Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиатекст как носитель ценностей современного российского общества (на материале публицистики Д. Ольшанского)

Работа №90060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информационные системы

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО
МЕДИАТЕКСТА
1.1. Система ценностей современного российского общества 6
1.2. Современный медиатекст как носитель национальных ценностей 16
1.3. Средства и особенности репрезентации ценностей в медиатексте 26
ГЛАВА 2. МЕДИАТЕКСТ КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ
ПУБЛИЦИСТИКИ Д. ОЛЬШАНСКОГО)
2.1. Методика анализа репрезентации ценностей в медиатексте 35
2.2. Ценностные категории и способы их представления в публикациях
Дмитрия Ольшанского 39
2.3. Интерпретация ценностных составляющих в медиатексте Дмитрия
Ольшанского 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 72

Медиатекст - это информация, которая излагается в любом жанре медиа. Основная функция медиатекста заключается в том, чтобы информировать аудиторию о значимых проблемах, а также отражать взгляды и ценности человека в интерпретации автора. Ценности формируют понимание общества в целом, без них человек не сможет не только взаимодействовать с окружающими, но и полноценно жить. Ценностный мир в сознании человека существует как некая система образов, которая позволяет видеть смысл и значение национальных ценностей в медиатексте. Актуальность исследования обусловлена тем, что с развитием средств массовой информации в XX веке возникло новое понятие «медиатекст». Мы живем во времени, в котором информация принимается как главная ценность. Появление медиатекста позволило высказываться о ценностях современного общества, поскольку без ценностных ориентаций жизнь человечества под угрозой. Отсутствие значимости материальных и духовных вещей означает, что у человека нет запретов в действиях. Сейчас медиатворение трансформируется в первоисточник знаний, но также продолжает относиться к массовой культуре. Именно средства массовой информации в своих материалах показывают ценностные приоритеты людей. СМИ формирует мировоззрение человека с аксиологической точки зрения. Представление о ценностях человека делают их привычными для манипуляций. Следует отметить, что медиатекст находится в непростых условиях на рынке, поскольку становится товаром. Это отражается на качестве работы и самом результате, вследствие чего применяются различные технологии, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории.
Объект исследования - система ценностей современного российского общества.
Предмет исследования - медиатекст как носитель ценностей в публикациях Дмитрия Ольшанского.
Цель исследования - выявить способы репрезентации ценностей российского общества в материалах Дмитрия Ольшанского.
Главными задачами исследования являются:
1) охарактеризовать систему ценностей современного российского общества;
2) дать определение медиатексту как носителю национальных ценностей;
3) описать средства и особенности репрезентации ценностей в медиатексте;
4) разработать методику анализа репрезентации ценностей в медиатексте (или модель ценностного анализа);
5) выявить ценностные категории российского общества и способы их представления в публикациях Д. Ольшанского;
6) осуществить интерпретацию ценностных составляющих медиатекста в публицистике Дмитрия Ольшанского.
Степень разработанности проблемы. Для изучения темы дипломной работы были взяты разные источники. Понятие медиатекста связано с именами таких исследователей, как М. М. Бахтин, В. В. Варченко, М. Ю. Казак, Г. С. Мельник, В. Ю. Кожанова, Н. А. Кузьмина, А. Г. Пастухов, Г. Я. Солганик, W. Lippmann, B. Mascull, J. Watson и др. Ученые исследовали данный термин по-разному, исходя из своих взглядов, но при этом каждый передавал значимые элементы, которые помогают в создании полноценной картины понятия. Определению «ценности» посвящены научные труды Ф. Т. Аутлева, А. П. Вардомацкий, Г. П. Выжлецова, В. П. Горяинова, П. С. Гуревича, И. В. Ерофеевой, Г. С. Киселева, В. С. Костелова, Н. И. Лапина, С. Л. Франка, М. А. Цветова, М. П. Челомбицкой и др. Исследователи дают развернутое определение «ценностям», рассматривают, что действительно к ним относится и как отличить ложные ценности от истинных, которые представляют основу общества и являются его отражением.
