Роль и оценки аграрной реформы в КНР в трудах китайских ученых
|
Введение 3
Глава 1. Историография аграрной реформы в КНР: количественные и качественные характеристики 14
Исследования истории аграрной реформы на разных этапах 14
Результаты библиометрического анализа публикационной активности китайских авторов 24
Классификация исторических источников исследуемого периода 37
Глава 2. Историография аграрной реформы в КНР: Наиболее дискуссионные аспекты реформы 47
Проблема периодизации аграрных преобразований в исследуемый период 47
Подрядная система 61
Волостные и поселковые предприятия 74
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 81
Приложение 1 90
Глава 1. Историография аграрной реформы в КНР: количественные и качественные характеристики 14
Исследования истории аграрной реформы на разных этапах 14
Результаты библиометрического анализа публикационной активности китайских авторов 24
Классификация исторических источников исследуемого периода 37
Глава 2. Историография аграрной реформы в КНР: Наиболее дискуссионные аспекты реформы 47
Проблема периодизации аграрных преобразований в исследуемый период 47
Подрядная система 61
Волостные и поселковые предприятия 74
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 81
Приложение 1 90
Актуальность исследования. Аграрная реформа в КНР началась в рамках проведения Политики реформ и открытости и стала одним из основных драйверов и источником ресурсов для бурного роста экономики КНР в пореформенный период. Среди западных и российских исследователей сложилось весьма позитивное восприятие реформы. При этом взгляд китайских историков на значение и роль аграрной реформы в КНР до сих пор не исследован должным образом, упущена большая дискуссионность и спорность отдельных аспектов реформы.
Таким образом, объектом исследования в данной работе является роль и оценки аграрной реформы в КНР в работах китайских историков.
Предмет исследования - оценка значения и роли аграрной реформы в трудах китайских историков в период с 80-х гг. XX в. по настоящее время.
Анализ литературы. В отечественной литературе такая тема, как «Историография КНР в новейшее время» проработана достаточно неравномерно. При этом существует достаточное число работ о состоянии современной российской историографии истории КНР. Среди авторов, непосредственно изучающих современную национальную историографию КНР, следует выделить А. В. Гордона. В таких работах как «Историческая традиция и формирование современной историографии в Китае и Японии» , «Китай в мировой истории: новейшие тенденции в историографии КНР», «Парадигма китайской модернизации в понятиях «Второй модерности» он характеризует современную историографию КНР как направленную на постепенную глобализацию, выход в международное научное сообществе, говорит о том, китайские историки постепенно выходят из-под влияния наследия советской науки и создают автономное направление в марксистской историографии.
И.С. Ермаченко в работе «Революционная и модернизационная парадигмы новой и новейшей истории Китая в историографии КНР» рассматривает современную ситуации в национальной историографии КНР как противоборство между двумя полюсами: революционным и
модернизационным, к которым так или иначе тяготеет большая часть китайский авторов, изучающих новую и новейшую историю Китая.
Сама тема аграрных преобразований в КНР в отечественной науке разработана достаточно подробно, в связи с чем можно выделить ряд следующих работ. Например, Г. А Кубышина. в статье «Народное хозяйство Китая в преддверии экономической реформы» дает исчерпывающую характеристику экономическому положению КНР накануне реформ. А Г.П. Белоглазов уделяет большое внимание региональному аспекту аграрных реформ на примере группы Северо-Восточных провинций.
П.М. Мозиас в статье «Трансформационные процессы в сельском хозяйстве Китая» с применением большого объема статистических даннхы анализирует экономические и социальные изменения, произошедшие в аграрном секторе КНР с момента начала реформ с точки зрения институционализма. В работе О.С. Пасечника «Актуальные проблемы земельной реформы Китая» рассматривается такой важный аспект аграрных преобразований как земельная реформа и изменения института права собственности на землю в КНР.
В англоязычной литературе непосредственно тема историографии аграрной реформы КНР изучена слабо, однако самим аграрным преобразованиям уделяется большое внимание в исследованиях в рамках модернизационной теории. В одной из таких работ, в совместной публикации китайской исследовательницы Лин Чэнь и американца Б. Нотона «A Dynamic China Model: The Co-Evolution of Economies and Politics in China» изложена концепция, ставшая методологическим основанием данного исследования.
