Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских вузах (на примере ТПУ)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 13
1.1 Понятие и сущность адаптации 13
1.2. Система социокультурной адаптации 20
1.3. Межкультурная коммуникация, межкультурная адаптация и уровень
стресса 32
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТПУ 36
2.1. Отдел адаптации обучающихся 36
2.2. Центр социальной работы ТПУ 40
2.3. Подготовительное отделение 43
2.4. Учебные отделы научно-образовательных институтов ТПУ 45
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Анализ и разработка анкет. Опрос иностранных студентов 52
3.2. Система социокультурной адаптации иностранных студентов в ведущих
российских вузах 61
3.3. Практические рекомендации по организации системы социокультурной
адаптации иностранных студентов 63
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСВТЕННОСТЬ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Приложение А 81
Приложение Б 83
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 13
1.1 Понятие и сущность адаптации 13
1.2. Система социокультурной адаптации 20
1.3. Межкультурная коммуникация, межкультурная адаптация и уровень
стресса 32
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТПУ 36
2.1. Отдел адаптации обучающихся 36
2.2. Центр социальной работы ТПУ 40
2.3. Подготовительное отделение 43
2.4. Учебные отделы научно-образовательных институтов ТПУ 45
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Анализ и разработка анкет. Опрос иностранных студентов 52
3.2. Система социокультурной адаптации иностранных студентов в ведущих
российских вузах 61
3.3. Практические рекомендации по организации системы социокультурной
адаптации иностранных студентов 63
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСВТЕННОСТЬ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Приложение А 81
Приложение Б 83
Объектом исследования являются иностранные студенты ТПУ,
обучающиеся на всех уровнях подготовки.
Цель работы - оценка уровня социокультурной адаптации
иностранных студентов в российских вузах на примере ТПУ, выявление
основных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в
процессе обучении и разработка практических рекомендаций для повышения
эффективности адаптации иностранных граждан в отечественных
университетах.
В процессе исследования проводились: анализ литературы,
интервьюирование сотрудников Томского политехнического университета,
разработка новой анкеты и опрос иностранных студентов.
В результате исследования были разработаны рекомендации для
повышения эффективности адаптации иностранных граждан в российских
университетах.
Область применения: образовательные учреждения.
Значимость работы состоит в следующем:
- выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются
иностранные студенты в ТПУ;
- предложены рекомендации для повышения эффективности
адаптации иностранных граждан в отечественных университетах.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в российских вузах стремительно растет доля иностранных
студентов, которые с первых дней обучения попадают в непривычную для
них культурную, языковую и бытовую среду, к которой им необходимо будет
адаптироваться в кратчайшие сроки. Поэтому неотъемлемой частью
успешного управления учебно-воспитательным процессом иностранных
студентов является процесс социокультурной адаптации. Успешная
адаптация в значительной степени может повысить уровень и качество
обучения студентов, обеспечивая высокую заинтересованность в получении
всех необходимых компетенций (знаний, умений и владений).
Проблема адаптации иностранных студентов к академической,
культурной, языковой и бытовой среде является актуальной проблемой
современных вузов. Успешная адаптация иностранных студентов
способствует их быстрому включению в учебный процесс, что позволяет
решить проблему сохранения контингента учащихся, который может
существенно сократиться в процессе обучения. Кроме того, эффективная
адаптация способствует повышению качества подготовки специалистов и
усвоению учебного материала в высшей школе.
В первые дни пребывания иностранные студенты испытывают
трудности, существенно отличающиеся от трудностей, с которыми
сталкиваются российские студенты.
Прежде всего это недостаточное, либо абсолютное не владение
русским языком. Обычно, только к началу четвертого курса иностранные
студенты достигают достаточного уровня владения русским языком, и
нарабатывается обширный словарный запас, который они начинают активно
использовать в учебе [1]. Также в процессе адаптации существуют общие
трудности, например:9
- Смена климата, психоэмоциональное напряжение, связанное с
«вхождением» в непривычную среду;
- Трудности в учебно-познавательной деятельности, которые
обусловлены недостаточной языковой подготовкой, а также преодолением
различий в системе образования и организации учебного процесса;
- Трудности, связанные с освоением непривычного, отличающегося,
социального и культурного пространства;
- Коммуникативные проблемы, обусловленные преодолением
языкового барьера как по вертикали, с администрацией, так и по
горизонтали, в процессе межличностного общения.
