Особенности дипломатического протокола Китая
|
Введение 3
Глава 1. История дипломатического протокола Китая 12
1.1 История формирования дипломатического протокола и этикета Китая 12
1.2 Современный дипломатический протокол КНР 21
Глава 2. Дипломатический протокол Китая в контексте межкультурной коммуникации 29
2.1 Влияние культуры Китая на дипломатическую традицию стран Азии
(Япония, Южная Корея) 29
2.2 Сравнение западного и восточного дипломатического протокола 48
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Глава 1. История дипломатического протокола Китая 12
1.1 История формирования дипломатического протокола и этикета Китая 12
1.2 Современный дипломатический протокол КНР 21
Глава 2. Дипломатический протокол Китая в контексте межкультурной коммуникации 29
2.1 Влияние культуры Китая на дипломатическую традицию стран Азии
(Япония, Южная Корея) 29
2.2 Сравнение западного и восточного дипломатического протокола 48
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Актуальность исследования обуславливается тем, что дипломатическая культура Китая стала базисом для остальных дипломатических школ стран Восточной Азии в силу некоторых исторически обусловленных факторов и национального этногенеза. Совокупность основных приёмов формального и неформального этикета восточноазиатских стран полностью основывается на Конфуцианских трактатах. Таким образом, в данной работе так же обозначена тема влияния китайского традиционализма на особенности южнокорейского и японского дипломатического протокола и культуры делового общения в целом. Исходя из вышеупомянутого, становится очевидной общая тенденция ведения дипломатических переговоров в странах Восточной Азии. Многочисленные особенности Китайского менталитета и национальной этики чётко обуславливают рамки формального и неформального, делового общения в контексте дипломатического диалога. Моральный и мировоззренческий аспекты культуры стран Восточной Азии создали особенную, характерную для данных стран иерархическую модель международных отношений. Вышеупомянутые особенности менталитета и национальной этики также формируют самобытный стиль дипломатического диалога, результат которого зависит от скрупулёзного соблюдения китайского церемониала всеми участниками переговоров без исключения. В современных условиях, когда международное право и универсальные нормы дипломатического протокола основаны на нормах западной культуры и практики актуальной проблемой является диалог культур Запада и Востока в протокольной дипломатической практике Китая. Несмотря на диалектически развивающийся современный мир сложносочинённых социальных связей, методов и форм общения, стабильными остаются формы и инструменты дипломатической коммуникации, а именно: дипломатический протокол.
Универсальные правовые нормы дипломатического протокола одинаково соблюдаются всеми государствами мира. Ведь именно нормы дипломатического протокола той или иной страны вносят в международное общение некую иерархию, дисциплину и структурируют его. Более того, для решения некоторых дипломатических вопросов от дипломатов, безусловно, требуется доскональное знание дипломатического протокола страны-оппонента в переговорах. Принимая во внимание тот факт, что именно протокол и его скрупулёзное соблюдение всеми участниками дипломатических переговоров являются залогом мирного урегулирования споров в сфере внешних сношений государств, становится очевидной важность данной темы исследовательской работы. Исторически нормы дипломатического протокола любой страны влияют на формирование политического и морального облика государства на международной арене и его внешней политики в целом.
Степень изученности темы. Среди российских исследователей вопросами дипломатического этикета и протокола народов Востока занимались следующие авторы: Казакова И.В, Василенко И.А, Молодякова Э.В, Васильев Л.С., Сагайдак О.П.. Так, в статье Ирины Казаковой подробно рассмотрены все ритуалы китайского этикета от древности до нашего времени, их историческая трансформация и современное применение. Автор статьи прослеживает процесс преемственности в развитии протокольной практики Китая, и делает возможным более глубокое последующее исследование влияния китайской традиции на современный дипломатический протокол Китая и стран Восточной Азии. Основные приёмы современного делового этикета и стиля ведения переговоров Китаем, рассматриваются российским специалистом в вопросах международного протокола и практики переговоров И.А. Василенко. Основным предметом исследования Василенко И.А являются этические нормы общения при деловых контактах в странах Восточной Азии. Автор так же отмечает влияние китайского конфуцианского традиционализма на азиатскую культуру дипломатического общения и формирование особого стиля ведения переговоров, присущего странам данного региона. Более того, основываясь на цитатах и ссылках на научные источники, упомянутые в работе, можно провести объективный сравнительный анализ культур запада и востока и подчеркнуть основные моменты, где существуют определённые различия культурных социальных норм, и, вследствие этого может возникнуть конфликт.
