НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА в 1917-1945гг.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Создание советского многонационального государства 11
1.1. Формирование идеологических основ советской национальной политики 11
1.2. Правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века ... 16
1.3. Специфика социальных отношений и экономического уклада
национальных меньшинств в 20-е годы XX века 19
ГЛАВА 2. Развитие Советской национальной политики в условиях подготовки к войне 27
2.1. Русификация и репрессии в 30-е годы XX века 27
2.2. Социально-правовые последствия русификации в 30-е годы XX века 35
ГЛАВА 3. Национальная политика в годы Великой Отечественной Войны 41
3.1. Идеология большевиков на переустройство общества 41
3.2. Депортации народов как форма национальной политика в СССР 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА 1. Создание советского многонационального государства 11
1.1. Формирование идеологических основ советской национальной политики 11
1.2. Правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века ... 16
1.3. Специфика социальных отношений и экономического уклада
национальных меньшинств в 20-е годы XX века 19
ГЛАВА 2. Развитие Советской национальной политики в условиях подготовки к войне 27
2.1. Русификация и репрессии в 30-е годы XX века 27
2.2. Социально-правовые последствия русификации в 30-е годы XX века 35
ГЛАВА 3. Национальная политика в годы Великой Отечественной Войны 41
3.1. Идеология большевиков на переустройство общества 41
3.2. Депортации народов как форма национальной политика в СССР 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность темы исследования. В силу того, что наша страна многонациональное государство, вопросы регулирования межнациональных отношений в государстве всегда играли важную роль в политике проводимой правительством. С изменением политических режимов, а именно от имперской системы правления к социалистической модели государства, а затем переход на демократическое устройство, вопрос национальной политики вставал как одна из значимых и актуальных проблем.
На каждом историческом этапе развития нашей страны в национальной политики государство принимало разные меры. Например, в дореволюционной России национальная политика строилась на решении определенных национальных проблем (например «еврейский вопрос», «польский вопрос», «татарский вопрос» и т.д). С изменением политического режима перед правительством встала задача выработки новых методов, которые смогли бы решить национальный вопрос. В октябре 1917 году декретом II Всероссийского съезда Советов был основан Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР1. Задачами данного комиссариата стало принятие решений спокойного сосуществования народов бывшей Российской империи, помощь финансовому и культурному развитию народов России, а также контроль за то, чтобы национальную политику Советской власти осуществили в жизнь. В ноябре 1917 года была принята «Декларация прав народов России», которая была утверждена Декретом Совета народных комиссаров. Данная декларация окончательно закрепила главные пути национальной политики советского государства. Объявлялось равноправие всех народов России, право на отделение и образование самостоятельного государства, а также были отменены все национальные ограничения.
В дальнейшем советское правительство стремилось к активному вовлечению национальных меньшинств в политическую, экономическую, а также в культурную жизнь государства. Особый интерес уделялся формированию национальных кадров, для вовлечения их в партийную работу. Однако, проблема национального образования, а именно создания национальных школ, и вовлечение народов России в систему образования, изменила курс политики нашей страны.
Политика интернационализации поменялась на политику старшинства одной нации над другой в последующее десятилетие. Начинался процесс русификации образования и культуры. Национальные школы закрывались, а официальным языком советского государства провозглашался - русский. Также начались массовые переселения целых народов. Любое инакомыслие связанное с отклонением от национальной идеологии, любое намерение выделение национальных традиций, стало рассматриваться как преступление против советской власти.
В условиях войны меры правительства только ужесточались. Органы государственной власти занимались работой по выселению из приграничных областей малых этнических групп2. Например, в отношении 3547 финских семей, выселенных из пограничных с Финляндией районов.
Выбор данного периода в дипломной работе обосновывается, прежде всего, накоплением опыта решения национального вопроса с привлечением национальных кадров, а также созданием специальных органов для регулирования межнациональных отношений в рамках одного государства. Также данный период интересен тенденциями, которые были связаны с изменениями национальной политики в рамках одного политического режима. Благодаря этим тенденциям можно выделить не только сильные, но и слабые стороны национальной политики советского государства.
Национальная политика советского государства 1917-1945 гг. заложила основу национальной политики для нашего государства. Меры, которые были проведены для решения проблем, отложили свой опечаток на послевоенные годы.
