Введение 3
Глава 1. Теоретические основы для разработки стратегии выхода на международный рынок и построения эффективно медийного образа 7
1.1 Стратегии выхода на международные рынки: виды, разработка и
реализация 7
1.2 Методология создания медийного образа на международном рынке ... 17
1.3 Анализ ситуации на молочных рынках Азиатско-Тихоокеанского
региона: Китай, Япония и Южная Корея 31
Глава 2. Практические основы для разработки предложений по введению стратегии выхода и построения медийного образа на международном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона 40
2.1 Аналитический этап разработки стратегии и построения медийного
образа 40
2.2 План предложений для компании «Киприно» по введению стратегии выхода и построения медийного образа на международном рынке
Азиатско-Тихоокеанского региона 60
Заключение 70
Список использованных источников 74
Актуальность работы. Сегодня алтайские молочные производители сыра реализуют продукцию только на региональном рынке, который отличается большим количеством конкурентов, так как Алтайский край - ведущий регион по производству сыра в России. Поэтому компании вынуждены принимать меры для увеличения сбыта своей продукции, например, уменьшать цену. При этом на трансграничной территории находится неосвоенный динамично развивающийся рынок Азиатско- Тихоокеанского региона, у которого есть востребованность в сыре и на котором можно реализовывать продукцию. Выход на международный рынок для производителя сыра актуален, как в рамках России, так и в рамках Алтайского края. В 2021 году Россия уже планирует увеличить экспорт молочной продукции на 10%, причём из всего экспорта молочной продукции на сыры приходится 30%. Сейчас поставки молочной продукции из России направлены в основном в страны бывшего Советского Союза, однако «Агроэкспорт» заинтересован в диверсификации географии продаж и в выходе на рынки Азии, в том числе Китая. Согласно планам «Агроэкспорта», в перспективе 4-5 лет Российские производители начнут вывозить в Китай все виды молочной продукции.
В Алтайском крае производство основных видов молочной продукции ежегодно растёт, край занимает первое место по производству сыров, а также в 2019 году вернул себе лидерство по производству сливочного масла. Сегодня продукция алтайских молокоперерабатывающих компаний экспортируется в республики: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Беларусь, однако край также заинтересован в поставках продукции в страны Азии и активно работает над улучшением отношений между регионом и Китаем. Сейчас КНР является крупнейшим торговым партнером экспортеров продукции АПК Алтайского края. Однако из молочной продукции экспортируется на данный момент только сливочное масло.
Китай, Япония и Южная Корея также заинтересованы в сырной продукции и сливочном масле. По сравнению с 2014 годом Япония увеличила поставки сыров на 9%, а Китай входит в пятёрку самых крупных импортёров сливочного масла, что говорит о заинтересованности жителей в данных продуктах.
Можно сказать, что на данный момент у Алтайских производителей есть все экономические условия для выхода на международные рынки Азиатско - Тихоокеанского региона - на рынки Китая, Японии и Южной Кореи. Актуальность работы состоит в изучении молочного рынка Азиатско - Тихоокеанского региона, в изучении способов для построения на рынке медийного образа, в изучении возможностей Алтайской компании для выхода на международный рынок и в выделении сложностей и ограничений, с которыми может столкнуться компания на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Научная новизна работы состоит в изучении возможностей и угроз выхода Алтайской компании на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в актуальном и подробном описании этих рынков, в рассмотрении актуальных международных стратегий и методов построения медийного образа на международных рынках.
Степень разработанности проблемы. Основные виды стратегий проникновения на международные рынки и этапы их реализации описаны в работе А. А. Михалевой. Концепции международного маркетинга рассматривал Е. В. Вагнер. Аналитический этап изучения международных рынков описывали в своих работах Е. Ю. Трофименко и И. С. Тихомирова, М. Н. Толчинская и А. Д. Муртузалиев, Е. В. Хмара. Понятие и сущность медиаобраза исследовали Т. Н. Галинская, Д. Э. Горбаль. Г. Прахалад и Г. Хамель сформировали принципы, включённые в современную концепцию успешного присутствия компании на международном рынке.
Актуальной информацией о молочном рынке России, Японии, Китая и Южной Кореи делились официальный сайт «Агроэкспорта», аналитический центр «Эксперт», проводивший анализ молочного рынка КНР, новостная площадка для обзора событий молочной индустрии «1)апу№5».
Объект исследования - стратегии выхода на международные рынки азиатско-тихоокеанского региона и методы построения на этих рынках медийного образа для компании «Киприно».
