Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Китайская мифология: особенности становления и развития

Работа №90033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Характеристика мифологических систем 10
1.1. Теория мифа 10
1.2. История и причины возникновения мифа 16
1.3. Общемировая классификация мифологической системы 25
Глава II. Китайская мифология: исторические основы и пути развития 39
2.1. Классификация китайской мифологии: общемировые
тенденции 39
2.2. Особенности китайской мифологии 51
Заключение 59
Список источников и литературы

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что в настоящее время роль Китая в мире возрастает, и все больше людей начинают интересоваться, как самим государством, так и его культурой, а, как известно, традиционной основой каждой культуры, а в большей степени - китайской, являются мифологические элементы.
Древние мифы и по сей день имеют отклик в культуре Китая. С детства и на протяжении всей жизни жителя Китая окружают герои древних сказаний и легенд: образы встречаются в книгах, фильмах и даже становятся олицетворением традиционных праздников, которые крайне важны в культуре Китая.
Таким образом, в большой степени именно посредством усвоения основных идей, которые транслируются в сюжетах мифологии, происходит формирование образа мышления и становление личности китайцев. Китайцы ассоциируют себя с образцовыми героями древности, соотносят свои действия с нормами, которые диктуются в мифах, и это становится одним из ключевых факторов формирования их самосознания и по сей день. Примером этому служит тот факт, что элементы китайской мифологии не однократно встречаются в современной популярной культуре: так, например, один из персонажей книги «Канон гор» или «Шань хай цзинь» Лунгуй в настоящее время является главным героем многочисленных видеоигр (Dungeons&Dragons, World of Warcraft, Might and Magic VIII и т.д.) (Приложение А). Императору Юй посвящено немало телевизионных сериалов, фильмов и мультфильмов аниме (Зведные врата, Корзинка фруктов, Запретное царство и т.д.). Нюйва появляется в видеоигре Koei Dynasty Warriors 3 и более поздней версии игры Warriors Orochi 2.
Миф - является неотъемлемой частью человеческой жизни, будь то космогонические мифы или любые другие. Переосмысление понятия «миф» произошло в XX в. и было обусловлено различными причинами. Значительным толчком к изучению мифологии послужило оформление такой новой науки, как этнография, а именно накопление огромного количества материала о жизни общин, находящихся на ранних стадиях развития. Благодаря собранной информации о ритуалах, традициях и мифологии была сформирована основа антропологической теории мифа.
Австрийский психолог и философ Юнг К.Г. в своей книге «Душа и миф» писал, что миф занимает едва ли не самое важное место, поскольку именно через это понятие философ стремился объяснить связь между обществом и личностью, индивидуальным и коллективным. К. Юнг называл мифы мостиками, которыми соединяют человека с прошлым, делая его актуальным, живым и современным, и считал, что трансформация мифов, подъем их на высший уровень осмысления и положены в основу культурно-исторического развития человечества: «Миф — это то, что происходит с нами».
Объект исследования. Объектом исследования в данной работе являются древнекитайские мифы.
Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе выступают отличительные особенности древнекитайской мифологии.
Степень изученности. Проблема изучения китайской мифологии в целом всегда являлась одним из центральных направлений деятельности ученых, в чью компетенцию входило изучение культуры Китая, поэтому на данный момент существует большое количество материалов, касающихся указанного вопроса. Сведения об основных персонажах, сюжетах, классификации китайских мифов содержатся в ряде работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Юань Кэ, Дэрк Бодде, Рифтин Б.Л., Васильев Л.С., Кравцова М.Е. - исследования этих авторов были использованы для изучения общих вопросов китайской мифологии, составления характеристики персонажей.
Например, книга профессора Юань Кэ представляет собой наиболее полное и авторитетное собрание материала по мифологии, верованиям и легендам древнего Китая. В обширном послесловии Рифтина Б.Л., наряду с теоретическими вопросами, рассматривается история изучения китайских мифов в мировой синологии Васильев Л.С. в своей работе подробно повествует о том, как формировались древнейшие культы, традиции верования и обряды Китая, как возникли в Китае конфуцианство, даосизм и китайский буддизм, как постепенно сложилась синтетическая религия, соединившая в себе элементы всех трех учений, и как все это создало традиции, во многом определившие китайский национальный характер.