Дипломатический восточный этикет был подробно изучен так же в работе Молодяковой Э.В. Внешняя политика Японии. Данное издание было подготовлено авторским коллективом, представляющим Институт востоковедения РАН, Институт стран Азии и Африки при МГУ и МГИМО. В работе Молодяковой Э.В описаны важнейшие инструменты организации дипломатической службы Японии. В работе рассматривается проблематика преимущества так называемой «нормативной традиции» в современных реалиях. Проблема обозначенного в вышеупомянутой работе исследования заключается в том, что «традиция» задерживает ход истории восточных стран, в силу возможности замедляет её шаги, что в наше чересчур динамичное время следует считать не столько уходящей в прошлое ретроградной реакцией, сколько бесценным для всего общества ритуально-обрядным этикетом.
Работы Илышева А.В «Государственная служба в Японии», Петрова Д. В «Япония в мировой политике» и Гольдберга Д. И «Внешняя политика Японии» дают представление о структуре дипломатического корпуса в Японии. Более того, подробно описаны порядок работ консульств и посольств, существующие нормативные предписания в сфере дипломатических переговоров данной страны.
Исследование В. Алпатова посвящено анализу речевого этикета японцев. Сложный лингвистический анализ автора в вышеупомянутой статье имеет целью показать, как все функции речи и особенно речевого этикета реализуются в Японии на практике. Детально рассматриваются принципы общения в деловом обществе, при дипломатических контактах, фиксируется заметная трансформация описываемых явлений.
Анализируя работы В. Алпатова и Э.В Молодяковой можно сказать, что тема дипломатического протокольного этикета Японии изучена обстоятельным образом, однако, имеет спорные моменты. Например, такой, как понимание традиционного восточного церемониала и обрядности представителями западноевропейской культуры.
Обозначенная проблема является центральной в данной исследовательской работе и была изучена ранее в научном труде Лобова Р.И. «Внешнеполитическая линия Сеула в отношениях: роль внутриполитических факторов». При анализе системы принятия внутриполитических решений в Республике Корея становится очевидным, что ключевое влияние на внешнюю политику страны оказывает её президент, обладающий достаточно широкими полномочиями в принятии решений дипломатического и международного характера. Именно президент страны утверждает внешнеполитическую доктрину, а так же формирует основную повестку для осуществления мероприятий в области внешнеполитических отношений с другими странами. В то же время, согласно Лобову в южнокорейском обществе бытует целый комплекс определённых внутриполитических представлений, которые, с одной стороны, являются отражением исторической памяти корейцев, так и результатом целенаправленной государственной политики с другой стороны. Материалы XIV всероссийской конференции молодых учёных 2014 года под редакцией Ю.В. Латушко и И.В. Ставрова, собранные в книге Межкультурная коммуникация в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история и современность характеризуют весь комплекс особенностей межкультурной коммуникации Южной Кореи с другими странами. Согласно исследовательским данным издания, обязательным условием межкультурной коммуникации является не только наличие общего языка переговоров, каналов информации, но и понимание этических и этнических специфик каждой коммуницирующей страны. Подчеркивается важность большей открытости корейского общества внешнему миру, заинтересованность в сотрудничестве и толерантность по отношению к другим культурам.
Современный дипломатический протокол и особенности переговорного этикета стран Восточной Азии помимо российских исследователей были так же изучены иностранными исследователями. В статье японского автора Сатоши Амако описывается дипломатический стиль Китая, идеологию, согласно которой он выстраивается подобным образом. Основные приёмы современного дипломатического протокола Китая подробно изучены в работах китайских исследователей Чэнь Дуньдэ Синь и Лань Юйчунь. «Дипломатический протокол и этикет» В.П. Егорова и «Дипломатия иностранных государств» Т.В. Зоновой комплексно описывают нормативно-правовые алгоритмы действий дипломатов, регулирующие вопросы современного протокола. Таким образом, проблематика приверженности Восточно-Азиатского протокола традиционализму подробно была изучена вышеупомянутыми исследователями. Китайский современный дипломатический протокол, источники его становления и процесс формирования с Древних времён были так же досконально описаны авторами.
