Медиатекст как носитель ценностей современного российского общества (на материале публицистики Д. Ольшанского)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО
МЕДИАТЕКСТА
1.1. Система ценностей современного российского общества 6
1.2. Современный медиатекст как носитель национальных ценностей 16
1.3. Средства и особенности репрезентации ценностей в медиатексте 26
ГЛАВА 2. МЕДИАТЕКСТ КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ
ПУБЛИЦИСТИКИ Д. ОЛЬШАНСКОГО)
2.1. Методика анализа репрезентации ценностей в медиатексте 35
2.2. Ценностные категории и способы их представления в публикациях
Дмитрия Ольшанского 39
2.3. Интерпретация ценностных составляющих в медиатексте Дмитрия
Ольшанского 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 72
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО
МЕДИАТЕКСТА
1.1. Система ценностей современного российского общества 6
1.2. Современный медиатекст как носитель национальных ценностей 16
1.3. Средства и особенности репрезентации ценностей в медиатексте 26
ГЛАВА 2. МЕДИАТЕКСТ КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ
ПУБЛИЦИСТИКИ Д. ОЛЬШАНСКОГО)
2.1. Методика анализа репрезентации ценностей в медиатексте 35
2.2. Ценностные категории и способы их представления в публикациях
Дмитрия Ольшанского 39
2.3. Интерпретация ценностных составляющих в медиатексте Дмитрия
Ольшанского 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 72
Медиатекст - это информация, которая излагается в любом жанре медиа. Основная функция медиатекста заключается в том, чтобы информировать аудиторию о значимых проблемах, а также отражать взгляды и ценности человека в интерпретации автора. Ценности формируют понимание общества в целом, без них человек не сможет не только взаимодействовать с окружающими, но и полноценно жить. Ценностный мир в сознании человека существует как некая система образов, которая позволяет видеть смысл и значение национальных ценностей в медиатексте. Актуальность исследования обусловлена тем, что с развитием средств массовой информации в XX веке возникло новое понятие «медиатекст». Мы живем во времени, в котором информация принимается как главная ценность. Появление медиатекста позволило высказываться о ценностях современного общества, поскольку без ценностных ориентаций жизнь человечества под угрозой. Отсутствие значимости материальных и духовных вещей означает, что у человека нет запретов в действиях. Сейчас медиатворение трансформируется в первоисточник знаний, но также продолжает относиться к массовой культуре. Именно средства массовой информации в своих материалах показывают ценностные приоритеты людей. СМИ формирует мировоззрение человека с аксиологической точки зрения. Представление о ценностях человека делают их привычными для манипуляций. Следует отметить, что медиатекст находится в непростых условиях на рынке, поскольку становится товаром. Это отражается на качестве работы и самом результате, вследствие чего применяются различные технологии, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории.
Объект исследования - система ценностей современного российского общества.
Предмет исследования - медиатекст как носитель ценностей в публикациях Дмитрия Ольшанского.
Цель исследования - выявить способы репрезентации ценностей российского общества в материалах Дмитрия Ольшанского.
Главными задачами исследования являются:
1) охарактеризовать систему ценностей современного российского общества;
2) дать определение медиатексту как носителю национальных ценностей;
3) описать средства и особенности репрезентации ценностей в медиатексте;
4) разработать методику анализа репрезентации ценностей в медиатексте (или модель ценностного анализа);
5) выявить ценностные категории российского общества и способы их представления в публикациях Д. Ольшанского;
6) осуществить интерпретацию ценностных составляющих медиатекста в публицистике Дмитрия Ольшанского.
Степень разработанности проблемы. Для изучения темы дипломной работы были взяты разные источники. Понятие медиатекста связано с именами таких исследователей, как М. М. Бахтин, В. В. Варченко, М. Ю. Казак, Г. С. Мельник, В. Ю. Кожанова, Н. А. Кузьмина, А. Г. Пастухов, Г. Я. Солганик, W. Lippmann, B. Mascull, J. Watson и др. Ученые исследовали данный термин по-разному, исходя из своих взглядов, но при этом каждый передавал значимые элементы, которые помогают в создании полноценной картины понятия. Определению «ценности» посвящены научные труды Ф. Т. Аутлева, А. П. Вардомацкий, Г. П. Выжлецова, В. П. Горяинова, П. С. Гуревича, И. В. Ерофеевой, Г. С. Киселева, В. С. Костелова, Н. И. Лапина, С. Л. Франка, М. А. Цветова, М. П. Челомбицкой и др. Исследователи дают развернутое определение «ценностям», рассматривают, что действительно к ним относится и как отличить ложные ценности от истинных, которые представляют основу общества и являются его отражением.
