Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛОЖЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН СИБИРИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX В.

Работа №90267

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы54
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАССЕЛЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ В СИБИРИ В XIII -
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв 14
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ
СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в. - 1905 г 21
2.1 Основные направления политики Российской империи в отношении старообрядчества во
второй половине XIX - начале XX веков 21
2.2 Деятельность органов государственной власти и Русской Православной Церкви в вопросе
борьбы с расколом в Сибири 27
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН СИБИРИ В УСЛОВИЯХ
ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1905-1917 ГГ 34
3.1 Общие положения политики Российской империи в отношении старообрядчества в 1905­
1917 гг 34
3.2 Положение сибирского старообрядчества в условиях либерализации религиозного
законодательства 1905-1917 гг 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Актуальность исследования. Религия безусловно является неотъемлемой частью русской истории и культуры. На протяжении многих веков Россия была поликонфессиональным государством, что приводило к возникновению религиозных конфликтов. Однако разногласия возникали не только между разными верованиями, но и внутри одной конфессии. Так, во второй половине XVII в. в Русской православной церкви произошёл раскол, причиной которому послужила церковная реформа патриарха Никона, заключавшаяся в изменении богослужебных обрядов. Сторонники старых обрядов получили название «старообрядцы» и на долгое время были подвергнуты гонениям. С середины XVII в. и вплоть до 1905 года староверы находились в полулегальном положении. Все законы, якобы призванные в какой-то степени легализировать положение старообрядчества, были полны противоречий и на практике не работали. Невозможно игнорировать тот факт, что до начала XX века активно велись уголовные преследования «раскольников», особенно непростая ситуация складывалась на территориях, удалённых от центра. Ситуация существенно меняется в 1905 году с выходом указа «Об укреплении начал веротерпимости», старообрядчество впервые за всю историю своего существования получает равные с представителями официального православия гражданские права.
Всё вышесказанное подводит к мысли о том, что исследование данной проблемы актуально как для изучения отечественной истории, а именно: получения более полного представления о социальной и духовной жизни населения Российской империи в XVIII - начале XX вв., так и для приобретения знаний в области религиозной конфликтологии, которые в будущем помогут урегулировать религиозные разногласия как внутри страны, так и за её пределами. Выводы, полученные в рамках изучения данной проблемы, могут стать опытом для проведения государственно­конфессиональной политики в современной России в условиях увеличения количества религиозных организаций и возрастания их роли во всех сферах жизни общества. Так же стоит отметить, что отношения между Русской Православной Церковью и старообрядчеством и на сегодняшний день окончательно не урегулированы.
Степень разработанности темы. Проблематика и историография исследования старообрядчества остаются актуальными по сей день. На современном этапе проявлен интерес к разным аспектам старообрядчества. К ним относятся история и историография старообрядчества и отдельных его течений, государственно-конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству на разных исторических этапах, изучение письменных памятников старообрядчества и т.д. Интерес к сибирскому старообрядчеству был проявлен еще в середине XIX в., но научные школы были сформированы только в XX в.
В Российской империи с XIX в. существовало два политических лагеря - консерваторы и народники. Консерваторы, с одной стороны, видели в сибирских старообрядцах сектантское, порой анархическое движение, которое не признавало монархический строй, а с другой стороны, старообрядчество, по их мнению, не способно было существовать вне государственности. Народники подпитывались идеями А.И. Герцена, видели в сибирских старообрядцах образец русского крестьянского социализма. Поэтому в этнографии интерес к сибирским старообрядцам проявляли представители обоих политических течений.
Благодаря деятельности А.П. Щапова в 60-ые гг. XIX в. в историографии сформировалось демократическое направление. Именно работа А.П. Щапова дала начало дискуссии о старообрядчестве.1 Особое внимание исследователь уделил изучению странничества.2 В.В. Андреев развил идеи А.П. Щапова, предприняв попытку сравнительного анализа положения старообрядчества в XVII - начале XX вв. в условиях изменения внутренней политики государства.3
Стоит отметить, что 70-ые и 80-ые гг. XIX в. всё ещё сохранялись негативные оценки старообрядчества, представленные, прежде всего, в полемических трудах клерикальных историков Е.К. Зубарева4 и А. Кандарицкого5.