Объектом исследования является - традиции и нормы китайского дипломатического протокола и этикета.
Предмет данного исследования - соотношение и синтез конфуцианской традиции и современных норм в дипломатическом протоколе КНР.
Целью исследовательской работы является анализ основных норм дипломатического этикета, свойственных китайской дипломатии, согласно протоколу и нормам этикета.
Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи исследования:
1. выявить истоки возникновения и формирования дипломатического протокола Китая;
2. проанализировать развитие и изменение основных норм дипломатического протокола Китая в исторической ретроспективе;
3. проанализировать влияние китайский дипломатической традиции на нормы дипломатического протокола Южной Кореи и Японии;
4. рассмотреть проблему взаимодействия культур Востока и Запада в формате дипломатического протокольного церемониала.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, такие как системный подход, исторический, формально-логический и описательный. В процессе анализа процесса складывания дипломатического протокола стран Восточной Азии работе мы опирались на положения цивилизационного подхода. С помощью данного подхода становится возможным более детальное и обоснованное сравнение дипломатических традиций противоположных культур Востока и Запада. Цивилизационный подход был применён к данной исследовательской работе согласно положениям А.В. Виноградова: «Вытолкнув общественный организм традиционных восточных обществ из состояния технологического и социально-политического анабиоза, Запад нарушил естественный ход их истории, создав благоприятные предпосылки для утверждения нового типа развития.».
Хронологические рамки исследования начинаются с периода Чуньцю (VIII—V вв. до н.э.), с первых упоминаний иностранных миссий в Китай, преимущественно миссий вассальных государств, которые отправлялись с целью преподнесения даров китайскому императору. Дипломатические отношения Китая с остальными странами мира с древних времён складывались согласно мировоззрению китайской нации, следовательно, в соответствии с особыми правилами протокольного церемониала. Социально-государственные ценности китайской цивилизации представляли собой образец для других народов. Более того, дипломатический протокол и этикет Китая были укладом политической жизни и международных связей на Востоке в древности. Верхней границей исследования является современная дипломатическая практика, сложившаяся в Китае и станах Восточной Азии (Япония, Южная Корея) на настоящий момент.
Источниковую базу исследования составляют следующие типы источников: современная нормативно-правовая база, мемуарная литература, правовые документы Древнего Китая, стал возможен полноценный анализ Китайского дипломатического поведения в обозначенных хронологических рамках. Источники позволили осуществить анализ поведения дипломатов в процессе переговоров, согласно протокольным и традиционным церемониальным нормам. Были чётко изучены и проанализированы современные приёмы протокольной дипломатии Японии благодаря таким источникам как: работа Накадзимы Б. Японский этикет, в которой описаны основные особенности национального менталитета, которые влияют на протокольную составляющую дипломатии. К историческим нормативно-правовым источникам данной исследовательской работы относится Конфуцианский трактат Ли Цзы - Записки о нормах поведения. Рекомендациями к образцам поведения Древнего Китая являются стратагемы, которые по-прежнему играют значительную роль в принятии решений во время дипломатических встреч китайских дипломатов с иностранными делегациями. В дипломатическом протоколе основным ядром является исторически сложившиеся нормы поведения, поэтому рассмотрение вышеупомянутых тексов было необходимо для составления более детальной картины исследования.
В группе источников современного дипломатического права относятся такие документы как: Венская конвенция о дипломатических сношениях, Руководство по церемониалу для посольств в КНР . Благодаря анализу данных документов стало возможным детальное рассмотрение становления современного дипломатического протокола изучаемой страны и региона. Были определены основные тенденции к унификации и стандартизации норм протокола, согласно современным интернациональным требованиям дипломатического и международного общения. Отдельным документом для рассмотрения в исследовании была взята Голубая книга дипломатии Японии за 2018 год, поскольку данный документ позволяет подчерпнуть основные, использующиеся в современной практике подходы к дипломатии и международным отношениям, основные нормы дипломатического этикета.
