Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация столыпинской аграрной реформы в Астраханской губернии (1906-1914 гг.)

Работа №67269

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Аграрный вопрос в Астраханской губернии к началу XX века 11
1.1. Землевладение и землепользование в Астраханской губернии 11
1.2. Переселение в Нижнее Поволжье 18
Глава II. Реализация столыпинской аграрной реформы в Астраханской губернии 28
2.1. Разрушение крестьянской общины и создание хуторов и отрубов 28
2.2. Деятельность Крестьянского поземельного банка 39
2 3. Участие Астраханской губернии в переселенческой политике 1906 - 1914 гг 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59

Актуальность исследований столыпинской аграрной реформы объясняется как научным, так и практическим подходами к изменениям в сельском хозяйстве. На сегодняшний день проблемы в аграрном секторе страны схожи с трудностями, которые имели место быть в начале XX в. Особенно важно, что причины этих трудностей или близко совпадают с дореволюционными, или имеют сходную природу. Недостаточно проработанный закон о собственности на землю препятствует нормальному функционированию хозяйственной деятельности, а наследие советской колхозной системы, которая в течение десятилетий функционировала за счет государственных дотаций, можно сравнить с общинным землевладением, которое развивало в крестьянах иждивенчество и безынициативность.
П. А. Столыпин проводил аграрную реформу в условиях, достаточно схожих с сегодняшними, за исключением революционного движения. Безусловно, опыт реализации столыпинских преобразований может оказать положительное воздействие на современное состояние сельского хозяйства.
Особую важность при изучении столыпинской аграрной реформы имеют региональные исследования. Стоит отметить, что с 1906 г. при проведении земельных, агрономических и иных преобразований местные условия ведения хозяйства не просто учитывались, а определяли весь спектр проводимых мероприятий. Осуществление реформы на местах происходило по-разному. Широкое влияние оказывали такие факторы, как природно- географические условия, степень общего экономического развития губернии, политическая и гражданская позиция представителей власти. Основой реализации мероприятий в аграрной сфере была и личная инициатива людей, участвующих в осуществлении преобразований - от руководителей землеустроительных комиссий и земских органов до рядовых агрономов и землемеров. Таким образом, исследование региональных особенностей позволяет не только лучше понять ситуацию в сельском хозяйстве (в том числе и современную), но и использовать исторический опыт сегодня.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первой конкретно-исторической работой, посвященной комплексному изучению проблем государственного регулирования земельных отношений и переселенческой политики в Астраханской губернии в 1906-1914 гг. в рамках столыпинской аграрной реформы с привлечением широкого круга неопубликованных источников.
Цель исследования - изучение и анализ проведения столыпинской аграрной реформы в Астраханской губернии в 1906 -1914 гг. для выявления региональной специфики и степени ее влияния на крестьянское хозяйство и экономику в целом.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать состояние и проблемы сельского хозяйства в Астраханской губернии к началу ХХ в.;
2. выделить основные социальные группы, участвовавшие в земельных отношениях;
3. определить роль государства в регулировании земельных отношений;
4. проанализировать аграрные преобразования в Астраханской губернии в ходе осуществления столыпинской аграрной реформы;
5. проанализировать источники, динамику, эффективность и формы финансирования столыпинской аграрной реформы;
6. раскрыть основные направления деятельности крестьянского поземельного банка;
7. изучить реализацию направлений реформы («укрепление» земли в личную собственность, получение удостоверительных актов на подворное землевладение в общинах, землеустройство на надельных, банковских и казенных землях, продажа и аренда казенных земель, переселение);
8. исследовать основные направления и содержание переселенческой политики правительства в Астраханской губернии;
Объект исследования - столыпинская аграрная реформа, проводимая в 1906-1914 гг.
Предмет исследования - проведение столыпинской аграрной реформы в Астраханской губернии 1906 -1914 гг.
Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Астраханской губернии с входившими в нее уездами в соответствии с административно-территориальным делением 1906-1914 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1906 г. до 1914 г., их выбор обусловлен временем проведения столыпинской аграрной реформы. Верхней границей является 1914 г., поскольку с началом Первой Мировой войны идет сокращение финансирование реформы.
Методологической основой исследования является системный подход, опирающийся на принципы историзма, научности.