Предмет исследования - особенности разработки стратегий выхода на международные рынки Азиатско-тихоокеанского региона для компании «Киприно» и особенности построения на этих рынках медийного образа.
Цель исследования - разработка стратегии выхода на международные рынки азиатско-тихоокеанского региона для компании «Киприно» с помощью построения на данных рынках медийного образа.
Задачи исследования:
• изучить стратегии выхода на международные рынки: их виды, этапы разработки и реализации;
• изучить методологию создания медийного образа компании на международном рынке;
• рассмотреть молочный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона - Китай, Япония и Южная Корея;
• выявить заинтересованность в сыре молодого поколения Китая с помощью анкетирования;
• провести РЕЗТ-анализ и SWOT-анализ для компании «Киприно», изучив возможности и ограничения рынков Китая, Японии и Южной Кореи, сделать выводы по анализу;
• создать предложения по разработке международной стратегии выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона с помощью построения медийного образа для компании «Киприно».
Методы исследования: анализ литературы, анализ источников, анализ и синтез, опросный метод (анкетирование).
Теоретическая значимость работы состоит в сборе и объединение актуальной информации по построению международных стратегий и по созданию медийного образа на международных рынках, а также в описании актуальной ситуации на молочном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона и экономических отношений в сфере молочной продукции между Россией и Китаем, Японией и Южной Кореей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что работа может использоваться для создания и планирования международных стратегий выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, для разработки плана по созданию медийного образа компании на международном рынке, а также в практических исследованиях. Работа рекомендована к прочтению специалистам по международному маркетингу, маркетологам компаний, планирующих выход на Азиатские рынки.
Апробация: материалы дипломной работы были представлены на XX и XXI сессиях городской научно-практической конференции «Молодежь - Барнаулу; на II Международной российско-германской научной конференции «Образ жизни современного человека: культура, традиции, технологии»; на международной научно-практической конференции «Онтологическая безопасность Алтайско-азиатского фронтира: проблемы транснациональных медиаисследований», на научно-практическом алтаеведческом семинаре «Перспективы ориентального кросс-маркетинга: японский тренд»; на XI Международной научно-практической конференции «Россия в меняющемся мире: традиции и инновации»; на алтаеведческой научной ассамблее «Алтай: Terra зе1шиз», посвященной рассмотрению проблемы «Культуры Алтая и алтайские языки: языковой менеджмент, маркетинговые стратегии,
региональная идентичность»; на аналитической сессии «Алтай Медиа Форум: Алтайский медиабарометр».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, основной текст работы изложен на шестидесяти трёх страницах, содержит семь таблиц и пять рисунков.
В дипломной работе рассмотрены стратегии освоения азиатско- тихоокеанского рынка молочной продукции и методы построений медийного образа на международном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона для компании «Киприно». Теоретическими задачами курсовой работы было изучение стратегий выхода на международные рынки, их виды, разработка и реализация; методологии создания медийного образа на международном рынке; современной ситуации на молочных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона: Китая, Японии и Южная Кореи.
В первой главе было выявлено, что в условиях интернационализации компании стремятся к выходу на новые рынки. Для России на сегодняшний день приоритетно азиатское направление в освоении зарубежных рынков. Было дано определение международного маркетинга и рассмотрены его основные концепции. Изучен первый этап разработки стратегии, связанный с выбором зарубежного рынка. Рассмотрены модель выбора зарубежного рынка, а также факторы его привлекательности. Изучены направления деятельности предприятия по созданию конкурентного на международном рынке продукта. Рассмотрены основные формы стратегии выхода на новые рынки: стратегии экспорта, стратегии совместного предпринимательства, стратегия иерархического построения бизнеса. Рассмотрен аналитический этап разработки стратегии и процесс стратегического планирования, определены его основные этапы: определение стратегических установок, стратегический анализ, выбор ценовой политики. Изучена методология проведения анализов рынка - РЕЗТ-анализа, SWOT-анализ и анализа пяти сил Портера. Изучен этап определения ценовой политики при выходе на иностранные рынки. Рассмотрен этап разработки маркетинговой стратегии, сопровождающей стратегию выхода на международный рынок. Рассмотрены маркетинговые и цифровые технологии воздействия на потребителей зарубежных рынков в структуре стратегии маркетинга. Изучен этап коммуникационной адаптации компании в соответствии с условиями рынка.
Рассмотрено понятие клиентоориентированности, а также что собой представляет клиенториентированная стратегия. Обозначены
ограничивающие факторы выхода на международный рынок.