Существенный вклад в изучение истории сибирского старообрядчества внесли этнографы, занимавшиеся во второй половине XVIII-XIX вв. исследованием истории и наблюдением за жизнью староверов Сибири. Начало этнографических исследований на территории Алтая возник благодаря избранию П.С. Палласа коллегией Петербургской академии наук на должность профессора натуральной философии в 1766 г., который в последствии совершил экспедиции в азиатскую часть Российской империи. Несмотря на то, что основная цель экспедиций лежала в области сбора информации о флоре и фауне различных районах, в ходе их также были рассмотрены социально-политические, исторические и этнографические аспекты. В итоге П.С. Паллас описал присутствие старообрядцев на территории Алтая.6 В 1826 году К.Ф. Ледебур вместе со своими учениками - А.А. Бунге и К.А. Мейером, совершил экспедицию на Алтай, организованной Дерптским университетом, целью которой являлось изучение флоры и фауны. Экспедиции К.Ф. Ледебура содействовал начальник и организатор горнозаводского производства на Алтае П.К. Фролов.7 Основные результаты экспедиции К.Ф. Ледебур отразил в своем труде под названием «Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая».8
В 1845 г. организовывается Императорское русское географическое общество (ИРГО). После возникновения периферийных отделов ИРГО возрастает интерес к исследованию сибирского старообрядчества. На данном этапе появилась фундаментальная работа по алтайским старообрядцам- «полякам» М.В. Швецовой.9 Исследователь подняла ряд вопросов, связанных с историей образования «польских» селений на Алтае, конфессиональным составом, отношениями с властью, хозяйственной и бытовой деятельностью и т.д.
Первые исследования старообрядчества Восточной Сибири были проведены сотрудниками РГО Н. Ядринцевым10 и Ю.Д. Талько- Грынцевичем11. Исследователи описали историю проникновения староверов на территорию Восточной Сибири в XVIII в., старообрядческие поселения, особенности религиозной жизни, особое внимание уделили исследованию этнографических групп семейских староверов и каменщиков.
Существенный вклад в изучение старообрядцев Забайкалья внёс А.М. Селищев12, основываясь на результатах этнографических экспедиций. Исследователь выдвинул предположение о происхождении наименования этнографической группы семейских, а также проанализировал и описал лингвистические особенности старообрядческих рукописных сочинений.
Выдающимся исследователем 30-ых гг. XX в. является Н.М. Никольский, связывавший эволюцию старообрядческого движения с экономическим развитием российского государства.13
Значимым моментом в изучении старообрядцев являлось открытие в 60-х годах XX в. школы археографов в г. Новосибирск, созданной Н.Н. Покровским. Ее привлекательность заключалась в том, что она могла собирать под своей крышей ученых различных отраслей гуманитарного знания. Возникла возможность обмена опытом исследований старообрядчества, сектантства и народных религиозных движений, возникших в Российской империи. В результате, труды Н.Н. Покровского14, Т.С. Мамсик15, Н.А. Миненко16 внесли огромный вклад в изучение и представление различных аспектов старообрядчества на территории Сибири. Старообрядчество в советской период было представлено как антифеодальная классовая борьба крестьянства.
Достижением историка Ю.В. Кожухова 60-х годов XX в. стало исследование экономической жизни восточносибирского крестьянства.17
В 70-80-ые гг. XX в. старообрядчество Восточной Сибири стало предметом исследования историков, археологов, филологов, фольклористов и других представителей гуманитарного знания. Анализ материальной культуры в данный период приобрёл особый интерес.
