Вводная часть
Глава 1. Роль Китая в развитии и урегулировании Северокорейской ядерной проблемы в период с 1980-х годов до начала XXI века
1.1 Возникновение ядерного проекта КНДР
1.2 Политико-экономические отношения КНДР и Китая в конце XX — начале XXI века
1.3 Ядерные кризисы на Корейском полуострове
Глава 2. Современное состояние северокорейской ядерной проблемы
2.1 Положение дел в регионе после прихода к власти Ким Чен Ына
2.1 Шаги международного сообщества по урегулированию ядерной проблемы КНДР на современном этапе
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Актуальность исследования. Корейский полуостров более шестидесяти лет является важной частью мировой геополитики. Обстановка в этом регионе характеризуется перманентным возрастанием напряженности отношений между КНДР и Республикой Корея.
Острота проблем на Корейском полуострове не вызывает сомнений. Урегулировать северокорейский ядерный кризис не удается уже более пятнадцати лет, вместе с тем идет активный поиск путей его разрешения. Реальная угроза служит катализатором активизации международных дипломатических усилий по устранению коренных противоречий этой непростой ситуации, которая нуждается в научно-политологическом осмыслении. Требуется внимательное отслеживание происходящих событий, объективная оценка действий всех заинтересованных стран-соседей, а в особенности Китая, который после распада СССР и окончания «Холодной войны» остается главным союзником и "единственной опорой" КНДР, как в экономическом, так и военно-политическом отношении. Китайские исследователи утверждают, что в XXI веке Китай - единственная страна, к голосу которой хоть как-то прислушивается Пхеньян, и ни одно государство не может так повлиять на США и Северную Корею как Китай, который играет крайне важную роль в развитии и построении механизма переговоров.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена продолжающейся нестабильностью на Корейском полуострове, остротой проблемы корейского ядерного кризиса, и поиском путей его разрешения. Нарастание напряженности вокруг ядерной программы КНДР является местом пересечения интересов таких великих держав как США, Россия, Япония и Китай, объективная оценка роли которого без сомнения требует рассмотрения в отечественной политической науке.
Объектом исследования в работе является политика КНР на Корейском полуострове во второй половине XX - начале XXI в., ее цели, инструменты, основные результаты.
Предмет исследования - проблема ядерной безопасности КНДР и позиция Китая.
Историография. Научное осмысление региональной безопасности в Северо-Восточной Азии, а также сотрудничество КНР и КНДР стало в последнее время одним из важных направлений в научных исследованиях. Опубликованную по этой проблеме литературу условно можно разделить на три группы.
Первую группу составляют работы китайских ученых: Сун Имин, Сюй Яньгуй, Лэй Тин, Чжань Бужэнь, Чан Янь и др. Проанализированные работы известных китайских политологов позволили извлечь из них интересные и важные оценки, факты, выводы по внешней политике Китая, Северной Кореи, отношениям между КНР и КНДР . Обращает на себя внимание достаточно большой разброс мнений китайских авторов относительно перспектив внутреннего развития и внешней политики КНДР, целесообразности для КНР сближения с Северной Кореей. Авторы придерживаются различных взглядов на обстановку в районе Корейского полуострова, но большинство сходится во мнении, что в интересах международной безопасности важно не допустить военного конфликта и решать существующие проблемы путем мирных переговоров. При этом китайские исследователи считают, что независимо от результатов посреднических действий, сам дипломатический процесс является процессом управления конфликтами и закладывает необходимую основу для урегулирования кризиса. Например, Лю Сюэчэн отмечает, что благодаря дипломатическим усилиям Китая удалось остановить ядерную программу КНДР, а многосторонние переговоры оказали роль «шлюза» в вопросе военного противостояния Север-Юг и предотвращении крупномасштабной войны. По мнению автора, важная роль в переговорном процессе на Корейском полуострове принадлежит превентивной дипломатии. Другой китайский исследователь Чжу Фэн убежден, что «ни одно государство не может так повлиять на США и Северную Корею как Китай, который играет крайне важную роль в развитии и построении механизма переговоров.