Степень разработанности проблемы. Изучение национальной политики интересовало советских ученых. Первые работы по национальной политики можно было увидеть уже в годы Гражданской войны. Это работы государственных деятелей, в которых они описывали свою точку зрения о видение национальной политики в советском государстве. Бесспорным авторитетным лицом в вопросах национальной политики в большевистской партии считался И.В. Сталин. Он подготовил несколько публикаций по проблеме национальной политики. Например, это статья «Марксизм и национальный вопрос»3, в которой были выражены основные положения партии по национальному вопросу. В.И. Ленин в своих работах также обращался к проблеме межэтнических отношений в России. После его смерти был создан сборник «О национальном вопросе»4, в который вошли все эти работы.
Для изучения советской национальной политики было сформировано несколько течений. Бесспорно, что основным считались - исследование вопросов национально-государственного строительства, процесса
беспрерывного сплочения советских этносов и народов, а также всевозможных аспектов национальной политики советского государства. Это было вызвано не только политическими причинами, но и тем обстоятельством, что все мероприятия большевиков в национальной политики реализовывались впервые и в стране не было как такового практического опыта в решении этих мероприятий. Не только утверждалась, но и считалась единственной правильной точкой зрения на все протекающие в национальной сфере процессы
• точка зрения И.В. Сталина, а советская национальная политика рассматривалась как «ленинско-сталинская» или «сталинская». Например, это видно в работах таких ученых, как: Д.Л.Златопольский5, А.И.Лепешкина6, Э.А Баграмова7, И.П.Цамеряна8.
В современном периоде изучения вопросов национальной политики появляются новые тенденции. Начался процесс рассекречивания архивных фондов, ввиду постепенного устранения идеологического давления на науку. Это позволило ученым по-другому посмотреть на проблему взаимодействия этносов в советском государстве и процесс осуществления национальной политики9. Появилось много объективных работ, с преобладанием критических взглядов на национальную политику партии, в которых исследователи анализируют влияние политического режима на политику в государстве. Например, это видно в трудах М.С. Джунусова10, Р.А. Саликова11, Ю.В. Бромлея 12 . Исследователи вновь обратились к изучению деятельности Наркомнаца (В.Г. Чеботарева13), к рассмотрении коренизации и языковой политики в советском государстве (В.В. Базарова14).
Зарубежные авторы также обращались к вопросу национальной политики в СССР. Так, можно выделить работу британского историка Р.Конквеста «Большой террор: Сталинские чистки 30-х15», где он анализировал политику И.В. Сталина, приводил число заключенных.
Целью работы является комплексный анализ национальной политики советского государства в 1917-1945 гг.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
1. Определить формирование идеологических основ советской национальной политики;
2. Рассмотреть правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
3. Раскрыть специфику социальных отношений и экономического уклада национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
4. Рассмотреть политику русификации, а также репрессии в 30-е годы XX века;
5. Исследовать социально-правовые последствия политики русификации в 30-е годы XX века;
6. Проанализировать идеологию большевиков в годы войны на переустройство общества;
7. Рассмотреть депортации как форму национальной политики.
Объектом исследования является национальная политика советского государства.
Предметом исследования выступают методы и средства осуществления национальной политики и их отражение на социально-экономической жизни народов России.
Территориальные рамки: К 1918 году территория, которую
контролировала советская власть в России, сократилась до пределов Московской Руси XVI века16. С образованием СССР на дальнем востоке границы совпадали с границами российской империи накануне с первой мировой войны, на западных и южных рубежах в состав СССР вошли земли Закавказских республик, восточная часть Украины и Белоруссии. Размежевание союзных республик было до середины 30х годов, к этому времени присоединилась Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия и Прибалтийские республики. Земли, полученные от Финляндии, вошли в состав Карело-Финской АССР. В годы Великой Отечественной войны в состав СССР вошла Тувинская народная республика, по итогу войны вошли в союз южно- Сахалин и южные курильские острова, на западе - часть Восточной Пруссии и Закарпатской Украины.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1945гг. Нижняя граница исследования обусловлена приходом к власти большевиков, созданием советского государства. Верхняя граница связана с окончанием Великой Отечественной войны.
