Традиции художественного текстиля в формировании этнокультурной компетентности педагога профессионального обучения
|
Введение 3
Глава 1 Социально-педагогические основы формирования этнокультурной компетентности педагога профессионального обучения 14
1.1 Понятие этнокультурной компетентности в теории и
практике профессионального образования 14
1.2 Социокультурные предпосылки и психолого-педагогические
условия формирования этнокультурной компетентности 22
1.3 Этнокультурные традиции в системе подготовки педагога
профессионального обучения 29
Глава 2 Традиции художественного текстиля в образовании и прикладном творчестве 40
2.1 Понятие и виды художественного текстиля 40
2.2 Традиции оренбургского пуховязального промысла 49
2.3 Разработка учебно-методического пособия по созданию изделия
художественного текстиля на основе традиций оренбургского пуховязания 56
Заключение 67
Библиографический список источников и литературы 72
Список иллюстраций 81
Иллюстрации 84
Приложения 106
Глава 1 Социально-педагогические основы формирования этнокультурной компетентности педагога профессионального обучения 14
1.1 Понятие этнокультурной компетентности в теории и
практике профессионального образования 14
1.2 Социокультурные предпосылки и психолого-педагогические
условия формирования этнокультурной компетентности 22
1.3 Этнокультурные традиции в системе подготовки педагога
профессионального обучения 29
Глава 2 Традиции художественного текстиля в образовании и прикладном творчестве 40
2.1 Понятие и виды художественного текстиля 40
2.2 Традиции оренбургского пуховязального промысла 49
2.3 Разработка учебно-методического пособия по созданию изделия
художественного текстиля на основе традиций оренбургского пуховязания 56
Заключение 67
Библиографический список источников и литературы 72
Список иллюстраций 81
Иллюстрации 84
Приложения 106
Современные социально-экономические реалии констатируют растущий потребительский спрос на услуги в области всех видов современного дизайна: интерьера, одежды, ’№сЬ-разработок, сайтостроения, компьютерного
моделирования. Подготовка квалифицированных специалистов для этой области профессиональной деятельности невозможна без педагогов профессионального обучения [49]. В связи с переходом от знаниевой парадигмы отечественного образования к деятельностной парадигме и необходимостью подготовки высококвалифицированных профессиональных работников в системе образования законодательно утверждены образовательные стандарты. В настоящее время действуют ФГОС третьего поколения [47]. Образовательными стандартами предусмотрен компетентностный подход, определяющий порядок овладения в ходе образовательного процесса набором необходимых компетенций. В результате глобализации и участия России в Болонском процессе расширяется взаимодействие с различными странами и этносами в различных сферах жизнедеятельности, этнический состав студентов становится всё более неоднородным. Вместе с этим увеличивается напряженность межэтнических отношений, что обусловливает необходимость получения навыков уважительного отношения к представителям других этносов и способности к взаимовыгодному сотрудничеству в профессиональной сфере и в сфере образования [50].
Профессиональное становление личности представляет собой комплексное развитие как профессиональных качеств обучающегося, так и личностных, общекультурных качеств, которые являются неотъемлемой частью профессиональной культуры. На процесс формирования личности обучающегося неизбежно оказывают влияние общекультурные и профессиональные качеств педагога, в связи с чем всё большую актуальность в современном социуме обретает его этнокультурная компетентность. Специфика декоративноприкладного творчества подразумевает необходимость развития обучающимся навыков восприятия прекрасного. Базисом для развития гармоничной, творчески развитой личности служат традиции искусства в их многогранном проявлении. Задачей педагога при этом является воспитание интереса ученика к этнокультурным и поликультурным ценностям, навыков восприятия, анализа и создания на основе традиций концепций актуальных произведений художественного творчества, что определяет актуальность темы настоящего исследования.
Художественный текстиль является одним из наиболее объемных разделов декоративно-прикладного искусства. Его разнообразие обусловлено широким спектром применяемых материалов и техник их обработки, и с появлением новых технологий возможности художественной обработки текстильных материалов интенсивно расширяются. Наряду с природными материалами, обработка которых известна с древних времён - шерстью, льном, хлопком, шелком, а также материалами из химических волокон (вискозой, полиамидом, полиакрилом) при создании традиционных текстильных изделий - одежды, предметов быта - применяются инновационные материалы, полученные в результате переработки сырья. Текстильные изделия создаются и как арт-объекты.
В настоящей работе художественный текстиль рассматривается как источник этнокультурной информации, этнохудожественного образования и нравственно-эстетического воспитания. В структуре декоративно-прикладного творчества этот раздел представлен достаточно широко. Под текстилем в данном контексте мы понимаем изделия из текстильных волокон, к которым применен какой-либо способ обработки, а под художественным текстилем - изделия с участием художественного замысла мастера или дизайнера.
В нашем исследовании мы рассматриваем один из видов художественного текстиля - вязание, обратившись к традициям оренбургского пуховязания.
Интерес к традиционным техникам создания изделий художественного текстиля в целом, и к этнической теме в частности, поддерживается многими отечественными и зарубежными дизайнерами. Модельеры регулярно презентуют коллекции моделей одежды, в которых находят отражение национальные традиции. Элементы костюма при этом могут близкими к историческому костюму с конструкторской позиции, т.е. повторять силуэты и детали кроя, или декорированными в традиционных техниках с использованием кружева, вышивки и так далее. Развивается интерес и к этническому стилю в текстиле для интерьера.