Среди работ китайских исследователей также есть ряд исследований, посвященных непосредственно историографии аграрных преобразований периода реализации Политики реформ и открытости. Например, Ли Хуаин в своей работе «From révolution to modernization: the paradigmatic transition in Chinese historiography in the reform era» рассматривает парадигматические изменения в китайской исторической науке в пореформенный период. Ван Линьжань в своей работе «Исследования источниковедения периода Политики реформ и открытости» подробным образом рассматривает все группы источников, которые используются современной китайской наукой при изучении периода реформ. Наконец, в работе Цзяна Сяожуна «Историческое исследования развития сельского хозяйства КНР с момента начала проведения Политики реформ и открытости» представлен довольно подробный обзор китайской и зарубежной историографии по теме «Аграрные преобразования в КНР».
Отдельно следует отметить статью китайских социологов Чэня Цюхуна, Чжу Кана «Развитие научной литературы о сельском хозяйстве КНР за 40 лет проведения Политики реформ и открытости», в которой авторы излагают результаты масштабного библиометрического анализа публикационной активности китайских исследователей по теме «аграрные исследования» за последние 40 лет. В статье выявлены основные научные центры, коллективы авторов, наиболее цитируемые работы по данной теме.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что в отечественной литературе такая тема, как «Историография КНР в новейшее время» проработана достаточно неравномерно, в особенности в отношении изучения современными китайскими исследователями реформ периода политики реформ и открытости.
Основная цель данной работы - охарактеризовать роль и значение аграрной реформы 1980-90-х гг. в современной историографии КНР.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить ряд следующих задач:
• Дать общую оценку китайской национальной историографии новейшего времени;
• Проследить эволюцию взглядов и концепций китайских исследователей на итоги и значение аграрных преобразований периода проведения политики реформ и открытости;
• Проанализировать количественные показатели публикационной активности китайских авторов по теме «Сельскохозяйственная экономика» с момента начала проведения политики реформ и открытости на основании библиометрических данных;
• Рассмотреть выработанную китайскими исследователями классификацию исторических источников исследуемого периода и выявить их основные особенности;
• Изучить отдельные теоретические положения китайских авторов по теме исследования, мало проработанные в отечественной литературе;
• Осветить наиболее дискуссионные в китайском профессиональном сообществе аспекты аграрной реформы.
Хронологические рамки исследования охватывают труды китайских исследователей с начала с 1978 г., официального начала проведения Политики реформ и открытости по сегодняшний день.
Источники. Источники, использованные при написании данной работы можно условно разделить на 4 группы: нормативно-правовые акты, сборники статистических данных, работы китайских исследователей по теме «Аграрные преобразования» и партийные хроники, содержащие соответствующие партийные и государственные документы за определенный промежуток времени или подобранные по определенной тематике.
Наиболее важная и многочисленная группа источников в данной работе - работы китайских исследователей по теме «Аграрные преобразования», написанные в разное время. Исходя из логики данного исследования, условия появления источника в данном случае оказывают значительное влияние на непосредственное содержание источника. Так, все работы можно условно разделить на 3 группы по времени написания. Авторы работ1819, написанных в 80-е гг. выступают научными апологетами осуществляемых в сельском хозяйстве преобразований, доказывают историческую необходимость введения системы семейного подряда на селе и иных мер, предпринимаемых руководством страны в рамках реализации Политики реформ и открытости, основываются авторы при этом преимущественно на марксисткий категориально-теоретический аппарат.
В период 1990-начала 2000-х гг. исследователи начинают отходить от апологетики реформ, начинают использоваться методы исследований и концепции, заимствованные на Западе, также появляются первые работы, сдержанно критикующие те или иные аспекты аграрной реформы. В целом, на данном этапе китайские исследователи ставят перед собой важную задачу переосмысления аграрных преобразований и поиска новых путей развития аграрного сектора экономики страны.
Наконец, во второй половине 2000-х гг. «Аграрные исследования» становятся кроссдисциплинарной сферой научных изысканий , пишется большое число работ с привлечением не только историков, но и экономистов, специалистов в сфере сельского хозяйства, появляются серьезные дискуссии в профессиональном сообществе. Все эти процессы, свойственные китайской исторической науке на современном этапе, отражены в работах китайских исследователей разных лет.