Объектом исследования являются иностранные студенты ТПУ,
обучающиеся на всех уровнях подготовки.
Предметом исследования является социокультурная адаптация,
иностранных студентов в университетском, городском и российском
сообществе.
Целью магистерской диссертации является оценка уровня
социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах на
примере ТПУ, выявление основных проблем, с которыми сталкиваются
иностранные студенты в процессе обучении и разработка практических
рекомендаций для повышения эффективности адаптации иностранных
граждан в отечественных университетах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Исследовать понятие адаптации;
2. Изучить систему социокультурной адаптации иностранных
студентов в университете на примере ТПУ;
3. Проанализировать ранее проведенные опросы иностранных
студентов ТПУ, направленные на определение уровня
социокультурной адаптации и их результаты, выявить недостатки в
форме и содержании анкет, опросных листов;10
4. Разработать анкету с учетом выявленных недостатков для оценки
уровня социокультурной адаптации иностранных студентов и
выявления основных проблем, с которыми они сталкиваются и
провести последующую апробацию (анкетирование, опрос)
иностранных студентов ТПУ;
5. Представить рекомендации по усовершенствованию системы
адаптации иностранных студентов в российских вузах (ТПУ).
Научная новизна состоит в том, что в ходе исследования была
разработана новая анкета, которая позволяет определить общий уровень
социокультурной адаптации иностранных студентов и выявить наиболее
распространённые проблемы, с которыми сталкиваются иностранные
студенты во время обучения в России. На основе результатов опроса
предложены практические рекомендации по улучшению работы с
иностранными студентами для более успешной социокультурной адаптации
в университетском и российском сообществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты,
полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении
рекомендаций и методических пособий для сотрудников вуза, работающих с
иностранными студентами.
Гипотеза – хорошо отлаженный процесс социокультурной адаптации
иностранных студентов способствует большей эффективности обучения,
получению предполагаемых компетенций, что в свою очередь может
привлечь новых студентов и повысить имидж университета в мировом
сообществе.
Для изучения процесса адаптации студентов в социальногуманитарных науках сложилась определенные теоретические предпосылки.
Студенчество – это важный период становления личности. Студенты –
это особая и специфичная общность людей, объединенных учебой в высшей
школе. Студенческая пора является для человека очень стрессовым
периодом, который сопровождается большими учебными и11
психологическими нагрузками. Поэтому при исследовании заявленной темы
особое внимание было уделено проблемам психологической и социальной
адаптации студентов в вузе. Здесь следует отметить работы таких авторов,
как Н.Б. Москвина, Л.Г. Пак, В.Э. Утлик, М.В. Логинов, Л.А. Лисуренко,
М.В. Долгова, С.В. Смолюк, К.Г. Созаев, Т.А. Власова, М.Г. Семенова.
обучающиеся на всех уровнях подготовки.
Цель работы - оценка уровня социокультурной адаптации
иностранных студентов в российских вузах на примере ТПУ, выявление
основных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в
процессе обучении и разработка практических рекомендаций для повышения
эффективности адаптации иностранных граждан в отечественных
университетах.
В процессе исследования проводились: анализ литературы,
интервьюирование сотрудников Томского политехнического университета,
разработка новой анкеты и опрос иностранных студентов.
В результате исследования были разработаны рекомендации для
повышения эффективности адаптации иностранных граждан в российских
университетах.
Область применения: образовательные учреждения.