В работе Кравцовой М.Е. рассматриваются и объясняются возникновение, сущность и главные отличительные особенности китайских представлений о мире и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры, поведенческих принципов личности.
Особенно хотелось отметить работу Вернера Э., в которой дается описание древнейших легенд, сказок и религиозных представлений китайского народа. В книге Ежова В.В. предлагаются основные сюжеты и персонажи мифов и легенд древнего Китая. Том «Мифология. Религия» из энциклопедии Титаренко М.Л. посвящен единому духовному комплексу философско-теологической мысли и религиозно-мифологического сознания древних китайцев.
Отдельным аспектом исследований является изучение образа животных в китайской мифологии. Этому посвящены исследования Ван Цина, Комиссарова С.А. и Кудиновой М.А., Панковой К.С., Ли Гэнь и Шантуровой Г.А.
Также еще одним аспектом исследований является отражение образов китайских мифов в фольклоре. Этому посвящено исследование Атамановой Е.А. и Тихонова Е.В.
Однако в существующих научных трудах роль мифологии в формировании картины мира не фигурирует в качестве объекта специального исследования, поэтому степень изученности темы можно считать недостаточной.
Цель исследования. Целью исследования является выявление уникальности мифологии Древнего Китая.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы мифологии как феномена духовной культуры и рассмотреть общемировую классификацию мифов.
2. Выявить и обосновать исторические обстоятельства развития древнекитайской мифологии.
3. Выделить и охарактеризовать основные виды древнекитайских мифов.
4. Рассмотреть пантеон богов и определить его место в китайской мифологии.
5. Провести анализ особенностей китайской мифологической системы.
Хронологические рамки. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с XI века до нашей эры по III век нашей эры. Так как древнекитайская мифология, в основном, воссоздается по фрагментам древних исторических и философских сочинений, таких как «Шуцзин», «Шицзин», XI-VII столетия до нашей эры; «Чжуаньцзы», IV - III века до нашей эры; «Лецзы» и «Хуайнаньцзы»; а также «Хронологические записи о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (III век нашей эры), то данный период наилучшим образом подходит для исследования по этой теме.
Территориальные рамки. Территориальные рамки данной работы охватывают территорию от Восточного Китая, нижнее течение реки Хуанхэ (из-за того, что более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси именно на тех территориях) до района рек Хуанхэ и Чжэцзян, районов современной Сычуани (так как предполагается, что мифы о потопе зародились там).
Методологическая основа. Методологией магистерской диссертации стали основные положения и принципы теории мифа Лосева А.Ф. В рамках данной теории, «миф — это необходимая категория мысли, подлинная и конкретная реальность»; а «мифология — теория перспективности и выразительности жизни».
Для написания данной работы были выбраны следующие методы исследования: анализ, синтез и описание, а из специальных - историко-сравнительный, историко-хронологический и историко-генетический метод, который позволил выделить основные черты в мифологической системе Древнего Китая.
Анализ источников. Для того, чтобы в полной мере изучить древние мифы Китая при написании данной работы были рассмотрены разные источники китайской мифологии. Например, такие как «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», IV- II столетия до нашей эры) и поэзия Цюй Юаня (IV век до нашей эры). «Шань хай цзин»- древнекитайский трактат, описывающий реальную и мифическую географию Китая, соседних земель и обитающих там созданий. Это произведение, создание которого традиционно приписывается легендарному Великому Юю, в действительности было написано в течение последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры (период Сражающихся царств — династия Хань).
Также были рассмотрены «Хронологические записи о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (III век нашей эры), в которых и содержится всем известный миф о Паньгу и о происхождении Вселенной из куриного яйца, а также о появлении людей, стихий и т.д. Следующими источниками являются «Шуцзин» (древнейшие части XIV-XI вв. до н. э.) - одна из китайских классических книг, входящая в состав конфуцианского «Пятикнижия», ее редакция приписывается Конфуцию, который привёл в порядок дошедшие до него документы, некоторые из которых считаются древнейшим пластом китайской истории и мифологии, например, указания на всемирный потоп, происшедший будто бы при мифическом императоре Яо; «Чжуаньцзы» - даосская книга притч, написанная в конце периода Сражающихся царств (III век до н. э.); «Хуайнаньцзы» - китайский философский трактат, созданный во времена Ранней (Западной) династии Хань, который пытается объяснить мир на основе мифологии, истории и наблюдений. Данные источники были выбраны, так как именно по фрагментам их реконструируется вся древнекитайская мифология.
