Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиционные и новые методы сбора информации в современной журналистике

Работа №90316

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 8
1.1. Понятие метода в журналистике, характеристика профессиональных
методов 8
1.2. Эмпирические и теоретические методы исследования в
журналистике 12
1.3. Новые методы сбора информации в современной журналистике 23
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 30
2.1. Комплексность применения традиционных и новых методов сбора
информации в современной журналистике 30
2.2. Особенности применения традиционных методов сбора информации в
современной журналистской практике 34
2.3. Специфика использования новых методов сбора информации в
практике современных СМИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Актуальность темы исследования. Журналистика, как и общество в целом всегда зависела от развивающихся технологий. Будь то, изобретение телеграфа, телефона, компьютера и появление Интернета. Современная техника позволяет общаться с людьми по всему миру. С компьютерными технологиями произошла революция связи как таковой, а значит и передачи информации любого рода. Появилась возможность удаленного общения, а также получения и распространения информации.
С появлением Интернета, журналистика обрела новые формы. Сетевая журналистика оттеснила на второй план традиционную, став для аудитории незаменимой частью жизни. Разделение на политические, экономические, профессиональные, развлекательные издания сделало интернет-журналистику настолько объёмной, что охватить весь размах информационного поля невозможно. Важная особенность сетевой журналистики - использование новых технологий. Материал теперь - это не только текст, но аудиовизуальные компоненты, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Открыв статью, пользователь может не только прочитать, но увидеть и услышать, перейти на другую тему, тем самым расширить свои представления о проблеме.
Новые технологии, особенно такие, которые предоставляют возможность увидеть и запечатлеть то, что до них было невозможно, обязательно нужно учитывать и применять. Задача успешного СМИ состоит в том, чтобы внимательно следить за инновациями, приветствовать их и начинать использовать одними из первых.
В настоящее время признана значимость соцсетей и других технологических и технических возможностей для поиска информации, для продвижения журналистской продукции. В науку введено понятие «гражданской журналистики» - как совокупности текстов непрофессиональных авторов, которые создают информационный продукт. Однако изменения в методологии журналисткой работы в целом практически не исследовались. В этом мы видим одно из глубоких противоречий. Ведь известно, что новая реальность требует новых методов работы, только в этом случае произойдут контролируемые качественные изменения в информационной сфере. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы исследования, заключающейся в теоретическом обосновании необходимости применения новых методов работы профессиональных журналистов в условиях жесткой конкуренции информационной среды.
Степень разработанности проблемы исследования. Научную базу нашего исследования составили работы по теории журналистики А.В. Колесниченко, Л.Е. Кройчика, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного, работы в области медиалингвистики Л.Р. Дускаевой, Г.Я. Солганика, В.И. Конькова, А.А. Сидякиной, Н.С. Цветовой, И.В. Фроловой. Системе СМИ в пространстве интернета уделяется большое внимание в трудах М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой. Они же рассматривали и новые методы работы журналиста, форматы создания материалов в условиях эпохи информации. Чрезвычайно значимы исследования о новой медийной реальности Е.А. Барановой, Е.В. Выровцевой, О.В. Дьяченко и других.
Цель исследования - проанализировать особенности применения традиционных и новых методов сбора информации, выявить, каким образом эти методы развивают и обогащают современную журналистику. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть методы сбора и обработки информации в современной журналистике.
2. Охарактеризовать традиционные методы сбора информации в
журналистском творчестве.
3. Выявить и проанализировать новые методы сбора информации в
современной журналистике.
4. Рассмотреть интернет-ресурсы с точки зрения источника журналисткой информации и выявить особенности работы журналиста с ними.
5. Рассмотреть роль социальных сетей в контексте медиапотрбеления и
сбора информации в журналистике.
6. Проанализировать материалы интернет-изданий на предмет применения новых методов сбора информации, использованных для их создания.
Объектом исследования являются традиционные и новые методы сбора информации в современной журналистике.
Предметом исследования является специфика использования традиционных и новых методов сбора информации в практике современных журналистов.
Гипотеза исследования в настоящий период СМИ вынуждены использовать как традиционные, так и новые методы сбора информации для удержания внимания аудитории и создания качественного медиапродукта.
Методы исследования: качественный анализ текстов материалов СМИ и элементы контент-анализа, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный анализ публикаций СМИ.
Эмпирическая база исследования: материалы, опубликованные в интернет-издании «Мебига» в 2021 году; в «Новой газете», и на телеканале НТВ материалы, опубликованные в 2017 году, на YouTube канале «вДудь» - материал опубликованный 18.10. 2017 г.
Новизна данной работы состоит в том, что автором осуществлен анализ современных материалов СМИ с точки зрения специфики использования новых методов сбора информации для их создания.