Следуя системному подходу, мы рассматривали все явления, события и процессы прошлого как элементы одного целого во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип историзма предполагает рассмотрение каждого исторического явления и события во взаимосвязи с другими явлениями, с учетом конкретно-исторических условий и в хронологической последовательности. Данный принцип позволил проследить эволюцию государственного регулирования земельных отношений в Астраханской губернии в 1906-1914 гг., выявить ее взаимосвязь с социально-экономическими процессами, происходившими в стране, а также дать оценку конкретных фактов и явлений в историческом контексте развития региона.
Принцип научности подразумевает стремление сделать исследование предельно достоверным, на основе глубокого анализа источников и всестороннем изучении поставленной проблемы.
В работе использовались общепринятые в научных исторических и экономических исследованиях методы: сравнительный, ретроспективный, хронологический, статистический. Главными критериями исследования была правдивость, объективность, достоверность.
Источниковая база исследования.
Для достижения поставленной цели и решения задач нами были привлечены разнообразные виды опубликованных и неопубликованных письменных источников. Для формирования общего представления о положении дел в сельском хозяйстве Астраханской губернии до столыпинской аграрной реформы нами был привлечен и необходимый минимум документов более раннего периода. Корпус использованных нами письменных источников представляет собой: 1) законодательные и нормативные акты; 2) опубликованные и архивные материалы официального делопроизводства правительственных и земских учреждений; 3) статистические и справочные издания, материалы земской статистики; 4) периодическую печать; 5) публицистику. Основным источником исследования являются материалы фондов Государственного архива Астраханской области (ГААО).
Опубликованные источники представлены, прежде всего, законодательными актами по реформированию сельского хозяйства 1906 - 1917 гг., а также различного рода подзаконными актами и нормативными документами. Их анализ позволил раскрыть основные принципы новой государственной аграрной политики, а также оценить ее возможную востребованность на астраханской территории.
Ко второму виду источников можно отнести статистические данные. Это «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.», «Материалы по статистике движения землевладения в России», «Статистика землевладения в России 1905 г.». Отдельные статистические данные о развитии сельского хозяйства и земледелия в губернии содержатся в «Памятных книжках Астраханской губернии». Так же «Обзоры Астраханской губернии» за разные годы, «Отчеты Астраханского губернского статистического комитета.
К третьему виду опубликованных источников можно отнести периодическую печать. В основном в работе использовались материалы местной газеты «Астраханские губернские ведомости».
К неопубликованным источникам относятся делопроизводственные документы. Среди документов архивных фондов использовались материалы по поземельному устройству крестьян, ходатайства крестьян о переселении, наделении землей, дела по земельным спорам, об условиях аренды, переписка учреждений по земельным вопросам, материалы к губернаторским отчетам, содержащие сведения о количестве земли в губерниях, степени обеспеченности землей, прошения об отводе и сдаче в аренду земель, материалы совещаний, ведомости, постановления, журналы учреждений по обследованию земель губерний и т.д.
Все используемые источники позволяют в полной мере осуществить цель данной работы, решив при этом ряд исследовательских задач.
Степень изученности проблемы. В историографии исследуемой научной проблемы условно можно выделить три периода: дореволюционный (1906 - 1917 гг.), советский (с 1917 г. до конца 1980 -х гг.), постсоветский (с начала 1990-х гг. по настоящее время), на протяжении которых избранная тема изучалась в рамках различных историографических подходов.
Сразу же после выхода Указа 9 ноября появилось множество книг, статей, брошюр, посвященных аграрному вопросу. Представители практически всех слоев населения вступили в дискуссию о целесообразности проводимых мероприятий. Но нужно отметить, что многие оценки современников, обусловленные общественной борьбой, грешили предвзятостью, утрированностью и даже подтасовкой фактов.
Дореволюционный период исследования вопроса характеризовался попытками первоначального анализа реформы и отличался достаточной долей субъективизма окрашенного в политизированные тона и односторонностью оценок. В работах этого периода приведен большой фактический материал, но почти всегда заметен его тенденциозный отбор, что требует определенного критического подхода к авторским выводам. Сами реформаторы активно вступили в полемику и отстаивали свою позицию. Огромное значение имела личность П. А. Столыпина. Его речи Государственной думе и Государственном совете, публиковавшиеся в периодической печати, оказали колоссальное влияние на общественность и обеспечили поддержку со стороны некоторой ее части. Чиновники центральных правительственных органов (МВД, ГУЗиЗ, МФ) и государственные служащие на местах, представители земств поддержали линию Столыпина и, использовав в широких масштабах показатели государственной и земской статистики, с положительной стороны оценивали ход агарных мероприятий.