Также были рассмотрены стратегии маркетинга как инструменты создания медийного образа компании при выходе на международный рынок. Обозначено на чём основывается концепция успешного присутствия компании на иностранном рынке. Рассмотрено на что должна быть нацелена маркетинговая стратегия, сопровождающая стратегию выхода на новые рынки. Изучено понятие медиаобраза. Выделены принципы, на которые необходимо опираться при создании медийного образа. Рассмотрен маркетинговый инструмент - работа с В2В-сегментом, и именно с сегментом НоКеСа, выделены особенности сегмента и правила для формирования лояльности. Рассмотрена технология кросс-маркетинга, дано определение, изучены основные выгоды использования кросс-маркетинговых стратегий, а также основные этапы и способы построения кросс-маркетинговой стратегии, отдельно изучено понятие кросс-культурного маркетинга. Дано понятие стратегического альянса. Приведены причины создания стратегического альянса, преимущества создания альянсов малых или средних предприятий с крупными, выгоды создания альянса с иностранной компанией. Изучены направления деятельности, которые могут охватывать стратегические альянсы. Рассмотрены подходы и тактики создания стратегического альянса. Дано определение электронного маркетинга, перечислены базовые компоненты интернет-маркетинга, изучены основные инструменты. Описан китайский, японский и корейский рынок электронной коммерции, перечислены основные медиаплощадки. Рассмотрено понятие инфлюенсеров, изучены основные выгоды от использования в рекламных компаниях, как макро-, так и микроинфлюенсеров. Рассмотрены преимущества использования интернет-маркетинга. Дано понятие выставки, описана основная классификация выставок, перечислены цели и выгоды участия в выставках и ярмарках, изучены, какие могут приоритеты у компании при принятии решения участия в выставках или ярмарках, а также чему необходимо уделить внимание при участии в выставке. Рассмотрен такой инструмент, как разработка международной упаковки и адаптация дизайна под национальные особенности страны. Изучены модели для проведения анализа при принятии решения об изменении упаковки. Рассмотрены моменты, которые следует учесть при принятии решения о разработке международной упаковки. Изучены психологические процессы, которые обеспечивают рекламный эффект при взаимодействии с упаковкой могут быть следующими. Рассмотрен кейс Брянского молочного комбината, в котором компании удалось привлечь внимание японских потребителей с помощью упаковки.
Были рассмотрены молочные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно Китая, Японии и Кореи. Описаны основные экономические показатели производства и спроса. Описаны взаимоотношения, которые есть сейчас межу Россией и Китаем, Японией и Южной Кореей в сфере молочной промышленности. Перечислены сильные и слабые стороны рынка молочной продукции Китая, Японии и Южной Кореи.
Практическими задачами дипломной работы были проведение аналитического этапа разработки стратегии и построения медийного образа и разработка плана предложений для компании «Киприно» по введению стратегии выхода и построения медийного образа на международном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.
Во второй главе были приведены результаты аналитического этапа разработки стратегии выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона для компании «Киприно». Описан объект исследования - компания «Киприно». Описана актуальность выхода для компании на рынки Азиатско- Тихоокеанского региона. Приведены результаты конкурентного анализа алтайских молочных производителей. На основе результатов конкурентного анализа выявлены основные конкурентные преимущества компании «Киприно». Приведены и описаны результаты очного анкетирования жителей Китая на выявление заинтересованности молодого поколения Китая в сыре. Приведены результаты проведения ГБЗУ-анализа и SWOT-анализа, выявляющих сильные и слабые стороны компании «Киприно» при выходе на международные рынки Китая, Японии и Южной Кореи, а также возможности и угрозы при существовании на данных рынках.
Были описаны разработки предложений для компании «Киприно» по разработке стратегии выхода на рынки Китая, Японии и Южной Кореи и построении там эффективного медийного образа. Предложена очерёдность выхода на каждый рынок, рассмотрено, какая может быть использована стратегии и какие маркетинговые инструменты сопровождения. Предложен краткий план выхода на международные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
1. Азарова С. П. Кросс-маркетинговые коммуникации бренда / С. П. Азарова // Журнал «Экономика и социум». Институт управления и социально-экономического развития. - Саратов, 2016 - С. 481 - 484.
2. Алтайский экспорт продукции АПК в Китай в начале года вырос в 3,4
раза. [Электронный ресурс] / Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и
биотехнологиям. - Режим доступа: https://upp.alregn.ru/info/21419/ (дата обращения: 23.04.2021).