С 90-ых гг. XX в. издание ранее неопубликованных по идеологическим мотивам работ историков и богословов дали толчок для дальнейшего развития исследования сибирского старообрядчества. Подробно проанализировала правовой аспект государственно-конфессиональной политики Российской империи О.П. Ершова.18 Е.А. Вишленкова исследовала институциональный аспект государственно-конфессиональной политики Российской империи в первой четверти XIX в.19 Старообрядчество на юге Западной Сибири в системе государственно-конфессиональной политики было рассмотрено В.Н. Ильиным20 и И.В. Куприяновой21.
Ф.Ф. Болонев, исследуя старообрядческие миграционные процессы, пришёл к выводу о тесной родственной связи староверов юга Западной Сибири и Забайкалья.22 23
В центре внимания современных исследователей также находится вопрос соотношения экономического развития территорий большой концентрации старообрядческого населения с их религиозными установками. Разработкой данной проблематики в частности занималась И.В.
23
Куприянова.
На современном этапе встречается достаточно много работ, посвящённых исследованию отдельных аспектов жизни сибирских старообрядческих толков и согласий. Наибольшее внимание исследователей обращено к странникам.24
Источниковую базу исследования составляют следующие материалы:
1. Историографические источники: монографии, статьи.
2. Нормативно-правовые акты: манифесты25, циркулярные указы26, указы и распоряжения27, Свод Законов Российской Империи28. В данных документах зафиксированы основные законодательные акты и текущие распоряжения органов государственной власти в отношении старообрядчества.
3. Путевые заметки этнографов и путешественников27 28 29, очерки
исследователей30.
Объект исследования - старообрядческие общины на территории Сибири в XVIII - начале XX вв.
Предмет исследования - положение старообрядческих общин Сибири в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи в ХУ!11-Х1Х вв.
Цель дипломной работы - изучить региональные особенности положения старообрядческих общин Сибири в системе государственно­конфессиональной политики Российской империи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Проследить процесс проникновения и расселения старообрядцев на территории Сибири в XVIII - первой половине XIX вв.
2) Выявить основные положения государственно-конфессиональной политики Российской Империи в отношении старообрядчества во второй половине XIX - начале XX вв. и охарактеризовать эти положения.
3) Проанализировать деятельность органов государственной власти и Русской Православной Церкви в вопросе борьбы с расколом в Сибири со второй половины XIX в. по 1905 г.
4) Охарактеризовать законодательное регулирование деятельности старообрядческих общин в 1905-1917 гг.
5) Проанализировать изменение положения старообрядческих общин Сибири в условиях либерализации религиозного законодательства в 1905­1917 гг.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования выбран принцип историзма, так как он является универсальным научным подходом в исторической науке. Благодаря использованию данной методологии появилась возможность проследить непрерывное изменение положения старообрядческих общин в Сибири в XVIII - начале XX вв. в системе государственно-конфессиональной политики Российской империи, а также определить историческое значение изучаемых событий.
Данный методологический подход дал возможность выбора как общенаучных, так и специальных исторических методов. Из общенаучных методов были использованы анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, которые позволили проанализировать законодательную базу в отношении старообрядчества и отдельные стороны жизни старообрядческих общин, придя к общему выводу об особенностях реализации государственно­конфессиональной политики в отношении старообрядческих общин в Сибири в указанных хронологических рамках.
В рамках исследования важное место отводится историко­генетическому методу, суть которого заключается в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемого предмета исследования в процессе его исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению его реальной истории. Благодаря использованию данного метода удалось последовательно проследить качественные изменения в положении старообрядческих общин на этапах ужесточения и либерализации законодательной системы и общественной жизни в России в XVIII - начале XX вв.
При характеристике религиозно-общественной жизни
старообрядческих общин был применён историко-сравнительный метод, который предоставляет возможность выявлять сущность изучаемых явлений по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение во времени и пространстве. Данный метод позволил проанализировать региональные особенности положения старообрядческих общин в регионах Западной и Восточной Сибири в контексте государственно­конфессиональной политики по отношению к общероссийской ситуации.