Сведения об апробации. Основные положения данного исследования докладывались на VII региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (г. Барнаул, 2020 г.).
Структура работы. Исходя из заявленных целей и задач исследования, данная научно-исследовательская работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мифология — это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга.
Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего -то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа — существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания Мира и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой.
Космогонический миф имеет в качестве своего обоснования реальность, он «истинен», поскольку само существование мира подтверждает этот миф. Далее: миф о происхождении смерти имеет также свою «реальность», поскольку его доказывает смертность человека, и так далее. Точно так же, если, к примеру, какое-нибудь племя живет рыболовством, то причина этого в том, что в незапамятные мифические времена некое сверхъестественное существо научило их предков ловить и приготовлять рыбу. Миф рассказывает историю о том, как это сверхъестественное существо ловило рыбу, и этим самым открывает нам некий божественный акт, одновременно передавая людям это умение и объясняя, почему племя должно добывать
себе пропитание именно таким образом. Подобных примеров можно привести много. Но уже приведенные показывают, почему для первобытного человека миф имеет исключительно важное значение, тогда как сказки и басни отнюдь нет. Миф знакомит его с первоначальными, основополагающими «сказаниями», утверждающими человека экзистенциально, а все, что имеет отношение к его существованию и способу пребывания в этом мире, касается его самым непосредственным образом.
Если современный человек считает, что он есть результат истории, то представитель архаического общества считает себя порождением целого ряда мифических событий.
Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.
Господствующая функция мифа состоит в том, чтобы предоставить модели для подражания во время совершения обрядов и вообще любых значимых действий: таковы правила кормления или бракосочетания, работы и обучения детей, искусства и науки мудрости. Эта концепция чрезвычайно важна для понимания человека архаических и традиционных обществ.
Человек — существо, устремлённое на поиски смысла. Собаки не предаются раздумьям о своем предназначении, не беспокоятся о положении собак во всем мире и не пытаются взглянуть на свою жизнь с иной точки зрения. Человек же, задаваясь подобными вопросами, обычно склонен впадать в уныние, столкнувшись с их непреодолимостью, поэтому испокон веков люди сочиняли сюжеты, позволявшие человеку вписать свою жизнь в рамки более обширного целого, обнаружить некую структуру, лежащую в основе их бытия, и почувствовать, что вопреки всем угнетающим свидетельствам обратного жизнь вовсе не лишена смысла и ценности.
Еще одна характерная особенность человеческого сознания — способность порождать идеи и испытывать состояния, не поддающиеся рациональному объяснению. Мы обладаем воображением — способностью размышлять о предметах, не находящихся в пределах непосредственно нашей досягаемости и даже вовсе не существовавших до того, как они возникли в нашем уме. Именно благодаря воображению возникли религия и мифология. Воображение ученых сделало возможным полеты в космос и прогулки по Луне — свершения, прежде считаемые лишь в области мифа. Мифология и наука совместно расширяют и помогают реализовать потенциал человека.
На примере неандертальских захоронений нам открываются пять важных принципов, характеризующих мифологию. Во-первых, в основе мифа почти всегда лежат опыт столкновения со смертью и страх исчезновения. Во-вторых, кости жертвенных животных свидетельствуют о том, что погребение сопровождалось жертвоприношением. Мифология, как правило, связана с ритуалом. Многие мифы не имеют смысла без породившего его священнодействия, и в обычной обстановке он недоступен. В-третьих, ритуал, связанный с неандертальским мифом, совершался над могилой, у порога человеческой жизни. Самые значимые мифы повествуют о предельных состояниях, вынуждая нас выйти за границы житейского опыта. Каждому из нас в том или ином смысле порой приходится идти туда, где мы еще никогда не бывали, и делать то, чего мы еще не делали. Миф повествует о неведомом нам ранее, о том, для чего мы поначалу не можем подобрать слов. Таким образом, миф позволяет заглянуть в недра великого безмолвия. В-четвертых, миф — это не самодостаточное повествование. Он показывает нам, как следует себя вести. Неандертальцы нередко придавали телам умерших позу зародыша — как знак подготовки к перерождению; но следующий шаг усопшему предстояло сделать самостоятельно. Правильно интерпретированная мифология вводит нас в правильное духовное или психологическое состояние, обеспечивающее в дальнейшем правильное действие — в этом мире или в мире ином.