Значимость работы состоит в следующем:
- выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются
иностранные студенты в ТПУ;
- предложены рекомендации для повышения эффективности
адаптации иностранных граждан в отечественных университетах.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в российских вузах стремительно растет доля иностранных
студентов, которые с первых дней обучения попадают в непривычную для
них культурную, языковую и бытовую среду, к которой им необходимо будет
адаптироваться в кратчайшие сроки. Поэтому неотъемлемой частью
успешного управления учебно-воспитательным процессом иностранных
студентов является процесс социокультурной адаптации. Успешная
адаптация в значительной степени может повысить уровень и качество
обучения студентов, обеспечивая высокую заинтересованность в получении
всех необходимых компетенций (знаний, умений и владений).
Проблема адаптации иностранных студентов к академической,
культурной, языковой и бытовой среде является актуальной проблемой
современных вузов. Успешная адаптация иностранных студентов
способствует их быстрому включению в учебный процесс, что позволяет
решить проблему сохранения контингента учащихся, который может
существенно сократиться в процессе обучения. Кроме того, эффективная
адаптация способствует повышению качества подготовки специалистов и
усвоению учебного материала в высшей школе.
В первые дни пребывания иностранные студенты испытывают
трудности, существенно отличающиеся от трудностей, с которыми
сталкиваются российские студенты.
Прежде всего это недостаточное, либо абсолютное не владение
русским языком. Обычно, только к началу четвертого курса иностранные
студенты достигают достаточного уровня владения русским языком, и
нарабатывается обширный словарный запас, который они начинают активно
использовать в учебе [1]. Также в процессе адаптации существуют общие
трудности, например:9
- Смена климата, психоэмоциональное напряжение, связанное с
«вхождением» в непривычную среду;
- Трудности в учебно-познавательной деятельности, которые
обусловлены недостаточной языковой подготовкой, а также преодолением
различий в системе образования и организации учебного процесса;
- Трудности, связанные с освоением непривычного, отличающегося,
социального и культурного пространства;
- Коммуникативные проблемы, обусловленные преодолением
языкового барьера как по вертикали, с администрацией, так и по
горизонтали, в процессе межличностного общения.
Объектом исследования являются иностранные студенты ТПУ,
обучающиеся на всех уровнях подготовки.
Предметом исследования является социокультурная адаптация,
иностранных студентов в университетском, городском и российском
сообществе.
Целью магистерской диссертации является оценка уровня
социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах на
примере ТПУ, выявление основных проблем, с которыми сталкиваются
иностранные студенты в процессе обучении и разработка практических
рекомендаций для повышения эффективности адаптации иностранных
граждан в отечественных университетах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Исследовать понятие адаптации;
2. Изучить систему социокультурной адаптации иностранных
студентов в университете на примере ТПУ;
3. Проанализировать ранее проведенные опросы иностранных
студентов ТПУ, направленные на определение уровня
социокультурной адаптации и их результаты, выявить недостатки в
форме и содержании анкет, опросных листов;10
4. Разработать анкету с учетом выявленных недостатков для оценки
уровня социокультурной адаптации иностранных студентов и
выявления основных проблем, с которыми они сталкиваются и
провести последующую апробацию (анкетирование, опрос)
иностранных студентов ТПУ;
5. Представить рекомендации по усовершенствованию системы
адаптации иностранных студентов в российских вузах (ТПУ).
Научная новизна состоит в том, что в ходе исследования была
разработана новая анкета, которая позволяет определить общий уровень
социокультурной адаптации иностранных студентов и выявить наиболее
распространённые проблемы, с которыми сталкиваются иностранные
студенты во время обучения в России. На основе результатов опроса
предложены практические рекомендации по улучшению работы с
иностранными студентами для более успешной социокультурной адаптации
в университетском и российском сообществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты,
полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении
рекомендаций и методических пособий для сотрудников вуза, работающих с
иностранными студентами.
Гипотеза – хорошо отлаженный процесс социокультурной адаптации
иностранных студентов способствует большей эффективности обучения,
получению предполагаемых компетенций, что в свою очередь может
привлечь новых студентов и повысить имидж университета в мировом
сообществе.
Для изучения процесса адаптации студентов в социальногуманитарных науках сложилась определенные теоретические предпосылки.
