ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭЛИТ С ИНСТИТУТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности церковно-государственных отношений в Российской Федерации в 1990-2021 гг 8
1.1. Взаимодействие патриарха Алексия II с институтами государственной
власти (1990-2008 гг.) 8
1.2. Взаимодействие патриарха Кирилла с институтами государственной
власти (2008-2021 гг.) 21
Глава 2. Церковно-государственные отношения на территории Алтайского
края в 1990-2020 гг 34
2.1. Особенности церковно-государственных отношений в период служения
епископов Антония и Максима (1994-2013) 34
2.2. Особенности церковно-государственных отношений в период служения
епископов Сергия и Романа (2013-2020 гг.) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ГЛАВА 1. Особенности церковно-государственных отношений в Российской Федерации в 1990-2021 гг 8
1.1. Взаимодействие патриарха Алексия II с институтами государственной
власти (1990-2008 гг.) 8
1.2. Взаимодействие патриарха Кирилла с институтами государственной
власти (2008-2021 гг.) 21
Глава 2. Церковно-государственные отношения на территории Алтайского
края в 1990-2020 гг 34
2.1. Особенности церковно-государственных отношений в период служения
епископов Антония и Максима (1994-2013) 34
2.2. Особенности церковно-государственных отношений в период служения
епископов Сергия и Романа (2013-2020 гг.) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность. Изучение научного спектра взаимовлияния конфессии и процессов политики в современном мире играет особую роль для выявления современной политической ситуации в Российской Федерации. На сегодняшний день перед рядом научных дисциплин, в том числе политологии и религиоведения стоит задача изучить роль религии в современных процессах принятия политических решений.
Религиозный институт, который существует в определенной политической системе, со временем начинает срастаться с политическим режимом. Вмешательство религиозной организации в политическую жизнь страны усиливает политизацию взаимодействия между ней и обществом, а также расширяет присутствие религиозного фактора в политическом процессе. В современном мире и политические и религиозные лидеры становятся важным фактором формирования социально-политической жизни общества.
Данные обстоятельства актуализируют тему данной дипломной работы актуальной как в плане понимания сущности взаимодействия религиозных элит с институтами государственной власти, так и в плане политических практик, связанных с политизацией религии и связанных с религией политических процессов в современном обществе.
Степень разработанности темы. Существует множество работ, посвященных исследованию взаимодействия РПЦ и государственных органов, например, работы А.Н. Шахова, А.М. Колядина1, и А. Г. Верховского2, О. Ф. Шаброва3
К этой теме можно также отнести статьи Б.М. Лукичева4, в которых освещается тема государственно-церковных взаимоотношений в период патриаршества Алексия II.
Также стоит указать работы С. Л. Фирсова5, посвященные
взаимодействию церкви и государства в период патриаршества Кирилла.
Источниковую базу исследования составляет комплекс различных документов. Выявленные источники представлены следующими группами.
Первая группа источников это законы и нормативные акты. Конституционные акты, которые определяют базовые основы религиозной повестки государства, а также закрепляют принцип свободы вероисповедания и совести на территории Российской Федерации.
Вторая группа источниковой базы представлена источниками личного происхождения. Сюда можно отнести комментарии, официальные и неофициальные заявления, общение с электоратом, тематические доклады конфессиональных и государственных представителей Российской Федерации. Именно политические и религиозные лидеры способны определять основную повестку при сотрудничестве религиозного и государственного института в лице Русской православной церкви и Российской Федерации.
Третья группа источниковой базы представлена публицистической литературой и материалами русскоязычных статей, посвященных взаимодействию религиозных и политических элит и институтов6.
Объектами исследования являются религиозная элита и ее связь с государственными учреждениями и лицами светской власти.
Предметом исследования выступают взаимодействие между представителями религиозных элит с органами государственной власти РФ.
Цель дипломной работы - рассмотрение процесса взаимодействия религиозных элит с государственными органами власти.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть механизмы взаимодействия религиозных элит различного уровня и представителей государственных структур;
• проанализировать деятельность в сфере религии и политики
патриарха Русской православной церкви Алексия II;
• проанализировать деятельность в сфере религии и политики
патриарха Русской православной церкви Кирилла, еписокопов Максима, Антония, Романа, а также митрополита Сергия
Методология и методы исследования. Методологической основой данного исследования выступают общепризнанная методология как специальных, так и научных методов исследования. Аналитический и проблемно-хронологические методы составляют основу общенаучных методов исследования6 7.
Для анализа информации были использованы следующие прикладные методы: сравнительный анализ и контент-анализ.