Вторую группу представляют труды российских ученых М. Л. Титаренко, Ю. М. Галеновича, В. Л. Ларина, А. А. Свешникова. Выводы и оценки, сделанные в их публикациях, послужили серьезными ориентирами в работе над исследованием. Разработке проблем современного взаимодействия Китая и КНДР в регионе СВА и их двусторонних отношений посвятили свои труды Тихомиров В. Д., Забровская Л. В., Денисов В. И., Ткаченко В.П, др. Особо следует отметить книгу А. Г. Яковлева, посвященную актуальным международным и политическим вопросам рубежа ХХ-ХХ1 вв., в том числе Северо-Восточной Азии.
К третьей группе научных публикаций отнесены труды известных западных политологов, изучающих проблемы китайско-корейских отношений через призму региональной безопасности в субрегионе СВА: А. Барнетта, Р. Бернстайна, Р. Халлорана, Дж. Сигала. В русле концептуальных предпосылок развития китайско-корейского взаимодействия на международной арене западные исследователи рассматривают геоэкономические, социокультурные, военно-политические и другие факторы двустороннего сотрудничества.
Знакомство с работами этих авторов позволило выявить степень разработанности исследуемой проблемы на международном уровне, восполнить недостаток фактического материала по некоторым вопросам региональной безопасности в СВА. Однако ни в одной из перечисленных групп научных публикаций проблема региональной безопасности в СВА в контексте конкретно китайско-северокорейских отношений комплексно не исследовалась и не решалась.
Цель исследования - проанализировать влияние КНР на северокорейскую ядерную проблему во второй половине XX - начале XXI в., показать роль дипломатии КНР в решении ядерной проблемы КНДР.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач.
1. Выяснить причины возникновения ядерного проекта КНДР.
2. Проанализировать политико-экономические отношения КНДР и Китая как фактор, влияющий на северокорейскую ядерную проблему.
3. Изучить северокорейские ядерные кризисы и роль Китая в их урегулировании.
4. Проанализировать развитие ядерной проблемы КНДР на современном этапе, а также шаги Китая и международного сообщества по ее урегулированию.
Хронологические рамки охватывают период с 1980-х годов до начала XXI века. В данный период происходило качественное изменение характера китайско-северокорейских межгосударственных связей, их целей и методов реализации. В это время Пхеньяном окончательно сформировалась стратегия «ядерной торговли», которая предполагает скорее манипулирование угрозой войны, чем ее действительное развязывание. Этот отрезок времени охватывает события и процессы, важные для понимания и обобщения причин возникновения ядерного кризиса на Корейском полуострове, для поиска путей выхода из создавшегося положения.
Методологической основой исследования выступила концепция многофакторного равновесия, которая позволяет проводить анализ динамики и преемственности межгосударственных отношений в широких исторических рамках на основе баланса интересов. Подход дает возможность рассматривать политические и экономические проблемы, проблемы безопасности и экономики в комплексной взаимосвязи, задает этой взаимосвязи новые измерения, такие, как например возможность проанализировать взаимосвязь безопасности и экономики, и ряд других сочетаний факторов развития, которые не могут быть проанализированы в рамках других подходов. Предлагаемый концептуальный подход делает возможным пронаблюдать взаимную динамику различных факторов в исторической перспективе, а следовательно, увязать прошлое и настоящее, что чрезвычайно трудно сделать в чисто историческом исследовании.
Использовались вспомогательные методы исследования. Историко-генетический метод позволил изучить северокорейскую проблему в ее развитии на разных этапах. Проблемно-хронологический метод позволил расчленить тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается отдельно.
Анализ источниковой базы. Решение задач исследования стало возможным благодаря изучению широкого круга источников и прежде всего официальных документов КНР и КНДР. Наибольшую ценность для понимания мотивов, целей, направлений внешнеполитического курса Пекина представляют материалы XIV - XVII съездов КПК, пленумов ЦК КПК, сессий ВСНП, различные постановления и законы, принятые органами власти Китая. Исследуя их, автор учитывал то обстоятельство, что они, как правило, являются концептуальной основой проводимого Пекином внешнеполитического курса, как в отношении КНДР, так и других стран региона. Так, например текст Новогодней Речи Ким Чен Ына за 2018 г. помог определить одну из причин резкого изменения ситуации в регионе в 2018 году, помог понять мотивы изменившейся политики КНДР.