Сборники статистических данных, как группа источников, выполняют в данном исследовании вспомогательную функцию, отражают количественные результаты аграрных преобразований в разное время. При этом официальные статистические данные, публикуемые Национальным бюро статистики КНР, не всегда можно признать достоверным источником информации: зачастую те или иные статистические показатели искусственно завышаются или заменяются в угоду актуальному политическому курсу. Тем не менее, статистические данные все равно остаются важными и достаточно достоверными источниками. Среди данной группы источников наибольшую ценность представляет такой документ как «Сельскохозяйственная статистика Нового Китая за 50 лет», т.к. данный источник представляет собой полноценный динамический обзор социально-экономических факторов аграрной экономики КНР на протяжении долго периода времени. Также большое значение для исследования имеет отслеживание ключевых показателей аграрного сектора в разные годы, отраженных в Статистических ежегодниках Китая по сельскому хозяйству, именуемых также Зелеными книгами282930.
Нормативно-правовые акты, как группа источников, позволяет отследить официальные ход аграрных преобразований с точки зрения государства. Анализ и интерпретация нормативно-правовых актов составляют значительную часть работ китайских исследователей по данной теме. Например, такой документ как «Несколько вопросов о дальнейшем укреплении и совершенствовании системы ответственности сельскохозяйственного производства» является ярким свидетельством продолжения внедрения системы семейного подряда на селе, несмотря на наличие большого числа противоречий данной меры. В акте ЦК КПК «Уведомление об усилении политического строительства в сельских районах», сентябрь 1986 г.» четко прослеживается тенденция адаптации политического компонента к изменившимся социально-экономическим реалиям сельскохозяйственного сектора.
Наконец, партийные хроники, содержащие соответствующие партийные и государственные документы за определенный промежуток времени или подобранные по определенной тематике, помогают отследить ход реформы и изменения курса руководства КНР за более короткий промежуток времени. С их помощью можно отследить те или иные краткосрочные тенденции по изменению или корректировке хода аграрных реформ. Документы из партийных хроник также часто используются в соответствующих работах китайских авторов. Наиболее значимый в данной работе источник - «Избранные документы по сельскому хозяйству и сельской работе в новый период» , именно в нем наиболее полно представлено собрание нормативно-правовых актов и иной документации, сопровождавшие процесс преобразований в сельском хозяйстве в период реализации Политики реформ и открытости.
Таким образом, источниковая база исследования весьма обширна, большая часть источников, так или иначе, находятся в свободном доступе, что, с одной стороны значительно облегчает процесс исследования, но, с другой стороны, значительно осложняет поиск и отбор актуальной информации.
Методы исследования. Методологическим основанием работы является модернизационная концепция китайской государственности, выдвинутая в совместной работе китайской исследовательницы Лин Чэнь и американца Б. Нотона «A Dynamic China Model: The Co-Evolution of Economies and Politics in China».
В данном исследовании современная модель китайской государственности представлена как динамический процесс соэволюции взаимовлияющих экономической и политической подсистем. С одной стороны, политическая подсистема во главе с КПК создает условия все необходимые условия для сохранения и поддержания стабильного экономического развития, но с другой стороны, политический компонент в результате оказывается под влиянием условий, сформированных либерализацией экономики и высоким экономическим ростом, и вынужден либо адаптируясь к ним, либо оказывая ограничивающее воздействие на экономическую сферу. Начиная с 1978 г. исследователи выделяют 3 этапа вышеуказанного динамического процесса, в каждом из которых можно выделить стадии начального кризиса, экономической либерализации, адаптации политической компоненты к новой экономической реальности и достижения нового уровня баланса между двумя подсистемами. Первый этап хронологически расположен в промежутке 1978-1989 гг. и сопряжен с началом реализации «Политики реформ и открытости». Начало второго этапа связывается с масштабными политическими и экономическими проблемами начало 90-х гг. и последующего им углубления реформ. Современный третий этап начался с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 г. и продолжается и сейчас.
Каждый из этапов состоит из 5 последовательно развертывающихся подэтапов, каждый из которых представляет определенную пропорцию в соотношении экономической и политической подсистем. Каждый этап начинается с кризиса обеих подсистем, который становится серьезной проблемой для всего государства. Следующий подэтап включает в себя экономические реформы рыночного характера и некоторые послабления в политической подсистеме, призванные сгладить последствия кризиса. Третий подэтап - политическая адаптация достижений экономической реформы: политический режим вынужден адаптироваться к новым социально-экономическим реалиям и эволюционировать вместе с ними. Четвертый подэтап - «новый баланс» в соотношении двух систем, пик развития того или иного этапа. Наконец, пятый подэтап - предпосылки кризиса следующего этапа, вызванные накоплением противоречий между экономической и политической подсистемами во время «нового баланса».
