Введение 3
ГЛАВА I. ДИЗАЙН КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ 10
1.1 Сущность, функции и задачи профессиональной ориентации 10
1.2 Педагогические основания разработки проектов профессиональной
ориентации 17
1.3 Проблемы профессиональной ориентации молодёжи в сфере
современного дизайна 26
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУРСА ПО ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 34
2.1 Онлайн-курсы как средство профессиональной ориентации в сфере
дизайна: обзор существующих решений 34
2.2 Особенности проектирования курса "Основы современного дизайна" для
профессиональной ориентации учащихся старших классов 39
2.3 Разработка графических материалов для оформления и продвижения
электронного курса "Основы современного дизайна" 46
Заключение 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Технологический прогресс, активное развитие ГГ-индустрии повышают потребность в компетентных дизайнерах различных направлений подготовки. Одной из основных задач профессионального образования является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного адаптироваться к изменениям в обществе и профессиональной среде. Будущий дизайнер должен обладать комплексом информационно-технологических знаний и уметь эффективно использовать новые информационные технологии для решения профессиональных задач. Но до этого ученикам старшей школы нужно понять, подходит ли им профессия дизайнера.
Перед поступлением в высшее учебное заведение школьникам необходимо предоставить полную информацию не только о направлениях подготовки, но и раскрыть пути дальнейшего профессионального развития. Также потенциальным абитуриентам дизайн-направлений необходимо раскрыть важность самообразования, использования наглядного материала как базы насмотренности, провести комплексную работу по введению в дизайн- профессии, раскрыть их потенциал, рассказать какими компетенциями должен обладать специалист в области дизайна. Такая системная профессиональная ориентация школьников поможет заинтересовать их в дальнейшем развитии в выбранном направлении, поможет раскрыть перспективы в их будущем профессиональном становлении.
Современная система профориентации не комплексна и не охватывает всех необходимых аспектов обучения в высшей школе, а также не даёт полного представления о профессиональном развитии после окончания университета. Следовательно, основное внимание в данной работе сфокусировано на системности подхода профориентационной деятельности, а также широте информационной базы предоставляемой школьникам старшей школы о
современных направлениях дизайна, об освоении необходимых им
компетенций в профессиональном становлении.
В ходе исследования изучен обширный, но разносторонний теоретический материал, относящийся к теме дипломной работы. Его можно поделить по содержанию на группы: труды, конструирования педагогического процесса; труды, раскрывающие понятие профориентации, её виды, функции и задачи; труды, раскрывающие понятие дизайна, видов дизайна и профессиональных инструментов дизайнера.
При написании данной дипломной работы были использованы научная и методическая литература, статьи в периодических изданиях и нормативные акты Российской Федерации.
Основными трудами, раскрывающими основы педагогики, теорию и технологию педагогики явились работы авторов В.А. Сластёнина [48, 59], И.П. Подласого [46, 47], В.А. Ерофеевой [28], И.М. Осмоловской [32], Л.С.
Подымовой [48]. В данных источниках подробно рассматривается общие основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса, даётся характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса,
рассматриваются задачи, формы и методы деятельности педагога.
Опыт организации в учебном процессе проектировочной и конструкторской деятельности, сущность конструирования процесса, проблема системного конструирования раскрываются в статьях авторов Т.А. Боровских [21], В.И. Лях [41], Е. Аленичевой [14], Ж.Е. Ермолаевой [27].
Теоретические основы методики проектирования учебного занятия теоретического обучения в рамках изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» рассмотрены в методическом пособии И.Г. Самсоновой [58].
В трудах Н.С. Пряжникова «Теория и практика профессионального самоопределения» [50], «Особенности профориентационной работы в условиях
современной России» [51] и «Школьная профориентация: мечты и реальность» [52] раскрывается смысл профессионального самоопределения. Подчёркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия
формирования такой активности. Представлены авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также в индивидуальных профконсультациях. Рассмотрены возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.
В статье «Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников» Г.П. Юрьевой Г. П. и А.В. Деяновой [65] раскрывается процесс профессионального самоопределения
старшеклассников. Авторы указывают на необходимость создания специфических педагогических условий в процессе профориентирования учеников старших классов с целью формирования эффективного профессионального самоопределения. Также в статье раскрывается влияние типа мышления старшеклассников как внутриличностного фактора выбора профессиональной направленности.
В статье Н.С. Землянухиной и А.Л. Фурсова [60] поднимается вопрос оценки качества реализации системы профессиональной ориентации на региональном уровне. Систему профессиональной ориентации предлагается рассматривать как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющей ресурсы, цель, связь с внешней средой и обратную связь. Излагается необходимость изучения системы профессиональной ориентации с позиции междисциплинарного подхода для создания основы для разработки целевых федеральных программ и федеральной модельной системы профориентации для реализации в субъектах Российской Федерации с учетом региональной специфики, разработать комплекс правовых и управленческих решений для координации взаимодействий субъектов системы профессиональной ориентации.
