ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 9
1.1 Содержание и формы международных экономических отношений 9
1.2 Общая информация о Кыргызской республике и основные итоги 2019г.. .20
1.3 Российско-кыргызское отношения: история и современность 43
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КЫРГЫЗСКОЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО 50
2.1 Деятельность межправительственной Российско-Кыргызской
комиссии 50
2.2 Взаимодействие двух стран различных международных экономических
организаций 57
2.3Торговля между Россией и Кыргызстаном 62
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КЫРГЫЗСТАНОМ, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ ТОРГОВЛИ 74
3.1 Трудовой миграционной сфере 74
3.2 Сотрудничество в энергетической сфере 91
3.3 Сотрудничество сфера образования и науки 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 124
Реферат выпускной квалификационной работы А.Т. Тойчубековой
по магистерской программе «Международная экономика»
направления 38.04.01 «Экономика»
квалификация «Магистр»
на тему «Развитие экономических отношений между Российской Федерацией и
Кыргызской республикой »
На сегодняшний день сотрудничество с Россией является одним из наиболее важнейших преимуществ направлений внешней политики
Кыргызской республики.
Целью работы является анализ развития экономических отношений России и Кыргызстана.
Объектом исследования являются международные экономические отношения, а предметом - экономические отношения России и Кыргызстан.
Методы исследования: анализ, дедукция, обобщение, классификация и сравнение.
Научная новизна работы состоит в систематизации описания трактовок категории международных экономических отношений в трактовке на основе определений различных авторов, а также в предположении сценариев дальнейшего развития российско-кыргызских экономических отношений.
В работе рассмотрены содержание и характеристика международных экономических отношений, и состояние экономики Кыргызской республики, развития Российско-Кыргызское стратегическое партнерство, основные формы экономических отношений между Россией и Кыргызстаном, выходящие за рамки торговли.
В результате проведенного исследования выявлены два возможных сценария дальнейшего развития экономических отношений России и Кыргызстана, и сделан вывод о наиболее вероятном варианте развития с точки зрения укрепления позиции Кыргызской республики в мире на международной арене.
Экономика - это наука, которая призвана максимально использование ограниченные природные, трудовые и капитальные ресурсы и добиться максимума эффективности при минимуме затрат.
Международные экономические отношения имеют огромное влияние на развитие мировой экономики, и это влияние постоянно растет. С развитием МЭО связывают быстрый рост национальных экономик многих стран после Второй мировой войны. Сегодняшние международные эконмические отношения основаны на национальном разделении труда, которое определяется воздействием научно-технического прогресса на факторы производства.
Изучением международных экономических отношений занимались многие выдающиеся ученые. Анализируя определения МЭО в трактовке различных авторов, можно заметить, что в основе всех форм мирового взаимодействия лежит принцип какого-либо сотрудничества стран с целью получения определенной выгоды, для чего каждое государство использует лучшие условия своего положения. Для форм мирового экономического сотрудничества характерен принцип некоторой специализации, который определяется наиболее выгодным для нее сочетанием факторов производства.
Практика показывает, что более эффективной системой является смешанная рыночная экономика, позволяющая более рационально и эффективно заниматься хозяйственной деятельностью. Поэтому Кыргызская республика за последние годы переходит к этой системе. Но за этот период многие вопросы экономической реформы еще не завершены и остаются без ответа. Именно поэтому особую актуальность приобретает анализ экономики переходного процесса с точки зрения промежуточных практических результатов.
Как демократическая страна, Кыргызская Республика внедряет смешанную (конвергентную) экономическую систему, основными принципами которой являются: свободное предпринимательство, свободная система ценообразования, свободная конкуренция, государственное регулирование.
На сегодняшний день сотрудничество с Россией является одним из важнейших преимуществ направлений внешней политики Кыргызской Республики. Международные экономические отношения имеют огромное влияние на развитие мировой экономики, и это влияние постоянно растет. С развитием МЭО связывают быстрый рост национальных экономик многих стран, таких как Россией и Кыргызстан.
