ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ 11
1.1 Понятие и история развития электронной подписи 11
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая работу с электронной
подписью 19
1.3 Виды электронной подписи и сферы ее применения 31
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКУ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА» 41
2.1 Общие сведения о МКУ «Централизованная бухгалтерия управления
культуры Ленинск-Кузнецкого городского округа» 41
2.2 Характеристика электронной подписи и ее использование в МКУ
«Централизованная бухгалтерия управления культуры Ленинск-Кузнецкого городского округа» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность выпускной квалификационной работы. Электронные документы на сегодняшний день получили широкое распространение во многих сферах деятельности, причем применяются не только наряду с бумажными документами, но в некоторых организациях и вместо них. Однако при переходе на электронный документооборот возникает необходимость сохранения авторства документа, достоверности и его юридической силы, так как в ходе взаимодействия большого числа лиц с электронной документацией возможно изменение содержания документа, нарушение его целостности или фальсификация. Одним из основных средств, предотвращающих названные изменения документа, считается электронная подпись.
Проблема внедрения, а впоследствии использования электронной подписи в системе документооборота в настоящий момент является особенно актуальной. Внимание на этой проблеме сосредотачивают большое количество организаций такие, как частные предприятия, так и государственные и муниципальные органы, начавшие ее внедрение в числе первых. В число таких органов и входит МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа».
Практика показывает, что бухгалтерии и экономические структурные подразделения государственных и муниципальных учреждений относительно позже стали переходить на электронный документооборот в сравнении с управленческими и общими отделами таких учреждений. Это обуславливается спецификой деятельности бухгалтерий, наличием большого количества отчетных документов, содержащих в себе, как правило, только «цифры». В соответствии с более поздним началом использования систем электронного документооборота происходит также и позднее применение электронной подписи.
Так как реализация защищенного электронного документооборота, а также в некоторых случаях обязательность применения электронной подписи представляются достаточно важными, то остро встает вопрос изучения использования электронной подписи в системе документооборота муниципальных бухгалтерий, на примере МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа».
Обзор литературы. Вопросы истории развития электронной подписи, а также основы ее применения довольно хорошо рассмотрены в учебной и научной литературе и периодических изданиях. Обзор литературы представлен в соответствии с проблемно-хронологическим принципом. В качестве основных направлений исследования выделены: литература, в которой раскрываются основные понятия, используемые в работе с электронной подписью, работы, посвященные теоретическим и практическим основам формирования криптографических алгоритмов электронной подписи, научные статьи, отображающие изучение правового обеспечения электронной подписи, и исследования, освещающие вопросы видового многообразия электронных подписей и их применения.
В рамках первого направления можно отметить работы В.М. Гайковича, А.С. Гринберга, А.А. Шадуры, Е.А. Гущина, в которых объясняются основные понятия из области документооборота и применения электронной подписи1. Авторы данных пособий предоставляют информацию об инструментарии документационных и информационных средствах, в число которых входит и электронная подпись, а также об общей технологии использования электронной подписи.
В учебнике Н.Н. Куняева достаточно подробно описаны многие теоретические аспекты электронной подписи: определение, условия использования, средства электронной подписи2. В тексте учебника также содержится информация о некоторых этапах работы с электронной подписью, о дальнейшем хранении документов, подписанных электронной подписью. В учебнике в качестве Приложения находится Типовой порядок работы с такими документами.
Ко второй группе отнесена работа У. Диффи и М. Хеллмана, в которой впервые предложено понятие «электронная цифровая подпись», а также причины необходимости разработки алгоритмов для ее дальнейшего применения3. Итогом исследования было определение сфер использования электронной цифровой подписи.
В статье Р. Ривеста, А. Шамира и Л. Адлемана описан криптографический алгоритм RSA, который впоследствии стал применятся для создания некоторых цифровых подписей4. Центральной темой исследования стало изучение возможных методов шифрования, при которых не будет раскрываться метод дешифрования защищаемых данных.