В последние десятилетия в социуме наблюдается возрастание интереса к этническим традициям и рукоделию. В противовес ускорению ритма жизни, масштабному массовому производству изделий с коротким жизненным циклом в обществе развиваются идеи «медленного потребления», «медленной моды», минимализма, природосбережения, возрождения рукоделия, простых радостей жизни [14]. Возрастает интерес к арт-терапии и к рукоделию как способу психологической разгрузки.
Вместе с тем процессы глобализации могут повлечь опасность утраты этнических традиций, которые являются частью этнической культуры общества и базисом этнической идентичности.
Современный этап развития средств информации и доступность обучающих ресурсов, в том числе использующих дистанционные технологии, говорит о широких возможностях их применения в сфере профессионального обучения. Тем не менее, качество многих обучающих материалов (курсов, мастер -классов) достаточно невысокое, обучение не носит системного характера и предлагает освоение отдельных элементов техники вязания без связи с изучением композиции, колористики, стилизации, орнаментики, эстетики и эргономики, истории традиций. Низкий уровень исполнения вязаных изделий может способствовать негативному отношению к этому виду декоративно-прикладного творчества в обществе, вызывая отрицательно окрашенные высказывания в адрес ручной работы, такие как «самовяз», «кустарщина», «бабушка связала».
Степень разработанности проблемы. При изучении источниковой базы мы столкнулись с проблемой того, что значительная часть работ исследователей носит описательный характер, отсутствует систематизация и анализ типологической общности и различий видов вязаных изделий, а также характеристика их связи с этническими традициями.
Этнографические источники свидетельствуют о широком распространении вязания в России - в коллекциях музеев представлены варежки, перчатки, чулки, носки, другие элементы костюма, а также предметы быта - салфетки, скатерти, занавески, рушники, подзоры. Давние традиции вязания обусловлены холодным климатом на большей части территории России и доступностью шерсти животных как основного материала для изготовления теплых аксессуаров.
В большинстве этнографических исследований вязаные изделия рассматриваются как продукт домашнего рукоделия, за исключением изделий сложившихся коллективных промыслов. Наиболее полно освещены в научных исследованиях, по нашему наблюдению, следующие традиции в области художественного вязания:
• оренбургский пуховязальный промысел,
• узорное вязание финно-угорских народов, в частности, коми (зырян).
На территории Алтайского края художественное вязание, по свидетельствам этнографических источников и на основе анализа современных источников информации, представлено в основном форме домашнего рукоделия. Исследователи региональных традиций народных промыслов Алтайского края отмечают, что на развитие местных народных художественных промыслов в целом оказали негативное воздействие:
• земледелие как основное занятие населения;
• производство художественных изделий как часть хозяйственной деятельности;
• недостаток ремесленных школ;
• ввоз дешевых товаров из центральной части России;
• малый спрос на изделия из-за того, что товары первой необходимости изготавливались самостоятельно [58].
Сведения о художественном текстиле и о вязании как его разновидности содержатся в работах отечественных и зарубежных исследователей О.А. Федоровой, А.Л. Усановой, Л.В. Ивойловой, Ю.В. Кирюшиной, А.А. Васильченко, М.М. Яньшиной, Н.Н. Цветковой, И.В. Бушухиной, Дж. Терни и многих других.
В ходе работы автором выявлено отсутствие общности в методологии и подходах к изучению вязания как раздела народного декоративно-прикладного творчества, а также недостаточность исследований, рассматривающих вязание с позиций искусствоведения и культурологии.
Подводя итог, можно сказать, что некоторые аспекты исследования традиций художественного текстиля изучены недостаточно, однако социальные процессы и тенденции развития этнокультурного образования определяют актуальность проблемы. Таким образом, тема влияния традиций художественного вязания как разновидности декоративно-прикладного искусства на формирование этнокультурной компетентности педагога профессионального обучения требует дальнейшего изучения.
В современном профессиональном обучении декоративно-прикладному искусству и дизайну можно выделить следующие противоречия:
1. Между интересом социума к этническим традициям и рукоделию и опасностью утраты культурного наследия в процессе глобализации и развития массового производства.
2. Между потребностью в высококвалифицированных специалистах в области декоративно-прикладного искусства и дизайна и потоком низкокачественных непрофессиональных материалов обучающего характера в цифровой информационной среде.
3. Между социальным запросом на высококачественные текстильные изделия и низким уровнем качества исполнения вязаного текстиля.
Разрешение обозначенных противоречий обозначает вектор настоящего исследования и усиливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования - этнокультурные традиции как фактор этнокультурного образования в системе подготовки педагога профессионального обучения.
Предмет исследования - формирование этнокультурной компетентности в процессе изучения традиций народного творчества на примере оренбургского пуховязального промысла.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании концепции и проектировании модели учебно-методического пособия по созданию изделия прикладного творчества на основе традиций художественного текстиля как средства формирования этнокультурной компетентности.
Задачи, поставленные в ходе работы:
1. Изучить социокультурные предпосылки и психолого -педагогические условия формирования этнокультурной компетентности;
2. Выявить роль этнокультурных традиций в системе подготовки педагога профессионального обучения;
3. Изучить источниковую базу и проследить, как в современном профессиональном образовании сохраняются и развиваются этнические традиции художественного текстиля;
4. Разработать предложения по повышению уровня этнокультурной компетентности будущих педагогов профессионального образования.