Целью настоящей магистерской диссертации является анализ развития экономических отношений РФ и Кыргызстана:
обобщить теоретические знания по теме развитие экономических отношений между РФ и КР ;
анализировать развития экономических отношений Российской Федерацией и Кыргызской Республикой
представить итоги выполненной работы в виде сформулированной темы, составленного плана, систематизированного списка литературы и подбора современных информационных ресурсов по теме.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть различные определения международных экономических отношений, а также проанализировать экономические концепции, лежащие в их основе;
- рассмотреть отношений России и Кыргызстана; история и современность
-проанализировать торговли между Россией и Кыргызстаном, деятельность межправительственных соглашений и сотрудничества двух стран в различных международных организациях.
-среди приоритетных направлений рассмотреть о развития образования и науки
-сотрудничества двух стран энергетической сфере
- выявить проблемы и перспективы трудовой миграции двух стран. Объектом исследования являются международные экономические отношения, а предметом - экономические отношения России и Кыргызстана.
Методы исследования: анализ, дедукция, обобщение, классификация и сравнение.
Научная новизна работы состоит в систематизации описания международных экономических отношений в трактовке различных авторов, а также в предположении сценариев дальнейшего развития российско- кыргызских экономических отношений.
В процессе написания выпускной работы были использованы 75 публикации статей в научных журналах, учебные пособия для студентов экономических специальностей, данные веб-сайтов: Национальный
статический комитет Кыргызской республики, министерства экономики Кыргызстана, МИД Кыргызской республики, Федеральной таможенной службы, Единого портала внешнеэкономической информации Российской Федерации, Росстата и других.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников и литературы, состоящего из 75 источников, приложения.
Введение раскрывает цель работы, описывает поставленные задачи, объект и предмет исследования, а также научную новизну.
В первом разделе рассмотрены содержание и характеристика международных экономических отношений, трактовка понятия МЭО различными авторами, проанализированы экономические концепции, лежащие в основе МЭО, а также рассмотрены история экономических отношений России и Кыргызстана, общая информация и состоянии экономики Кыргызстана.
Во втором разделе проведен анализ динамики и структуры внешней торговля между Россией и Кыргызстаном, в том числе, политические контакты и деятельность межправительственных соглашений Российско -Кыргызской комиссии, взаимодействие двух стран в различных международных организациях;
Третий раздел посвящен анализу основные формы экономических отношений между Россией и Кыргызстаном, выходящие за рамки торговли для этого рассмотрены сфере образования и науки, энергетической сфере, выяснены проблемы трудовой миграции.
В заключении подведены итоги проведенной работы по каждому разделу, а также даны рекомендации относительно решения некоторых существующих проблем во взаимоотношениях двух стран
В настоящей работе было проведено исследование развития экономических отношений Кыргызской республики и Российской Федерации. Исследование проведено в связи с необходимостью изучения и детального анализа российско-кыргызских экономических отношений вследствие произошедших экономических и политических событий, а также в предположении сценариев дальнейшего развития российско-китайских экономических отношений. В первой главе рассмотрены содержание и характеристика международных экономических отношений, трактовка понятия МЭО различными авторами, проанализированы экономические концепции, лежащие в основе МЭО, а также рассмотрены эволюция экономических отношений России и Кыргызстана и взаимодействие стран в рамках различных мировых экономических организаций. На основании проведенных в первом
разделе исследований сделаны следующие выводы: - Изучением
международных экономических отношений занимались многие выдающиеся ученые: А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и Ф. Энегльс, В.И. Ленин, В. Леонтьев, Д. Кейнс, Парето, П. Самуэлсон, М. Фридмен и многие другие. Анализируя приведенные определения МЭО, можно заметить, что в определении международных экономических отношений различными авторами просматривается общий подход к изучению МЭО как к сложной многоуровневой системе различных видов межстрановых отношений, приводящих к образованию особого вида товара - международного. Наиболее полное и исчерпывающее описание понятия и особенностей международных экономических отношений дает автор Р.И. Хасбулатов. - В основе всех форм мирового взаимодействия лежит принцип какого-либо сотрудничества стран с целью получения определенной выгоды, для чего каждое государство использует лучшие условия своего положения. Для форм мирового экономического сотрудничества характерен принцип некоторой специализации, который определяется наиболее выгодным для нее сочетанием факторов производства.