Теме законодательного регулирования использования электронной подписи посвящена статья Я.Е. Бочарова, в которой отражены основные законодательные акты, распространяющиеся на отношения, связанные с электронной подписью5. Основной упор автор делает на банковскую сферу и проблему отсутствия нотариального подкрепления получения электронной подписи. Я.Е. Бочаров также подчеркивает то, что в Российской Федерации сформирована достаточно хорошая законодательная база, необходима выработка судебной практики по данным вопросам.
Т.С. Астахова и Е.П. Чадаева в своей работе при рассмотрении законодательства об электронной подписи более подробно останавливаются на Федеральном законе «Об электронной подписи» 6. Ими изучаются изменения, произошедшие в законодательном регулировании использования электронной подписи, а также то, как они повлияли на дальнейшее ее использование. Авторы пришли к выводу, что благодаря этому закону расширились сферы применения электронной подписи.
Четвертая группа работ посвящена изучению сфер использования электронной подписи. Например, в статье Н.В. Шуваловой содержится информация о видах электронных подписей, дана характеристика каждому из видов, а также рассмотрены основные области применения электронной подписи7. Ею рассмотрено разграничение понятия «электронная подпись» в зависимости от вида электронной подписи и сравнения с бумажным документом в соответствии с целью создания электронного документа. Также Н.В. Шуваловой проанализировано использование электронной подписи в рамках портала «Электронное правительство» и отмечено то, что взаимодействие Интернет-портала и электронной подписи соответствует требованиям, предъявленным к ним как со стороны разработчиков, так и пользователей.
Отдельно можно выделить работу С.С. Попова, в которой рассматривается алгоритм функционирования, получения и использования института электронной подписи, в частности внедрения данного механизма в систему электронного документооборота8. Автором отмечается, что необходима унификация законодательных актов для более успешного внедрения и использования электронной подписи, в том числе и на международном уровне.
Анализ литературы показал, что данная проблематика является одним из приоритетных направлений современных исследователей. Основными темами исследований являются видовое представление электронной подписи и условия, при которых она может применяться. Но недостаточно полно изучен вопрос практики использования электронной подписи в документообороте отдельных организаций и учреждений, в частности более подробный алгоритм ее применения, понятный всем пользователям.
Целью работы является изучение электронной подписи и выявление специфики ее применения в делопроизводстве МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучить понятие и историю развития электронной подписи;
2) проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую работу с электронной подписью;
3) дать характеристику видам электронной подписи и сферам их применения;
4) изучить общие сведения об МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа»;
5) дать характеристику электронной подписи и описать ее использование в МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа».
Объектом настоящего исследования является электронная подпись.
Предмет исследования — использование электронной подписи в МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа».
Источниковая база исследования. Основными источниками для написания выпускной квалификационной работы послужили правовые, методические и локальные акты учреждения. Среди данной группы источников можно отметить, например:
1. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г.9
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.10.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.11
4. ГОСТ 34.10-2018 Информационная технология (ИТ). Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи12.
5. ГОСТ Р 7.0.97-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов13.
6. Устав муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа»14.
7. Инструкция по делопроизводству в МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культура администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа»15.
Вторую группу источников составила внутренняя текущая документация организации (приказы по основной деятельности, счета и отчеты, образующиеся в деятельности организации, договоры на осуществление услуг и поставку различных товаров).
Территориальные рамки. Исследование ограничено территорией Ленинск-Кузнецкого городского округа, в пределах которого функционирует рассматриваемая организация. При изучении правовой базы, регулирующей использование электронной подписи, территория была увеличена до Российской Федерации. А при рассмотрении вопроса, относящегося к истории появления и развития электронной подписи, границы были расширены до ряда европейских стран и стран Северной Америки, в которых происходило создание и изучение криптографических алгоритмов.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают период с 2006 года по настоящее время, нижняя граница которых обусловлена введением в документооборот изучаемого учреждения электронной подписи. Однако при рассмотрении отдельных аспектов (истории складывания электронной подписи, характеристике международной правовой базы) хронологические рамки были расширены до 1973 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.