Сравнительный анализ позволяет количественно сопоставить объекты разных свойств. Так, например, во второй главе работы при сопоставлении итогов правления четырех барнаульских митрополитов и епископов, учитывались следующие характеристики: взаимодействие с властями, местным населением, итоги политики.
Контент-анализ - данный метод подвергает исследованию материалы различных сайтов, как государственных, так и конфессиональных. Данный метод помогает сформировать концепцию государственно-
конфессиональных отношений. Российская классическая традиция социологических исследования определяет контент-анализ как анализ текстовых массивов с целью последующей интерпретации выявленных закономерностей. В настоящем исследовании контент-анализ применялся повсеместно, в основном выявлялись механизмы и закономерности взаимодействия с властями, согласно пресс-релизам государственных порталов и заявлением иерархов. Контент-анализ, который проводился в настоящем исследовании помог понять многие процессы взаимодействия государства и церкви, которые могут быть определены как кооперационные.
Территориальные рамки исследования составляют
административно-территориальные границы Российской Федерации, в том числе, территорию Алтайского края.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 г. по 2021 г. Нижняя граница связана с образованием РФ и началом функционирования патриархии, что позволило вывести деятельность Русской православной церкви и взаимодействие духовных и светских властей на новый уровень. Выбор верхней границы позволяет проанализировать механизмы взаимодействия между светскими и религиозными властями в настоящее время.
Новизна исследования. Данное исследование систематизирует накопленный опыт в изучении взаимодействия религиозных элит с органами государственной власти в России, а также его влияние на религиозную и политическую обстановку в современной России.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в качестве учебного пособия, например, для чтения лекций и подготовки студентов по таким направлениям как история, политология и религиоведение и т. д.
Структура дипломной работы согласуется с целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, а также заключения.
Религиозный институт, который существует в определенной политической системе, со временем начинает срастаться с политическим режимом. Вмешательство религиозной организации в политическую жизнь страны усиливает политизацию взаимодействия между ней и обществом, а также расширяет присутствие религиозного фактора в политическом процессе. В современном мире и политические и религиозные лидеры становятся важным фактором формирования социально-политической жизни общества.
Данные обстоятельства актуализируют тему данной дипломной работы актуальной как в плане понимания сущности взаимодействия религиозных элит с институтами государственной власти, так и в плане политических практик, связанных с политизацией религии и связанных с религией политических процессов в современном обществе.
Степень разработанности темы. Существует множество работ, посвященных исследованию взаимодействия РПЦ и государственных органов, например, работы А.Н. Шахова, А.М. Колядина1, и А. Г. Верховского2, О. Ф. Шаброва3
К этой теме можно также отнести статьи Б.М. Лукичева4, в которых освещается тема государственно-церковных взаимоотношений в период патриаршества Алексия II.
Также стоит указать работы С. Л. Фирсова5, посвященные
взаимодействию церкви и государства в период патриаршества Кирилла.
Источниковую базу исследования составляет комплекс различных документов. Выявленные источники представлены следующими группами.
Первая группа источников это законы и нормативные акты. Конституционные акты, которые определяют базовые основы религиозной повестки государства, а также закрепляют принцип свободы вероисповедания и совести на территории Российской Федерации.
Вторая группа источниковой базы представлена источниками личного происхождения. Сюда можно отнести комментарии, официальные и неофициальные заявления, общение с электоратом, тематические доклады конфессиональных и государственных представителей Российской Федерации. Именно политические и религиозные лидеры способны определять основную повестку при сотрудничестве религиозного и государственного института в лице Русской православной церкви и Российской Федерации.
Третья группа источниковой базы представлена публицистической литературой и материалами русскоязычных статей, посвященных взаимодействию религиозных и политических элит и институтов6.
Объектами исследования являются религиозная элита и ее связь с государственными учреждениями и лицами светской власти.
Предметом исследования выступают взаимодействие между представителями религиозных элит с органами государственной власти РФ.
Цель дипломной работы - рассмотрение процесса взаимодействия религиозных элит с государственными органами власти.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть механизмы взаимодействия религиозных элит различного уровня и представителей государственных структур;
• проанализировать деятельность в сфере религии и политики
патриарха Русской православной церкви Алексия II;
• проанализировать деятельность в сфере религии и политики
патриарха Русской православной церкви Кирилла, еписокопов Максима, Антония, Романа, а также митрополита Сергия
Методология и методы исследования. Методологической основой данного исследования выступают общепризнанная методология как специальных, так и научных методов исследования. Аналитический и проблемно-хронологические методы составляют основу общенаучных методов исследования6 7.
Для анализа информации были использованы следующие прикладные методы: сравнительный анализ и контент-анализ.
