Введение 22
Г лава 1. Нормативные требования к органам инспекции и испытательным лабораториям 25
1.1 Профессиональные компетенции 25
1.2 Деятельность ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской
области» 31
1.2.1 История создания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской
области» 31
1.2.2 Предмет и цели деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Томской области» 32
1.2.3 Филиалы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской
области» 33
1.3 Обзор нормативно-правовой документации 34
1.3.1 Требования к компетенциям сотрудников, обеспечивающих работы
в области санитарно-эпидемиологического надзора 34
1.3.2 Требования к профессиональным компетенциям сотрудников,
работающих в испытательных лабораториях 39
1.3.3 Профессиональные стандарты 47
Глава 2. Программная часть 49
2.1 Выбор языка программирования 49
2.2 Обзор рынка аналогов программного продукта 51
2.2 Формирование базы вопросов для разработки системы онлайн
тестирования сотрудников Центра 55
2.3 Описание программного продукта 56
2.4 Апробация программы
Глава 3. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 66
3.1 Предпроектный анализ 66
3.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 66
3.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения 67
3.1.3 SWOT-анализ 68
3.2 Инициация проекта 74
3.3 Планирование управления научно-техническим проектом 76
3.3.1 Структура работ по проекту 76
3.3.2 Определение трудоемкости выполнения работ по проекту и разработка
графика 77
3.3.3 Бюджет научного исследования 83
3.3.4 Матрица ответственности 86
3.4. Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования 87
Глава 4. Социальная ответственность 92
4.1 Производственная безопасность 93
4.1.1 Анализ вредных и опасных производственных факторов, которые
могут возникнуть на рабочем месте в результате исследований 94
4.2 Экологическая безопасность 102
4.2.1 Анализ возможного влияния объекта исследования на
окружающую среду 102
4.2.2 Обоснование мероприятий по защите окружающей среды 104
4.3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 106
4.3.1. Анализ вероятных ЧС, которые могут возникнуть на рабочем месте при проведении исследований 106
4.3.2 Обоснование мероприятий по предотвращению ЧС и разработка порядка действия в случае возникновения ЧС 107
4.4. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности .. 109
4.4.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства 109
4.4.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 110
Заключение 112
Список использованных источников 114
Приложение А 117
Приложение Б 131
Объектом исследования являются профессиональные компетенции
сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области».
Цель работы – разработка системы онлайн тестирования для контроля
профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих надзорноконтрольные мероприятия.
В процессе исследования рассматриваются существующие нормативноправовые документы по требованиям к компетенциям сотрудников
испытательной лаборатории и органа инспекции, а именно ГОСТ Р ИСО/МЭК
17020–2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов
органов инспекции», ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 «Общие требования к
компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и Приказ
Министерства экономического развития Российской Федерации
(Минэкономразвития России) от 30 мая 2014 г. N 326 г. Москва «Об
утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих
соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и
перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований
которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие
критериям аккредитации».
Результатом исследования является разработанная система онлайн
тестирования для контроля профессиональных компетенций сотрудников
Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены
и эпидемиологии в Томской области», которая в последующем будет внедрена
в систему менеджмента качества Центра.13
Область применения разработанной автоматизированной системы –
контроль и оценка профессиональных компетенций сотрудников органа
инспекции и испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Томской области».
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня развитие инновационных технологий значительно опережает
имеющуюся систему требований и стандартов производства к составу
профессий, их компетенциям, не обеспечивая своевременную трансляцию в
систему образования. Большинство существующих требований к профессиям
различных отраслей уже давно устарели. Различные квалификационные
справочники и нормативные документы из данного рода деятельности были
разработаны более 20 лет назад. А описание навыков и умений, необходимых
для выполнения качественной работы специалистам, там (в справочниках)
изложено в нескольких предложениях. Так возникли и с течением времени
обостряются проблемы с обеспечением различных производств и организаций
разных структур квалифицированными рабочими. Рассмотрим основные
проблемы:
разрыв между требованиями со стороны предприятий и теми
компетенциями, которые работники приобретают в системе профессионального
образования;
увеличение затрат работодателя на профессиональную
переподготовку и адаптацию;
несвоевременная профессиональная переподготовка [1].
Профессиональные стандарты – это современные требования к
компетенции специалистов [2]. Национальный план развития
профессиональных стандартов в мае 2012 года подписал Президент РФ
Владимир Путин. Внимание государства к установлению уровней компетенции
работников различных профессий позволяет устранить существующие пробелы
и в Трудовом кодексе РФ. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №
236-ФЗ была внесена поправка, вводящая понятия «профессиональный
стандарт» и «квалификация работника», которых ранее в кодексе просто не
было. Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную
деятельность специалистов, находящихся на разных уровнях квалификации и23
связанных общей технологической задачей (исследование, производство,
проектирование, обслуживание). Но описание требований к специалисту в
профессиональных стандартах носит комплексный характер с использованием
более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям,
умениям, навыкам и компетенциям, профессиональному опыту.
Еще одним элементом формируемой системы профстандартов должно
стать внедрение процесса подтверждения квалификации работников через
профессиональный экзамен. Такой механизм можно обеспечить только через
выстраивание сети независимых сертификационных центров, которые будут
подтверждать или опровергать профессиональный уровень специалистов.
Оценка, получаемая в сертификационном центре, будет служить своеобразным
паспортом профсостоятельности претендента на работу.