Научные работы исследователей позволят разобраться в том, что такое «медиатекст» и помогут выявить систему ценностей современного общества. С помощью полученных знаний будет проведен анализ медиатекста как носителя ценностей.
Эмпирической базой исследования являются публикации Дмитрия Ольшанского в «Комсомольской правде». Было отобрано 15 материалов с 1 января 2020 года по 3 февраля 2021 года. Публикации выбраны путем анализа работ автора, в которых ценности интерпретируют события в соответствии с чем-то значимым.
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлено исследование медиатекста как носителя ценностей российского общества на материале публикаций Дмитрия Ольшанского, описана ценностная картина мира отдельного журналиста.
Методология исследования.
В работе представлен функционально-семантический анализ ценностных ориентаций современного общества в языке медиатекста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно уточняет понятие «медиатекст», а также определяет его как публицистический текст. Исследование дает представление о важности медиатекста, его функциях и роли для современного российского общества.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов, работающих по теме «Ценности современного российского общества». Выводы дипломной работы могут представлять интерес в актуальных в настоящее время исследованиях ценностных ориентиров общества с духовной точки зрения СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и эмпирической базы.
Объект исследования - система ценностей современного российского общества.
Предмет исследования - медиатекст как носитель ценностей в публикациях Дмитрия Ольшанского.
Цель исследования - выявить способы репрезентации ценностей российского общества в материалах Дмитрия Ольшанского.
Главными задачами исследования являются:
1) охарактеризовать систему ценностей современного российского общества;
2) дать определение медиатексту как носителю национальных ценностей;
3) описать средства и особенности репрезентации ценностей в медиатексте;
4) разработать методику анализа репрезентации ценностей в медиатексте (или модель ценностного анализа);
5) выявить ценностные категории российского общества и способы их представления в публикациях Д. Ольшанского;
6) осуществить интерпретацию ценностных составляющих медиатекста в публицистике Дмитрия Ольшанского.
Степень разработанности проблемы. Для изучения темы дипломной работы были взяты разные источники. Понятие медиатекста связано с именами таких исследователей, как М. М. Бахтин, В. В. Варченко, М. Ю. Казак, Г. С. Мельник, В. Ю. Кожанова, Н. А. Кузьмина, А. Г. Пастухов, Г. Я. Солганик, W. Lippmann, B. Mascull, J. Watson и др. Ученые исследовали данный термин по-разному, исходя из своих взглядов, но при этом каждый передавал значимые элементы, которые помогают в создании полноценной картины понятия. Определению «ценности» посвящены научные труды Ф. Т. Аутлева, А. П. Вардомацкий, Г. П. Выжлецова, В. П. Горяинова, П. С. Гуревича, И. В. Ерофеевой, Г. С. Киселева, В. С. Костелова, Н. И. Лапина, С. Л. Франка, М. А. Цветова, М. П. Челомбицкой и др. Исследователи дают развернутое определение «ценностям», рассматривают, что действительно к ним относится и как отличить ложные ценности от истинных, которые представляют основу общества и являются его отражением.
Научные работы исследователей позволят разобраться в том, что такое «медиатекст» и помогут выявить систему ценностей современного общества. С помощью полученных знаний будет проведен анализ медиатекста как носителя ценностей.
Эмпирической базой исследования являются публикации Дмитрия Ольшанского в «Комсомольской правде». Было отобрано 15 материалов с 1 января 2020 года по 3 февраля 2021 года. Публикации выбраны путем анализа работ автора, в которых ценности интерпретируют события в соответствии с чем-то значимым.
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлено исследование медиатекста как носителя ценностей российского общества на материале публикаций Дмитрия Ольшанского, описана ценностная картина мира отдельного журналиста.
Методология исследования.
В работе представлен функционально-семантический анализ ценностных ориентаций современного общества в языке медиатекста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно уточняет понятие «медиатекст», а также определяет его как публицистический текст. Исследование дает представление о важности медиатекста, его функциях и роли для современного российского общества.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов, работающих по теме «Ценности современного российского общества». Выводы дипломной работы могут представлять интерес в актуальных в настоящее время исследованиях ценностных ориентиров общества с духовной точки зрения СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и эмпирической базы.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в анализе медиатекста как носителя ценностей современного российского общества (на материалах Дмитрия Ольшанского), позволило сделать следующие выводы.
Изучена система ценностей, которая является неотъемлемой частью современного общества. Исходя из проделанного исследования можно сказать, что существует большое количество ценностных категорий, которые начинают формироваться в человеке с раннего возраста. Система ценностей человека показывает его психологическую зрелость, отражает его поведение и поступки, а отсутствие ценностных ориентаций может нести опасность для всего мира.
