 2004. - С.232.
32. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. М., «Транспорт», 1977, - 303 С.
33. Амбарцумян В.В., Бабанин В.Н., Гуджоян О.П., Петридис А.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Машиностроение, 2000.
34. Абовский Н.П., Бабанин В.Б., Деруга А.П. и др. Нейросветофоры: Создание интеллектуальных систем управления дорожным движением. Под ред. В.И. Жукова. - Красноярск: 2002. - 260 с.
35. Бабков В. Ф. Проблемы безопасности движения. Проектирование автомобильных дорог: Сб. ст. МАДИ (ГТУ). 1990. - №4 - 11 с.
36. Романов А. Г. Закономерности дорожного движения в городах. Пособие. -М.: ВНИИБД, 1980. 84 с.
37. Романов А.Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции / А.Г. Романов М.: «Транспорт», 2003. 289 с.
38. Петцольд Ч. Программирование с использованием Microsoft Windows Forms. Мастер-класс / Пер. с англ. - М.: Русская Редакция; СПб.: Питер, 2006. - 432 стр.
39. Бошемин Б. Основы ADO.NET.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 448 с.: ил. - Парал. тит. англ.
40. Сеппа Д. Microsoft ADO.NET/Пер. с англ. - М.: Издательский - торговый дом «Русская Редакция», 2003. - 640 стр.: ил.
41. C#: Пер. с англ. / Дейтел Х., Дейтел П., Листфилд Дж., Нието Т., Йегер Ш., Златкина М. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 1056 с.
42. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения / В.В. Сильянов - М.: Транспорт, 1997. - 303 с.
43. Кременец Ю. А. Технические средства регулирования дорожным движением - М.: Транспорт, 1995.
44. Печерский М. П., Хорович Б. Г. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах. - М.: Транспорт, 1979.
45. Система государственного управления БДД. Нормативное регулирование. [Электронный ресурс] / URL: https://lektsii.com/2-10447.html- заглавие с экрана.
46. Об управлении дорожным движением. [Электронный ресурс] / URL: http://www.signumplus.ru/?act=news&id=514- заглавие с экрана.
47. Технические средства организации дорожного движения. [Электронный
ресурс] / URL: https://studwood.ru/1693080/tehnika/tehnicheskie
_sredstva_organizatsii_dorozhnogo_dvizheniya - заглавие с экрана.
48. Проектирование базы данных - Информационные технологии в
менеджменте (управлении). [Электронный ресурс] / URL:
https://studme.org/62415/menedzhment/proektirovanie_bazy_dannyh- заглавие с экрана.
49. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. [Электронный ресурс] / URL: https://it.wikireading.ru/35213- заглавие с экрана.
50. Создание модели бизнес-процессов. [Электронный ресурс] / URL: http://iablov.narod.ru/mfpa/proj/gl1.html- заглавие с экрана.
51. Моделирование бизнес-процессов. [Электронный ресурс] / URL: http://revolution.allbest.ru/management/00550521_0.html- заглавие с экрана.
52. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика и менеджмент. [Электронный ресурс] / URL: http://docplayer.ru/35672718-Metodicheskie-ukazaniya-dlya-obuchayushchihsya- po-osvoeniyu-discipliny.html- заглавие с экрана.
53. Технико-экономическое обоснование стоимости программных систем. [Электронный ресурс] / URL: http://pandia.org/text/78/102/656-9.php- заглавие с экрана.
54. Срок окупаемости. [Электронный ресурс] / URL: http://center-
yf.ru/data/economy/srok-okupaemosti.php - заглавие с экрана.
55. Марченко А. Л. Основы ADO .NET. Лекция из курса «Введение в
программирование на C# 2.0»: Интернет-Университет Информационных
Технологий (ИНТУИТ). [Электронный ресурс] / URL:
http://citforum.ru/programming/csharp/ado_dot_net- заглавие с экрана.
56. Определение технико-экономических показателей методом
функциональных точек [Электронный ресурс] / URL:
http://lektsia.com/6x1187.html - заглавие с экрана.
57. Архипенков С. Оценка трудоемкости и сроков разработки ПО. Обзор метода функциональных точек. [Электронный ресурс] / URL: http://www.pmi.ru/profes/05052009_Arkhipenkov.pdf- заглавие с экрана.
58. Архипенков С. Лекции по управлению программными проектами. Обзор метода функциональных точек, 2009. [Электронный ресурс] / URL: http://citforum.ru/SE/project/arkhipenkov_lectures/12.shtml- заглавие с экрана.
59. ГИС: Лекция 2. Модели пространственных данных. [Электронный ресурс] / URL: https://do.uriit.ru/mod/resource/view.php?id=471- заглавие с экрана.
60. Географические информационные системы. [Электронный ресурс] / URL: http://geoinsys.narod.ru/gis_data.htm- заглавие с экрана.
61. Ключевые преимущества геоинформационных систем. [Электронный ресурс] / URL: https://gigabaza.ru/doc/109069.html- заглавие с экрана.