Рассмотрим данную концепцию на примере 1-го этапа. К концу Культурной революции КНР столкнулась с масштабным кризисом как экономической, так и политической подсистем: страна была разорена десятилетиями Культурной революции, а легитимность КПК в качестве руководящей силы также оказалась под угрозой. Следующим подэтапом стали экономические преобразования, получившие название «Политика реформ и открытости», начавшиеся в 1978-79 гг. Одновременно с экономическими преобразованиями происходила и их соответствующая политическая адаптация: была разработана концепция «Социалистической модернизации», проведена реформа по формальному разделению партийного аппарата и органов государственной власти. К концу 80-х гг. система пришла к «новому балансу», выраженному в стремительном экономическом развитии, а также значительной политической децентрализации страны. Но в «новом балансе» уже были заложены предпосылки нового кризиса, главным символом которого стали События на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года: система «нового баланса» не была достаточно институализирована, а стремительное экономическое развитие вызывало у населения страны необоснованные надежды на перенос либеральных экономических реформ и в политическую сферу.
Данная концепция позволяет не только объяснить логику аграрных преобразований периода Политики реформ и открытости, но также попытаться объяснить существенную разницу в оценках итогов аграрной реформы китайскими исследователями в разное время.
Помимо основной методологической концепции в исследовании также были использованы такие традиционные для исследований в сфере историографии методы, как анализ и синтез, метод периодизации исторического процесса, метод актуализации, ретроспективный метод и системный подход.
Апробация. Отдельные положения настоящей работы были успешно апробированы в форме доклада на региональной молодёжной конференции «Мой выбор - Наука!» в АлтГУ в апреле 2020 г. Выступление на конференции позволило выявить проблемные места в данной работе и определить наиболее актуальные направления для дальнейшей работы.
Таким образом, объектом исследования в данной работе является роль и оценки аграрной реформы в КНР в работах китайских историков.
Предмет исследования - оценка значения и роли аграрной реформы в трудах китайских историков в период с 80-х гг. XX в. по настоящее время.
Анализ литературы. В отечественной литературе такая тема, как «Историография КНР в новейшее время» проработана достаточно неравномерно. При этом существует достаточное число работ о состоянии современной российской историографии истории КНР. Среди авторов, непосредственно изучающих современную национальную историографию КНР, следует выделить А. В. Гордона. В таких работах как «Историческая традиция и формирование современной историографии в Китае и Японии» , «Китай в мировой истории: новейшие тенденции в историографии КНР», «Парадигма китайской модернизации в понятиях «Второй модерности» он характеризует современную историографию КНР как направленную на постепенную глобализацию, выход в международное научное сообществе, говорит о том, китайские историки постепенно выходят из-под влияния наследия советской науки и создают автономное направление в марксистской историографии.
И.С. Ермаченко в работе «Революционная и модернизационная парадигмы новой и новейшей истории Китая в историографии КНР» рассматривает современную ситуации в национальной историографии КНР как противоборство между двумя полюсами: революционным и
модернизационным, к которым так или иначе тяготеет большая часть китайский авторов, изучающих новую и новейшую историю Китая.
Сама тема аграрных преобразований в КНР в отечественной науке разработана достаточно подробно, в связи с чем можно выделить ряд следующих работ. Например, Г. А Кубышина. в статье «Народное хозяйство Китая в преддверии экономической реформы» дает исчерпывающую характеристику экономическому положению КНР накануне реформ. А Г.П. Белоглазов уделяет большое внимание региональному аспекту аграрных реформ на примере группы Северо-Восточных провинций.
П.М. Мозиас в статье «Трансформационные процессы в сельском хозяйстве Китая» с применением большого объема статистических даннхы анализирует экономические и социальные изменения, произошедшие в аграрном секторе КНР с момента начала реформ с точки зрения институционализма. В работе О.С. Пасечника «Актуальные проблемы земельной реформы Китая» рассматривается такой важный аспект аграрных преобразований как земельная реформа и изменения института права собственности на землю в КНР.
В англоязычной литературе непосредственно тема историографии аграрной реформы КНР изучена слабо, однако самим аграрным преобразованиям уделяется большое внимание в исследованиях в рамках модернизационной теории. В одной из таких работ, в совместной публикации китайской исследовательницы Лин Чэнь и американца Б. Нотона «A Dynamic China Model: The Co-Evolution of Economies and Politics in China» изложена концепция, ставшая методологическим основанием данного исследования.