Сравнительный анализ позволяет количественно сопоставить объекты разных свойств. Так, например, во второй главе работы при сопоставлении итогов правления четырех барнаульских митрополитов и епископов, учитывались следующие характеристики: взаимодействие с властями, местным населением, итоги политики.
Контент-анализ - данный метод подвергает исследованию материалы различных сайтов, как государственных, так и конфессиональных. Данный метод помогает сформировать концепцию государственно-
конфессиональных отношений. Российская классическая традиция социологических исследования определяет контент-анализ как анализ текстовых массивов с целью последующей интерпретации выявленных закономерностей. В настоящем исследовании контент-анализ применялся повсеместно, в основном выявлялись механизмы и закономерности взаимодействия с властями, согласно пресс-релизам государственных порталов и заявлением иерархов. Контент-анализ, который проводился в настоящем исследовании помог понять многие процессы взаимодействия государства и церкви, которые могут быть определены как кооперационные.
Территориальные рамки исследования составляют
административно-территориальные границы Российской Федерации, в том числе, территорию Алтайского края.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 г. по 2021 г. Нижняя граница связана с образованием РФ и началом функционирования патриархии, что позволило вывести деятельность Русской православной церкви и взаимодействие духовных и светских властей на новый уровень. Выбор верхней границы позволяет проанализировать механизмы взаимодействия между светскими и религиозными властями в настоящее время.
Новизна исследования. Данное исследование систематизирует накопленный опыт в изучении взаимодействия религиозных элит с органами государственной власти в России, а также его влияние на религиозную и политическую обстановку в современной России.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в качестве учебного пособия, например, для чтения лекций и подготовки студентов по таким направлениям как история, политология и религиоведение и т. д.
Структура дипломной работы согласуется с целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, а также заключения.
Новый вектор жизни Русской православной церкви и взаимоотношений между российскими властями и Московским Патриархатом был достигнут при патриархе Алексии II. Он сумел вернуть церкви необходимый правовой статус и авторитет и в сложный для российского общества период выстроить такие отношения с государством, которые при полной свободе любых религиозных объединений поставили Русскую православную церковь на первое место, как исторически значимой.
Патриарх в лице Алексия II стал одним из главных официальных лиц в обществе, в исследовании были приведены примеры такого статуса, упоминание Бога в государственном гимне, федеральных законах, многочисленных встречах с официальными лицами иностранных государств, чиновниками Российской Федерации. Алексий II в годы упадка Советской власти принимал активное участие в политической жизни, когда осуждал насилие и поддерживал демократические силы, что очень сильно повлияло на отношения демократических властей с церковью. Патриарх смог добиться того, что некоторые церковные праздники были объявлены общероссийскими, а для политической элиты стало нормой публично посещать церковные службы во время проведения церковных праздников.
Кроме того, Патриарх начал политику возврата раннее отнятого у церкви имущества, а также возродил традицию Крестных ходов, что стало актом «политической демонстрации» православия, так как раньше шествия и митинги проходили сугубо под атеистическими лозунгами. В это же время было предпринято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в Москве на его историческом месте, что должно было подчеркнуть историческую справедливость и торжество церкви в обществе. Патриарх смог добиться от государства, в котором каждая религия равна перед законом, положения о «традиционных религиях», которые выделяли те религии, которые пользуются большим преимуществом при регистрации. Такие решения не смогли бы быть приняты, если бы политический авторитет
патриарха представляло другое лицо, более лояльное или менее предприимчивое. Патриарх присутствовал на всех инаугурациях президентов, светских политических деятелей. Эта традиция теперь является постоянной, что говорит нам о близком сотрудничестве Русской православной церкви и Российской Федерации. Президент и патриарх характеризуют отношения между собой как партнерские. Высший иерарх успешно продвигает православные ценности в государственноконфессиональной повестке, например, церковь сумела добиться отмены создания органа по делам религии, который, между прочим, предлагался самим Президентом. Последний в свою очередь часто посещает Архиерейские Соборы Русской православной церкви, где активно вникает во многие церковные проблемы.
Возвращаясь к законодательным вопросам, следует отдать должное патриарху и церкви, ведь именно они лоббируют большинство законов по защите прав религий, в частности, налоговые льготы, «реституцию» имущества, защищают свободу совести и убеждений. Религиозные светские образования и расширение культурного влияния на общество также стало возможным по инициативе Русской православной церкви. Ведь именно под ее давлением стала возможна государственная аккредитация религиозных учебных заведений. Нередко патриарх выступал и как гарант разрешения международных проблем, показывая, тем самым, что Московский Патриархат не бросает своих православных братьев и за рубежом.