Используя историко-системный метод, направленный на изучение явлений и объектов прошлого как целостных исторических систем, анализируя их структуры и функции, внутренние и внешние связи, а также динамические изменения, удалось проанализировать взаимодействие старообрядческих общин и местных органов власти, что позволило определить степень внедрения староверов в общественную жизнь региона. Анализ взаимоотношения старообрядческих общин и Русской Православной Церкви также был проведён на основании историко-системного метода.
Территориальные рамки. В исследовании рассматривается территория, входившая в состав Западной и Восточной Сибири в XVIII - начале XX вв. Исследование охватывает территорию Забайкальской и Якутской областей, Енисейской и Иркутской губерний, которые объединены общим наименованием Восточная Сибирь, так как староверы были расселены на каждой из данных территорий, а административное управление до начала XX в. было единым. Территориально работа также включает территорию Западной Сибири, в состав которой входили Тобольская и Томская губернии, и Омская область (административно-территориальное деление первой половины XIX в.). Подробно проанализировано положение старообрядческих общин юга Западной Сибири. Под югом Западной Сибири подразумевается территория, изначально входящая в состав Томской губернии, впоследствии разделённая на Томскую и Алтайскую губернии по постановлению Временного правительства 17 июня 1917 г.31 В настоящее время на данной территории размещены Томская, Новосибирская и Кемеровская области, Республика Алтай и Алтайский край, а также Семипалатинская и Восточно­Казахстанская области Республики Казахстан.
Хронологические рамки. В исследовании проанализировано изменение положения старообрядческих общин Сибири на протяжении всей истории существования Российской империи. Нижняя граница обусловлена созданием Российской империи в 1721 г. Верхняя граница обусловлена серьёзной трансформацией российского общества в начале XX в., прекращением существования Российской империи в 1917 г. и началом нового этапа в отечественной истории.
Новизна исследования. В ходе исследования положения старообрядческих общин в Сибири в системе государственно­конфессиональных отношений Российской Империи была предпринята попытка сравнительного анализа положения старообрядческих общин в регионах Западной и Восточной Сибири. Особое внимание было уделено вопросам конфессионального состава старообрядцев-«поляков» Алтая, особенностям бытовой деятельности и освоения ими территорий, межконфессиональным и межэтническим отношениям. В итоге, в ходе рассмотрения работ этнографов и путешественников, материалов Сибирского отделения Императорского Русского Географического общества и Государственного архива Алтайского края были выявлены ошибки, связанные с представлением этнографической группы исследователями конца XIX в., а также отмечено влияние на них идеологии имперского периода.
Практическая значимость работы. Выводы, полученные в рамках изучения данной проблемы, могут стать опытом для проведения государственно-конфессиональной политики в современной России в условиях увеличения количества религиозных организаций и возрастания их роли во всех сферах жизни общества. Также стоит отметить, что отношения между Русской Православной Церковью и старообрядчеством и на сегодняшний день окончательно не урегулированы.
Апробация. Отдельные положения выпускной квалификационной работы были представлены в виде тезисов «Общие положения политики Российской империи в отношении старообрядчества в XVIII в.» на V региональной молодёжной научной конференции «Мой выбор -НАУКА!» в рамках дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете, «Положение старообрядческих общин на территории Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи второй половины XIX - начала XX вв.» на VI региональной научной конференции «Мой выбор - НАУКА!» в рамках дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете, в виде статьи «The Altai Old Believers — “Poles” in ethnographic works of the Imperial period»32, опубликованной в т. 24 №3 научного журнала «Народы и религии Евразии», а также в виде тезисов «Особенности исследования старообрядцев-"поляков" Алтая в этнографии Российской империи»33, опубликованных по итогам работы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ- 2020».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, поделённых на параграфы, заключения и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам исследования были сделаны выводы о том, что Западная Сибирь сразу же после раскола стала одним из главных мест концентрации старообрядцев из числа сосланных и вольно переселившихся. Толчком для самовольного переселения на Урал, а затем и на юг Западной Сибири стало возникновение демидовскских заводов, на которых староверы могли трудиться и избегать преследования властей. В период правления Екатерины II насильно были возвращены старообрядцы из Польши и расселены на территории Алтая. Кроме того, в XVIII - первой половине XIX вв. многочисленные потоки староверов направлялись на Алтай в надежде найти легендарное Беловодье. В связи с этим, можно сделать вывод, что в XVIII - первой половине XIX вв. Западная Сибирь уже представляла собой крупный старообрядческий центр.
