ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 13
1.1 Понятие и сущность адаптации 13
1.2. Система социокультурной адаптации 20
1.3. Межкультурная коммуникация, межкультурная адаптация и уровень
стресса 32
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТПУ 36
2.1. Отдел адаптации обучающихся 36
2.2. Центр социальной работы ТПУ 40
2.3. Подготовительное отделение 43
2.4. Учебные отделы научно-образовательных институтов ТПУ 45
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Анализ и разработка анкет. Опрос иностранных студентов 52
3.2. Система социокультурной адаптации иностранных студентов в ведущих
российских вузах 61
3.3. Практические рекомендации по организации системы социокультурной
адаптации иностранных студентов 63
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСВТЕННОСТЬ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Приложение А 81
Приложение Б 83
Объектом исследования являются иностранные студенты ТПУ,
обучающиеся на всех уровнях подготовки.
Цель работы - оценка уровня социокультурной адаптации
иностранных студентов в российских вузах на примере ТПУ, выявление
основных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в
процессе обучении и разработка практических рекомендаций для повышения
эффективности адаптации иностранных граждан в отечественных
университетах.
В процессе исследования проводились: анализ литературы,
интервьюирование сотрудников Томского политехнического университета,
разработка новой анкеты и опрос иностранных студентов.
В результате исследования были разработаны рекомендации для
повышения эффективности адаптации иностранных граждан в российских
университетах.
Область применения: образовательные учреждения.
Значимость работы состоит в следующем:
- выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются
иностранные студенты в ТПУ;
- предложены рекомендации для повышения эффективности
адаптации иностранных граждан в отечественных университетах.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в российских вузах стремительно растет доля иностранных
студентов, которые с первых дней обучения попадают в непривычную для
них культурную, языковую и бытовую среду, к которой им необходимо будет
адаптироваться в кратчайшие сроки. Поэтому неотъемлемой частью
успешного управления учебно-воспитательным процессом иностранных
студентов является процесс социокультурной адаптации. Успешная
адаптация в значительной степени может повысить уровень и качество
обучения студентов, обеспечивая высокую заинтересованность в получении
всех необходимых компетенций (знаний, умений и владений).
Проблема адаптации иностранных студентов к академической,
культурной, языковой и бытовой среде является актуальной проблемой
современных вузов. Успешная адаптация иностранных студентов
способствует их быстрому включению в учебный процесс, что позволяет
решить проблему сохранения контингента учащихся, который может
существенно сократиться в процессе обучения. Кроме того, эффективная
адаптация способствует повышению качества подготовки специалистов и
усвоению учебного материала в высшей школе.
В первые дни пребывания иностранные студенты испытывают
трудности, существенно отличающиеся от трудностей, с которыми
сталкиваются российские студенты.
Прежде всего это недостаточное, либо абсолютное не владение
русским языком. Обычно, только к началу четвертого курса иностранные
студенты достигают достаточного уровня владения русским языком, и
нарабатывается обширный словарный запас, который они начинают активно
использовать в учебе [1]. Также в процессе адаптации существуют общие
трудности, например:9
- Смена климата, психоэмоциональное напряжение, связанное с
«вхождением» в непривычную среду;
- Трудности в учебно-познавательной деятельности, которые
обусловлены недостаточной языковой подготовкой, а также преодолением
различий в системе образования и организации учебного процесса;
- Трудности, связанные с освоением непривычного, отличающегося,
социального и культурного пространства;
- Коммуникативные проблемы, обусловленные преодолением
языкового барьера как по вертикали, с администрацией, так и по
горизонтали, в процессе межличностного общения.
Объектом исследования являются иностранные студенты ТПУ,
обучающиеся на всех уровнях подготовки.
Предметом исследования является социокультурная адаптация,
иностранных студентов в университетском, городском и российском
сообществе.
Целью магистерской диссертации является оценка уровня
социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах на
примере ТПУ, выявление основных проблем, с которыми сталкиваются
иностранные студенты в процессе обучении и разработка практических
рекомендаций для повышения эффективности адаптации иностранных
граждан в отечественных университетах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Исследовать понятие адаптации;
2. Изучить систему социокультурной адаптации иностранных
студентов в университете на примере ТПУ;
3. Проанализировать ранее проведенные опросы иностранных
студентов ТПУ, направленные на определение уровня
социокультурной адаптации и их результаты, выявить недостатки в
форме и содержании анкет, опросных листов;10
4. Разработать анкету с учетом выявленных недостатков для оценки
уровня социокультурной адаптации иностранных студентов и
выявления основных проблем, с которыми они сталкиваются и
провести последующую апробацию (анкетирование, опрос)
иностранных студентов ТПУ;
5. Представить рекомендации по усовершенствованию системы
адаптации иностранных студентов в российских вузах (ТПУ).
Научная новизна состоит в том, что в ходе исследования была
разработана новая анкета, которая позволяет определить общий уровень
социокультурной адаптации иностранных студентов и выявить наиболее
распространённые проблемы, с которыми сталкиваются иностранные
студенты во время обучения в России. На основе результатов опроса
предложены практические рекомендации по улучшению работы с
иностранными студентами для более успешной социокультурной адаптации
в университетском и российском сообществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты,
полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении
рекомендаций и методических пособий для сотрудников вуза, работающих с
иностранными студентами.
Гипотеза – хорошо отлаженный процесс социокультурной адаптации
иностранных студентов способствует большей эффективности обучения,
получению предполагаемых компетенций, что в свою очередь может
привлечь новых студентов и повысить имидж университета в мировом
сообществе.
