Глава 1. Теоретические основы создания и использования онлайн-курса в процессе дистанционного обучения в высшем учебном
заведении 9
1.1 История и эволюция дистанционного образования
• •••••••...••••••............... .•••••••• .••••••••... .••••••••••• .•••••••• .•••••••• .•••••••• ••...•••.^8
1.2 Понятие визуальная коммуникация, его история и основные
средства 13
1.3 Онлайн-курс: понятие и структура 20
Глава 2. Разработка и внедрение онлайн-курса по дисциплине «Основы визуальной коммуникации» 33
2.1 Формулировка основной концепции и проблематики по теме курса
«Основы визуальной коммуникации» 33
2.2 Структура дистанционного онлайн курса по теме «Основы визуальной
коммуникации» 35
2.3 Особенности разработки онлайн-курса по основам визуальной
коммуникации для дистанционного обучения на платформе МооШе 37
2.4 Методический подход к реализации онлайн-курса по теме «Основы
визуальной коммуникации» в дистанционной форме 46
Заключение 49
Библиографический список источников и литературы 54
Приложения 59
Актуальность. В связи с развитием и улучшением жизни общества вопросы информатизации имеют наибольшую актуальность, информация приобретает определенные производительные силы. Все это приводит к необходимости искать новые, наиболее эффективные приемы, методы, способы и средства обучения, которые позволят повысить качество и уровень обучения. Самореализация и развитие человека не может происходить без расширения познания и своевременного освоения информационных технологий.
В связи тем, что помимо традиционных форм обучения особое внимание уделяют дистанционному обучению, основанному на основе современных информационных и коммуникационных технологиях.
Сегодня практически у каждого высшего учебного заведения существует платформа для онлайн-образования. Связанно это с тем, что в современном мире, при его скоростях развития, а также увеличивающемся спросе на специалистов, образование требуется получать быстрее и мобильнее, чтобы быть актуальным специалистом в своей области. В связи с этим, онлайн- образование - это именно та форма обучения, с помощью которой обучающийся может с легкостью осваивать новые знания, в комфортной для него среде и с гибким графиком.
На сегодняшний день существует масса цифровых платформ для разработки дистанционных и онлайн-программ обучения. Для многих сфер обучения используются различные дистанционные и онлайн-материалы и ресурсы, которые при подробном изучении не всегда являются достоверными и эффективными. На протяжении последних нескольких лет проблеме дистанционной образования не уделяли достаточного внимания, в следствии чего появилось большое количество пробелов в структурах обучающих программ и курсов.
Помимо всего прочего существует проблема, касающаяся всей профессиональной и образовательной сферы графического дизайна. Проблемы визуализации информации, которую человек создает вокруг себя, по сути своей являются человеческими проблемами. Сегодня человек неотделим от материальности своего окружения. Организация эстетики пространственной среды является средством воспитания и формирования личности. Она нацелена не только на систему материальных объектов, но и на людей, которые будут использовать эту систему. Сегодня учебные программы по графическому дизайну содержат курс по визуальным коммуникациям либо частично, включая эту тему в различные дисциплины (эргономика в дизайне, социология, проектирование в графическом дизайне), либо вовсе не включая эту значимую область в программу, обобщая и смешивая понятия и теоретическую основу курса с другими дисциплинами.
Подытожив, можно сказать, что организация эстетики пространственной среды является средством воспитания и формирования личности. Она нацелена не только на систему материальных объектов, но и на людей, которые будут использовать эту систему: мы создаем город, и мы в некотором роде гордимся этим, чтобы создавать себя.
Степень изученности темы. Исследования в области дистанционного обучения начались в 1980-х годах с первых дискуссий о возможностях обучения с использованием новых технологий.
Необходимые задачи дистанционного онлайн-обучения и изучение зарубежного и отечественного опыта эволюции образования в вузах стали предметом изучения ученых Б.М. Бада, А.И. Суботто, А.С. Можаевой, В.А. Барбаковой, О.М. Барбакова, В.Т. Майра и др. Эту тему так или иначе уже вскользь задевали Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования. Человек и образование № 1 (42) 2015.
Научные исследования, посвященные визуальной составляющей периодических изданий, в журналистике и теории социальных коммуникаций, как правило, оперируют терминами «дизайн», «оформление», а процесс создания внешней формы периодического издания связывается с терминами «моделирование», «проектирование», поскольку этот процесс
предусматривает разработку определенной идеи, ее воплощение в печатный или цифровой продукт. В большинстве работ по композиционнографическому моделированию периодического издания (В. Бакшина, С. Болховитиновой, У. Боумена, С. Галкина, М. Гемпшира, В. Глазичева, Г. Гнатива, В. Иванова, М. Картер, А. Сатона, Ш. Риверз, В. Ризуна, К. Стефенсона, И. Табашникова, В. Тулупова, О. Яцюк) рассматриваются теоретические проблемы оформления, способы и методы организации материалов на странице, графические параметры текстов, заголовков, иллюстраций, структурные элементы внешней формы издания и их композиционные схемы. Но такой компонент издания, как визуальный контент, ученые особо не выделяют. Современные исследователи способов манипулирования сознанием человека во главу своих работ также ставят содержательный аспект (С. Иваненко, А. Карпусь, С. Кара-Мурза, С. Хантимиров, М. Хекало, Т. Шуришина и другие).