5. Разработать модель учебно-методического пособия по созданию изделия художественного текстиля на основе традиций оренбургского пуховязания.
Источниковая база исследования:
• Нормативно-правовые документы: Федеральные государственные
образовательные стандарты, Законодательные акты в сфере образования и культуры;
• Основная образовательная программа и учебно-методический комплекс направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;
• Этнографические материалы: экспонаты региональных музеев, альбомы экспозиций, сайты музеев;
• Работы историков, этнографов, искусствоведов, культурологов, педагогов, психологов по проблематике исследования;
• Техническая и учебно-методическая литература по художественному текстилю;
• Периодические издания, интернет-источники, фото- и видеоматериалы на тему художественного текстиля.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование базируется на междисциплинарном подходе. В основу методологии исследования положены этнометодологические позиции Л.И Нехвядович к изучению проблем этничности и этнических процессов в социально-гуманитарном знании с опорой на междисциплинарность как методологический принцип и интеграцию истории,
этнологии, искусствознания [29]. Такой подход служит концептуальным основанием для изучения трансляции опыта этнических традиций в современном творчестве в контексте влияния природной и этнографической среды, самобытной истории. Для настоящего исследования ключевое значение имеет концептуальное положение о стилеобразующем факторе этнической традиции как возможности воплощения в искусстве двух противоположных сущностей - уникального и универсального: «Этническая традиция проявляется в формальной и
содержательной структуре художественно-образной системы; отражает типы художественных взаимодействий с одной стороны, художественное наследие этнической культуры, ментальные основания которой важны для современности, с другой стороны, актуальное и современное в изобразительно-выразительных средствах этноискусства» [31, с.50]. Научную ценность для настоящего
исследования имеют положения Л.И. Нехвядович, что структура стиля, непосредственно обусловленная ментальным содержанием этнической традиции, тем самым становится знаком духовного содержания и принципов формообразования в искусстве [30, с.344]. Поэтому понимание этнической
традиции как категории художественного стиля имеет методологическое значение в выявлении закономерностей стилеобразования в предметном творчестве. Теоретико-методологической основой исследования стали: концептуальные основы компетентностной парадигмы образования (В.И. Байденко, А. А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур), концепции этнокультурной компетентности как деятельностного компонента в социально-психологической структуре личности (Т.И. Бакланова, Г.Н. Волков, Л.В. Коновалова, Т.В. Пойдина), что имеет значение в системе профессионального обучения и проектнохудожественной деятельности. В ходе исследования автор опирается на системный подход, позволяющий рассматривать обозначенную проблему, с точек зрения комплекса наук - истории, этнографии, искусствоведения, культурологии, социологии, педагогики профессионального образования.
Методы исследования:
• общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнение, обобщение данных, прогнозирование;
• частнонаучные: метод стилистического анализа, сравнительно -
исторический метод;
• эмпирические: метод наблюдения, беседа.
Хронологические рамки исследования: ХУШ-ХХХ вв.
Практическая значимость настоящего исследования:
Выявление противоречий в современном профессиональном обучении декоративно-прикладному искусству и дизайну;
Обозначение необходимости дальнейших исследований традиций художественного вязания;
Разработка учебных материалов, позволяющих осуществить практическое применение знаний об этнических традициях.
Этапы исследования:
1. Анализ источниковой базы;
2. Определение и анализ проблематики исследования;
3. Проведение педагогического наблюдения в ходе производственной практики;
4. Изучение региональных мероприятий, направленных на сохранение этнокультурных традиций;
5. Разработка учебно-методических материалов по художественному текстилю;
6. Апробация методики преподавания декоративно-прикладного
искусства в ходе педагогической практики;
7. Анализ выполнения поставленных задач.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» через работу со студентами бакалавриата, обучающимися по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям), профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», а также через участие в научных конференциях и конкурсах:
• Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований», Оренбург, 14 - 15 мая 2020 г.;
• Международный конкурс изобразительного, декоративно -прикладного искусства и дизайн-проектов «Арт-Этника», Барнаул, 2020 г. - III место в номинации «Декоративно-прикладное искусство», представлено изделие в технике ажурного вязания спицами.
За время исследования были опубликованы следующие статьи:
Пойдина Т.В., Кривонос В.Н. Роль обучения рукоделию в этнокультурном развитии учащихся в системе дополнительного образования1
Пойдина Т.В., Кривонос В.Н. Декоративно-прикладное искусство как фактор этнокультурного развития учащихся в системе дополнительного образования1.
В период исследования автором пройдено обучение на курсах повышения квалификации, связанных с теорией и практикой художественного текстиля:
«Цифровые технологии для текстильной и легкой промышленности», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», 72 часа, 2020 г.;
«Цифровой лук: художественное и промышленное проектирование трехмерной одежды в виртуальной реальности», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», 72 часа, 2020 г.;
«Мода в эпоху технологий индустрии 4.0», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», 16 часов, 2020 г.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы, иллюстраций, списка иллюстраций, приложений. Основной текст диссертации составляет 69 страниц. Список литературы и источников содержит 62 источника.
