ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ 10
1.1 Понятие системы непрерывного художественного образования .... 10
1.2 Особенности образовательного процесса в системе дополнительного
художественного образования 21
1.3 Роль фирменного стиля в формировании имиджа образовательного
учреждения и проблемы его разработки 33
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ 43
2.1. Анализ логотипов детских художественных студий 43
2.2. Дизайн концепция фирменного стиля для художественной студии . 49
2.3. Разработка фирменного стиля для художественной студии Центра
культуры и просвещения АлтГУ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
СПИСОК ИЛЮСТРАЦИЙ 78
ИЛЮСТРАЦИИ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Дополнительное образование детей - образовательная практика, предназначена для реализации творчества в любой профессиональной сфере. Компонент ценностного потенциала дополнительного образования заключается в его способности удовлетворить потребности человека в улучшении, социализации и самореализации личности.
Тем не менее, законы рыночной экономики в настоящее время применяются в области образования. Для частных лиц и учебных заведений дополнительного образования актуальны вопросы повышения
конкурентоспособности и поддержания имиджа на современном рынке.
В дополнение реалии требуют не конкретных действий, а систематической работы и улучшение репутации учебного заведения. В этом отношении важное место в деятельности учреждений дополнительного образования занимает улучшение имиджа, так как яркий и запоминающийся индивидуальный стиль станет одной из главных характеристик аналогичного учебного заведения.
Еще в сфере образовательных услуг присутствует значительное влияние государственного сектора, так что это особенность не может быть пропущена в процессе брендинга. Существующие условия эксплуатации дополнительной системы образования отличается разнообразием управленческих подходов. Это связано с проводимой реформой управления, разработкой нормативных документов, поиском финансирования, кадровым обеспечением, развитием инфраструктуры. Нынешние условия не всегда позволяют нам полагаться на инвестиции в развитие образа вузов.
В нашей стране, как и в других странах мира, проблема роста образования, так же дополнительного, становится одной из наиболее важных.
Поэтому создание фирменного стиля для организации в области дополнительного образования актуальна, благодаря уникальному фирменному стилю можно значительно увеличить конкурентоспособность институтов. Фирменный стиль сделает художественную студию Арт-ШАР Центр культуры и просвещения индивидуальным и запоминающимся, а значит и конкурентоспособным по отношению к другим художественным студиям. Также актуальность темы обусловлена вниманием к процессу создания фирменного стиля, как средства визуального воздействия на потребителя и повышения эффективности рекламы.
Разработанный фирменный стиль повысит узнаваемость учреждения дополнительного образования, улучшит его имидж и станет в дальнейшем визитной карточкой организации. Кроме этого, разработанный фирменный стиль можно использовать в оформлении деловой документации (папки, деловые письма, конверты), а также в оформлении визиток, буклетов, брошюр, проспектов, стендов, наружной рекламы, сувенирной продукции и сайтов.
В ходе исследования используются следующие источники по данной теме:
Эйри Д. «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера». Это полноценное руководство для дизайнеров, которые хотят освоить эту увлекательную, творческую и вместе с тем сложнейшую задачу - разработку фирменного стиля. Автор не просто рассказывает о технологии разработки логотипа и фирменного стиля, но и использует в своей книге работы известных дизайнеров, которые объясняют, как важно продумывать систему графической идентификации бренда, как создавать уникальные, знаковые логотипы, как взаимодействовать с клиентами [44].
В основу книги Лесняка В. «Графический дизайн (основы профессии)» положен 30-летний опыт творческой и педагогический деятельности автора, опыт его коллег. Визуальный ряд, тщательно подобранный из работ студентов, ярко и образно иллюстрирует каждый раздел книги [27].
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, изучающих графический дизайн. В этой работе рассматриваются смыслы и составляющие графического дизайна и пути достижения целостности дизайнерского замысла. Каждое утверждение автора подробно раскрыто в комментариях и детально проиллюстрировано лучшими работами студентов, в разное время учившихся на кафедре графического дизайна.