Статья Е.И. Карташовой [35] посвящена проблемам профессиональной ориентации. Отмечается, что современная система профессиональной ориентации направлена на оптимизацию профессионального самоопределения личности и включает комплекс научно обоснованных форм, методов, средств помощи, учитывающих личностные характеристики и потребности рынка труда.
В статье Ю.Ф. Катхановой [34] уточняется понятие педагогический дизайн, рассматриваются особенности использования мультимедийных технологий в обучающем процессе, реализация педагогического дизайна в отдельных цифровых образовательных ресурсах с точки зрения художественно-графического и текстового оформления.
В статьях «Современные тенденции графического дизайна» С.Г. Ажгихина [13] и «Цифровые технологии как средство генерации» Е.Г. Бердичевского [17] раскрывается сущность цифровых технологий, даётся анализ главным стилевым направлениях в дизайне, обозначаются тенденции, а также выявляются ключевые моменты в развитии графического дизайна.
Определение понятию веб-дизайн даётся в книге Д. Бородаева [22] «Вебсайт как объект графического дизайна». Также рассматриваются составные части и морфологическая структура веб-сайта с учётом технологичнопрограммного фактора, связь модели веб-дизайна с традициями книгоиздательства. Раскрывается значение информационного проектирования в процессе создания сайта и его визуального оформления. Проводится анализ принципов создания модульных сеток, а также систематизированы основные направления в дизайне сайтов.
В книгах «Основы теории дизайна» [55] автора И.А. Розенсон и «Руководство разработчика» автора Дж. Берда [18] освещаются теоретические вопросы дизайна, имеющие значимость в любой профессиональной специальности. Рассматривается логика развития профессии, отношения дизайнера с обществом, причинно-следственная связь принятия дизайнерских решений. Особое внимание уделено проблеме подготовки студентов к творчеству в электронной среде. Описывается процесс создания макетов, от задумки до реализации.
В монографии «Метафора в дизайне» Е.В. Жердева [29] метафора рассматривается как универсальная категория формирования художественной образности в различных сферах дизайна за счёт многообразия её проявлений и значений, пересечения и вхождения в инструментальную, идейно -целостную и культурно-языковую технологии в решении художественно проектных задач.
Книга авторов К. Голомбински и Р. Хагена [24] представляет собой пособие по графическому и веб-дизайну, и вёрстке. В ней изложены основы графического дизайна, методы работы дизайнера. Рассматривается взаимосвязь новостей, РЯ, рекламы и маркетинговых коммуникаций. Также по мнению авторов графический дизайн, дизайн и вёрстку следует рассматривать как единый блок знаний с практическими правилами.
Объектом исследования является профессиональная ориентация молодёжи в контексте современных процессов цифровизации и подвижности профессиональных областей.
Предмет исследования - возможности профессиональной ориентации в области современного дизайна посредством онлайн -курса для старшеклассников.
Целью дипломной работы является проектирование электронного курса «Основы современного дизайна» для задач профессиональной ориентации учащихся старших классов в области современных видов дизайна.
Задачи:
- изучить сущность, функции и задачи профессиональной ориентации;
• исследовать педагогические основания разработки проектов профессиональной ориентации;
• рассмотреть проблемы профессиональной ориентации молодёжи в сфере современного дизайна;
• проанализировать онлайн-курсы как средство профессиональной ориентации в сфере дизайна;
• рассмотреть особенности проектирования курса «Основы современного дизайна» для профессиональной ориентации учащихся старших классов;
• разработать графические материалы для оформления и продвижения электронного курса «Основы современного дизайна».
Теоретическая значимость направлена на углубление специальных знаний в профориентации и основах современного дизайна для учеников старших классов.
Практическая значимость: результат исследования, а именно
разработанный курс Основы современного дизайна» может быть использован при проведении профориентационных мероприятий по направлениям обучения в сфере дизайна.
Методы исследования. Анализ педагогической литературы и источников в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.
Источниковую базу исследования составили рабочие программы курсов по дизайну таких онлайн-школ как Skillbox [12], Bang bang education [9] и «Нетология» [4], сайт для абитуриентов Алтайского государственного университета [1] и официальный сайт Алтайского государственного университета [2], а также площадка для размещения портфолио - Behance [10]. Использовались нормативные документы, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» [8], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6], Постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»[5], а также Профессиональные стандарты «Графический дизайнер» [3] и «Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов» [7].
Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования, состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, источниковая база.