Научные работы исследователей позволят разобраться в том, что такое «медиатекст» и помогут выявить систему ценностей современного общества. С помощью полученных знаний будет проведен анализ медиатекста как носителя ценностей.
Эмпирической базой исследования являются публикации Дмитрия Ольшанского в «Комсомольской правде». Было отобрано 15 материалов с 1 января 2020 года по 3 февраля 2021 года. Публикации выбраны путем анализа работ автора, в которых ценности интерпретируют события в соответствии с чем-то значимым.
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлено исследование медиатекста как носителя ценностей российского общества на материале публикаций Дмитрия Ольшанского, описана ценностная картина мира отдельного журналиста.
Методология исследования.
В работе представлен функционально-семантический анализ ценностных ориентаций современного общества в языке медиатекста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно уточняет понятие «медиатекст», а также определяет его как публицистический текст. Исследование дает представление о важности медиатекста, его функциях и роли для современного российского общества.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов, работающих по теме «Ценности современного российского общества». Выводы дипломной работы могут представлять интерес в актуальных в настоящее время исследованиях ценностных ориентиров общества с духовной точки зрения СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и эмпирической базы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в анализе медиатекста как носителя ценностей современного российского общества (на материалах Дмитрия Ольшанского), позволило сделать следующие выводы.
Изучена система ценностей, которая является неотъемлемой частью современного общества. Исходя из проделанного исследования можно сказать, что существует большое количество ценностных категорий, которые начинают формироваться в человеке с раннего возраста. Система ценностей человека показывает его психологическую зрелость, отражает его поведение и поступки, а отсутствие ценностных ориентаций может нести опасность для всего мира.
Исследован медиатекст как носитель национальных ценностей и средства их репрезентации в материале. Медиатекст - это проводник социальных и духовных событий общественной жизни. От личных взглядов и убеждений автора зависит, какими приемами будет реализовываться интерпретация ценностей в медиатексте.
Сформулирована методика анализа представления ценностей в медиатексте. Исследование было проведено по четырем пунктам:
1. Определение ценностной составляющей материала.
2. Анализ средств, которые участвуют в репрезентации ценностей.
3. Функционирование языковых средств в медиатексте.
4. Анализ семантической составляющей средств.
Данный план позволил показать на исследовании материалов Дмитрия Ольшанского, что интерпретация фактов не имеет смысла без опоры на ценности современного общества.
Проанализированы ценностные категории и способы их представления в материалах Дмитрия Ольшанского. Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что большое внимание публицист уделяет репрезентации тех ценностей, которые в современное время испытывают подавление со 65
стороны государства: справедливость, независимость, истина, свобода. Представление других ценностей основано на том, чтобы человек не забывал о простом и не менее важном в жизни каждого: патриотизме, совести, гуманизме, добре. Автор использует те языковые средства, с помощью которых можно ярче донести до читателя определенные вещи: метафора, сравнение, объективизация, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание. Интерпретация ценностей реализуется в материале знанием семантического значения слов и функционированием языковых средств. От того, как автор интерпретирует ценностные категории, зависит воздействие на читателя.
Публицистика Дмитрия Ольшанского заключается в том, чтобы показывать откровенную реальность, открыто говорить о ценностях, которые игнорируются государством, вызывать у читателей эмоциональный отклик, формировать отношение граждан к происходящим событиям и напоминать о значимом, о ценностях человека. Выявленная система ценностей публициста определенно актуальна в современное время, поскольку в ней он пытается направить мысли читателя на то, что никто не должен ущемлять права и ценности каждой личности.
Таким образом, можно заключить, что ценности современного российского общества всегда будут представлять интерес и важность среди публицистов, журналистов, СМИ в целом. Именно в медиатексте автор может транслировать и формировать ценности народа.


1. Анисимов Е. Ф. Духовные ценности: производство и
потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
2. Анисимов С. Ф. Моральные ценности и личность. М.: МГУ, 1994. 175 с.
3. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сб. ст. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
4. Аутлева Ф. Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11. М., 1996. 23 с.
5. Бахтин М. М. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
6. Беглярова И. Демографическая ситуация - производное
состояние общества // Российская Федерация сегодня. 2007. № 11. С. 26 -29.
