Функциональный диапазон книжного блогинга (на материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА КАК ФЕНОМЕН, ЕЕ
КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ 7
1.1. Этапы социально - культурной динамики литературной
критики 7
1.2. Специфика литературной критики в постиндустриальную
эпоху 29
ГЛАВА 2 ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ЛИЧНОСТИ КНИЖНЫХ
БЛОГЕРОВ И ФУНКЦИАНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН КНИЖНОГО
БЛОГИНГА 38
2.1. Галина Юзефович и Григорий Мастридер как медийные и
лингвокультурные личности 38
2.2. Анализ функционального диапазона книжного блогинга на
материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА КАК ФЕНОМЕН, ЕЕ
КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ 7
1.1. Этапы социально - культурной динамики литературной
критики 7
1.2. Специфика литературной критики в постиндустриальную
эпоху 29
ГЛАВА 2 ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ЛИЧНОСТИ КНИЖНЫХ
БЛОГЕРОВ И ФУНКЦИАНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН КНИЖНОГО
БЛОГИНГА 38
2.1. Галина Юзефович и Григорий Мастридер как медийные и
лингвокультурные личности 38
2.2. Анализ функционального диапазона книжного блогинга на
материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Литературная критика играет важную роль во всей культуре. Невозможно представить, как литературная жизнь развивалась бы без критики. Писатель Н. Гоголь считал: «Критика высокого таланта имеет равное достоинство со всяким оригинальным творением: в ней виден разбираемый писатель, в ней виден ещё более сам разбирающий» [Гоголь 1994, с. 167]. Значимость критика историк литературы Р. Иванов-Разумник предлагал определять временем, указывая, что «" судьёй" будущего над самой критикой может выступать история литературы: имя подлинного литературного критика своего времени сохранит в истории тот, чьи оценки не будут переоцениваться» [Биткинова, www].
В России критика появляется в XVIII веке. Вплоть до сегодняшнего времени на каждом из этапов своего формирования, критика модифицируется под воздействием новых функций. Современная информационная, массово - коммуникационная эпоха ставит перед литературным критиком новые задачи и преобразует уже сформированный функционал. В обстоятельствах «информационного взрыва» и предельной «зашумленности» на авансцену выходит функция фильтрации литературы на ту, которая достойна прочтения, и ту, о которой даже не следует упоминать, чтобы не порождать лишний «шум». Теперь критик не только продвигает конкретные книги, но популяризирует чтение как процесс, так как современный мир перестал быть литературоцентричным.
Литературная критика обрела новую площадку - Интернет. На его просторах критика развивается в разных формах и уже перестает быть критикой в чистом виде. В социальных сетях, например, в YouTube, появились книжные блогеры, которые публикуют обзоры книг, репортажи с литературных мероприятий, интервью с писателями, литературными редакторами и издателями. Не важно, будь то профессиональная критика или же читательская, все они теперь объединены как сообщество «буктьюба».
Актуальность исследования состоит в выявлении и изучении диапазона функции литературного критика в современном интернет - пространстве.
Объект исследования - материалы сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел» на You Tube.
Предмет исследования - функциональный диапазон современного литературного критика в книжном блогинге Г. Юзефович и канала «Книжный чел».
Цель работы - раскрыть новый функциональный диапазон современной литературной критики, представленной в книжных блогах.
Для достижения целей научно - исследовательской работы мы поставили следующие задачи:
1. Выявить этапы социально - культурной динамики
литературной критики.
2. Определить специфику литературной критики в постиндустриальную, цифровую эпоху.
3. Представить Галину Юзефович и Григория Мастридера как медийных и лингвокультурных личностей.
4. Проанализировать функциональный диапазон книжного блогинга на материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел».
Степень изученности темы. В изучении истории литературной критики мы опирались на «Историю русской критики XVIII - начала XX веков» Кулешова В. И. Учебное пособие этого автора заканчивается на дореволюционном периоде. Стоит отметить, что до начала XXI века истории советской литературной критики и вовсе не существовало. Первым за анализ советской литературной критики взялся В. В. Прозоров. Под его редакцией в 2002 г. выходит «История русской литературной критики». Учебник Прозорова подвергается критике [Кошелев 2004, с. 286-291]. Но всё же стоит отметить, что это один из немногих учебников, который пытается охватить весь период развития критики. Отдельно изучать советский период взялся коллектив авторов книги «История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи» под редакцией Добренко Е. А. Изучение литературно-художественной критики также представлено такими исследователями, как В. И. Баранов, Д. Д. Благой, Ю. А. Говорухина, С. Г. Корконосенко, В. Н. Крылов, В. В. Перхин, В. Е. Пустовая.
Различные аспекты, важные для понимания преобразований литературной критики, нашли отражение в работах: М. Берга «Литературократия», А. В. Вдовина «Литературная мастерская: от интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста», Б. С. Есенькина «Философия книжного бизнеса: социокультурный и информационный аспекты», Х. Ортеги - и - Гассета «Восстание масс», Г. Уильямса «Как писать о современном искусстве», Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество», Т. Е. Шехтер «Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии».