В работе Г.Е. Седельникова дается определение компетенции в охране
труда: «Компетенция в охране труда – элемент требований (или их комплекс)
охраны труда к личностным характеристикам, необходимым знаниям, умениям,
навыкам и опыту работника (работодателя – физического лица), соблюдение
которых должно априорно обеспечивать безопасное выполнение работ и
безопасные условия труда при исполнении работником трудовой функции
и/или выполнения обязанностей работодателя по организации производства»
[3].
Так как «компетенция» отвечает за целый комплекс требований по
охране труда, соблюдение которых обеспечивает безопасные условия труда, а
«компетентность» характеризует лишь способность работника выполнять эти
требования, для понятия «компетентность» работника (работодателя)
существует следующая формулировка.
Компетентность в вопросах охраны труда – способность физического
лица самостоятельно, без чьей-либо помощи, выполнять (организовывать
выполнение) те или иные работы с соблюдением требований охраны труда,
основанная на личностных характеристиках, необходимых знаниях, умениях,
навыках и опыте в сфере охраны труда [4].24
Новизна данной исследовательской работы заключается в том, что
впервые контроль и оценка профессиональной компетенции сотрудников
Центра объединены в единую автоматизированную систему, позволяющую
одновременно провести и контроль, и оценку во всех областях деятельности
Центра и системы менеджмента качества.
Практическая значимость разработанной автоматизированной системы
заключается в том, что она разрабатывалась непосредственно для нужд ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», и позволяет
контролировать и оценивать профессиональные компетенции сотрудников
органа инспекции и испытательной лаборатории.
Целью работы является разработка онлайн системы для контроля
профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих контрольнонадзорные мероприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
анализ литературных данных по теме выпускной
квалификационной работы;
ознакомиться с деятельностью ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Томской области»;
сформировать полную базу вопросов для разработки системы
онлайн тестирования сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Томской области»;
выбрать систему для реализации данного проекта;
выбрать систему хранения данных для разрабатываемого проекта;
обзор аналогов существующих систем тестирования;
апробировать разработанную систему.
Объектом исследования являются профессиональные компетенции
сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области».
Предметом исследования являются профессиональные компетенции
сотрудников Центра
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы
поставленная цель выполнена, то есть, разработана онлайн система для
контроля профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих
контрольно-надзорные мероприятия.
Решены следующие задачи:
проанализированы литературные данные по теме ВКР;
знакомство с деятельностью ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Томской области»;
сформирована полная база вопросов для разработки системы
онлайн тестирования сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Томской области»;
выбрана система для реализации данного проекта;
выбрана система хранения данных для разрабатываемого проекта;
осуществлен обзор аналогов существующих систем тестирования;
апробирована разработанная система
Калиева Т.Л. Состояние охраны и безопасности труда в РФ / Т.Л.
Калиева // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы
Междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 159–161.
2. Пашин Н.П. Охрана труда: инновационные приоритеты
модернизации / Н.П. Пашин // Охрана труда и социальное страхование, 2011. –
С. 3–9.
3. Седельников Г.Е. Компетенции и компетентность персонала в
сфере охраны труда и промышленной безопасности. Оценка компетентности. /
Г.Е. Седельников // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной
промышленности, 2014. – №2. – С. 138–143.
4. Ворошилов С.П. Основы методики оценки уровня
профессионального риска работника, обусловленного уровнем его
профессиональной компетентности / С.П. Ворошилов, Н.Н. Новиков,
Г.З. Файнбург // Охрана труда и техника безопасности в строительстве, 2011. –
№ 5. – С. 11–22.
5. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 г. / Н.Ф. Талызина,
Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский // Модернизация российского образования.
Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С.263–282
6. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и
показатель качества образовательного процесса в высшей школе
(сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса)
/ Т.Е. Исаева. – Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 312 с.
7. Белова, О.Л. Квалификационная характеристика и модель
компетенций: Можно ли ставить знак равенства? / О.Л. Белова // Кадровик.
Кадровое делопроизводство. – 2010. – № 1. – С. 10–15.115
8. Безручко П. Профессиональные компетенции / П. Безручко,
Т. Бриткина, В. Солодов // Журнал HRTimes. – 2016. – №16. – С. 20–27.
9. Профессиональные стандарты. Министерство труда и социальной
защиты РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/
(25.04.2017).
10. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Томской области [Электронный
ресурс]. – URL: http://70.rospotrebnadzor.ru/center/ (18.04.2017).
11. Устав Федерального бюджетного учреждения здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» (в редакции приказов
Роспотребнадзора № 585 от 08.06.2011, № 801 от 31.07.2013, № 643 от
03.09.2013, № 180 от 18.03.2014, № 333 от 22.04.2015, № 615 от 13.07.2015, №
965 от 21.09.2016).
12. Санкт-Петербургский государственный университет
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Профессиональные
стандарты [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.sut.ru/home/hide/professionalnye-standarty (30.04.2017).
13. Kendal S. «Object Oriented Programming using C#» / Kendal S. –
2011. – 254 с.
14. Microsoft C# [Электронный ресурс]. – URL:
https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/kx37x362.aspx (30.04.2017).
15. PROFESSORWEB Разработка графических интерфейсов
[Электронный ресурс]. – URL: https://professorweb.ru (07.03.2017).
16. Система тестирования Let's test [Электронный ресурс]. – URL:
https://letstest.ru/ (30.04.2017).
17. Система тестирования сотрудников [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.opentest.ru/ (30.04.2017).
18. Система тестирования онлайн [Электронный ресурс]. – URL:
http://testsonline.ru/ (30.04.2017).116