7. Бородкин Ф. М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 98-111.
8. Братусь Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 81-89.
9. Вардомацкий А. П. Ценности социальной группы и личности: дисс. докт. социол. наук. 22. 00. 06. Минск, 1992. 36 с.
10. Варченко В. В. Медиатекст: вербальный и визуальный компонент // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. ст. Орел, 2008. С. 263-271.
11. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64 -72.
12. Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. №3. С. 16-32.
13. Гомонов Н. Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества // Н. Д. Гомонов, Н. Ю. Рашаева. Вестник МГТУ. 2006. №1. С. 172-181.
14. Горяйнов В. П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования. 1997. №3. С. 60-67.
15. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск, 2007. 496 с.
16. Гришаева Л. И. Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухов, Т. В. Чернышова. Орёл, 2010. 226 с.
17. Гуревич П. С. Человек и его ценности. М., 1988. 145 с.
18. Дементьев Б. П. Ценности современного российского общества в контексте специфики российской ментальности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2011. №12. С. 320-323.
19. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.): автореф. дис. ... док. филол. наук: 10.01.10. СПб., 2010. 398 с.
20. Ерофеева И. В. Образная система современного медиатекста: аксиология вопроса // Человек. Культура. Образование. 2011. №1. С-44-52.
21. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. М.: Гнозис, 2005. 542 с.
22. Здравомыслов А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. В 1 т. Т. 2: Социология. М.: Мысль, 1966. 280 с.
23. Казак М. Ю. Медиатекст: сущностные и типологические
свойства [Электронный ресурс] // Глобальный медиажурнал: электрон. научн. журн. 2012. №1. Режим доступа: http:
//www.gmj.sfedu.ru/v2il/v2il_kazak.htm (дата обращения: 15.04.21).
24. Киселев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. № 4. C. 3-12.
25. Кожанова В. Ю. Рецептивный аспект создания медиатекста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. №2. С. 42 -46.
26. Козлов И. В. Развитие материальных ценностей молодежи как
психологического образования // Вестник Тамбовского университета. 2008.
№4. С. 159-162.
27. Костелов В. С. В мире человеческих ценностей. М.: МЭИ, 1997. 73 с.
28. Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учебное пособие. Омск, 2011. 414 с.
29. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: «Золотой век», 1995. 401 с.
30. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. №3. С. 14 -24.
31. Ленин В. И. Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: Госполитиздат, 1959. 622 с.
32. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 287 с.
33. Лисицкая Л. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии: дис. ... док. филол. наук: 10.01.10, Краснодар. 2010. 355 с.
34. Малярчук-Прошина У. О. К вопросу о роли медиатекстов как трансляторов ценностной информации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2016. № 4. С. 145-150.
35. Малярчук-Прошина У. О. Синтаксические средства выражения оценки в медиатекстах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2015. № 2. С. 89-94.
36. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта: Наука, 2007. 296 с.
37. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М.: «Рефл-бук» - К.: «Ваклер», 1997. 327 с.
38. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. №1. С. 27-29.
39. Мельник Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 159 с.
40. Минемуллина А. Р. Ирония как средство имплицитного выражения оценки в языке средств массовой информации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. №2. С. 17 -21.
41. Пастухов А. Г. Медиатексты в дискурсивных сообществах // Язык средств массовой информации как предмет междисциплинарного исследования: сб. ст. Орёл, 2008. С. 209-212.
42. Пастухов А. Г. Какой текст становится медиатекстом: к проблеме отбора новостей // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. ст. Орёл, 2008. C. 272-281.
43. Поликарпова Е. В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 2002. 178 c.
44. Пушненкова С. А. Смысложизненные ценности и ценность смысла жизни // Система ценностей современного общества. 2011. №5. С. 209-215.
45. Ржанова С. А. Отражение общечеловеческий ценностей в массмедийных текстах // Международный научно-исследовательски журнал. 2016. № 2. С. 76-77.
46. Сабекия Р. Б. Духовность, Гражданственность, Патриотизм как базовые национальные ценности российского общества / Р. Б. Сабекия, Г. Б. Аскарова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 473 - 480.