Методология и основные методы исследования. Методологическая основа базируется на принципе научной объективности и принципе историзма. Использование принципа научной объективности дало возможность всесторонне рассмотреть тему национальной политики с помощью трудов предшественников, владеющих по данной проблеме различными точками зрения. При помощи принципа историзма можно анализировать конкретное историческое событие, в данном случае репрессивную политику, также этот принцип позволяет рассмотреть взаимосвязь и развитие процессов, выявлять особенности репрессий, причины, последствия и итоги. К основным методам можно отнести анализ и синтез, историко-генетический метод (позволяет описать причинно-следственные связи и развития национальной политики), историко-хронологический метод (национальная политика рассматривается в определенный период, выявляются проблемы, характерные для этого периода).
Источниковая база. Первую группу источников, которая является главной по своему значению, составляют правовые-нормативные акты. В группу вошли различные постановления, директивы и приказы государства, в которых видна политика руководства в национальном вопросе. Большая часть документов не была предназначена для изучения и публикации, и поступала в разряд секретных, причем работа по рассекречиванию продолжается и в настоящее время17.
Вторую группу источников представляют личные переписки, воспоминания. Например, своеобразным источником по проблемам депортации выступают работы И.В. Сталина. Многие его работы были написаны на тему вопросов национальных отношений в Советском Союзе и, в связи с этим, определенным образом выявляют подходы Сталина к решению проблем в межнациональной сфере. Еще одним примером можно назвать воспоминание В.М.Молотова18, где он описывает деятельность вождей. Также сюда можно отнести личный дневник Л.Берия «Сталин - слезам не верит»19, в котором описаны детали Большого террора, ход войны и многое другое.
Научная новизна исследования. В исследовании представлен комплексный анализ особенностей национальной политики СССР в 1917-1945е годы XX века.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории общеобразовательных школ для разработки элективного курса «Национальная политика СССР в 1917-1945-е годы XX века».
Апробация работы. Основные тезисы были представлены в VI и в VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» в рамках дней молодежной науки в Алтайскому государственном университете.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемых источников.
На каждом историческом этапе развития нашей страны в национальной политики государство принимало разные меры. Например, в дореволюционной России национальная политика строилась на решении определенных национальных проблем (например «еврейский вопрос», «польский вопрос», «татарский вопрос» и т.д). С изменением политического режима перед правительством встала задача выработки новых методов, которые смогли бы решить национальный вопрос. В октябре 1917 году декретом II Всероссийского съезда Советов был основан Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР1. Задачами данного комиссариата стало принятие решений спокойного сосуществования народов бывшей Российской империи, помощь финансовому и культурному развитию народов России, а также контроль за то, чтобы национальную политику Советской власти осуществили в жизнь. В ноябре 1917 года была принята «Декларация прав народов России», которая была утверждена Декретом Совета народных комиссаров. Данная декларация окончательно закрепила главные пути национальной политики советского государства. Объявлялось равноправие всех народов России, право на отделение и образование самостоятельного государства, а также были отменены все национальные ограничения.
В дальнейшем советское правительство стремилось к активному вовлечению национальных меньшинств в политическую, экономическую, а также в культурную жизнь государства. Особый интерес уделялся формированию национальных кадров, для вовлечения их в партийную работу. Однако, проблема национального образования, а именно создания национальных школ, и вовлечение народов России в систему образования, изменила курс политики нашей страны.
Политика интернационализации поменялась на политику старшинства одной нации над другой в последующее десятилетие. Начинался процесс русификации образования и культуры. Национальные школы закрывались, а официальным языком советского государства провозглашался - русский. Также начались массовые переселения целых народов. Любое инакомыслие связанное с отклонением от национальной идеологии, любое намерение выделение национальных традиций, стало рассматриваться как преступление против советской власти.
В условиях войны меры правительства только ужесточались. Органы государственной власти занимались работой по выселению из приграничных областей малых этнических групп2. Например, в отношении 3547 финских семей, выселенных из пограничных с Финляндией районов.
Выбор данного периода в дипломной работе обосновывается, прежде всего, накоплением опыта решения национального вопроса с привлечением национальных кадров, а также созданием специальных органов для регулирования межнациональных отношений в рамках одного государства. Также данный период интересен тенденциями, которые были связаны с изменениями национальной политики в рамках одного политического режима. Благодаря этим тенденциям можно выделить не только сильные, но и слабые стороны национальной политики советского государства.
Национальная политика советского государства 1917-1945 гг. заложила основу национальной политики для нашего государства. Меры, которые были проведены для решения проблем, отложили свой опечаток на послевоенные годы.