3. Аналитическая информация о развитии отраслей в 2019 году.
[электронный ресурс] / Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и
биотехнологиям. - Режим доступа:
https ://upp. aire gn.ru/ industry/analvtical-development/2019-god/ (дата
обращения: 23.04.2021).
4. Асланов Д. И., Ларионова А. А. Международные стратегические альянсы / Д. И. Асланов, А. А. Ларионова // Символ науки. - 2016. - №2(2). - С. 107 - 110.
5. Бабкин А. В., Байков Е. А. Стратегическое планирование выхода
предприятий на зарубежные рынки в условиях новой экономической реальности / А. В. Бабкин, Е. А. Байков // Научно-технические
ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - №4. - С. 19 - 30.
6. Бахчеев Е. С. Ценообразующие факторы при выходе на мировой рынок / Е. С. Бахчеев // Economics. - 2017. - №6 (27). - С. 111 - 114.
7. Божук С. Г., Андреева Е. С., Братанова А. Б. Специфика интернет- продвижения с привлечением инфлюенсеров / С. Г. Божук, Е. С. Андреева, А. Б. Братанова // Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли». Часть 3. - 2020. - С. 107 - 113.
8. Вагнер Е. В. Современные стратегии продвижения потребительских товаров на иностранном рынке на основе выбранной концепции международного маркетинга / Е. В. Вагнер // Символ науки. - 2018. - №10. - С. 21-24.
9. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т. Н. Галинская //Вестник ОГУ. - 2013. - № 11(160). - С. 91 - 94.
10. Горбаль Д. Э. Современные подходы к феномену медиаобраза / Д. Э. Горбаль // Наука и образование сегодня. - 2020. - №11(58). - С. 72 - 75.
11. Десять экспортёров: что известно о молочных поставках в Китай
[электронный ресурс] / Информационное агентство «Milknews». - Режим доступа: https://milknews.ru/longridv/china-export.html (дата
обращения: 21.04.2021).
12. Джохадзе М. Г. Кросс-маркетинг как эффективный способ увеличения продаж / М. Г. Джохадзе // Труды IX Международной научнопрактической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций в двух томах (том I). Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск, 2012. - С. 247 - 249.
13. Зубарева А. А. Некоторые особенности формирования
потребительской лояльности / А. А. Зубарева // Научные исследования. - 2018. - №6(26). - С. 50 - 52.
14. Как пандемия повлияла на онлайн-продажи FMCG в России
[электронный ресурс] / Сетевое издание AdIndex.ru. - Режим доступа: https://adindex.rU/news/researches/2020/08/4/284396.phtml (дата
обращения: 15.04.2021).
15. Как упаковывают молочную продукцию в Корее [электронный ресурс]
/ TheDairyNews. - Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/kak- upakowvayut-molochnuyu-produktsiyu-v-koree.html (дата обращения:
21.04.2021).
16. Корнеева Р. В. Продвижение товаров и услуг средствами электронной коммерции / Р. В. Корнеева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №5(2). - С. 88 - 91.
17. Королёв В. И. Проблемы организации выхода компании на внешний рынок / В. И. Королёв // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №11. - С. 70 - 77.
18. Кудряшова О. А. Выставки как уникальный маркетинговый инструмент / О. А. Кудряшова // Российское предпринимательство. - 2012. - №8. - С. 55 - 60.
19. Линецкий А. Ф., Толмачев З. Л. Совершенствование
внешнеэкономической деятельности предприятия посредством оптимизации процесса выхода на внешний рынок / А. Ф. Линецкий, З. Л. Толмачев // Управленец. - 2016. - №2 (60). - С. 23 - 27.
20. Матвиенко Д. Ю. Стратегические альянсы в конкурентном
взаимодействии компаний / Д. Ю. Матвиенко // Современная
конкуренция. - 2010. - №6. - С. 18 - 26.
21. Михайлова В. М. Международные выставки как инструмент развития рынка / В. М. Михайлова // Символ науки. - 2019. - №5. - С. 103 - 105.
22. Михалева А. А. Стратегии проникновения на зарубежный рынок / А. А. Михалева // European science. - Иркутск, 2018. - №6(38). - С. 28 - 31.
23. Молоко просится в Китай [электронный ресурс] / TheDairyNews. -
Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/moloko-prositsya-v-
kitay.html (дата обращения: 21.04.2021).