В развитии советской историографии необходимо выделить А. М. Анфимова. Автор, анализируя «прусский путь» аграрно-капиталистической эволюции, приходит к выводу о преобладании в сельском хозяйстве России конца XIX - начала ХХ в. пережитков крепостничества и полном «провале» реформы. С. М. Сидельников проводит полный анализ документов и материалов по столыпинской аграрной реформе, где полностью отражает правительственную точку зрения . Так же можно отметить Б. В. Тихонова, он представил подробный анализ статистики переселенцев. Кроме данных переписи, автор нашел не менее интересную базу данных - сведения МВД о выданных паспортах. Так как паспорта выдавались на разные сроки, данные позволяют различить сезонных рабочих и крестьян, постоянно проживавших в городах.
Начало 1990-х гг. обусловлено обилием публикаций источников личного происхождения, связанных с главным инициатором аграрной реформы 1906-1917 гг. - П. А. Столыпиным (его речи, письма, воспоминания о нем). В данное время появляются работы общероссийского характера, авторы которых, рассматривая политику П.А. Столыпина, констатируют успех аграрных преобразований в стране. Однако малочисленные статистические данные не дают цельного представления об аграрной ситуации в стране.
Среди современных исследований можно выделить В. Г. Тюкавкина, М. А. Давыдова, Б. Н. Миронова. В результате досконального анализа опубликованных источников и архивных материалов авторы пришли к заключению о положительном и всестороннем влиянии реформы на жизнь крестьян, а также о прогрессивно-эволюционном характере проводимых преобразований. В. Г. Тюкавкин особое внимание уделил переселенческой политике, М. А. Давыдов - землеустроительной деятельности правительственных учреждений. Б. Н. Миронов считает, что социальные резервы реформы не были исчерпаны к 1914 г. Интересны и его выводы о таких тенденциях в экономике России начала XX в., как повышение уровня благосостояния населения, уменьшение расходов у крестьян на прямые налоги.
Таким образом, нужно признать, что тема столыпинской аграрной реформы получило широкое освещение в источниковой базе и литературе, однако сведения о земельных отношениях и переселенческой политике в Нижнем Поволжье фрагментарны и изучались в контексте общероссийского развития.
Апробация результатов исследования. Основные положения дипломной работы представлены на международных и всероссийских конференциях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Столыпинская аграрная реформа в период с 1906 по 1914 гг. оказала существенное влияние на развитие крестьянского, в частности, и аграрного хозяйства в целом. Помимо того, что крестьянам была предоставлена возможность выбора формы землевладения и землепользования, значительные государственные инвестиции в аграрный сектор через деятельность Государственных землеустроительных комиссий и земств способствовали повышению благосостояния части из них, более широкому распространению новых технологий в земледелии и повышению уровня сельскохозяйственного образования.
Возросла доступность государственного земельного кредита. Деятельность Крестьянского поземельного банка характеризовалась установлением низких цен и ежегодных платежей по ссудам, тщательным отбором предлагаемых к продаже имений, ориентацией на индивидуального покупателя, выдачей безвозвратных пособий.
Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового статуса крестьянского сословия через личную земельную собственность. В соответствии с реформой крестьянин должен был стать собственником земли путем серии мероприятий по ликвидации архаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства, т.е. основная задача реформы - высвободить крестьянскую инициативу из пут общины.
В Астраханской губернии до 1906 г. господствующей формой крестьянского землевладения оставалась общинная. К началу столыпинской аграрной реформы в губернии было зафиксировано незначительное количество крестьянских земельных общин. В связи с постоянными переделами земли, вследствие которых крестьянские наделы уменьшались, крестьянам не всегда доставались удобные земли, а чаще - солончаки, пески, заболоченные участки. Выход крестьяне видели в покупке или аренде земли.
В Астраханской губернии, в силу сравнительной однородности почвы, предпочтительным было разверстывание земель целыми селениями. В связи с этим Астраханская губерния с 1907 -1914 гг. входила в число лидеров по числу ходатайств. Тем самым можно констатировать, что крестьяне предпочитали групповое землеустройство, нежели единоличное. Это было связано со сложностью землеустройства на отрубных участках в Астраханской губернии, поэтому необходимо было большее количество рабочей силы, чем в одном домохозяйстве.
Предъявляемая норма количества земель в Астраханской губернии на 1 двор равнялась 21 дес., в случае, если покупка заключалась при содействии землеустроительной комиссии. Однако ни один крестьянин не мог позволить себе приобретение большого участка земли, т.к. на содержание такого участка необходимы были значительные финансовые затраты.
