Введение 4
1 Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия
6
1.1 Понятие «конкурентоспособность предприятия» 6
1.2 Понятие и виды конкурентных преимуществ 14
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 21
2 Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Максима» 28
2.1 Анализ показателей хозяйственной деятельности ООО «Максима» ...28
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Максима» 36
3 Направления роста конкурентоспособности ООО «Максима» 53
Заключение 60
Список литературы 65
Мир не неподвижен, информация постоянно обновляется, и игроки рынка ищут маркетинговые идеи, способы ведения бизнеса, новые перспективы своего продукта. Любой бизнес проверяется на прочность конкурентов, поэтому при разработке стратегии развития целесообразно учитывать их влияние, долю рынка, положение и поведение.
Сегодня недостаточно создать бренд, стратегию его продвижения и развития, работать над позиционированием, надеяться на лояльное отношение клиентов к компании. Это означает, что для компании важно представить конкурентные преимущества своему потенциальному клиенту, демонстрируя тем самым, что она может удовлетворить свои потребности.
Создание и реализация устойчивого конкурентного преимущества для продукта является приоритетом для любого бизнеса. Конкурентное преимущество обеспечивает стабильность, возможность долгосрочного роста, а также создает препятствия для выхода новых игроков на рынок.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентоспособности предприятия и создание путей его развития.
Главные задачи исследования:
-определить классификацию конкурентных преимуществ;
-провести анализ показателей привлекательности рынка и уровня конкурентоспособности ООО «Максима»;
-проработать пути повышения уровня конкурентоспособности ООО «Максима».
Предмет исследования - экономические отношения, появляющиеся в развитие работы предприятия на конкурентном рынке.
конкурентоспособность ООО «Максима».
Концепции и гипотезы, обоснованные в классических и современных трудах, стали основой теоретической и методологической основой исследования.
Методы исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, расчетно - аналитические методы, структурно-динамические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты оценки конкурентоспособности организации.Во второй главе анализируется конкурентоспособность и конкурентные преимущества ООО «МАКСИМА», в третьей главе разработаны направления повышения конкурентоспособности данного предприятия. Одно из которых значительно увеличивает прибыль от продаж.
Конкурентоспособность - это сложная характеристика экономического субъекта в течение определенного периода времени на данном рынке, отражающая конкурентное преимущество по нескольким критическим показателям - финансовым, экономическим, маркетинговым, промышленным, технологическим, человеческим и экологическим, а также своевременной адаптации к изменениям. внешние условия окружающей среды.
Конкурентоспособность компании определяется следующими факторами:
- качество продукции и услуг;
- наличие эффективной маркетинговой стратегии; - уровень управленческой и кадровой квалификации;
- технологический уровень производства; - налоговая среда, в которой работает компания;
- наличие источников финансирования. Есть несколько способов получить конкурентное преимущество:
- производить продукцию высокого качества;
- предлагать более низкие цены; - владеет собственной технологией производства; - иметь удобное географическое положение;
- обеспечить разработку и внедрение новых продуктов за меньшее время; - иметь известный бренд и репутацию;
- организовать отличное обслуживание клиентов.
ВКР проанализировала конкурентную систему управления преимуществами ООО «МАКСИМА».
ООО Максима ИНН 2263021734 ОГРН 1022202408557 зарегистрировано 31.05.2002 по юридическому адресу 658080, Алтайский край, город
Новоалтайск, улица Анатолия, 43. Статус организации: действующая.
Руководителем является директор Ильин Игорь Георгиевич (ИНН 220801547153). Размер уставного капитала - 1 036 000 рублей.
В выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителя указано 1 физическое лицо. Основной вид деятельности - Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, также указано 12 дополнительных видов. Организация присутствует в реестре Малого и среднего бизнеса (МСП) как малое предприятие с 1 августа 2016 г.. В исторических сведениях доступно 30 записей об изменениях, последнее изменение датировано 11 октября 2019 г..
Организация состоит на учете в налоговом органе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю с 27 апреля 2004 г., присвоен КПП 220801001. Регистрационный номер в ПФР - 032006001911, ФСС - 220563294922051.
За 2019 год выручка возросла на 34651 тыс.руб. или на 44%, что выше чем в 2018 году где рост составил 22785 тыс.руб.
Прирост себестоимости в 2019 году составил 54,84% или 36678 тыс.руб.
Чистая прибыль незначительно уменьшилась за 2019 год, на 20 тыс.руб. за счет роста прочих расходов и меньшей валовой прибыли. В 2018 году рост составлял 291 тыс.руб.
за 2019 год общая величина активов увеличилась на 7151 тыс.руб. или 95,35%, что выше показателя за 2018, где величина активов увеличилась на 2877 тыс.руб. или 57,54%.