Источниками материала для данной работы также послужили различные нормативно-правовые документы многие, из которых были рассекречены относительно недавно. Первую и главенствующую роль среди этих документов занимают отчеты посольств в КНДР некоторых государств восточного блока, а именно Чехословакии, СССР и Венгрии. Важную роль для исследования внесли также задокументированные диалоги различных политических деятелей . Например, анализ диалога между советским представителем в Северной Корее Василием Московским и министром иностранных дел КНДР Пак Сон Чхоль от 24 августа 1962 г. помог взглянуть на развитие северокорейского ядерного проекта изнутри, с новой интересной стороны, предоставил важную для исследования фактическую информацию.
Исследование также было бы невозможным без изучения, в том числе официальных документов ООН, в частности Устава Организации Объединенных Наций, а также документов, касающихся проблем ядерной безопасности: Резолюции Совета безопасности ООН от 25 мая 1995 г. о северокорейской ядерной программе, Резолюции Совета безопасности ООН от 14 октября 2006 г. о санкциях против КНДР и др. В работе использованы также положения Рамочного соглашения между США и КНДР от 21 октября 1994 г. Были изучены официальные документы правительства и правящей партии КНДР — Трудовой Партии Кореи. Из южнокорейских источников использованы доклады, аналитические записки различных министерств и ведомств Республики Корея по ядерному кризису.
При выявлении сущности вопросов исследования большую ценность представляла периодическая печать КНР и РФ за 1994 - 2019 гг. Важным источником для работы послужили материалы, опубликованные в периодических изданиях КНР. Обращение к этим источникам было обусловлено, прежде всего, спецификой китайских СМИ, которая проявляется в том, что, как правило, публикуемые в них материалы отражают официальную позицию Пекина как в отношении всего внешнеполитического курса КНР, так и взгляды китайского руководства на конкретные международные проблемы. В связи с этим особое внимание уделялось официальному печатному органу ЦК КПК «Жэньминь жибао». Среди российских периодических изданий особое место в свете исследуемой темы занимают центральные и региональные газеты: «Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Владивосток», журналы «Проблемы Дальнего Востока», «Мировая экономика и международные отношения», «Новое время», «Международная жизнь», «Азия и Африка сегодня», и др.
Сведения об апробации. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на VII Региональной конференции “Мой выбор - НАУКА!” (г. Барнаул, 2020 г.).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка источников и литературы. Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрывается степень ее научной разработки, определяются предмет, цели, задачи исследования, а также методологическая и источниковая база. За введением следует основной текст работы. В первой главе подробно рассматривается история возникновения ядерной проблемы КНДР, анализируются различные факторы, повлиявшие на ее развитие. Также в этой главе рассматриваются политико-экономические отношения КНДР и Китая как фактор, влияющий на положение дел в регионе. Далее в главе анализируются ядерные кризисы, происходившие на корейском полуострове, их причины и последствия. Рассматривается деятельность международного сообщества по разрешению их урегулированию. Во второй главе рассмотрена роль политики Китая в рамках возникновения новой ситуации в регионе, обусловленной приходом к власти Ким Чен Ына. Также в главе говорится о современном состоянии и перспективах разрешения ядерной проблемы корейского полуострова. Дается оценка предпринимаемым КНР шагам в этом направлении.
Первоначальная роль Китая в зарождении ядерной программы КНДР заключается в том, что КНР, преследуя исключительно свои собственные интересы, использовал Северную Корею в противостоянии с СССР. Пытаясь перетянуть КНДР на свою сторону, оказывая помощь КНДР в сфере ядерной энергетики, ракетного вооружения, образования, ни одна из сторон не смогла адекватно спрогнозировать потенциальные риски своей политики. Важная роль Китая заключается также и в том, что китайская военная ядерная программа еще больше вдохновила Пхеньян, поскольку она четко на собственном примере продемонстрировала, возможность ядерной самообеспеченности.