В 1909 г. создается кредит «на помощь для улучшения полеводства на участках единоличного владения». Данный кредит исключает возможность ассигнований за счет казны на агрономическую помощь крестьян других категорий, кроме устранившихся на участках единоличного владения или группового владения. Выдавались ссуды на разбивку сада, устройство колодцев, строительство каналов, покупку рабочих лошадей, постройку огнеупорных сооружений на надельном отрубе. Владельцы земли, которая оставалась к 1910 г. в общинном землепользовании, не имели права на получение ссуд на обустройство земельных владений. Правительство, таким образом, пыталось давить на крестьян с целью стимулирования перехода на хуторское и отрубное землепользование.
С 1912 г. землеустройство Астраханской губернии оказывало денежную помощь населению при переходе крестьян к единоличному отрубному и хуторскому хозяйствованию и осуществления возведения огнеупорных построек. Было выделено 40.000 р. на сельскохозяйственную технику. Но при этом технику могли приобрести только собственники земельных наделов, что тормозило производительность сельского хозяйства.
В Астраханской губернии цена земли при покупке у владельцев была гораздо выше, чем у банка. Это было связано с тем, что большинство крестьян Астраханской губернии до 1906 г. арендовали земли для земледелия и, не желая терять свое хозяйство, покупали земли у владельцев. Так 89% ходатайств о покупке частновладельческих земель Красноярского уезда за 1910 г. были направлены в Крестьянский банк, из них 73% было одобрено. В случае если владельцы отказывали в покупке земель, у крестьян была возможность купить земли у Банка. Крестьянский банк старался почти сразу же покупать пригодную землю для земледелия, чтобы повысить спрос на имения банка.
Крестьянский поземельный банк не всегда принимал ходатайства на приобретение земли. Отказы были связаны из-за повышенной продажной цены, зажиточности покупщиков, ложности сведений по сделкам, непосильности доплаты и обработки земли, превышении земельной нормы, зажиточности покупщика, а также ввиду того, что покупщик не занимается земледелием. Встречались отказы и из -за нарушения интересов соседних крестьян.
В рамках столыпинской аграрной реформы, кроме продажи земельных наделов, государство стало активно сдавать свои земли крестьянам в аренду. Казенные земли сдавались в аренду по-разному. Арендаторами могли выступать отдельные крестьяне, товарищества крестьян, сельские общества, а также лица прочих сословий.
Крестьяне Астраханской губернии, как правило, арендовали земли в Черноярском, Царевском и Красноярском уезде. Так, за счет банка за 1908 - 1914 г. в Черноярском уезде из состава арендованных ими земель доля пашни составляла 29,9% покоса - 24,1%, выгона - 46,9%. В Царевском уезде доля арендованной пашни равнялась 30%, а покоса - 70%. В Красноярском уезде эти цифры выглядели так: 31,4% пашни, 27,7 % сенокоса и 40,9% выгона.
В целом же можно констатировать, что Крестьянский банк сыграл свою роль и стал важным элементом столыпинской аграрной реформы, мощным инструментом борьбы с общиной и развития российского сельского хозяйства.
Переселенческая политика так же сыграла важную роль в столыпинской аграрной реформе. Если оценивать количественные результаты переселения, то из Астраханской губернии на территорию Сибири, в Приморье и за Урал в 1906-1914 гг. переселилось 3645 человек (или около 2% всего сельского населения губернии). А в обратном направлении, за весь период, вернулось 783 человека. Причиной возвращения был голод 1910-1911 гг. и тяжёлые условия жизни на новых землях. Если сравнивать показатели Астраханской губернии с показателями других губерний Нижнего Поволжья, то можно проследить, что Астраханская губерния представляет самые низкие показатели по переселению. Это связано с тем, что Астраханская губерния сама являлась регионом заселения и высокого % переселения в прямом направлении не ожидалось.
Таким образом, в период столыпинской аграрной реформы в Астраханской губернии было реализовано большинство мероприятий по землеустройству. По результатам проведения в Астраханской губернии аграрной реформы, можно говорить об успешности и эффективности проведенных в ее ходе мероприятий, которые, к сожалению, не были полностью осуществлены из-за начала Первой мировой войны и сокращения финансирования.



1. Аренда. Свод трудов местных комитетов. СПб., 1903.
2. Астраханские губернские ведомости. 1908. 13 февраля.
3. Астраханские губернские ведомости. 1909. 28 мая.
4. Астраханский губернский вестник. 1887. № 10.
5. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Фонд Канцелярия Астраханского гражданского губернатора - Ф. 1 . Оп. 2. Д. 190. Л. 33.