И наконец, все мифологии провозглашают существование иного мира, соседствующего с нашим и в каком-то смысле даже его поддерживающего. Вера в эту незримую, но более могущественную реальность, иногда именуемую миром богов, — основная идея всякой мифологии. Ее называли «вечной философией», так как на нее опирались мифология, ритуальная жизнь и социальная организация всех сообществ до зарождения современной науки, а в большинстве сообществ с традиционным укладом — и в наши дни.
Мифология призвана поддерживать нас в затруднительных ситуациях. В древности она помогала людям найти свое место в мире и свой истинный путь. Всем нам хочется знать, откуда мы пришли, но поскольку истоки человеческого рода теряются во мгле доисторических времен, люди слагали мифы о своих праотцах — мифы, не имеющие отношения к исторической действительности, но помогавшие объяснить особенности их окружения и принятые в обществе обычаи. Точно так же всем нам хочется знать, куда мы идем, и точно так же мы слагаем мифы о загробной жизни. И, наконец, всем нам хочется найти объяснение тем особым мгновениям в нашей жизни, когда нам удается подняться над обыденностью. Мы чувствуем, что человек и материальный мир содержат в себе нечто большее, чем можно увидеть глазами, и это чувство находит выражение в «вечной философии».
Также мифология, подобно музыке и поэзии, призвана пробуждать в человеке состояние экстаза — даже перед лицом отчаяния, охватывающего нас при мысли о смерти. И если миф на это не способен, значит, он отжил свое и утратил всякую ценность.
Изучение мифов показало, что при всем их многообразии ряд мифологических мотивов устойчиво повторяется, перемещаясь из одних мифологических систем в другие. Это свидетельствует о том, что первобытного человека волновали одни и те же вопросы, независимо от места его жизнедеятельности. Анализ множества мифов позволил выделить ряд наиболее значимых сюжетов, присутствующих во всех мифологических системах, и составить классификацию мифов.
Общемировая классификация мифов включает в себя:
1) Мифы о животных;
2) Мифы о происхождении солнца, луны, звезд (соответственно солярные, лунарные и астральные);
3) Космогонические мифы;
4) Эсхатологические мифы;
5) Антропологические мифы;
6) Мифы о культурных героях;
7) Календарные мифы;
8) Близнечные мифы;
9) Мифы о непорочном зачатии.
Данная классификация основывается на европейских мифах, которые полностью ее иллюстрируют. Китайская же мифология только частично соотносится с общемировой классификацией мифов, т. к. на каждый из ее видов хоть и можно привести пример (иногда и несколько) из китайской мифологии, но все-таки в ходе ознакомления с сюжетами мифов Древнего Китая были замечены и свои особенности, отличающие китайскую мифологию от общемировых стандартов:
- во-первых, одной из принципиально важных особенностей китайской мифологии является эвгемеризация или историзация мифологических персонажей, которые, под влиянием рационального конфуцианства истолковывались как жившие в глубокой древности политические деятели. Древние божества часто выступают как правители и обозначаются термином ди - «император», их помощники и окружение воспринимаются как сановники, хотя все действие отнесено к далёкому мифологическому времени, когда не было и не могло быть подобной иерархии, напоминающей развитое рабовладельческое или феодальное общество;
- во-вторых, когда речь идёт, например, о греческой мифологии, то подразумевается одна мифологическая система, один пантеон божеств и древних могучих героев. У китайцев же можно условно выделить несколько различных мифологических систем: древняя народная мифология, которую можно сопоставить с античной, египетской и мифологическими преданиями других древних народов и которой посвящена эта книга; затем возникшая уже в средневековый период даосская мифология, буддийская, пришедшая в Китай из Индии в начале нашей эры со своим пантеоном божеств, и, наконец, поздняя народная мифология, сложившаяся постепенно на протяжении последних двух тысяч лет. Все эти мифологические системы отличаются не только пантеоном своих героев, на них наложило отпечаток и время создания. Древняя мифология объясняет мир, его создание, рассказывает о фантастических чудовищах и необычайных обитателях далёких земель. Герои буддийских и даосских мифов более антропоморфны, очеловечены, они не участвуют в творении Вселенной, а действуют уже среди привычной нам природы и людей.