Электронной подписью признается информация в электронной форме, которая присоединена к подписываемой информации или иным образом связана с такой информацией и используется для определения подписывающего информацию. Данный термин впервые был предложен в 1976 г., а спустя год был разработан криптографический алгоритм, который стал первой системой пригодной для шифрования и создания электронной подписи. Данные разработки положили начало для дальнейшего развития криптографических алгоритмов.
Усиленное использование электронной подписи привело к формированию международного регулирования и созданию законодательства внутри стран, в том числе и в Российской Федерации, начиная с 1995 г. путем введения в законодательство через Гражданский кодекс термина «электронная цифровая подпись» и признания его равнозначности собственно ручной подписи. Однако происходившие в стране процессы в сфере бизнеса и управления, в том числе и государственного, обусловили необходимость принятия Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г.
Сменивший его Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г., являющийся на данный момент основным нормативно-правовым актом, регламентирующим работу с электронной подписью, регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Анализ правовой базы позволил сделать вывод, что в целом нормативноправовая база представлена довольно широким перечнем законодательных актов, которые описывают основные принципы работы с электронной подписью, отдельно были выделены подзаконные акты и их более конкретные сферы действия. Однако был сделан следующий вывод: достаточно мало методических документов, которые описывали бы основные правила ее использования.
В соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» выделяются три вида электронных подписей, которые имеют свои признаки, способы получения и условия дальнейшего использования, формирующие достаточно широкую сферу применения конкретного вида электронной подписи. Стоит уточнить, что только усиленная квалифицированная электронная подпись является наиболее регламентированной государством и обладает широким перечнем сфер ее применения.
В системе документооборота организации могут использоваться все виды электронной подписи, в том числе и простая, но при внешнем документообороте или сдаче отчетности в контролирующие органы законно использовать только усиленную квалифицированную электронную подпись. Электронная подпись может проставляться встроенными программами системы электронного документооборота и сторонними веб-сервисами и приложениями.
При изучении структуры МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры Ленинск-Кузнецкого городского округа» нами было выяснено, что это муниципальное учреждение, осуществляющее бухгалтерскую деятельность в сфере культуры. В своей деятельности рассматриваемое учреждение руководствуется законодательными актами и локальной нормативной базой.
Создавая в процессе своей деятельности электронные документы и используя систему электронного документооборота (СУФД-online), в данном учреждении электронная подпись является неотъемлемым средством подтверждения юридической достоверности и авторства данных документов.
На данный момент функционирование трех усиленных квалифицированных электронных подписей различного назначения - СУФД- online, специализированные платформы и информационные системы, порталы отчетных и контролирующих органов - обеспечивает упорядоченность в осуществлении основных направлений деятельности рассматриваемой организации, а также разграничение в задачах сотрудников, которые имеют право подписи.
1. О правовых основах регулирования электронных подписей в Сообществе: Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1999/93/ЕС от 13.12.1999 г. // Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/2570145/ (Дата обращения: 22.03.2021 г.)
2. Проект единообразных правил электронных подписей // Комиссия
ООН по праву международной торговли. Рабочая группа по электронной торговле. Тридцать шестая сессия Нью-Йорк, 14-25 февраля 2000 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://undocs.Org/ru/A/CN.9/WG.IV/WP.84 (Дата обращения: 22.03.2021 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2020 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 25.03.2021 г.)
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
(Дата
обращения:
03.04.2021 г.)
5. О персональных данных: Федеральный
закон
Российской
Федерации от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (Дата обращения: 03.04.2021 г.)
6. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. №149- ФЗ (ред. от 09.03.2021 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (Дата обращения: 05.04.2021 г.)
7. Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2011 г. №210-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (Дата обращения: 05.04.2021 г.)
8. Об электронной подписи: Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 г. №63-ФЗ (ред. от 24.03.2021 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (Дата обращения: 30.03.2021 г.)
9. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. №1-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34838/ (Дата обращения: 30.03.2021 г.)
10. О Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. N 203 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (Дата обращения: 08.04.2021 г.)
11. О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 634 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70193794/ (Дата обращения: 09.04.2021 г.)
12. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 г. N 976 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/12192468/ (Дата обращения: 09.04.2021 г.)
13. Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. N 33 (редакция от 20.11.2018 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141712/ (Дата обращения: 10.04.2021 г.)