Эмпирической базой для исследования послужили материалы сетевых публикаций Г. Юзефович и канала «Книжный чел» на YouТ ube.
Методологическими основаниями исследования послужили культурно-исторический и структурно-функциональный подходы, а также теории информационного общества. Эмпирические методы исследования: дискурс-анализ, компаративный метод, интент-анализ.
Новизна исследования заключается в выявлении специфики литературной критики в цифровом публичном пространстве.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представляет новый облик литературной критики и анализ диапазона её функций.
Практическая значимость результатов исследования: итоги проведенного исследования могут служить основанием
практикующим книжным блогерам для понимания их продуктов как смеси рекламы, пиара, самопрезентации, развлечения, приглашения к коммуникации и какого - то процента собственно литературной критики, а также для осознания социальной сущности и назначения литературной критики.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
В России критика появляется в XVIII веке. Вплоть до сегодняшнего времени на каждом из этапов своего формирования, критика модифицируется под воздействием новых функций. Современная информационная, массово - коммуникационная эпоха ставит перед литературным критиком новые задачи и преобразует уже сформированный функционал. В обстоятельствах «информационного взрыва» и предельной «зашумленности» на авансцену выходит функция фильтрации литературы на ту, которая достойна прочтения, и ту, о которой даже не следует упоминать, чтобы не порождать лишний «шум». Теперь критик не только продвигает конкретные книги, но популяризирует чтение как процесс, так как современный мир перестал быть литературоцентричным.
Литературная критика обрела новую площадку - Интернет. На его просторах критика развивается в разных формах и уже перестает быть критикой в чистом виде. В социальных сетях, например, в YouTube, появились книжные блогеры, которые публикуют обзоры книг, репортажи с литературных мероприятий, интервью с писателями, литературными редакторами и издателями. Не важно, будь то профессиональная критика или же читательская, все они теперь объединены как сообщество «буктьюба».
Актуальность исследования состоит в выявлении и изучении диапазона функции литературного критика в современном интернет - пространстве.
Объект исследования - материалы сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел» на You Tube.
Предмет исследования - функциональный диапазон современного литературного критика в книжном блогинге Г. Юзефович и канала «Книжный чел».
Цель работы - раскрыть новый функциональный диапазон современной литературной критики, представленной в книжных блогах.
Для достижения целей научно - исследовательской работы мы поставили следующие задачи:
1. Выявить этапы социально - культурной динамики
литературной критики.
2. Определить специфику литературной критики в постиндустриальную, цифровую эпоху.
3. Представить Галину Юзефович и Григория Мастридера как медийных и лингвокультурных личностей.
4. Проанализировать функциональный диапазон книжного блогинга на материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел».
Степень изученности темы. В изучении истории литературной критики мы опирались на «Историю русской критики XVIII - начала XX веков» Кулешова В. И. Учебное пособие этого автора заканчивается на дореволюционном периоде. Стоит отметить, что до начала XXI века истории советской литературной критики и вовсе не существовало. Первым за анализ советской литературной критики взялся В. В. Прозоров. Под его редакцией в 2002 г. выходит «История русской литературной критики». Учебник Прозорова подвергается критике [Кошелев 2004, с. 286-291]. Но всё же стоит отметить, что это один из немногих учебников, который пытается охватить весь период развития критики. Отдельно изучать советский период взялся коллектив авторов книги «История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи» под редакцией Добренко Е. А. Изучение литературно-художественной критики также представлено такими исследователями, как В. И. Баранов, Д. Д. Благой, Ю. А. Говорухина, С. Г. Корконосенко, В. Н. Крылов, В. В. Перхин, В. Е. Пустовая.
Различные аспекты, важные для понимания преобразований литературной критики, нашли отражение в работах: М. Берга «Литературократия», А. В. Вдовина «Литературная мастерская: от интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста», Б. С. Есенькина «Философия книжного бизнеса: социокультурный и информационный аспекты», Х. Ортеги - и - Гассета «Восстание масс», Г. Уильямса «Как писать о современном искусстве», Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество», Т. Е. Шехтер «Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии».
Эмпирической базой для исследования послужили материалы сетевых публикаций Г. Юзефович и канала «Книжный чел» на YouТ ube.
Методологическими основаниями исследования послужили культурно-исторический и структурно-функциональный подходы, а также теории информационного общества. Эмпирические методы исследования: дискурс-анализ, компаративный метод, интент-анализ.
Новизна исследования заключается в выявлении специфики литературной критики в цифровом публичном пространстве.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представляет новый облик литературной критики и анализ диапазона её функций.