В первой главе раскрываются особенности профессиональной ориентации, её направления, функции и виды. Даётся определение понятию дизайн и рассматриваются современные виды дизайна. Даётся определение педагогическому процессу, раскрываются его цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учеников.
Во второй главе предоставляется обзор курсов по дизайну. Рассматриваются особенности разработки профориентационного курса по дизайну. Представлены все этапы разработки практических домашних заданий, а также материалов для рекламы курса «Основы современного дизайна».
В заключении подводим итоги проведенного исследования.
В соответствии с поставленными задачами, на основании изученных источников и литературы можно сделать следующие выводы.
Образовательные учреждения должны способствовать развитию представления детей об окружающем мире, в том числе и мире профессий. Здесь человек формирует представление о себе, о своих силах, учится решать проблемы. Учреждения дополнительного образования (спортивные секции, художественные и музыкальные школы, технические кружки и т. д.) способствуют расширению круга интересов человека и развивают его способности.
Профориентационная деятельность - важная составляющая процесса становления личности в профессиональном плане. Ученику старшей школы, решившему связать свою профессиональную деятельность с дизайном без должной системной профориентационной работы, будет сложно определиться с направлением обучения по специальности “Дизайн” в высшей школе.
Профориентационная работа, в нашем случае - работа над созданием профориентационного курса - подчиняется тем же принципам, технологиям и законам, что и проектирование любого педагогического процесса. Конструирование педагогического процесса — сложный многоуровневый процесс, включающий в себя не только анализ, диагностику, определение прогноза, но и разработку проекта деятельности педагога и учеников. Для построения целостной структуры профориентационного курса необходимо следовать основным принципам конструирования педагогического процесса. А важность этапа конструирования обусловлена тем, что он является заключающим этапом в построении педагогического процесса.
Анализ курсов по дизайну популярных онлайн школ показал, отсутствие курсов, ориентированных на профориентацию. Большинство курсов предполагает введение и освоение конкретной профессии в дизайне. Таким образом, даже если ученик старшей школы отдаст предпочтение обучению на одном из данных курсов по дизайну, а не обучению в университете без системной профессионально ориентационной работы ему будет сложно определиться в направлении дизайна. А самостоятельная работа с каким-либо профориентационным тестом, найденном на просторах сети Интернет, не раскроет всей сути дизайна, его направлений и требований для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.
Результатом исследования явились: 1) разработанная программа курса «Основы современного дизайна», которая соответствует не только современным тенденциям в сфере дизайна, но и педагогики; 2) сценарий одного из видеоуроков; 3) дизайн-макеты практических заданий для учащихся и макеты рекламной продукции для курса.
1. Абитуриент : Алтайский государственный университет : официальный сайт. - 2020. - ИВЕ: http://abiturient.asu.ru/ (дата обращения: 20.04.2020)
2. Алтайский государственный университет : официальный сайт. - 2020. - ИВЕ: https://www.asu.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).
3. Графический дизайнер : Профессиональный стандарт : Федеральный
закон №40н : утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 17 января 2017 года. - 2020. - ИВЕ:
https://classinform.ru/profstandarty/11.013-graficheskii-dizainer.html - (дата обращения: 08.04.2020).
4. Нетология : Университет интернет-профессий : официальный сайт. - 2020. - ИВЕ: https://netology.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).
5. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : Постановление Минтруда РФ : Утверждено 27 сентября 1996 года // Департамент образования и науки города Москвы. - 1996. - ИВЕ: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye- akty/view/167974220/ (дата обращения: 03.04.2020).
6. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон №273ФЗ
: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - 2012. - ИВЕ:
http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ЕAW_140174/ (дата
обращения: 08.04.2020).
7. Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов : Профессиональный стандарт : Федеральный закон №689н : утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 5 октября 2015 года. - 2020. - URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1427 (дата обращения: 03.04.2020).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования : направление подготовки 44.03.04 “Профессиональное обучение (по отраслям)” : Федеральный закон №39534 : утверждён Министерством образования и науки РФ 1 октября 2015 года. - 2020. - URL: http://fgosvo.ru/news/9/1420 (дата обращения: 08.04.2020).
9. Bang bang education : Онлайн школа дизайна и иллюстрации : официальный сайт. - 2020. - URL: https://bangbangeducation.ru/ (дата обращения: 08.04.2020).
10. Behance : Галерея портфолио : сайт. - 2020. - URL:
https://www.behance.net/ (дата обращения: 08.04.2020).
11. Figma: the collaborative interface design tool: сайт. — URL:
https://www.figma.com/ (дата обращения: 20.05.2020)
12. Skillbox : Онлайн университет востребованных профессий :
официальный сайт. - 2020. - URL: https://skillbox.ru/ (дата обращения: 08.04.2020).