На территорию Восточной Сибири староверы, в большинстве своём, попадали путём правительственных ссылок, однако, не стоит упускать из виду самовольное переселение старообрядцев на данную территорию. В
XVIII в. можно выделить несколько этапов насильственного переселения старообрядцев в Восточную Сибирь, преимущественно в Забайкалье. Первая массовая ссылка в Сибирь связана с разгром духовного центра старообрядчества в г. Ветке в 1735 г. Второй этап массового переселения в Забайкалье связан с указом Сената в 1765 г. о приглашении староверов вернуться в Россию, но с оговоркой о том, что не самовольно возвращённых ждет ссылка в Сибирь. В начале XIX в. приоритет для размещения старообрядцев получили Иркутская губерния и Якутская область, что связано со стремлением властей увеличить поток ссыльных староверов в Сибирь.
Такимм образом, можно сделать вывод, что в XVIII - первой половине
XIX вв. проникновение старообрядцев на территорию Сибири происходило путём правительственных ссылок и самовольного переселения, причём число вольно переселившихся в Западную Сибирь было значительно выше, чем в Восточную.
Проанализировав положение старообрядческих общин в Сибири в XVIII - начале XX вв. можно сделать вывод, что вплоть до начала XX в. органы государственной власти не признавали старообрядчество самостоятельным вероучением, а лишь заблуждением внутри официального православия. Несмотря на некоторую либерализацию и дарование определённых гражданских прав в период правления Александра II, староверы так и не получили полной религиозной свободы. Хотя и не велись уголовные преследования и гонения в том объёме, как в период правления Николая I, все законы, якобы призванные в какой-то степени легализировать положение старообрядчества, были полны противоречий и на практике не работали. Кроме того, стоит отметить, что при выделении классификации старообрядческих сект по степени их вредности и получении некоторых прав наименее вредными из них, значительная часть староверческого населения, а именно беспоповского согласия, выходила из-под действия данных мер. Невозможно игнорировать тот факт, что уголовные преследования старообрядцев активно велись и во второй половине XIX века, особенно непростая ситуация складывалась в Сибири, на территории удалённой от центра.
После смерти Александра II на престол вступает Александр III, чьё правление принято называть «политикой контрреформ», в русле которой, разумеется, не может идти и речи о дальнейшей либерализации и даровании новых прав. Происходит лишь принятие очередных законов, имеющих огромное количество противоречий и оговорок. Основной задачей губернских властей и священства в этот период было пресечение перехода в раскол. Все меры органов государственной власти в этом вопросе как в Западной, так и в Восточной Сибири носили исключительно административно-силовой и репрессивный характер, но при этом не приносили ожидаемого результата.
Начальный период правления Николая II так же не характеризуется существенными изменениями в государственно-конфессиональной политике. Мы наблюдаем всё большее нарастание законодательных противоречий, глубочайший кризис синодальной системы, нарастание уровня социальной напряжённости, рост оппозиционных и антицерковных настроений. Всё вышеупомянутое, в конечном счёте, выливается в революцию 1905 года. И лишь в 1905 году с выходом указа «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядчество впервые за всю историю своего существования получает равные с представителями официального православия гражданские права. Однако законодательные противоречия всё ещё сохранялись в правовом поле, очень многие обстоятельства не были предусмотрены. Преодолением этих противоречий с помощью разработки и издания уточняющих указов и административных распоряжений правительство занималось вплоть до начала 1910-х годов. Одним из таких законодательных актов является законопроект о старообрядческих общинах, который, несмотря на колоссальную работу, проделанную Старообрядческой комиссией Государственной думы, так и не был принят. Причина тому, на мой взгляд, кроется в конфронтационной полемике всех сторон процесса. Вплоть до 1917 года в отношении старообрядческих общин действовал Указ от 17 октября 1906 года. Властям удалось выставить определённые административные преграды на пути развития старообрядческих общин, с одной стороны конкретизировавшие, но с другой - сужавшие круг прав староверов. Все меры по выявлению, сыску и установлению численности старообрядцев, дававшие результаты в центральной части России, оказались недейственными в Восточной Сибири. Становится ясно, что Синод, Министерство внутренних дел, центральный комитет по делам раскола, в силу специфики региона, были вынуждены выработать особые распоряжения в отношении сибирского старообрядчества.