6. ГААО. Фонд Астраханский губернский статистический комитет - Ф.
32. Оп. 1. Д. 202, 218.
7. ГААО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 53, 88.
8. ГААО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 636.
9. ГААО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 636. Л. 4-210.
10. ГААО. Фонд Астраханское губернское по крестьянским делам присутствие - Ф. 442, Оп. 1. Д. 290. Л. 11-15.
11. ГААО. Ф. 442. Оп. 1. Д. 382. Л. 78-81.
12. ГААО. Ф. 442. Оп. 1. Д. 50, 88.
14. ГААО. Ф. 442. Оп. 1. Д. 659. Л. 2-164.
15. ГААО. Фонд Астраханская губернская землеустроительная комиссия
- Ф. 751 Оп. 1 Д. 21 Л. 11.
16. ГААО. Ф. 751 Оп. 1. Д. 14 Л. 24.
17. ГААО. Ф. 751 Оп. 1. Д. 178 Л. 129.
18. ГААО. Ф. 751. Оп. 2а. Д. 13. Л. 2.
19. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 127. Л. 82.
20. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 22. Л. 12.
21. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 29. Л. 33.
22. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 4. Л. 33.
23. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 42. Л. 3.
24. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 55. Л. 6-7.
25. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д. 83. Л. 7.
26. ГААО. Ф. 751. Оп. 1. Д.32. Л.15.
27. ГААО. Ф. 751. Оп. 2. Д. 15. Л. 3.
28. ГААО. Ф. 751. Оп. 2. Д. 32. Л. 53.
29. ГААО. Ф. 751. Оп. 2. Д. 32. Л. 6.
30. ГААО. Ф. 751. Оп. 2. Д. 43. Л. 2.
31. ГААО. Ф. 751. Оп. 4. Д. 46. Л. 42.
32. ГААО. Ф. 751. Оп. 4. Л. 40-90.
33. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 121. Л. 13.
34. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 135.
35. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 135. Л. 14.
36. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 135. Л.22.
37. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 14. Л. 4.
38. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 43. Л. 10-12.
39. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 7. Л. 17.
40. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д. 86. Л. 15.
41. ГААО. Ф.751. Оп. 1. Д.42. Л. 2.
42. ГААО. Фонд Астраханское Управление земледелия и государственных имуществ - Ф. 794. Оп. 1. Д. 1052, 1053, 1054.
43. ГААО. Ф. 794. Оп. 1. д. 1369. Л. 7-9.
44. ГААО. Ф. 794. Оп. 1. Д. 1570.
45. ГААО. Ф. 794. Оп. 1. Д. 32, Л. 388.
46. Материалы по статистике движения землевладения в России. Вып. VII.
Ч. 2. Купля-продажа земель в Европейской России за тридцатилетие 1863-1892 гг. СПб., 1903. Табл. IX.
47. Обзор деятельности главного управления земледелия и землеустройства за 1909 год. Спб., 1910.
48. Обзор деятельности землеустроительных комиссий. 1907-1911 гг. [Текст]. СПб., 1912.
49. Обзор деятельности Землеустроительных комиссий. 1907-1911. СПб., 1912.
50. Отчет Астраханского губернского статистического комитета за 1872 г. Астрахань, 1873. 498 с.
51. Отчётные сведения по землеустройству на 1 января 1912 г. СПб., 1912.
52. Памятная книжка Астраханской губернии на 1897 г. Астрахань, 1897.
53. Первая всеобщая перепись населения 1897 г. Астраханская губерния. Тетрадь 2. СПб., 1899. 170 с.
54. Поземельная книга Астраханской губернии 1873-1874 гг. Астрахань, 1874.
55. Сборник законов и распоряжений по землеустройству (по 1 июня 1908 г). СПб., 1908. 1282 с.
56. Сборник законов и распоряжений по переселенческому делу и по поземельному устройству в губерниях и областях Азиатской России (по 1 августа 1909 г.). СПб., 1909.
57. Свод законов Российской империи: в 16 томах. / Особое приложение. Кн. VIII. По продолжению 1906. СПб, 1906.
58. Статистика землевладения 1905 г. Вып. XXIII. Астраханская губерния. СПб., 1906. 37 с.
60. Статистические сведения по земельному вопросу в Европейской России СПб., 1906. 250 с.
61. Столыпин П. А. Сборник речей Петра Аркадьевича Столыпина, произнесенных в заседаниях Государственного совета и Государственной думы (1906 - 1911). Спб., 1911.