структуре оборотных активов в 2018 году более серьезное изменение было вызвано ростом на 1540 тыс.руб. статьи «Дебиторская задолженность», по сравнению с базовым, 2017 годом. Однако в 2019 году сильно выросли запасы, а именно на 180,44%.
В структуре пассива баланса собственный капитал составляет 49,76%, но при этом сильно выросла кредиторская задолженность на 2019 год 24,54% по сравнению с 2018 13,92%. Организация живет в основном за счет собственных средств.
Финансовый цикл имеет положительную величину, что говорит о том, что организация живет в основном за счет собственных средств.
Выделим конкурентные преимущества ООО «МАКСИМА»:
- Сильно развитая организационная структура;
- налаженные отношения с поставщиками;
- довольно лояльный уровень цен;
- близость к покупателю.
К недостаткам работы ООО «МАКСИМА» можно отнести:
- отсутствие рекламы для покупателей;
- отсутствие стимулирования потребителей;
- отсутствие сопутствующих товаров;
- недостаточно высокие финансовые показатели;
Для повышения конкурентоспособности предлагается следующее.
1. Привлечение покупателей с помощью введения системы скидочных баллов.
2. Создание приложения с функцией онлайн корзины. Покупатели в режиме онлайн смогут отслеживать цены на товары и собирать покупку непосредственно в самом приложении. Во время пандемии будет пользоваться увеличенным спросом.
3. Продажа попутных товаров, а именно открытие зоны с продажей канцелярии, новостных газет. Существует мнение, что продажа попутных товаров в продовольственных магазинах зачастую приносит немало прибыли, чем непосредственно продажа продуктов. Правда это или нет, вопрос до сих пор открыт. Однако факт, что попутные товары пользуются большим спросом и небольшой отдел при магазине никогда не бывает убыточным, неоспорим. Покупателей не смущает, что цены в таких отделах как правило на 15-20% выше, чем в специализированных киосках и книжных магазинах. Для магазинов ассортимент попутных товаров подбирается особенно тщательно. Это обусловлено небольшой площадью магазина и склада. Все товары здесь подразделяют на три основные группы:
1. Товары для детей: игрушки, раскраски, брелоки, школьная атрибутика;
2. Так называемые товары импульсного спроса - то есть те товары, которые человек покупает под влиянием внезапно нахлынувшего желания, а не приходит за ними целенаправленно;
3. Те товары, которые можно купить и в супермаркете, но ближе в магазине (различная канцелярия, тетрадки). В последнее время отмечается тенденция повышения спроса на товары для безопасности здоровья (антисептики, маски, перчатки). Попутные товары, открытие зоны для продаж канцелярии. Таким образом выручка увеличится на 4242тыс руб, а прибыль от продаж увеличилась на 2232 тыс. руб..
4. Предлагается пользоваться следующим зонированием магазина:
1. Холодная зона - расположенна далеко от входа и кассы. Тут должны быть расположенны товары первой необходимости, т.к покупатели в них нуждаются и готовы их искать.
2. Красная зона находится между входом и кассой. Благодаря такому расположению товара покупатели будут видеть ассортимент пока идут до кассы.
3. Теплая зона расположена в торговом зале в стороне от «красной зоны», но должна просматриваться при входе в магазин. Здесь расположены товары «импульсно-вынужденного спроса». Покупатель должен иметь возможность легко их находить и быть уверенным в том, что этот товар есть в наличии.
Таким образом, предложенные мероприятия повысят конкурентный статус предприятия.
1. Спиридонов И. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. — М.: ИНФРА-М., 1998. — С.15.
2. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер .- М.:Литагент, 2018.-542 с.
3. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2007.
4. Фатхутдинов, аналогия Р.А. аналогия Управление аналогия конкурентоспособностью аналогия организации аналогия / аналогия Р.А.Фатхутдинов. аналогия - аналогия М: аналогия Изд-во аналогия Эксмо, аналогия 2015. аналогия - аналогия 544 аналогия с.
5. Большая советская энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. (Дата обращения 20.09.2015).
6. Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: КНОРУС, 2015. - 148 с.
7. Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю : монография / Р. А. Фатхутдинов. - М. : РИА Стандарты и качество, 2009. - 464 с.
8. Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Т. Г. Паничкина. - М.: ОмегаЛ, 2009. - 328 с
9. Орехова, аналогия С.В. аналогия Системная аналогия модель аналогия формирования аналогия устойчивых аналогия конкурентных аналогия преимуществ аналогия фирмы аналогия / аналогия С. аналогия В. аналогия Орехова аналогия // аналогия Вестник аналогия Челябинского аналогия государственного аналогия университета. - аналогия 2016.- аналогия № аналогия 18.- аналогия с. аналогия 103-110.
10. Экономико-математический словарь: Словарь современной
экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2009.
11. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д. э. н. Осадчая И. М. 2010.
12. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 67.
13. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
14. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.
15. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.С. 52.
16. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью Издательство: Омега-Л Год: 2009, С. 27.
17. Бовэ К. Л., Аренс Ч. Ф. Современная реклама. «Довгань», — Тольятти, 2015. С. 79.
18. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2010. С. 94.
19. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М: Изд-во Эксмо, 2016, С. 31.
20. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории [Текст] / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. - 2015. - № 4. - С. 181-185.
21. Запекина, Н. В. Конкурентное преимущество: методологические аспекты формулирования и учет влияния практики рыночного поведения [Текст] / Н. В. Запекина // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С.125-128.
22. Сафиуллин, А. Р. Многоуровневый подход к управлению конкурентными преимуществами [Текст] / А. Р. Сафиуллин // Известия УрГЭУ. - 2010. - № 2 (28). - С. 19-25.
23. Селюков, М.В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков // Экономические науки.- 2015.- №8.- с. 449-454.
24. Тиханов, Е.А. Научные основы повышения
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов / Е. А. Тихонов // Научный журнал «Globus».- 2016.-№3.- с. 29-34.
25. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник
/Р.А.Фатхутдинов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2016. - 640 с.
26. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2018. - 335 с.
27. Коломейчук, П.Р. Основные подходы оценки
конкурентоспособности в условиях рыночной экономики / П. Р. Коломейчук //Вопросы экономики.- 2017.- №11.- с.14-21.
28. Бамазаев, Г.Л. Основы маркетинга / Г.Л.Багиев. - СПб.: Питер,2016. - 736с.
29. Маркетинг: теория и практика : Учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. С. В. Карповой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 408 с.
30. Маркетинг: Учебник / под ред. И. В. Липсица. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 576 с.
31. Мельникова, Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности / Т. Ф. Мельникова // Молодой ученый.- 2017.- №15.- с. 431-435.
31. Моисеенко, Ж. Н. Роль маркетинга в управлении предприятием / Ж.
Н. Моисеенко // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015.-
№ 6.- с.173-179.
33. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : Учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 194 с.
34. Назарова, О.А. Конкурентный статус компании: определение и оценка / О.А.Назарова// Экономика и социум.-2017.-№12(43).
35. Орехова, С.В. Системная модель формирования устойчивых конкурентных преимуществ фирмы / С. В. Орехова // Вестник Челябинского государственного университета.- 2016.- № 18.- с. 103-110.
36. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]: Режим доступа:дкд.ги
37. Переверзев, М.П. Менеджмент / М.П. Переверзев, Н.А.Шайденко. -М.: Инфра-М, 2016. - 394 с.
38. Поляничкин, Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю. А. Поляничкин // Бизнес в законе.- 2017.- №3.- с. 191-194.
39. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер .- М.:Литагент, 2018.-542 с.
40. Потеев, А.Т. Системная диагностика как важнейшее условие эффективного управления предприятием / А. Т. Потев // Культура народов Причерноморья. Научный журнал.- 2017.- №245.- с.18-23.
41. Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент : Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко- Москва : Юрайт, 2015.- 540 с.
42. Розанова, Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка / Н.М. Розанова, И.В. Зороастрова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 279 с.
43. Рощин, С.Ю. Экономика труда : Учебное пособие / С.Ю. Рощин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 244 с.
44. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: Учебник / Г. В. Савицкая. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 649 с.
45. Селюков, М.В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков // Экономические науки.- 2015.- №8.- с. 449-454.
46. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности организации: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 378 с.
47. Слепов, В. А. Финансовый менеджмент для бакалавров экономики :Учебное пособие / В. А. Слепов, Е. В. Лисицына. - Москва : ИД ФБК ПРЕСС, 2015. - 272 с
48. Согачева, О. В. Использование маркетинговых коммуникаций и pr-менеджмента в современных социально-экономических условиях как инструмента оценки конкурентоспособности организации: практический аспект О. В. Согачева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- 2017.- № 2 (27).- с. 164-170.
49. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2018. - 335 с.
50. Тиханов, Е.А. Научные основы повышения
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов / Е. А. Тихонов // Научный журнал «Globus».- 2016.№3.- с. 29-34.
51. Трубицина, В. А. Роль маркетинга в деятельности предприятия / В.Трубицина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. №34.- с. 245-249.
52. Умавов, Ю. Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю. Д. Умавов, Т. А. Камалова. - М.: КНОРУС, 2016. - 236 с.
53. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник
/Р.А.Фатхутдинов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2016. - 640 с.
54. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А.Фатхутдинов. - М: Изд-во Эксмо, 2015. - 544 с.
55. Фомичева, Л. М. Маркетинг: учебное пособие / Л.М.Фомичева. - М.: Юго-Зап.ГУ, 2016. - 202 с.
56. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : Учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. - 192 с.
57. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: Учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 345 с.
58. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов.М.: Гном-пресс, 2014.- 304 с.