Студенчество – это важный период становления личности. Студенты –
это особая и специфичная общность людей, объединенных учебой в высшей
школе. Студенческая пора является для человека очень стрессовым
периодом, который сопровождается большими учебными и11
психологическими нагрузками. Поэтому при исследовании заявленной темы
особое внимание было уделено проблемам психологической и социальной
адаптации студентов в вузе. Здесь следует отметить работы таких авторов,
как Н.Б. Москвина, Л.Г. Пак, В.Э. Утлик, М.В. Логинов, Л.А. Лисуренко,
М.В. Долгова, С.В. Смолюк, К.Г. Созаев, Т.А. Власова, М.Г. Семенова.
В ходе проведенного исследования было проанализировано понятие
адаптации и изучена система социокультурной адаптации иностранных
студентов в ТПУ.
Можно сказать, что социокультурная адаптация достаточно сложный
многосторонний процесс, он имеет различные формы и определенные
барьеры, которые необходимо преодолеть, после чего иностранному
студенту будет легче учится в высшей школе, достичь значительных
результатов в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.
В процессе адаптации участвуют множество сторон – преподаватели,
тьюторы, кураторы, учащиеся принимающей страны, отдельные
подразделения, специализирующиеся на адаптации иностранных студентов,
государственные службы и т.д. Все они оказывают немаловажное влияние на
социокультурную адаптацию иностранных обучающихся. Для успешной
адаптации всем сторонам необходимо учитывать множество факторов,
влияющих на процесс адаптации, и совместно находить решения
возникающих проблем.
Исследование позволило не только определить уровень
социокультурной адаптации иностранных студентов ТПУ, но и выявить
основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в
процессе социокультурной адаптации в России в целом и ТПУ.
Следовательно, необходимо эффективно организовать систему адаптации
иностранных студентов, которая будет способствовать увеличению
эффективности обучения, получению студентами предполагаемых
компетенций в полном объеме и повышению результатов обучения, что в
свою очередь поможет привлечь больше иностранных студентов и повысит
имидж университета в мировом научно-образовательном сообществе.
С этой целью может быть использована новая разработанная анкета и
рекомендации на основе результатов проведенных опросов и7
адаптации и изучена система социокультурной адаптации иностранных
студентов в ТПУ.
Можно сказать, что социокультурная адаптация достаточно сложный
многосторонний процесс, он имеет различные формы и определенные
барьеры, которые необходимо преодолеть, после чего иностранному
студенту будет легче учится в высшей школе, достичь значительных
результатов в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.
В процессе адаптации участвуют множество сторон – преподаватели,
тьюторы, кураторы, учащиеся принимающей страны, отдельные
подразделения, специализирующиеся на адаптации иностранных студентов,
государственные службы и т.д. Все они оказывают немаловажное влияние на
социокультурную адаптацию иностранных обучающихся. Для успешной
адаптации всем сторонам необходимо учитывать множество факторов,
влияющих на процесс адаптации, и совместно находить решения
возникающих проблем.
Исследование позволило не только определить уровень
социокультурной адаптации иностранных студентов ТПУ, но и выявить
основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в
процессе социокультурной адаптации в России в целом и ТПУ.
Следовательно, необходимо эффективно организовать систему адаптации
иностранных студентов, которая будет способствовать увеличению
эффективности обучения, получению студентами предполагаемых
компетенций в полном объеме и повышению результатов обучения, что в
свою очередь поможет привлечь больше иностранных студентов и повысит
имидж университета в мировом научно-образовательном сообществе.
С этой целью может быть использована новая разработанная анкета и
рекомендации на основе результатов проведенных опросов и7
Подобные работы
- Кросс-культурная адаптация китайских учащихся в России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - Социокультурная адаптация арабоговорящих студентов в Томских вузах
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Социокультурные барьеры во взаимодействии российских и иностранных студентов в условиях совместного проживания в общежитиях НИ ТГУ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - МЕРОПРИЯТИЯ ПО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Исследование предпочтений иностранных студентов в ВУЗе
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) МИГРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020



