1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В
СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и сущность тестирования
6
1.2 Основные технологии и методы тестирования
10
1.3 Программные продукты и типовые решения для тестирования
студентов 16
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБОУ ВО АлтГУ 24
2.1 Общая характеристика деятельности вуза 24
2.2 Описание процесса тестирования студентов 28
2.3 Выработка рекомендаций по усовершенствованию информационной системы тестирования и формирование требований к разрабатываемой системе 41
3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ANDROID 44
3.1 Программная реализация информационной системы тестирования 44
3.2 Описание процесса разработки информационной системы тестирования ... 48
3.3 Оценка эффективности внедрения системы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
РЕФЕРАТ
Выпускной квалификационной работы Войчук Владиславы Васильевны по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика в экономике» на тему «Разработка информационной системы тестирования студентов на базе операционной системы Android (на примере ФГБОУ ВО АлтГУ)»
Выпускная квалификационная работа содержит 90 страниц, 30 рисунков, 4 таблицы, 3 приложения, список использованных источников содержит 56 наименований.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программного модуля для электронного тестирования на базе ОС Android.
Объектом работы является ФГБОУ ВО «Алтайский Государственный Университет».
Предметом - технологии разработки информационной системы тестирования студентов для ФГБОУ ВО «Алтайский Государственный Университет».
Результат работы: на базе разработанной архитектуры осуществлена реализация и тестирование созданного программного модуля для ОС Android.
В первой части рассматривается понятие и сущность тестирования, технологии и методы создания тестов и приводится обзор готовых программных продуктов для тестирования знаний студентов.
Вторая часть описывает характеристику ФГБОУ ВО АлтГУ, особенности проведения тестирования в университете и основные требования к разрабатываемой информационной системе.
Третья часть содержит проектирование и разработку информационной системы тестирования студентов и описание работы системы.
В заключение вынесены основные выводы, сделанные в процессе написания работы.
На сегодняшний день, среди различных форм контроля знаний, в школах и вузах все большее распространение получает тестирование. Это эффективный способ проверки знаний, позволяющий определить уровень умений и навыков обучающегося. С развитием информационных технологий, компьютерное тестирование становиться все более доступным для учебных заведений.
Несомненными преимуществами такого вида тестирования являются:
- экономия времени и материалов - избавление от необходимости использование бумажных тестов, что сокращает время для подготовки теста (не нужно распечатывать бланки для тестирования), а также сводит к минимуму проверку выполненных работ;
- снижение вероятности необъективной оценки;
- возможность сразу после теста ознакомиться с результатами, своей работы;
- удобство в формировании тестовой базы и вопросов для каждого конкретного теста. Тесты могут быть разделены по тематикам и дисциплинам, и преподаватель вносит в тест определенное количество тем, пройденное на данный момент.
На сегодняшний день всё большее распространение получают мобильные устройства на базе ОС Android. Поэтому реализация компьютерного тестирования на мобильном устройстве позволит упростить процедуру текущей аттестации по дисциплине, поскольку мобильные устройства на базе ОС Android на сегодняшний день имеют большинство студентов.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - разработка программного модуля для электронного тестирования на базе ОС Android.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
- провести аналитический обзор для выбора наиболее эффективной информационной модели системы тестирования;
- разработать архитектуру информационной системы тестирования;
- реализовать информационную систему на базе разработанной архитектуры для операционной системы Android.
Объект исследования - система дистанционного тестирования учреждения ФГБОУ ВО АлтГУ
Предмет исследования - технологии разработки информационной системы тестирования студентов для ФГБОУ ВО «Алтайский Г осударственный Университет».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, заключения.
В первой главе рассмотрены понятие и сущность тестирования, виды тестов и их функции, основные методы создания тестов. В ходе изучения этих вопросов было выявлено, что компьютерное тестирование знаний студентов весьма эффективно и широко применяется в системе среднего профессионального образования и имеет ряд преимуществ. Так же в первой главе приведен анализ существующих программных продуктов для тестирования знаний студентов и языков программирования. В ходе этого анализа рассматривался функционал системы, компоненты системы и составлялась схема организации работы системы, а так же выявлялись достоинства и недостатки видов тестирования.
Во второй главе изложен анализ деятельности «ФГБОУ ВО АлтГУ», дана характеристика Алтайского Государственного Университета и рассмотрена его организационная структура, рассмотрен образовательный процесс. Также выделены основные этапы создания тестирования на Moodle, выявлены недостатки системы Moodle и сформулированы рекомендации и требования к разрабатываемой информационной системе, а также определены принципы разработки тестовых заданий, которых должны придерживаться преподаватели при создании тестов.
Третья глава представляет собой процесс разработки информационной системы тестирования, описание процесса тестирования студентов. Выявлена оценка эффективности внедрения данной системы
В заключение вынесены основные выводы и результаты полученные в процессе написания работы.
