Введение 2
Глава 1. Контент как средство продвижения товаров и услуг в социальных сетях 5
1.1 Характеристика и значение социальных сетей в продвижении продуктов
и услуг 5
1.2 Понятие контента в социальных сетях, определение его качественных
критериев 13
Глава 2. Качественная оценка контента в аккаунтах SMM-агентства
«Bossyn» (город Семей, Казахстан) 29
2.1 Методика оценки качества контента в социальной сети Инстаграм 29
2.2 Качественная оценка инстаграм-аккаунта (на примере аккаунта «Aura»).
42
2.3. Качественная оценка инстаграм-аккаунта (на примере аккаунта
«Keruen») 58
Заключение 75
Список использованных источников 81
Актуальность темы исследования обусловлена стремительно социализирующейся сетью Интернет и впоследствии этого выбором социальных сетей как основных площадок для продвижения бизнеса и поддержания лояльности клиентов. Учитывая тот факт, что поток информации, который видит человек в интернете, очень большой, можно выделить качество контента как один из основных показателей удачной реализации продукта и его успешного продвижения. Чтобы контент имел спрос, необходимо четко адресовать его определённому кругу лиц, контент должен быть построен на основе подробных портретов целевой аудитории. Из этого следует актуальность показателей качественной оценки контента в социальных сетях.
Проблема исследования состоит в отсутствии четких критериев качества контента и их эффективности.
Основная цель исследования: на основе изучения теоретических источников по оценке качества контента в социальных сетях сформировать критерии и методику оценки качества ЗММ-контента; на основе методики проанализировать и разработать рекомендации для аккаунтов 8ММ- агентства «Воззуп» (Казахстан).
Объектом исследования являются критерии качественной оценки контента в социальных сетях.
Предметом исследования является качественная оценка контента аккаунтов ЗММ-агентства «Воззуп».
Задачи исследования:
1. Описать особенности продвижения в социальных сетях;
2. Рассмотреть стратегии продвижения в социальной сети Инстаграм;
3. Изучить существующие методики анализа контента в социальных сетях;
4. Определить критерии качественной оценки аккаунтов;
5. Разработать методику оценки качества контента в социальной сети Инстаграм;
6. Провести по разработанной методике анализ контента в аккаунтах ЗММ-агентства «Беззуп» в социальной сети Инстаграм.
Для решения данных задач используются следующие методы: анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических данных, сравнительносопоставительный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении показателей качественной оценки контента в Инстаграм, на основе которых будет определена методика, благодаря которой продвижение бизнес- аккаунтов в Инстаграм станет более эффективным.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введение обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе социальные сети рассмотрены как платформа для продвижения товаров и услуг, а также дается понятие контента и его основных составляющих. Во второй главе разработана методика осуществления качественной оценки контента, а также проанализированы аккаунты. В заключении подведен итог исследования, сделаны выводы и написаны рекомендации.
Изучив актуальную статистику выявили, что с каждым годом количество интернет-пользователей и, соответственно, количество пользователей в социальных сетях растет с невероятной скоростью. События, происходящие в мире, меняют поведения потребителей и все больше людей используют социальные сети не только как площадку для общения, а также как поисковую платформу, место сбора информации, место покупок множества продуктов и услуг. Каждая социальная сеть имеет свои особенности интерфейса, способов продвижения и определённую аудиторию. Для бизнеса на данный момент социальные сети - один из самых удачных каналов продвижения и коммуникации с целевой аудиторией.
Определили, что одним из важнейших понятий продвижения в Инстаграм является контент. Контент в Инстаграме - это все, что мы видим, заходя на страницу: главное фото профиля, шапка профиля, лента, «актуальные» истории. Одной из основных проблем успешного продвижения в социальной сети Instagram является отсутствие четкого понимания и критериев оценки качественного исследования аккаунта. Чаще всего владельцы бизнес-аккаунтов просматривают только количественные показатели, которые демонстрирует статистика в бизнес-аккаунте Instagram: количество подписчиков, количество комментариев, репостов, сохранений, ответов, охваты, посещения профиля, клики по кнопке сайта, звонки, не анализируя качество этих показателей и причины их изменений. Важно учитывать, что количественные и качественные показатели в социальных сетях не исключают друг друга, а дополняют и составляют точную картину, четко понимая которую можно успешно продвинуть свой аккаунт в социальной сети Instagram.