Среди работ китайских исследователей также есть ряд исследований, посвященных непосредственно историографии аграрных преобразований периода реализации Политики реформ и открытости. Например, Ли Хуаин в своей работе «From révolution to modernization: the paradigmatic transition in Chinese historiography in the reform era» рассматривает парадигматические изменения в китайской исторической науке в пореформенный период. Ван Линьжань в своей работе «Исследования источниковедения периода Политики реформ и открытости» подробным образом рассматривает все группы источников, которые используются современной китайской наукой при изучении периода реформ. Наконец, в работе Цзяна Сяожуна «Историческое исследования развития сельского хозяйства КНР с момента начала проведения Политики реформ и открытости» представлен довольно подробный обзор китайской и зарубежной историографии по теме «Аграрные преобразования в КНР».
Отдельно следует отметить статью китайских социологов Чэня Цюхуна, Чжу Кана «Развитие научной литературы о сельском хозяйстве КНР за 40 лет проведения Политики реформ и открытости», в которой авторы излагают результаты масштабного библиометрического анализа публикационной активности китайских исследователей по теме «аграрные исследования» за последние 40 лет. В статье выявлены основные научные центры, коллективы авторов, наиболее цитируемые работы по данной теме.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что в отечественной литературе такая тема, как «Историография КНР в новейшее время» проработана достаточно неравномерно, в особенности в отношении изучения современными китайскими исследователями реформ периода политики реформ и открытости.
Основная цель данной работы - охарактеризовать роль и значение аграрной реформы 1980-90-х гг. в современной историографии КНР.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить ряд следующих задач:
• Дать общую оценку китайской национальной историографии новейшего времени;
• Проследить эволюцию взглядов и концепций китайских исследователей на итоги и значение аграрных преобразований периода проведения политики реформ и открытости;
• Проанализировать количественные показатели публикационной активности китайских авторов по теме «Сельскохозяйственная экономика» с момента начала проведения политики реформ и открытости на основании библиометрических данных;
• Рассмотреть выработанную китайскими исследователями классификацию исторических источников исследуемого периода и выявить их основные особенности;
• Изучить отдельные теоретические положения китайских авторов по теме исследования, мало проработанные в отечественной литературе;
• Осветить наиболее дискуссионные в китайском профессиональном сообществе аспекты аграрной реформы.
Хронологические рамки исследования охватывают труды китайских исследователей с начала с 1978 г., официального начала проведения Политики реформ и открытости по сегодняшний день.
Источники. Источники, использованные при написании данной работы можно условно разделить на 4 группы: нормативно-правовые акты, сборники статистических данных, работы китайских исследователей по теме «Аграрные преобразования» и партийные хроники, содержащие соответствующие партийные и государственные документы за определенный промежуток времени или подобранные по определенной тематике.
Наиболее важная и многочисленная группа источников в данной работе - работы китайских исследователей по теме «Аграрные преобразования», написанные в разное время. Исходя из логики данного исследования, условия появления источника в данном случае оказывают значительное влияние на непосредственное содержание источника. Так, все работы можно условно разделить на 3 группы по времени написания. Авторы работ1819, написанных в 80-е гг. выступают научными апологетами осуществляемых в сельском хозяйстве преобразований, доказывают историческую необходимость введения системы семейного подряда на селе и иных мер, предпринимаемых руководством страны в рамках реализации Политики реформ и открытости, основываются авторы при этом преимущественно на марксисткий категориально-теоретический аппарат.
В период 1990-начала 2000-х гг. исследователи начинают отходить от апологетики реформ, начинают использоваться методы исследований и концепции, заимствованные на Западе, также появляются первые работы, сдержанно критикующие те или иные аспекты аграрной реформы. В целом, на данном этапе китайские исследователи ставят перед собой важную задачу переосмысления аграрных преобразований и поиска новых путей развития аграрного сектора экономики страны.
Наконец, во второй половине 2000-х гг. «Аграрные исследования» становятся кроссдисциплинарной сферой научных изысканий , пишется большое число работ с привлечением не только историков, но и экономистов, специалистов в сфере сельского хозяйства, появляются серьезные дискуссии в профессиональном сообществе. Все эти процессы, свойственные китайской исторической науке на современном этапе, отражены в работах китайских исследователей разных лет.