Практическая значимость результатов исследования: итоги проведенного исследования могут служить основанием
практикующим книжным блогерам для понимания их продуктов как смеси рекламы, пиара, самопрезентации, развлечения, приглашения к коммуникации и какого - то процента собственно литературной критики, а также для осознания социальной сущности и назначения литературной критики.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
В данной работе представлена культурно-историческая динамика русской литературной критики, которая позволила выявить формирование функционала на разных этапах её существования. Осмысленный теоретиками опыт представил нам несколько ключевых функций литературного критика. На самом раннем этапе своего существования задача критика в основном сводится к воспитательной функции, так как реципиентам необходимо продемонстрировать, как устроена литература и как она работает. Уже начиная с классического периода существования литературной критики, добавляется задача встроить текст в контекст. Следующий этап развития критики - это создание своего собственного литературного мира, в котором критик на основе прецедентных текстов создаёт текст собственный. На всём пути развития прослеживается маятниковая цикличность развития литературной критики: она прежде всего адресована либо к писателям, либо к читателям. Анализируя современность, мы констатируем обращение литературной критики к читателям. Об этом свидетельствует развитие блоговой формы литературной критики на площадке сети Интернет.
Мы также раскрыли сущность современной постиндустриальной, информационной эпохи и продемонстрировали, как она повлияла на современную литературную критику. Утрата литературоцентричности, ориентация на массового человека, внутренний и внешний синкретизм деформировали задачи современного критика. Информационная перенасыщенность усложнила мониторинг литературного процесса. Обозреватель теперь физически не может охватить все издаваемые наименования, а потому должен ставить приоритеты, при этом выбор должен быть обоснованным. Сформировав собственную повестку, критик осмысляет прочитанное и производит вторичный отбор. Селекция прочитанных книг предполагает определение литературы, которая будет рецензирована. В современных обстоятельствах часто обозреватель обходится лишь маркёрами рекомендаций, так как это отвечает потребностям аудитории, которая полностью доверяет лидеру мнений.
Вопрос продвижения конкретной литературы сменился популяризацией литературного образа жизни в целом. Падение тиражей говорит о нехватке читательской аудитории, которая на самом деле является единственным двигателем индустрии. Г. Юзефович и Мастридер едва ли не в основную задачу ставят себе популяризацию чтения как приятного, комфортного, престижного, модного времяпрепровождения. В связке с этой функцией оказывается задача повышения самоуважения читающей аудитории, так как читающий человек тоже продвигает литературный образ жизни.
В ответ на парадигматические сдвиги эпохи видоизменяются коммуникативная и рекреационная функции. Возможность интерактивного взаимодействия еще больше сближает критика с его аудиторией. А рекреационная составляющая становится неотъемлемой частью публикаций книжного блогера в условиях ускоряющегося темпа жизни.
Не стоит и забывать, что критики также выполняют функцию наставника, который помогает другим взращивать себя в культурном плане. Заодно происходит и творческий рост адресанта, который, подпитываясь предшествующими текстами, развивает свои навыки и умения.
Таким образом, мы, в соответствии с поставленными целями и задачами, раскрыли весь диапазон функций современного критика, показали их взаимосвязь. Актуальность данного исследования определяется тем, что феномен современной критики до сих пор не был настолько полно представлен в функциональном аспекте.
Мы также раскрыли сущность современной постиндустриальной, информационной эпохи и продемонстрировали, как она повлияла на современную литературную критику. Утрата литературоцентричности, ориентация на массового человека, внутренний и внешний синкретизм деформировали задачи современного критика. Информационная перенасыщенность усложнила мониторинг литературного процесса. Обозреватель теперь физически не может охватить все издаваемые наименования, а потому должен ставить приоритеты, при этом выбор должен быть обоснованным. Сформировав собственную повестку, критик осмысляет прочитанное и производит вторичный отбор. Селекция прочитанных книг предполагает определение литературы, которая будет рецензирована. В современных обстоятельствах часто обозреватель обходится лишь маркёрами рекомендаций, так как это отвечает потребностям аудитории, которая полностью доверяет лидеру мнений.
Вопрос продвижения конкретной литературы сменился популяризацией литературного образа жизни в целом. Падение тиражей говорит о нехватке читательской аудитории, которая на самом деле является единственным двигателем индустрии. Г. Юзефович и Мастридер едва ли не в основную задачу ставят себе популяризацию чтения как приятного, комфортного, престижного, модного времяпрепровождения. В связке с этой функцией оказывается задача повышения самоуважения читающей аудитории, так как читающий человек тоже продвигает литературный образ жизни.
В ответ на парадигматические сдвиги эпохи видоизменяются коммуникативная и рекреационная функции. Возможность интерактивного взаимодействия еще больше сближает критика с его аудиторией. А рекреационная составляющая становится неотъемлемой частью публикаций книжного блогера в условиях ускоряющегося темпа жизни.
Не стоит и забывать, что критики также выполняют функцию наставника, который помогает другим взращивать себя в культурном плане. Заодно происходит и творческий рост адресанта, который, подпитываясь предшествующими текстами, развивает свои навыки и умения.
Таким образом, мы, в соответствии с поставленными целями и задачами, раскрыли весь диапазон функций современного критика, показали их взаимосвязь. Актуальность данного исследования определяется тем, что феномен современной критики до сих пор не был настолько полно представлен в функциональном аспекте.