Изучили существующие модели и методы оценки контента и потребителей для других социальных сетей. Первый существующий метод - анализ социальных графов, он используется для изучения профилей на платформе Вконтакте. В онлайн-сервисах, предназначенных для организации социальных взаимоотношении в Интернете, можно обнаружить различные социальные объекты, такие как профили пользователей с личными данными (дата рождения, родной город и т.д.), сообщества, медиа-контент. Эти объекты также образуют между собой множество связей, благодаря чему для любой социальной сети можно построить социальных граф, где узлами будут выступать социальные объекты, а ребрами - социальные связи между ними.
Еще один метод - анализ видео объектов. Видео объекты распространены в социальных сетях больше, чем аудио. Это связано с тем, что большинство аудио объектов - это музыкальные композиции, защищенные авторским правом, из-за чего они имеют ограничения в распространении. А видео объекты - это, часто, формируемые лично пользователями небольшие непрофессиональные видеозаписи. Видео объекты - это аудиовизуальные произведения, то есть ряд последовательных изображений - кадров, совмещенный с аудио потоком. Это говорит о том, что здесь анализу подлежит как минимум два компонента: ряд изображений и аудио. Основными этапами анализа являются: анализ метаданных - анализ кадров; анализ аудио потока; событийный анализ видео ряда.
Основываясь на основных компонентах интерфейса Instagram и ее возможностей выделили основные компоненты качественной оценки контента: качественная целевая аудитория и ее профайлинг; визуализация; содержание контента в аккаунте; содержание постов; тональность текстов; качество текстов; коммуникативность; способы продвижения.
В практической части выделили выделили 10 основных этапов качественной оценки аккаунтов в социальной сети Инстаграм: 1. Анализ маркетинговой, коммуникационной и контент-стратегий организации; 2. Составление четкого портрета целевой аудитории компании; 3. Изучение подписчиков с помощью предлагаемой статистики платформы Инстаграм, а также методом изучения профайлинга в социальных сетях изучить аккаунты, которые проявляют активность на странице. 4. Оценка визуальной составляющей аккаунта на основе маркетинговой стратегии, а также по
таким показателям, как: актуальность, качественность изображений,
качественность композиции. 5. Оценка качественности содержания постов по определенно установленным правилам написания шапки профиля, ника; содержания актуальных stories и тематики постов; 6. Анализ коммуникативной активности с помощью формул вовлеченности; 7. Оценка качества каналов продвижения аккаунта и качество самого рекламного контента; 8.Создание диаграммы по отдельным показателям; 9. Создание «эллипса качественности»; 10. Выводы.
Для наглядности понимания качественности оценки контента создали «Эллипс качественности», который подразделяется на 3 части: «Некачественный», «Достаточно качественный», «Качественный». При анализе каждого пункта методики по определённому алгоритму контенту прибавляются баллы, сложившаяся сумма баллов показывает на какой части эллипса находится контент в том или ином аккаунте. Если контент находится на уровне «Качественный», то можно и далее работать с аккаунтом, лишь иногда производя качественную оценку; при нахождении контента на отметке «Достаточно качественный» необходимо доработать самые те показатели аккаунта, которые показали наихудшие результаты и вновь провести оценку; при нахождении на отметке «Некачественный» контент стоит проработать каждый пункт методики и изменить контент-стратегию.
