Методы психологического воздействия на аудиторию в политических ток-шоу «Время покажет» и «Вечер с Владимиром Соловьевым»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ 7
1.1. Медиавоздействие: теории прайминга 7
1.2. Роль политических ток-шоу в формировании общественного мнения 23
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОК-ШОУ «ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ» И «ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЕВЫМ» 35
2.1. Методы психологического воздействия ведущего А. Шейнина в ток-шоу «Время покажет» 35
2.2. Методы психологического воздействия в ток-шоу «Вечер с
Владимиром Соловьевым» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ 7
1.1. Медиавоздействие: теории прайминга 7
1.2. Роль политических ток-шоу в формировании общественного мнения 23
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОК-ШОУ «ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ» И «ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЕВЫМ» 35
2.1. Методы психологического воздействия ведущего А. Шейнина в ток-шоу «Время покажет» 35
2.2. Методы психологического воздействия в ток-шоу «Вечер с
Владимиром Соловьевым» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
В настоящее время жанр ток-шоу на отечественном телевидении стал одним из самых востребованных. Последние несколько лет среди всех разновидностей этого жанра особой популярностью пользуются политические ток-шоу.
Причиной этому является то, что телезрителям интересно услышать и сформировать свое мнение о политической обстановке в стране и мире, это также связано с потребностью в социально-политическом информировании.
Телевидение, в свою очередь, отвечает запросам аудитории и старается заполнить прайм-тайм именно политическими передачами. Их авторы приглашают гостей, с различными политическими взглядами, в том числе, иностранных, тем самым, показывая высокий уровень развития демократии.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня люди живут в эпоху постправды. Телевидение старается навязать аудитории свою позицию касательно различных сфер жизни. Политическим сознанием особенно эффективно манипулируют политические ток-шоу, которые являются наиболее распространенными жанрами на отечественном телевидении.
Проблема исследования. Изучение и исследование медиавоздействия в конкретном ток-шоу или передаче на телевидении невозможна без комплексного подхода и анализа всех аспектов, к которым можно отнести не только сами методы психологического воздействия, но и теорию прайминга и установок. Помимо этого, стоит учитывать различие между прямым психологическим воздействием на собеседника и воздействием на зрителя через телеэкран.
Однако проработанность теории медиавоздействия не дает должным образом подойти к анализу конкретных способов и методов, используемых ведущими ток-шоу. Исследователи рассматривают методы, способы воздействия отдельно от прайминга и прайминг-эффектов, что создает определенные сложности при сопоставлении этих факторов.
В своей работе я попыталась объединить все эти понятия в единое целое, чтобы на основе предшествующих работ выявить конкретные способы воздействия на подсознание зрителей и манипуляции над ними.
Степень изученности проблемы. Тема данной выпускной квалификационной работы не раскрыта в полной мере в раннее опубликованных источниках. Как правило, медиавоздействие рассматривается с определенной точки зрения, а не всецело.
Так, Узнадзе Д.Н. [Узнадзе Д.Н., 40-42], Надирашвили Ш.А., [Надирашвили Ш.А., 33], Норакидзе В.Г., [Норакидзе В.Г., 36], Асмолов А.Г., [Асмолов А.Г., 4-5], Баиндурашвили А.Г., [Баиндурашвили А.Г., 8] рассматривают психологическое воздействие с точки зрения установок.
Макнамара Т.П., [McNamara T.P., 61], Уилсон Т.Д. [Wilson T.D., 71], Капитман Дж. [Capitman J.A., 71], Молден Д. [Molden D.C., 63], Кифер М. [Kiefer et al., 57] с точки зрения прайминга,
Науменко Т. В. [Науменко Т. В., 35], Грачев Г.В [Грачев Г.В., 19] Кузин В. И. [Кузин В. И., 26], Дзялошинский И.М. [Дзялошинский И.М., 20] исследуют именно методы медиавоздействия, без конкретной привязки к установкам и праймингу.
Объектом исследования являются современные отечественные политические ток-шоу «Время покажет» на Первом канале и «Вечер с Владимиром Соловьевым» на канале Россия-1.
Предмет исследования - приемы и методы психологического воздействия, которые используют ведущие ток-шоу в своих программах.
Цель данной работы - проанализировать методы психологического воздействия на аудиторию в политических ток-шок «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Время покажет».