Овруцкий А.В. «Анатомия рекламного образа». Анатомия рекламного образа заключается в механизмах его формирования и функционирования. В данной работе исследуют данные вопросы не только при помощи утилитарной методики по созданию рекламных образов, но также пытаются выявить и обозначить теоретические и практические схемы феномена рекламы, поскольку именно реклама сегодня делает актуальным утверждение, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Первая и вторая главы посвящены рекламному и художественному образу, попытке их дифференциации, а также понятиям товарного знака, фирменного стиля и бренда. Технологии исследования и создания рекламного образа, а также технологии брендинга рассмотрены в третьей и четвертой главе. Пятая глава подробно исследует аспекты рекламного заголовка в лингвистическом зеркале. В шестой главе рассмотрены звуковые средства создания рекламного образа, в частности звуковой материал, музыка как особая система коммуникации, звуковые информационные коды, голос, музыкальный слоган и логотип, рекламная песенка, а также некоторые приемы звуковой режиссуры. В седьмой главе изучается монтаж как средство создания рекламного видеообраза (виды планов, правила переходов внутри сцены, цифровые технологии и специфика монтажа) [32].
В монографии В.М. Ананишева «Маркетинг образовательных услуг» исследуются научные подходы к изучению маркетинга образовательных услуг в России и за рубежом. Успешное функционирование и хорошее развитие образовательных учреждений в условиях рыночной экономики невозможно без использования маркетинга. Особенностью монографии является цель определить, что маркетинг помогает дальнейшему продвижению реформ в сфере образования, так как предоставляет глубокое знание рыночных механизмов, принципов и методов исследования рынка образовательных услуг, прогнозирования и планирования его динамики [2].
В пособии Кульневича С.В. «Дополнительное образование детей» рассмотрены новые подходы к решению проблем организации и содержания деятельности методических служб системы дополнительного образования детей. Представлены различные виды методической продукции, методической помощи, технологии и методики организации методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Даны научные и методические рекомендации по вопросам планирования и организации деятельности методической службы, по разработке программы развития учреждений дополнительного образования детей, образовательных программ и др. [26].
«Актуальные проблемы педагогики непрерывного образования» - в монографии Жариковой Л. содержится научный анализ темы "непрерывное образование" и "личностное отношение к непрерывному образованию". Показана характеристика актуальной системы непрерывного образования и тенденций ее развития в России, Г ермании, США и некоторых других странах. Автор рассказывает о необходимости продвижения новой отрасли педагогической науки - педагогики непрерывного образования, определяющей ее место в системе наук о человеке. Впервые осуществляется научное обоснование предмета и объекта этой отрасли, установлены ее цели и задачи. Автором определены принципы, лежащие в основе этого научного направления, определены функции, которые выполняет педагогика непрерывного образования в системе педагогических наук и в современном обществе. В книге описаны перспективы формирования ценностных отношений личности в непрерывном образовании [20].
Балакин В.С. «Особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе» в своей статье рассматривает особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе, взаимосвязи дисциплин, их влияние на жизнь учащихся, развитие способностей и навыков художественно-творческой деятельности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в жизни общества [4].
В статье Золотаревой А.В. «Взаимосвязь внеурочной деятельности и дополнительного образования детей» представлен сравнительный анализ понятий и сущности дополнительного образования и внеурочной деятельности; показаны типовые характеристики содержания и форм организации дополнительного образования, его формальны и неформальные черты; описаны особенности организации внеурочной деятельности в школе; даны общие характеристики и характеристики, различающие внеурочную деятельность и дополнительное образование; показано, что интеграция учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования позволяет создать пространство детства в школе, а также описаны возможности дополнительного образования, которые можно использовать для реализации новых ФГОС общего образования [23].
В статье Щербаковой Т. Н. «К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения» анализируется понятие имиджа
образовательного учреждения, его актуальность в условиях растущей конкуренции между школами. Рассмотрен подготовительный этап работы по созданию имиджа образовательного учреждения [43].
