Введение 3
Глава I Декоративно-прикладное искусство в дополнительном
образовании 7
1.1 Дополнительное образование 7
1.2 Декоративно-прикладное искусство 8
Глава II Проектная и исследовательская деятельность 16
2.1 Проектное мышление 16
2.2 Проектная деятельность 17
2.3 Исследовательская деятельность 22
Глава III Гончарное дело в образовательной деятельности 25
3.1 Описание гончарного ремесла 25
3.2 Влияние занятий гончарным делом на проектно-исследовательскую
деятельность 26
Заключение 34
Библиографический список источников и литературы 35
Приложение 41
Выбранная тема для работы над магистерской диссертацией — формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ в системе дополнительного образования.
В первую очередь стоит обратить внимание на актуальность темы выбранной для магистерской диссертации. Современное обучение очень активно развивается, повышаются требования к качеству образования, развиваются новые направления в образовании, вместе с этим и новые способы для получения образования. Соответственно, необходимо разрабатывать новые, всё более прогрессивные методики обучения. Работа в магистерской диссертации направлена на то, чтобы выявить наиболее действенный метод для развития навыков проектно-исследовательской деятельности при помощи занятий по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования..
На сегодняшний день декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования с каждым днем всё больше становятся востребованными. Причиной этому служит то, что у людей повышаются требования к образованию и все-стороннему развитию. В наши дни всё больше становится источников дополнительного образования, теперь это не только очные занятия, но и всевозможные онлайн курсы. Такая же ситуация обстоит с декоративно-прикладным искусством. ДПИ становится всё более востребованным и интересным. Также открывается множество кружков/секций/школ в которых обучают новым видам ДПИ, и конечно же активным образом пополняется информация о новых методах и обучению ДПИ в интернете.
Цель - определить как максимально продуктивно при занятиях декоративно-прикладным искусством наиболее эффективно развиваются навыки проектно-исследовательской деятельности.
Для того, чтобы выполнить цель, кограя определена в работе над магистерской диссертации необходимо выполнить определённый ряд задач.
Задачи:
• Выяснить, что представляет собой дополнительное образование
• Опредлить понятие и виды декоративно-прикладного искусства
• Выяснить, что такое проектное мышление, проектная и исследовательская деятельность
• Рассмотреть гончарное дело, как вид деятельности
• Выявить влияние занятий гончарным ремеслом на развитие навыков проектно-исследовательской деятельности
• Сделать выводы
Раскрыть для начала понятия, что из себя представляет декоративноприкладное искусство в системе дополнительного образования. Помимо этого разобраться, в чем состоит суть таких педагогических явлений, как проектной и исследовательской деятельности, выяснить каким образовом они взаимодействуют между собой. И после в завершении работы установить, каким образом декоративно-прикладное искусство влияет на развитие качественных навыов проектно-исследовательской деятельности.
В данной работе будет рассматриваться гончарное ремесло, как вид дкоративного-прикладного искусства. Предполагается, что именно этот вид ДПИ отлично подходит для развития навыков проектно-исследовательской деятельности. Кроме этого, гончарное дело является очень востребованным видом хобби в наши дни. Предположительно, оно отлично подходит для дополнительного обучения. Ведь творцами себя хотят почувствовать не только люди, которые получают основное образование в сфере ДПИ, но и ученики с других направлений, а также это будет интересно школьникам и людям, которые уже давно закончили учиться, но воодушевленные идеей развития своих творческих навыков.
Этот вид декоративно прикладного искусства, в котором просто огромное пространство для развития. Несомненно, в этом виде декоративно применяется проектная и исследовательская деятельность. Помимо основных техник и приемов в гончарном ремесле всегда есть место для творчества и проявления фантазии.
Объектом проводимого исследования является декоративно- прикладное искусство в сфере дополнительного образования. А предметом, в свою очередь, являются навыки проектно-исследовательской деятельности, которые развиваются у учащихся. Таким образом, в данной работе рассматривается влияние декоративно-прикладного искусства на навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность является способом к получению всесторонних знаний, таким образом, студенты овладевают не только теоретической базой знаний в сфере декоративно-прикладного искусства, но также получают определенные навыки, которые в дальнейшем смогут применить на практике, а кроме того, развивают творческие способности, что является важнейшей частью при получении художественного образования.
Проектно-исследовательская деятельность в обучении декоративноприкладного искусства может дать положительное влияние на процесс и результат обучения. Мы можем наблюдать высокую эффективность обучения, также способности к самостоятельному поиску и применению новых знаний в условиях быстро меняющейся жизни.
Декоративно-прикладное искусство нуждается в том, чтобы в его структуре активно развивались элементы проектно-исследовательской деятельности, так как данная отрасль искусства тесно связана с использованием материалов и технологий, список которых стремительно расширяется в связи с достижениями науки.
Цель - определить как максимально продуктивно при занятиях декоративно-прикладным искусством наиболее эффективно развиваются навыки проектно-исследовательской деятельности.
Подводя итоги работы над магистерской диссертацией по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ в системе дополнительного образования, можно придти к выводу, что поставленные задачи выполнены, вследствие чего цель работы была достигнута.
Была проведена исследовательская работа. Проведен анализ принципа проектно-исследовательской деятельности. Разобраны ключевые понятия, особенности принципов проектной и исследовательской деятельности, дополнительного образования. Также разобраны виды декоративноприкладного искусства, после чего определен вид ДПИ наиболее подходящий для выполнения поставленной цели. После этого проведена теоретическая работа над тем, почему именно этот вид декоративноприкладного искусства продуктивен для развития навыков проектноисследовательской деятельности.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что проектноисследовательская деятельность в обучении декоративно-прикладному искусству даёт положительное влияние на процесс и результат обучения. Можно наблюдать более высокую эффективность в обучении, а также развиваются способности к самостоятельному поиску и после применению новых знаний в условиях быстро меняющейся жизни.
Декоративно-прикладное искусство, несомненно, нуждается в том, чтобы активно развивались элементы проектно-исследовательской деятельности, так как данный вид искусства тесно связан с использованием материалов и технологий, список которых стремительно расширяется.