14. Об утверждении Правил использования усиленной
квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 г. № 852 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102158920 (Дата обращения: 10.04.2021 г.)
15. Об электронной подписи, используемой органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 г. № 111 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=6&nd=102153987&intelsearch= (Дата обращения: 10.04.2021 г.)
16. Об утверждении документов, регламентирующих обмен информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2003 г. N 81н/БГ-3-28/487 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901874422 (Дата обращения: 01.05.2021 г.)
17. Об утверждении Требований к организационно-техническому
взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде: Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации от 27.05.2015 г. № 186/258 // Информационно - правовой портал «Гарант. ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71099902/ (Дата обращения:
12.04.2021 г.)
18. Об утверждении Требований к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей: Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.11.2020 г. N 584 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/74995079/ (Дата обращения: 12.04.2021 г.)
19. Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра: Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 796 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126209/ (Дата обращения: 12.04.2021 г.)
20. Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи: Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 795 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125557/ (Дата обращения: 12.04.2021 г.)
21. О порядке представления главными администраторами средств федерального бюджета и органами управления государственными внебюджетными фондами бюджетной (бухгалтерской) отчетности (вместе с «Требованиями к представлению Участниками документооборота бюджетной отчетности в МОУ ФК с использованием ППО СУФД»): Письмо Казначейства России от 22.10.2013 г. N 42-7.4-05/10.6-646 // Законы, кодексы и нормативноправовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-kaznacheistva-rossii-ot-22102013-П-42-74-05106-646/ (Дата обращения: 01.05.2021 г.)
22. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: ГОСТ Р 6.30-2003 // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200031361 (Дата обращения: 13.04.2021 г.)
23. Информационная технология (ИТ). Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи: ГОСТ 34.10-2018 // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200161706 (Дата обращения: 25.03.2021 г.)
24. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма: ГОСТ Р 34.10-94 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200004855 (Дата обращения: 25.03.2021 г.)
25. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма: ГОСТ Р 34.10-2001 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200026578 (Дата обращения: 25.03.2021 г.)
26. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи: ГОСТ Р 34.10-2012 // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-34-10-2012 (Дата обращения: 25.03.2021 г.)
27. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: ГОСТ Р 7.0.97-2016 (ред. от 14.05.2018 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461/ (Дата обращения: 13.04.2021 г.)
28. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: ГОСТ Р 7.0.8-2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/ (Дата обращения: 25.03.2021 г.)
29. Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности: ГОСТ Р 54471-2011 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54471- 2011 (Дата обращения: 13.04.2021 г.)
30. Правила обеспечения безопасности использования электронной подписи и средств электронной подписи // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forus.ru/Rules_Information_security.pdf (Дата обращения: 14.04.2021 г.)
31. Рекомендации по ведению делопроизводства в организации. Утверждена Заместителем Руководителя Росархива В.А. Еремченко 31.12.2003 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902035424 (Дата обращения: 29.04.2021 г.)
32. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Утвержден приказом Федерального архивного агентства от 20.19.2020 г. №236 // Федеральное архивное агентство [Электронный ресурс] Режим доступа: https://archives.gov.ru/documents/2019-perechen-typdocs-organization.shtml (Дата обращения: 29.04.2021 г.)
33. Устав Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» (новая редакция). Ленинск-Кузнецкий. 19.10.2015 г.
34. Об утверждении штатного расписания: Приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск- Кузнецкого городского округа» от 11.01.2021 г. №2.
35. Учетная политика для целей бухгалтерского учета в МКУ ЦБ УК на 2021 г. // Приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» от 29.12.2020 г. №56.
36. Инструкция по делопроизводству в МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культура администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» от 24.03.2014 г.: Приказ МКУ «Централизованная
бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» от 24.03.2014 г. №28.
37. Об утверждении положения об экспертной комиссии Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа»: Приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» от 01.10.2019 г. №8.
38. Протокол заседания экспертной комиссии МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» от 20.09.2020 г. №3.
39. Номенклатура дел МКУ «Централизованная бухгалтерия управления культура администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа» на 2021 год от 17.09.2020 г.