моделирования. Подготовка квалифицированных специалистов для этой области профессиональной деятельности невозможна без педагогов профессионального обучения [49]. В связи с переходом от знаниевой парадигмы отечественного образования к деятельностной парадигме и необходимостью подготовки высококвалифицированных профессиональных работников в системе образования законодательно утверждены образовательные стандарты. В настоящее время действуют ФГОС третьего поколения [47]. Образовательными стандартами предусмотрен компетентностный подход, определяющий порядок овладения в ходе образовательного процесса набором необходимых компетенций. В результате глобализации и участия России в Болонском процессе расширяется взаимодействие с различными странами и этносами в различных сферах жизнедеятельности, этнический состав студентов становится всё более неоднородным. Вместе с этим увеличивается напряженность межэтнических отношений, что обусловливает необходимость получения навыков уважительного отношения к представителям других этносов и способности к взаимовыгодному сотрудничеству в профессиональной сфере и в сфере образования [50].
Профессиональное становление личности представляет собой комплексное развитие как профессиональных качеств обучающегося, так и личностных, общекультурных качеств, которые являются неотъемлемой частью профессиональной культуры. На процесс формирования личности обучающегося неизбежно оказывают влияние общекультурные и профессиональные качеств педагога, в связи с чем всё большую актуальность в современном социуме обретает его этнокультурная компетентность. Специфика декоративноприкладного творчества подразумевает необходимость развития обучающимся навыков восприятия прекрасного. Базисом для развития гармоничной, творчески развитой личности служат традиции искусства в их многогранном проявлении. Задачей педагога при этом является воспитание интереса ученика к этнокультурным и поликультурным ценностям, навыков восприятия, анализа и создания на основе традиций концепций актуальных произведений художественного творчества, что определяет актуальность темы настоящего исследования.
Художественный текстиль является одним из наиболее объемных разделов декоративно-прикладного искусства. Его разнообразие обусловлено широким спектром применяемых материалов и техник их обработки, и с появлением новых технологий возможности художественной обработки текстильных материалов интенсивно расширяются. Наряду с природными материалами, обработка которых известна с древних времён - шерстью, льном, хлопком, шелком, а также материалами из химических волокон (вискозой, полиамидом, полиакрилом) при создании традиционных текстильных изделий - одежды, предметов быта - применяются инновационные материалы, полученные в результате переработки сырья. Текстильные изделия создаются и как арт-объекты.
В настоящей работе художественный текстиль рассматривается как источник этнокультурной информации, этнохудожественного образования и нравственно-эстетического воспитания. В структуре декоративно-прикладного творчества этот раздел представлен достаточно широко. Под текстилем в данном контексте мы понимаем изделия из текстильных волокон, к которым применен какой-либо способ обработки, а под художественным текстилем - изделия с участием художественного замысла мастера или дизайнера.
В нашем исследовании мы рассматриваем один из видов художественного текстиля - вязание, обратившись к традициям оренбургского пуховязания.
Интерес к традиционным техникам создания изделий художественного текстиля в целом, и к этнической теме в частности, поддерживается многими отечественными и зарубежными дизайнерами. Модельеры регулярно презентуют коллекции моделей одежды, в которых находят отражение национальные традиции. Элементы костюма при этом могут близкими к историческому костюму с конструкторской позиции, т.е. повторять силуэты и детали кроя, или декорированными в традиционных техниках с использованием кружева, вышивки и так далее. Развивается интерес и к этническому стилю в текстиле для интерьера.
В последние десятилетия в социуме наблюдается возрастание интереса к этническим традициям и рукоделию. В противовес ускорению ритма жизни, масштабному массовому производству изделий с коротким жизненным циклом в обществе развиваются идеи «медленного потребления», «медленной моды», минимализма, природосбережения, возрождения рукоделия, простых радостей жизни [14]. Возрастает интерес к арт-терапии и к рукоделию как способу психологической разгрузки.
Вместе с тем процессы глобализации могут повлечь опасность утраты этнических традиций, которые являются частью этнической культуры общества и базисом этнической идентичности.
Современный этап развития средств информации и доступность обучающих ресурсов, в том числе использующих дистанционные технологии, говорит о широких возможностях их применения в сфере профессионального обучения. Тем не менее, качество многих обучающих материалов (курсов, мастер -классов) достаточно невысокое, обучение не носит системного характера и предлагает освоение отдельных элементов техники вязания без связи с изучением композиции, колористики, стилизации, орнаментики, эстетики и эргономики, истории традиций. Низкий уровень исполнения вязаных изделий может способствовать негативному отношению к этому виду декоративно-прикладного творчества в обществе, вызывая отрицательно окрашенные высказывания в адрес ручной работы, такие как «самовяз», «кустарщина», «бабушка связала».
Степень разработанности проблемы. При изучении источниковой базы мы столкнулись с проблемой того, что значительная часть работ исследователей носит описательный характер, отсутствует систематизация и анализ типологической общности и различий видов вязаных изделий, а также характеристика их связи с этническими традициями.
Этнографические источники свидетельствуют о широком распространении вязания в России - в коллекциях музеев представлены варежки, перчатки, чулки, носки, другие элементы костюма, а также предметы быта - салфетки, скатерти, занавески, рушники, подзоры. Давние традиции вязания обусловлены холодным климатом на большей части территории России и доступностью шерсти животных как основного материала для изготовления теплых аксессуаров.
