Реферат 6
Введение 9
1. Довузовская подготовка в системе образования 12
1.1 Определение понятия «довузовская подготовка» и ее место в системе
образования 12
1.2 История становления и развития довузовской подготовки 19
1.3 Исследования системы довузовской подготовки в зарубежной практике
образования 24
1.4 Концепции довузовской подготовки 26
1.5 Современные образовательные технологии 30
1.5.1 Геймификация образования 30
1.5.2 STEAM - технология 33
1.5.3 Smart-обучение 36
1.5.4 Индивидуализация образования 39
1.5.5 Неформальное образование 43
1.6 Система непрерывного образования 46
1.7 Выводы по первой главе 48
2. Анализ системы довузовской подготовки 50
2.1 Описание системы довузовской подготовки на примере СибГМУ 50
2.1.1 Административно-управленческий ресурс 51
2.1.2 Реализация образовательного процесса 53
2.1.3 Оценка эффективности довузовской подготовки 56
2.2 Модель развития довузовской подготовки СибГМУ 56
2.2.1 Работа со стейкхолдерами 56
2.2.2 Административно-управленческий ресурс.
2.2.3 Образовательный процесс 66
2.2.4 Оценка эффективности 68
2.3 Выводы по второй главе 68
3. Апробация модели довузовской подготовки на базе СибГМУ 70
3.1 Административно-управленческий ресурс 70
3.1.1. Реализация элективных курсов на базе СибГМУ 73
3.1.2 Организация научно-исследовательской деятельности школьников 74
3.1.3 Применение дистанционных форм подготовки 74
3.1.4 Организация и проведение школьного сезонного мероприятия 75
3.2 Образовательный процесс 76
3.3. Результаты и обсуждение 77
3.4 Выводы по третье главе 85
4. Социальная ответственность 88
Заключение 93
Список использованных источников 97
Приложение А 104
Приложение Б 113
Приложение В 115
Объект исследования: система довузовской подготовки в условиях
современного образования.
Предмет исследования: современная модель довузовской подготовки.
Целью исследования является разработка модели развития системы
довузовской подготовки в структуре непрерывного образовательного процесса.
Актуальность работы заключается в попытке рассмотреть довузовскую
подготовку, как необходимый элемент основной программы в целостной
структуре непрерывного образования и разработать технологические основы
современной модели довузовской подготовки.
В рамках исследования проведен анализ модели довузовской подготовки,
разработаны технологические основы современной модели довузовской
подготовки.
Теоретическая и практическая значимость работы состояла в расширение
представлений о теории профессионализации и системы образования,
предполагающей последовательность в становлении профессионала от этапа
получения среднего общего образования к освоению основной образовательной
программы, с выделением компонента «довузовская подготовка», как
составляющего элемента системы образования и подготовке
конкурентоспособного на мировом рынке специалиста.
Область применения: государственные и частные системы дополнительного
образования.
Введение
Актуальность. Современная политика государства, направленная на
создание технологичного, наукоемкого, конкурентоспособного на мировом рынке
продукта, порождает пересмотр образовательного процесса с постановкой новых
задач к полученным компетенциям, которыми должен обладать выпускник
высшего образовательного учреждения. Проявление данных тенденций можно
увидеть в открытии широкого спектра технопарков, нацеленности на
технологичное производство, утверждении программ развития экономики
государства и, как следствие, в сформулированной концепции модернизации
отечественного образования. Основная цель модернизации образования сводится
к подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и
профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной
работе на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту,
удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего
образования. Таким образом, изменилась тенденция образования: с
аккумулирующей функции (сформировать определенный уровень знаний у
обучающегося) на функцию развития личности, способной овладеть новыми
профессиональными знаниями, адаптироваться в современных социальноэкономических условиях и продолжить свое развитие после обучения и
рассматриваемой с позиции непрерывности образования.
На сегодняшний день накоплен огромный опыт, касающийся реализации
модели непрерывного образования «школа – вуз», разнообразной по форме и
содержанию, но в целом направленную на одну цель - адаптация будущих
абитуриентов к обучению в вузе и формирование профессиональной картины у
будущих специалистов.
Одним из этапов на пути перехода школьника в число студентов высшего
учебного заведения является довузовская подготовка, подразумевающая высокий
уровень владения общими и профессиональными компетенциями,
междисциплинарными системно-интегративными знаниями и умениями,10
обеспечивающих успешность деятельности. Изучению вопросов, связанных с
довузовской подготовкой школьников и методикам проведения
подготовительных курсов посвящено множество исследований.[1,2] В них
формулируются цели довузовской подготовки, проводится анализ содержания её
программы, даются методические рекомендации по проведению
подготовительных курсов. Однако практически все эти исследования описывают
традиционные методы довузовской подготовки и не учитывают возможностей
применения инновационных средств в системе довузовской подготовки, таких как
геймификация образования, применение STEAM методов обучения,
использование неформального образования и технологий smart-обучения. В связи
с этим был сформулирован объект исследования.
Объект исследования: система довузовской подготовки в условиях
современного образования.
Предмет исследования: современная модель довузовской подготовки.