24. Отчёт по результатам проведения маркетингового исследования рынка молочной продукции Китайской Народной Республики / ООО «Аналитический центр «Эксперт». - Санкт-Петербург, 2016. - С. 4 - 5.
25. Паламаренко Е. В. Участие в стратегических альянсах малых и средних предприятий / Е. В. Паламеренко // Научные записки молодых исследователей. - 2018. - №5. - С. 5 - 13.
26. Пингин Д. В., Кузьмина А. Д. Анализ инструментов интернет -
маркетинга для продвижения на рынке Китая / Д. В. Пингин, А. Д. Кузьмина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №7. - С. 126 - 129.
27. Плеханова О. В., Утиркина В. В. Выставка - ярмарка как инструмент маркетинговой политики организации / О. В. Плеханова, В. В. Утиркина // Символ науки. - 2018. - №8. - С. 102 - 105.
28. Пономарева В. Шинкаренко Н. Digital маркетинг: инфлюенсеры в 2020
году / В. Пономарева, Н. Шинкаренко // XIV Мгжнародна науково- практична конференщя «В2В MARKETING». Национальный
технический университет «Днепровская политехника». - 2020. - С. 49 - 50.
29. Попова Е. А. Методика разработки международной стратегии развития компании / Е. А. Попова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. Пензенский государственный университет. - Пенза, 2015. - №1(13). - С. 72 - 80.
30. Почему китайцы не пьют молоко и не едят молочные продукты?
[электронный ресурс] / «Всё о Китае». - Режим доступа: https://mvchinaexpert.ru/pochemu-kitajcv-ne-pvut-moloko/ (дата
обращения: 21.04.2021).
31. Почта России запустила онлайн-витрину c российскими товарами в Японии. [электронный ресурс] / Экспертный центр электронного государства. - Режим доступа: https://d-russia.ru/pochta-rossii-zapustila- onlajn-vitrinu-c-rossijskimi-tovarami-v-japonii.html (дата обращения: 21.04.2021).
32. Продукция брянского молочного комбината стала популярна в Японии [электронный ресурс] / TheDairyNews. - Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/kitay-razreshil-postavki-sukhoy-molochnoy -produkts.html (дата обращения: 20.04.2021).
33. Ребрикова Н. В. Технология кросс-маркетинг: теория и практика / Н. В. Ребрикова // Проблемы и перспективы экономики и управления. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 84 - 86.
34. Романчикова Б. И. Кросс-маркетинг как эффективный инструмент продаж в современных условиях: преимущества и недостатки / Б. И. Романчикова // Экономическая среда. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли». - Орёл, 2018. - №3(25). - С. 64 - 67.
35. Рынки Азии: великие ожидания [электронный ресурс] / TheDairyNews.
- Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/rynki-azii-velikie-
ozhidaniya-.html (дата обращения: 21.04.2021).
36. Сайфульмулюкова А. Ф. Особенности использования кроссмаркетинга в России / А. Ф. Сайфульмулюкова // Пекламный вектор - 2015: стратегии нового времени. Российский университет дружбы народов (РУДН). - Москва, 2015. - С. 166 - 168.
37. Самообеспеченность Южной Кореи молочными продуктами снизилась ниже 50% [электронный ресурс] / TheDairyNews. - Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/samoobespechennost-yuzhnoy-korei- molochnymi-produk.html (дата обращения: 21.04.2021).
38. Семиколенова М. Н., Глубокова Л. Г., Федорова С. Ю. PEST-анализ сельскохозяйственного производства региона / М. Н. Семиколенова, Л. Г. Глубокова, С. Ю. Федорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - №3(12) - С. 16 - 24.
39. Серебренникова Е. С. Значимость упаковки товара как элемента рекламы при формировании потребительских предпочтений / Е. С. Серебренникова // Экономикс. - 2014. - №2.
40. Сеульское молоко - бренд Южной Кореи [электронный ресурс] / Ministry of Culture, Sports and Tourism and Korean Culture and Information Service. - Режим доступа: http://russian.korea.net/NewsFocus/Business/ view?articleId=125272 (дата обращения: 21.04.2021).
41. Соколова О. Ю., Бобкова А. Д. Стратегии проникновения в международный бизнес: формирование и оценка успешности / О. Ю. Соколова, А. Д. Бобкова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - №1(37). - С. 196 - 205.
42. Социальные сети в Японии [электронный ресурс] / Japanese-Russian Tribune. - Режим доступа: https://irt.ru/page/57#:~:text=В%20Стране %20Восходящего%20Солнца%20самыми,является%20исключительно %20японской%20социальной%20сетью. (дата обращения: 16.04.2021).
