ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ НА СОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА 6
1.1. Факторы, влияющие на физиологическое состояние новорожденного .. 6
1.2. Влияние экологических факторов на физическое состояние
новорожденного 15
1.3. Психологические состояния женщины во время беременности 22
1.3.1. Феноменология и онтогенез материнской сферы 33
ГЛАВА 2. КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ НА СОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 49
3.1. Анализ эмоционального состояния беременных женщин 49
3.2. Анализ соматического состояния новорожденных по шкале Апгар .... 54
3.3. Влияние эмоционального состояния беременных женщин на
соматическое состояние новорожденных 57
ВЫВОДЫ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА 6
1.1. Факторы, влияющие на физиологическое состояние новорожденного .. 6
1.2. Влияние экологических факторов на физическое состояние
новорожденного 15
1.3. Психологические состояния женщины во время беременности 22
1.3.1. Феноменология и онтогенез материнской сферы 33
ГЛАВА 2. КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ НА СОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 49
3.1. Анализ эмоционального состояния беременных женщин 49
3.2. Анализ соматического состояния новорожденных по шкале Апгар .... 54
3.3. Влияние эмоционального состояния беременных женщин на
соматическое состояние новорожденных 57
ВЫВОДЫ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру является основой его психического здоровья. Личность ребенка, его темперамент и другие индивидуальные особенности оформляются позднее, однако благоприятное течение перинатального периода, ранних этапов онтогенеза создает предпосылки оптимального развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и средством воспитания. Новорожденный и грудной ребенок являются абсолютно зависимыми существами. Это должно определять отношение окружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, находясь в состоянии полной зависимости, ребёнок имеет определенные потребности, которые может удовлетворить только мать, приспосабливая свою жизнь к нуждам новорожденного и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием
Во-вторых, на данный момент сформирована масса фактов, подтверждающих то, что психологическое состояние матери во время беременности, а также ее эмоциональные реакции на стрессы, служат причиной огромного числа различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и физиологических.
Так, во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью (Батуев, Соколова, 1994; Батуев, 2000). Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод.
Следовательно, по мнению Т. Бауэр, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка (Бауэр, 1985). По данным Т. Добрякова, позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода (Добряков, 2000).
Согласно исследований Л.Т. Журба, Е.А. Мастюковой, ее стресс приводит к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития (1981). Лопатина О.Г. считает, что отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики (1992).
Исследования Р.Ж. Мухамедрахимова показали, что эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида (1998). Травма плода может находить отражение в аффективной сфере взрослого человека (Добряков, Малярская, 2008). Эмоциональный стресс матери может вызывать у плода биохимический дисбаланс, сверхактивацию адренокортикальной и симпатоадреналовой систем с последующим увеличением адренокортикотропного гормона кортизона, гормонов гипофиза, катехоламинов и глюкагона, а это, в свою очередь, воспринимается ДНК- рецепторами плода.
Таким образом, по мнению А.С. Батуева, Б.З. Драпкина, Ж.В. Цареградской, гормональный дисбаланс матери может вызвать эмоциональную дисфункцию плода (2000; 2004; 2002). Одной из самых распространенных и грубых ошибок является непонимание того, что «среда младенца есть его мать» (Брехман,1998). Только в системе «мать — дитя» запускается процесс, названный Э. Фроммом «индивидуализацией», приводящий к развитию самосознания.
Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнства (Брутман,1992; Добряков,2008; Лоренц, 1994).
Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство и позволяет ему жить (Брутман, 1994).
В связи с этим, актуальны исследования, связанные с возможностями прогнозирования уже в период беременности отдельных физиологических состояний новорождённого ребенка.
Цель данной работы выявить влияния эмоционального состояния беременных женщин и других факторов риска на соматическое состояние новорожденного ребёнка.
В задачи исследования входило:
1. Проанализировать эмоциональное состояние беременных женщин.
2. Проанализировать соматическое состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар.