Исходя из поставленной цели, проистекают следующие задачи:
1) Изучить теорию прайминга в контексте медиавоздействия;
2) Выявить роль политических ток-шоу в формировании общественного мнения;
3) Выявить и проанализировать методы психологического
воздействия ведущего А. Шейнина в ток-шоу «Время покажет»;
4) Выявить и проанализировать Методы психологического воздействия в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым».
Эмпирической базой исследования стали выпуски политических ток- шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» (включая один выпуск «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым») и «Время покажет», выходивших в эфир на каналах Россия-1 и Первый канал соответственно, в период с 25 января 2021 года по 23 марта 2021 года.
Критерием отбора выпусков была их тематическая направленность. Всего рассмотрено четыре выпуска ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», один выпуск ток-шоу «Воскресный вечер с В. Соловьевым» и пять выпусков ток-шоу «Время покажет». В анализируемых выпусках поднимаются три темы:
1) Тема Украины и нового президента В. Зеленского;
2) Тема оппозиционера А. Навального;
3) Тема США.
Во всех выпусках в той или иной мере затрагивается каждая из этих тем.
В работе были использованы различные методы исследований. Рассмотрены теория прайминга и психологическая модель Дж. Комстока. Именно по этой модели происходит контент-анализ речи ведущих (Владимира Соловьева и Артема Шейнина). Также использован метод анализа научной литературы.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в расширении подхода к изучению проблемы, т.к. медиавоздействие рассматривается не только в виде конкретных методов, но и с точки зрения прайминга и психологической модели Дж. Комстока.
Значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее результатов при изучении и преподавании современных методов психологического воздействия медиа на аудиторию.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из содержания, введения, двух параграфов первой главы, где исследуется теоретическая база и двух параграфов второй главы, где исследуются и анализируются методы психологического воздействия в конкретных выпусках ток-шоу. Всего работа состоит из двух глав и четырех параграфов. Объем работы 60 страниц. Использовано 80 литературных и электронных источников.
Причиной этому является то, что телезрителям интересно услышать и сформировать свое мнение о политической обстановке в стране и мире, это также связано с потребностью в социально-политическом информировании.
Телевидение, в свою очередь, отвечает запросам аудитории и старается заполнить прайм-тайм именно политическими передачами. Их авторы приглашают гостей, с различными политическими взглядами, в том числе, иностранных, тем самым, показывая высокий уровень развития демократии.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня люди живут в эпоху постправды. Телевидение старается навязать аудитории свою позицию касательно различных сфер жизни. Политическим сознанием особенно эффективно манипулируют политические ток-шоу, которые являются наиболее распространенными жанрами на отечественном телевидении.
Проблема исследования. Изучение и исследование медиавоздействия в конкретном ток-шоу или передаче на телевидении невозможна без комплексного подхода и анализа всех аспектов, к которым можно отнести не только сами методы психологического воздействия, но и теорию прайминга и установок. Помимо этого, стоит учитывать различие между прямым психологическим воздействием на собеседника и воздействием на зрителя через телеэкран.
Однако проработанность теории медиавоздействия не дает должным образом подойти к анализу конкретных способов и методов, используемых ведущими ток-шоу. Исследователи рассматривают методы, способы воздействия отдельно от прайминга и прайминг-эффектов, что создает определенные сложности при сопоставлении этих факторов.
В своей работе я попыталась объединить все эти понятия в единое целое, чтобы на основе предшествующих работ выявить конкретные способы воздействия на подсознание зрителей и манипуляции над ними.
Степень изученности проблемы. Тема данной выпускной квалификационной работы не раскрыта в полной мере в раннее опубликованных источниках. Как правило, медиавоздействие рассматривается с определенной точки зрения, а не всецело.
Так, Узнадзе Д.Н. [Узнадзе Д.Н., 40-42], Надирашвили Ш.А., [Надирашвили Ш.А., 33], Норакидзе В.Г., [Норакидзе В.Г., 36], Асмолов А.Г., [Асмолов А.Г., 4-5], Баиндурашвили А.Г., [Баиндурашвили А.Г., 8] рассматривают психологическое воздействие с точки зрения установок.
Макнамара Т.П., [McNamara T.P., 61], Уилсон Т.Д. [Wilson T.D., 71], Капитман Дж. [Capitman J.A., 71], Молден Д. [Molden D.C., 63], Кифер М. [Kiefer et al., 57] с точки зрения прайминга,
Науменко Т. В. [Науменко Т. В., 35], Грачев Г.В [Грачев Г.В., 19] Кузин В. И. [Кузин В. И., 26], Дзялошинский И.М. [Дзялошинский И.М., 20] исследуют именно методы медиавоздействия, без конкретной привязки к установкам и праймингу.