В большинстве этнографических исследований вязаные изделия рассматриваются как продукт домашнего рукоделия, за исключением изделий сложившихся коллективных промыслов. Наиболее полно освещены в научных исследованиях, по нашему наблюдению, следующие традиции в области художественного вязания:
• оренбургский пуховязальный промысел,
• узорное вязание финно-угорских народов, в частности, коми (зырян).
На территории Алтайского края художественное вязание, по свидетельствам этнографических источников и на основе анализа современных источников информации, представлено в основном форме домашнего рукоделия. Исследователи региональных традиций народных промыслов Алтайского края отмечают, что на развитие местных народных художественных промыслов в целом оказали негативное воздействие:
• земледелие как основное занятие населения;
• производство художественных изделий как часть хозяйственной деятельности;
• недостаток ремесленных школ;
• ввоз дешевых товаров из центральной части России;
• малый спрос на изделия из-за того, что товары первой необходимости изготавливались самостоятельно [58].
Сведения о художественном текстиле и о вязании как его разновидности содержатся в работах отечественных и зарубежных исследователей О.А. Федоровой, А.Л. Усановой, Л.В. Ивойловой, Ю.В. Кирюшиной, А.А. Васильченко, М.М. Яньшиной, Н.Н. Цветковой, И.В. Бушухиной, Дж. Терни и многих других.
В ходе работы автором выявлено отсутствие общности в методологии и подходах к изучению вязания как раздела народного декоративно-прикладного творчества, а также недостаточность исследований, рассматривающих вязание с позиций искусствоведения и культурологии.
Подводя итог, можно сказать, что некоторые аспекты исследования традиций художественного текстиля изучены недостаточно, однако социальные процессы и тенденции развития этнокультурного образования определяют актуальность проблемы. Таким образом, тема влияния традиций художественного вязания как разновидности декоративно-прикладного искусства на формирование этнокультурной компетентности педагога профессионального обучения требует дальнейшего изучения.
В современном профессиональном обучении декоративно-прикладному искусству и дизайну можно выделить следующие противоречия:
1. Между интересом социума к этническим традициям и рукоделию и опасностью утраты культурного наследия в процессе глобализации и развития массового производства.
2. Между потребностью в высококвалифицированных специалистах в области декоративно-прикладного искусства и дизайна и потоком низкокачественных непрофессиональных материалов обучающего характера в цифровой информационной среде.
3. Между социальным запросом на высококачественные текстильные изделия и низким уровнем качества исполнения вязаного текстиля.
Разрешение обозначенных противоречий обозначает вектор настоящего исследования и усиливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования - этнокультурные традиции как фактор этнокультурного образования в системе подготовки педагога профессионального обучения.
Предмет исследования - формирование этнокультурной компетентности в процессе изучения традиций народного творчества на примере оренбургского пуховязального промысла.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании концепции и проектировании модели учебно-методического пособия по созданию изделия прикладного творчества на основе традиций художественного текстиля как средства формирования этнокультурной компетентности.
Задачи, поставленные в ходе работы:
1. Изучить социокультурные предпосылки и психолого -педагогические условия формирования этнокультурной компетентности;
2. Выявить роль этнокультурных традиций в системе подготовки педагога профессионального обучения;
3. Изучить источниковую базу и проследить, как в современном профессиональном образовании сохраняются и развиваются этнические традиции художественного текстиля;
4. Разработать предложения по повышению уровня этнокультурной компетентности будущих педагогов профессионального образования.
5. Разработать модель учебно-методического пособия по созданию изделия художественного текстиля на основе традиций оренбургского пуховязания.
Источниковая база исследования:
• Нормативно-правовые документы: Федеральные государственные
образовательные стандарты, Законодательные акты в сфере образования и культуры;
• Основная образовательная программа и учебно-методический комплекс направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;
• Этнографические материалы: экспонаты региональных музеев, альбомы экспозиций, сайты музеев;
• Работы историков, этнографов, искусствоведов, культурологов, педагогов, психологов по проблематике исследования;
• Техническая и учебно-методическая литература по художественному текстилю;
• Периодические издания, интернет-источники, фото- и видеоматериалы на тему художественного текстиля.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование базируется на междисциплинарном подходе. В основу методологии исследования положены этнометодологические позиции Л.И Нехвядович к изучению проблем этничности и этнических процессов в социально-гуманитарном знании с опорой на междисциплинарность как методологический принцип и интеграцию истории,
этнологии, искусствознания [29]. Такой подход служит концептуальным основанием для изучения трансляции опыта этнических традиций в современном творчестве в контексте влияния природной и этнографической среды, самобытной истории. Для настоящего исследования ключевое значение имеет концептуальное положение о стилеобразующем факторе этнической традиции как возможности воплощения в искусстве двух противоположных сущностей - уникального и универсального: «Этническая традиция проявляется в формальной и
содержательной структуре художественно-образной системы; отражает типы художественных взаимодействий с одной стороны, художественное наследие этнической культуры, ментальные основания которой важны для современности, с другой стороны, актуальное и современное в изобразительно-выразительных средствах этноискусства» [31, с.50]. Научную ценность для настоящего
исследования имеют положения Л.И. Нехвядович, что структура стиля, непосредственно обусловленная ментальным содержанием этнической традиции, тем самым становится знаком духовного содержания и принципов формообразования в искусстве [30, с.344]. Поэтому понимание этнической
традиции как категории художественного стиля имеет методологическое значение в выявлении закономерностей стилеобразования в предметном творчестве. Теоретико-методологической основой исследования стали: концептуальные основы компетентностной парадигмы образования (В.И. Байденко, А. А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур), концепции этнокультурной компетентности как деятельностного компонента в социально-психологической структуре личности (Т.И. Бакланова, Г.Н. Волков, Л.В. Коновалова, Т.В. Пойдина), что имеет значение в системе профессионального обучения и проектнохудожественной деятельности. В ходе исследования автор опирается на системный подход, позволяющий рассматривать обозначенную проблему, с точек зрения комплекса наук - истории, этнографии, искусствоведения, культурологии, социологии, педагогики профессионального образования.