Степень разработанности проблемы. Изучение национальной политики интересовало советских ученых. Первые работы по национальной политики можно было увидеть уже в годы Гражданской войны. Это работы государственных деятелей, в которых они описывали свою точку зрения о видение национальной политики в советском государстве. Бесспорным авторитетным лицом в вопросах национальной политики в большевистской партии считался И.В. Сталин. Он подготовил несколько публикаций по проблеме национальной политики. Например, это статья «Марксизм и национальный вопрос»3, в которой были выражены основные положения партии по национальному вопросу. В.И. Ленин в своих работах также обращался к проблеме межэтнических отношений в России. После его смерти был создан сборник «О национальном вопросе»4, в который вошли все эти работы.
Для изучения советской национальной политики было сформировано несколько течений. Бесспорно, что основным считались - исследование вопросов национально-государственного строительства, процесса
беспрерывного сплочения советских этносов и народов, а также всевозможных аспектов национальной политики советского государства. Это было вызвано не только политическими причинами, но и тем обстоятельством, что все мероприятия большевиков в национальной политики реализовывались впервые и в стране не было как такового практического опыта в решении этих мероприятий. Не только утверждалась, но и считалась единственной правильной точкой зрения на все протекающие в национальной сфере процессы
• точка зрения И.В. Сталина, а советская национальная политика рассматривалась как «ленинско-сталинская» или «сталинская». Например, это видно в работах таких ученых, как: Д.Л.Златопольский5, А.И.Лепешкина6, Э.А Баграмова7, И.П.Цамеряна8.
В современном периоде изучения вопросов национальной политики появляются новые тенденции. Начался процесс рассекречивания архивных фондов, ввиду постепенного устранения идеологического давления на науку. Это позволило ученым по-другому посмотреть на проблему взаимодействия этносов в советском государстве и процесс осуществления национальной политики9. Появилось много объективных работ, с преобладанием критических взглядов на национальную политику партии, в которых исследователи анализируют влияние политического режима на политику в государстве. Например, это видно в трудах М.С. Джунусова10, Р.А. Саликова11, Ю.В. Бромлея 12 . Исследователи вновь обратились к изучению деятельности Наркомнаца (В.Г. Чеботарева13), к рассмотрении коренизации и языковой политики в советском государстве (В.В. Базарова14).
Зарубежные авторы также обращались к вопросу национальной политики в СССР. Так, можно выделить работу британского историка Р.Конквеста «Большой террор: Сталинские чистки 30-х15», где он анализировал политику И.В. Сталина, приводил число заключенных.
Целью работы является комплексный анализ национальной политики советского государства в 1917-1945 гг.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
1. Определить формирование идеологических основ советской национальной политики;
2. Рассмотреть правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
3. Раскрыть специфику социальных отношений и экономического уклада национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
4. Рассмотреть политику русификации, а также репрессии в 30-е годы XX века;
5. Исследовать социально-правовые последствия политики русификации в 30-е годы XX века;
6. Проанализировать идеологию большевиков в годы войны на переустройство общества;
7. Рассмотреть депортации как форму национальной политики.
Объектом исследования является национальная политика советского государства.
Предметом исследования выступают методы и средства осуществления национальной политики и их отражение на социально-экономической жизни народов России.
Территориальные рамки: К 1918 году территория, которую
контролировала советская власть в России, сократилась до пределов Московской Руси XVI века16. С образованием СССР на дальнем востоке границы совпадали с границами российской империи накануне с первой мировой войны, на западных и южных рубежах в состав СССР вошли земли Закавказских республик, восточная часть Украины и Белоруссии. Размежевание союзных республик было до середины 30х годов, к этому времени присоединилась Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия и Прибалтийские республики. Земли, полученные от Финляндии, вошли в состав Карело-Финской АССР. В годы Великой Отечественной войны в состав СССР вошла Тувинская народная республика, по итогу войны вошли в союз южно- Сахалин и южные курильские острова, на западе - часть Восточной Пруссии и Закарпатской Украины.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1945гг. Нижняя граница исследования обусловлена приходом к власти большевиков, созданием советского государства. Верхняя граница связана с окончанием Великой Отечественной войны.