Объектом исследования являются современные отечественные политические ток-шоу «Время покажет» на Первом канале и «Вечер с Владимиром Соловьевым» на канале Россия-1.
Предмет исследования - приемы и методы психологического воздействия, которые используют ведущие ток-шоу в своих программах.
Цель данной работы - проанализировать методы психологического воздействия на аудиторию в политических ток-шок «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Время покажет».
Исходя из поставленной цели, проистекают следующие задачи:
1) Изучить теорию прайминга в контексте медиавоздействия;
2) Выявить роль политических ток-шоу в формировании общественного мнения;
3) Выявить и проанализировать методы психологического
воздействия ведущего А. Шейнина в ток-шоу «Время покажет»;
4) Выявить и проанализировать Методы психологического воздействия в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым».
Эмпирической базой исследования стали выпуски политических ток- шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» (включая один выпуск «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым») и «Время покажет», выходивших в эфир на каналах Россия-1 и Первый канал соответственно, в период с 25 января 2021 года по 23 марта 2021 года.
Критерием отбора выпусков была их тематическая направленность. Всего рассмотрено четыре выпуска ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», один выпуск ток-шоу «Воскресный вечер с В. Соловьевым» и пять выпусков ток-шоу «Время покажет». В анализируемых выпусках поднимаются три темы:
1) Тема Украины и нового президента В. Зеленского;
2) Тема оппозиционера А. Навального;
3) Тема США.
Во всех выпусках в той или иной мере затрагивается каждая из этих тем.
В работе были использованы различные методы исследований. Рассмотрены теория прайминга и психологическая модель Дж. Комстока. Именно по этой модели происходит контент-анализ речи ведущих (Владимира Соловьева и Артема Шейнина). Также использован метод анализа научной литературы.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в расширении подхода к изучению проблемы, т.к. медиавоздействие рассматривается не только в виде конкретных методов, но и с точки зрения прайминга и психологической модели Дж. Комстока.
Значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее результатов при изучении и преподавании современных методов психологического воздействия медиа на аудиторию.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из содержания, введения, двух параграфов первой главы, где исследуется теоретическая база и двух параграфов второй главы, где исследуются и анализируются методы психологического воздействия в конкретных выпусках ток-шоу. Всего работа состоит из двух глав и четырех параграфов. Объем работы 60 страниц. Использовано 80 литературных и электронных источников.
Исследование, цель которого заключалась в анализе методов психологического воздействия на аудиторию в политических ток-шок «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Время покажет» позволило получить следующие данные.
Психологическая модель Дж. Комстока показывает, что поведение телевизионных персонажей (в нашем случае ведущих политических ток-шоу) 56
может влиять на поведение зрителя. Человек изучает поведение, которое он видит на экране, и может его перенять. Чем реалистичнее медиаобраз, тем сильнее психологическое воздействие на зрителя и тем сильнее потенциальное воздействие на его поведение. На вероятность реализации этого действия в жизни влияют три фактора: вовлеченность в просмотр в целом, показанные положительные последствия и достоверность показанной реальности.
Роль политических ток-шоу - «наставничество», то есть не только информирование зрителей о событиях, но и разъяснение конкретных вопросов. Авторы подобных передач заинтересованы в удержании аудитории. Для этого часто используются методы манипулятивного воздействия на телезрителей, среди которых можно выделить такие методы как трансфер, навешивание ярлыков, заражение, вторжение, вовлечение, клипмейкерство, «свои ребята» и многие другие, в меньшей степени используемые на телевидении.
В ходе исследования было установлено, что ведущий Артем Шейнин в ток-шоу «Время покажет» пользуется арсеналом различных приемов, чтобы влиять на мнение телезрителя и манипулировать этим мнением в дальнейшем.
Наиболее часто в рассмотренных выпусках ведущий применял навешивание ярлыков, клипмейкерство (естественно, что для выпусков монтировал и озвучивал ролики не сам ведущий, а другие люди, сотрудники, отвечающие за выпуск программы) и ссылку на авторитеты.
Менее часто использованы трансфер, «общий вагон», вовлечение, «свои ребята», заражение и вторжение. Темами изучаемых выпусков стали оппозиционер Алексей Навальный и Америка, как враг России. В ходе дискуссий также несколько раз поднимается тема Украины в негативном контексте.