Целью исследования является разработка модели развития системы
довузовской подготовки в структуре непрерывного образовательного процесса.
Гипотеза исследования. Использование передовых образовательных
технологий позволит современной модели довузовской подготовки сформировать
и обеспечить адаптационный процесс при переходе от пассивного потребителя
системы знаний к активному.
Рассматривая сферу образования, как структурный, непрерывный процесс
перехода и освоения обучающимся каждого уровня, от начального до
послевузовского образования, особого внимания заслуживает этап смены
среднего основного образования на вузовское. Данный этап особо важен тем, что
обучающийся в результате освоения среднего основного этапа должен обладать
необходимым уровнем знаний, умений и навыков, с пониманием выбранной
будущей профессиональной деятельности, и со сформированными
адаптационными механизмами к университетской среде. Однако не всегда школа
готова довести выпускника до необходимого уровня для поступления в Вуз.
Довузовская подготовка обладает всеми необходимыми ресурсами для
устранения возникшего дефицита абитуриента, но при этом данный этап
образования рассматривается в структуре дополнительного образования, а не
основного.
Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть
довузовскую подготовку, как один из элементов основной программы в
целостной структуре непрерывного образования.
При этом данное исследование содержит методико-технологические
основы, которые необходимо учитывать при реализации современной модели
довузовской подготовки абитуриента, как в части образовательного процесса, так
и административно-управленческом.
В ходе исследования выдвинутая гипотеза о том, что использование
передовых образовательных технологий позволит современной модели
довузовской подготовки сформировать и обеспечить адаптационный процесс при
переходе от пассивного потребителя системы знаний к активному подтверждена.
По результатам проделанного исследования можно сделать следующие
выводы:
1) Изучение структуры современной системы образования показало, что94
российская система образования выступает как совокупность сотрудничающих
структур. Состоящая из комплекса обучающих программ и государственных
стандартов образования, взаимодействующих между собой. Реализующие их
образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений. В
стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и
специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на
основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным
программам относят: начальные, основные, средние, высокопрофессиональные и
послевузовские. Данные программы рассматриваются, как профессиональный
путь человека становлением специалиста. Профессиональный цикл
рассматривается при этом как последовательность периодов, или этапов, в жизни
человека, включающая в себя знакомство с миром профессий, профессиональный
выбор, профессиональное образование, начало самостоятельной работы,
накопление опыта, рост профессионального мастерства, завершение трудовой
деятельности. Однако, не согласованность программ образовательных
учреждений вызывает сложности в процессе адаптации к следующему этапу
профессионализации, которым и является переход от общего образования к
профессиональному, где этап довузовской подготовки позволяет выступать
связующим звеном при переходе учащегося от пассивного потребителя системы
знаний к активному и способом подготовки к профессиональной ориентации, что
позволяет сделать вывод о том, что современная система образования не
достаточно учитывает переход от общего среднего образования к
профессиональному с точки зрения познавательной позиции учащегося.
2) Определяя принципы и механизмы в сфере образования, было отмечено,
что система довузовской подготовки не содержит нормативно-правовой базы,
государственных стандартов образования и не включена в структуру системы
профессионализации, что вызывает сложности в формировании единых
требований, установления критериев результата обучения на данном этапе.
Данные характеристики являются основанием о необходимости разработки
государственного образовательного стандарта, законодательных актов95
регламентирующих довузовскую подготовку и включения данного этапа
обучения в структуру системы непрерывного образования.
3) Выявляя теоретические основы механизма интегральной довузовской
подготовки следует учитывать отсутствие активной познавательной позиции при
формировании знаний и способах освоения необходимого материала у
абитуриентов при переходе с уровня основного образования на высшее. Таким
образом включение в структуру основного образования элемента довузовского
подготовки, как адаптационного механизма при переходе с общего среднего на
высшую ступень образования, что позволит привлечь замотивированных
абитуриентов к получению образования и сохранить контингент студентов во
время обучения в Вузе. Современная модель довузовская подготовка должна
включать в себя использование передовых образовательных технологий, таких
как геймификация образования, применение SMART и STEAM технологий,
содержать элементы неформального обучения, в тесной кооперации с
образовательными организациями среднего образования. Также модель
довузовской подготовки должна содержать компоненты направленные на
формирования профессиональной картины будущего специалиста и адаптацию к
университетской среде абитуриента.
Современная модель довузовской подготовки должна включать в себя
использование актуальных образовательных технологий, содержать компоненты
профессиональной ориентации, направленные на развитие адаптационных
механизмов у абитуриентов к студенческой среде.
4) Разрабатывая технологическую основу модели довузовской подготовки мы
следовали принципам, тенденциям и механизмам в сфере образования, а также
использовали диагностическое обследование, направленного на определение
актуального состояния реализации довузовской подготовки абитуриентов.