У даосской и поздней народной мифологии есть одна общая черта - среди их героев много обожествленных реальных исторических персонажей, в биографии которых причудливо вплетаются рассказы о чудесах и таинственных превращениях. Закрепление буддизма на новой национальной почве в первых веках нашей эры, постепенное превращение даосизма из философского учения в религиозную систему ускоряют вытеснение древней системы мифологических представлений и образов.
Но некоторые образы древней мифологии были перенесены в даосский пантеон. Так, например, даосы не только заимствовали образ Си-ван-му, но и
вдохнули в него новую жизнь. Они создали новые сказания о Си-ван-му, а скорее всего переписали древние, бытовавшие в народе. Так появилась легенда о путешествии восьми бессмертных к хозяйке Запада;
- в-третьих, в китайских мифах нет той прекрасной пластичности и стройности греческих богов и героев, они поражают наше воображение скорее смелостью и неожиданностью фантазии. Например, в китайской мифологии есть такие персонажи как Хунь-тунь - Хаос - бесформенная, но живая масса, в которой её друзья пытаются просверлить отверстия, чтобы дать приятелю возможность видеть и слышать, как люди и Шижоу - зрячая плоть - не менее удивительное существо, похожее на печень зверя, но обладающее зрением;
- в-четвёртых, китайская мифология отличается установкой на
конкретное действие и дидактизм. Если в Египте стремились к бессмертию, а в Греции - к постижению гармонии, то трезвомыслящий китаец был убежден, что добродетельная жизнь, в которой соблюдаются существующие нормы и доминирует стремление безупречно исполнять свою работу, и есть единственно возможный человеческий путь. Естественно, мифология, которой так не доверял Конфуций, отразила особенности национальной ментальности: наравне с традиционными воинскими подвигами китайские боги и герои были великими изобретателями благ - гончарами, создателями письменности и музыкальных инструментов, инженерами - рационализаторами (боролись с потопом при помощи строительства каналов) и, конечно, мудрыми правителями;
- в-пятых, в мифологии Древнего Китая подвиги мифических героев воспеваются в песнях, что значительно отличается от европейских мифов, которые дошли до нас уже в поэзии Гесиода и Гомера и в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Это даёт основание предположить, что и в древнем Китае мифы излагались в песенной форме. Такие древние песни сохранились у народа чжуан в юго -восточном Китае, у народов и, мяо и других.
- в-шестых, китайская мифология так же богата и интересна, как и древнегреческая или египетская, но в отличие от последних, которые известны каждому образованному человеку, мифы китайцев до сих пор остаются достоянием немногих специалистов-синологов.
К сожалению, в работах по общей мифологии или первобытной культуре меньше всего ссылок на китайскую мифологию. В конце XIX в. немецкий исследователь Шурц Г. в своей работе «История первобытной культуры», упомянул Китай, только чтобы сказать, что у китайцев нет мифа о потопе. И даже такой знаток фольклора, как английский учёный Дж. Фрезер, собравший около 200 мифов о потопе у разных народов, не знал его китайского варианта.
- в-седьмых, одной из особенностей мифологии Древнего Китая является тот факт, что среди космогонических мифов Древнего Китая выделяются две основные концепции: распределение и преобразование. Согласно одной из них, неодушевленные вещи и живые существа возникают в результате деления хаоса на два первоэлемента - светлое (мужское) начало ян и темное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Так, человек был создан из глины богиней по имени Нюйва, а по другой версии того же мифа, уже сама Нюйва превратилась в предметы и существ, наполняющих мир.
Также ещё одним принципиальным отличием китайской мифологии от европейской и египетской является тот факт, что самым известным культовым животным Китая считается дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. Однако если в мифах европейцев и египтян дракон - воплощение зла, страшного хтонического мира, а сражение с ним - главное испытание, которое проходят все истинные боги и герои от Аполлона и Сигурда до Святого Георгия, то у китайцев дракон воплощает, прежде всего, стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди, многочисленные божества рек и озер тоже представлялись в виде этого животного.