Именно благодаря деятельности патриарха стало возможным взаимодействие со всеми федеральными органами России, в сфере здравоохранения, социальной защиты, армии, полиции, культурными и образовательными учреждениями, исправительными организациями. Со всеми ними Церковь может без проблем сотрудничать и проводить свою политику.
Стоит отметить, что далеко не каждый религиозный деятель смог бы проводить такую успешную политику по взаимодействию с государственными органами. Вклад Московских патриархов, взявших традицию от Алексия II, позволяет и по сей день продвигать православные ценности и инициативы и оказывать влияние, как на общество, так и на светскую власть, несмотря на то, что формально такого влияния оказываться не может.
На региональном уровне, в частности, на территории Алтайского края, наблюдается не такой однозначный консенсус церковных и светских властей. Епископ Антоний являлся неоднозначной фигурой в православном мире. Он известен, как один из организаторов попытки раскола между Российской и Украинской церквями. Затем отрекся от этой позиции и был «сослан» в Алтайский край, где под его началом была образована Алтайская и Барнаульская епархия. Большой политический опыт позволил ему без труда наладить политические контакты с региональными властями Алтайского края. Период его правления характеризовался засильем «опальных» Украинских священников. Он сумел установить достаточно прочные отношения с политической и военной элитой, а также с представителями правоохранительных органов. Фактов о его правлении в новостных и исторических сводках сохранилось очень немного. По преобладающим критическим статьям можно сделать вывод, что в целом он выстраивал с государством компромиссные отношения, а его первоочередными задачами являлось наведение внутреннего порядка в церковном управлении, увеличение количества приходов, совершенствование налоговой системы, сопровождавшиеся его критикой.
Следующий Алтайский иерарх в лице епископа Максима предстал перед нами в достаточно однозначной позиции. Отношения с властями он выстраивал в одностороннем порядке, отстаивая интересы православия. Это прослеживается в отказе участвовать в религиозных конференциях с другими религиозными объединениями, жесткой критике власти по поводу «реституции» религиозных зданий. В свою очередь региональные власти пытались решить все проблемные вопросы, обозначенные епископом Максимом. Он сумел добиться возвращения в лоно церкви многих зданий по программе реституции, тем самым показав себя достаточно сильным и бескомпромиссным политиком.
Митрополит Сергий и епископ Роман коренным образом изменили сложившийся стиль взаимодействия с региональными властями, выстраиваемый диалог стал более лояльным и конформным. Следует отметить, что это принесло церкви гораздо больше пользы. На территории Алтайского края стала действовать митрополия, которая смогла заключить договоры о сотрудничестве с большинством государственных учреждений Алтайского края. Из года в год наблюдается увеличение количества приходов, многие инициативы иерарха поддерживаются светскими властями.
В заключение следует отметить, что религиозная власть в лице церкви и государственная власть на данный момент преследуют одни и те же ценности, возрождение традиционных ценностей, поддержание института семьи и защиты материнства. В этой связи Русская православная церковь будет оставаться защитником действующей власти и проводимой политики Президента, а последний, в свою очередь, будет всячески расширять ее присутствие в обществе. Таким образом, наблюдается «симфония» между представителями элит.
Патриарх в лице Алексия II стал одним из главных официальных лиц в обществе, в исследовании были приведены примеры такого статуса, упоминание Бога в государственном гимне, федеральных законах, многочисленных встречах с официальными лицами иностранных государств, чиновниками Российской Федерации. Алексий II в годы упадка Советской власти принимал активное участие в политической жизни, когда осуждал насилие и поддерживал демократические силы, что очень сильно повлияло на отношения демократических властей с церковью. Патриарх смог добиться того, что некоторые церковные праздники были объявлены общероссийскими, а для политической элиты стало нормой публично посещать церковные службы во время проведения церковных праздников.
Кроме того, Патриарх начал политику возврата раннее отнятого у церкви имущества, а также возродил традицию Крестных ходов, что стало актом «политической демонстрации» православия, так как раньше шествия и митинги проходили сугубо под атеистическими лозунгами. В это же время было предпринято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в Москве на его историческом месте, что должно было подчеркнуть историческую справедливость и торжество церкви в обществе. Патриарх смог добиться от государства, в котором каждая религия равна перед законом, положения о «традиционных религиях», которые выделяли те религии, которые пользуются большим преимуществом при регистрации. Такие решения не смогли бы быть приняты, если бы политический авторитет
патриарха представляло другое лицо, более лояльное или менее предприимчивое. Патриарх присутствовал на всех инаугурациях президентов, светских политических деятелей. Эта традиция теперь является постоянной, что говорит нам о близком сотрудничестве Русской православной церкви и Российской Федерации. Президент и патриарх характеризуют отношения между собой как партнерские. Высший иерарх успешно продвигает православные ценности в государственноконфессиональной повестке, например, церковь сумела добиться отмены создания органа по делам религии, который, между прочим, предлагался самим Президентом. Последний в свою очередь часто посещает Архиерейские Соборы Русской православной церкви, где активно вникает во многие церковные проблемы.