Методология и основные методы исследования. Методологическая основа базируется на принципе научной объективности и принципе историзма. Использование принципа научной объективности дало возможность всесторонне рассмотреть тему национальной политики с помощью трудов предшественников, владеющих по данной проблеме различными точками зрения. При помощи принципа историзма можно анализировать конкретное историческое событие, в данном случае репрессивную политику, также этот принцип позволяет рассмотреть взаимосвязь и развитие процессов, выявлять особенности репрессий, причины, последствия и итоги. К основным методам можно отнести анализ и синтез, историко-генетический метод (позволяет описать причинно-следственные связи и развития национальной политики), историко-хронологический метод (национальная политика рассматривается в определенный период, выявляются проблемы, характерные для этого периода).
Источниковая база. Первую группу источников, которая является главной по своему значению, составляют правовые-нормативные акты. В группу вошли различные постановления, директивы и приказы государства, в которых видна политика руководства в национальном вопросе. Большая часть документов не была предназначена для изучения и публикации, и поступала в разряд секретных, причем работа по рассекречиванию продолжается и в настоящее время17.
Вторую группу источников представляют личные переписки, воспоминания. Например, своеобразным источником по проблемам депортации выступают работы И.В. Сталина. Многие его работы были написаны на тему вопросов национальных отношений в Советском Союзе и, в связи с этим, определенным образом выявляют подходы Сталина к решению проблем в межнациональной сфере. Еще одним примером можно назвать воспоминание В.М.Молотова18, где он описывает деятельность вождей. Также сюда можно отнести личный дневник Л.Берия «Сталин - слезам не верит»19, в котором описаны детали Большого террора, ход войны и многое другое.
Научная новизна исследования. В исследовании представлен комплексный анализ особенностей национальной политики СССР в 1917-1945е годы XX века.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории общеобразовательных школ для разработки элективного курса «Национальная политика СССР в 1917-1945-е годы XX века».
Апробация работы. Основные тезисы были представлены в VI и в VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» в рамках дней молодежной науки в Алтайскому государственном университете.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемых источников.
Одной из основных проблем, которая стояла перед советской властью, было положение национальных меньшинств в СССР. Несомненно, данная проблема требует особого внимания. В качестве базы была представлена идеология равенства и дружбы всех национальностей, в независимости их идентичности.
Население СССР было очень разнообразно, прежде всего, это связано с этнической и религиозной особенностью. Каждый народ, проживающий на территории СССР был уникален, и отличен от других. Большевики сохранили власть в своих руках благодаря тому, что разработали некую формулу, способную поддержать взаимоотношения между меньшинствами и государством. Под данной формулой подразумевалось «право наций на самоопределение». Благодаря ей были сформированы национальнотерриториальные образования, которые впоследствии были представлены в конституциях СССР и РСФСР. А это, в свою очередь, соответствовало взглядам меньшинств, обеспечивая их местом в органах государственного управления.
Национальная политика была построена на основе «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Пролетарский интернационализм являлся не только базисом дружбы народов внутри СССР, но и лежал в основе советской внешней политики. Но сам принцип дружбы народов был фактически дополнен другим, официально не закрепленным, но сыгравшим огромную роль - представлением о том, что доминирующей нацией в СССР являются русские. Именно эта противоречивость во многом характеризовала национальную политику Советского Союза.
Одним из методов, проводимых советской властью был курс на коренизацию. Политика коренизация была неоднозначной, имела свои минусы и плюсы. Коренизация так и не смогла урегулировать национальный вопрос, интересы нацменьшинств были проигнорированы, произошла отмена русификации и многое другое.
В итоге, этно-национальные различия в СССР были
институционализированы, то есть стали государственными институтами и были официально зафиксированы в законодательстве и отражены в системе государственного управления. Каждая нация должна была иметь свою территорию с ее государственными учреждениями - своей республикой.
Национальная политика СССР в первом десятилетии существования страны представляла интересы пролетарского интернационализма. Но, вскоре, он потерял смысл, потому что надежды на мировую революцию не оправдались. Как и предполагалось, основой Союза была РСФСР. Именно поэтому в 30-е годы начинается процесс русификации системы национальных отношений. Одновременно с русификацией власть начинает использовать репрессии.
Сталинские репрессии - это печальный и страшный период в истории нашей страны. Миллионы жизней правительство отняло необоснованно. Были репрессированы куча талантливых людей, специалистов, депортированы целые народы. Власть с легкостью избавлялась от людей, которые мыслили свободно. Репрессии затрагивали не только отдельные регионы, республики, они охватывали всю страну. В списках тех, кто подвергся репрессиям были и русские, и представители больших и малых народов страны, тех, кто воевал на стороне СССР, тех, кто даже не осознавал причину такого жестокого отношения к себе от государства.