В монографии Звездочкина Ю.Ю. «Имидж-система университета» в широком плане исследуется проблема формирования имиджа вуза с учетом специфики его позиции в рыночной экономике. Авторы исследуют теоретические предпосылки формирования имиджа вуза, практику его коммерческого использования и на основе собственного исследования предлагают меры по созданию и реализации имидж-системы образовательного учреждения как совокупности взаимосвязанных элементов, формирующих имидж как целостную систему с заданными свойствами и адресным воздействием на целевые группы и аудитории [21].
В статье Д. В. Бухарова «Имидж образовательного учреждения» рассматривается понятие имиджа образовательного учреждения, его актуальность в условиях возрастающей конкуренции между школами. Рассмотрен подготовительный этап работы по формированию имиджа образовательного учреждения. Автор анализирует два подхода к формированию имиджа: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей, а также сочетание этих подходов [8].
Изучая другие современные научные работы, можно отметить, что многие авторы посвятили свои труды проблемам модернизации дополнительного образования и формированию фирменного стиля, а впоследствии и имиджа организаций дополнительного образования.
Цель исследования: Разработать фирменный стиль для художественной студии Арт-ШАР Центра культуры и просвещения АлтГУ.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятия непрерывное художественное образование.
2. Изучить особенности образовательного процесса дополнительного художественного образования.
3. Определить роль фирменного стиля в формирования имиджа образовательного учреждения и проблемы его разработки.
4. Изучить основные принципы разработки фирменного стиля.
5. Ознакомиться с уже существующими разработками фирменного стиля для образовательных учреждений.
6. Изучить аналоги и выявить приемы создания фирменного стиля.
7. Разработать логотип для художественной студии и его носители.
Объект исследования: Модель постарения имиджа образовательного учреждения в системе непрерывного художественного образования.
Предмет исследования: Фирменный стиль как носитель брендинга образовательного учреждения в системе дополнительного художественного образования.
Для выполнения задач и достижения целей был использован комплекс следующих методов.
-Теоретические: обзор литературы, стилистический и сравнительный анализ существующих аналогов, исследование стилистических и концептуальных решений.
-Практические: проектирование, эскиз, визуализация.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы состоящая из трех параграфов (теоретическая часть), второй главы, состоящей из трех параграфов (практическая часть), заключения, списка литературы и источников, приложения. Для достижения цели использованы теоретические и практические методы исследования.
В соответствии с задачами выпускной квалификационной работой мы приходим к выводу, что процесс развития и совершенствования непрерывного образования протекает в неизбежном естественном устремлении развития обучения преобладающей информационным побуждением. Непрерывное образование целенаправленно на самоактуализации личности человека, путём раскрытия внутреннего творческого потенциала, для создания и совершенствования новообразующей, качественной и непрерывной активной деятельности, присоединённый к социальной среде развития общества в целом.
Система развития объединения между начальным и средним образованием строится на основе конструирования и реализации художественной среды в прогрессивном росте совершенствования образовательного учреждения; обеспечения предприимчивой творческой деятельности учащихся; на построении образовательной программы обучения общего и дополнительного образования, учитывая психофизиологические, индивидуальные и возрастные особенности учащихся детей.
Целью выпускной квалификационной работы было: разработать
фирменный стиль для художественной студии Арт-ШАР Центра культуры и просвещения АлтГУ. Поэтому была изучена роль фирменного стиля в формирования имиджа образовательного учреждения и проблемы его разработки.
Основной миссией в активной деятельности над фирменным стилем образовательного учреждения является воссоздание целесообразного, исключительного, авторского, чёткого и впечатляющего образа, чтобы он конкретно сопоставлялся с целевой публикой клиента и был смело приспосабливаемым. Простота помогает запомнить дизайн фирменного стиля, а также легок в исполнении. Брендинг должен способствовать идентификации образовательного учреждения, для этого используются специальные элементы и образы. Символы позволяют логотипу быть понятным для любой аудитории.