- Теоретический анализ международных экономических отношений подводит к следующему итогу. На протяжении развития международных экономических отношений сложилось два подхода к их анализу: на основе свободной международной торговли без ограничений и государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. В ХХ веке основным учением остается кейнсианство - учение о государственном антикризисном управлении экономики, основанном на увеличении потребительского спроса за счет высокой оплаты труда. Особое место в анализе современных экономических отношений занимает геоэкономика - теория новой геополитики, обеспечивающая достижение политических целей преимущественно экономическим путем. Главным капиталом
постиндустриальной экономики становится интеллектуальное богатство, а главной производительной силой - думающий человек. Ценности качества жизни доминируют над материальным уровнем; интеллектуальный труд ценится выше промышленного.
- История развития российско-кыргызских торговых отношений включает в себя периоды как активного сотрудничества, так и охлаждения отношений. В целом период после распада СССР характеризуется довольно устойчивым ростом российско-китайских торговых отношений, однако положительная динамика развития может быть отмечена рядом специфических особенностей. Главными статьями российского экспорта по-прежнему остаются сырьевые материалы (нефть и нефтепродукты, древесина, цветные металлы). Основные группы российского импорта из Кыргызстана составляют
сельскохозяйственной продукции, легкие и пищевой промышленность, текстиль, одежда. То есть, не может не вызывать тревоги тот факт, что происходит постепенное сужение внешнеторговой специализации России: продажу только сырьевых продуктов и закупку товаров с высокой степенью передела.
- Сотрудничество России и Кыргызстан в рамках различных международных организаций (ШОС, ЕАЭС, СНГ, ОБДК) обусловлено, прежде всего, объединением усилий для укрепления экономик стран и создания многополярного мира в противовес экономической гегемонии .
Однако страны преследуют разные цели. Для Кыргызстана участие в международных организациях - это, прежде всего, развитие существующих и освоение новых рынков сбыта промышленной продукции, в то время как Россия стремится развить экспорт природных ресурсов и укрепить экономику.
Во втором разделе проведен анализ динамики и структуры внешней торговля между Россией и Кыргызстаном, в том числе, политические контакты и деятельность межправительственных соглашений Российско-Кыргызской комиссии, взаимодействие двух стран в различных международных организациях;
В настоящее время энергетика является доминирующей сферой стратегического сотрудничества России и Кыргызстана, где достигнуты наибольшее количество договоренностей о совместной реализации крупномасштабных проектов, прежде всего, по поставкам российской энергетической продукции. Приоритетным направлением является также привлечение инвестиций российских инвесторов в кыргызские проекты в сфере энергетики. Причины проводимой двумя странами политики в сфере энергетики также разнятся. Для Кыргызстана это возможность равномерно обеспечить поставками энергоносителей восточные и западные регионы страны, а также ослабить зависимость от поставок энергоресурсов в центрально азиатском регионе. Россия же стремится переориентировать экспорт углеводородов в страны Азиатско - Тихоокеанского региона, в связи со снижающимся спросом на энергоресурсы в Европе. В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2035 года» долю поставок углеводородов туда намечено увеличить в общем объеме экспорта с 8% до 30%.
- Для Кыргызстана важность развития российско -кыргызского сотрудничества в освоении газовых и нефтяных месторождений состоит в том, что Россия сможет претендовать на устойчивые позиции на нефтегазовых рынках. Фактически речь может идти, например, о развитии будущей глобальной азиатской газотранспортной системы.