Причины, предпосылки репрессий можно назвать. А вот точное количество тех, кто пострадал нельзя. Масштабы и последствия слишком велики. Очевидно, всем то, что репрессии советского периода - важное, трагическое явление в судьбе России, русского народа и национальных меньшинств.
Борьба с другими нациями для советской власти была своего рода стратегическая цель для построения единого национального государства. Политика репрессий ущемляла права национальных меньшинств, что свидетельствовало о жесткой форме управления — тоталитаризме, не 59
вписывающегося в социалистическую концепцию, к которой стремилось советское государство. Для сохранения тоталитарного режима в СССР власть использовала откровенное насилие. Жесткие меры по отношению к национальным меньшинствам сопровождались и мыслью об угрозе падения престижа советской страны как мировой державы.
Сталин и его сподвижники свободно использовали репрессивный аппарат, общество не могло этому противостоять. Были лишь маленькие попытки протеста, с которыми карательные органы быстро расправлялись.
Одним из проявлением национальной политики при Сталине была депортация. Миллионы людей были вывезены из своей привычной среды обитания, миллионы людей страдали за то, что они не делали. Разрушались семьи, люди переживали ужасные условия, не знали, как они будут жить дальше, смогут ли они вернуться на свою Родину, найти своих близких. Все это им было неизвестно.
Решение национального вопроса осуществлялось жестокими мерами, которые характеризовали личность вождя как мнительного. Репрессии использовались как метод чистки государства от национальностей, которые власть считала вражескими. К тому же эта чистка способствовала сохранению положения СССР на мировой арене. Проходила борьба с иными национальностями, чтобы, по мнению И.В. Сталина, привести СССР к единой нации. Но прежде, чем приводить в государстве единую нацию, необходимо было бороться с повстанческими настроениями и вражескими нациями, которые являлись первоочередной задачей национальной политики.
В итоге имеем, что национальная политика Советского государства в 1917 - 1941 гг. перенесла заметные перемены. Советская власть отказалась от поисков компромиссный решений с многочисленными народами бывшей Российской империи, от строительства нового государства на принципах признанного национально-территориального федерализма. Своего рода ускорителем этого процесса явилась установка правящей партии о правильном и успешном решенном национальном вопросе в стране. Подобный вывод 60
ставил под сомнение характер национальной государственности, перечеркивал для многих народов СССР возможность ее дальнейшего становления.
Конституция СССР 1936 г., в которой закреплялась пятиуровневая
система федеративного устройства, исключавшая национальные районы и сельсоветы, утвердила установку правящей партии на образовании основы единой советской нации. Многие народы, оставшись без всякого статуса, были лишены дополнительных мер защиты, необходимых для сохранения своей самобытности.
Население СССР было очень разнообразно, прежде всего, это связано с этнической и религиозной особенностью. Каждый народ, проживающий на территории СССР был уникален, и отличен от других. Большевики сохранили власть в своих руках благодаря тому, что разработали некую формулу, способную поддержать взаимоотношения между меньшинствами и государством. Под данной формулой подразумевалось «право наций на самоопределение». Благодаря ей были сформированы национальнотерриториальные образования, которые впоследствии были представлены в конституциях СССР и РСФСР. А это, в свою очередь, соответствовало взглядам меньшинств, обеспечивая их местом в органах государственного управления.
Национальная политика была построена на основе «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Пролетарский интернационализм являлся не только базисом дружбы народов внутри СССР, но и лежал в основе советской внешней политики. Но сам принцип дружбы народов был фактически дополнен другим, официально не закрепленным, но сыгравшим огромную роль - представлением о том, что доминирующей нацией в СССР являются русские. Именно эта противоречивость во многом характеризовала национальную политику Советского Союза.
Одним из методов, проводимых советской властью был курс на коренизацию. Политика коренизация была неоднозначной, имела свои минусы и плюсы. Коренизация так и не смогла урегулировать национальный вопрос, интересы нацменьшинств были проигнорированы, произошла отмена русификации и многое другое.
В итоге, этно-национальные различия в СССР были
институционализированы, то есть стали государственными институтами и были официально зафиксированы в законодательстве и отражены в системе государственного управления. Каждая нация должна была иметь свою территорию с ее государственными учреждениями - своей республикой.