Практическая значимость результатов исследования
заключается в том, что они могут быть использованы при анализе других СМИ при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, занимающимся изучением новых методов сбора информации и применением их на практике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человеческое общество вступило в новый период своего развития, которое напрямую связано с развитием информационных технологий. Объем информации, обрабатываемой человеком ежегодно, увеличивается в геометрической прогрессии. Новые информационные системы большой степени позволяют формировать реальность, которую хочет и готов воспринимать потребитель.
Профессия журналиста трансформируется, но остается по-прежнему востребованной обществом. Можно с уверенностью говорить о том, что журналистика в течении нескольких последних лет совершила качественный скачок в своём развитии, что отразилось на использовании методов сбора журналистской информации.
По сути, сменилась сама среда для поиска информации: из реального мира события переместились в цифровую реальность. Сейчас большинство новостей рождается там. Кроме того, именно в информационной среде происходит и первая публикация новостей, их многократное дублирование-распространение, а также общение журналиста с ньюсмейкерами и коллегами.
Общемировой локдаун 2020-го года из-за пандемии коронавирусной инфекции стал вызовом для сотрудников массовой информации всех стран.
Опираясь на опыт журналистов-практиков, мы проанализировали особенности и специфику применения как традиционных, так и новых методов сбора информации.
Выяснилось, что современные журналисты в своей работе используют весь спектр методов сбора информации - от работы с архивными и официальными документами до оперативных съёмок с использованием дорогостоящих дронов. Какими они будут - зависит от темы, целей, задач и сроков подготовки того или иного материла.
Так, 2020 год стал переломным для российских медиа. Можно сказать, что именно он однозначно стал точкой отсчета для другой, цифровой реальности. Пандемия коронавирусной инфекции сделала невозможными многие традиционные методы работы, ограничив сотрудников СМИ в передвижении, изолировав их от прямых контактов с источниками информации.
Сеть Интернет в период самоизоляции стала одним из основных источников для получения оперативной журналистской информации. Интернет обеспечивал фактами - исходной информацией, с которой в последствии могли работать сотрудники СМИ.
В период локдауна модернизировались под потребности общества такие традиционные методы сбора журналистской информации, как наблюдение и эксперимент. Наблюдать стало удобно с помощью новых технических устройств, а также воочию в ходе острых социальных экспериментов: страна в начале пандемии столкнулась с нехваткой средств защиты и медицинских препаратов. Кроме того, особо социально значимыми стали источники информации, связанные со сферой здравоохранения, работой в «красных зонах».
Основная тенденция, которая происходит в современных медиа - это комплексность применения традиционных и новых методов сбора информации, а также модификация жанров, которая происходит под воздействием новых информационных технологий. Такие процессы происходят во всех средствах массовой информации на всей территории Российской Федерации.
Изменяются требования к самому журналисту. Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков - умения производить материалы для любого СМИ.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом, и технологиями следующего поколения информационных сетей, определяют будущее коммуникаций.


1. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
2. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учеб пособие. Ростов н / Д: Феникс, 2009. 350 с.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М: Прагматика культуры, 2002. 160 с.
4. Варецкий Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И.Варецкий, А.С.Шилов, Н.Н.Александрова. М.: РГСУ, 2008. 194 с.
5. Владимиров В. М. Основы журналистики в понятиях и комментариях: учеб. пособие. Луганск: Изд-во ВУГУ, 1998. 144 с.
6. Гордиенко Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 176 с.
7. Гурова Е.К. Куницына Н.В. О некоторых тенденциях развития новых медиажанров // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. вып. 12. Отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ОГИИК, ООО «Горизонт», 2014. С. 198-209.
8. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика: учебное пособие. М.: Форум, 2009. 144 с.
9. Журналистика социальной сферы: учеб. пособие / под ред. В.И. Новикова, И.В. Старостенкова. М.: Изд-во РГСУ, 2008. 115с.
10. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 320 с.
11. Здоровега В. И. Теория и методика журналистского
творчества: учебник. М.: ПАИС, 2004. 268 с.
12. Иванов В. Ф. Журналистская этика: учебник / В.Иванов, В.Сердюк. М.: Высшая школа, 2006. 231 с.
13. Интернет для журналиста. М.: Галерия, 2001. 144 с.
14. Калмыков, А.А., Коханова, Л. А. Интернет-журналистика. М.,
2005. 383 с.
15. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного у-та), 2004. 204 с.
16. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов / М.Н. Ким. СПб.: Питер, 2011. 400 с.
17. Китаев О. А. Интернет-СМИ: от канала передачи информации к медиасредству // Сборник научных трудов. Ростов-н/Д: Фирма «Ирбис», 2007. С. 170 - 176.
18. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 160 с.
19. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: учеб. пособ. М.: Аспект Пресс, 2013. 201 с.
20. Конюкова, М. Журналистика для всех. СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. 224 с.
21. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. 213 с.
22. Коршун О.А. Трансформация методов поиска и верификации информации в новостной тележурналистике // Весшк БДУ. Серхя 4, ФглалоПя. Журналхстика. ПедагоПка. 2014. № 3. С.51-54.
23. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917­2000): Учеб. пособие по спец. Журналистика. М.: Флинта; Наука, 2003. 640 с.
24. Лаврик О. В. Основы журналистики: учебно-методическое пособие для студентов по специальности Журналистика. Х: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2008. 73 с.
25. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006. 350 с.
26. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник. М.: Аспект Пресс, 2011. 308 с.
27. Лазуткина Е.В Проблемно-объектный комплекс
регулирования новостной информации в блогосфере Рунета / Е.В. Лазуткина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2010. 8 с.
28. Лукашевич К.П. Дрон-журналистика как метод сбора информации // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017. № 26 (160). С. 77-79.
29. Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 192 с.
30. Лукина М., Реснянская Л., Смирнова О., Фомичева И.
Российские СМИ в Интернете. Методика описания и мониторинг// Исследование аудитории: телевидение, Интернет. Материалы VII Международного конгресса НАТ «Прогресс технологий
телерадиовещания». М., 2004. 498 с.
31. Матлаков А. В. «Карманное» СМИ для бизнеса //
Маркетинговые коммуникации. 2012. № 3. С. 138 - 147.
32. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 80 с.
33. Махинин Г.А. Интерактивные порталы как вид специализированных сетевых СМИ // Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. Вызовы нового тысячелетия: сб. науч. ст. / Под ред. В.З. Гарифуллина, Е.С. Дорощук. Казань: Казан, ун-т, 2011. Вып. 4. С. 115-121.
34. Махонина С.Я. История русской журналистики: Учеб. пособие по спец. Журналистика. М.: Флинта; Наука, 2003. 240 с.
35. Михайлин И. Л. Журналистское образование и наука: учебник. М.: Университетская книга, 2009. 336 с.
36. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 34-52.
37. Москаленко А. С. Теория журналистики: учебник. М.: Экспресс-объява, 1998. 334 с.
38. Мукимов М. Соблюдение этических норм журналистики залог объективной информации // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2015. № 4-10 (187). С. 267-272.
39. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.:«Аванти плюс», 2003. 428 с.
40. Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002.
41. Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2009. 89 с.
42. Нигматуллина К. Р. Ценность информации как предмет аксиологии журналистики // Век информации. 2016. № 2. С. 154-156.
43. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: изд. 1992 г. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Режим доступа: http:// www.lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt.
44. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000. 299 с.
45. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Учёные записки Орловского государственного университета. 2015. №1(64). С. 182-188.
46. Познин В.Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и
тележурналистика: учебник и практикум для академического
бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. 103 с.
47. Потятиник Б. В. Интернет-журналистика: учеб пособие. М.: ПАИС, 2010. 246 с.
48. Потятиник Б. Медиа: ключи к пониманию. М.: ПАИС, 2004. 312 с.
49. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. Журналистика. М.: Аспект Пресс,
2003. 367 с.
50. Савенко Е. Н. Интернет как современная форма самиздата // Книга, печать, электронные СМИ в информационном пространстве Сибирско-Дальневосточного региона (90-е гг. XX - начало XXI века): сб. науч. тр. Новосибирск, 2010. С. 9-15.
51. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проект, 2007. 200 с.
52. Свитич Л. Г. Профессия: журналист: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 255 с.
53. Сотникова О. П. Интернет-издание от А до Я: руководство для веб-редактора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика". М.: Аспект Пресс, 2014. 157 с.
54. Стровский Д. Л. Отечественная журналистика новейшего
периода: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Журналистика». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 359 с.
55. Стровский Д. Л. Социальная значимость информации как фактор доверия к журналистике // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2006. Т. 40. № 19. С. 73-85.
56. Сулейманов Д. Ш. Компьютерные информационные технологии / Д. Ш. Сулейманов, Р. М. Хадиев, Р. С. Якушев. Казань, Изд- во КГУ, 2001. 152 с.
57. Тальнишних Н. К. Культура сетевых сообществ; Автореф. дис.канд. филос. наук: 24.00.01 / Ростовский гос. университет. Ростов н/Д,
2004. 22 с.
58. Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: ВК, 2011. 237 с.
59. Федотова Л.Н. Общественное мнение и журналистика: Учебное пособие. М.: Изд. Моск. ун-та, 2011. 376 с.
60. Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. М., 2004. 407 с.
61. Халлер М. Поиск и сбор информации: учеб пособие. М.: АУП,
2006. 308 с.
62. Черных А. Мир современных медиа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). М., 2007. 312 с.
63. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983. 367 с.
64. https://meduza.io/feature/2021/01/17/navalnyy-priletel-v-rossiyu-ego- srazu-zaderzhali-glavnoe
65. https://meduza.io/feature/2021/05/11/v-kazani-otkryli-strelbu-v- shkole-pogibli-vosem-shkolnikov-i-uchitel
66. «https: //www.youtube.com/watch?v=wg-TMymYSwE&t=1707s
67. https: //www.youtube.com/watch?v=ipAnwilMncI


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