Возвращаясь к законодательным вопросам, следует отдать должное патриарху и церкви, ведь именно они лоббируют большинство законов по защите прав религий, в частности, налоговые льготы, «реституцию» имущества, защищают свободу совести и убеждений. Религиозные светские образования и расширение культурного влияния на общество также стало возможным по инициативе Русской православной церкви. Ведь именно под ее давлением стала возможна государственная аккредитация религиозных учебных заведений. Нередко патриарх выступал и как гарант разрешения международных проблем, показывая, тем самым, что Московский Патриархат не бросает своих православных братьев и за рубежом.
Именно благодаря деятельности патриарха стало возможным взаимодействие со всеми федеральными органами России, в сфере здравоохранения, социальной защиты, армии, полиции, культурными и образовательными учреждениями, исправительными организациями. Со всеми ними Церковь может без проблем сотрудничать и проводить свою политику.
Стоит отметить, что далеко не каждый религиозный деятель смог бы проводить такую успешную политику по взаимодействию с государственными органами. Вклад Московских патриархов, взявших традицию от Алексия II, позволяет и по сей день продвигать православные ценности и инициативы и оказывать влияние, как на общество, так и на светскую власть, несмотря на то, что формально такого влияния оказываться не может.
На региональном уровне, в частности, на территории Алтайского края, наблюдается не такой однозначный консенсус церковных и светских властей. Епископ Антоний являлся неоднозначной фигурой в православном мире. Он известен, как один из организаторов попытки раскола между Российской и Украинской церквями. Затем отрекся от этой позиции и был «сослан» в Алтайский край, где под его началом была образована Алтайская и Барнаульская епархия. Большой политический опыт позволил ему без труда наладить политические контакты с региональными властями Алтайского края. Период его правления характеризовался засильем «опальных» Украинских священников. Он сумел установить достаточно прочные отношения с политической и военной элитой, а также с представителями правоохранительных органов. Фактов о его правлении в новостных и исторических сводках сохранилось очень немного. По преобладающим критическим статьям можно сделать вывод, что в целом он выстраивал с государством компромиссные отношения, а его первоочередными задачами являлось наведение внутреннего порядка в церковном управлении, увеличение количества приходов, совершенствование налоговой системы, сопровождавшиеся его критикой.
Следующий Алтайский иерарх в лице епископа Максима предстал перед нами в достаточно однозначной позиции. Отношения с властями он выстраивал в одностороннем порядке, отстаивая интересы православия. Это прослеживается в отказе участвовать в религиозных конференциях с другими религиозными объединениями, жесткой критике власти по поводу «реституции» религиозных зданий. В свою очередь региональные власти пытались решить все проблемные вопросы, обозначенные епископом Максимом. Он сумел добиться возвращения в лоно церкви многих зданий по программе реституции, тем самым показав себя достаточно сильным и бескомпромиссным политиком.
Митрополит Сергий и епископ Роман коренным образом изменили сложившийся стиль взаимодействия с региональными властями, выстраиваемый диалог стал более лояльным и конформным. Следует отметить, что это принесло церкви гораздо больше пользы. На территории Алтайского края стала действовать митрополия, которая смогла заключить договоры о сотрудничестве с большинством государственных учреждений Алтайского края. Из года в год наблюдается увеличение количества приходов, многие инициативы иерарха поддерживаются светскими властями.
В заключение следует отметить, что религиозная власть в лице церкви и государственная власть на данный момент преследуют одни и те же ценности, возрождение традиционных ценностей, поддержание института семьи и защиты материнства. В этой связи Русская православная церковь будет оставаться защитником действующей власти и проводимой политики Президента, а последний, в свою очередь, будет всячески расширять ее присутствие в обществе. Таким образом, наблюдается «симфония» между представителями элит.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Государственные коммуникации в системе развития межнациональных отношений
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Правовое просвещение в процессе борьбы с коррупцией ( на материалах Администрации города Владимира)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ РФ)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Внутренняя политика Октавиана Августа: исторические и методические аспекты преподавания на уроках истории в средней школе (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002