Исследован медиатекст как носитель национальных ценностей и средства их репрезентации в материале. Медиатекст - это проводник социальных и духовных событий общественной жизни. От личных взглядов и убеждений автора зависит, какими приемами будет реализовываться интерпретация ценностей в медиатексте.
Сформулирована методика анализа представления ценностей в медиатексте. Исследование было проведено по четырем пунктам:
1. Определение ценностной составляющей материала.
2. Анализ средств, которые участвуют в репрезентации ценностей.
3. Функционирование языковых средств в медиатексте.
4. Анализ семантической составляющей средств.
Данный план позволил показать на исследовании материалов Дмитрия Ольшанского, что интерпретация фактов не имеет смысла без опоры на ценности современного общества.
Проанализированы ценностные категории и способы их представления в материалах Дмитрия Ольшанского. Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что большое внимание публицист уделяет репрезентации тех ценностей, которые в современное время испытывают подавление со 65
стороны государства: справедливость, независимость, истина, свобода. Представление других ценностей основано на том, чтобы человек не забывал о простом и не менее важном в жизни каждого: патриотизме, совести, гуманизме, добре. Автор использует те языковые средства, с помощью которых можно ярче донести до читателя определенные вещи: метафора, сравнение, объективизация, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание. Интерпретация ценностей реализуется в материале знанием семантического значения слов и функционированием языковых средств. От того, как автор интерпретирует ценностные категории, зависит воздействие на читателя.
Публицистика Дмитрия Ольшанского заключается в том, чтобы показывать откровенную реальность, открыто говорить о ценностях, которые игнорируются государством, вызывать у читателей эмоциональный отклик, формировать отношение граждан к происходящим событиям и напоминать о значимом, о ценностях человека. Выявленная система ценностей публициста определенно актуальна в современное время, поскольку в ней он пытается направить мысли читателя на то, что никто не должен ущемлять права и ценности каждой личности.
Таким образом, можно заключить, что ценности современного российского общества всегда будут представлять интерес и важность среди публицистов, журналистов, СМИ в целом. Именно в медиатексте автор может транслировать и формировать ценности народа.
Изучена система ценностей, которая является неотъемлемой частью современного общества. Исходя из проделанного исследования можно сказать, что существует большое количество ценностных категорий, которые начинают формироваться в человеке с раннего возраста. Система ценностей человека показывает его психологическую зрелость, отражает его поведение и поступки, а отсутствие ценностных ориентаций может нести опасность для всего мира.
Исследован медиатекст как носитель национальных ценностей и средства их репрезентации в материале. Медиатекст - это проводник социальных и духовных событий общественной жизни. От личных взглядов и убеждений автора зависит, какими приемами будет реализовываться интерпретация ценностей в медиатексте.
Сформулирована методика анализа представления ценностей в медиатексте. Исследование было проведено по четырем пунктам:
1. Определение ценностной составляющей материала.
2. Анализ средств, которые участвуют в репрезентации ценностей.
3. Функционирование языковых средств в медиатексте.
4. Анализ семантической составляющей средств.
Данный план позволил показать на исследовании материалов Дмитрия Ольшанского, что интерпретация фактов не имеет смысла без опоры на ценности современного общества.
Проанализированы ценностные категории и способы их представления в материалах Дмитрия Ольшанского. Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что большое внимание публицист уделяет репрезентации тех ценностей, которые в современное время испытывают подавление со 65
стороны государства: справедливость, независимость, истина, свобода. Представление других ценностей основано на том, чтобы человек не забывал о простом и не менее важном в жизни каждого: патриотизме, совести, гуманизме, добре. Автор использует те языковые средства, с помощью которых можно ярче донести до читателя определенные вещи: метафора, сравнение, объективизация, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание. Интерпретация ценностей реализуется в материале знанием семантического значения слов и функционированием языковых средств. От того, как автор интерпретирует ценностные категории, зависит воздействие на читателя.
Публицистика Дмитрия Ольшанского заключается в том, чтобы показывать откровенную реальность, открыто говорить о ценностях, которые игнорируются государством, вызывать у читателей эмоциональный отклик, формировать отношение граждан к происходящим событиям и напоминать о значимом, о ценностях человека. Выявленная система ценностей публициста определенно актуальна в современное время, поскольку в ней он пытается направить мысли читателя на то, что никто не должен ущемлять права и ценности каждой личности.
Таким образом, можно заключить, что ценности современного российского общества всегда будут представлять интерес и важность среди публицистов, журналистов, СМИ в целом. Именно в медиатексте автор может транслировать и формировать ценности народа.