В ходе анализа фирменного стиля детских художественных студий, школ, было установлено, что узнаваемость компаний на рынке, сыграл фирменный цвет, лозунг, логотип. В эмблеме фирменного стиля данных студий находятся всевозможные составные компоненты. К примеру, это может быть круг или полуовал, а также много лаконичных и плавных линий. В частности, изображение выглядят положительными, так как, основополагающие компоненты: фирменные цвета и логотип запечатлеются в сознании у людей, связываясь с деятельностью компании, ее товарами и услугами. Целевая аудитория, штудируя выраженный фирменный стиль в первую очередь, акцентирует своё внимание на популярном: логотип, цвета, шрифты, выделяет значительное рекламное сообщений из маркетинговых данных. Внедрение фирменного стиля в имеющиеся модели рекламной компании делает рекламу более целостной. К тому же, ценность фирменного стиля заключается в том, что фирменный стиль допускает дошкольным образовательным учреждениям с минимальными издержками погружать на рынок свои услуги, совершенствует результативность рекламы и обуславливает её запоминаемость.
В итоге практической части был разработан фирменный стиль для художественной студии «Арт-ШАР» в двух вариантах: для детских направлений и основной. Проанализировав теоретическую часть проекта, проведя анализ аналогов, были созданы итоговые концепции фирменных стилей для художественной студии «Арт-ШАР». В основу детского логотипа заложена форма раскраски. В идею основного логотипа заложена форма шара и абстрактная композиция. Акцентом логотипов являются линии в форме контурной раскраски. В итоге логотипы стали лаконичными, легко читаемыми, не перегруженными.
Дизайн фирменных стилей художественной студии «Арт-ШАР» благоприятно выражается зрительно, и фиксируются в памяти человека. Формы и цвета в логотипах художественной студии «Арт-ШАР» восполняют друг друга, они ярко выраженные, загадочные и побуждают интерес к логотипу, радуя взгляды.
Рекламные и методические, печатные материалы художественной студии, выполненные в таком фирменном стиле, будут всегда выделяться и положительно восприниматься любой аудиторией.
1. Аббасова О.С., Владиславлев А.П. Система непрерывного образования. Реальность и перспективы. Под ред. В.Г. Афанасьева. — Ташкент, 1983. - 159 с.
2. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография. — М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. — Т. 8. — 348 с.
3. Аношкина В. Л. Образование. Инновация. Будущее (методологические и социокультурные проблемы) / В. Л. Аношкина, С. В. Резванов. Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.
4. Балакин, В. Особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе / В. Балакин. - С.92-95.
5. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 249 с.
6. Беккерман П.Б. Дополнительное образование как важный фактор достижения профессионально творческого роста учащейся молодёжи // Мировоззрение в XXI веке. - 2018. - Т.1. - № 2. - С. 10-12.
7. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта [Текст] / А.Е. Богоявленский // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - Воронеж, 2004. - № 5-6.
8. Бухаров Д. В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. Вып. № 2, 2009. С. 71.
9. Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 1999. - 304 с.
10. Волкова, В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов / В.В. Волкова // Вестник МГЭИ / под ред. В.В. Волковой. - 2007. - Вып. 1. - С. 23-26.
11. Гуманитарные аспекты непрерывного образования. - М.: Книжный дом, 2006. - 304 с.
12. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусства. — М.: АПК и НПРО, 2005.
13. Демченко, А.И. Мировая художественная культура как системное целое. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию (+ CD-ROM) / А.И. Демченко. - М.: Высшая школа, 2010. - 395 с.
14. Демидова, Л.А. Формирование имиджа гуманитарного высшего учебного заведения / Л.А. Демидова // Мир образования - образование в мире. -
2008. - № 2. - С. 195-201.
15. Джоунс Дж., Роль рекламы в создании стильных брендов / - М.: ФаирПресс, 2005. - 496 с.