С помощью данной методики мы оценили контент в двух аккаунтах. Выяснили, что в аккаунте «AURA»: женская часть подписчиков заведения совпадает с целевой аудиторией аккаунт - это взрослые женщины, которые имеют семью и детей, предпочитают тихий и спокойный отдых. Часто посещают различные заведения в городе. Основные ценности для них семья и уют. Мужская аудитория аккаунта не совпадает с реальностью, так как, в основном, это молодые, несостоявшиеся парни, которые предпочитают заведения другого характера. Для привлечения мужской аудитории необходимо использовать другие методы продвижения . Содержание контента аккаунта некачественное: ник не соответствует правилам, визуально шапка профиля не упакована окончательно, в подписи актуальных stories присутствуют грамматические ошибки, актуальные не оформлены в единую визуальную составляющую, также stories не отвечает на все необходимые вопросы. Содержание постов аккаунта не является качественным, так как что контент-план отсутствует для ведения данного аккаунта, все посты имеют примерно одну и ту же тему не варьируются информационным, продающим и развлекательным (вовлекающим). Лента аккаунта оформлена в соответствии с позиционированием, присутствуют лишь некоторые недоработки. Основной цвет, характеризующий ленту - тепло-оранжевый, именно он дает прочувствовать пользователю, заходящему на страницу тепло и уют, которые являются неотъемлемой частью заведения, он позволяет раскрыть позиционирование аккаунта. Также визуальная составляющая аккаунта актуальна, так как используется тренд «на естественность». Тексты написаны также не очень качественно: с ошибками и с нарушениями визуальных правил; тональность текстов положительная. Фотографии гостей больше интересуют пользователей аккаунта и они имеют хорошую активность за счет социально-психологической особенности подписчиков данного аккаунта, для того чтобы добавить активность к другому контенту, который демонстрирует другие достоинства заведения необходимо использовать инструменты коммуникации в постах, такие как: анимация, игры, небольшие конкурсы, аукционы, стоп-аукционы, призывы к действиям в текстах постов, а также пытаться завести диалог с подписчиками аккаунта в тексте под постами. Инструменты продвижения, так как таргетированная реклама, работа с блогерами не используются в данном аккаунте. Для эффективности продвижения аккаунт необходимо полностью преобразовать: переписать ник, шапку профиля, оформить вечные stories, прописать контент-план, создать коммуникативную активность, использовать такой способ продвижения как таргетированная реклама. Четко опираясь на показатели методики, делаем вывод, что: целевая аудитория аккаунта соответствует стратегии; визуальная составляющая аккаунта, в целом, соответствует позиционированию и стратегии; тексты некачественные; коммуникация с подписчиками не выстроена; содержание контента и постов некачественное; отсутствуют дополнительные способы продвижения в Инстаграм. По «Эллипсу качественности» контент в аккаунте находится в области «Некачественный». В аккаунте необходимо проработать новую контент-стратегию.
Также с помощью данной методики оценили аккаунт «Keruen». Изучив данный аккаунт можно сделать вывод, что основная целевая аудитория и подписчики аккаунта совпадают. В основном это женщины, казахской национальности, для которых одна из основных ценностей - семья. В основном, подписчики чтят казахстанскую культуру, в том числе и еду, отмечают все национальные праздники. Мужчины составляют небольшой процент подписчиков и имеют закрытые аккаунты. Шапка профиля в аккаунте читабельна и понятна, отвечает на основные вопросы. Так же из-за пестрого разнообразия смайликов создается ощущение, что целевая аудитория кафе - дети. в актуальных Stories присутствует много ошибок в оформлении, а также смысловые, пунктуационные и грамматические ошибки. Stories не отвечают на все необходимые вопросы. Учитывая целевую аудиторию аккаунта, стратегию и позиционирование, можно сделать вывод, что визуально лента аккаунта выглядит хорошо и подходяще. Используются необходимые цвета, которые сразу указывают на особенности кафе - из блюд и напитков составлены целые композиции. Лента составлена хорошо. По содержанию посты не соответствуют стратегии и некачественны. Можно сделать вывод, что для данного аккаунта контент-план составлен неправильно, потому что все посты информирует примерно об одном и том же. За месяц ни одного видео, анимации или карусели не было выставлено. Никаких инструментов вовлечения в данном аккаунте также не используется. Для повышения качества аккаунта необходимо изменить шапку профиля, оформить актуальные stories, исправить ошибки. Визуал также необходимо подстроить под целевую аудиторию. В аккаунте следует добавить коммуникативную активность, а также такие методы продвижения как таргетированная реклама, работа с лидерами мнений, конкурсы, игры. После исправления всех ошибок вновь провести качественную оценку. Опираясь на методику оценки качества контента, можно сделать вывод, что целевая аудитория аккаунта совпадает с подписчиками; визуальная стратегия также опирается на маркетинговую, но с недоработками; текст некачественный, тональность текстов положительная; коммуникация с подписчиками не выстроена качественно; содержание всего контента некачественное; отсутствуют способы продвижения аккаунта. По «Эллипсу качественности» контент в аккаунте находится между «Некачественный» и «Достаточно качественный». Аккаунт необходимо полностью проработать, опираясь на выводы, сделанные на основе методики.