Литература:
62. Анфимов А.М. Земельная аренда в России в начале XX века. М., 1961. 208 с.
63. Анфимов А.М. Неоконченные споры // Вопросы истории. 1997. № 5. C. 41 - 67.
64. Бадмаев С.Б. Экономическое развитие Калмыкии в эпоху капитализма (1892-1917). Элиста, 1980. 84 с.
65. Васькин Н. Заселение Астраханского края. Волгоград, 1973. 47 с.
66. Великие реформы. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. М., 1911. Т. 1-6.
67. Витте С.Ю. Воспоминания. Мемуары. В 3-х т. Минск, М.: Харвест, АСТ, 2001. Т.1. 799 с.
68. Воронова А.А. Рыбные промыслы Нижней Волги и Каспия в XIX - начале XX вв.: Монография. Астрахань, 2005. 114 с.
69. Давыдов М.А. Личное и групповое землеустройство в ходе столыпинской аграрной реформы 1907-1915 гг // Русская история. №3. 2015. С.116-141.
70. Декин Н.И. К истории Астраханской губернии. М., 1999.
71. Дружинин Н.М. Государственные крестьян и реформа П.Д. Киселева. В 2- х т. М., 1958. Т. II. 615 с.
72. Дружинина Е.И. Генезис капитализма на юге и юго-востоке Европейской России. В кн.: Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. Сборник IX. М., 1980.
73. Житецкий И.А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки. В 2-х очерках. Астрахань, 1891.
74. Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958. 467 с.
75. Зайцева Л.И. Аграрная реформа П.А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX - начало XX века. М., 1995. 178 с.
76. Зинякова В.М. Правила о переселении на казенные земли (1906г.): организация процесса и льготы государства в преддверии столыпинской реформы // Вестник Кемеровского государственного университета, 2012. C. 71 - 74.
77. Карагодин А.И. Крестьянское освоение Астраханского края в первой половине XIX в. В кн.: Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. Сб. IX. М., 1980.
78. Когаева Н.М. Столыпинское землеустройство в Калмыкии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, №5. 2011. С. 77 - 80.
79. Команджаев А.Н. Хозяйство и социальные отношения в Калмыкии: исторический опыт и современность. Элиста, 1990. 262 с.
80. Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. СПб., 1870.
81. Кофод А.А. Столыпинская реформа и землеустроитель. М., 2003. 744 с.
82. Кофод К.А. 50 лет в России (1878-1920). М., 1997. 163 с.
83. Кузьмина И. В. Аренда земли в структуре крестьянского хозяйства в Нижнем Поволжье во второй половине XIX - начале ХХ века // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. №2. С. 47¬55.
84. Кузьмина И. В. Государственное регулирование земельных отношений и переселенческая политика в России во второй половине XIX - начале XX вв.: на материалах Нижнего Поволжья: Дис. ... кан. ист. наук. Астрахань, 2009. 193 с.
85. Кузьмина И.В. Государственное регулирование переселений в Нижнее Поволжье во второй половине XIX- начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2 (27). С. 33-38.
86. Леонов Е. Ю. Реализация аграрной реформы П.А. Столыпина во Владимирской и Костромской губерниях в 1906 - 1914 гг.: Дис. . кан. ист. Наук. Иваново. 2011. 249 с.
87. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). В 2-х т. СПб., 1999. Т. 1. С. 482.
88. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967. 479 с.
89. Пальмов Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. Часть V. Дела земельные. Астрахань, 1932.
90. Петров Д. Д. Столыпин А. Великий реформатор или провинциальный политик // Родина. 1990. № 11. С. 14-19.
91. Проскурякова Н.А. Столыпинская реформа: выход из кризиса // Отечественные записки, 2004. № 1. C. 157 - 171.
92. Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М., 1956. 350 с.
93. Семерикова О. М. Реализация столыпинской аграрной реформы на Урале (Вятская и Пермская губерния) в 1906-1917 гг.: Дис. ... кан. ист. Екатеринбург. 2013. 264 с.
94. Сидельников С. М. Аграрная политика самодержавия в период империализма [Текст] / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 289 с.
95. Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. М.: Московский университет, 1973. 338 с.
96. Тарасюк Д.А. Поземельная собственность в пореформенной России. Источниковедческое исследование по переписи 1877-1878 гг. М., 1981.
97. Тихонов Б.В. Переселения в России во второй половине XIX века. По материалам переписи 1897 г. и паспортной статистики. М., 1978. 212 с.
98. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001. 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