Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков двигательной способности младших школьников………………………………………………….6
1.1. Двигательная активность: сущность и основные характеристики…….6
1.2.Игровая деятельность как средство развития двигательных способностей младших школьников………………………………………………..13
Глава 2. Организация и метод исследования развития двигательных способностей младших школьников средствами подвижных игр……………………………………………………………………………………..19
2.1. Цели, методы и задачи исследования…………………………………...19
2.2. Реализация педагогического эксперимента по внедрению игровой деятельности………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………...31
Заключение…...………………………………………………………………………39
Библиографический список…………………………………………………………42
Приложения
Актуальность. В настоящее время хорошо известно положительное влияние оптимально организованной двигательной деятельности на физическое и психическое здоровье ребенка. Регионально организованный двигательный режим, удовлетворяющий естественную потребность организма детей в движении и обеспечивающий активный отдых учащихся, является важнейшим фактором укрепления здоровья и эффективным средством повышения умственной и физической работоспособности школьников. Оптимально организованная двигательная деятельность детей в условиях школы с использованием различных форм занятий физическими упражнениями способствует устранению учебной перегрузки, предупреждению утомляемости обучающихся и восстановлению их работоспособности.
Одна из важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста - укрепление их здоровья и снижение заболеваемости. Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма школьников. Среди многих факторов (гигиенических, социально-экономических, демографических, культурных, природных), которые оказывают влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия важное место занимают рационально-организованное физическое воспитание и упорядоченный режим дня.
Проблема школьного физического воспитания всегда привлекала и привлекает к себе самое пристальное внимание специалистов разного профиля. Повсеместно отмечается низкая двигательная активность современных школьников, в том числе и обучающихся средних классов. Среди причин такие как большие умственные и психологические нагрузки в школе, сложные социально-экономические условия в стране, не позволяющие многим семьям в полной мере удовлетворять потребности своих детей, ухудшение экологической обстановки в мире, что влечет за собой разнообразные заболевания, изменение интересов детей, их повсеместную переориентацию на компьютерные игры и т.п.
Младший школьный возраст хорошо подходит для развития двигательных, координационных способностей и выносливости. Как у мальчиков, так и у девочек такие способности все еще активно развиваются в возрасте от 7 до 11 лет. В значительно меньшем темпе рост показателей уровня развития физических качеств продолжается еще до 15 лет [14].
Двигательные способности – это способность человека совершать двигательное действие в какой-то отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью [27].
Для развития двигательных способностей младших школьников необходимо целенаправленно выбирать подвижные игры или упражнения для развития данных способностей.
Наиболее важными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программу физического воспитания общеобразовательных учреждений, среди которых игровая деятельность учащихся занимает доминирующее положение [14].
Основными задачами подвижных игр будут являться укрепление здоровья, содействие правильному и гармоничному развитию, обучение учащихся двигательным навыкам необходимым в жизни, развитие и воспитание физических, волевых и нравственно-волевых качеств.
Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, способности, инициативы. Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса, что и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы по теме «Формирование двигательной способности детей средствами игровой деятельности.»[27].
Цель работы: теоретически и экспериментально обосновать влияние подвижных игр на развитие двигательных способностей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс развития двигательных способностей у детей младших классов.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Данное исследование основывается на предположении того, что развитие двигательных способностей школьников будут успешными, если использовать подвижную игровую деятельность.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие и виды двигательных способностей, особенности развития двигательных способностей школьников;
2. выявить особенности формирования игровой деятельности проанализировав исследования отечественных и зарубежных педагогов;
3. определить средства и методы развития двигательных способностей у младших школьников;
4. провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие двигательных способностей детей младших классов средствами подвижных игр,
5. провести сравнительный анализ констатирующей контрольной диагностики.
Методы исследования:
• изучение, анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики;
• сравнение и обобщение.