Таким образом мы достигли цели работы и выявили показатели качественной оценки контента в социальных сетях, создали методику и оценили контент в аккаунтах по этим показателям и методике.
1. Art Imitates life. The pandemic creative effect on social ads.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pattern89.com/blog/art- imitates-life-the-pandemic-creative-effect-on-social-ads/ (дата обращения:
1.05.2021).
2. Адлер А. Понять природу человека. / А. Адлер. - СПб.: Академический проект, 1997. - 120 с.
3. Акулич М. Интернет-маркетинг в социальных сетях и на YouTube / М. Акулич - М.: Литагент Ридеро, 2017. - 57 с.
4. Анализ контента социальных медиа в эпоху больших данных //
Mebius. URL: https://mebius.io/analvsis/social-media-content-analysis (дата
обращения: 25.04.2021).
5. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: МГУ, 1988. - 112 с.
6. Бершадский, А. М. Разработка и моделирование гетерогенных инфраструктур для беспроводного информационного обеспечения процессов мониторинга / А. М. Бершадский, А. Г. Финогеев, А. С. Бождай // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2010. - 36-46 с.
7. Бождай, А. С. Исследование процесса идентификации человека и сбора данных социального профиля на основе технологий Big Data / А. С. Бождай, А. Ю. Тимонин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 2.
8. Броган Х., Смит Дж. Агенты влияния в интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса / Х. Броган, Дж. Смит. - СПБ.: Питер, 2018. - 115 с.
9. В.В. Баранюк, А.Д. Десяткова, О.С. Смирнова. Подходы к определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей // International Journal of Open Information Technologies. Том 4, № 8 (2016), с. 61 - 65. 158 2. А.С. Алымов, В.В. Баранюк, О.С. Смирнова. Детектирование бот-программ, имитирующих поведение людей в социальной сети «Вконтакте» // International Journal of Open Information Technologies. Том 4, № 8 (2016) 55 - 60 с.
10. Векшинский, А.А. Интернет-маркетинг как новое направление в современной концепции маркетинга взаимодействия // Техникотехнологические проблемы сервиса. 2012. - 102-108 с.
11. Визуализация друзей ВКонтакте // Andrei Kashcha. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.vasiv.com/vk (дата обращения:
24.04.2021).
12. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/vsva-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021- god-cifrv-i-trendv-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 5.05.2021).
13. Гордон Т. 7 шагов к созданию персонального бренда. Инструкция по созданию человека-бренда / Т. Гордон. - М.: ЛитагентРидеро, 2017. - 5-25 с.
14. Гусева Я.В., Халфин А.С. Особенности продвижения
ресторанных предприятий средствами social media/ZD сборнике: Стратегия Республики Башкортостан - 2030: приоритеты экономического роста
Сборник научных статей Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. - 112-114 с.