Выпускная квалификационная работа содержит 90 страниц, 31 рисунок, 11 таблиц и приложения, список использованных источников содержит 56 наименований.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута цель - разработан программный модуль для электронного тестирования на базе ОС Android.
Для достижения цели решены все поставленные задачи:
- проведен аналитический обзор для выбора наиболее эффективной архитектуры информационной системы тестирования. Установлено, что наиболее эффективной является клиент-серверная информационная модель, в которой сервер состоит из двух звеньев - сервер приложений и СУБД;
- разработана архитектура информационной системы тестирования отдельно для сервера, базирующаяся на двухзвенной модели и включающая ER-диаграмму базы данных, и отдельно для клиента, аналогичная MVC;
- реализован программный модуль на базе разработанной архитектуры для операционной системы Android, обеспечивший объективную проверку знаний студентов на примере заданной предметной области.
В процессе анализа технологий тестирования знаний студентов было выявлено что, тестирование как метод контроля знаний заслуживает применения и дальнейшего развития, но при этом, требует серьезной подготовки, так как тесты, не соответствующие требованиям, не удовлетворяющие критериям качества и не прошедшие апробации, способны давать лишь ошибочные результаты.
Проведенный анализ существующих компьютерных систем тестирования знаний студентов показал, что все системы обладают рядом преимуществ и недостатков, и выбор определенной системы тестирования напрямую зависит от целей ее использования в процессе обучения студентов, а также от технических и материальных возможностей самой образовательной организации.
При рассмотрении деятельности университета, было выявлено что, ФГБУ ВО АлтГУ является передовой площадкой по подготовке квалифицированных специалистов среднего звена, где уровень образованности и обученности
выпускника учреждения, а так же всестороннее развитие его личности является высшим приоритетом для всего трудового коллектива колледжа. Процесс проведения тестирования по естественнонаучным дисциплинам в ФГБУ ВО АлтГУ достаточно трудоемкий, требующий значительных финансовых, материальных и временных затрат на подготовку, бланков ответов и обработку результатов. Использование информационной системы тестирования знаний студентов по дисциплинам позволило бы автоматизировать процесс.
В ходе анализа готовых программных продуктов для тестирования знаний студентов и анализа процесса тестирования по естественнонаучным дисциплинам в ФГБУ ВО АлтГУ, были сформулированы основные требования к разрабатываемой ИС тестирования студентов.
С учетом всех сформулированных требований была спроектирована и реализована информационная система тестирования студентов по дисциплинам для ФГБОУ ВО АлтГУ.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: созданная информационная системы позволит сократить затраты труда и времени при проведении тестового контроля знаний студентов.
Созданная информационная система выполнена на основе современных технологий проектирования и разработки информационных систем и может быть дополнена другими функциональными возможностями.
В настоящее время созданная информационная система наполняется информацией и тестируется.
1. Конституции РФ. Статья 44 об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43- krf.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .
3. Закон Алтайского края от № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.altairegion22.ru/official_docs/projects/zakon-altaiskogo- krayaobobrazovanii-v-altaiskom-krae/
4. Приказ Министерства образования и науки № 464 от 14.06.2013 г. "Порядок организации образовательной деятельности СПО"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70426772/paragraph/1:0
5. Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации
учителю//Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. - № 3. - С. 55-60
6. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России//Педагогика, 2002. - № 2. - С. 15-21.
7. Кабанов А.А. Тестирование студентов: достоинства и
недостатки//Педагогика, 1999. - № 2. - С. 66-68.
8. Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста//Высшее образование сегодня, 2005. - № 4. - С.16-21.
9. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогичесое_тестирование.
10. Мальцев А.В., Вершинина Т.С., Мамонтова М.Ю., Барашкова Н.П., Валдайских В.В., Валдайских Д.В., Забродин А.В. Тестовые технологии ЕГЭ. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2008. - 216 с. 79
11. Опарина Н.М., Полина Г.Н., Файзулин Р.М., Шрамкова И.Г. Адаптивное тестирование. Учебно-методическое пособие. - Хабаровск: ДВГУПС, 2007. - 95 с.
12. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование - одна из форм диагностики и проверки успешности обучения//Педагогическая информатика, 2005. -№ 3. - С .13-17.
13. Ананченко И.В. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-2. - с. 210-213;
14. Система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest версии 3.7.0 [Электронный ресурс]: руководство пользователя / У. Н. Янаева. - 2-е изд. - Красноярск: ИПК СФУ, 2010.
15. Сайт программы UniTest [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //unitest. sfu-kras .ru/
16. Руководство пользователя по работе с программным продуктом «Система тестирования INDIGO» Версия руководства: 1.2, 2011. - 76 с.