Все вышеописанные приемы используются для появления и закрепления определенных паттернов поведения у аудитории, о чем говорится в работе Дж. Комстока. Каждый раз тема, обсуждаемая в негативном контексте, будь то оппозиция, Америка или Украина, у зрителя в подсознании закладывается определенная модель поведения, которую он применит уже в реальной, а не телевизионной жизни.
В рассмотренных выпусках ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» были выявлены следующие приемы - навешивание ярлыков, трансфер, ссылка на авторитеты.
Менее часто Владимир Соловьев использует приемы клипмейкерства, «свои ребята», вторжения, вовлечения.
В данном ток-шоу также поднимаются три темы - А. Навальный, зарубежные враги и Украина. Здесь, тема Украины рассмотрена уже не вскользь, а ей уделены 180 минутные выпуски. Контекст этих тем, такой же, как и в передаче «Время покажет» - враги хотят зла России, зарубежные президенты плохо справляются со своей работой, Россия по-прежнему могучая и ни под кого не прогнется.
Из особенных черт манипулирования сознанием аудитории В. Соловьева стоит отметить его тягу к пародиям (на украинскую речь и речь В. И. Ленина), она придает выпуску комичности и к то же время, располагает зрителя к ведущему, делая его ближе к народу, а значит, ведущий добивается своей цели, ведь зритель скорее поверит и примет точку зрения того, к кому он испытывает симпатию, чем от незнакомого человека. В рассмотренных выпусках также четко прослеживается модель психологического воздействия Дж. Комстока. Проследить ее можно касательно всех трех тем, поднимаемых в различных выпусках.
В ходе работы удалось выявить и проанализировать методы психологического воздействия на аудиторию в политических ток-шок «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Время покажет». Были выявлены наиболее используемые приемы (навешивание ярлыков, трансфер, клипмейкерство, ссылка на авторитеты).
Оба ведущих в своих ток-шоу выполняли функцию модераторов дискуссии. Они направляли речь экспертов в нужную сторону, обрывали и перебивали тех гостей, которые высказывали противоположную им точку зрения, приводя аргументы в виде провокационных роликов на экране или ссылаясь на различных авторитеты в виде политиков или исторических личностей.
В обоих ток-шоу не только ведущие, но и приглашенные гости в той или иной мере использовали приемы манипулирования сознанием: навешивание ярлыков, ссылка на авторитеты, трансфер.
Все это дает право говорить о том, что используемые приемы при неоднократном повторении фиксируются в подсознании аудитории, а чем ярче эмоционально окрашен какой-либо из них, тем скорее и точнее зафиксируется установка в подсознании, которую человек сможет применить в реальной жизни. Например, обсуждая какую-либо политическую тему в семье или в компании друзей.
Перспективой дальнейшего исследования можно назвать углубление в исследование психологической модели Комстока и ее влиянии на зрителей в реальной жизни, так как в данной работе в большей степени рассмотрена психологическая модель с точки зрения влияния через телевизионный экран. Изучить степень влияния используемых приемов в повседневной жизни и на примерах реальных людей зафиксировать полученные результаты. Также рассмотреть взаимосвязь и зависимость прайминга, прайминг-эффектов и психологической модели Комстока.
Психологическая модель Дж. Комстока показывает, что поведение телевизионных персонажей (в нашем случае ведущих политических ток-шоу) 56
может влиять на поведение зрителя. Человек изучает поведение, которое он видит на экране, и может его перенять. Чем реалистичнее медиаобраз, тем сильнее психологическое воздействие на зрителя и тем сильнее потенциальное воздействие на его поведение. На вероятность реализации этого действия в жизни влияют три фактора: вовлеченность в просмотр в целом, показанные положительные последствия и достоверность показанной реальности.
Роль политических ток-шоу - «наставничество», то есть не только информирование зрителей о событиях, но и разъяснение конкретных вопросов. Авторы подобных передач заинтересованы в удержании аудитории. Для этого часто используются методы манипулятивного воздействия на телезрителей, среди которых можно выделить такие методы как трансфер, навешивание ярлыков, заражение, вторжение, вовлечение, клипмейкерство, «свои ребята» и многие другие, в меньшей степени используемые на телевидении.