Третий раздел посвящен анализу основные формы экономических отношений между Россией и Кыргызстаном, выходящие за рамки торговли для этого рассмотрены сфере образования и науки, энергетической сфере, выяснены проблемы трудовой миграции.
С целью повышения эффективности управления миграционными процессами на Кыргызстане, следует разработать комплекс мероприятий по стимулированию возвратной трудовой миграции кыргызских граждан, включающий:
- работу по выполнению межправительственных соглашений в сфере трудовой миграции;
- разработку и реализацию мер по защите кыргызских трудовых мигрантов, занимающихся неквалифицированным трудом;
- программу молодежных международных трудовых обменов для кыргызской молодежи;
- создание условий для своевременного возвращения кыргызских трудовых мигрантов на родину и применению в Кыргызстане знаний, навыков, технологий, полученных во время работы по трудовому контракту за рубежом. Кроме того, для работодателя привлечение мигрантов должно стать обоснованным и более дорогим.
Трудящиеся мигранты содействуют экономическому росту страны, не только зарабатывая средства к существованию, но и отправляя денежные переводы родственникам, оставшимся на прежнем месте жительства. В Кыргызстане большой отток рабочей силы ведет к дефициту квалифицированных специалистов, неравномерности экономического развития регионов, депопуляции и росту числа депрессивных территорий. Трудовая миграция отрицательно влияет на демографическую ситуацию в стране и приводит к сокращению человеческих ресурсов, в первую очередь, находящихся в трудоспособном и репродуктивном возрасте.
Таким образом, актуальными остаются задачи, сформулированные в предыдущие годы, а именно:
• стабилизация внутренних перемещений и сокращение оттока населения из страны в два раза в течение ближайших лет;
• институциональное развитие дипломатических представительств Кыргызстана за рубежом с целью улучшения защиты прав наших соотечественников;
• дальнейшее упорядочивание процесса прибытия иностранных граждан, и защита внутреннего рынка труда;
• совершенствование регулирования процессов возвращения этнических кыргызов, работа с диаспорами, помощь беженцам, жертвам трудовой эксплуатации и торговли людьми;
• повышение эффективности взаимодействия государственной и частных служб занятости. Естественным партнером государства в решении этих задач могут стать организации гражданского общества, которым требуется лишь поддержка и создание условий для их нормальной работы в части оказания помощи людям в обеспечении их прав и интересов.
Аппарата президента КР http://www.president.kg/ru/news/10983
2. Andreas Goldthau. Rhetoric versus reality: Russian threats to European energy supply // Energy Policy. 2008. № 36.
3. Алтайский государственный университет: https://www.asu.ru/
4. Архив Министерства труда, занятости и миграции Кыргызской Республики. - Бишкек, 2011. - С. 18-26.
5. Бейсебаев Р.С. Алымкожоев А. - начальник Генерального штаба Кыргызстана. «Кыргызстан придерживается многовекторной политики и не ориентируется только на Россию. У нас хорошие отношения и связи также с другими странами, в том числе в вопросах безопасности». Интервью для журнала «Честь имею» 23.09.14 // Честь имею. Август 2014. № 3 (91-93). С. 12¬
15.
6. Бейшенбек Э. кызы. «Роснефть» вместо аэропорта приобрела БНК. URL: http://rus.azattyk.org/a/26621255.html (дата обращения:
05.10.2014).
7 В фокусе: Киргизия - развитие в сложных условиях // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Июль 2017. - М.: АЦ при Правительстве РФ, 2017. - С. 9.
8. В фокусе: Киргизия - развитие в сложных условиях // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Июль 2017. - М.: АЦ при Правительстве РФ, 2017. - С. 5.
9. Волынский А. Россия наращивает свое влияние в Кыргызстане. URL:
http ://russkg.ru/ index.php?option=com_content&view= article&id=5075:2014-08-
29-07-50-37&catid=33:2010-08-30-13-55-25&Itemid=1 (дата обращения:
09.09.2014).