Наиболее эффективный подход к формированию двигательных навыков на уроках физической культуры у младших школьников является включение в образовательный процесс, для формирования двигательной активности игровая деятельность. В ходе исследования выяснено, что подвижные игры играют большую роль в построение учебного процесса.
Двигательные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных.
1.Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п. Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта и определённого количества попыток выполнить данное действие. Каждое двигательное действие состоит из системы движений. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Это особенно актуально при поступлении ребёнка в школу, а также в процессе обучения в образовательной организации.
2.В ходе анализа педагогической литературы можно сделать вывод, что подвижные игры – это основной вид игровой деятельности детей младшего школьного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный школьнику способ усвоения общественного опыта.
3.Была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на определение уровня развития двигательных способностей у школьников младших классов. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента в МБОУ СОШ № 40 г. Владикавказ, подобрав специальные контрольные упражнения (тесты) для определения двигательных способностей выявлено, что уровень развития двигательных способностей контрольной (4 «В» класс) и экспериментальной группы (4 «Г» класс) в среднем составляет 50-60 %.
4.Был предложен спектр подвижных игр, направленный на формирование двигательных способностей участников эксперимента. Предложенные подвижные игры были проведены в экспериментальной группе (4 «Г» класс) в ходе уроков физической культуры на формирующем этапе педагогического эксперимента. Контрольная группа занималась по основной программе школы, плану работы учителя физической культуры. Также была проведена контрольная диагностика уровня развития двигательных способностей контрольной и экспериментальной группы по окончании формирующего этапа исследования, в результате которой наблюдается повышение уровня развития двигательных способностей у обеих групп, но в экспериментальной группе наблюдается более значительное улучшение результатов (75-80%).
Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижно - развивающих игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании подвижных игр на уроках физической культуры у учащихся должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье обучающихся.
Эксперимент был проведен в двух группах – контрольной и экспериментальной. После проведения формирующего этапа педагогического эксперимента и контрольного тестирования результаты значительно улучшились как у контрольной, так и у экспериментальной группы. Но в экспериментальной группе сумма баллов по трем видам контрольных упражнений оказалась выше.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что регулярное проведение подвижных игр, развивающих физические и психические качества, плодотворно влияет на развитие двигательных способностей учащихся младших классов. Это подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы.
Задачи решены, цель достигнута.
1. Агаджянн Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджян. Москва: Физкультура и спорт, 2000. 208с.
2. Бабаков А.И.. Школа здоровья/ А.И. Бабаков. Волхов: Теория и практика физической культуры, 2001. 61 с.
3. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич. Москва: Теория и практика физической культуры, 1993. 254 с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. Ростов н/д: Феникс, 2000. 416 с.
5. Вайнер Э. Н. Валеология/ Э.Н. Вайнер. Москва: Наука, 2001. 416 с.
6. Виленский М. Я. Физическая культура студента / Под ред. В. И. Ильинича. Москва: Гардарики, 2002. 448 с.:
7. Гласс Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педагогике и психологии / Гласс Дж. Стенли Д.ж. Москва: Прогресс,2001. 495 с.
8. Гужаловский А.А. Физическое воспитание в школе / А.А.Гужаловский. Магнитогорск: Тесей, 2002. 147 с.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие для ВУЗов / А. А. Гужаловский. – Москва, 2015. – 98 с.
10. Гуськов Е. И., Панков В.А. Физическая активность. Здоровье. / Е.И. Гуськов. Москва: Просвящение, 2000. 260 с.
11. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е.Е. Данилова. Москва: «Академика», 1999. 160 с.
12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов / И.В. Дубровина. Москва: Академия, 2001. 368 с.
13. Жуков М. Н. Подвижные игры : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. Н. Жуков. – Москва : Академия, 2014. – 160 с.
14. Загорский Б.И. и др. Физическое воспитание /Б.И. Загорский: практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 2001. 169 с.
15. Загорский Б.И. Физическая культура / Б.И. Загорский. Москва: Высшая школа, 2000.49 с.