Цель исследования. Целью работы является разработка и поиск моделей использования электронного курса «Основы визуальной коммуникации» для студентов вузов и модели ее использования.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятия «дистанционное обучение» «онлайн-курс», на основе теоретической и эмпирической интерпретации педагогических категорий;
2. Найти и определить понятие «Визуальная коммуникация» с момента возникновения до настоящего времени, сформулировать основные принципы характеристики данного понятия;
3. Сформулировать основные принципы разработки современной модели онлайн-курса по выбранной дисциплине и ее внедрения в модель дистанционного высшего образования;
4. Определить концепцию и проблематику онлайн-курса, его целевую аудиторию, выявить наиболее сильные стороны, с помощью которых возможно оптимальное развитие и формирование профессиональных и личностных компетенции;
5. Разработать структуру онлайн-курса по теме «Основы визуальной коммуникации», отвечающей современной модели дистанционного образования;
6. Найти и определить оптимальные методы внедрения онлайн-курса по дисциплине, соответствующей требованиям отечественной высшей школы.
Объект исследования - онлайн-обучение в вузе в цифровой среде.
Предмет исследования - особенности создания, организации и проведения дистанционного онлайн-курса «Основы визуальной коммуникации» в условиях вуза.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы: сравнительный, системный с помощью которых раскрывается суть, характерные признаки и составляющие разбираемого явления, также анализ литературы по исследуемой теме, обобщение накопленного опыта и материала.
Примерами платформ для онлайн-обучения дизайнерским навыкам могут служить: «Нетология» [43] и «ЗкШЬох» [40] - это платформы онлайн- обучения, которые предоставляют курсы по востребованным интернет- профессиям, а также рассмотрены бесплатные видеокурсы, размещенные на видеохостинге «YouTube» [7,8].
Источники исследования. Источниками для данного исследования служили нормативно- правовые документы о высшем образовании в Российской Федерации, официальные статистические данные, результаты исследований отечественных и зарубежных социологов в области дистанционного высшего образования, материалы периодической печати, российские и международные ресурсы, ГОСТы, тренды в дизайне визуальной информации в городской среде на 2019-2020 г.
Апробация исследования. Некоторые материалы данного
исследования были апробированы участием в VII региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!». Это научная конференция молодых ученых, проходящая в Алтайском государственном университете.
Сегодня создание, разработка и применение онлайн и дистанционных курсов имеет большое значение в повышении эффективности и развитии учебного процесса.
Дистанционное обучение способствует непрерывному образованию, личностному развитию и профессиональному росту человека в любой специальности. Сегодня наиболее распространенной формой дистанционного обучения являются онлайн-курсы Для их реализации потребуется выбрать цифровую среду, которая будет адаптирована для комфортного использования и поддерживаться большинством электронных носителей.
Одним из таких программных цифровых продуктов для создания дистанционных онлайн-курсов является система МооШе, потому что она бесплатна в использовании, распространяется в открытом исходном коде, легка при установке и обновлении. Система МооШе подойдет преподавателям и специалистам, обладающим даже базовыми знаниями работы на компьютере и поможет создать собственный дистанционный курс, вести занятия и контролировать деятельность своих студентов дистанционно, в любое удобное время.
Дистанционное обучение основам визуальной коммуникации в настоящее время начинает набирать оборот в связи с большей потребностью в грамотном визуальном оформлении информации не только в городской среде, но и цифровом пространстве. Развитие этих факторов на данный момент достаточно быстрое, поэтому спрос на высококвалифицированных специалистов в сфере графического дизайна будет продолжать расти. Для правильного подхода к работе и профессиональной деятельности этот специалист должен грамотно и в совокупности со всеми навыками владеть приемами визуальной коммуникации.
Процесс обучения основам визуально коммуникации в дистанционном обучении имеет свои особенности:
• Преподаватель должен обеспечить студента большим количеством теоретической информации, которая будет понятна и проста в усвоении;
• В процессе самостоятельного анализа и изучения у студентов возникают сложности, которые необходимо решить посредством обратной связи, с учетом индивидуального подхода в дистанционной форме;
• Также обязательна разработка понятного и структурированного пояснительного визуального материала для наилучшего усвоения новой информации;
• Проверка и доработка практической части заданий происходит удаленно.
Курс, разработанный в системе дистанционного обучения Moodle, позволит студенту выполнять аналитические и практические задания, проверить уровень усвоения материала самостоятельно. Применение таких курсов на практике формирует у студентов независимую работу в овладении новыми знаниями, продвигает их на новую ступень осознания собственных возможностей и своего места в профессиональном обществе. Помимо этого, учащиеся получают широкую возможность усвоения и закрепления приобретенных знаний, и проверки своих результатов, а также умение пользоваться современными технологиями.
Данная исследовательская работа может помочь преподавательскому и студенческому сообществу в составлении собственных программ обучения дистанционно и онлайн, разработке новых тенденции дистанционного обучения и формировании стратегии его реализации для развития, поддержания и улучшения формирования профессиональных и личностных навыков студентов.