10 Где, кроме прочего, президентов проинформируют о ходе ратификации Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступит в силу с 1 января 2018 г. Таможенный кодекс ЕАЭС придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, действующему с 2010 г.
11 «Газпром» официально стал владельцем «Кыргызгаза». ПЯЕ:
http://ecopartner.org/gazprom-oficialno-stal-vladelcem-kyrgyzgaza/ (дата
обращения: 19.09.2016).
12. Документы, подписанные по итогам государственного визита Президента Киргизской Республики Алмазбека Атамбаева в Российскую Федерацию: http://www.kremlin.ru/supplement/5209
13. Декларация об укреплении союзничества и стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Киргизской Республикой: http://www.kremlin.ru/supplement/5210
14. Достаточно подробный разбор основных действующих лиц президентской избирательной кампании был выполнен Е.Ионовой (См.: Ионова Е. Киргизия в год президентских выборов // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 1. С. 61-66.); общий анализ социально-экономической и политической ситуации в Киргизской республике накануне президентских выборов - Р.Зверевым, И.Рыжовым (См.: Зверев Р., Рыжов И. Киргизия накануне президентских выборов // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 3. С. 59-72.).
15 До 2010 г. нефтепродукты поставлялись на льготной основе, но затем Россия ввела стопроцентную пошлину. Повышение цен на горюче-смазочные материалы привело к обострению социально-экономической ситуации в стране. С 2011 г. российское правительство продлило льготы по экспортной пошлине на нефтепродукты. https://www.neft-product.ru/
16. Официальный сайт: Евразийская экономическая комиссия
кhttp://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/Pages/default.aspx
17 Евразийский экономический союз // СПб: ЦИИ ЕАБР, 2017. С. 147.
18.Официальный сайт Евразийский фонд стабилизация и развития: https://efsd.eabr.org/proiects/
19 Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 485 с.
20. Инвестиции в Кыргызской Республике 2002-2004 / Отв. ред. А.Ш.
Осмоналиев и др. - Бишкек: Нацстатком КР, 2005. С. 34.
21. Информационно аналитическое фонда исторической перспективы http://www.stoletie.ru/geopolitika/ssha ostaiutsa V ¡лт/п 391.html
22. Колесов В.П.,Кулаков М.В. Международная экономика:Учебник. -
М.:ИНФРА-М,2008.-472с.-(Учебники экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова).
23. Кыргызстан и Россия. История взаимоотношений суверенных государств (90-е годы XX века): сб. документов и материалов / Под ред. В.М. Плоских. - Бишкек: Илим, 2001.
24. Крутько А.А. Российско-киргизские отношения на современном этапе: состояние и перспективы // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 6. С. 5.
25 Количественные данные представлены согласно расчетам, выполненным Национальным статистическим комитетом КР за 2016 г. Подробнее см.: http://www.stat.kg/media/files/41aa1138-53c4-4dd7-afce-d6c854e1c065.pdf 4
26. Костенко Ю. На ремонт ГЭС Кыргызстана предусмотрено 29 миллионов 285 тысяч 770 сомов. иВЕ: http://arch.24.kg/economics/174094 -
27 КР денонсировала соглашения с РФ по строительству ГЭС. иВЕ: http://rus.azattyk.Org/a/27498915.html (дата обращения: 19.09.2016).
28. Соглашением между Правительствами Кыргызской Республики и
Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности Кыргызско- Российского Славянского университета (г. Бишкек, 09.09.1993 г.),
Постановлением Правительства Российской Федерации (г. Москва, №149 от 23.02.1994 г.), приказом №326-128/1 от 14.02.1994 г. Председателя Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию и приказом Министра образования и науки Кыргызской Республики. https://ofko.spb.ru/kyrgyzsko- rossijskii-slavyanskij-universitet/
29. Лукашова И.В. Влияние мирового экономического кризиса на заработную плату и денежные переводы кыргызстанских мигрантов // Вестник КРСУ. - 2010. - Т. 10. - № 5. - С. 15-20.