В ходе исследования было установлено, что ведущий Артем Шейнин в ток-шоу «Время покажет» пользуется арсеналом различных приемов, чтобы влиять на мнение телезрителя и манипулировать этим мнением в дальнейшем.
Наиболее часто в рассмотренных выпусках ведущий применял навешивание ярлыков, клипмейкерство (естественно, что для выпусков монтировал и озвучивал ролики не сам ведущий, а другие люди, сотрудники, отвечающие за выпуск программы) и ссылку на авторитеты.
Менее часто использованы трансфер, «общий вагон», вовлечение, «свои ребята», заражение и вторжение. Темами изучаемых выпусков стали оппозиционер Алексей Навальный и Америка, как враг России. В ходе дискуссий также несколько раз поднимается тема Украины в негативном контексте.
Все вышеописанные приемы используются для появления и закрепления определенных паттернов поведения у аудитории, о чем говорится в работе Дж. Комстока. Каждый раз тема, обсуждаемая в негативном контексте, будь то оппозиция, Америка или Украина, у зрителя в подсознании закладывается определенная модель поведения, которую он применит уже в реальной, а не телевизионной жизни.
В рассмотренных выпусках ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» были выявлены следующие приемы - навешивание ярлыков, трансфер, ссылка на авторитеты.
Менее часто Владимир Соловьев использует приемы клипмейкерства, «свои ребята», вторжения, вовлечения.
В данном ток-шоу также поднимаются три темы - А. Навальный, зарубежные враги и Украина. Здесь, тема Украины рассмотрена уже не вскользь, а ей уделены 180 минутные выпуски. Контекст этих тем, такой же, как и в передаче «Время покажет» - враги хотят зла России, зарубежные президенты плохо справляются со своей работой, Россия по-прежнему могучая и ни под кого не прогнется.
Из особенных черт манипулирования сознанием аудитории В. Соловьева стоит отметить его тягу к пародиям (на украинскую речь и речь В. И. Ленина), она придает выпуску комичности и к то же время, располагает зрителя к ведущему, делая его ближе к народу, а значит, ведущий добивается своей цели, ведь зритель скорее поверит и примет точку зрения того, к кому он испытывает симпатию, чем от незнакомого человека. В рассмотренных выпусках также четко прослеживается модель психологического воздействия Дж. Комстока. Проследить ее можно касательно всех трех тем, поднимаемых в различных выпусках.
В ходе работы удалось выявить и проанализировать методы психологического воздействия на аудиторию в политических ток-шок «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Время покажет». Были выявлены наиболее используемые приемы (навешивание ярлыков, трансфер, клипмейкерство, ссылка на авторитеты).
Оба ведущих в своих ток-шоу выполняли функцию модераторов дискуссии. Они направляли речь экспертов в нужную сторону, обрывали и перебивали тех гостей, которые высказывали противоположную им точку зрения, приводя аргументы в виде провокационных роликов на экране или ссылаясь на различных авторитеты в виде политиков или исторических личностей.
В обоих ток-шоу не только ведущие, но и приглашенные гости в той или иной мере использовали приемы манипулирования сознанием: навешивание ярлыков, ссылка на авторитеты, трансфер.
Все это дает право говорить о том, что используемые приемы при неоднократном повторении фиксируются в подсознании аудитории, а чем ярче эмоционально окрашен какой-либо из них, тем скорее и точнее зафиксируется установка в подсознании, которую человек сможет применить в реальной жизни. Например, обсуждая какую-либо политическую тему в семье или в компании друзей.
Перспективой дальнейшего исследования можно назвать углубление в исследование психологической модели Комстока и ее влиянии на зрителей в реальной жизни, так как в данной работе в большей степени рассмотрена психологическая модель с точки зрения влияния через телевизионный экран. Изучить степень влияния используемых приемов в повседневной жизни и на примерах реальных людей зафиксировать полученные результаты. Также рассмотреть взаимосвязь и зависимость прайминга, прайминг-эффектов и психологической модели Комстока.
Подобные работы
- Специфика формата политического ток-шоу на Российском телевидении (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЕДУЩИХ АНГЛИЙСКИХ, НЕМЕЦКИХ И РУССКИХ ТОК-ШОУ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - «Особенности ток-шоу на телевидении КНР»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Особенности ток-шоу на телевидении КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТОК-ШОУ: ЖАНР, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «ПРЯМОЙ ЭФИР»
С БОРИСОМ КОРЧЕВНИКОВЫМ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016