Отдельную группу источников составляет мемуарная литература: Того К. 50 лет японской дипломатии, Того С. Воспоминания японского дипломата. Исходя из содержания данных источников, были выделены фундаментальные национальные особенности мировосприятия и менталитета японских дипломатов, которые формировали дипломатический диалог с внешним миром.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. Данная дипломная работа состоит из введения, в котором была обоснована актуальность исследовательской работы и установлена проблема исследования, заключающаяся во влиянии антагонизма Западной и Восточной культур на межкультурную коммуникацию. В первой главе рассматривается хронологический процесс формирования дипломатической протокольной культуры в стране исследования и основные приёмы дипломатического этикета на сегодняшний день. Во второй главе приведён анализ традиционных компонентов дипломатического протокола Китая и их влияние на протокол стран Азии (Япония, Южная Корея). Подробно описан процесс преемственности южнокорейского и японского протокола. Во второй главе рассматривается также проблема межкультурной коммуникации Китая и стран Запада в сфере дипломатических контактов с позиции традиционных аспектов культурного восприятия обеих стран.
Апробация исследования. Отдельные положения работы представлялись на Ломоносовской конференции « Мой выбор - НАУКА!», (город Барнаул, 24 марта 2020 год), тема доклада: «Влияние традиционализма Китая на дипломатический этикет стран Восточной Азии: Япония, Южная Корея»
Универсальные правовые нормы дипломатического протокола одинаково соблюдаются всеми государствами мира. Ведь именно нормы дипломатического протокола той или иной страны вносят в международное общение некую иерархию, дисциплину и структурируют его. Более того, для решения некоторых дипломатических вопросов от дипломатов, безусловно, требуется доскональное знание дипломатического протокола страны-оппонента в переговорах. Принимая во внимание тот факт, что именно протокол и его скрупулёзное соблюдение всеми участниками дипломатических переговоров являются залогом мирного урегулирования споров в сфере внешних сношений государств, становится очевидной важность данной темы исследовательской работы. Исторически нормы дипломатического протокола любой страны влияют на формирование политического и морального облика государства на международной арене и его внешней политики в целом.
Степень изученности темы. Среди российских исследователей вопросами дипломатического этикета и протокола народов Востока занимались следующие авторы: Казакова И.В, Василенко И.А, Молодякова Э.В, Васильев Л.С., Сагайдак О.П.. Так, в статье Ирины Казаковой подробно рассмотрены все ритуалы китайского этикета от древности до нашего времени, их историческая трансформация и современное применение. Автор статьи прослеживает процесс преемственности в развитии протокольной практики Китая, и делает возможным более глубокое последующее исследование влияния китайской традиции на современный дипломатический протокол Китая и стран Восточной Азии. Основные приёмы современного делового этикета и стиля ведения переговоров Китаем, рассматриваются российским специалистом в вопросах международного протокола и практики переговоров И.А. Василенко. Основным предметом исследования Василенко И.А являются этические нормы общения при деловых контактах в странах Восточной Азии. Автор так же отмечает влияние китайского конфуцианского традиционализма на азиатскую культуру дипломатического общения и формирование особого стиля ведения переговоров, присущего странам данного региона. Более того, основываясь на цитатах и ссылках на научные источники, упомянутые в работе, можно провести объективный сравнительный анализ культур запада и востока и подчеркнуть основные моменты, где существуют определённые различия культурных социальных норм, и, вследствие этого может возникнуть конфликт.
Дипломатический восточный этикет был подробно изучен так же в работе Молодяковой Э.В. Внешняя политика Японии. Данное издание было подготовлено авторским коллективом, представляющим Институт востоковедения РАН, Институт стран Азии и Африки при МГУ и МГИМО. В работе Молодяковой Э.В описаны важнейшие инструменты организации дипломатической службы Японии. В работе рассматривается проблематика преимущества так называемой «нормативной традиции» в современных реалиях. Проблема обозначенного в вышеупомянутой работе исследования заключается в том, что «традиция» задерживает ход истории восточных стран, в силу возможности замедляет её шаги, что в наше чересчур динамичное время следует считать не столько уходящей в прошлое ретроградной реакцией, сколько бесценным для всего общества ритуально-обрядным этикетом.