Сборники статистических данных, как группа источников, выполняют в данном исследовании вспомогательную функцию, отражают количественные результаты аграрных преобразований в разное время. При этом официальные статистические данные, публикуемые Национальным бюро статистики КНР, не всегда можно признать достоверным источником информации: зачастую те или иные статистические показатели искусственно завышаются или заменяются в угоду актуальному политическому курсу. Тем не менее, статистические данные все равно остаются важными и достаточно достоверными источниками. Среди данной группы источников наибольшую ценность представляет такой документ как «Сельскохозяйственная статистика Нового Китая за 50 лет», т.к. данный источник представляет собой полноценный динамический обзор социально-экономических факторов аграрной экономики КНР на протяжении долго периода времени. Также большое значение для исследования имеет отслеживание ключевых показателей аграрного сектора в разные годы, отраженных в Статистических ежегодниках Китая по сельскому хозяйству, именуемых также Зелеными книгами282930.
Нормативно-правовые акты, как группа источников, позволяет отследить официальные ход аграрных преобразований с точки зрения государства. Анализ и интерпретация нормативно-правовых актов составляют значительную часть работ китайских исследователей по данной теме. Например, такой документ как «Несколько вопросов о дальнейшем укреплении и совершенствовании системы ответственности сельскохозяйственного производства» является ярким свидетельством продолжения внедрения системы семейного подряда на селе, несмотря на наличие большого числа противоречий данной меры. В акте ЦК КПК «Уведомление об усилении политического строительства в сельских районах», сентябрь 1986 г.» четко прослеживается тенденция адаптации политического компонента к изменившимся социально-экономическим реалиям сельскохозяйственного сектора.
Наконец, партийные хроники, содержащие соответствующие партийные и государственные документы за определенный промежуток времени или подобранные по определенной тематике, помогают отследить ход реформы и изменения курса руководства КНР за более короткий промежуток времени. С их помощью можно отследить те или иные краткосрочные тенденции по изменению или корректировке хода аграрных реформ. Документы из партийных хроник также часто используются в соответствующих работах китайских авторов. Наиболее значимый в данной работе источник - «Избранные документы по сельскому хозяйству и сельской работе в новый период» , именно в нем наиболее полно представлено собрание нормативно-правовых актов и иной документации, сопровождавшие процесс преобразований в сельском хозяйстве в период реализации Политики реформ и открытости.
Таким образом, источниковая база исследования весьма обширна, большая часть источников, так или иначе, находятся в свободном доступе, что, с одной стороны значительно облегчает процесс исследования, но, с другой стороны, значительно осложняет поиск и отбор актуальной информации.
Методы исследования. Методологическим основанием работы является модернизационная концепция китайской государственности, выдвинутая в совместной работе китайской исследовательницы Лин Чэнь и американца Б. Нотона «A Dynamic China Model: The Co-Evolution of Economies and Politics in China».
В данном исследовании современная модель китайской государственности представлена как динамический процесс соэволюции взаимовлияющих экономической и политической подсистем. С одной стороны, политическая подсистема во главе с КПК создает условия все необходимые условия для сохранения и поддержания стабильного экономического развития, но с другой стороны, политический компонент в результате оказывается под влиянием условий, сформированных либерализацией экономики и высоким экономическим ростом, и вынужден либо адаптируясь к ним, либо оказывая ограничивающее воздействие на экономическую сферу. Начиная с 1978 г. исследователи выделяют 3 этапа вышеуказанного динамического процесса, в каждом из которых можно выделить стадии начального кризиса, экономической либерализации, адаптации политической компоненты к новой экономической реальности и достижения нового уровня баланса между двумя подсистемами. Первый этап хронологически расположен в промежутке 1978-1989 гг. и сопряжен с началом реализации «Политики реформ и открытости». Начало второго этапа связывается с масштабными политическими и экономическими проблемами начало 90-х гг. и последующего им углубления реформ. Современный третий этап начался с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 г. и продолжается и сейчас.
Каждый из этапов состоит из 5 последовательно развертывающихся подэтапов, каждый из которых представляет определенную пропорцию в соотношении экономической и политической подсистем. Каждый этап начинается с кризиса обеих подсистем, который становится серьезной проблемой для всего государства. Следующий подэтап включает в себя экономические реформы рыночного характера и некоторые послабления в политической подсистеме, призванные сгладить последствия кризиса. Третий подэтап - политическая адаптация достижений экономической реформы: политический режим вынужден адаптироваться к новым социально-экономическим реалиям и эволюционировать вместе с ними. Четвертый подэтап - «новый баланс» в соотношении двух систем, пик развития того или иного этапа. Наконец, пятый подэтап - предпосылки кризиса следующего этапа, вызванные накоплением противоречий между экономической и политической подсистемами во время «нового баланса».