Говоря о космогонических мифах Древнего Китая, появляется самостоятельный вид мифов - мифы о первосоздателях Вселенной, что значительно отличает китайскую мифологию от остальных мифологических систем.
Таким образом, китайская мифология специфична и значительно отличается не только от европейской, но даже от достаточно близкой к ней географически индийской, что, прежде всего, подчеркивает обособленность Китая в древности от других, чужих государств, так называемых «варваров». Вместе с тем, китайская мифология достаточно слабо развита, что объясняется в какой-то мере особенностями китайского мышления, которое отличалось практичностью, склонностью к ритуалу и обращенностью к внешнему.



1. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В. Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 150 с.
2. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / предисл., пер. и комм. Э. М. Яншиной. 2-е изд., испр. М.: Наталис; Рипол Классик, 2004. - 349 с.
3. Кобзев А.И. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2 Мифология. Религия / ред. М.Л. Титаренко, Б.Л. Рифтин, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов, Д.Г. Главева, С.М. Аникеева. - 2007. - 869 с.
4. Лукьянов А.Е. Чтимая книга: Древнекитайские тексты и перевод «Шан шу» («Шу цзин») и «Малого предисловия» («Щу сюй»)[Текст]/ Лукьянов А. Е.- М.: ИДВ РАН, 2014. - 377 с.
5. Хуайнаньцзы. [Текст]/ перевод Л. Померанцева - М.: Наука - Восточная литература, 2016. - 431 с.
6. Цюй Юань. Стихи. [Текст]/ перевод В. Алексеев, Лев Эйдлин, Г.
Монзелер, В. Панасюк, Н. Федоренко - М.: Государственное
издательство художественной литературы, 1954. - 160 с.
7. Чжуан цзы. Чжуаньцзы. [Текст]/ перевод Л. Д. Позднеевой - М.: Пальмира, 2016. - 348 с.
8. Шань хай цзин. [Текст]/ перевод Э. М. Яншиной - М.: Наука, 1977. - 529 с.
9. 1990. - 401 Ж. (И цзин. Пекин. Китайская общественная пресса, 1990. - 401 с.)
10. 1986. - 308 Ж . (Шань хай цзин. Сычуаньская академия общественных наук, 1986. - 308 с.)
11. Eberhard W. The Local Cultures of South and East China / Transl. from
German by A. Eberhard. Leiden: E. J. Brill, 1968.
Литература на русском языке
12. Алексеев В.М. В старом Китае, М.: Восточная литература, 1958. - 385с.
13. Армстронг К. Краткая история мифа. М.: Эксмо, 2011. - 428 с.
14. Армстронг К. Поля крови: Религия и история насилия. - М.: Альпина нон-фикшн. 2019. - 536 с.
15. Атаманова Е.А., Тихонова Е.В. Образы героев китайских мифов в
китайских недоговорках. /Атаманова Е.А., Тихонова Е.В. // Материалы Первой Международной молодежной научно-практической
конференции (Томск, 28-29 апреля 2014 г.): [тез. докл.] / НИ ТГУ. - 2014. - С. 1-3.
16. Афанасьев А. Н. «Древо жизни: Избранные статьи». М.: «Издательство Современник» (Б-ка «Любителям российской словесности»), 1982. - 37 с.
17. Бейнс Д. Миф и литература. B Lonrieno. Антонио. Древнеегипетская литература: история и формы. Cornell University Press. 2005. - 365 c.
18. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977.
- 542 с.
19. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970.
- 480 с.
20. Вернер, Э. Мифы и легенды Китая [Текст]/ Э. Вернер,- М.: Центрполиграф, 2011. - 256 с.
21. Горелов А.А.. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2008. - 288 с.
22. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс. 1992. - 189 с.
23. Ежов, В. В. Мифы Древнего Китая [Текст]/ В.В. Ежов,- Москва: Астрель, АСТ, 2004. - 496 с.
24. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М. Изд-во: наука, 1990. - 364 с.