КНДР, будучи все еще очень зависимым от Китая в экономическом плане государством, тем не менее, потеряла огромную долю доверия к своему соседу в начале 1990-х гг. Официальное признание РК Китаем ясно дало КНДР понять, что надеяться они могут только на собственные силы.
Однако в начале XXI в. после распада СССР, окончания холодной войны, Китай стал для КНДР если не единственным, то, безусловно, важнейшим союзником, как в экономическом, так и в военном отношении. Китай сделал немало, чтобы не допустить дестабилизации обстановки в Северной Корее, которая столкнулась с большими трудностями: смерть Ким Ир Сена - 1994 г., военно-политическое и экономическое давление со стороны США, Японии, РК и других стран, международные санкции, др. Принятая в КНДР на вооружение с 1995 г. линия на усиление милитаризации страны, усиленная индоктринация общества - внедрение идей «чучхе», завели страну в тупик. Китай оказал существенную помощь КНДР энергоносителями, продовольствием. К началу XXI в. выросли объемы двусторонней торговли. Между Китаем и КНДР усилились связи и сотрудничество по военной линии. Международная изоляция, в которую загоняют Пхеньян США и их союзники, не оставили ему других возможностей, кроме как идти на дальнейшее политическое и экономическое сближение с Китаем.
Осенью 2002 г. на Корейском полуострове вновь вспыхнули противоречия из-за ядерного вопроса. Китай, взявший на себя «роль ответственного большого государства» в вопросе ядерной проблемы Северной Кореи приложил большие дипломатические усилия в ведении шестисторонних переговоров. Вплоть до окончательного замораживания переговорного процесса КНР активно выступала в роли «хозяина костра», налаживая диалог между сторонами и вместе с РФ последовательно выступая за разрешение кризиса политико-дипломатическим путем. При активном участии китайских дипломатов каждый новый раунд переговоров предваряли встречи, сопоставлялись краткосрочные и долгосрочные интересы, обсуждались принципы международного ядерного нераспространения, контроль безопасности и экономического развития. КНР смогла гармонизировать отношения между Соединенными Штатами, как гегемонистского государства, проявляющего неуступчивость с другими странами-участницами в разрешении ядерной проблемы, когда в переговорах возникали трудности. КНР выделяется в качестве наиболее эффективного и разумного участника переговорного процесса. Именно благодаря давлению со стороны Пекина, Пхеньян, в конце концов, согласился на шестисторонние переговоры. Китайское давление не ограничивалось ядерной проблемой, включало «настойчивые рекомендации» прекратить милитаризацию экономики, реформировать ее и открыть внешнему миру.
Смена власти в Северной Корее и избранный новой администрацией политический курс создали новые угрозы безопасности в регионе. Под руководством Ким Чен Ына Северная Корея приступила к интенсивному созданию ядерных сил. К концу 2017 года Северная Корея обладала и оружием массового уничтожения различных типов, и средствами его доставки, способными поразить всю территорию основного предполагаемого противника. События в той или иной степени затронули отношения КНДР со всеми странами, с которыми выстраивалось сотрудничество в течение последних лет. Пекин также был раздражен активизацией и очевидными успехами северокорейской ядерной программы, а также явным нежеланием КНДР следовать рекомендациям Китая сбавить обороты и приостановить дальнейшие ядерные и ракетные испытания. При всей натянутости политических отношений Китай стремился сохранить своё экономическое присутствие в КНДР. План Пекина по снижению военно-политической напряжённости на Корейском полуострове состоял в стратегии «вовлечения КНДР". Китай использовал экономические отношения с КНДР как один из основных рычагов влияния на ситуацию в регионе.