15. Ефремова, М.В. Технологии продвижения продукта в социальных сетях // Инновационные технологии управления: сб. тр. науч.-практич. конф. - Нижний Новгород, 2018. - 84-86 с.
16. Джидарьян И. А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности / И. А.Джидарьян. — М.: Наука, 1981. - 153 с.
17. Заикин А. Как создать сильный бренд // Маркетинг / А. Заикин.: М.: АСТ - 2011. - 49-63 с.
18. Иванова Е.А., Иванова К.А. SMM-продвижение: характеристика и значение в условиях современности//Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37), 676-680 с.
19. Интернет. Основные сервисы. Основные виды поиска. Информационно-поисковые системы Интернета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //librarv.mephi.ru/icb2/glav5 new. html (дата обращения: 13.05.2021).
20. Калужский, М.Л. Сетевые интернет-коммуникации как инструмент маркетинга // Практический маркетинг. 32-39 с.
21. Карпова С.В. Рекламное дело: учеб.-метод. пособие и практикум/ С. В. Карпова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 224 с.
22. Кёниг Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение. / Пер. с нем. — М.: Современные проблемы, 1925. - 103 с.
23. Козлов Е., Кудряшов Д. Администратор Instagram. Руководство по заработке/ Е. Козлов, Е. Кудряшов. - М.: АСТ , 2018. - 33 с.
24. Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М. Персональный брендинг. - М.: ИД Гребенникова, 2011 .- 245с.
25. Кремнёв Д. Продвижение в социальных сетях / Д. Кремнев. - Спб. : Питер, 2011. - 99 с.
26. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев- Любимов — СПб.: Питер, 2002. - 69 с.
27. ЛеФевер, Ли Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова / Ли ЛеФевер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 77с.
28. Либерман А. SMM Обучение. Принципы заработка в Instagram / А. Либерман. - М.: Гостехиздат, 2016. - 918 с.
29. Лыкова, Е.А. Зачем нужны и чем могут быть полезны социальные сети (на примере социальной сети «ВКонтакте» // Качество информационных услуг: сб. тр. науч.- практич. конф. - Тамбов, 2015, с. 140143.
30. Меженин А.В. Методы и средства распознавания образов и визуалиации - Санкт-Петербург: СПбНИУ ИТМО, 2012. - 128 с.
31. Метелев А. Стань звездой Instagram / А. Метелев. - М.:
издательские решения, 2017. - 137 с.
32. Методы распознавания, идентификации и измерения расстояния до объектов в СТЗ ПР // XReferat.com. 2016. URL: http://xreferat.com/54/1310- 1-metody-raspoznavaniya-identifikacii-i-izmereniya-rasstoyaniya-do-ob-ektov-v- stzpr.html (дата обращения: 27.03.2021).
33. Микоян, А. Боты в социальных сетях - как распознать мертвые души? / А. Микоян. - URL: http://mediastancia.com/articles/3811/ (дата обращения: 12.02.2021).
34. Мозговая, М.А. Интернет-маркетинг: современный двигатель экономики - М., Россия молодая, 2015. 387 с.
35. Молодежь центральной Азии. Сравнительный обзор.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fes-
centralasia. de/ru/statj a/ffeh-predstavlj aet-sravnitelnyj-analiz-issledovanij-serii- molodezh-centralnoj-azii.html (дата обращения: 2.05.2021).
36. Морозов М.А., Аристов П.О. Повышение эффективности использования интернет-рекламы предприятий ресторанного и досуговоразвлекательного бизнеса в социальных сетях как фактор повышения конкурентоспособности предприятий//Инновации и инвестиции. 2016. - 8083 с.
37. Мусихина Т. Практические инструменты интернет-маркетинга / Т.Мусихина. - М.: Litres, 2017. - 42 с.
38. Надточий В.А. Маркетинг социальных медиа как инструмент формирования и продвижения имиджа ресторана//Практический маркетинг. 2015. - 37-42 с.