Работы Илышева А.В «Государственная служба в Японии», Петрова Д. В «Япония в мировой политике» и Гольдберга Д. И «Внешняя политика Японии» дают представление о структуре дипломатического корпуса в Японии. Более того, подробно описаны порядок работ консульств и посольств, существующие нормативные предписания в сфере дипломатических переговоров данной страны.
Исследование В. Алпатова посвящено анализу речевого этикета японцев. Сложный лингвистический анализ автора в вышеупомянутой статье имеет целью показать, как все функции речи и особенно речевого этикета реализуются в Японии на практике. Детально рассматриваются принципы общения в деловом обществе, при дипломатических контактах, фиксируется заметная трансформация описываемых явлений.
Анализируя работы В. Алпатова и Э.В Молодяковой можно сказать, что тема дипломатического протокольного этикета Японии изучена обстоятельным образом, однако, имеет спорные моменты. Например, такой, как понимание традиционного восточного церемониала и обрядности представителями западноевропейской культуры.
Обозначенная проблема является центральной в данной исследовательской работе и была изучена ранее в научном труде Лобова Р.И. «Внешнеполитическая линия Сеула в отношениях: роль внутриполитических факторов». При анализе системы принятия внутриполитических решений в Республике Корея становится очевидным, что ключевое влияние на внешнюю политику страны оказывает её президент, обладающий достаточно широкими полномочиями в принятии решений дипломатического и международного характера. Именно президент страны утверждает внешнеполитическую доктрину, а так же формирует основную повестку для осуществления мероприятий в области внешнеполитических отношений с другими странами. В то же время, согласно Лобову в южнокорейском обществе бытует целый комплекс определённых внутриполитических представлений, которые, с одной стороны, являются отражением исторической памяти корейцев, так и результатом целенаправленной государственной политики с другой стороны. Материалы XIV всероссийской конференции молодых учёных 2014 года под редакцией Ю.В. Латушко и И.В. Ставрова, собранные в книге Межкультурная коммуникация в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история и современность характеризуют весь комплекс особенностей межкультурной коммуникации Южной Кореи с другими странами. Согласно исследовательским данным издания, обязательным условием межкультурной коммуникации является не только наличие общего языка переговоров, каналов информации, но и понимание этических и этнических специфик каждой коммуницирующей страны. Подчеркивается важность большей открытости корейского общества внешнему миру, заинтересованность в сотрудничестве и толерантность по отношению к другим культурам.
Современный дипломатический протокол и особенности переговорного этикета стран Восточной Азии помимо российских исследователей были так же изучены иностранными исследователями. В статье японского автора Сатоши Амако описывается дипломатический стиль Китая, идеологию, согласно которой он выстраивается подобным образом. Основные приёмы современного дипломатического протокола Китая подробно изучены в работах китайских исследователей Чэнь Дуньдэ Синь и Лань Юйчунь. «Дипломатический протокол и этикет» В.П. Егорова и «Дипломатия иностранных государств» Т.В. Зоновой комплексно описывают нормативно-правовые алгоритмы действий дипломатов, регулирующие вопросы современного протокола. Таким образом, проблематика приверженности Восточно-Азиатского протокола традиционализму подробно была изучена вышеупомянутыми исследователями. Китайский современный дипломатический протокол, источники его становления и процесс формирования с Древних времён были так же досконально описаны авторами.
Объектом исследования является - традиции и нормы китайского дипломатического протокола и этикета.
Предмет данного исследования - соотношение и синтез конфуцианской традиции и современных норм в дипломатическом протоколе КНР.
Целью исследовательской работы является анализ основных норм дипломатического этикета, свойственных китайской дипломатии, согласно протоколу и нормам этикета.
Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи исследования:
1. выявить истоки возникновения и формирования дипломатического протокола Китая;
2. проанализировать развитие и изменение основных норм дипломатического протокола Китая в исторической ретроспективе;
3. проанализировать влияние китайский дипломатической традиции на нормы дипломатического протокола Южной Кореи и Японии;
4. рассмотреть проблему взаимодействия культур Востока и Запада в формате дипломатического протокольного церемониала.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, такие как системный подход, исторический, формально-логический и описательный. В процессе анализа процесса складывания дипломатического протокола стран Восточной Азии работе мы опирались на положения цивилизационного подхода. С помощью данного подхода становится возможным более детальное и обоснованное сравнение дипломатических традиций противоположных культур Востока и Запада. Цивилизационный подход был применён к данной исследовательской работе согласно положениям А.В. Виноградова: «Вытолкнув общественный организм традиционных восточных обществ из состояния технологического и социально-политического анабиоза, Запад нарушил естественный ход их истории, создав благоприятные предпосылки для утверждения нового типа развития.».
Хронологические рамки исследования начинаются с периода Чуньцю (VIII—V вв. до н.э.), с первых упоминаний иностранных миссий в Китай, преимущественно миссий вассальных государств, которые отправлялись с целью преподнесения даров китайскому императору. Дипломатические отношения Китая с остальными странами мира с древних времён складывались согласно мировоззрению китайской нации, следовательно, в соответствии с особыми правилами протокольного церемониала. Социально-государственные ценности китайской цивилизации представляли собой образец для других народов. Более того, дипломатический протокол и этикет Китая были укладом политической жизни и международных связей на Востоке в древности. Верхней границей исследования является современная дипломатическая практика, сложившаяся в Китае и станах Восточной Азии (Япония, Южная Корея) на настоящий момент.
Источниковую базу исследования составляют следующие типы источников: современная нормативно-правовая база, мемуарная литература, правовые документы Древнего Китая, стал возможен полноценный анализ Китайского дипломатического поведения в обозначенных хронологических рамках. Источники позволили осуществить анализ поведения дипломатов в процессе переговоров, согласно протокольным и традиционным церемониальным нормам. Были чётко изучены и проанализированы современные приёмы протокольной дипломатии Японии благодаря таким источникам как: работа Накадзимы Б. Японский этикет, в которой описаны основные особенности национального менталитета, которые влияют на протокольную составляющую дипломатии. К историческим нормативно-правовым источникам данной исследовательской работы относится Конфуцианский трактат Ли Цзы - Записки о нормах поведения. Рекомендациями к образцам поведения Древнего Китая являются стратагемы, которые по-прежнему играют значительную роль в принятии решений во время дипломатических встреч китайских дипломатов с иностранными делегациями. В дипломатическом протоколе основным ядром является исторически сложившиеся нормы поведения, поэтому рассмотрение вышеупомянутых тексов было необходимо для составления более детальной картины исследования.
В группе источников современного дипломатического права относятся такие документы как: Венская конвенция о дипломатических сношениях, Руководство по церемониалу для посольств в КНР . Благодаря анализу данных документов стало возможным детальное рассмотрение становления современного дипломатического протокола изучаемой страны и региона. Были определены основные тенденции к унификации и стандартизации норм протокола, согласно современным интернациональным требованиям дипломатического и международного общения. Отдельным документом для рассмотрения в исследовании была взята Голубая книга дипломатии Японии за 2018 год, поскольку данный документ позволяет подчерпнуть основные, использующиеся в современной практике подходы к дипломатии и международным отношениям, основные нормы дипломатического этикета.
Отдельную группу источников составляет мемуарная литература: Того К. 50 лет японской дипломатии, Того С. Воспоминания японского дипломата. Исходя из содержания данных источников, были выделены фундаментальные национальные особенности мировосприятия и менталитета японских дипломатов, которые формировали дипломатический диалог с внешним миром.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. Данная дипломная работа состоит из введения, в котором была обоснована актуальность исследовательской работы и установлена проблема исследования, заключающаяся во влиянии антагонизма Западной и Восточной культур на межкультурную коммуникацию. В первой главе рассматривается хронологический процесс формирования дипломатической протокольной культуры в стране исследования и основные приёмы дипломатического этикета на сегодняшний день. Во второй главе приведён анализ традиционных компонентов дипломатического протокола Китая и их влияние на протокол стран Азии (Япония, Южная Корея). Подробно описан процесс преемственности южнокорейского и японского протокола. Во второй главе рассматривается также проблема межкультурной коммуникации Китая и стран Запада в сфере дипломатических контактов с позиции традиционных аспектов культурного восприятия обеих стран.