Стало возможно сказать, что китайская политика "вовлечения КНДР" принесла свои плоды, когда в первой половине 2018 г. ситуация на полуострове резко изменилась: от конфронтации стороны вновь вернулись к дипломатическому диалогу, в большой степени благодаря смене позиции КНДР, одним из факторов которой, является дипломатия Китая. В течение 2018 г. было проведено несколько межкорейских саммитов, а также встреч между Ким Чен Ыном и президентом США Д. Трампом, результатом которых стало подписание ряда документов, закрепивших принцип безъядерного режима Корейского полуостров. КНДР ввела односторонний мораторий на проведение ядерных испытаний и испытаний МБР.
Несмотря на то, что полная денуклеаризация и ликвидация всего ракетно-ядерного потенциала вряд ли входит в интересы Северной Кореи, нельзя не отметить, что в настоящее время Пхеньян готов идти на уступки и не нарушает условия моратория: текущая заморозка ядерной программы является важным аргументом в дипломатическом диалоге, результатом которого в будущем может стать значительное укрепление безопасности в регионе и в мире.
Возможность мирового сообщества окончательно разрешить северокорейскую ядерную проблему в решающей степени будет зависеть от того, насколько глубоко Китай мог бы пойти на сотрудничество с США по этому вопросу и как долго Пекин будет ставить свои интересы в сдерживании и противостоянии США выше заинтересованности в ядерном разоружении КНДР.
Наиболее вероятным выбором Китая все же будут усилия по сохранению статус-кво, для китайских лидеров очевидно, что чувствующая себя в относительной безопасности Северная Корея более надёжный партнёр для диалога и площадка для социально-экономического прогресса и реформ, чем находящаяся в международной изоляции страна. Для Китая объединение Кореи - вопрос очень чувствительный. В случае мирного объединения для китайских интересов высок риск того, что объединённая Корея повернётся к экономическому и военному сотрудничеству с США, что усилит их доминирование в регионе и давление на Китай. Смена режима и поглощение КНДР Южной Кореей для КНР вообще недопустимы.
Таким образом, поддержка Китаем Северной Кореи и ее собственный военный потенциал практически гарантируют отсутствие в будущем полномасштабных конфликтов с вовлечением великих держав. Хотя это не исключает локальных стычек, на которые во многом и рассчитывает руководство КНДР, чтобы держать в тонусе население страны, «союзников» и выбивать уступки у международного сообщества. При попытках возобновления переговорного процесса и поиске решения северокорейской проблемы необходимо исходить из отсутствия на сегодняшний день предпосылок для отказа КНДР от ядерного оружия. Помимо того, что она расценивает его в качестве гаранта безопасности страны и сохранения режима, ядерные испытания и ракетные запуски имеют важное внутриполитическое значение для северокорейского руководства. В связи с этим переговорный процесс должен быть прежде всего направлен на замораживание развития ядерной и ракетных программ КНДР в обмен на уменьшение экономического и политического давления.
1. Авианосцы «Карл Винсон» и «Рональд Рейган» покинули Японское море // иРВ: ria.ru/20170606/1495899977.html Дата обращения: 23.11.2019
2. В Сеул прилетели глава КНДР и сестра Ким Чен Ына // ЕЖЕ: rg.ru/2018/02/09/v-seul-priletel-glava-severnoj-korei-i-sestra-kim-chen-yna.html Дата обращения: 30.09.2019
3. Данные китайской таможни // ЕЖЕ: http://www.haiguan.info/Дата обращения: 12.12.2019
4. Диалог между советским представителем в Северной Корее Василием Московским и министром иностранных дел КНДР Пак Сон Чхоль от 24 августа 1962 г. // иРН: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/110598Дата обращения: 12.02.2017
5. Диалог между советским представителем в Северной Корее Василием Московским и послом Чехословакии от 15 апреля 1963 г. // ЕЖЕ: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/110605 Дата обращения: 10.02.2017
6. Диалог между советским представителем в Северной Корее Василием Московским и советскими специалистами в КНДР, 27 сентября. 1963 г., иКЬ: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/116753 Дата обращения 12.02.2017
7. Диалог между советским представителем в Северной Корее Василием Московским и немецким послом от 26 августа. 1963 г. // НКЕ: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/1127746 Дата обращения: 12.02.2017
8. Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия от 17 мая 200 г. // Российская газета. — 2000. — 31 мая.
9. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний / Специальный Комитет по запрещению ядерных испытаний. // Бюллетень. 1996 г.
10. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. // Ведомости СССР. -1963.-№42.
11. Заседание Совета Безопасности ООН. Повестка дня — записка Генерального секретаря. 31 марта 1994 года. — 3 с.
12. Заседание Совета Безопасности ООН. Повестка дня — нераспространение / КНДР. 14 октября 2006 года.
13. Заседание специального комитета при совете министров, 2 апреля 1946 г. // URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/110593Дата обращения 10.02.2017
14. Отчет посольства Венгрии в КНДР министру иностранных дел Венгрии
от 30 июля. 1973 г. // URL:
https://digitalarchive.wilsoncenter.Org/document/115861 Дата обращения: 12.02.2017
15. Отчет посольства Венгрии в КНДР министру иностранных дел Венгрии
от 27 мая 1963 г. // URL:
https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/116753 Дата обращения: 12.02.2017
16. Отчет посольства Венгрии в КНДР министру иностранных дел Венгрии
от 22 ноября. 1973 г. URL:
https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/111467Дата обращения: 11.02.2017
17. Переговоры Ким Чен Ына и Си Цзиньпина состоялись в Пекине // URL: rg.ru/2018/03/28/peregovory-kim-chen-yna-i-si-czinpina-sostoialis-v-pekine.html.
Дата обращения: 30.09.2019
18. Пхеньянская сентябрьская совместная декларация // URL: dprk.ru/nkmedia/phenyanskayasentyabrskaya-sovmestnaya-deklaratsiya. html.
Дата обращения: 2.10.2019
19. Рамочное соглашение между Соединенными Штатами Америки и Корейской Народно-Демократической Республикой. Женева, 21 октября 1994 года.
20. Резолюция СБ ООН 1718 (2006). - ООН // иЯЕ: ййрз://йоситеп1дййз- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/572/09/PDF/N0657209.pdf Дата обращения: 9.11.2019
21. Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской
Федерации и Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики по проблемам Корейского полуострова // 1ЖЕ:
www.mid.ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2807662 Дата обращения: 30.09.2019
22. Текст американо-северокорейского заявления от 12 июня 2018 года //
иИЕ: www.whitehouse.gov/briefings-statements/joint-statement-president-
donald-j-trump-united-states-america-chairman-kimjong-un-democratic-peoples- republic-korea-singapore-summit/ Дата обращения: 30.09.2019
23. Текст Новогодней Речи Ким Чен Ына (2018 г.) // иИЕ: juche-
songun.ru/joomla/index.php?option=com_content&view=article&id=2482:
2018-&catid=1:latest-news&Itemid=50/ Дата обращения: 30.09.2019
24. Текст Пханмунчжомской декларации о мире на Корейском полуострове // 1ЖЕ: dprk.ru/nkmedia/tekst-phanmunchzhomskoy-deklaratsii-o- mire-na-koreyskom-poluostrove.html. Дата обращения: 30.09.2019
25. Трамп не планирует вывод войск из Южной Кореи в рамках сделки с КНДР // ШЕ: ria.ru/20190203/1550319731.html. Дата обращения: 15.10.2019
26. Хронология ядерной программы КНДР ЕЖЕ:
http://www.pircenter. org/static/hronologiya-yadernoj programmy-kndr Дата обращения: 21.03.2018
27. Ядерный прогресс КНДР признан на уровне МАГАТЭ// Военное обозрение. 22.03.2017. иИЕ: https://topwar.ru/111538-yadernyy-progress-kndr- priznan-na-urovne-magate.html) Дата обращения: 3.04.2019 г.
28. Kim Jong Un New Year Address// Korean Central News Agency. 2.01.2017.
URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsfДата
обращения: 1.04.2019 г.
29. Kim Jong Un. Report to the Seventh Congress of the Workers' Party of
Korea on the Work of the Central Committee (Full Text)// Korean Central News Agency. 20.06.2016. URL:
http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsfДата обращения: 1.12.2019 г.