16. Зациорский В.М. Спортивная метрология/В.М. Зациорский/ учеб. для ин-ов физ. куль.-Москва: Физкультура и спорт, 2002. 256 с.
17. Зимняя И.А.. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. Москва: Логос, 2002. 64 с.
18. Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребёнка / Ю.Ф. Змановский. Москва: Дошкольное воспитание, 1978. – №8. 67 с.
19. Иванков И.Т. Теоретические основы методики физического воспитания / И.Т. Иванков. Москва: «ИНСАН», 2000. 352 с.
20. Кардашенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения / В.Н. Кардашенко . Спб: Вестник АМН, 2003. 67 с.
21. Качаппсин В.М. Физическое воспитание в начальной школе / В.М. Качаппсин. Москва: Просвещение, 2003. 224 с.
22. Киеня А.И. Здоровый человек: Основные показатели / А.И. Киеня. Магнитогорск.: ИП «Экоперспектива», 2007.108 с.
23. Кистяковская М.Ю. Значение двигательной деятельности / М.Ю. Кистяковская. Москва: Дошкольное воспитание, 1980. №12. 69 с.
24. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт - Ура! Ура! Ура! / Ю.Г, Коджаспиров. Москва: Академия, 2002. 320 с.
25. Коробков А.В. Физическое воспитание / А.В. Коробков. Москва: Высш. школа, 2003.78 с.
26. Королева Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста : Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Н.В. Королева. – Москва, 2012. – 10 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина/учебное пособие третье издание. Екатеренбург: УРАО, 2001. 176 с.
28. Лаптев А.П. «Возрастные особенности организма» / А.П. Лаптев. Журнал : Физическая культура и спорт, №8, 1999. 245 с.
29. Логвина Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности детей в зависимости от их возраста / Т.Ю. Логвина. Минск: 1991. 183 с.
30. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры / В.Ф. Ломейко. Москва: Логос, 2000. 89 с.
31. Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И Лях. Москва: Просвещение, 2004. 159 с.
32. Лях В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях. – Москва : Терра - Спорт, 2015. – 192 с.
33. Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. Москва: ООО «Фирма издательства АСТ» 2001. 272 с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. Москва: Просвещение, 1991. 443с.
35. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя / А.Н. Литвинов, И. Погадаев. - 2-е изд. Москва: Просвещение, 2010.59 с.
36. Мухина В.С. «Возрастная психология» / В.С. Мухина. Москва: Академия, 2006. 94 с.
37. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. Москва: Физкультура и спорт, 1999. 495 с.
38. Новосельский В. Ф. Физическое воспитание: учебное пособие для студентов / В. Ф. Новосельский. – Москва, 2011. – 109 с.
39. Образовательная программа «Физическая культура 1-11 классы», 2015.
40. Оптимальная двигательная активность / автор сост. И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. В. Алаторцева, Я. В. Готовцева: Учебнометодическое пособие для вузов. Воронеж,2007. 89 с.
41. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет: пособие для педагогов дошкольников / Л. И. Пензулаева. – Москва : 2013. – 112 с.
42. Решетников Н. В. Физическая культура : учеб. пособие / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. – Москва : Академия, 2014. – 152 с.
43. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании / В.И. Рогов: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС, 2001. 235 с.
44. Родин М.А. Физическая культура и спорт в жизни школьника / М.А. Родин. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. Материалы Всерос. научно-практич. конференции. СПб, 2000. 92 с.
45. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое Воспитание / Под ред. В.Д. Ковалева. Москва: Просвещение,2000. 269 с.
46. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г .Сухарев. Москва: Знание, 1976. 87 с.
47. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. Москва: Академия, 2003. 480с.
48. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва : Академия, 2000. – 480 с.
49. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в школе / И.А. Чаленко. Ростов н / Д,2003. - 255 с.
50. Эльконин Д. Б. Психология игры.: учебное пособие для ВУЗов / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 300 с.