Апробация исследования. Отдельные положения работы представлялись на Ломоносовской конференции « Мой выбор - НАУКА!», (город Барнаул, 24 марта 2020 год), тема доклада: «Влияние традиционализма Китая на дипломатический этикет стран Восточной Азии: Япония, Южная Корея»
Дипломатический протокол Китая является ярким примером синтеза традиционных конфуцианских этических норм и современных западных правил делового общения. Начиная с древности дипломатический церемониал стран Восточной Азии являлся ключевым инструментом в диалоге с внешним миром, однако, на сегодняшний день, присущий Востоку консерватизм постепенно отходит на второй план, уступая место современным универсальным правилам этикета. В результате проведённого исследования на тему дипломатического протокола Китая были подробно изучены и разобраны основные приёмы протокольного церемониала и этикета китайской дипломатии.
С момента образования первого централизованного государства в Китае его внешняя политика базировалась на концепции срединного государства (Поднебесная центр мира, остальные государства - варвары), что подчеркивалось нормами дипломатического этикета, которые подчеркивали неравноправное положение соседей по отношению к Китаю. Например, протокольный ритуал девяти преклонений коутоу. С началом колониальной эпохи, когда Китай, с свою очередь, занял в системе международных отношений подчиненное, неравноправное по отношению к западным странам место, ему пришлось постепенно смягчать неприемлемый для иностранных послов протокол. Необходимость поддержания дипломатических связей с внешним миром вынудила китайскую дипломатию перейти к более гибкой модели взаимоотношений. Таким образом, дипломатический протокол Китая претерпел изменения в сторону более приемлемого и знакомого иностранным послам церемониала. Тем не менее, Китай сохранил национальные особенности этикетной и протокольной практики в силу высокого влияния конфуцианского традиционализма на все сферы жизни китайского народа. В настоящее время западная протокольная традиция превалирует над традиционными обычаями этикета и церемониальными актами в дипломатической переговорной практике. Дипломатический протокол Китая сегодня - это гармоничное сочетание Восточной этикетной традиции и современных правовых западных норм.
В данной исследовательской работе рассматривается влияние китайского традиционализма на дипломатический протокол Японии и Южной Кореи. Китайская цивилизация сформировалась раньше всех остальных в Восточно-Азиатском регионе, следовательно, её влияние на культуру соседних народов было значительным. Страны Восточной Азии развивали не только собственную культуру, но и языковые традиции, основываясь на китайской исторической традиции. Основные протокольно-этикетные нормы восточноазиатских стран базируются на конфуцианских трактатах. В результате дипломатический протокол и церемониал довольно схож в данных странах, велика склонность к традиционализму. Тем не менее, влияние западной культуры на культуру переговоров стран Восточной Азии существенно. Сравнение этикета стран Восточной Азии и Запада показало, что существенные различия в этикете могут стать причиной нарушения протокола, однако, к настоящему моменту данные различия становятся всё менее и менее ощутимыми. Почтительное отношение к старшим и коллективизм являются отличительными чертами Восточно-Азиатского дипломатического этикета. Западный этикет, в свою очередь, допускает соблюдение только должностного старшинства в дипломатическом этикете. Индивидуализм превалирует в самосознании западного человека, член делегации - часть коллектива, но, в то же время, может руководствоваться собственными интересами. Одинаковыми нормами протокольной практики, характерными как для западного, так и для восточного стиля ведения переговоров, являются общепринятые правила поведения и этикета, закреплённые Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.
В заключение данной выпускной квалификационной работы стоит подчеркнуть, что данная тема была подробно изучена относительно поставленных задач. Влияние китайского дипломатического протокола на протокол Японии и Южной Кореи велико в культурном, морально-этическом и в лингвистическом плане. Взаимодействие культур Востока и Запада в сфере переговоров и дипломатических сношений более продуктивно на сегодняшний день, по сравнению с древностью и средневековьем, так как Восточная культура перестала быть замкнутой и вобрала в себя много особенностей западного дипломатического протокола. Знание церемониала и культурных традиций страны пребывания необходимо для любого члена дипломатической делегации и работника сферы международных коммуникаций для успешного выстраивания дипломатического диалога в современных условиях.