Список литературы
Литература на русском языке
30. Алексеева Т.А. Рациональный эгоизм национального интереса // Полис. Политические исследования. 1995. № 1. С. 92-95.
31. Асмолов К.В. Китайская политика в корейском вопросе: изменения и прогнозы // Россия и Корея в меняющемся мире. М.: ИДВ РАН, 2014. С. 41— 53
32. Асмолов К.В. Современное состояние китайско-корейских отношений // Корейский полуостров в эпоху перемен. Коллективная монография. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 55—68.
33. Воронцов А.В. Корейская проблема в системе международных отношений с середины 80-х до середины 90-х годов XX в. Приложение к монографии В.Д. Тихомирова. С. 270—271.
34. Воронцов А.В. Корейский полуостров в 2014-м: куда качнется маятник? // Азия и Африка сегодня. 2015. №2. С. 46-52.
35. Воронцов А.В. Ядерный кризис на Корейском полуострове в международном контексте // Полвека без войны и мира: Корейский полуостров глазами российских ученых. М., 2003. С. 199-138.
36. Денисов В.И. Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2012. С. 129-139.
37. Денисов В.И. Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2012. С. 129-139.
38. Дьячков И. В. «Немирный атом» Северо-Восточной Азии: корейский узел - М.: МГИМО-Университет, 2016. 239 с.
39. Дьячков И. В. Ракетно-ядерные возможности КНДР сегодня // Восточная Азия в меняющемся мире: Доклады, пред ставленные на VI международной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН (Москва, 29-30 ноября 2018 года). - М.: ИДВ РАН, 2019. С. 91¬100.
40. Дьячков И.В. Эволюция северокорейской ядерной программы в контексте ядерного нераспространения в Северо-Восточной Азии: 2-я половина XX - начало XXI вв.: дисс... канд. ист. н. М., 2015.
41. Дьячков И.В. Ядерная проблема корейского полуострова: подходы к оценке угроз // Вестник ТГУ. 2014. № 2 (130). С. 177-181.
42. Жебин А.З. VII Съезд Трудовой партии Кореи: предварительные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 4. С. 46.
43. Жебин А.З. Северная Корея: бомбы, ракеты, санкции. Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 2-9.
44. Жебин А.З. Ядерная проблема и пути ее решения на Корейском полуострове. Новые вызовы и механизмы безопасности в Восточной Азии. М.: ФОРУМ, 2016. С. 264- 284.
45. Забровская Л.В., Роль делового сотрудничества Китая в решении ядерной проблемы КНДР. - Проблемы национальной стратегии № 4 (49) 2018 С.104-115. // ПРЬ: https://riss.ru/analitycs/53850/Дата обращения: 22.11.2019
46. Казарьян Р.Л. Ракетно-ядерный кризис на Корейском полуострове и позиция России: предыстория, современное состояние, перспективы // Нестабильность геостратегического пространства в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Актуальные проблемы. Сб. Ст. М.: ИВ РАН, 2018. С. 31.
47. Кан Д. Ракетно-ядерная проблема Северной Кореи // Мировая политика. 2015. № 4. С. 66-84.
48. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2009. 680 с.
49. Ланьков А.Н. Кризис 1956 г. и его последствия, 2003 г. // НИТ: http://www.hrono.ru/statii/2003/lan1956.html Дата обращения: 28.02.2018
50. Тихомиров В.Д. Корейская проблема и международные факторы (1945 — начало 80-х годов). М., 1998. С. 100—101.
51. Ткаченко В.П. Корея и ее великий сосед // Корейский полуостров: время новых вызовов. М.: ИДВ РАН, 2009. С. 53—69
52. Толорая Г. Д., Торкунов А. В. Ракетно-ядерная угроза на Корейском
полуострове: причины и меры реагирования. - Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 131-146. // НВЬ:
https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.11Дата обращения: 21.11.2019
53. Торкунов А.В. (Ред.) История Кореи (Новое прочтение). М.: РОССПЭН, 2003. С. 398.
54. Торкунов А.В., Денисов В.И., Вл.Ф. Ли. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М., 2008. С. 225.