Методы исследования:
• общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнение, обобщение данных, прогнозирование;
• частнонаучные: метод стилистического анализа, сравнительно -
исторический метод;
• эмпирические: метод наблюдения, беседа.
Хронологические рамки исследования: ХУШ-ХХХ вв.
Практическая значимость настоящего исследования:
Выявление противоречий в современном профессиональном обучении декоративно-прикладному искусству и дизайну;
Обозначение необходимости дальнейших исследований традиций художественного вязания;
Разработка учебных материалов, позволяющих осуществить практическое применение знаний об этнических традициях.
Этапы исследования:
1. Анализ источниковой базы;
2. Определение и анализ проблематики исследования;
3. Проведение педагогического наблюдения в ходе производственной практики;
4. Изучение региональных мероприятий, направленных на сохранение этнокультурных традиций;
5. Разработка учебно-методических материалов по художественному текстилю;
6. Апробация методики преподавания декоративно-прикладного
искусства в ходе педагогической практики;
7. Анализ выполнения поставленных задач.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» через работу со студентами бакалавриата, обучающимися по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям), профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», а также через участие в научных конференциях и конкурсах:
• Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований», Оренбург, 14 - 15 мая 2020 г.;
• Международный конкурс изобразительного, декоративно -прикладного искусства и дизайн-проектов «Арт-Этника», Барнаул, 2020 г. - III место в номинации «Декоративно-прикладное искусство», представлено изделие в технике ажурного вязания спицами.
За время исследования были опубликованы следующие статьи:
Пойдина Т.В., Кривонос В.Н. Роль обучения рукоделию в этнокультурном развитии учащихся в системе дополнительного образования1
Пойдина Т.В., Кривонос В.Н. Декоративно-прикладное искусство как фактор этнокультурного развития учащихся в системе дополнительного образования1.
В период исследования автором пройдено обучение на курсах повышения квалификации, связанных с теорией и практикой художественного текстиля:
«Цифровые технологии для текстильной и легкой промышленности», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», 72 часа, 2020 г.;
«Цифровой лук: художественное и промышленное проектирование трехмерной одежды в виртуальной реальности», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», 72 часа, 2020 г.;
«Мода в эпоху технологий индустрии 4.0», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», 16 часов, 2020 г.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы, иллюстраций, списка иллюстраций, приложений. Основной текст диссертации составляет 69 страниц. Список литературы и источников содержит 62 источника.
В настоящее время в Российской Федерации принимаются программы по реализации концепции этнокультурного образования на всех ступенях образовательного процесса - в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, колледжах профессионального обучения, вузах, а также в системе дополнительного образования. Это говорит о большом значении, которое стало уделяться сохранению культуры, духовно-нравственных ценностей, культурного наследия русского народа и народов РФ, в том числе этнокультурному образованию.
В контексте настоящего исследования следует отметить, что в этнокультурном образовании важно изучение не только культурных традиций своего народа, но и характерных особенностей других культур. В этом процессе основой может стать образовательная программа основного общего образования, а продолжением - профессиональное обучение, дополнительное образование и самообразование. В структуру дисциплин основного общего образования включена дисциплина Основы духовно-нравственной культуры народов России, предусматривающая получение знаний об основах культур разных народов страны, но эти знания носят преимущественно теоретический характер. Более эффективным способом получения представления о традициях народной культуры, на наш взгляд, является практическое применение знаний. Как показали ряд исследований, с целью усиления деятельностного компонента в образовательные программы вводятся основы проектной деятельности, что подразумевает формирование у учащихся навыков самостоятельно находить информацию, анализировать цели и задачи, работать в команде, представлять результаты своей деятельности, что является положительным моментом в формировании эмоциональной компетентности . В связи с этим немаловажное значение обретает система дополнительного образования, программы которого подразумевают практическую направленность. В структуре центров творчества, школ искусств обучающиеся получают навыки декоративно-прикладного творчества, изучают традиции разных народов, что способствует формированию их этнокультурной компетентности. Таким образом, актуализируется потребность в подготовке профессиональных педагогов для учреждений дополнительного и профессионального образования. В ходе исследования мы рассмотрели роль формирования этнокультурной компетентности в подготовке педагогов профессионального обучения.
Педагоги профессионального обучения в современных реалиях выступают не только трансляторами знаний, умений и навыков, но и всего передового и современного в искусстве. Деятельность педагогов в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства должна быть направлена не только на сохранение традиционных, но и возрождение забытых и внедрение новых прикладных технологий в учебный процесс и в свою творческую деятельность, что актуализирует повышение качества их профессионального образования.