1. Komova D.V., Matytsin K. S. The Altai Old Believers — “Poles” in ethnographic works of the Imperial period // Народы и религии Евразии. 2020. №3 (24). С. 98-107.
2. Peter Hauptmann 'Das Gemeindeleiteramt bei den priesterlosen Altgliiubigen' in Fairy von Lilienfeld, Unser ganzes Leben Christus unserem Gott überantworten. Gottingen, 1982. p. 479.
3. Агеева Е.А. Согласие старообрядцев-беспоповцев, не приемлющих общин Сибири, Кубани, Орегона. История, миропонимание, традиция // Алтарь России. Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция и зарубежные связи. Большой Камень, 1997. - С. 68-70.
4. Андреева В. В. Раскол и его значение в народной русской истории: исторический очерк. - СПб.: в Тип. М. Хана, 1870. - 411 с.
5. Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края // Научные записки Томского края. Сборник публичных лекций членов Западно-Сибирского общества сельского хозяйства. - Томск: Типо-литогр. М.Н. Кононова и И.Ф. Скулимовскаго, 1898. - С. 20-24.
6. Беликов Д. Н. Томский раскол: (исторический очерк от 1835-1880 гг.). - Томск: Паровая типо-литография П.И. Макушина, 1901. - 247 с.
7. Беликов Д. Н. Раскол в Сибири и в Томске // Изв. Император. Том. ун­та. - Томск, 1905. - Кн. XXV. - С. 12-14.
8. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-ХХ вв. - Новосибирск, 1994. - 148 с.
9. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. Изд. 2-е, дополненное - Барнаул: Издательство БЮИ, 2001. - 53 с.
10. Борблик Е.М. Соболева Т.Н., Ковалёва Л.Г., Разгон Н.И. Административно-территориальное устройство Алтая // Энциклопедия Алтайского края: В 2 т. Т 1. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1997. - 367 с.
11. Боровик Ю.В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (1905-1927 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Боровик Юлия Викторовна. - Екатеринбург, 2003. - 321 с.
12. Введенский А. Действующие законоположения касательно
старообрядцев и сектантов - Одесса: Тип. Одесских новостей, 1912 - 176 с.
13. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 439 с.
14. Герасимов Б.Г. В долине Бухтармы (Краткий историческо- географический очерк с 3 таблицами цифр) // Записки Семипалатинского подотдела ЗСОИРГО. 1911. Вып. V. С. 1-125.
15. Гребенщиков Г.Д. Река Уба и убинские люди. Литературно­этнографический очерк // Алтайский сборник. - Барнаул, 1912. - Вып. XI. - 136 с.
16. Ершова О. П. Развитие законодательной системы в области раскола в 50-60-е годы XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. - М., 1995. - С. 26 - 31.
17. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. - М.: Уникум-центр, 1999. - 203 с.
18. Ершова О.П. Некоторые проблемы развития старообрядчества после Манифеста 1905 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/136-1-0-244.
19. Зубарев Е.К. Современные вопросы в полемике с расколом старообрядчества. - Кострома: Губ. тип., 1909. - 108 с.
20. Иванов К.Ю. Отражение процесса легализации старообрядческих
общин на страницах «Томских губернских ведомостей» // 150 лет
периодической печати в Сибири: Мат-лы регион. науч. конф. - Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2007. - С. 168-171.