30. Матикеева С.К. Наследие Маккиндера: пророчество или?.. // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 4. С. 29.
31. министерство экономики Кыргызстан официальный сайт: http://mineconom.gov.kg/ru
32 Официальный сайт министерства иностранных дел РФ:
33. Московский комсомолец. - 22 ноября 2007.
34 Муксинова А.Р. Миграционные процессы: межгосударственное
сотрудничество России и Кыргызстана. - Бишкек, 2005. -151 с.
35.Официальный сайт: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Режим доступа: http ://www. stat.kg/ru/opendata/cate gory/30/
36 Официальный сайт новости дня в России и мире: http ://rbcdaily.ru/industry/562949991123692
37. Официальный сайт президента КР:
http://www.president.kg/ru/news/ukazy/10899
38. Официальный сайт ОДКБ: https://odkb-csto.org/
39. Отчет о денежно-кредитной политике. II квартал 2017 г. // Бишкек: Нацбанк КР, 2017. С. 9-10.
40 ОсОО Газпромнефть-Аэро Кыргызстан. ПКИ: 1111р:/Аууу.да/рготпеЙ (дата обращения: 07.06.2014).
41. ОАО «Газпром нефть». ИКЬ: http://www.gazprom-neft.kg/about (дата обращения: 07.06.2014).
42. О компании. «Газпром Нефть Азия». ПКЬ: http://www.gazprom-neft.kg/about (дата обращения: 07.06.2014).
43. Отдел статистики Организационно-аналитического управления Федеральной Миграционной Службы России. Информация получена по личному запросу автора А.А. Ормоновой.
44.Официальный сайт правительства Кыргызской республики : https://www. gov.kg/ru
45. Парамонов В.В., Столповский О.А. Россия и страны Центральной Азии: двустороннее сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 2. С. 65-66.
46. Посольство Российской Федерации в Киргизской Республике официальный
сайт: https://mfa.gov.kg/ru/dm/posolstvo-kyrgyzskoy-respubliki-v-rossiyskoy-
federacii
47 Поводом послужила прошедшая 19 сентября встреча президента Н.Назарбаева с лидером парламентской фракции партии «Республика - Ата- Журт», кандидатом в президенты О.Бабановым. Отметим, что МИД КР уже на следующий день в своей ноте выразило недовольство в связи с проведенной встречей и выражением поддержки со стороны главы Казахстана данному кандидату на предстоящих выборах
(http://www.mfa.gov.kg/news/view/idnews/3932). Президент Киргизии выступил с публичной критикой действий казахстанского руководства 7 октября, то есть за неделю до дня выборов, создавая тем самым мощный информационный повод, в совокупности с последующими событиями кардинально изменивший предвыборный дискурс.
48. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ // СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017.С. 52.
49. Официальный сайт Посольство Российской Федерации в Киргизской
Республике: ййрз://кугду7.ш1б.ги/-/у-Ь1зкеке-зоз1оа1за-зеш1паг-розуазеппу1-
беа1е1-позй-гоззцзко11ебегасп-у-з1?еге-зшг-1-гоззцзко1-екопош1сезко1-рошоз1- к1ГЩ7П
50.Официальный сайт Правительства Кыргызской республики:
1и1р:/Лууу.цоу.1<ш'-р 100296&1апд ги
51 Президент Алмазбек Атамбаев принял председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. НЯЕ:
http://www.president.kg/ru/news/3750_prezident_alm (дата обращения:
19.09.2016).