3. Выявить влияние эмоционального состояния беременных женщин на соматическое состояние новорожденных.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, находясь в состоянии полной зависимости, ребёнок имеет определенные потребности, которые может удовлетворить только мать, приспосабливая свою жизнь к нуждам новорожденного и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием
Во-вторых, на данный момент сформирована масса фактов, подтверждающих то, что психологическое состояние матери во время беременности, а также ее эмоциональные реакции на стрессы, служат причиной огромного числа различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и физиологических.
Так, во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью (Батуев, Соколова, 1994; Батуев, 2000). Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод.
Следовательно, по мнению Т. Бауэр, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка (Бауэр, 1985). По данным Т. Добрякова, позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода (Добряков, 2000).
Согласно исследований Л.Т. Журба, Е.А. Мастюковой, ее стресс приводит к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития (1981). Лопатина О.Г. считает, что отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики (1992).
Исследования Р.Ж. Мухамедрахимова показали, что эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида (1998). Травма плода может находить отражение в аффективной сфере взрослого человека (Добряков, Малярская, 2008). Эмоциональный стресс матери может вызывать у плода биохимический дисбаланс, сверхактивацию адренокортикальной и симпатоадреналовой систем с последующим увеличением адренокортикотропного гормона кортизона, гормонов гипофиза, катехоламинов и глюкагона, а это, в свою очередь, воспринимается ДНК- рецепторами плода.
Таким образом, по мнению А.С. Батуева, Б.З. Драпкина, Ж.В. Цареградской, гормональный дисбаланс матери может вызвать эмоциональную дисфункцию плода (2000; 2004; 2002). Одной из самых распространенных и грубых ошибок является непонимание того, что «среда младенца есть его мать» (Брехман,1998). Только в системе «мать — дитя» запускается процесс, названный Э. Фроммом «индивидуализацией», приводящий к развитию самосознания.
Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнства (Брутман,1992; Добряков,2008; Лоренц, 1994).
Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство и позволяет ему жить (Брутман, 1994).
В связи с этим, актуальны исследования, связанные с возможностями прогнозирования уже в период беременности отдельных физиологических состояний новорождённого ребенка.
Цель данной работы выявить влияния эмоционального состояния беременных женщин и других факторов риска на соматическое состояние новорожденного ребёнка.
В задачи исследования входило:
1. Проанализировать эмоциональное состояние беременных женщин.
2. Проанализировать соматическое состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар.
3. Выявить влияние эмоционального состояния беременных женщин на соматическое состояние новорожденных.
1. Оптимальный тип психологического компонента гестационной
доминанты (ПКГД) выявлен у 43% беременных женщин, у 23% выявлен эйфороческий тип, у 15% - тревожный тип, у 13% - гипогестогнотический тип, у 6% - депрессивный тип, сопровождающиеся изменением
функционального состояния.
2. Большинство новорожденных детей 85% имеют оптимальное состояние здоровья по шкале Апгар, 15% - легкие отклонения.
3. Нарушения формирования психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) отрицательно влияет на соматическое состояние новорожденного.
4. Дети матерей с высоким уровнем тревоги и депрессии характеризуются в неонатальном периоде тенденцией к ухудшению соматического состояния, имеют более низкие баллы по шкале Апгар.
доминанты (ПКГД) выявлен у 43% беременных женщин, у 23% выявлен эйфороческий тип, у 15% - тревожный тип, у 13% - гипогестогнотический тип, у 6% - депрессивный тип, сопровождающиеся изменением
функционального состояния.
2. Большинство новорожденных детей 85% имеют оптимальное состояние здоровья по шкале Апгар, 15% - легкие отклонения.
3. Нарушения формирования психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) отрицательно влияет на соматическое состояние новорожденного.
4. Дети матерей с высоким уровнем тревоги и депрессии характеризуются в неонатальном периоде тенденцией к ухудшению соматического состояния, имеют более низкие баллы по шкале Апгар.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
ЖЕНЩИНАМИ С ВИЧ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психоэмоциональное состояние беременной женщины: психодиагностический аспект
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН С УЧЕТОМ СТАТУСА МАТЕРИНСТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Отношение матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Особенности материнской привязанности ВИЧ-инфицированных женщин
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020 - ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В РОДАХ
Бакалаврская работа, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция конституционально-топологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