21. Из истории раскола в Томской губернии в XIX в. // Исторический вестник. СПб., 1901. - № 6. - 1368 с.
22. Ильин В. Н. Политика государственной власти и официальной Церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832 - 1905 гг.: монография / В. Н. Ильин. - Барнаул: АЗБУКА, 2014. - 167 с.
23. Кандарицкий А. Опыт систематического подхода пособия при полемике со старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского раскола старообрядчества. - Спб., 1907. - 720 с.
24. Клюкина Ю. В. Старообрядцы-часовенные Урала в конце XIX - начале XX вв. // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. - 182 с.
25. Комова Д.В. Особенности исследования старообрядцев-"поляков"
Алтая в этнографии Российской империи // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс] / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. - Электрон. текстовые дан. (1500 Мб.) - М.: МАКС Пресс, 2020. - Режим
доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov 2020/index.. (дата обращения: 30.03.2021).
26. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1861 гг.). - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 384 с.
27. Куприянова И.В. Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века): Дисс. доктора исторических наук. - Барнаул, 2018. - 583 с.
28. Лукьянов С.А. Веротерпимость в Петровской эпохи // Вестник
Московского университета МВД России. 2008. №7. ПКЕ:
https://cyberleninka.rU/article/n/veroterpimost-v-petrovskoy-epohi (дата
обращения: 22.02.2021).
29. Мамсик Т.С. Побеги как социальное явления: приписная деревня Западной Сибири в 40-90-е гг. XVIII в. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. - 206 с.
30. Матыцин К.С. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ КОЛОНИЗАЦИИ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ // Известия АлтГУ 2020. №2 (112). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/religioznyy-aspekt-kolonizatsii-zapadnoy-sibiri (дата обращения: 27.02.2021).
31. Мельников П.И. Письма о расколе. // Полное собрание сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печерского). В 7 т. Изд. Второе. - СПб., 1909. - Т 6.
• С. 222 - 224.
32. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной старообрядческой церкви. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 556 с.
33. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. - М.: Мысль, 1969. - 112 с.
34. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первой половины XIX в.). - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979.
• 350 с.
35. Нагорная СЮ. Паспорта старообрядцев-странников в рукописном сборнике конца XIX - начала XX в.: языковой аспект // Старообрядчество: история и культура. Вып. 1. - Барнаул, 1999. - С. 158-166.
36. Никольский Н. М. История русской церкви - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 445 с.
37. Отчёт Братства Томской епархии во имя Св. Дмитрия Митрополита Ростовского за 1890-1891 гг. - Томск: Типо-литография В.В. Михайлова и П.И. Макушина, 1892. - 85 с.
38. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. 1770 год. СПб.: Императорская Академия Наук, 1786. Ч. 2. Кн. 1.
• 614 с.
39. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974.
• 394 с.
40. Принтц А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в бухтарминский край в 1863 г. / Записки Русского геогр. общества по отд. общей географии. - СПб., 1867. - Т.
1. - С. 543-582.
41. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 415 с.
42. Ровинский П.А. Материалы для этнографии Забайкалья // Известия Сибирского отделения русского географического общесгва. - Т 4. - № 2. - Иркутск, 1873. - С. 99-100.
43. Рябцева В.А. Миграционные потоки старообрядцев в западную
Сибирь // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnye-
potok.. (дата обращения: 24.02.2021).
44. Селезнев Ф.А. Старообрядческое купечество и политические партии в годы революции (Электронный ресурс) // Старообрядецъ, 2007. №40. Режим доступа: http : //www. antiraskol .ru/1273 (дата обращения: 24.04.2021).
45. Селезнев Ф.А. Судьба законопроекта о старообрядческих общинах (1905-1914) / Ф.А. Селезнев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - № 1. - С. 130-140.
46. Селезнев Ф.А. «До сего времени нас не признают, а только терпят». Встреча министра внутренних дел В. К. Плеве с уполномоченными старообрядцев. 1903 г. / Ф.А. Селезнев // Исторический архив. - 2013. - № 3.