С момента образования первого централизованного государства в Китае его внешняя политика базировалась на концепции срединного государства (Поднебесная центр мира, остальные государства - варвары), что подчеркивалось нормами дипломатического этикета, которые подчеркивали неравноправное положение соседей по отношению к Китаю. Например, протокольный ритуал девяти преклонений коутоу. С началом колониальной эпохи, когда Китай, с свою очередь, занял в системе международных отношений подчиненное, неравноправное по отношению к западным странам место, ему пришлось постепенно смягчать неприемлемый для иностранных послов протокол. Необходимость поддержания дипломатических связей с внешним миром вынудила китайскую дипломатию перейти к более гибкой модели взаимоотношений. Таким образом, дипломатический протокол Китая претерпел изменения в сторону более приемлемого и знакомого иностранным послам церемониала. Тем не менее, Китай сохранил национальные особенности этикетной и протокольной практики в силу высокого влияния конфуцианского традиционализма на все сферы жизни китайского народа. В настоящее время западная протокольная традиция превалирует над традиционными обычаями этикета и церемониальными актами в дипломатической переговорной практике. Дипломатический протокол Китая сегодня - это гармоничное сочетание Восточной этикетной традиции и современных правовых западных норм.
В данной исследовательской работе рассматривается влияние китайского традиционализма на дипломатический протокол Японии и Южной Кореи. Китайская цивилизация сформировалась раньше всех остальных в Восточно-Азиатском регионе, следовательно, её влияние на культуру соседних народов было значительным. Страны Восточной Азии развивали не только собственную культуру, но и языковые традиции, основываясь на китайской исторической традиции. Основные протокольно-этикетные нормы восточноазиатских стран базируются на конфуцианских трактатах. В результате дипломатический протокол и церемониал довольно схож в данных странах, велика склонность к традиционализму. Тем не менее, влияние западной культуры на культуру переговоров стран Восточной Азии существенно. Сравнение этикета стран Восточной Азии и Запада показало, что существенные различия в этикете могут стать причиной нарушения протокола, однако, к настоящему моменту данные различия становятся всё менее и менее ощутимыми. Почтительное отношение к старшим и коллективизм являются отличительными чертами Восточно-Азиатского дипломатического этикета. Западный этикет, в свою очередь, допускает соблюдение только должностного старшинства в дипломатическом этикете. Индивидуализм превалирует в самосознании западного человека, член делегации - часть коллектива, но, в то же время, может руководствоваться собственными интересами. Одинаковыми нормами протокольной практики, характерными как для западного, так и для восточного стиля ведения переговоров, являются общепринятые правила поведения и этикета, закреплённые Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.
В заключение данной выпускной квалификационной работы стоит подчеркнуть, что данная тема была подробно изучена относительно поставленных задач. Влияние китайского дипломатического протокола на протокол Японии и Южной Кореи велико в культурном, морально-этическом и в лингвистическом плане. Взаимодействие культур Востока и Запада в сфере переговоров и дипломатических сношений более продуктивно на сегодняшний день, по сравнению с древностью и средневековьем, так как Восточная культура перестала быть замкнутой и вобрала в себя много особенностей западного дипломатического протокола. Знание церемониала и культурных традиций страны пребывания необходимо для любого члена дипломатической делегации и работника сферы международных коммуникаций для успешного выстраивания дипломатического диалога в современных условиях.
Подобные работы
- Особенности дипломатического дискурса (на примере международных встреч В.В. Путина)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Китай, Англия, США: политико-дипломатические отношения (1898-1949 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Основные направления международного сотрудничества России и Китая в
конце XX - начале XXI вв.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА СОВЕТСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДО 1939 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - «Китайский фактор» в международной политике на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - АСЕАН В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИИ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Урегулирование пограничных конфликтов между КНР и постсоветским странами Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Особенности государственной службы в органах МВД по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021