47. Савинова О. И. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ // Вестник Нижегородского университета Им. Н. И. Лобачевского. 2012. №4. С. 236-238.
48. Савицкий П. Н. Россия межу Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993, с.101.
49. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. 2005. №2. 2005 С. 7-14.
50. Солганик Г. Я. Лексика газеты: Функциональный аспект. М.: Высшая школа, 1981. 310 с.
51. Степанов Ю. С. Семиотика. М.: Наука, 1971. 166 с.
52. Тазов П. Ю. Динамика ценностей молодежи в контексте культурной преемственности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. №5. С. 252-260.
53. Тропина H. H. Глагол как средство речевого воздействия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 96 с.
54. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ- Медиа, 2014. 59 с.
55. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510 с.
56. Цветов М. А. Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 838-842.
57. Челомбицкая М. П. Ценностные ориентиры современного общества / М. П. Челомбицкая, Н. Г. Лавинский // Молодой ученый. 2011. №12. С. 198-201.
58. Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высш. шк., 1989. 175 с.
59. Щенникова К. Ю. Традиционные ценности как фактор
сохранения и единения современной России // Власть. 2017. №1. С. 159-164.
60. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 367 с.
61. Lippmann W. Public Opinion. N.-Y: Harcourt, 1992.
62. Mascull B. Key Words in the Media. L: Harper Colloills, 1998.
63. Watson J. A Dictionary of Communication and Media Studies. L: Macmillan, 2000.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Ольшанский Д. «Советский труп вместо русского будущего» //
КП 21.01.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/27080/4152393/ (дата обращения 20.04.21).
2. Ольшанский Д. «Отец Всеволод Чаплин жил легко. В нем был
дух свободы» // КП 27.01.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/27083.5/4155200/ (дата обращения 20.04.21).
3. Ольшанский Д. «Россию за границей не любят не за гордость и
независимость, а за то, что она не любит сама себя» // КП 29.01.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/27084/4156383/ (дата обращения 20.04.21).
4. Ольшанский Д. «Мы живем в казенном доме, где еще командует Советская власть» // КП 06.02.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27088.4/4160334/ (дата обращения 20.04.21).
5. Ольшанский Д. «Плохая свобода - это война» // КП 06.03.20.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/27101.7/4174445/ (дата обращения 20.04.21).
6. Ольшанский Д. «Русский не складывается в матрешку» // КП
04.0.21. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/27224.3/4348261/ (дата обращения 20.04.21).
7. Ольшанский Д. «Хочешь настоящей славы - ругай Родину» // КП
09.09.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/217180/4284881/ (дата обращения 20.04.21).
8. Ольшанский Д. «Происходит трагедия - народ купился на
трехкопеечную пропаганду из тухлого 1991-го» // КП 17.08.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/217170/4271592/ (дата
обращения 20.04.21).
9. Ольшанский Д. «Когда в Белоруссии восторжествует свобода, мышеловка захлопнется» // КП. 14.08.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/217169.5/4270279/ (дата обращения 20.04.21).
10. Ольшанский Д. «Куда сгинула та Америка, о которой мы так мечтали» // КП 05.06.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27139.5/4230881/ (дата обращения 20.04.21).
11. Ольшанский Д. «Драма «Россия»: Народ выживает. Начальники готовы предать» // КП. 03.02.21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27234/4361701/ (дата обращения 20.04.21).
12. Ольшанский Д. «Корона убила миллион человек. Как Освенцим. Но там трагедия, а этих «не жалко»?» // КП 21.09.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/217185/4290619/ (дата обращения 20.04.21).
13. Ольшанский Д. «Три вещи, сделавшие 2019-й не таким ужасным»
// КП 01.01.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/27074.1/4145467/ (дата обращения 20.04.21).
14. Ольшанский Д. «Кто сжег Ирину Славину» // КП 05.10.20.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.kp.ru/daily/217190.5/4298339/ (дата обращения 20.04.21).
15. Ольшанский Д. «Бунтуют не от плохой жизни, а исключительно от хорошей» // КП 14.06.20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27142.5/4235728/ (дата обращения 20.04.21).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