• С. 179-189.
47. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы - семейские. - Иркутск: Тип. ИГУ, 1920. - 81 с.
48. Собрание постановлений по части раскола. - СПб.: Тип. М-ва внутренних дел, 1875. - 776 с.
49. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / сост-ли С. Г. Вурграфт, И. А. Ушаков. - М.: Изд-во журн. "Церковь", 1996. - 316 с.
50. Талько-Грынцевич Ю.Д. К антропологии великороссов: Семейские (старообрядцы) забайкальские / [Соч.] Ю. Талько-Грынцевича. - Томск: паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1898. - 52 с.
51. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х- 1918 гг.). - М.: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2002. - 780 с.
52. Швецова М.В. «Поляки» Змеиногорского округа // Записки ЗСОИРГО. 1898. Кн. XXVI. - С. 1-77.
53. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья XVII - середина XIX в./ Отв. ред. Т.С. Мамсик. - Новосибирск, 1985. - 285 с.
16. Кузнецов В.И. Русские старожилы в Сибири // Азиатская Россия. - СПб., 1914. - Т.1 - С. 183.
54. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII: опыт ист. исслед. о причинах происхождения и распространения рус. раскола / соч. А. Щапова. - [Изд. 2-е, без перемен]. - Казань: Иван Дубровин, 1859. - 547 с.
55. Щапов А.П. Земство и раскол // Собр. соч. - Т.1. - СПб.: Д.Е. Кожанчиков, 1862. - 18 с.
56. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 годы. - Иркутск, 1883. - 778 с.
57. Юновидов В. Краткий очерк состояния раскола и единоверия в Алтайской, Ануйской, Алейской, Шиманаевской, Владимирской и Боровской волостях Бийского округа // Томские епархиальные ведомости, 1887. - № 1. - 22 с.
58. Ядринцев Н. Раскольничьи общины на границе Китая // [Извлечения] Сибирский сборник. - Кн.1. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1886. С. 214-216.
59. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. - СПб.: Изд-во. И. М. Сибирикова, 1892. - XVI. - 720 с.
Нормативно-правовые акты
1. Именной Высочайший Указ, данный Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» // ПСЗРИ. Собр. 3-е. - Т. XXIV. 1904. - Отделение I. - СПб, 1907. - С. 1196-1198.
2. Именной высочайший Указ. О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов Правительствующему Сенату. — СПб.: Тип. П. П. Рябушинского, 1906. — 24 с.
3. «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», высочайше утвержденное положение Государственного Совета от 3 мая 1883 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Том III, 1883. № 1545. СПб., б. г. С. 219 - 221.
4. «О мерах пресечения вреда, проистекающего от распространения раскольнических и сектантских заблуждений», циркулярный указ Святейшего Правительствующего Синода от 21 декабря 1892 года, № 9 // Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900 гг. / собр. и изд. А. А. Завьялов. СПб., 1901. С. 315-318.
5. «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», высочайше утверждённый манифест от 26 февраля 1903 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Том XXIII, Отд. I., 1903. №22581. СПб., б. г.
6. «Об основаниях к признанию сект особенно вредными и о мерах
противодействия развитию раскола и сектантства», циркулярный указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 мая 1900 года, № 5. // Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900 гг. / собр. и изд. А. А. Завьялов. СПб., 1901. С. 113 - 114.
7. «Об укреплении начал веротерпимости», высочайше утверждённое положение Комитета Министров от 17 апреля 1905 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Том XXV, 1905. № 26126. С. 258 - 262.
8. Свод Законов Российской Империи. В 16-ти томах и в 5-ти книгах. / Под ред. И. Д. Мордухай-Болтовского, Сост. Н. П. Балканов, С. С. Войт, В. Э. Герценборг. СПб., 1912. Книга первая. Том I -III.
9. «Уголовное Уложение», высочайше утверждённое положение Государственного Совета от 22 марта 1903 года. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Том XXIII, Отд. I., 1903 №22704. СПб., б. г. С. 175 - 274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