43. Социальными сетями в Южной Корее пользуются более 35 млн человек
[электронный ресурс] / ИА Rengum. - Режим доступа:
https://regnum.ru/news/society/3055874.html (дата обращения:
16.04.2021).
44. Толчинская М. Н., Муртузалиев А. Д. Принципы и особенности международного маркетинга / М. Н. Толчинская, Муртузалиев А. Д. // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2018. - №3. - С. 78 - 82.
45. Торговый альянс ЕС и Японии: почем будет сыр в Токио? [электронный ресурс] / ТАСС, информационное агентство. - Режим доступа: https://tass.ru/opinions/5396009 (дата обращения: 21.04.2021).
46. Трофименко Е. Ю., Тихомирова И. С. Маркетинговый анализ рынка и выбор новых целевых рынков / Е. Ю. Трофименко, И. С. Тихомирова // Экономика и бизнес: теория и практика. - Челябинск, 2016 - №9 - С. 87 - 90.
47. Туманян Ю. Р. Маркетинговая программа проникновения предприятия на внешний рынок: методы и формы / Ю. Р. Туманян // Пространство экономики. - 2013. - №4(2). - С. 45 - 49.
48. Хмара Е. В. Стратегический анализ как неотъемлемая часть разработки стратегии организации / Е. В. Хмара // Вопросы науки и образования - Томск, 2018. - №23(35). - С. 55 - 58.
49. Челенков А., Сонина Т. Клиентоориентированный подход в маркетинге взаимоотношений / А. П. Челенков, Т. Е. Сонина // Маркетинг. - 2012. - №1(122). - С. 115 - 125.
50. Щербакова Т. С. Цветкова Л. К. Новые возможности повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края / Т. С. Щербакова, Л. К. Цветкова // Политематический сетевой электронный научный журнал. - 2015. - №107(03). - С. 1474 - 1488.
51. Экспорт молочной продукции из России в текущем году может вырасти
на 10%. [электронный ресурс] / Сетевое издание «Информационное агентство «Финмаркет». - Режим доступа:
http://www.finmarket.ru/news/5399295 (дата обращения: 23.04.2021).
52. Якунина Е. М. Выставки как инструмент продвижения внешнеэкономической деятельности предприятия / Е. М. Якунина // Наука. Общество. Государство. - 2016. - №4(16). - С. 137 - 142.
53. Ямпольская Д. О., Старостин В. С., Коимур А. Электронный маркетинг как инструмент сопровождения компании при выходе на внешний рынок / Д. О. Ямпольская, В. С. Старостин, А. Коимур // Вестник ГУУ. - 2016. - №11. - С. 237 - 243.
54. Япония: Молочная промышленность получит дополнительную
поддержку после заключения Соглашения об экономическом
партнёрстве с ЕС [электронный ресурс] / TheDairyNews. - Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/yaponiya-molochnaya-
promyshlennost-poluchit-dopoln.html (дата обращения: 21.04.2021).
55. Khurramov O. K., Fayzieva S. A. The main convenience of internet marketing from traditional marketing / O. K. Khurramov, S. A. Fayzieva // Academy. - 2020. - №1(52). - P. 30 - 32.
56. Prahalad C. K., Hamel G. Corporations and core competence / C. K. Prahalad, G. Hamel //Harvard Business Review. - 1990 - Vol. 68(3). - P. 7991.
57. Promoting a business at trade shows and exhibitions [электронный ресурс]
/ The State of Queensland. - Режим доступа:
https://www.business.qld.gov.au/running-business/marketing-sales/ marketing-promotion /show-exhibition (дата обращения: 18.04.2021).
58. Trade Fairs and Exhibitions. Product Promotion. International Marketing [электронный ресурс] / Art of Marketing. - Режим доступа: https ://www.artofmarketing.org/ international-marketing-2/product- promotion/trade-fairs-and-exhibitions-product-promotion-international- marketing/13605 (дата обращения: 18.04.2021).
59. Van Den Berg-Weitzel L., Van De Laar G. Relation between culture and communication in packaging design / L. Van Den Berg-Weitzel, G. Van De Laar // Journal of Brand Management. - 2001. - №8(3). - P.171 - 184.
60. What is cross promotion and how can it benefit your small business? [электронный ресурс] / Small Business Trends LLC. - Режим доступа: https://smallbiztrends.com/2018/05/cross-promotion-small-business.html (дата обращения: 11.04.2021).