Рассмотрим данную концепцию на примере 1-го этапа. К концу Культурной революции КНР столкнулась с масштабным кризисом как экономической, так и политической подсистем: страна была разорена десятилетиями Культурной революции, а легитимность КПК в качестве руководящей силы также оказалась под угрозой. Следующим подэтапом стали экономические преобразования, получившие название «Политика реформ и открытости», начавшиеся в 1978-79 гг. Одновременно с экономическими преобразованиями происходила и их соответствующая политическая адаптация: была разработана концепция «Социалистической модернизации», проведена реформа по формальному разделению партийного аппарата и органов государственной власти. К концу 80-х гг. система пришла к «новому балансу», выраженному в стремительном экономическом развитии, а также значительной политической децентрализации страны. Но в «новом балансе» уже были заложены предпосылки нового кризиса, главным символом которого стали События на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года: система «нового баланса» не была достаточно институализирована, а стремительное экономическое развитие вызывало у населения страны необоснованные надежды на перенос либеральных экономических реформ и в политическую сферу.
Данная концепция позволяет не только объяснить логику аграрных преобразований периода Политики реформ и открытости, но также попытаться объяснить существенную разницу в оценках итогов аграрной реформы китайскими исследователями в разное время.
Помимо основной методологической концепции в исследовании также были использованы такие традиционные для исследований в сфере историографии методы, как анализ и синтез, метод периодизации исторического процесса, метод актуализации, ретроспективный метод и системный подход.
Апробация. Отдельные положения настоящей работы были успешно апробированы в форме доклада на региональной молодёжной конференции «Мой выбор - Наука!» в АлтГУ в апреле 2020 г. Выступление на конференции позволило выявить проблемные места в данной работе и определить наиболее актуальные направления для дальнейшей работы.
В 2018 г. КНР отметила 40-летие с момента начала реализации курса реформ и открытости. Можно с уверенностью заявить, что данный курс сыграл ключевую роль в модернизации страны и предопределил настоящее современного Китая со всеми его успехами и накопившимися структурными проблемами. При этом аграрные преобразования стали своеобразным драйвером всего реформационного курса, являются одной из самых важных и неотъемлемых составляющих всех последующих преобразований.
Историческая роль преобразований и их незначительная хронологическая отдаленность от современников стали причинами того, что дискуссия о сущности аграрных преобразований до сих пор не ослабевает как среди экспертного сообщества, так и среди общественности внутри страны. Восприятие аграрной реформы среди китайских исследователей за эти 40 лет преодолело длительный и сложный эволюционный путь от исторического и идеологического обоснования самой необходимости преобразований в русле марксистской концепции в начале до постепенного принятия и использования западных модернизационных методов и концепций и выработки своей собственной уникальной национальной методологии исследований, которая бы учитывала как весь многочисленный международный опыт, так и уникальные черты традиционной китайской исторической школы.
Массив сохранившихся исторических источников, от официальных документов до фото- и видеоматериалов и даже устных сообщений характеризуется своими колоссальными объемами, разнообразием формы и содержания, широким географическим распределением внутри страны и за рубежом. Данные факторы обуславливают появление большого числа исследований, объединенные общей темой «Аграрные исследования», но в значительной мере различающихся по направлению и масштабу: от локальных или узкоспециализированных до фундаментальных систематизирующих работ.
Обширный библиографический анализ существующих публикаций наглядно демонстрирует гигантский рост числа публикаций на протяжении 40 лет. Появление авторских коллективов и целых научных подразделений, специализирующихся исключительно на изучении аграрных преобразований, многократное увеличение фондового и грантового финансирования как со стороны государства, так и со стороны местного регионального руководства и некоммерческих фондов, создание устойчивых академических связей с западными коллегами - все эти факторы свидетельствуют о том, что «Аграрные исследования» в КНР перестали быть второстепенным разделом внутри института общественных и экономических наук, но стали отдельной престижной кроссдисциплинарной областью научного знания.
Наиболее дискуссионными аспектами изучения аграрной реформы по- прежнему остаются такие вопросы, как непосредственно периодизация аграрных преобразований, эволюция института права собственности на землю, а также такие возникшие в ходе реформы институты, как система семейного подряда в сельском хозяйстве и система городских и поселковых предприятий.