55. Худолей К. Корейский кризис и политика России. Мировая политика и международные отношения. 2014. № 1. С. 63-71.
Литература на иностранном языке
1. Сюй Чэнфан, Хэпин фанлюэ — Чжунго вайцзяо цэлюэяньцзю [Стратегия мира - исследования китайской дипломатической стратегии] 4ЬЖ: НЖ Ж^^±, 2001 ^ Бэйцзин: Шиши Чубаньшэ, 2001 нянь [Изд. «Шиши», г. Пекин, 2001 г.]
2. Ли Мин, Наньбэйхань чжэнцзинфачжань юй дунбэйя аньцюань [Роль межкорейского политико¬экономического развития в безопасности Северо-Восточной Азии] // ^4Ь : £ Ш Ж ^ i Тайбэй : Унань чубаньшэ [Издательство «Унань», г. Тайбэй], 1998 г.
3. Чэнь Гуанбин, Чжунгун цзай бэйхань хэу вэйцзи чжи цзяосэ [Роль КПК в ядерном кризисе КНДР] // ^^Й^Й /и^^ Тайвань голи Чжэнчжи дасюэ [Государственный университет Чжэнчжи], 2004 г. URL: http://nccur.lib.nccu.edu.tw//handle/140.119/33852Дата обращения: 02.05.2019
4. Гао Чунъюнь, Чжунгун юй Наньбэйхань гуаньсидэ яньцзю [Исследование отношений КПК с Северной и Южной кореей] // ^ 4Ь: ЮФШЖ Тайбэй: Чжэнчжун шуцзюй [Издательство «Чжэнчжун», г. Тайбэй], 1989 г.
5. Albright D., O'Neill K. Solving the North Korea Nuclear Puzzle. Washington, D.C., Institute for Science and International Security, 2000 // URL: https://catalog.libfl.ru/EdsRecord/edsebk,1613653Дата обращения 09.01.2020
6. Dorell, Oren. How Trump can stop North Korea's nuclear threats against the
U.S.// USA Today. 3.01.2017. URL: http://www.
usatoday.com/story/news/world/2017/01/03/donald-trump-north-korea- nuclearoptions/96121898/Дата обращения: 3.04.2019
7. Hamidi S. Law as discursive resource: the politics of the nuclear/non-nuclear
distinction in the Non-Proliferation Treaty. European Journal of International Relations, 2019 // URL:
http://eds.b.ebscohost.com.ezproxy.libfl.ru:2048/eds/detail/detail?vid=0&sid=e 1b6b12b-c108-4259-871e- e3bf6125f8aa%40sessionmgr103&bdata=Jmxhbmc9cnUmc2l0ZT1lZHMtbGl2 ZSZzY29wZT1zaXRl#AN=edselc.2-52.0-85073949449&db=edselc Дата обращения: 02.01.2020
8. Henderson G.. Korea. The policy of the vortex. Cambridge, London, 1978. Р. 332.
9. Kondapalli S. Securing the Periphery: China-North Korea Security Relations // International Journal of Korean Unification Studies. Seoul. 2006. Vol. 15. No. 2. P. 75.
10. Park Doo-bok. Sino-Korean relations since 1992: Achievements and prospects// East Asian review. Vol. 14. No. 1, Spring 2002. Р. 3—20.
11. Paul K. Former Negotiator Warns Bush: Last Chance for Diplomacy with North
Korea // Arms Control Today — 2003, №9. // URL:
https://catalog.libfl.ru/EdsRecord/edsjsr,edsjsr.23626807Дата обращения: 11.01.2020
12. Romberg A., Michael S. The North Korea Nuclear Crisis: A Strategy for Negotiations. Arms Control Today, No 4 May 2003 // URL: https://catalog.libfl.ru/EdsRecord/edsjsr,edsjsr.23627037Дата обращения: 02.01.2020
13. Wolff R. Walking into trouble // Newsweek. - 2003. - October, 21. - P. 23-24 // URL: https://opac.libfl.ru/opacper/simple-search.htmlДата обращения: 04.01.2020