16. Добробабенко Н.С., Фирменный стиль: принципы разработки / - М.: Инфра-М, 2009. - 112 с.
17. Душкина.М.Р., PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология / - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.
18. Дубровская, Н. В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа / Н.В. Дубровская. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 504 с.
19. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002.
20. Жарикова, Людмила Актуальные проблемы педагогики непрерывного образования / Людмила Жарикова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 140 с.
21. Звездочкин Ю.Ю. Имидж-система университета / Ю.Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский; Южный федеральный ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - 266 с.
22. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России. Автореф. доктора пед. наук. - М., 2009 - 46 с.
23. Золотарева, А. В. Взаимосвязь внеурочной деятельности и дополнительного образования детей / А. В. Золотарева // Образование и наука в современных условиях: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 84-87.
24. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект [Текст] / Л.А. Золотавская //РЯ в образовании. - 2005.- №3.- С. 24.
25. История художественного образования в России ХХ века (в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков) / под науч. ред. Н.Н. Фоминой. Т. 1 - М.: Педагогика, 2002.
26. Кульневич С.В., Дополнительное образование детей. / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко / Издательство «Учитель» - Ростов-на-Дону, 2005. - 324 с.
27. Лесняк В., Г рафический дизайн (основы профессии) / - М.: ИндексМаркет, 2011. - 416 с.
28. Луптон, Эллен Графический дизайн от идеи до воплощения / Эллен Луптон. - М.: Питер, 2018. - 245 с.
29. Нестеренко О.И., Краткая энциклопедия дизайна / - М.: Молодая гвардия, 1994. - 331 с.
30. Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. ред. А. А. Попов, И.Д. Проскуровская. - Красноярск, 2004. - 279 с. 21
31. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. - 3-е изд., стер. - М. : Омега- Л, 2009. - 266 с.
32. Под общ. ред. А. В. Овруцкого. Анатомия рекламного образа. Под общ. ред. А. В. Овруцкого. — СПб.: Питер,2004. — 224 с.: ил. 2004.
33. Полунина В.Н., Искусство и дети / Прсв.1982г. - 191 с.
34. Прохорова О.Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность: учеб. пособие / О.Г. Прохорова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019.-117 с.
35. Рац, А. П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне. Курс лекций / А.П. Рац. - Москва: Гостехиздат, 2014. - 128 с.
36. Сидорова А. С., Имидж как условие управления качеством поликультурного воспитания в дошкольном учреждении. // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред Е. В.Клюевой, Т. В. Наумовой: Арзамас, Арзамасский филиал, 2016 - 518 - 522 с.
37. Томилова М.В. Модель имиджа организации/ М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 1. - С.5-17.
38. Туэмплоу Э., Графический дизайн: Фирменный стиль. Новейшие технологии и креативные идеи /Астрель, 2006. - 256 с.
39. Указ Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1053; 1997, N 10, ст. 1169; 2003, N 33, ст. 3266; 2005, N 7, ст. 560) [Электронный ресурс]. 1Ж1/ https://base.garant.ru/136913/
40. Устин В.Б., Композиция в дизайне. Методологические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: Учебное пособие / Устин В.Б. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 239 с.
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. 1Ж1/ йИр: //zakon-ob-obrazovanii.ru/
42. Филиппова Е.А., Становление креативной личности подростков в культурно-образовательном пространстве школы искусств / «Методист», №8,
2009. - 31-33 с.
43. Щербакова Т. Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 430-434.
44. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. Санкт-Петербург, Питер, 2011 г.- 216 с.
45. Яковлева Т. Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: психология и образование. - 2015. - № 9-10(19). - С. 2.
СПИСОК ИЛЮСТРАЦИЙ
1. Аналог логотипа студии творчества «Лампа» https: //vk.com/lampa_artstudio_brn
2. Аналог логотипа студии рисования «molbert»
https: //www. molbert-studio .ru/
3. Аналог логотипа художественной студии «Палитра» https: //www.palitra-st.ru/