Для изучения процесса адаптации студентов в социальногуманитарных науках сложилась определенные теоретические предпосылки.
Студенчество – это важный период становления личности. Студенты –
это особая и специфичная общность людей, объединенных учебой в высшей
школе. Студенческая пора является для человека очень стрессовым
периодом, который сопровождается большими учебными и11
психологическими нагрузками. Поэтому при исследовании заявленной темы
особое внимание было уделено проблемам психологической и социальной
адаптации студентов в вузе. Здесь следует отметить работы таких авторов,
как Н.Б. Москвина, Л.Г. Пак, В.Э. Утлик, М.В. Логинов, Л.А. Лисуренко,
М.В. Долгова, С.В. Смолюк, К.Г. Созаев, Т.А. Власова, М.Г. Семенова.
В ходе проведенного исследования было проанализировано понятие
адаптации и изучена система социокультурной адаптации иностранных
студентов в ТПУ.
Можно сказать, что социокультурная адаптация достаточно сложный
многосторонний процесс, он имеет различные формы и определенные
барьеры, которые необходимо преодолеть, после чего иностранному
студенту будет легче учится в высшей школе, достичь значительных
результатов в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.
В процессе адаптации участвуют множество сторон – преподаватели,
тьюторы, кураторы, учащиеся принимающей страны, отдельные
подразделения, специализирующиеся на адаптации иностранных студентов,
государственные службы и т.д. Все они оказывают немаловажное влияние на
социокультурную адаптацию иностранных обучающихся. Для успешной
адаптации всем сторонам необходимо учитывать множество факторов,
влияющих на процесс адаптации, и совместно находить решения
возникающих проблем.
Исследование позволило не только определить уровень
социокультурной адаптации иностранных студентов ТПУ, но и выявить
основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в
процессе социокультурной адаптации в России в целом и ТПУ.
Следовательно, необходимо эффективно организовать систему адаптации
иностранных студентов, которая будет способствовать увеличению
эффективности обучения, получению студентами предполагаемых
компетенций в полном объеме и повышению результатов обучения, что в
свою очередь поможет привлечь больше иностранных студентов и повысит
имидж университета в мировом научно-образовательном сообществе.
С этой целью может быть использована новая разработанная анкета и
рекомендации на основе результатов проведенных опросов и7
Толстых Ю. И. Критерии оценки успешности адаптации студентовпервокурсников в вузе // Известия ВУЗов. Поволжский регион.
Гуманитарные науки. – 2011. – № 4. – С. 137-142.
2. Российский университет дружбы народов [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.rudn.ru?pagec=32 (дата обращения: 10.05.2017)
3. Санкт-Петербургский национальный исследовательский
университет информационных технологий, механики и оптики [Электронный
ресурс]. – URL:
http://www.ifmo.ru/ru/viewfaculty/17/institut_mezhdunarodnogo_razvitiya_i_part
nerstva.html (дата обращения: 10.05.2017)
4. Дальневосточный федеральный университет [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.dvfu.ru/international/center-of-russian-language-andculture/preparatory-department-for-foreign-citizens/ (дата обращения:
10.05.2017)
5. Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого
[Электронный ресурс]. – URL:
http://www.spbstu.ru/structure/mezhdunarodnaya_deyatelnost/ (дата обращения:
10.05.2017)
6. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
[Электронный ресурс]. – URL: https://www.msu.ru/info/struct/dep/iryaik.html
(дата обращения: 10.05.2017)
7. Ассоциация иностранных студентов [Электронный ресурс]. – URL: http://aisrus.com (дата обращения: 10.05.2017)
8. Елгина Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе Текст. / JI. С. Елгина
//Вестн. Бурят, гос. ун-та. – 2010. – № 5. – С. 162-166.
9. Максимчук Е. Д. Особенности межкультурной адаптации иностранных
студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестник
ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2014. – № 1. – С. 34-40.75
10. Бакова И. В., Фомина Н. А. Социально-психологическая адаптация
студентов-первокурсников с различной структурой организации
общительности // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 10. – С.
302-309.
11. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших
курсов к условиям обучения в вузе // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 1. – С. 13-
22.
12. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к
условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). // «Вестник РУДН.
Серия «Социология». – М., – 2003. – С. 267-271.
13. Лебедева О. А. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентовпервокурсников к условиям жизни и обучения в России / О.А. Лебедева, Ю.
И. Скопина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения. − 2014. − № 35-1. – С. 92-98.
14. Поздняков И. А. Проблемы адаптации иностранных студентов в россии в
контексте педагогического сопровождения // Известия РГПУ им. А.И.
Герцена. – 2010. – № 121. – С. 161-166.
15. Иванова М.А., Шаглина Н.Д., Смелкова И.Ю. Академическая адаптация
китайских студентов к высшей школе России // Предвузовская подготовка
иностранных студентов в СПбГПУ. – СПб., – 2005. – С. 157-161.
16. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.Н. Боронина, Ю.Р.
Вишневский, Я.В. Дидковская и др. // Университетское управление: практика
и анализ. – 2001. – № 4 (19). – С. 65-69.
17. Бабахан Ю.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к
учебной деятельности // Психологический журнал. – 2003. – № 6. – 7 c.
18. Арефьева А. В., Фатеева Н. М., Глухих Т. А., Турышева А. А. Адаптация
студентов к учебному стрессу // Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. –
№ 1. – С. 89-91.7