Так или иначе, большинство китайских исследователей признает, что создание двух данных институтов было исторически и экономически обоснованным и достигло своих изначальных целей, однако в средне - и долгосрочной перспективе привело к появлению ряда серьезных структурных проблем в аграрном секторе экономики КНР и социальном благополучии сельского населения страны, решение которых до сих пор актуально для уже нынешнего руководства Китая. В этом, по-своему, так же проявляется преемственность в непрерывном продолжении и углублении реализации курса реформ и открытости.
В конце следует отметить, что масштабная работа по осмыслению 40 лет изучения аграрной реформы и, в целом, начального периода реализации политики реформ и открытости на сегодняшний день даже внутри КНР находится в самом своем начале. Колоссальное число исторических источников, и исследований разных лет лишь только предстоит осмыслить, такое обилие материалов предоставляет широкий простор для будущих исследований как в Китае, так и за рубежом.
Историческая роль преобразований и их незначительная хронологическая отдаленность от современников стали причинами того, что дискуссия о сущности аграрных преобразований до сих пор не ослабевает как среди экспертного сообщества, так и среди общественности внутри страны. Восприятие аграрной реформы среди китайских исследователей за эти 40 лет преодолело длительный и сложный эволюционный путь от исторического и идеологического обоснования самой необходимости преобразований в русле марксистской концепции в начале до постепенного принятия и использования западных модернизационных методов и концепций и выработки своей собственной уникальной национальной методологии исследований, которая бы учитывала как весь многочисленный международный опыт, так и уникальные черты традиционной китайской исторической школы.
Массив сохранившихся исторических источников, от официальных документов до фото- и видеоматериалов и даже устных сообщений характеризуется своими колоссальными объемами, разнообразием формы и содержания, широким географическим распределением внутри страны и за рубежом. Данные факторы обуславливают появление большого числа исследований, объединенные общей темой «Аграрные исследования», но в значительной мере различающихся по направлению и масштабу: от локальных или узкоспециализированных до фундаментальных систематизирующих работ.
Обширный библиографический анализ существующих публикаций наглядно демонстрирует гигантский рост числа публикаций на протяжении 40 лет. Появление авторских коллективов и целых научных подразделений, специализирующихся исключительно на изучении аграрных преобразований, многократное увеличение фондового и грантового финансирования как со стороны государства, так и со стороны местного регионального руководства и некоммерческих фондов, создание устойчивых академических связей с западными коллегами - все эти факторы свидетельствуют о том, что «Аграрные исследования» в КНР перестали быть второстепенным разделом внутри института общественных и экономических наук, но стали отдельной престижной кроссдисциплинарной областью научного знания.
Наиболее дискуссионными аспектами изучения аграрной реформы по- прежнему остаются такие вопросы, как непосредственно периодизация аграрных преобразований, эволюция института права собственности на землю, а также такие возникшие в ходе реформы институты, как система семейного подряда в сельском хозяйстве и система городских и поселковых предприятий.
Так или иначе, большинство китайских исследователей признает, что создание двух данных институтов было исторически и экономически обоснованным и достигло своих изначальных целей, однако в средне - и долгосрочной перспективе привело к появлению ряда серьезных структурных проблем в аграрном секторе экономики КНР и социальном благополучии сельского населения страны, решение которых до сих пор актуально для уже нынешнего руководства Китая. В этом, по-своему, так же проявляется преемственность в непрерывном продолжении и углублении реализации курса реформ и открытости.
В конце следует отметить, что масштабная работа по осмыслению 40 лет изучения аграрной реформы и, в целом, начального периода реализации политики реформ и открытости на сегодняшний день даже внутри КНР находится в самом своем начале. Колоссальное число исторических источников, и исследований разных лет лишь только предстоит осмыслить, такое обилие материалов предоставляет широкий простор для будущих исследований как в Китае, так и за рубежом.
Подобные работы
- Роль и деятельность Дэн Сяопина (70-90-е гг. XX в.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АГРАРНЫХ РЕФОРМ В ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ (1978-НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ В ПРОВИНЦИИ ЛЯОНИН В КОНЦЕ XX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Социально-экономическое развитие провинции Шэньси в начале XXI в.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - «Тибетский вопрос» в системе международных отношений в XX-ом в.
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ТАЙВАНЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ГОМИНЬДАНА: ОСОБЕННОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД В 1956- 1991 ГГ.: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