25. Инь Шунь, Чжунго гудай миньцзу шэньхуа юй вэньхуа -чжи яньцзю (Исследования древних национальных мифов и культуры Китая), Тайбэй, 1975. - 583 с.
26. Йохан Хейзинг. Человек играющий. СПб., 2011. - 281 с.
27. Комиссаров С.А., Кудинова М.А. Образ небесного пса в китайской мифологии. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 4: Востоковедение. С. 70-79.
28. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 2003. - 416 с.;
29. Кравцова М.Е. «История культуры Китая», СПб, 2003 - 416с.
30. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. М.: Издательство АСТ. 2018. - 104 с.
31. Лазарчук Д. Мифы и предания Древнего Рима. М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение. 2014. - 69 с.
32. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М., 1994. - 265 с.
33. Ли Гэнь, Шантурова Г.А. К вопросу о концепте «лиса» в русской и китайской картине мира. / Ли Гэнь, Шантурова Г.А. // Международная студенческая научно-практическая конференция « В мире русского языка и русской культуры» (Москва, 27 апреля 2017 г.): [тез. докл.] / Гос. ИРЯ им А.С. Пушкина. - 2017. - С. 1-3.
34. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: ЧеРо, 1998. - 5 с.
35. М. Грант. Цивилизация Древнего Рима. М.: Центрполиграф. 2003. - 105 с.
36. Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и
сакральный экстаз. — М.: Алетейя: Культурный центр «Новый
Акрополь», 2006. - 9 с.
37. Маслов, А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала [Текст]/ А.А. Маслов.- М.: Алетейя, 2003. - 376 с.
38. Матье М.Э. Мифы Древнего Египта. Л.: Государственный Эрмитаж, 1940. - 116 с.
39. Мелетинский Е. М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. - 76 с.
40. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Академический проект. 2012. - 336 с.
41. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Издательский дом: Агентство «Фаир», 1998. - 206 с.
42. Митрохин Л. Н. Мифология // Философский словарь. М., 1997. - 59 с.
43. Мифы и фольклор // Мечковская Н. Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Издательский дом : Агентство «Фаир», 1998. - 206 с.
44. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. - М., 1992. - 387 с.
45. Панкин С. Мифологический эпос и фольклор. «История и теория религий». М., 2001. - 109 с.
46. Панкова К.С. Дракон в китайской мифологии. / Панкова К.С. // Материалы международной научно-практической конференция (Иркутск, 27 апреля 2015 г.): [тез. докл.] / МГЛУ ЕАЛИ. - 2015. - С. 1¬4.
47. Пивоев, В. М. Философия истории. Учебное пособие для студентов исторических факультетов [Текст]/ В. М. Пивоев, - Москва: Директ- Медиа, 2013. - 134 с.
48. Померанцева, Л.Е. Мифотворчество как искусство - на материале главы "Небесный узор" из "Хуайнаньцзы", II в. до н.э. // Научная конференция "Ломоносовские чтения". Апрель. 2003. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2002. - 205 с.
49. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб: Издательство «Петро — РИФ», 1993. - 274 с.
50. Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991. - 547 с.
51. Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979. - С. 10-79.
52. Серебряный С. Д. // Великий князь — Восходящий узел орбиты. — М.: Большая российская энциклопедия, 2006. - 418 с.
53. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. - 66 с.
54. Титаренко М.Л., Кобзев А.И., Лукьянов А.Е. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Том 2. Мифология. [Текст]/ М. Л. Титаренко,- Москва: Издательство «Восточная литература», 2007. - 431 с.
55. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина / Пер. с англ. И. Утехина. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. - 543 с.
56. Чекулаева Е.О. Великие мифы. СПб: Астрель. 2003. - 104 с.
57. Швец Н.Н. Словарь египетской мифологии. — М.: ЗАО
«Центрполиграф», 2008. - 252 с.
58. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проспект, 2010. - 214 с.
59. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: Алетейя, 1998. - 176 с.
60. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994. - 289 с.
61. Юань Кэ. Изучение китайской мифологии [Текст]/ Кэ Ю.,- М.: Наука, 1987. - 177 с.
62. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. - М.: Наука, 1965. - 247 с.
63. Юнг, К.Г. Душа и миф [Текст]/ К.Г. Юнг.- Киев, ГБДЮ, 1995. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