Данные положения позволили определить ряд условий по созданию
технологических основ современной довузовской подготовки, а именно:
- создание системы партнерства образовательных учреждений и Вуза для96
обеспечения доступности и качества профильного обучения и предпрофильной
подготовки, непрерывности профессионального образования, через выделение
соответствующего профильного класса;
- внедрение дополнительных форм организации профильного
образовательного процесса с использованием дистанционных технологий,
направленных на создание комфортных условий для выбора профессии и
дальнейшего профессионального роста на основе самопознания и
самореализации;
- создание единого информационно - образовательного пространства
«Школа-Вуз»;
- проведение научно-практических тематических конференций, для
школьников на базе Вуза;
- перераспределение или выделение дополнительных часов школьного
учебного плана педагогической нагрузки с выделением часов по профильным
дисциплинам и внеурочной деятельности школьников: научно-исследовательская
и проектная работа школьников, на базе Вуза, для профильных классов;
- реализация в профильных классах программ, ориентированных на
поступление в Вуз, в рамках изучения дисциплин и элективных курсов,
поддерживающих специализацию;
- оказание информационной поддержки при реализации профильных
образовательных мероприятий Вуза: элективные курсы, дни открытых дверей,
сезонных образовательных мероприятий.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены,
гипотеза подтверждена
Байденко В.И. Болонский процесс: Результаты обучения и
компетентностный подход (книга- приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук,
профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
2) Гладких В.В. Синергетический подход при создании образовательной среды
довузовской подготовки будущих инженеров / Гладких В.В., Пантелеева О.О. //
Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского
государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ)
[Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №08(112). – –
Режимдоступа: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/35.pdf
3) www.consultant.ru/online/
4) Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Довузовская подготовка как компонент
непрерывной системы образования // Вестник Нижневартовского
государственного университета. 2016. №1. С.3–9.
5) Волгина Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в
процессе довузовской подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2005.
6) Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования
системы довузовского образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск,
2000.
7) Писарев В.Е., Писарева Т.Е. Теория педагогики. Воронеж: Издательство
Кварта, 2009.
8) Гришина Ю.В. Дефиниция довузовского образования в контексте
преемственности общего и профессионального образования // Известия ТулГУ.
Педагогика. 2015. №3. С. 13–24.
9) Гришина Ю. В. Довузовское образование в категориально-понятийном
аппарате педагогики // Образование и общество. 2016. №3 (98). С.49–53.98
10) Колесникова И. А. Культура непрерывного образования: к обоснованию
понятия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №1 (5). DOI:
10.15393/j5.art.2014.2261.
11) Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия,
векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
12) Игнатович Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов
непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. DOI:
10.15393/j5.art.2013.2085
13) Черных А.И. Становление и развитие региональной системы довузовской
подготовки в условиях экономической трансформации общества: на примере
Краснодарского края: дис. д-ра пед. наук. Ульяновск, 2008. 562 с.
14) Гришина Ю.В. Реализация идеи непрерывного образования в довузовском
образовательном пространстве университета // Университет XXI века в системе
непрерывного образования: материалы Междун. научно-практ. конф. / под ред.
И.А. Волошиной, И.О. Котляровой, Ю.В. Найдановой. Челябинск: Издательский
центр ЮУрГУ, 2016. С.102–108.
15) Кашин. М. П. Грамотность. БСЭ, 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972.
— т.7. с. 723
16) Силласте Г. Г. Экономическая социология: учебное пособие – 2-е издание,
перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2012 - с.46
17) Постановление Наркомпроса РСФСР от 01.01.01 года «Об отмене
государственных экзаменов и об изменении порядка производства всякого рода
испытаний студентов в высших учебных заведениях».
18) Постановление Наркомпроса РСФСР от 01.01.01г. «Об организации рабочих
факультетов».
19) Российский статистический ежегодник - 2011г. с.243, р.7.53
20) Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01.01.01 года №
000 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных
заведениях»99
21) Киселёва Н.И. История становления довузовской подготовки как
социального института в России http://pandia.ru/text/79/112/58046.php
22) Андреев А. Л. О модернизации образования в России// статья написана в
рамках работы по ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России" (проект N НК-582П-60).
23) Мордовская, А. В. Основы профориентологии : учеб. пособие для
академического бакалавриата / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко.
— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 237 с. — Серия :
Бакалавр. Академический курс.
24) Лошакова И. И., Стратегия довузовского образования в контексте
социальных трансформаций современного российского общества: дис. на соиск.
д-ра н.: 22.0004: Саратов, 2с. РГБ ОД, 71:04-22/7-Х.
25) Ключарев Г. А. Человеческий капитал и проблема неравенств в
модернизирующемся образовании// Вестник Института Социологии, 2011, №3.
26) http://www.cambridgeeducationgroup.com/courses.htm
27) NATIONAL CORE CURRICULUM FOR PREPARATORY EDUCATION
FOR GENERAL UPPER SECONDARY EDUCATION 2014
http://www.oph.fi/download/158820_national_core_curriculum_for_preparatory_educat
ion_for_general_upper_second.pdf
28) Гершунский Б.С. О взаимоотношениях категории «целостность»,
«системность» и «комплексность» // Проблемы повышения эффективности
педагогического процесса на основе идей оптимизации. –М.: НИИОПВ АПН
СССР, 1985.-с.76.
29) Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / Под
ред. В.А. Сластенина. -М., 1993
30) Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников.-
М.:Просвещение,1989.-165с.