17. Сайт программы INDIGO [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.indigotech.ru/
18. Работа в системе дистантного обучения Moodle. Инструкция для преподавателей./ В.В. Гвоздев, В.В. Проскурин/ Тольятти, 2011. - 155 с.
19. Сайт ФГБУ ВО АлтГУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //akptb .biisk.ru/
20. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф Г.А. Титоренко. - М.: Компьютер, 2-е изд., перераб. и доп, 2014 - 460с.
21. Онков Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2015-224с.
22. Ананьев П.И. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие/ Алт. ГТУ им. Ползунова. - Барнаул: 2015 80
23. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. - М.:Гелиос АРВ, 2015
24. Фаронов, В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня / В. Фаронов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
25. Фаронов В. Программирование баз данных в Delphi?. Учебный курс. - Питер, 2015
26. Эйдлина, Г.М. Delphi: программирование в примерах и задачах. Практикум: Учебное пособие / Г.М. Эйдлина, К.А. Милорадов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 с.
27. Бобровский С. Delphi?. Учебный курс. - Питер, 2015
28. Фленов Михаил. Программирование в Delphi глазами хакера. - Санкт- Петербург, БХВ-Петербург, 2014
29. 17. Культин, Н.Б. Основы программирования в Turbo Delphi / Н.Б. Культин. - СПб.: BHV, 2014. - 246 с.
30. 18. Культин, Н.Б. Основы программирования в Delphi 2006 для Windows / Н.Б. Культин. - СПб.: BHV, 2015. - 384 с.
31. Культин Н.Б., Основы программирования в Borland Delphi 7- Интернет-издание, 2015, 232 с.
32. Андрей Шкрыль, Разработка клиент-серверных приложений в Delphi, БХВ-Петербург, 2006, 480 с.
33. Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2014- 224с.
34. Гагарина Л.Г., Кокорева Е.В. «Технология разработки программного обеспечения». - М., 2008 г.
35. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование [Текст]/ Г. Буч.- 2-е издание. - СПб.: Невский диалект, 2001-350 с.
36. Мартишин С.А., Симонов В.А., Храпченко М.В. Проектирование и реализация баз данных в СУБД MySQL с использованием MySQL Workbench: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2016-160с. 81
37. SQL Server Management Studio [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/hh213248(v=sql.120).aspx
38. Щелоков, С. А.Разработка и создание баз данных средствами СУБД Access и SQL Server [Текст] : учебно-методическое пособие, 2014г.
39. Средства разработки sql [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.microsoft.com/ru-ru/sql-server/developer-tools
40. Вишневский, Алексей Microsoft SQL Server. Эффективная работа /: Питер, 2015г.
41. Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование,
использование [Текст]: Учебное Пособие/ М.П. Малыхина.- СПб: БХВСанкт- Петербург, 2004-207с.
42. Избачков Ю. С., Петров В. Н. Информационные системы: Учебник для Вузов, 2 / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - изд. СПб.: Питер, 2006. - 275 с.
43. Харрингтон Д. Л Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно / Д. Л. Харрингтон. - М.: ЛОРИ, 2000. - 277 с. 44. Эонстантайн Л. Разработка программного обеспечения / Л. Эонстантайн, Л. Локвуд. - СПБ.: Питер 2004. - 431 с.
45. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами: Учеб. пособие. -2-е издание., перераб. и доп. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2016-232с.
46. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2017.- 352с
47. Компьютерное тестирования как форма контроля знаний студентов
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://research-
j ournal .org/pedagogy/kompyuternoe-testirovanie-kak-forma-kontrolya-znanij - studentov-po-geometro-graficheskim-disciplinam. - Загл. с экрана.
48. MyTestXPro [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mytest.klyaksa.net/ - Загл. с экрана.
49. Названа самая популярная операционная система для смартфонов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://akket.com/raznoe/131353- nazvana-samaya-populyarnaya-operatsionnaya-sistema-dlya-smartfonov.html - Загл. с экрана.
50. Достоинства клиент-серверной архитектуры [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.su/1_1723_dostoinstva-
klientservernoy-arhitekturi.htmll - Загл. с экрана.
51. Основные понятия ER-модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enisey.name/umk/teis/ch20s04.html - Загл. с экрана.
52. Model-View-Controller [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Model-View-Controller - Загл. с экрана.
53. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования)/ А. Н. Майоров. — М.: «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.
54.. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М. Б. — М.: Логос, 2002. — 432 с.
55. Задачи тестирования и виды тестов // URL: https://lib.nspu.ru 12. Использование тестов в учебном процессе // URL: http://testobr.narod.ru/3.htm
56. Показатели качества тестов // URL: http: //reftrend.ru/131501.htm