Направленность на сохранение и возрождение народных традиций наблюдается не только в образовании. На разных уровнях проводятся мероприятия, призванные привлечь внимание к проблеме сохранения культурного наследия и применения традиций в современном искусстве. Так, мотивы традиционных народных промыслов России были использованы при разработке символики XXII Олимпийских игр в Сочи. «В России каждый регион самобытен, поэтому в нашей стране столько народных промыслов! Гжель, хохлома, жостовская роспись, палехская миниатюра, Павлово-Посадские платки, вологодское кружево, кубанские, кубачинские и якутские узоры, ивановский ситец... Все это богатство России отразилось в образе первой в нашей стране зимней Олимпиады. Так возникла идея лоскутного одеяла (принцип пэчворк), состоящее из 28 лоскутков, каждый из которых представляет орнамент национальных российских промыслов. На данном одеяле представлены не только известные промыслы, но есть и такие, как северодвинская живопись, мезенская, ракульская и устюжская роспись, трехгранно-выемчатая резьба, многие из которых сегодня забыты на Руси, но теперь, надеюсь, возродятся...» - отметил на презентации единого визуального образа Олимпийских зимних игр глава группы компаний BOSCO Михаил Куснирович [19].
В 2019 году на заседании Совета по межнациональным отношениям в Нальчике Президент России Владимир Путин поддержал идею проведения в 2022 году Года народного искусства и нематериального культурного наследия [43].
В Алтайском крае регулярно проводятся выставки-конкурсы на звание народного мастера, в том числе на базе художественной галереи Universum в структуре Алтайского государственного университета.
В декабре 2020 года Алтайский государственный университет выступил организатором проведения международного конкурса «Арт-Этника», участники которого представили работы на тему богатства этнического культурного наследия, выполненные в различных техниках изобразительного и декоративноприкладного искусства.
В Барнауле осуществляет деятельность Алтайская краевая творческая общественная организация народных ремесленников «Город мастеров», где традиции народного творчества преподают мастера в области гончарного дела, ткачества, батика, художественной росписи, изготовления текстильной куклы, кружево- и бисероплетения. Организация вносит большой вклад в сохранение народных традиций, что получило отражение на сайте Ремесленники Алтайского края.
В 2020 году весь мир столкнулся с ограничительными мерами, вызванными пандемией коронавируса. Последствия этого явления обществу еще предстоит осмыслить, но уже сейчас становится очевидно, что они затрагивают все сферы жизни. Образование и культура стали одними из сфер, которых коснулись наибольшие изменения. Музеи и галереи стали недоступны для посещения, значительная часть образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования стала использовать дистанционные технологии. Это повлекло бурный рост числа обучающих ресурсов самого разного уровня - от систем управления обучением (LMS - «Learning Management System»), созданных учебными учреждениями, до различных непрофессиональных материалов частного характера. В большом количестве обучающие мастер -классы и другие формы информации можно наблюдать в социальных медиа и на видеохостинге Youtube, российских и зарубежных сайтах, содержащих платные и бесплатные подборки мастер-классов и курсов - Skillshare, Livemaster и другие. С одной стороны, это явление предоставило доступ к получению большого объема информации, с другой - дало возможность сделать выводы о качестве таких ресурсов. Это противоречие заслуживает тщательного изучения с позиций педагогики профессионального обучения. Однако стоит признать, что многие направления в образовательной деятельности, в сфере культуры и социальной сфере в настоящее время стали определяться тенденциями, которые задаются в сети Интернет. Можно наблюдать установки на замедление темпа жизни и потребления, популяризацию зарубежных терминов DIY - «do it yourself» («сделай сам»), хэндмэйд - «handmade» («ручная работа», «сделанное вручную»).
Перечисленные явления способствуют развитию интереса к творчеству и актуализируют повышение качества учебных материалов, необходимость сохранения культурных традиций и понимания этнической идентичности, а также формирования этнокультурной компетентности в целом.
В результате проведения апробации авторской методики преподавания художественной обработки текстиля можно сделать вывод, что разработанное в результате исследования учебно-методическое пособие «Художественное вязание» нацелено на актуализацию роли традиций художественного текстиля в формировании этнокультурной компетентности и стимулирует интерес к изучению традиций и техники художественного вязания. Обучение технике вязания включает широкий круг аспектов учебно-воспитательной деятельности, процесса становления личности. Взаимосвязь художественного вязания с целым спектром предметного творчества способствует развитию познавательного интереса, формированию широкого кругозора.
В контексте настоящего исследования следует отметить, что в этнокультурном образовании важно изучение не только культурных традиций своего народа, но и характерных особенностей других культур. В этом процессе основой может стать образовательная программа основного общего образования, а продолжением - профессиональное обучение, дополнительное образование и самообразование. В структуру дисциплин основного общего образования включена дисциплина Основы духовно-нравственной культуры народов России, предусматривающая получение знаний об основах культур разных народов страны, но эти знания носят преимущественно теоретический характер. Более эффективным способом получения представления о традициях народной культуры, на наш взгляд, является практическое применение знаний. Как показали ряд исследований, с целью усиления деятельностного компонента в образовательные программы вводятся основы проектной деятельности, что подразумевает формирование у учащихся навыков самостоятельно находить информацию, анализировать цели и задачи, работать в команде, представлять результаты своей деятельности, что является положительным моментом в формировании эмоциональной компетентности . В связи с этим немаловажное значение обретает система дополнительного образования, программы которого подразумевают практическую направленность. В структуре центров творчества, школ искусств обучающиеся получают навыки декоративно-прикладного творчества, изучают традиции разных народов, что способствует формированию их этнокультурной компетентности. Таким образом, актуализируется потребность в подготовке профессиональных педагогов для учреждений дополнительного и профессионального образования. В ходе исследования мы рассмотрели роль формирования этнокультурной компетентности в подготовке педагогов профессионального обучения.