39. Некоторые особенности казахского менталитета. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http : //www.rusnauka. com/2 KAND 2013/Psihologia/7 125325.doc.htm (дата
обращения: 8.05.2021).
40. Нестерова Н. Сарафанное радио и другие рассказы от первого лица / Н.Нестерова. - М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2009. - 22с
41. Номейн А. Социальный интернет маркетинг - SMM / А. Номейн. - М.: Издательские решения, 2017. - 100 с.
42. О.С. Смирнова, В.В. Шишков. Выбор топологии нейронных сетей и их применение для классификации коротких текстов // International Journal of Open Information Technologies. Том 4, № 8 (2016), 50 - 54 с.
43. Ожерельева Е.М. Эффективность SMM как коммуникационной технологии//Бенефициар. 2016. - 8 с.
44. Пантелеева Т.А. SMM как ключевой инструмент продвижения в современных рыночных условиях//Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 4, 231- 238 с.
45. Пащенко, И. Люди-бренды. Бизнес-истории о богатых и
знаменитых / И. Пащенко. - М.: Феникс, 2013. - 201 с.
46. Перция, В., Мамлеева, Л. Анатомия бренда / В. Перция, Л. Мамлеева. — М., СПб.: Вершина, 2007. - 36 с.
47. Побежимова, М.П. Инструменты и тренды интернет-маркетинга / М.П. Побежимова // Инновации в науке. 2015. - 37-40 с.
48. Ремесло Б.Б., Ткаченко С.Н. Общие принципы настройки и оформления сообщества в социальной сети Вконтакте для дальнейшего SMM продвижения//Научный альманах. 280-285 с.
49. Румянцев Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Быстро и с минимальными затратами. - М.: Питер, 2014. 256 с.
50. Соболева Л. феномен Инстаграма 2.0 / Л. Соболева - М.: АСТ, Времена 2, 2017. - 69 с.
51. Соколова А. А. Средний ущерб от мошенников в социальных сетях». - М., 2015. URL: http://rusbase.com/news/internet-fraud-statistics/ (дата обращения: 10.04.2021).
52. Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group. URL:
https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorijsotcialnykh-setej.pdf (дата
обращения: 03.03.2021).
53. Тесакова Н., Тесакова В. Бренд и торговая марка: развод по- русски: Учебное пособие / Н. Тесакова, В. Тесакова. - СПб: Питер, 2012. - 267 с.
54. Тимонин, А. Ю. Разработка социального профиля на основе имеющихся инструментальных средств / А. Ю. Тимонин // Новые информационные технологии и системы : сб. науч. ст. XII Междунар. науч.- техн. конф. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 221-224 с.
55. Топ-5 трендов социальных сетей в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uldelo.ru/articles/2021/01/18/b-top-5-trendov- sotsialnykh-setei-b-br-v-2021 - godu (дата обращения: 3.04.2021).
56. Уварова Е. Instagram. Секрет успеха ZT PRO. От А до Я в продвижении/ Е. Уварова. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 5 с.
57. Усков С. Форумы, блоги, соцсети и другие ресурсы в интернете / С. Усков. - М.: ЭРА , 2013. - 23 с.
58. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. - М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 19 с.
59. Хильт А. Как раскрутить блог в Instagram: лайфхаки, тренды, жизнь / А. Хильт. - М.: АСТ, 2017. - 41 с.
60. Чекмарёв С. Социальные сети для бизнеса в России / С. Чекмарев. - М.: Омега-Л, 2018. - 17 с.
61. Чепухалина Е.В., Петренко И.А. SMM как перспективный способ продвижения товаров и услуг на российском рынке//Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 95-98 с.
62. Шарков, Ф. И. Имидж фирмы. Технологии управления / Ф.И. Шарков. - М.: Академический проект, 2015. - 55с.
63. Ших, К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013, 304 с.
64. Щербаков С.А. Таргетированная реклама. Точно в яблочко / Щербаков С.А. - Спб.: Питер, 2017. - 22 с.