Национальная политика СССР в первом десятилетии существования страны представляла интересы пролетарского интернационализма. Но, вскоре, он потерял смысл, потому что надежды на мировую революцию не оправдались. Как и предполагалось, основой Союза была РСФСР. Именно поэтому в 30-е годы начинается процесс русификации системы национальных отношений. Одновременно с русификацией власть начинает использовать репрессии.
Сталинские репрессии - это печальный и страшный период в истории нашей страны. Миллионы жизней правительство отняло необоснованно. Были репрессированы куча талантливых людей, специалистов, депортированы целые народы. Власть с легкостью избавлялась от людей, которые мыслили свободно. Репрессии затрагивали не только отдельные регионы, республики, они охватывали всю страну. В списках тех, кто подвергся репрессиям были и русские, и представители больших и малых народов страны, тех, кто воевал на стороне СССР, тех, кто даже не осознавал причину такого жестокого отношения к себе от государства.
Причины, предпосылки репрессий можно назвать. А вот точное количество тех, кто пострадал нельзя. Масштабы и последствия слишком велики. Очевидно, всем то, что репрессии советского периода - важное, трагическое явление в судьбе России, русского народа и национальных меньшинств.
Борьба с другими нациями для советской власти была своего рода стратегическая цель для построения единого национального государства. Политика репрессий ущемляла права национальных меньшинств, что свидетельствовало о жесткой форме управления — тоталитаризме, не 59
вписывающегося в социалистическую концепцию, к которой стремилось советское государство. Для сохранения тоталитарного режима в СССР власть использовала откровенное насилие. Жесткие меры по отношению к национальным меньшинствам сопровождались и мыслью об угрозе падения престижа советской страны как мировой державы.
Сталин и его сподвижники свободно использовали репрессивный аппарат, общество не могло этому противостоять. Были лишь маленькие попытки протеста, с которыми карательные органы быстро расправлялись.
Одним из проявлением национальной политики при Сталине была депортация. Миллионы людей были вывезены из своей привычной среды обитания, миллионы людей страдали за то, что они не делали. Разрушались семьи, люди переживали ужасные условия, не знали, как они будут жить дальше, смогут ли они вернуться на свою Родину, найти своих близких. Все это им было неизвестно.
Решение национального вопроса осуществлялось жестокими мерами, которые характеризовали личность вождя как мнительного. Репрессии использовались как метод чистки государства от национальностей, которые власть считала вражескими. К тому же эта чистка способствовала сохранению положения СССР на мировой арене. Проходила борьба с иными национальностями, чтобы, по мнению И.В. Сталина, привести СССР к единой нации. Но прежде, чем приводить в государстве единую нацию, необходимо было бороться с повстанческими настроениями и вражескими нациями, которые являлись первоочередной задачей национальной политики.
В итоге имеем, что национальная политика Советского государства в 1917 - 1941 гг. перенесла заметные перемены. Советская власть отказалась от поисков компромиссный решений с многочисленными народами бывшей Российской империи, от строительства нового государства на принципах признанного национально-территориального федерализма. Своего рода ускорителем этого процесса явилась установка правящей партии о правильном и успешном решенном национальном вопросе в стране. Подобный вывод 60
ставил под сомнение характер национальной государственности, перечеркивал для многих народов СССР возможность ее дальнейшего становления.
Конституция СССР 1936 г., в которой закреплялась пятиуровневая
система федеративного устройства, исключавшая национальные районы и сельсоветы, утвердила установку правящей партии на образовании основы единой советской нации. Многие народы, оставшись без всякого статуса, были лишены дополнительных мер защиты, необходимых для сохранения своей самобытности.
Подобные работы
- Положение депортированного населения на юге Западной Сибири в контексте национальной, социальной и экономической политике СССР в конце 1930-1960-х гг.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - НАРОДЫ КАВКАЗА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - НАРОДЫ КАВКАЗА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1942-1953 гг.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Канадо-советские отношения(1942-1953 гг.): основные тенденции и направления
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Социально-экономическое развитие тыловых регионов СССР в годы Великой Отечественной войны (на примере Кузнецкого района Пензенской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (теоретико-правовое исследование)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Российско-корейские отношения в середине XIX- начале XX веков(07.00.15 )
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ХОЛОКОСТ НА ЮГЕ РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1943 гг.)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