Педагоги профессионального обучения в современных реалиях выступают не только трансляторами знаний, умений и навыков, но и всего передового и современного в искусстве. Деятельность педагогов в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства должна быть направлена не только на сохранение традиционных, но и возрождение забытых и внедрение новых прикладных технологий в учебный процесс и в свою творческую деятельность, что актуализирует повышение качества их профессионального образования.
Направленность на сохранение и возрождение народных традиций наблюдается не только в образовании. На разных уровнях проводятся мероприятия, призванные привлечь внимание к проблеме сохранения культурного наследия и применения традиций в современном искусстве. Так, мотивы традиционных народных промыслов России были использованы при разработке символики XXII Олимпийских игр в Сочи. «В России каждый регион самобытен, поэтому в нашей стране столько народных промыслов! Гжель, хохлома, жостовская роспись, палехская миниатюра, Павлово-Посадские платки, вологодское кружево, кубанские, кубачинские и якутские узоры, ивановский ситец... Все это богатство России отразилось в образе первой в нашей стране зимней Олимпиады. Так возникла идея лоскутного одеяла (принцип пэчворк), состоящее из 28 лоскутков, каждый из которых представляет орнамент национальных российских промыслов. На данном одеяле представлены не только известные промыслы, но есть и такие, как северодвинская живопись, мезенская, ракульская и устюжская роспись, трехгранно-выемчатая резьба, многие из которых сегодня забыты на Руси, но теперь, надеюсь, возродятся...» - отметил на презентации единого визуального образа Олимпийских зимних игр глава группы компаний BOSCO Михаил Куснирович [19].
В 2019 году на заседании Совета по межнациональным отношениям в Нальчике Президент России Владимир Путин поддержал идею проведения в 2022 году Года народного искусства и нематериального культурного наследия [43].
В Алтайском крае регулярно проводятся выставки-конкурсы на звание народного мастера, в том числе на базе художественной галереи Universum в структуре Алтайского государственного университета.
В декабре 2020 года Алтайский государственный университет выступил организатором проведения международного конкурса «Арт-Этника», участники которого представили работы на тему богатства этнического культурного наследия, выполненные в различных техниках изобразительного и декоративноприкладного искусства.
В Барнауле осуществляет деятельность Алтайская краевая творческая общественная организация народных ремесленников «Город мастеров», где традиции народного творчества преподают мастера в области гончарного дела, ткачества, батика, художественной росписи, изготовления текстильной куклы, кружево- и бисероплетения. Организация вносит большой вклад в сохранение народных традиций, что получило отражение на сайте Ремесленники Алтайского края.
В 2020 году весь мир столкнулся с ограничительными мерами, вызванными пандемией коронавируса. Последствия этого явления обществу еще предстоит осмыслить, но уже сейчас становится очевидно, что они затрагивают все сферы жизни. Образование и культура стали одними из сфер, которых коснулись наибольшие изменения. Музеи и галереи стали недоступны для посещения, значительная часть образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования стала использовать дистанционные технологии. Это повлекло бурный рост числа обучающих ресурсов самого разного уровня - от систем управления обучением (LMS - «Learning Management System»), созданных учебными учреждениями, до различных непрофессиональных материалов частного характера. В большом количестве обучающие мастер -классы и другие формы информации можно наблюдать в социальных медиа и на видеохостинге Youtube, российских и зарубежных сайтах, содержащих платные и бесплатные подборки мастер-классов и курсов - Skillshare, Livemaster и другие. С одной стороны, это явление предоставило доступ к получению большого объема информации, с другой - дало возможность сделать выводы о качестве таких ресурсов. Это противоречие заслуживает тщательного изучения с позиций педагогики профессионального обучения. Однако стоит признать, что многие направления в образовательной деятельности, в сфере культуры и социальной сфере в настоящее время стали определяться тенденциями, которые задаются в сети Интернет. Можно наблюдать установки на замедление темпа жизни и потребления, популяризацию зарубежных терминов DIY - «do it yourself» («сделай сам»), хэндмэйд - «handmade» («ручная работа», «сделанное вручную»).
Перечисленные явления способствуют развитию интереса к творчеству и актуализируют повышение качества учебных материалов, необходимость сохранения культурных традиций и понимания этнической идентичности, а также формирования этнокультурной компетентности в целом.
В результате проведения апробации авторской методики преподавания художественной обработки текстиля можно сделать вывод, что разработанное в результате исследования учебно-методическое пособие «Художественное вязание» нацелено на актуализацию роли традиций художественного текстиля в формировании этнокультурной компетентности и стимулирует интерес к изучению традиций и техники художественного вязания. Обучение технике вязания включает широкий круг аспектов учебно-воспитательной деятельности, процесса становления личности. Взаимосвязь художественного вязания с целым спектром предметного творчества способствует развитию познавательного интереса, формированию широкого кругозора.
Подобные работы
- Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