52. Пепе Эскобар. Россия и Китай смеются над принципом «разделяй и властвуй». НВЕ: http://iпosшi.гu/woг1d/20141226/225177910.htш1
53. По официальной информации, полученной из Комитета миграционной полиции МВД Республики Казахстан с января по август 2017г. в Казахстане было всего зарегистрировано 100 572 граждан КР (цели въезда: по служебным делам - 1 306; на работу - 4 294; по частным делам - 66 514; туризм - 27 457; учеба - 274).
54. Официальный сайт Российско-Кыргызских фонд развития: ЬЦр://ууу.^£огд/ги/
55. Рыжов И., Рогожина Е., Иващенко М. Шанхайская организация сотрудничества и угрозы региональной безопасности в Центральной Азии // Россия и новые государства Евразии. 2016. № 4. С. 63.
56.Официальный сайт Российская газета: https://rg.ru/2016/11/02/eksperty-
obsudili-vklad-rf-v-razvitie-kr.html
57. Российская газета. - 25 октября 2007.
58. Российская газета. - 14 сентября 2007.
59. Российско-киргизские отношения. Досье. НЕЕ: http://tass.ru/info/1371562 (дата обращения: 21.12.2014).
60. Россия наращивает свое влияние в Кыргызстане. НЕЕ: http://www.ca- portal.rU/article:13287 (дата обращения: 19.09.2016).
61. Рудов Г. Абсолютный приоритет для Киргизии // Международная жизнь. — 2001. — № 6. С. 82.
62. Рудов Г. Старт дипломатических отношений // Центральная Азия и Кавказ.
— 2001. — № 4 (16). С. 51. 196 Там же. С. 83
63.Официальный сайт СНГ: http://sng.su/
64 Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. Январь- октябрь 2017 г.
65 Согласно данным Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ, представленным в рамках 6-й российско-кыргызской межрегиональной конференции (http://www.tazabek.kg/news:1420961).
66. Сайт Посольства Российской Федерации в Киргизской Республике / Российско-киргизские отношения / Российско-киргизское сотрудничество в области образования и науки. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКБ: http://www.kyrgyz.mid.ru/obr.html
67. Соглашение между Правительством Киргизской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области высшего образования от 29 марта 1996 года. Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования // Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России. — М., 2009. С. 139. В соответствии с этим соглашением в двустороннем порядке могут организовываться филиалы на базе государственных высших учебных заведений обеих стран. В настоящее время в Киргизской Республике функционируют следующие филиалы российских вузов - КРСУ, Бишкекский филиал «Международного славянского института», Бишкекский филиал «Российского государственного торгово-экономического университета», филиал Балтийского государственного технического университета «Военмех», филиал Российского государственного социального университета в г. Ош, Кыргызско-Российская академия образования, Бишкекский, Ошский и Каракольский филиалы Московского института предпринимательства и права. https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration
68. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 27 марта 1995 года.
69 Трудовая миграция по-прежнему в большей степени характерна для населения южных регионов Киргизии.
70. Турдиева З.Т. Основные направления межгосударственного взаимодействия Российской Федерации и государств Центральной Азии в решении проблем международной безопасности. - Бишкек, 2011. - 86 с.
71. Текебаева и Кельдибекова объединила антироссийская риторика. ЦКЪ: http://www.vesti.kg/index.php?option=com_ У^й.кд.
72. Фомичева Н. В. Международная торговля: Учебное пособие для студентов специальности «Международная экономика». - Донецк: ДонНУ, 2001. - 160 с
73. Фергана информационный агентство:
https://www.fergananews.com/news.php?id=14451&mode=snews
74. Фирсова Н.А. Проблемы международной трудовой миграции: политико- правовые аспекты // Вестник КРСУ. - 2010. -Т. 10. - № 1. - С. 32-35.
75. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения : учебник для бакалавров / Р. И. Хасбулатов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 910 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
76 Цит. по: Воропаева В.А. Кыргызстан - Россия: история и современность // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3. С. 40.
77. Официальный сайт ШОС: http://rus.sectsco.org/
78 Официальный сайт экономика: http://tass.ru/ekonomika/3341817